Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.

4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15-21 октября 1993 года Официально fCoT-tcpyit^fcrrif-tct^i с ы. т у ct 141 л зъ К омитет по рыболовству и Министерство экономики РФ направили правительству страны проект федеральной программы развития рыбного хозяйства России, рассчитан­ нойдо 1996 года. Это объемныйдокумент, содержащий ана­ лиз положения в отрасли, перспективы ее стабилизации и подъема. Рассказывая мне об истории разработки программы, пред­ седатель Комитета по рыболовству Владимир КОРЕЛЬ- СКИЙ отметил: - Рассматривалось два пути увеличения лова рыбы, добычи морских продуктов, их переработки. Один - просто закупать их за грани­ цей, другой - заняться модерниза­ цией флота, портов, предприятий рыбопереработки, которая потребу­ ет значительных вложений, в том числе и бюджетных. Специалисты, просчитав оба варианта, пришли к выводу - второй наиболее эконо­ мичный, а главное, создает незави­ симую. надежную базу для решения продовольственной проблемы, ибо рыба, морепродукты - важная часть питания населения. В чем мы давно убедились на собственном опыте. Да и статистика подтверждает это. В 1990 году вылов рыбы идругих живых продуктов моря в России до­ стиг почти 8 миллионов тонн, причем почти половина из них пошла на пи­ щевую продукцию, прежде всего консервы. Однако в последующие годы эта отрасль производства сту­ пила в полосу спада. В прошлом го­ ду она уже дала продукциюна треть меньше, чем в 1990-м, среднегодо­ вое потребление ее на душу насе­ ления снизилось с 21 до 13,3 килограмма. За первые пять меся­ цев нынешнего года спад в рыбной отрасли составил 15 процентов. Если не принять быстрых и энергичных мер, то она через несколько лет мо­ жет вообще прийти в плачевное со­ стояние. Так сложилось, чтоболее 93 про­ центов лова приходится на морскую экономическую зону России, анало­ гичные зоны других стран и откры­ тый океан. Для этого и был создан мощный траловый флот, плавучие рыбообрабатывающие, транспорт­ ные и спасательные суда. В основ­ ных фондах отрасли они составляют 70 процентов. К сожалению, вся эта армада изрядно “состарилась", часть ее уже подлежит списанию, остальное вряд ли доработает до 2000 года. Именно потому первой задачей ставится обновление флота. До кон­ ца 1995 года требуется пополнить его более чем 350 судами всех ти­ пов, в основном импортными, что по­ требует немалых бюджетных "вливаний". Рыбная отрасль достаточно ди­ намично движется к рыночной эко­ номике. В минувшем году стали акционерными обществами бассей­ новые объединения “Дальрыба", “Камчатрыба", “Каспрыба" “Севры­ ба". Готовятся к такому шагу “Кали- нинградрыбпром", “Ленрыбпром", “Новороссийскрыбпром”. К концу года завершится приватизация бе­ реговых рыбообрабатывающих предприятий. В следующем году вся рыбная пищевая продукция, вклю­ чая консервы, будет выпускаться акционерными компаниями и обще­ ствами. Однако сегодня они переживают большие финансовые трудности. Повышение цен на энергоносители, машины, оборудование, нехватка валюты - знакомые мотивы - свя­ зывают их по рукам и ногам, не дают развернуться, хотя рыбные ресурсы нашего морского шельфа, открыто­ го океана позволяют быстро увели­ чить производство продукции. Поэтому в ближайшие годы им без государственной поддержки не обойтись. Впрочем, такую помощь посто­ янно получают рыболовные, пере­ рабатывающие компании большинства государств мира. Во всех развитых странах рыбное хо­ зяйство управляется государствен­ ными органами. В то же время правительства поддерживают его, в том числе и материально. В США, например, такая поддержка соста­ вила в 1991 году 52 миллиона дол­ ларов, в 1992-м - 65 миллионов и в нынешнем - уже более 80 миллио­ нов долларов. В Канаде принята специальная "пятилетка" развития рыбной промышленности, на кото­ рую из федерального бюджета вы­ делено около 600 миллионов канадских долларов. Может быть, и нам стоит позаимствовать этот опыт. В федеральной программе раз­ вития рыбного хозяйства России идет речь не только об обновлении флота, финансовых вопросах. Предлагаются меры для обновле­ ния технологии переработки рыбы, расширения системы марикульту- ры, т. е. налаживания рыбоводства, создания подводных плантаций, на­ учного прогнозирования сырьевой базы отрасли, и многое другое. Ду­ маю, предстоящее в ближайшее время обсуждение этого документа в правительстве пройдет в спорах, но плодотворно. Хотелось бы, чтобы этот документ был поскорее “выпу­ щен" в свет и заработал во всю силу, чтобы российские рыбаки ловили рыбку малую и великую- всякую, но как можно больше! Мирослав БУЖКЕВИЧ, г. Москва. Г 0 1 Г £ Ш 0 £ Г Г 0 Большую серьезность пред­ ставляет раздавленная и растоптанная честь рыбакав-кол- хозников, которых вы грозите вы­ швырнуть за ворота, если экипаж не согласится работать задаром” , ( И9заявления экипажа МИ - 0579 1Лепкорамсхий рыбак* 'руководству колхоза “Бело* морскийрыбак"). Салон судна был полон. Кому не хватило места, стояли в дверях. Я подходила с диктофоном к каждому. Никто не отмолчался. Стало быть, не прав был заместитель председателя колхоза по флоту А. В. Савельев, ут­ верждая, что на судне несколько че­ ловек мутят народ, “трое-четверо тащат всех под нож ’ . Я перескажу все, о чем говорили моряки. Н о не назову ни одной ф а ­ милии, чтобы не оказаться причаст­ ной к возможным репрессиям. * ★ ★ - Мы приходили в Мурманск в ав­ густе “по зеленой” . На судне должен быть ремонт, но нам сказали: “Как- нибудь месяц проходите, потом бу­ дет ремонт, заодно приготовим судно к зиме” . С тем и ушли. Продуктов взяли на месяц. И вот продукты кон­ чились, на судне шаром покати. И наживка закончилась. (Судно рабо­ тает ярусом, без наживкипромысел невозможен. -И. Б.) -Мы согласились голодными отра­ ботать еще 10 суток. Но был теле­ фонный разговор капитана с Савельевым, где было сообщено, что наш рейс, оказывается, закрыт 8 ав­ густа, когда приходили “по зеле­ ной” , а с выходом в море начался новый рейс с новым заданием. Капи­ тан сказал об этом на собрании. И тогда мы составили радиограмму ру­ ководству колхоза, где потребовали заход в инпорт, выдачу всей валюты. В ответ вот эта радиограмма. РДО А. В. САВЕЛЬЕВА связи с длительной стоянкой рейс № 2 закрыт. Выписано новое рейсовое задание^ Средний скоро- лгортныйгруз равен 150 тоннам, учи­ тывая сданные 50 тонн, вы должны иметь 100 тонн скорогтортной про- Щ Щ Ш на борту. Только после этого выпойдете на сдачу в инпорт. Может быть вариант: сдача продукции пол­ ном порту, заход в другой - по жела­ нию команды. Норм а на скоропорт утверждена собранием уполномо­ ченных -четыре доллара/Хочу, что­ бы вы осознали, что с пустыми трюмами на заход не пойдете.Прошу обсудить: если команда останется при своем решении, следуйте в порт, команда будет заменена, виновные а срыве производственного задания - уволены ** Необходимые пояснения: Длительная стоянка в порту была не по вине и не по желанию экипа­ жа. Экспортной продукцией являет­ ся треска, обработанная согласно требованиям норвежцев, именно эта продукция, ее количество служит основанием для захода в инпорт. Что касается фразы “норма на скоро­ порт” , то здесь речь идет о валюте, которая выдается экипажу на приоб­ ретение овощей и фруктов в ин- порту. - Раз рейс закрыт, будьте любезны произвести полный расчет с экипа­ жем. Как можно закрывать его за ­ дним числом? - Мы хотели по-мирному решить все. В РДО мы говорили, что оста­ лось две тонны наживки, что у нас нет продуктов. Мы требовали выпла­ тить нам на заходе все валютные долги с марта: и суточные деньги, и за скоропорт, неиспользованный в предыдущее время. И, ладно, соглас­ ны мы работать в новом рейсе. . - Если бы мы кинулись выполнять РДО Савельева, то не в ноябре вер­ нулись бы, а в декабре. Но судно со­ вершенно не готово работать в условиях осенне-зимнего периода. Многое в аварийном состоянии. Во время шторма вот здесь течет, прови- зионка черпает-воду, отключаются морозильные аппараты. Ремонт ну­ жен. - На фабрике нет штормовых упо­ ров, качнуло - противень летит на голову моряка. - Спецодежды нет. Привезли 30 пар простых перчаток, а резиновых - ни одной. - За восемь месяцев из всего зака­ занного снабжения дали четыре ре­ мня, два из них не подходят к нашим механизмам. Все четыре компрессо­ ра надо срочно в ремонт. Автоматика практически не работает. - Жалко судно, при хорошем ре­ монте могло бы работать сто лет. Старший механик тут столько сде­ лал, душу вложил, но без снабжения все разваливается. А электромеха­ ник : Да я такой белой машины не видал! Но что он сделает без кабеля, лампочек... Рефмеханику орден бы дать за его героический труд... - Моряки стоят на ветру* на сквоз­ няке под ледяными брызгами в сви­ терках да роконах. Нет спецодежды! Все переболели. Так это было летом. Как же работать осенью-зимой! - Смотрите:^/ меня сапоги - из хим- комплекта, обрезал и веревочки при­ делал. - На энтузиазме работаем. Голо­ дные. Нам велят идти в инпорт по окончании рейса. Зачем нам в конце рейса получать все продукты? А если мы эти деньги не “ отоварим” в ин- порту, они уходят в колхоз, их на руки не выдают. Пусть бы давали на­ личными, я хоть семье продуктов бы набрал. А коли рейс закрыт, эти деньги для нас пропали. - Конечно, в конце рейса 200 дол­ ларов “ съесть” непросто. О людях бы они подумали: работа тяжелая, есть хочется* кормежка плохая, все ходят за хлебушком на камбуз. Вот и кон­ чилась мука раньше времени. Погра­ ничники* приехали, у них была буханка хлеба, так ребята растерза­ ли ее в миг. - Мы не видим, куда уходят наши деньги. За лето увезли* за границу около двух тысяч*тонн рыбы. Куда? Кто за это получил валюту? - Дали 30 тысяч рублей аванса и все. Что эти деньги - на три дня? - Я вернусь к скоропорту. У нас пропали эти деньги за первый рейс, каждый моряк потерял более 200 долларов. И сейчас, коли нам закры­ ли рейс в августе, каждый “ подарил" управлению свыше 160 долларов. - Я за семь месяцев получил 109 тысяч рублей, а я - ведущий специа­ лист на судне. - Матросу положено 8 долларов в сутки. Мы зашли в прошлом рейсе в Олесунн и получили из расчета по 1 доллару 40 центов за сутки. - Когда зашли в Олесунн, нам сле­ довало получить на экипаж около 28 тысяч долларов, а подтвердили нам только 16 тысяч. Капитан позвонил в порт главному бухгалтеру Нине Фе ­ доровне Заика, а она ответила: “ Что дала, то и дала. Отвяжись и больше не звони” . Я сам слышал. - Нам сегодня Рейзвих (председа­ тель колхоза “ Беломорский рыоак” - И. Б.) сказал матом, я вам переведу: “ Ничего вы не получите, а не хотите уходить с судна - вызову ОМОН и вас вышвырнут". - Мы зна'ем, что нас выгонят. Реше­ ние это будут принимать на правле­ нии. А кто’ в правлении? Доярки, которые не знают, что такое труд в море. -Савельев не мог принять такое ре­ шение, он столько лет отходил в мо­ ре. Савельев - ширма, за которой стоит Рейзвих. Савельев -моряк, ему ли объяснять, что такое безопасность мореплавания. А Рейзвих -агроном. Н а наших желудках он “экономит” около 15 миллионов рублей. ★ ★ * ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Не- * ред тем как отправиться на судно, я зашла к А. В. Савельеву. Вот не­ сколько его фраз. - Я дал РДО этим людям (я даже моряками их не называю), что устра­ ивать забастовки в море... Морской закон был и есть один: приходи в порт и разбирайся. На правлении бу­ дут настаивать на увольнении всех* я постараюсь подойти дифференци­ рованно. Анатолий Владимирович дал мне копии РДО -экипажа и своей. А еще документ (копия), который называ­ ется “Начисление зараоотной платы и суточных по МИ-0579 по 14 мая 1993 года” -откуда там против неко­ торых фамилий*26 мая, 3l-e и даже 31 августа? Ясно, что речь идет о мо- ряках^ которые пришли на судно по­ зже. Но как об этом могли знать 14 мая? Не вдаваясь в другие подробности, глянем на другой документ: “ Рейсо­ вое задание на рейс N'9 3 с 18 августа по 4 ноября 1993 г.” . Там тоже небе­ зынтересные пункты. Например, “сдать полуфабриката 160 тонн” , и все. Ни слова (отдельного) про тре­ ску. Так сколько же должен работать экипаж? Если надо набрать 160 тонн пищевой (треска, палтус, зубатка и т. д.), - недолго, но ведь заход в ин­ порт зависит от количества трески. А 4# Р ечь о ста тоннах трески - лишь в ДО Савельева. Далее, в этом рейсо­ вом задании запланировано: “пе­ чень” . Что имеется в виду? Консервного производства на судне нет, печень обычно морозится вм'есте с другими частями рыбы для произ­ водства фарша. Такие вот нестыко- вочки. Хотелось бы еще сказать несколько слов о моральной стороне конфлик­ та. Повторюсь, на судне никто не от­ молчался, мнение единодушное: моряков обижают, унижают, обира­ ют, а чуть “возникли” - увольняют. Откуда же такое пренебрежительное отношение к людям, за счет труда которых строится благополучие и колхоза, и его руководства? Ведь раз­ ве они требовали не свое, не зарабо­ танное? к тому же голодное брюхо не только к молитве глухо, как о том говорит пословица, оно глухо и к р а ­ боте. А коли еще голодному, промер­ зшему моряку угрожают увольнением, да еще и ОМОНом , то и впрямь засомневаешься в чьей-то порядочности. Инна БЕРЕЗЮК. * * * Как нам стало известно, 26 мо­ ряков из 29 членов экипажа уво- * лены. Это те, кто подписали радиограмму в адрес руководства колхоза с требованиями, о кото­ рых рассказано выше. Не подписа­ ли капитан, старший помощник капитана и началь­ ник радиостанции. Редакция пригласила прочи­ т ат ь подготовленный м атери ­ ал председателя колхоза “Беломорский рыбак' А. К. Рейз- виха и его заместителя по фло­ т у А. В. Савельева. Пообещав в телефонной беседе, чт о приедут, они все-таки не приехали. А уволенные собираются обра­ титься всуд. Рис. Вячеслава ШИЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz