Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ М У РМ АН » 15-21 октября 1993 года Бизнес-клуб 5 стр. * Бюрократия -дело тонкое Нетквоты - нет судов, нет супов- нет квоты 29 сентября фирме "Тамвик" исполнился год. Пока еще труд но говорить о каких-то очень серьезных свершениях, но тем не менее сделано немало. Взяли в аренду у “Мурман- рыбпрома” БМРТ “Василий Адонкин”, который работал в транспортном варианте. Пере возки, бартерные операции по зволили “Тамвику” снабжать мурманчан продуктами: это и мясные консервы из Дании, и сахар. Кстати, о сахаре: предла гали “Тамвику” перекупщики, мол, давайте нам эти продукты, дороже заплатим. Не согласи лись, сказали: “Мурманчанам нужней”. Но у “Тамвика” все могло быть иначе, если бы не наша милая бюрократия с ее “закона ми” и препонами. Разрабатывалась интерес нейшая программа. Вернее, на учную сторону продумывали и Три месяца тому назад в “РМ " рассказывалось о Севе- ро-Западной морской ст ра ховой компании “ Мариек ” . Могло ли что-то изменить ся в деятельности компании за столь короткое время? Об этом беседа нашего коррес пондента с генеральным ди ректором “Мариека" В. Н. ЗАЙЦЕВЫМ. * * * - Сначала мы собирались страховать суда, грузы, предпо лагали, что будем работать с крупными флотами. Потом при шли к выводу: нельзя объять необъятное. Мы вошли в Союз рыбопромышленников Севера, а сам Союз 'пригласили к нам в учредители. И теперь акцент своей работы перенесли на мел ких судовладельцев, мелких собственников. Ведь именно им наиболее нужно страхование. Если, скажем, в траловом флоте произойдет крупная авария - не дай Бог, конечно, - флот в це лом из колеи не выбьется. А у мелкого собственника одно-два судна, серьезное повреждение хотя бы одного может привести к полному разорению этого су довладельца. - Раз идет становление вашей фирмы, ВалерийНико лаевич, наверное, с финанса ми туго? -Нелегко. Закон о страхова нии запрещает нам заниматься коммерческой деятельностью. Но, конечно, деньги нам нужны. Это не самоцель, это механизм, который позволил бы нам дей- рассчитывали в Мурманском морском биологическом инсти туте, а техническое обеспечение взял на себя “Тамвик”. Суть программы такова: воспроиз водство марикультуры, изъятие беспозвоночных на строго науч ной основе и их глубокая пере работка. Да, у нас сегодня производится добыча и морских водорослей, и гребешка, и ми дий. Однако промысел ведут без воспроизводства, продают продукцию дешево, поскольку переработка идет далеко не на той высоте, которая -приносит большой доход. Совместная программа “Тамвика” и института - хоро шее дело. Да пока что не реша ема эта проблема: нет специализированных судов. А без них программа теряет смысл. Комитет РФ по рыболовству не разрешает “Тамвику” поку- ствовать активней. Да и хозяй ственные расходы немалые. Вот поэтому мы решили создать до чернее предприятие, но не стра ховое. Предполагаем, что там будут оказывать сопутствующие услуги: распространение стра ховых полисов, обследование и техническое освидетельствова ние автотранспорта в случае аварии или конфликтной ситуа ции. - Вы же собирались стра ховать суда, а не автотран спорт. - Мы решили увеличить ко личество страховых операций: не только суда, но и автотранс порт, и оргтехнику учреждений и организаций. Таким образом мы можем наращивать наш ка питал и увеличивать возможно сти компании. С помощью дочернего предприятия можем вести коммерческие, торговые, посреднические операции. И то, о чем я уже сказал, - помогать владельцам автотранспорта. пать такие суда за рубежом, по скольку у фирмы нет квоты, но квоты нет только потому, что “Тамвик” не имеет собственных судов ("Василий Адонкин" не в счет, здесь требуется именно специализированное судно со специальными лабораториями и оборудованием). Такой вот зам кнутый круг. Такие суда помогли бы осу ществить еще одну совместную задумку: изучение экологиче ской обстановки в районе Шток манского месторождения. Но все упирается в тот замкнутый круг - квота-суда-квота... И - Но у вас, наверное, тьма конкурентов во всех этих сферах? - Безусловно. Сейчас в Рос сии около тысячи страховых фирм, есть среди них довольно мощные. И в Мурманске около двух десятков. Но, во-первых, большинство из них в сгадии становления и не могут пока развернуться в полную силу. Во-вторых; при всем обилии фирм и компаний, обещающих страховые и сервисные услуги, на серьезном уровне нет ни тех, ни других. В-третьих, и это са мое главное, должен победить закон рынка: выживает сильней ший. Этот закон и покажет, кто есть кто. - Валерий Николаевич, простите за дилетантский вопрос: почему бы вам не пу стить ваши средства в обо рот , не инвестировать какое-то предприятие на пример? - По закону мы имеем право деньги есть, и ходатайство “Севрыбы”, и “благословение” администрации области. А вот поди ж ты, нерешаемо и все тут. Конечно, специалисты “Там вика” не сидят сложа руки. Ра бота кипит. Ремонтируется на Фарерских островах БМРТ “Ва силий Адонкин”, собираются приобрести еще одно судно та кого типа. Создано совместное предприятие с Данией. Регуляр но поступают в Мурманск про дукты из этой страны. Дождаться бы еще разрешения на покупку специализированных судов!.. только fO процентов от поступ лений направить на инвестиции. - Так, может, создать со юз с другими компаниями , вместе-то легче. - Уже прорабатывается воп рос создания ассоциации него сударственных страховых организаций Северо-Запада.Ту- да смогут войти компании Мур манска, Архангельска, Вологды, Петрозаводска, Санкт-Петер бурга. Но пока все компании в стадии становления, им не до этого. - А с иностранными фир мами? - Знаете, это раньше было: доллар - ого! Любую цацку, лю бую деталь я мог купить только за валюту. А сейчас для нас рубль куда важней, потому что из-за наших законов на долларе мы слишком много теряем. Но, в принципе, входить в контакт с Западом и нужно, и полезно, но не нищими же! Впрочем, заинтересованность зарубежных партнеров, в част ности в нашей компании, есть. Приезжали брокеры известной английской страховой фирмы, вели переговоры с нами, при глашали в Лондон. Но мы пока еще не располагаем свободными валютными средствами. - Вашей фирме, Валерий Николаевич, полгода... - Это не срок для такого бизнеса. Тем более, что я при ступил к работе в апреле, пол тора месяца был в отпуске. Так что еще все впереди. . ; Страхование 'МАРИСК" - КОМПАНИЯ НАДЕЖНАЯ * Становление "АЛ-БИ-ЭМ" НА ВЗЛЕТЕ Два года назад на берегу тихой бухты стоял передвиж ной дощатый домик, некази стым внешним видом напоминающий сарай. В нем даже негде было разместиться всем участвующим в беседе. Поэтому расселись на брев нышках под открытым небом. Рядом была свалена древеси на, находился другой строи тельный материал. В Палкину губу меня, например, привело сообщение, что здесь будет базироваться товарищество с ограниченной ответственно стью “Ал-би-эм”. В переводе с латинского это означает Бе лое море. Различных фирм и част ных предприятий сейчас мно го. Привлекла направленность нового предприятия -выращи вание форели. Тогда директор фирмы Д. Б. Бурлаков гово рил в основном о перспекти вах. Иначе и не мог. Хозяйство переживало пору становле ния. С трудом верилось, что три-четыре человека построят дом, баню, создадут условия для выращивания рыбы в сад ках. С тех пор прошло мало времени. Но большинство прогнозов Дмитрия Борисови ча оправдались. Стоит но венький дом с мансардой. Имеется и подвал. Невдалеке баня. А в садках доращивалась радужная форель. Правда, нынешний сезон не прошел без огорчений. Разыгравшийся шторм здорово повредил один из садков. Примерно из 12 тонн подросшей рыбы удалось спасти только две. Это стоило невероятных усилий. В другом садке 20 тонн вы ращенной рыбы. Форель до статочно крупная - по 1200-1400 граммов. Хоть сей час на сковороду - и к столу Видимо, на благоприятном р о сте сказался посадочный ма териал. Молодь (в среднем по 235 граммов) брали на Кедо- зерском рыбоводном заводе (там внедрена финская техно логия). Выращенная рыба от правлена на переработку. Зимой немногочисленный коллектив (в основном ихтио лог Д. Б. Бурлаков и рыбовод В. В. Крылов) намерены за няться промыслом сельди и развитием туризма. Места в окрестностях Палкиной губы живописные. В задумках и приобретение собственного рыбоводного завода. Но это - в будущем. Как и выращива ние мидий. Первые же шаги сделаны и довольно уверенно. Остает ся пожелать процветания но вой фирме. А. БРЫСОВ. г. Кандалакша. * Из тюрьмы - в политику И СТАЛ ЛИДЕРОМ Допустивший финан совые злоупотребления бывший начальник Бал тийского морского паро ходства В. Харченко, недавно освобожденный из-под стражи под подпи ску о невыезде, окунулся в активную политическую работу. Он стал лидером созданного организацион ного комитета по проведе нию учредительного собрания партии промыш ленников и предпринима телей. Организаторы новой партии считают, что ос новной ее задачей станет поддержка курса рыноч ных реформ с ориента цией на производителей Северо-Западного регио на России, а сам Харчен ко, для которого тюрьма, видимо, стала неплохим политическим университе том, рассчитывает на ши рокую поддержку со стороны директорского корпуса товаропроизводи телей. Г. ЮДЕНКО. г. Санкт-Петербург. РиСунки Александра КАЗАЧКОВА, Вячеслава ШИЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz