Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.

10 стр. Л/Г «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15-21 октября 1993 года -------------------- — Морская статистика ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ Согласно последним д а н ­ ным, опубликованным Регист­ ром Ллойда о постройке морских судов тоннажем (вало­ вой вместимостью ) каж дое 100 pe r. т и более, в 1991 г. на вер­ фях во всем мире построено 1574 судна всех типов и назна­ чений. Их общий тоннаж с о ­ ставляет 16095105 per. т. По сравнению с 1990 г. количество построенных в 1991 г. судов было меньше на 98 ед ., в то же время их суммарный тоннаж по сравнению с 1990 г. увеличил ­ ся на 209730 per. т. На 1991 г. на верфи всего мира поступили заказы на по ­ стройку судов общим тонна­ жем 19,9 млн. per. т, что почти на 3,8 млн. per, т выше тоннажа готовых судов. Данные по странам, зан и ­ мавшим лидирующ ее положе ­ ние в мировом судостроении гражданских морских судов в 1991 г., приведены в табл. 1. строением (более 1000 pe r. т) занимались только Германия и Норвегия. Как и в предыдущ ие годы, больше всего рыбопромысло­ вых судов построено в 1991 г. на верфях Японии - 112 ед . (в 1990 г. - 131 ед .). В Испании число построенных рыбопро ­ мысловых судов уменьшается вот уж е в течение трех по сл е д ­ них лет: в 1989 г. - 120 ед ., в 1990 г. - 78 ед ., а в 1991 г. - только 40 ед. На верфях др у гих стран, не попавших в ведущ ую ■‘ десят ­ к у ” , в 1991 г. было построено : в Италии - 3 судна (2288 per. т), Португалии - 8 (1353), Ю го с ­ лавии - 5 (1297), М е кси ке - 1 (1178), Австралии - 2 (902), И н ­ дии - 6 (901), Канаде - 5 (707), Аргентине - 5 (696), Греции - 2 (563), Египте - 1 (535), И слан ­ дии - 1 (480), Великобритании - 1 (241) и Южной Африке - 1 судно тоннажем 121 per. т. В 1991 г. для последующей достройки на плаву было с п у ­ щено на воду рыбопромысло­ вых судов общим тоннажем 194745 per. т. Данные по ве­ дущ им странам приведены в табл. 3. Таблица 1 Страна Построенный Тоннаж 1991 тоннаж, рег.т. г. по сравне­ нию с 1990 г., per. т. Япония 7282756 +458637 Южная Корея 3496693 +36907 КНР (С о-вом 309823 - 57003 Тайвань) Германия (513764) 774502 (-153456) - 81569 Италия 499896 + 128086 Дания 441586 + 46909 Югославия 355173 - 101680 Таблица 3 В 1991 г. на долю Японии 21,8%). Рыбопромысловый флот в 1991 г. строили на верфях 26 стран. За год построено 367 с у ­ дов общим тоннажем 2377У4 per. т, что на 131 ед . и 96223 per. т меньше, чем в 1990 г. Уже третий год отмечается спад в мировом рыбопромыс­ ловом судостроении . На верфях бывшего СССР в 1991 г. построено 61 рыбопро­ мысловое судно общим тонна ­ жем 65537 per. т. Среднестати ­ стический тоннаж одного по ­ строенного судна - 1074 per. т. При этом Л лойд отмечает, что по бывшему СССР нет до сто ­ верной информации. В показателях по Германии Регистр Ллойда учитывает со ­ вокупные данные о судострое ­ нии в ФРГ и бывшей ГДР. Анализируя показатели табл. 2, следует отметить не ­ значительное увеличение в 1991 г. (на 667 pe r. т) по срав­ нению с 1990 г. тоннажа рыбо­ промысловых судов, построенных во Франции . Число Тоннаж, per. т Страны судов, ед с ум ­ марный ср е д н е ­ статис­ тический одного судна Испания 52 49637 _ 955 Германия 5 38825 7765 Япония 98 35265 360 Польша Южная - 22 12598 573 Корея 33 9536 289 США 10 5634 563 Франция Н идер ­ 14 ! 4738 338 ланды 9 3883 431 КНР 8 2698 337 Тайвань 1 1500 1500 Таблица 2 Страна Число судов. ед. Тоннаж, pe r. т. с ум ­ марный средне статисти­ ческий одного судна Япония 112 43340 387 Германия 4 31060 7765 Испания 40 25905 648 Норвегия 7 13400 1914 Польша 20 11192 560 Нидерланды 13 9384 722 Южная Корея 28 8534 308 Франция 17 7504 441 США 7 3834 548 Перу 11 3479 316 Судостроительные верфи Чили, занимавшие по объему построенного тоннажа рыбо­ промыслового флота в 1990 г. десятое место, в 1991 г. выбы­ ли из числа ведущ их судо с тро ­ ительных стран. В “ десятку " ведущ их вошли Нидерланды и Перу. Германия, занимавшая в 1990 г. главенствующее место, уступила его Японии, а место США заняли Нидерланды , от­ теснив американские верфи на девятое место. За исключением Франции , во всех др у ги х странах “ десят ­ ки " в 1991 г. снизились объемы рыбопромыслового судострое ­ ния. Особенно резко в 1991 г. по сравнению с 1990 г. упал объем построенного тоннажа в Герма­ нии - на 49917 per. т, бывшем СССР - на 10426 per. т и Япо­ нии - на 7569 per. т. Южная Корея, Перу, Япония и Франция в 1991 г. строили в основном малотоннажные суда (до 500 per. т), а США, Польша. Испания и Нидерланды - суда средне го тоннажа (до 1000 per. т). Крупнотоннажным с у д о ­ ным в Норвегии . С удно осна ­ щено современным оборудова ­ нием, спутниковой связью и имеет на борту завод для про ­ изводства рыбного филе. Сто­ имость судна - 17 млн. долл. В добывающем флоте базы сейнерного флота имени Над - ибаидзе появился новый с е й ­ нер - траулер “Дмитрий Ш евченко", построенный в Волгограде. Он имеет мощный двигатель, удобную в работе промысловую палубу, совре ­ менное радионавигационное оборудование. В рамках конверсии на Сре ­ тенском судостроительном за ­ воде осваивается выпуск очень нужных рыбакам сейнеров, а также товаров народного по ­ требления. В Сингапуре после капи ­ тального переоборудования возродилась знаменитая плав­ база “Советская Россия" - флагман дальневосточного ры­ бообрабатывающего флота, живое воплощение его исто ­ рии. Тридцать лет прослужив на китовом и рыбном промыс­ лах. она чуть не пошла на п е ­ реплавку. Но отстоял уникальное судно его владе­ лец - производственное объе­ динение “Д альм орепроду кт ” . Переоборудование “Совет­ ский России" заняло 1.5 года и обошлось в 26 млн. инвалютных руб. Однако зта сумма в шесть раз меньше той, которая пона ­ добилась бы для строительства новой подобной плавбазы. На плавбазе установлено совре ­ менное импортное оборудова ­ ние для выпуска конкурентоспособной на м иро ­ вом рынке продукции - филе из всех видов рыб. Новым судном пополнился промысловый флот Украины. Корабелы объединения “Чер­ номорский судостроительный завод " проводили в первый рейс большой морозильный траулер “Алексей Слободчи - к о в \ сооруженный по заказу моряков Севастополя. В одои з ­ мещение плавучего рыбозаво­ да - 5,5 тыс. т. В его цехах обеспечивается безотходная переработка улова на мороже ­ ную продукцию , консервы, тех­ нический и медицинс кий жир, кормовую муку. В 1991 г. кора ­ белы крупнейшей верфи юга Украины выполнили также за ­ казы промысловиков Россий ­ ской Федерации . Прибалтийских стран. Грузии. Большое значение для ры­ бопромысловой отрасли имеют “ эколо гичес кие ” суда. В ед у ­ щие европейские судо с тр ои ­ тельные фирмы подписали соглашение о строительстве "эколо гическо го " танкера. С ре ­ ди них испанская “Астильерос Эсьпаньолес", немецкая “ Бре­ мен Ф улкан ", итальянская “Франк-Антьери " и француз­ ская “ Шантье де л Атлантик". “Нефтеналивные суда, - заявил испанский представитель про ­ екта. - очень старые, неболь­ шое число новых танкеров, которые строятся в Южной Ко ­ рее, не имеют защитных средств". Согласно разработанному проекту “ э коло гический " тан­ кер водоизмещением 200 тыс. т будет иметь специальную за ­ щитную структуру с небольши­ ми резервуарами под внешним давлением , что в случае разло­ ма не допустит сброс нефти в море. Танкер сойдет со стапе ­ лей в 1994 г. В Регистре Ллойда отсутст­ вует информация о спуске на воду рыбопромысловых судов на верфях бывшего СССР. В 1991 г. спущено рыбопро ­ мысловых судов суммарным тоннажем до 1500 per. т: в Пор­ тугалии - 8 (общим тоннажем 1413 per. т), Ю гославии - 9 (1350), Австралии - 2 (902), Ка ­ наде - 5 (707), Аргентине -4 (581), Малайзии - 1 (502). Ве ­ ликобритании - 3 (495), И слан ­ дии - 1 (480), Греции - 3 (430) и Италии - 2 судна (331 pe r. т). В 1991 г. в пяти ведущих странах (табл. 3) прослеживает­ ся тенденция постройки судов среднестатистическим тонна ­ жем до 500 per. т. а в трех - до 1000 pe r. т. Лидером по круп ­ нотоннажному рыбопромысло­ вому судостроению в 1991 г. (как и в 1990 г.) является Гер­ мания. где среднестатистиче ­ ский тоннаж одного спущенно го на воду судна для последующ ей достройки на плаву составлял около 8000 per. т. Подробнее рассмотрим краткую характеристику не ко ­ торых судов, пополнивших м и ­ ровой рыбопромысловый флот, в частности флот бывшего СССР. Траловый и рефрижератор­ ный флот пополнился трауле­ ром нового поколения “Адмирал Завойко", построен ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz