Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15-21 октября 1993 года Официально fCoT-tcpyit^fcrrif-tct^i с ы. т у ct 141 л зъ К омитет по рыболовству и Министерство экономики РФ направили правительству страны проект федеральной программы развития рыбного хозяйства России, рассчитан нойдо 1996 года. Это объемныйдокумент, содержащий ана лиз положения в отрасли, перспективы ее стабилизации и подъема. Рассказывая мне об истории разработки программы, пред седатель Комитета по рыболовству Владимир КОРЕЛЬ- СКИЙ отметил: - Рассматривалось два пути увеличения лова рыбы, добычи морских продуктов, их переработки. Один - просто закупать их за грани цей, другой - заняться модерниза цией флота, портов, предприятий рыбопереработки, которая потребу ет значительных вложений, в том числе и бюджетных. Специалисты, просчитав оба варианта, пришли к выводу - второй наиболее эконо мичный, а главное, создает незави симую. надежную базу для решения продовольственной проблемы, ибо рыба, морепродукты - важная часть питания населения. В чем мы давно убедились на собственном опыте. Да и статистика подтверждает это. В 1990 году вылов рыбы идругих живых продуктов моря в России до стиг почти 8 миллионов тонн, причем почти половина из них пошла на пи щевую продукцию, прежде всего консервы. Однако в последующие годы эта отрасль производства сту пила в полосу спада. В прошлом го ду она уже дала продукциюна треть меньше, чем в 1990-м, среднегодо вое потребление ее на душу насе ления снизилось с 21 до 13,3 килограмма. За первые пять меся цев нынешнего года спад в рыбной отрасли составил 15 процентов. Если не принять быстрых и энергичных мер, то она через несколько лет мо жет вообще прийти в плачевное со стояние. Так сложилось, чтоболее 93 про центов лова приходится на морскую экономическую зону России, анало гичные зоны других стран и откры тый океан. Для этого и был создан мощный траловый флот, плавучие рыбообрабатывающие, транспорт ные и спасательные суда. В основ ных фондах отрасли они составляют 70 процентов. К сожалению, вся эта армада изрядно “состарилась", часть ее уже подлежит списанию, остальное вряд ли доработает до 2000 года. Именно потому первой задачей ставится обновление флота. До кон ца 1995 года требуется пополнить его более чем 350 судами всех ти пов, в основном импортными, что по требует немалых бюджетных "вливаний". Рыбная отрасль достаточно ди намично движется к рыночной эко номике. В минувшем году стали акционерными обществами бассей новые объединения “Дальрыба", “Камчатрыба", “Каспрыба" “Севры ба". Готовятся к такому шагу “Кали- нинградрыбпром", “Ленрыбпром", “Новороссийскрыбпром”. К концу года завершится приватизация бе реговых рыбообрабатывающих предприятий. В следующем году вся рыбная пищевая продукция, вклю чая консервы, будет выпускаться акционерными компаниями и обще ствами. Однако сегодня они переживают большие финансовые трудности. Повышение цен на энергоносители, машины, оборудование, нехватка валюты - знакомые мотивы - свя зывают их по рукам и ногам, не дают развернуться, хотя рыбные ресурсы нашего морского шельфа, открыто го океана позволяют быстро увели чить производство продукции. Поэтому в ближайшие годы им без государственной поддержки не обойтись. Впрочем, такую помощь посто янно получают рыболовные, пере рабатывающие компании большинства государств мира. Во всех развитых странах рыбное хо зяйство управляется государствен ными органами. В то же время правительства поддерживают его, в том числе и материально. В США, например, такая поддержка соста вила в 1991 году 52 миллиона дол ларов, в 1992-м - 65 миллионов и в нынешнем - уже более 80 миллио нов долларов. В Канаде принята специальная "пятилетка" развития рыбной промышленности, на кото рую из федерального бюджета вы делено около 600 миллионов канадских долларов. Может быть, и нам стоит позаимствовать этот опыт. В федеральной программе раз вития рыбного хозяйства России идет речь не только об обновлении флота, финансовых вопросах. Предлагаются меры для обновле ния технологии переработки рыбы, расширения системы марикульту- ры, т. е. налаживания рыбоводства, создания подводных плантаций, на учного прогнозирования сырьевой базы отрасли, и многое другое. Ду маю, предстоящее в ближайшее время обсуждение этого документа в правительстве пройдет в спорах, но плодотворно. Хотелось бы, чтобы этот документ был поскорее “выпу щен" в свет и заработал во всю силу, чтобы российские рыбаки ловили рыбку малую и великую- всякую, но как можно больше! Мирослав БУЖКЕВИЧ, г. Москва. Г 0 1 Г £ Ш 0 £ Г Г 0 Большую серьезность пред ставляет раздавленная и растоптанная честь рыбакав-кол- хозников, которых вы грозите вы швырнуть за ворота, если экипаж не согласится работать задаром” , ( И9заявления экипажа МИ - 0579 1Лепкорамсхий рыбак* 'руководству колхоза “Бело* морскийрыбак"). Салон судна был полон. Кому не хватило места, стояли в дверях. Я подходила с диктофоном к каждому. Никто не отмолчался. Стало быть, не прав был заместитель председателя колхоза по флоту А. В. Савельев, ут верждая, что на судне несколько че ловек мутят народ, “трое-четверо тащат всех под нож ’ . Я перескажу все, о чем говорили моряки. Н о не назову ни одной ф а милии, чтобы не оказаться причаст ной к возможным репрессиям. * ★ ★ - Мы приходили в Мурманск в ав густе “по зеленой” . На судне должен быть ремонт, но нам сказали: “Как- нибудь месяц проходите, потом бу дет ремонт, заодно приготовим судно к зиме” . С тем и ушли. Продуктов взяли на месяц. И вот продукты кон чились, на судне шаром покати. И наживка закончилась. (Судно рабо тает ярусом, без наживкипромысел невозможен. -И. Б.) -Мы согласились голодными отра ботать еще 10 суток. Но был теле фонный разговор капитана с Савельевым, где было сообщено, что наш рейс, оказывается, закрыт 8 ав густа, когда приходили “по зеле ной” , а с выходом в море начался новый рейс с новым заданием. Капи тан сказал об этом на собрании. И тогда мы составили радиограмму ру ководству колхоза, где потребовали заход в инпорт, выдачу всей валюты. В ответ вот эта радиограмма. РДО А. В. САВЕЛЬЕВА связи с длительной стоянкой рейс № 2 закрыт. Выписано новое рейсовое задание^ Средний скоро- лгортныйгруз равен 150 тоннам, учи тывая сданные 50 тонн, вы должны иметь 100 тонн скорогтортной про- Щ Щ Ш на борту. Только после этого выпойдете на сдачу в инпорт. Может быть вариант: сдача продукции пол ном порту, заход в другой - по жела нию команды. Норм а на скоропорт утверждена собранием уполномо ченных -четыре доллара/Хочу, что бы вы осознали, что с пустыми трюмами на заход не пойдете.Прошу обсудить: если команда останется при своем решении, следуйте в порт, команда будет заменена, виновные а срыве производственного задания - уволены ** Необходимые пояснения: Длительная стоянка в порту была не по вине и не по желанию экипа жа. Экспортной продукцией являет ся треска, обработанная согласно требованиям норвежцев, именно эта продукция, ее количество служит основанием для захода в инпорт. Что касается фразы “норма на скоро порт” , то здесь речь идет о валюте, которая выдается экипажу на приоб ретение овощей и фруктов в ин- порту. - Раз рейс закрыт, будьте любезны произвести полный расчет с экипа жем. Как можно закрывать его за дним числом? - Мы хотели по-мирному решить все. В РДО мы говорили, что оста лось две тонны наживки, что у нас нет продуктов. Мы требовали выпла тить нам на заходе все валютные долги с марта: и суточные деньги, и за скоропорт, неиспользованный в предыдущее время. И, ладно, соглас ны мы работать в новом рейсе. . - Если бы мы кинулись выполнять РДО Савельева, то не в ноябре вер нулись бы, а в декабре. Но судно со вершенно не готово работать в условиях осенне-зимнего периода. Многое в аварийном состоянии. Во время шторма вот здесь течет, прови- зионка черпает-воду, отключаются морозильные аппараты. Ремонт ну жен. - На фабрике нет штормовых упо ров, качнуло - противень летит на голову моряка. - Спецодежды нет. Привезли 30 пар простых перчаток, а резиновых - ни одной. - За восемь месяцев из всего зака занного снабжения дали четыре ре мня, два из них не подходят к нашим механизмам. Все четыре компрессо ра надо срочно в ремонт. Автоматика практически не работает. - Жалко судно, при хорошем ре монте могло бы работать сто лет. Старший механик тут столько сде лал, душу вложил, но без снабжения все разваливается. А электромеха ник : Да я такой белой машины не видал! Но что он сделает без кабеля, лампочек... Рефмеханику орден бы дать за его героический труд... - Моряки стоят на ветру* на сквоз няке под ледяными брызгами в сви терках да роконах. Нет спецодежды! Все переболели. Так это было летом. Как же работать осенью-зимой! - Смотрите:^/ меня сапоги - из хим- комплекта, обрезал и веревочки при делал. - На энтузиазме работаем. Голо дные. Нам велят идти в инпорт по окончании рейса. Зачем нам в конце рейса получать все продукты? А если мы эти деньги не “ отоварим” в ин- порту, они уходят в колхоз, их на руки не выдают. Пусть бы давали на личными, я хоть семье продуктов бы набрал. А коли рейс закрыт, эти деньги для нас пропали. - Конечно, в конце рейса 200 дол ларов “ съесть” непросто. О людях бы они подумали: работа тяжелая, есть хочется* кормежка плохая, все ходят за хлебушком на камбуз. Вот и кон чилась мука раньше времени. Погра ничники* приехали, у них была буханка хлеба, так ребята растерза ли ее в миг. - Мы не видим, куда уходят наши деньги. За лето увезли* за границу около двух тысяч*тонн рыбы. Куда? Кто за это получил валюту? - Дали 30 тысяч рублей аванса и все. Что эти деньги - на три дня? - Я вернусь к скоропорту. У нас пропали эти деньги за первый рейс, каждый моряк потерял более 200 долларов. И сейчас, коли нам закры ли рейс в августе, каждый “ подарил" управлению свыше 160 долларов. - Я за семь месяцев получил 109 тысяч рублей, а я - ведущий специа лист на судне. - Матросу положено 8 долларов в сутки. Мы зашли в прошлом рейсе в Олесунн и получили из расчета по 1 доллару 40 центов за сутки. - Когда зашли в Олесунн, нам сле довало получить на экипаж около 28 тысяч долларов, а подтвердили нам только 16 тысяч. Капитан позвонил в порт главному бухгалтеру Нине Фе доровне Заика, а она ответила: “ Что дала, то и дала. Отвяжись и больше не звони” . Я сам слышал. - Нам сегодня Рейзвих (председа тель колхоза “ Беломорский рыоак” - И. Б.) сказал матом, я вам переведу: “ Ничего вы не получите, а не хотите уходить с судна - вызову ОМОН и вас вышвырнут". - Мы зна'ем, что нас выгонят. Реше ние это будут принимать на правле нии. А кто’ в правлении? Доярки, которые не знают, что такое труд в море. -Савельев не мог принять такое ре шение, он столько лет отходил в мо ре. Савельев - ширма, за которой стоит Рейзвих. Савельев -моряк, ему ли объяснять, что такое безопасность мореплавания. А Рейзвих -агроном. Н а наших желудках он “экономит” около 15 миллионов рублей. ★ ★ * ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Не- * ред тем как отправиться на судно, я зашла к А. В. Савельеву. Вот не сколько его фраз. - Я дал РДО этим людям (я даже моряками их не называю), что устра ивать забастовки в море... Морской закон был и есть один: приходи в порт и разбирайся. На правлении бу дут настаивать на увольнении всех* я постараюсь подойти дифференци рованно. Анатолий Владимирович дал мне копии РДО -экипажа и своей. А еще документ (копия), который называ ется “Начисление зараоотной платы и суточных по МИ-0579 по 14 мая 1993 года” -откуда там против неко торых фамилий*26 мая, 3l-e и даже 31 августа? Ясно, что речь идет о мо- ряках^ которые пришли на судно по зже. Но как об этом могли знать 14 мая? Не вдаваясь в другие подробности, глянем на другой документ: “ Рейсо вое задание на рейс N'9 3 с 18 августа по 4 ноября 1993 г.” . Там тоже небе зынтересные пункты. Например, “сдать полуфабриката 160 тонн” , и все. Ни слова (отдельного) про тре ску. Так сколько же должен работать экипаж? Если надо набрать 160 тонн пищевой (треска, палтус, зубатка и т. д.), - недолго, но ведь заход в ин порт зависит от количества трески. А 4# Р ечь о ста тоннах трески - лишь в ДО Савельева. Далее, в этом рейсо вом задании запланировано: “пе чень” . Что имеется в виду? Консервного производства на судне нет, печень обычно морозится вм'есте с другими частями рыбы для произ водства фарша. Такие вот нестыко- вочки. Хотелось бы еще сказать несколько слов о моральной стороне конфлик та. Повторюсь, на судне никто не от молчался, мнение единодушное: моряков обижают, унижают, обира ют, а чуть “возникли” - увольняют. Откуда же такое пренебрежительное отношение к людям, за счет труда которых строится благополучие и колхоза, и его руководства? Ведь раз ве они требовали не свое, не зарабо танное? к тому же голодное брюхо не только к молитве глухо, как о том говорит пословица, оно глухо и к р а боте. А коли еще голодному, промер зшему моряку угрожают увольнением, да еще и ОМОНом , то и впрямь засомневаешься в чьей-то порядочности. Инна БЕРЕЗЮК. * * * Как нам стало известно, 26 мо ряков из 29 членов экипажа уво- * лены. Это те, кто подписали радиограмму в адрес руководства колхоза с требованиями, о кото рых рассказано выше. Не подписа ли капитан, старший помощник капитана и началь ник радиостанции. Редакция пригласила прочи т ат ь подготовленный м атери ал председателя колхоза “Беломорский рыбак' А. К. Рейз- виха и его заместителя по фло т у А. В. Савельева. Пообещав в телефонной беседе, чт о приедут, они все-таки не приехали. А уволенные собираются обра титься всуд. Рис. Вячеслава ШИЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz