Рыбный Мурман. 1993 г. Октябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 - 7 октября 1993 года * Акция Экология из юлиторнио в КОВДОР Интересует ли нас здоровье своей ма- тушки-земли? Садоводы и огородники, а также домо­ хозяйки Мурмана наверняка навострят уши: J финские экологи открывают “домашние" сек­ реты экологически чистого выращивания растений в условиях Заполярья и как изба­ виться от мусора с пользой для общества. Лапландская партия “зеленых” и наш Мур­ манский ВООП, при участии газет “ Ковдор- чанин" и “ Рыбный Мурман", затевают новую совместную (Лапландия-Мурман) экологиче­ скую акцию: защитники природы нашего края встретятся с коллегами-финнами в Ков- доре и в течение примерно недели будут об­ суждать актуальные для северного населения вопросы. В Финляндии не только экологи, но и любой житель осведомлен о подробностях состояния природы во всех загубленных про­ мышленностью районах Мурмана, потому что каждая уважающая себя финская газета в каждом номере публикует как минимум стра­ ницу. посвященную экологии, уделяя нема­ лое внимание вредоносному нашествию с востока. Финские корреспонденты часто бы­ вают в промышленных городах Мурмана и обнародуют обстоятельную информацию о том. откуда происходит ядовитый дым и ис­ точаются смертоносные реки. Кто был в Фин­ ляндии. кто знаком с этим народом, знают. что там охрана среды обитания - самый важ­ ный для обывателей, самый дискутируемый в прессе и самый острый в научной среде вопрос. Увы, про нас этого не скажешь. Мы мало интересуемся здоровьем собственной мате­ ри-земли. И в этом смысле участившиеся ви­ зиты экологов из соседних земель можно считать ликбезом. А грамотный человек - это зрячий человек, он может потребовать чис­ тую воду, здоровую пищу, зеленые дубравы и синь над головой. К тому и идет у нас на Севере. “NO HOW” КАРИ И ЛАССЕ С какой же целью на этот раз пожалуют гости? Во-первых, еще раз воочию убедить­ ся. насколько запущена природа в Ковдор- ском. приграничном с Финляндией, районе и какими методами можно бы ее подправить. Во-вторых, завести потеснее дружбу с ков- дорчанами, чтобы объединить усилия в за­ щите общей и единственной среды обитания. В-третьих, поделиться опытом, как в Финляндии выращивают экологически чи­ стые полезные растения, и, что особенно важно для нашего житья-бытья, как у них по­ ставлено дело со сбором вторич­ ного сырья и бытовых отходов от жителей. Ответы на все вопросы. Делегация, по предварительным данным, невелика: Кари Гранат - инспектор по эколо­ гии и гигиене из Юлиторнио (город на гра­ нице Швеции и Финляндии), Лассе Туоминен - опытный садовод из местечка Мельтаусъ- ярви (близ Рованиеми), жена которого, Марья Туоминен, - секретарь Лапландского отделения партии “зеленых" Финляндии, ак­ тивный организатор экологических связей Ланландии и Мурмана. Возможно, к группе присоединятся шведские коллеги. МОЯ ХАТА С... В ЦЕНТРЕ! О том. насколько злободневен этот ков- дорский контакт для наших защитников при­ роды. не нужно и говорить. А чем он интересен для рядовых жителей? Россияне в последнее время тоже стали проявлять интерес к экологически чистым продуктам питания. Никто не станет покупать картошку из-под Чернобыля, мало кто отва­ жится есть ягоды вблизи захоронений ядер- ных отходов или собирать вдоль дорог грибы, начиненные бензинными парами и тя­ желыми металлами. “Откуда редиска?" - придирчиво спрашиваем мы у торговки и не удовлетворяемся ответом, что. мол, с собственной грядки, без пестицидов. А как все-таки выращивать на своей грядке экологически безвредные и, больше того, ле­ карственные растения - неужели совсем без удобрений? Об этом как раз и поделится личным опытом человека ученого Лассе Ту­ оминен. А уж финны по этой части, известно, доки. И МЫ О ТОМ ЖЕ Кстати, о возможностях выращивания растений в заполярных садах и огородах “ РМ" уже рассказывал нынешней весной ус­ тами научного сотрудника Кольского Поляр- но-альпийского ботанического сада-института. Рассказывали мы вкратце и о том, как в финских семьях умудряются из­ бавляться от мусора и пищевых отходов при полном отсутствии зловонных помоек во дво­ рах. Бесценным для нас опытом в этом смыс­ ле и поделится Кари Гранат, затронет он и роль коммунальных (муниципальных) струк­ тур. Финны проведут переговоры о дальней­ шем сотрудничестве с экологами Мурмана. Подробный рассказ о ковдорской встрече корреспондент “ Рыбного Мурмана" предста­ вит в последних октябрьских номерах газеты. Сергей АРХИПОВ, обозреватель “РМ ” по вопросам экологии. * Акцент I 1. Школьное сочинение Начался новый учебный год. Многие школы областного центра в первые погожие дни сентября провели ставшие уже традици­ онными осенние Дни здоровья. Кто-то при­ ехал в Долину Уюта, кто-то на автобусе выехал за город или пешком пришел к леси­ стой Ленинградской дороге. Как проходил поход, можно ли сделать их в начальной школе регулярными? Может быть, даже ежемесячными и не зависящими от погоды? Стоит ли “привязывать" програм­ му начальной школы к таким походам-уро­ кам? На эти вопросы отвечают учителя начальных классов, школьные администрато­ ры. Ольга НЕЧАЕНКО, учитель 2"г" класса школы N° 39: - Наш класс особенный, т.к. все ученики нуждаются в педагогической поддержке. Класс выравнивания - особенные дети. Их трудно организовать, трудно удержать их внимание. День здоровья - это название не соответствует см ы сл у происходящего. Это - день выхода в лес. Он должен быть хорошо организован. Необходимы специальная под­ готовка. специальные инструкторы и конечно же заинтересованность самого учителя. Что­ бы понять, как это прекрасно, романтично, нужно организовывать походы, Дни здоровья с учителями, со всем персоналом школы. И не нужно принудиловки! Если все хорошо организовать, то это дело втянет и тех, у кого душа к нему не лежала. . Елена АНДРЕЕВА, воспитатель 3"а" класса школы N° 36: - Цель нашего похода - это прежде всего забота о здоровье наших детей, знакомство с природой нашего края. Очень много ребят (около 35 процентов из класса) летом вообще не выезжали и фактически получается, что наш 7-часовой поход - единственное обще­ ние ребенка с природой. Наш класс ходил к v озеру Скальному. Хотя после похода мы ус­ тали. но настроение было замечательное. Грибной суп, сваренный ребятами, костер, игра на свежем воздухе - все оставило свой след в душах детей и взрослых. Такие походы нужны обязательно, и как можно раньше (желательно с детского сада). Сначала это двухчасовые походы, затем по­ % Жить, чтобы есть? Или есть, чтобы жить? Легга ~о8 ходы на день, с ночевкой. Я считаю, что с первых уроков природоведение надо прово­ дить в музеях, на природе. Как можно изу­ чать природу в четырех стенах?! Все, что можно изучать чувствами, - надо изучать чувствами: Желательно организовать походы (хотя бы однодневные) во все времена года. Для того чтобы это легко было осуществить, прежде всего нужна материальная база. Татьяна СНЕЖКО, учитель 1-го класса школы N° 13: - Цель нашего похода - вывести детей на природу, познакомить с деревьями, кото­ рые растут в нашей местности, показать яго­ ды, растения, собрать гербарий для уроков труда, подышать свежим воздухом, отдох­ нуть. Проходил поход дружно, ребята с ин­ тересом гуляли по лесу, сопкам (школа на краю города). Участвовал весь класс, двое взрослых. Настроение у всех было припод­ нятое. Приобрели некоторые знания о мире растений. Такие походы способствуют в де­ тском коллективе хорошим, дружеским отно­ шениям между детьми. Ежемесячные походы пойдут только на п о л ь з у детям, укрепят их здоровье и привьют любовь к живому. Надо привлечь побольше родителей и организо­ вать школы к таким мероприятиям. Тамара ВЕЛИКАНОВА, заслуженныйучи­ тель, школа №36, 2"а" класс: - Дни здоровья в нашей 36-й школе ста­ ли уже традицией. Каждый год в первые дни сентября дети, учителя^ родители отправля­ ются в осенний лес. Походу предшествует большая подготовительная работа: создается штаб, выбираются ответственные, назначают­ ся маршруты. Так было и в этот раз. 3 сен­ тября. День выдался на редкость солнечным, теплым. Повезло 3"б" и 2"а'' классам. Их ждал комфортабельный автобус. Маршрут их лежал на 17 км Серебрянской дороги. Они выбрали чудесное место рядом с озером. Кругом тьма грибов и ягод. Автобус смог вы­ делить папа, Иванов С. Т., ныне генеральный директор одной из коммерческих фирм. Вместе с детьми ездили доорый десяток их родителей. Пришли на память строки: “Есть в осени первоначальной чудесная, но дивная пора". И не прозевать эту “дивную" пору, тем более у нас на Севере, - одна из задач учителя. Я слышала, как напутствовала учитель своих второклассников перед походом: “ Входите смелее в мир природы! Будьте внимательнее и добрее к каждому деревцу, каждому кус­ тику. Помните, это родина наша, это наши друзья!". Совсем маленькие дети - шестилетки хо­ дили на экскурсию в городской парк. А уча­ щиеся 4"б" класса вместе с учителем и родителями выбрали маршрут в Долину Уюта. Разожгли костер, собирали грибы и ягоды. Велика была радость на лицах ребят, когда они у костра пели песни. Первый осен­ ний выход в природу запомнится надолго. В классах появились фотогазеты "Наш поход", где дети наперебой узнавали себя. Нужно сказать, что родители в большой дружбе со школой. Они любят наши будни и праздники. А День здоровья, поход в золотую осень" - это начало начал в новом учебном году. Можно ли сделать походы регулярными, может быть, даже ежемесячными и не зави­ сящими от погоды? Нина ЧИКОИДЗЕ, директор школы А£ 33: - Да. можно! Замдиректора школыN3 36 Вадим МИЛИЕВ: - Регулярными - да! Не зависящими от погоды - нет! Необходима продуманная ап­ робированная программа экологического воспитания, в которой походы были бы орга­ ническим элементом. Зам. директора школы N° 39 Людмила РЕМЕЗ: - Считаю, что такие походы можно сде­ лать регулярными и не зависящими от пого­ ды. Такие уроки-походы необходимо ввести в программу начальной школы. И.о. директора школы № 31 Светлана КОРНЕВА: - Согласовать программу начальной шко­ лы с походами-уроками можно. Зам.директора школы-гимназии № 8 Светлана КОРНАУ'ХОВА: - Я считаю очень важным использовать для воспитания детей такую форму работы, как поход. Говорить о том, какой огромный комплекс задач можно решить, используя походы. - излишне. И так ясно. Но проведе­ ние походов наталкивается на большой ком­ плекс проблем: 1. Подготовка кадров учителей-инструк- торов, которые могут вывести ребят в лес (я имею в виду “дикую" природу, а не подго­ товленные места). 2. Отсутствие близ черты города мест, в которые легко и безопасно можно добраться (система питьевых озер - везде строитель­ ные работы, подход к Ленинградской дороге - опасность транспорта). Плохо, что в черте города нет хорошей парковой зоны, как, на­ пример. в Североморске. 3. Отсутствие в школах необходимого элементарного туристического инвентаря. 4. Нет маршрутных карт для детей воз­ раста 7 - 1 2 лет. 5. Очень плохо, что практически не раз­ работаны детские маршруты по Кольскому полуострову. Очень волнует проблема летнего отдыха детей. Пионерлагеря при школах - это хоро­ шо, но опять город - отсутствие чистого воз­ духа, общения с природой. Почему бы не делать экологические лагеря, и не только с программами на турбазах предприятий. А лагеря по типу скаутских - для старшеклас­ сников. • * « На мой взгляд, невозможно не согла­ ситься с мнением педагогов. Действительно, необходима продуманная, апробированная программа экологического воспитания с ран­ него детства. Как можно изучать природу, сидя на уроках в четырех стенах? И програм­ му походов-уроков в начальной школе можно согласовать с программой школьной, и сами походы-уроки можно сделать регулярными. А что же нужно в первую очередь? Заинтере­ сованность учителя и материальная база. Деньги! Так давайте же потребуем у наших вла­ стей денег на экологическое воспитание и просвещение в школах. Именно так поступают, например, прави­ тельственные институты Норвегии, субсиди­ руя деятельность экологических организаций. В них политики видят залог безопасности для будущего существования их детей и внуков. Экологи не хотят ничего, кроме “ чистого мира". И прогрессивные политики не могут этого не понимать и дол­ жны желать своему народу того же. Экологи действуют, ибо сила их - в действиях. Госу­ дарство финансирует, ибо сила его - в день­ гах. Какова же позиция властей в нашей посттоталитарной действительности?.. Евгений УТКИН. (Продолжим эти размышления в следующейэкологическойстранице).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz