Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.
4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 - 14 октября 1993 года Россия и мировое ОТ КРИЗИСА ВЛАСТИ 1.ЧТ0 ПРОИСХОДИТ В МИРОВОМ РЫБОЛОВСТ ВЕ В конце семидесятых годов в мировом рыболовстве произошли крупные измене ния в международно-правовом режиме - повсеместно стали вводиться 200-мильные экономические (рыболовные) зоны. В этих условиях мировое рыболовство стало стремительно развиваться в направлении национализации морских живых ресурсов в своих 200-мильных зонах с целью удов летворения прежде всего потребностей собственного населения в продуктах моря и затем уже развития экспорта. Одновре менно с этим широко развивается и другой процесс - расширение международного сотрудничества в управлении, сохранении и оптимальном использовании морских живых ресурсов, так как рыбные косяки не признают границ, установленных челове ком. Прогнозы некоторых специалистов, ут верждавших. что с введением 200-миль ных зон мировые уловы сразу приостановятся или даже снизятся, а со трудничество сократится, к счастью, не оп равдались. Мировые уловы подошли в 1988-1989 годах к отметке 100 млн. тонн по сравнению с 75-85 млн. тонн в конце 70-х годов. Основная доля прироста уловов от носится к развивающимся странам. Значи тельный прогресс достигнут Китаем - среднегодовой прирост превышает 14 %, и достигнут он в основном за счет развития аквакультуры как во внутренних водоемах, так и в морской прибрежной зоне. Непло хих результатов по аквакультуре достигла Норвегия (разведение и выращивание ло сосевых), Япония (различные виды рыб), Канада, США. Куба (выращивание лангу стов, крабов, креветки) и другие страны. Все больше и больше рыбаков различных стран, используя научные достижения в об ласти рыборазведения и выращивания вод ных объектов, переходят от промысла как охоты к воспроизводству и выращиванию их. Начался процесс "водного фермерст ва", и успехи каждой страны и их сотрудни чества в этой области во многом будут определять устойчивость обеспечения на селения планеты высококачественными продуктами моря в XXI веке. В настоящее время по величине уловов морских живых ресурсов в первую шестер ку стран входят: Китай (12,1 - 13,1 Япония (9,2-10,3 млн. т), П млн .7), еру (6,8-6,9 млн. т), Чили (6-6,4 млн. т), США (5,4-5,8 млн. т) и Россия (5,2-5,6 млн. т). Из этих данных вид но. насколько развал Союза повлиял на ме сто России в мировом рыболовстве. Если Япония и в прошлом Советский Союз тра диционно считаются странами, обеспечива ющими свои высокие уловы за счет дальнего рыболовного флота, который мо жет вести лов во всех районах Мирового океана, то Китай. Перу, Чили и США более 95% своего улова добывают в собственных 200-мильных зонах. Более того. Китай за счет развития рыболовства и аквак' в прибрежной зоне обеспечивает 80% вы лова. Несмотря на это, для лидирующей шестерки характерно широко развитое со трудничество как с отдельными странами, так и между собой, а также в различных международных организациях. Сотрудни чество затрагивает все сферы рыбного хо зяйства: контроль за состоянием запасов, рыболовством, технология переработки уловов и ее сбыт, экспортно-импортные операции, обучение кадров и обмен пере довой технологией, судостроение и техника промысла, маркетинг и контроль за рынком и др. И все же при всем многообразии на правлений сотрудничества одно выделяет ся на современном этапе развития мирового рыболовства особенно ярко - это сотрудничество в области сохранения, уп равления и оптимального использования биоресурсов Мирового океана. Концепция “ сотрудничества в сохранении, управлении и оптимальном использовании биоресур сов" сформировалась в результате научно- технического прогресса в рыболовстве, в познании биологии многих запасов и под влиянием идей Конвенции ООН по морско му праву 1982 г. и Первой Всемирной Кон ференции ФАО по рыболовству 1984 года, которые обратили внимание на взаимозави симость и неделимость биоресурсов Миро вого океана, их уязвимость, если рыболовство ведется без учета надлежа щих научных рекомендаций. Отсюда выте кают и важные экономические предпосылки - опасность капитальных вло жений в те программы в области рыболовст ва, где нет достаточного обоснования в устойчивости во времени и пространстве сырьевых ресурсов. А также взаимозависи мость в условиях 200-мильных зон, отрас лей рыбного хозяйства различных стран, особенно соседних государств, от состоя ния сырьевых ресурсов, которые являются "общими" для этих 200-мильных зон. По следнее особенно ярко проявляется в Се верной Атлантике и Северной Пацифике. Вместе с тем в 1990 году наметилось все же снижение мирового вылова на 3 млн. т. а в 1991 и 1992 годах ожидается снижение уже на 4-5 млн. т, что вызвало обеспокоенность мировой рыболовной общественности. Причины такого явления, конечно, содер жат и элемент распада Союза ССР и восточ- но-европейского блока, которые традиционно вели крупный экспедицион ный лов. а сейчас его почти полностью сво рачивают. Но все же главная причина падения уловов, по мнению многих зару бежных да и российских экспертов^- это научно необоснованный, нерегулируемый лов в открытом море перемещающихся так называемых трансграничных рыбных запа сов и запасов далеко мигрирующих видев рыб судами неприбрежных государств. Именно этим проблемам была посвящена первая в истории морского рыболовства Конференция ООН, которая проходила в штаб-квартире этой организации во второй половине июля с. г. Не только беспрецедентностью, конеч но, привлекла она внимание правительств более 100 государств и около о0 междуна родных организаций, но в первую оче редь - значимостью вынесенных на нее глобальных проблем. Подчеркивая эту значимость, единогласно избранный Председатель Конференции представи тель Фиджи г-н Сатиаса Нанден отметил “ довлеющую необходимость" в долго срочных мерах сохранения морских жи вых ресурсов и управлении ими. “ Если мы не ответим надлежаще на этот вызов со временности, морские живые ресурсы бу дут по-прежнему чрезмерно эксплуатироваться, а их запасы - исто щаться". Другими словами, на межправительст венном многостороннем форуме начался поиск новых подходов государств к одно му из древнейших занятий человека - мор скому рыболовству-на базе современного уровня развития биологических знаний об объектах лова, норм международного пра ва при адекватном учете в практике госу дарств аккумулированных наукой современных естественных сведений о промысле морских биоресурсов, их роли в обеспечении пищей человечества и их зна чении в решении социальных вопросов ко ренного прибрежного населения. Существо проблем, рассматриваемых в ООН в Нью-Йорке, имеет колоссальное значение для такой рыболовной морской державы, как Россия. Дело в том, что в Мировом океане существует множество ситуаций, и особенно в морских водах Рос сии, когда ареал обитания богатых рыбных запасов находится как в 200-мильной эко номической зоне (в отношении ее ресур сов прибрежное государство осуществляет суверенные права), так и в районе открытого моря, прилегающем к зоне (в отношении ресурсов такого района подобных прав у прибрежного государст ва нет). Для краткости эти ресурсы были обозначены Конференцией термином "трансграничные" (т. е. пересекающие гра ницу экономической зоны и выходящие в открытое море). Стремясь использовать запас рационально, поддерживая его на уровне, обеспечивающем наиболее высо кий темп воспроизводства, с тем чтобы из года в год велось устойчивое рыболовство, прибрежное государство идет на самоог- раничительные меры по сохранению запа са, в том числе на ограничение вылова в зоне, организацию промысла своими суда ми по научно обоснованным правилам, про ведение исследований по оценке запасов, контролю за рыболовством и т. д. Эти весьма дорогостоящие меры, прини маемые прибрежным государством, как показала практика, нередко обесценива ются вследствие нерегулируемого рыбо ловства того же запаса в прилегающем к зоне районе открытого моря. Возникаю щие в этой связи разногласия между госу дарствами чреваты опасными последствиями: "тресковые", "лососе вые". "сельдевые", ‘ минтаевые" и прочие “ рыбные войны" известны: менее известно то. что многие из таких конфликтов в насто ящее время пребывают в латентном состо янии - "тихой дипломатической войны' При этом правовой и биологический срезы таких конфликтных ситуаций могут быть са мые разные. Так. в Северо-Западной Ат лантике речь идет о разногласиях - в связи с промыслом трансграничных запасов, в основном трески и камбаловых. - между прибрежным государством Канадой и ЕЭС; по окуню, мойве, кальмарам и др. - между членами специализированной меж дународнойрыбохозяйственной организ; ции (НАФО), в которую входят 12 государств и ЕЭС. В Беринговом море трансграничные запасы минтая, обитаю щие в основном в экономических зонах России и США. буквально выкачиваются Южной Кореей, Польшей. Китаем через небольшой, всего 8% от площади моря, участок, расположенный в центральном районе открытого моря, окруженный 200- мильными зонами России и США. За пери од с 1985 по 1991 гг. здесь было выловлено без всякого обоснования 6.5 млн. т минтая. Это прямой ущерб, который был нанесен иностранным флотом прибрежным рыба кам России и США. Не менее острая ситу ация сложилась и в Охотском море, где промысел минтая,опять же на небольшом по площади центральном районе открыто го моря (2,7% от площади моря), ведут без всякого научного обоснования суда Поль ши. Республики Корея и Китая. За 1991 - 1992 гг. и первую половину 1993 г. здесь уже выловлено более 1,5 млн. т, что нанес ло ущерб рыбакам уже только России. В Баренцевом море, в его центральном, так же на небольшом по площади участке от крытого моря, окруженного зонами России и Норвегии, нерегулируемый про мысел трески начали суда Гренландии, Ис ландии и ряда других государств. Аналогичные ситуации возникают и в дру гих районах Мирового океана, причем не только по трансграничным запасам, но и запасам далеко мигрирующих видов рыб. куда относятся в основном многие тунцы. Положить конец такому промыслу - основ ная задача Конференции. Не менее важно то. что мировое рыболовство в экономиче ском плане стало однополюсным - все стра ны стремятся строить свои производственные отношения на основе рыночных отношений. Можно с уверенно стью прогнозировать, что вызовет обостре ния. более того, жесткую конкуренцию ведущих рыболовных стран как в области сырьевых ресурсов, так и в области рынков сбыта. К тому же спрос на рыбную продук цию в мире постоянно растет. Вызвано это двумя обстоятельствами. Во-первых, для многих развивающихся прибрежных стран морская рыба, в основном многочисленные пелагические виды и ряд донных видов, - один из доступных для населения относи тельно дешевых продуктов питания. Во-вторых, для ведущих развитых стран ценные виды рыб - треска, лососевые, кам баловые, окуневые и др., а также морепро дукты - устрицы, крабы, креветки и др. - привилегированная пища для обеспечен ных слоев населения ввиду их высоких пи щевых свойств и соответствующей стоимости. Они дороже в несколько раз стоимости птицы и отдельных сортов мяса. Более того, рыбные продукты считаются одними из самых биологически чистых и легко усвояемых продуктов животного происхождения. Ширится движение охранительного на правления по отношению к использованию морских биоресурсов Мирового океана, в котором, наряду с рациональной основой, имеется много псевдонаучного, эмоцио нального и просто минингового подхода к использованию возобновляемых биоресур сов. Таким образом, в преддверии XXI века мировое рыболовство будет находиться под влиянием следующих основных факто ров: колебания численности основных объ ектов промысла под влиянием природных изменений, национализации биоресурсов, ограничении промысла в открытых районах Мирового океана, развитии аквакультуры, природоохранных тенденций и ужесточе нии конкуренции в однополюсном рыноч ном пространстве за сырьевые ресурсы и рынки сбыта. 2. РЫБОЛОВСТВО РОССИИ СЕГОДНЯ Распад Союза и отсутствие на начальном этапе у правительства продуманной страте гии преобразований в экономике отброси- лирыбное хозяйство России в области как добычи, так и переработки и сбыта продук ции по меньшей мере к середине 70-х го дов. По существу на грани разрушения находится вся отрасль: от науки до системы реализации рыбной продукции. Рыбное хо зяйство России вступило в острый кризис ный период, характеризующийся спадом в добыче, производстве пищевой и техниче ской рыбопродукции, а главное - резким снижением объемов реализации рыбной промышленности на территории России, происходящим в условиях нехватки продо вольствия в целом и прежде всего оелка животного происхождения. В этой ситуа ции вопрос поступления рыбопродукции на внутренний рынок начинает переходить из сферы экономики в сферу политики. Свежо в нашей памяти недавнее время лихой горбачевской перестройки и кавале рийское начало гайдаровского радикально го перехода к рынку, которое для рыбаков ознаменовалось повальной критикой в прессе за продукцию из минтая, кильку, мойву, ставриду, иваси и прочую морскую живность и штабеля рыбных консервов в магазинах. Новоявленные "знатоки" миро вого рыболовства, а точнее зарубежной рыбной кухни, требовали убрать, а в уме подразумевали продать поскорее за ру беж. всю эту “ никудышную" продукцию, поднять цены до уровня мировых. И вот сейчас, спустя всего 2-3 года, начинаются сбываться эти настойчивые заклинания к глубокому разочарованию как большей ча сти населения страны, для которой рыба оставалась единственным доступным по цене продуктом питания - белком живо тного происхождения, так и рыбаков, кото рые видят, что с ростом цен на новые суда, топливо, все виды материального снаоже- ния для них наступают худшие времена. Происходящие хаотичные процессы де централизации. акционирования привели к появлению массы отдельных собственни ков морского рыболовного флота, которые зачастую ведут лов. не соблюдая как прави ла рыооловства в российских водах, так и международные договоренности. Кризисная ситуация в рыбном хозяйстве России и связанные с этим сложности в области финансирования науки, промысло вых разведок, органов по охране и воспро изводству рыбных запасов, международных связей подрывают долго срочную перспективу развития рыбного хо зяйства России и дальнейшую ее интеграцию в широкохозяйственные свя зи. Этими трудностями, а также искусствен ным снижением роли государственного управления отраслью активно воспользо- валисо рыболовные флотилии ряда зару бежных стран. В качестве примера можно привести небывалую промысловую актив ность Польши. Республики Корея. Китая - в Охотском море; Японии. Польши - в Берин говом море; Исландии. Гренландии (Дания) - в Беринговом море; Эстонии. Литвы. Лат вии - в районе Шпицбергена и т. д. В большинстве региональных междуна родных рыбохозяйственных организаций, членом которых стала Россия как продол жатель Союза ССР. ей весьма трудно удер жать прежнюю ведущую роль, т. к. снижено наше участие в научных исследо ваниях. а также участие российских ученых и специалистов во многих международных мероприятиях в связи с финансовыми про блемами. На этом фоне развивается актив ность Японии. США. ЕЭС, Канады. Норвегии, особенно проявленная на кон ференции в Риме (ФАО) и в Нью-Йорке iH). Каждая из этих стран стремится ак тивно влиять на выработку основ использо вания биоресурсов и занять достойное место мирового лидера в области рыболов ства. Мотивация такого стремления понят на - выиграть в борьбе за сырьевые ресурсы Мирового океана, за рынки сбыта качест венной. экологически чистой морепродук- ции. стоимость которой на мировом рынке постоянно возрастает, будет и далее возра стать. Анализ решений правительства России в области рыбного хозяйства за период ради кальных реформ, его подхода к государст венному регулированию в этой области показывает, что правительство пока не су мело понять особого значения отечествен ного рыболовства в обеспечении продовольственной безопасности России, [скусственно снижается авторитет отрас ли как в правительстве (последние два года руководитель отрасли не является членом правительства), так и в Верховном Совете России (затягивается решение о принятии Закона о рыболовстве; о создании комите та по рыболовству аналогично имеющемуся в других парламентах зарубежных стран). Сосредоточение основной доли собствен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz