Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
12cTP- «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 ноября - 2 декабря 1993 года ( Пр(н)и: 1 жспис. Нач. «; V* Vrw ИСТОРИЯ ЗАНЫ Прошу прощения за столь длин ную выписку, но без них не обой тись. Так вел себя на людях дикий человек мужского пола. А вот сви детельство иного толка расследо ванное профессором Б Ф. Поршневым. В 1964 году Поршнев выехал на Кавказ в село Тхина Очамчирского района для провер ки истории Заны Информацию о "снежной женщине ' он получил от профессора зоологии А. Машков- цева. По версии последнего в этом селе во второй половине XIX века много лет жила и была здесь похо ронена пойманная и прирученная "обнауая". как называют абхазцы диких людей. Назвали ее Заной. Поршнев застал в селении акса- калов-долгожителей. посвятивших ученого в подробности судьбы ди кой женщины. Время, место и об стоятельства ее поимки никто не знал. А вот что попала она к мест ному помещику дворянину Эдги Генабу. было общеизвестно. Сначала пленницу поместили в загон, сооруженный из прочных бревен, где она вырыла себе логово и. устлав его сухой травой, спала в нем. Входить к ней боялись. Пищу опускали сверху на веревке. Три го да прожила она в таком “ нечелове ческом" жилье, а потом стала немного приручаться. Ди кар ку о п ределили в плетеную ограду под навесом, вблизи от особняка Даже по истечении трех лет дикая ж е н щина все еще держалась на привя зи. но со временем ее отпускали на волю. Вела она себя уже достаточ но миролюбиво, хотя никого не вы деляла. Прожила Зана среди людей четы ре десятка лет. не усвоив при этом ни одного человеческого слова, из давала лишь нечленораздельные звуки. Когда ее пытались облачить в платье, она рвала его с каким-то неистовством, словно это была сми рительная рубашка. А вот с набед ренной повязкой кое-как смирилась. Короче, человеком она не стала. На этом можно было бы за кон чить рассказ о неудачном прируче нии дикой женщины, если бы не один парадокс: она стала матерью и не однажды. Зана неоднократно беременела и рожала детенышей. Новорожденно го бросалась купать в ручье, отчего все заканчивалось плачевно - новорожденные метисы не выдерживали ледяного омове ния и погибали. В конце концов се ляне взяли обязанности повитухи на себя, отнимали детей и выкарм ливали их "И чудо свершилось! -' констати ровал Б. Ф. Поршнев. - Два сына и две дочери выросли людьми, пол ноценными людьми!" Они тоже да ли потомство, расселившееся по всей Абхазии Двоих из внуков За ны Поршнев обнаружил в Ткварче- ли. Они работали на рудниках. Предание связывало с ними их де да - самого Эдги Генаба. Иначе и не могло быть: ведь Зана была похо ронена на родовом кладбище по мещика. Эксгумация "снежной женщины" показала с помощью знаменитого скульптора-антрополога Герасимо ва. что череп, обнаруженный в за хоронении. принадлежал скорее всего одной из внучек Заны. но не ей самой СЛУЧАЙ В УРМАНЕ \ Вот такая история В нашем веке подобных “ приручений" не наблю далось. хотя отдельные факты ленького. Особенно много их было вокруг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы боль шого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от вале нок. Резко выделялись пальцы. Их было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на чело веческий. но плоский, как у медве дя. и пальцы не прижаты, как у человека, а немного расставлены в стороны ". НА ОБИ встреч с человекоподобным суще ством. которого К. Линней в XVIII веке назвал ‘‘человеком троглоди- товым" (пещерным), были. А вот еще одна история, происшедшая в середине XIX века. Правда, еже годник Тобольского губернского музея сообщил об этом лишь в 1907 году: "Осенью 1845 года зверопро мышленники остяк Фалалей Лыкы- сов и самоед Обыль в урмане убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу. а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной. скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужески пола. Отставной урядник Андрей Ша хов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд” . В достоверности происшедшего сомнений не возникало. Чеего бы это вдруг зверопромышленникам вздумалось дурачить власти? Д о к у менты об одном из самых странных и неразгаданных случаев в практи ке уголовных дел дореволюцион ной России хранились в городе Салехарде в архиве краеведческо го музея. О случившемся в урмане вскоре знали и тобольский губерна тор. и губернское правление. Зве ропромышленников допросили. Вот выписка из протокола показа ний самоеда Обыля: ‘‘ ...Я вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище, облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 сажень сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оное чу довище. которое и пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, ору дия при нем никакого не было, ро стом 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть густая, длиной в пол вершка. цвету черноватого, у ног перстов нет. пяты востроватые. у рук персты с когтями. Для испыта ния разрезывали тело, которое имеет вид черноватый, и кровь чер новатая. Тело чудовища сего оста вили без предохранения на том месте'*. Земской исправник, получивший задание найти тело загадочного су щества. от местных жителей долго не мог добиться, где же тот урман. В конце концов самые решитель ные направились в тайгу вместе с представителем власти но на поля не. где был убит дикий человек, тру па его не оказалось. Земской исправник был оскорблен в лучших чувствах, а старики-ненцы с суевер ным страхом покинули злополуч ную поляну. непонимающе причмокивая губами и покачивая головами. Они-то уж точно знали о существовании “ тунгу" - так испо- кон века по всему Северу от Оби до Енисея и в тундре Гадымского по луострова и ниже, и южнее по реке Таз называли “ снежно го челове ка". Вот типичное описание тунгу. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ "Тунгу - дикий человек, встреча ется осенью, когда темнеет в тунд ре. Очень высокий - два метра, наверное. Живет в лесу под коря гой. Разговаривать не умеет, толь ко свистит и кричит "Ру-ру-ру". Иногда подходит к чумам, чтобы у к расть девушку. В 1962 году к нам в чум кидал песок и свистел. Но ни кто не вышел к нему. Все боялись. Еще раньше, в 29-м году, в августе, я видел следы. Они длинные и уз кие. Тунгу бегает быстрей оленя". (Рассказ записан в поселке Ныда Надымского района со слов старо го оленевода, пенсионера Евгения Григорьевича Тога геологом Вла димиром Пушкаревым.) Им же. Владимиром Пушкаре вым. любителем-криптозоологом. записаны и другие рассказы абори генов разных мест Сибири. Якутия. Здесь местные жители называют ди кого человека “ чуну- наа". Ареал распространения, судя по многочисленным свидетельст вам очевидцев, горные массивы, расположенные к востоку от реки Лены и в междуречье рек Яны и Индигирки, но особенно - Верхоян ский и Полуостный хребты. “ После революции, в 20-х годах жители нашего села встретили чучу- наа. собирая ягоды. - рассказывает работница оленеводческой брига ды Татьяна Ильинична Захарова, эвенка по национальности. 55 лет. - Он тоже рвал ягоды и обеими рука ми засовывал их себе в рот. а когда увидел людей, встал по весь рост. Он был очень высок и худ. говорят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у чело века. но темней. Лоб был малень кий и выдавался над глазами, как козырек . А так похож на человека, только намного выше ростом. Че рез секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждо го третьего шага". . Сверим этот рассказ с трудом и з вестного советского историка и эт нографа Г. В. Ксенофонтова "Уранхай Сахалар". Там сказано: "Чучунаа - человек. Питается охо той на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят. с ди кого оле ня целиком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на себя. Он будто бы ж и вет в норе, наподобие медведя. Го лос у него противный, хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весь ма редко, часто видят убегающим... Лицо у чучунаа черное, в нем нель зя разобрать ни носа, ни глаз. Чучу наа видит только в летнее время, зимой он не бывает". Как видим, рассказ простой эвен кийки и описание известного уче ного дают представление о сущест ве вполне земном, лишенном нале та "чертовщины". Ксенофонтов даже называет его человеком без всяких оговорок , хотя, судя по по вадкам и образу жизни, он больше похож на зверя. Автор брошюры "По следам "снежно го человека" А. Д. Петров c e iy e i "...все-таки не укладывается в голове, что крупное животное ос тается фактически не известным науке. Его не удается сфотографи ровать. до сих пор не найдены ос танки реликтового гоминоида. хотя бы одна кость... Может ли такое быть? Не идет ли речь о призраке, домовом, лесовике, которые века ми живут в воображении людей, множество раз описаны, но так же не поддаются изучению?". Это. мягко говоря, не совсем так. В. Пушкарев: "...Нарядус рассказа ми о чучунаа в Верхоянье ходят рассказы о редких находках скеле тов человека необычайно больших размеров, чаще всего адресуемых в бассейн реки Адычи". В РАЙОНЕ ПЕЧОРЫ И ИЖМЫ Что же касается фотографий, то еще предстоит разговор о фильме, снятом американцем Роджером Паттерсоном. А пока вернемся по ближе к нашему региону в район Печоры и Ижмы. Здесь местные жители знают немало историй, свя занных с Яг-мортом. что в переводе на русский язык означает "лесной человек". Ефим Иванович Булыгин, рус ский. житель села Усть-Цильма. ве теран Великой Отечественной войны: “ В 20-м году, мне тогда было 15 лет. косили мы сено на реке Цильме. километрах в десяти отсю да. Я. еще человек шесть мальчи шек и двое взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Не подалеку стояла изба, где мы жили во время сенокоса. Вдруг на противоположном бе регу появились две непонятные фигуры. Один маленький черный, другой огромного роста (больше двух метров), серый, белесый. Они все были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не лю ди. и смотрели на них. не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде игра ли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом они помчались к реке и ис чезли. Мы тут же вбежали в избу и целый час не решались выйти. По том. вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали. Там нашли следы большого и ма Нижнее течение Оби. Проводник Лука Васильевич Тынзянов: "Году в 60-61-м я шел вечером в Васяково по берегу Горной Оби. Со мной бы ли две собаки. Они вдруг ощери лись. залаяли и бросились вперед. Потом вернулись, потом опять убе жали вперед и опять вернулись. Бо язливо прижались ко мне и больше не лаяли. И сразу же из леса вышли два куля. Один высокий, больше двух метров, другой пониже . Я то же испугался, потому что глаза у них горели, как два фонаря, темно красным цветом. Они шли мне на встречу и. поравнявшись, вдруг посмотрели на меня, только глаза сверкнули. Одежды совсем не бы ло. на теле густая шерсть, но не длинная. короткая. И лицо и тело все черное Лицо выдвинуто впе ред. руки довольно длинные, длин нее. чем у человека, они как-то странно размахивали руками. По ходка у них была какая-то необыч ная. не такая, как у людей. Они немного выворачивали ноги при ходьбе. Когда кули прошли, собаки сразу бросились в поселок. Это бы ли утэн-ехти-аген - в лесу который бродит. Я его четыре раза видел. Два раза после войны сразу и два раза лет 15 назад". Марфа Ефимовна Сенькина. быв шая учительница, русская: “Д о ре волюции я с отцом постоянно ездила на промыслы по всему об скому Северу и полуострову Ямал. Было мне тогда 20 лет. и постоянно мы жили в Салехарде. Нередко ос танавливались у одного старого ханты недалеко от селения Пуйко. Помню, начался сентябрь, ночи были уже темные, и по ночам часто лаяли наши собаки. Однажды этот лай стал особенно ожесточенным. На вторую ночь такой остервене лый лай собак повторился. Я спро сила нашего хозяина-ханты. на кого они так лаю г. ионше по т ом ответил, что это приходит Землемер. - Какой Землемер? - не поняла я. - Этой ночью я покажу тебе. - по обещал он. - Но только смотри на него осторожно - сквозь пальцы. В полночь мы вышли из чума. Уже висела луна, большая, красная. Ждали, наверное, с час. И вдруг снова лай собак. В нескольких де сятках метров я увидела необычай но высокого человека. Наши чумы окружал двухметровый тальник. Голова и плечи человека возвыша лись над ним. Он шагал очень быст ро. крупно. напролом через заросли. Глаза его горели, как два фонаря. Такого страшного и такого высокого человека я никогда не встречала. Собаки с лаем броси лись к нему. Одна, воодушевив шись нашим присутствием, подбежала совсем близко. Человек наклонился и. схватив ее. бросил далеко в сторону. Мы услышали только короткий визг и мелькнув шее в воздухе тело. Человек быст ро удалился. ни разу не обернувшись. - Это что. леший? - спросила я старика. - Не смей говорить этого слова. - испугался тот. - Ты позовешь его. Зови просто Землемер. Он прихо дит сюда каждый год в это время. Одной собаки наутро мы недос читались". Александр МИЛАНОМ. (I Iродолжснис следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz