Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 - 14 октября 1993 года 5 стр. рыболовство: К ВСЕВЛАСТИЮ КРИЗИСА? ности в области рыбного хозяйства (флот, порты, комбинаты, судоремонтные заводы и т. д.) в Госкомимуществе и передача ее муниципалитетам создали опасную ситуа цию. способствующую затяжному кризису в добыче, производстве и сбыте рыбы и морепродуктов. Такое положение делает нереальной выработку и осуществление единой программы ускоренного проведе ния рыночных реформ одновременно во всей России для всей отрасли, т. к. разру шены вертикальные связи: созданы иде альные условия для спекуляции госсобственностью непосредственно на местах в различных сферах рыбного хозяй ства. Предприятия, организации и объедине- X ния рыбного хозяйства, включая вновь со зданные СП. используя либерализацию внешних связей и слабость внутренней ва люты - рубля, вынуждены переключиться на экспорт рыбы и морепродуктов, что не только снизило поступление рыбной про дукции на внутренний рынок России и ва лютной выручки в госбюджет, но и в ряде случаев серьезно подорвало мировые рын ки сбыта морепродуктов. Правительство, видимо, опираясь на ошибочную информацию “ специалистов от эколо гии ’, стремится переложить финан совое бремя по охране, воспроизводству рыбных запасов, научному обоснованию рыболовства, контролю за работой флота в Мировом океане и за исполнением феде ральной собственности - сырьевых мор ских биоресурсов на производителей, т. е. на рыбодобывающие предприятия и орга низации. Предлагается даже ввести плату за ресурсы в своей 200-мильной зоне со своих же рыбаков, чего нет ни в одной стране с развитой рыночной экономикой. Если такая политика будет осуществляться и в дальнейшем, то кризис в отрасли будет нарастать, вплоть до ее полного разруше ния. По существу началась ликвидация рос сийского океанологического рыболовства, приемлемый уровень рентабельности ко торого не может быть выдержан без под держки государства. Особое значение в сложившейся ситуа ции приобретают для нашего рыболовства биоресурсы районов открытого моря, при легающих к границам российской 200-миль- ной экономической зоны (открытой части Берингова, Охотского, Баренцева морей). За период с 1985 по 1992 год иностранный флот выловил здесь без научного обосно вания около 8 млн. т рыбы. Хотел бы отметить, что в случае неизмен ности курса правительства и учитывая от пуск цен на энергоносители, на повестку дня встает вопрос сохранения промысла ряда важнейших объектов даже в собст венной 200-мильной зоне России. Неупорядоченный процесс раздела рыбо промыслового флота между возникшими из бывшего Союза ССР независимыми госу дарствами, перемещение производствен ной нагрузки в оставшиеся у России порты привели еще к большим по сравнению с ра нее имеющимися перекосами в структуре добывающего, транспортного и рефрижера торного флота российских рыбопромышлен ных объединений и неадекватности портовой инфраструктуры. Новые государ ства (Литва, Латвия. Эстония. Украина) к тому же начинают выступать конкурентами Рос сии в вопросе допуска к промыслу ресурсов в зонах иностранных государств, районах регулирования МРО и оппонентами россий ской политики в области рыболовства в от крытых районах Мирового океана. Обобщающий результат рыболовства России может быть представлен выловом за 1992 год - он составил всего 5,2 млн. т против 8 млн. т в 1989 году. В мировом табеле Россия сместилась со 2-3 на о-е ме сто. а темпы снижения производства пре высили уровень, имевший место в годы второй мировой войны. 3. КАК СОХРАНИТЬ МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ РЫБОЛОВСТВЕ В сложившихся условиях необходимы новые концептуальные подходы к разви тию отечественного рыболовства в россий ской экономической зоне, зонах зарубежных стран и районах открытого мо ря. Новым стратегическим принципом ры боловной политики России должен быть принцип сохранения и оптимального ис пользования сырьевых ресурсов, обеспе чивающий устойчивое развитие рыбного хозяйства России и равные возможности по их использованию для форм собствен ности 4 государственной, акционерной, ко оперативной. частной и смешанной. Новый концептуальный подход к разви тию отечественного рыбного хозяйства в переходный к рынку период должен обес печить выполнение следующей стратегиче ской цели: - восстановление объемов улова и пере работки рыбы и морепродуктов, обеспечи вающих потребление рыбных продуктов населением России на уровне рекомендо ванной наукой нормы - f о,5-22 кг на челове ка в год. Для этого необходимо разработать и принять государственную федеральную программу учета и пользования морских живых ресурсов в 200-мильной экономиче ской зоне России и в прилегающих к ней районах, включающую: - восстановление запасов основных ви дов, которые бы обеспечивали устойчивое развитие рыболовства прежде всего при брежных регионов России; - приоритетное, научно обоснованное оп тимальное освоение российским рыболов ным флотом сырьевых ресурсов собственной 200-мильной экономической зоны, что позволило бы обеспечить до 80% пищевого потребления рыбного белка в стране; - приведение производственных мощно стей флота в соответствие с возможностями состояния сырьевой базы по каждому морю и объекту рыболовства в 200-мильной зоне России, с учетом возможностей его эффек тивного использования в рыночных услови ях и с точки зрения сохранения морских экосистем. Естественно, должны учиты ваться при этом и социальные аспекты жиз необеспечения прибрежных общин и населения регионов; - широкое развитие акционерного, кол лективного и частного прибрежного рыбо ловства и марикультуры в 12-мильной прибрежной полосе, развитие здесь дейст вительно фермерского морского рыбного хозяйства. Не менее важно в переходный период приступить к созданию некоторых рыноч ных структур и механизмов, среди которых такие, как: - формирование прежде всего в примор ских городах (Владивосток, Находка, Юж но-Сахалинск. Петропавловск-Камчатский. Магадан. Мурманск, Архангельск. Санкт- Петербург, Калининград, Новороссийск, Сочи) - “ оптовых рыбных рынков", в торгах которых могли бы участвовать наряду с рос сийскими и иностранные рыбопромышлен ники; - создание “ Российского национального страхового фонда рыбопромышленников" для оказания поддержки рыбопромышлен никам и тем, кто развивает фермерское морское хозяйство в случае пролова и дру гих форс-мажорных обстоятельств; - привлечение зарубежных инвестиций на основе правительственных гарантий выде ления компенсационных квот вылова инве ститорам либо под основные фонды рыбопромышленников; - введение на переходный к рынку пери од ежегодных согласованных среди произ водителей квот на экспорт рыбы и морепродуктов, добываемых в 20С-мильной зоне России; - создание "Российского инвестиционно го фонда рыбного хозяйства" для обновле ния основных фондов в добывающем, перерабатывающем и сбытовых секторах, отвечающих работе предпринимателей в ус ловиях рынка; - поощрение импорта рыбного сырья, особенно направляемого для переработки на береговые предприятия и морские суда России; - реорганизация органов морской рыбо охраны в особые отряды в погранвойсках с двойным подчинением: председателю Ко митета РФ по рыболовству и командующе му погранвойсками России; - финансирование из Федерального бюд жета научного комплекса, обеспечивающе го прогнозирование состояния живых морских ресурсов в 200-мильной зоне Рос сии и в районах Мирового океана, как на правление фундаментальной науки, а также органов рыбоохраны и учебные заведения; -создание в прибрежных регионах Феде ральных органов по управлению за сырье выми ресурсами, контролю за рыболовством и координации внешней дея тельности, а в региональных органах - струк тур, способствующих развитию марикультуры, морского фермерства в при брежной полосе; - из выделяемых России иностранных кредитов по линии продовольственной по мощи следовало бы направлять не менее 20% от общей суммы на нужды развития рыбного хозяйства страны и до 20% суммы возвращаемых зарубежными странами дол гов - направлять на нужды Российского фло та, ведущего промысловые операции в прибрежных зонах этих стран (плата за пра во промысла, ремонт и снабжение флота и т. Д.); - всемерно учитывать интересы отечест венного рыболовства при подготовке и за ключении дву- и многосторонних межправительственных соглашений с зару бежными странами, затрагивающих эти ин тересы. Естественно, что данный перечень не претендует на полноту. В каждом бассейне, регионе имеются свои особенности, кото рые следует учитывать при решении вопро сов по развитию рыбного хозяйства в условиях перехода к рынку. Главное же - не потерять профессиональный состав специа листов отрасли, не допустить разгрома сырьевых запасов и сохранить научный по тенциал. В бывшем Союзе ССР собственные воды обеспечивали 30-45% , 200-мильные зоны зарубежных стран - примерно 20-35% и от крытые районы Мирового океана - до 20% суммарных годовых уловов страны. Такое соотношение поддерживалось государст венными дотациями в океаническое рыбо ловство и позволяло выдержать стратегический курс на сохранение достиг нутого уровня пищевого белкового баланса. В новых экономических условиях, когда на чали действовать частично рыночные крите рии, нам необходимо обеспечить получение не менее 80-85% ежегодной добычи рыбы и морепродуктов в собственной 200-мильной экономической зоне. Из оставшейся части до 15% могут дать уловы в зонах иностран ных государств и районах открытого моря Северного полушария и 5% - воды Южного полушария. Удержать позиции в океаническом рыбо ловстве Российский флот не сможет без са мой серьезной поддержки государства. В этой связи, на мой взгляд, предпочтитель ней в переходный период оставить государ ственную форму собственности на тот крупнотоннажный флот, который в связи с ограниченным потенциалом сырьевой базы собственных морей не может быть задейст вован в 200-мильной экономической зоне России. Этот крупнотоннажный флот, при условии льготного налогообложения и час тичного государственного финансирования его промысловых операций, мог бы обеспе чить до 1,5-2,0 млн. тонн ежегодных уловов рыбы, работая в дальних водах в течение всего срока до полного его физического износа. Формирование же нового флота должно отвечать критериям рыночной эко номики. Долгосрочная же стратегия сохранения своего присутствия в зарубежных промыс ловых районах должна строиться на разви тии совместной рыбохозяйственной деятельности российских и иностранных су довладельцев всех форм собственности, что предполагает и новый подход к выбору направлений в строительстве новых рыбо ловных судов для такой деятельности. Рыбохозяйственное сотрудничество со странами-соседями, с которыми нас связы вают взаимные долгосрочные интересы прежде всего в оптимальном использова нии и сохранении общих либо взаимосвя занных рыбныхзапасов(Норвегия, Финлян дия, Швеция, Дания, КНДР, Республика Ко рея. Китай, Япония, США, страны Черноморского и Каспийского бассейнов), безусловно, должно строго контролиро ваться государством, независимо от того, судам какой формы собственности разре шено вести промысловые либо исследова тельские операции. Такой подход отвечает ответственности государства за сохранение природных ресурсов в интересах ныне жи вущих и будущих поколений, а также ответ ственности за деятельность судов под своим флагом. Вообще мы с отстранением государства от регулирования во всех обла стях хотим быть больше католиками, чем Папа римский. Ни в одной стране развитого рыночного хозяйства нет такой свободы де ятельности юридических и частных лиц от контроля государственных структур, как се годня в России. Плоды такого ложного де мократического курса мы и пожинаем сейчас во всех сферах экономики, включая и рыбное хозяйство. За государством, при безусловном бюд жетном финансировании, остается и такой важнейший аспект международной дея тельности, как сохранение членства и актив ное участие России в работе международных рыбохозяйственных орга низаций. в которых нами за предыдущий период завоеваны прочные и уважаемые международным сообществом позиции. Интересам России отвечает также членство в ряде недавно учрежденных и создавае мых в настоящее время международных рыбохозяйственных организациях, регла ментирующих деятельность рыболовства любого государства в Мировом океане. В то же время Комитет по рыболовству, с учетом сложившейся экономической и политической ситуации, вынужденно пошел на существенное сокращение объема со трудничества на межправительственном уровне с рядом зарубежных стран, включая закрытие своих представительств в этих странах и замораживание действующих со глашений по рыболовству. Новым аспектом внешней политики в об ласти рыболовства стало налаживание со трудничества со странами - членами СНГ и бывшими республиками СССР, не вошед шими в Содружество. Это направление сле дует считать одним из важнейших и проводить активную инициативную полити ку достижения с указанными странами дву- и многосторонних договоренностей по про блемам сохранения и эксплуатации общих живых морских ресурсов. Очень важно, чтобы органы власти на всех уровнях прониклись пониманием важности проблем отечественного рыболовства, его роли как возобновляемого источника обеспечения населения страны белками животного происхождения. Сохранение отрасли в условиях перехода народного хозяйства России к рынку невоз можно без проведения льготной налоговой политики, включающей полное освобожде ние от налога на добавленную стоимость всех подотраслей рыбного хозяйства, функ ционирующих в отдаленных прибрежных районах страны и особенно в северных ре гионах. Решение этого вопроса - за прави тельством России. Естественно, что многое зависит от рыбаков и их активности. Опира ясь на имеющийся экономический, научный и кадровый потенциал отрасли и в рамках действующего законодательства, рыбаки делают все возможное для вывода рыбного хозяйства из кризиса, в котором оно оказа лось вместе с другими отраслями народно го хозяйства страны. Не допустить всевластия кризиса - это задача не только рыбаков, региональных органов власти, но и правительства, да и Президента России. Вячеслав ЗИЛАНОВ , профессор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz