Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

4СТР- Международное сотрудничество « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 2 6 н о я б р я - 2 декабря 19ЭЗ года * Взгляд из-за 4бугра> Работы хватит всем Наш собеседник - журналист-эко­ номист и социолог из Института Фритых^ш Нансена в Осло Руне КАСТБЕРГ. - Господин Кастберг , проект Г*а- ренцпорпю в Киркенесе при всей за- вуалировапности местных норвежских интересов вполне ре­ ально может оставить многих мурманских портовиков без рабо­ ты. - Мы нуждаемся и том, чтобы .по­ ди, организации, предприятия с обеих сторон начали нормально, без шумихи согруднича гь между собой. II первоочередная задача властей - помогать такому сотрудничеству, поощрять его. Хотя по крупномасштабным про­ ектам, по таким проблемам, как развитие инфраструктуры, необхо­ димо привлечь немалый капитал, и здесь, конечно, возникает некото­ рая конкуренция. Скажем,-между портами Киркепеса и Мурманска. Естественно, что здесь у всех свой Газета “Мурманский вест­ ник” (газета за 2 ноября 1993 года) перепечатала из нор­ вежского журнала статью со­ трудника института Ф. Нансена Руне Кастберга, где автор, по сути, излагает нор­ вежскую концепцию интегра­ ции врегионе Баренцева моря. Понимая несомненную акту­ альность темы, редакция “Рыбного Мурмана” считает возможньм ознакомить свое­ го читателя с публикацией, ко­ торая в полемичной форме развивает поднятые Кастоер- гом проблемы, но уже с уче­ том интересов России. ТРЕТЬЯ ЦЕЛЬ Прежде всего определимся с целя­ ми. Рассуждая о развитии сотруд- ничества в регионе Баренцева моря между Россией и Норвегией, Руне Кастберг определяет два приорите­ та: 1. Способность развитию эконо­ мического сотрудничества; 2. Позитивно влиять'на политическое сотрудничество. Однако ставку Норвегии на развитие региона мож­ но пока характеризовать не только как попытку решения каких-то ги­ потетических и глобальных про­ блем, но и как весьма прозаический способ развития пограничной про­ винции Финмарк, которая по уров­ ню использования своего промышленного и иного потенциа­ ла заметно отстает сегодня от юж ­ ных и центральных районов I !орвегии. Заявить об этой третьей цели сле­ дует честно и открыто, чтобы не воз­ никали потом взаимные подозрения. Подобная позиция Норвегии выглядит тем более обос­ нованной, если принять во внима­ ние экологическую проблему в регионе. Вряд ли стоит оспаривать такой подход, считая его эгоистичным или грабительским. Хотя отдельные идеи наших соседей, например план строительства крупного кон­ тейнерного порта в окрестностях Киркепеса, “ для нужд России" многими нашими специалистами воспринимаются как сомнительные и невыгодные. Далее Кастберг утверждает, что сотрудничество в регионе должно развиваться на основе “ органиче­ ской интеграции” , т. е. приоритета собственных нужд местного населе­ ния. Подобный путь развития, при всех его преимуществах, чреват для нас одним несомненным последст­ вием - он неизбежно спровоцирует дальнейшее обособление региона от центра. В условиях сегодняшней де­ стабилизации местной экономики может возникнуть такая “ интегра­ ция” , которая* сложилась сейчас между норвежскими рыбоперера­ батывающими предприятиями и нашими рыболовными флотами. В ситуации, когда горнодобывающая и рыбная отрасли Мурмана орга­ нично задействованы в системе фе­ деральной экономики, речь может идти, вероятнее веет, о перестрой­ ке в интересах “ Баренц-интегра- д и и ” лишь части региональной экономики, так как регулирующие функции Москвы, да и Осло здесь все же являются определяющими. И возможно, что в переходный пе­ риод именно эта часть региональ- интерес. Но когда мы видим пробле­ мы развития транспортных потоков России, загруженность портов, то, как мне кажется, открывается воз­ можность увеличивать пропускае- мость грузов через Мурманскую область или, точнее, через весь ре­ гион. - То есть работы хватит всем? - Да. И поэтому появление новых рабочих мест в Киркенесе необяза­ тельно значш уменьшение рабочих мест в Мурманске. Мне кажется, нам надо найти самые- оптималь­ ные, самые рациональные вариан­ ты развития экономики региона. Это главное. Необходимо привлечь значительные капиталы. И, может быть, все-таки легче будет найти капитал для развития порта и стро- ительства путей в Норвегии, чем в России. Кстати, такое строительст­ во увеличило бы объемы работ для вашей железной дороги, да и для всех сопутствующих служб области. Впрочем, насколько я знаю (я не совсем хорошо знаком с обсуждав­ шимися в Киркенесе планами), по крайней мере, пока эти проекты не получили широкой поддержки со стороны нашего правительства. Так что пока это лишь основание для всестороннего обсуждения. - Иногда некоторые норвежские фирмы, пользуясь в своекорыстных интересах слабым знанием мур­ манскими, российскими предпри­ нимателями топкостей мировой конъюнктуры, пытаются при за­ ключении соглашений "обыграть'' партнеров, повернуть ситуацию в *свою пользу... - 11у дело в том, что просто трудно сотрудничать с теми, кто не знает ситуацию на мировом рынке. Это еще тяжелее, чем работать с теми, кто знает положение дел лучше вас. И сотрудничество с некомпетентны­ ми партнерами обходится очень до­ рого. Так что если и выходит какая прибыль от преимущества в знани­ ях, то расходов еще больше. И поэ­ тому, я уверен, когда здесь появляются серьезные норвежские фирмы, то у них есть только самые серьезные намерения сотрудничать строго на равной основе. Но иногда подход бывает, конечно, иной. - Ожидаете ли вы от наших пра­ вительств каких-то документов, действительно и недвусмысленно открывающих путь к нормальному деловому международному сотруд­ ничеству, безо всяких оговорок и “вериг" в виде пошлин, налогов, ли ­ шаютих порой сделки всякого смысла? - Мне трудно судить о планах пра­ вительств, но лично я конечно же за то, чтобы было как можно больше свободы в наших отношениях во всех областях. И в то же время именно теперь на­ до внимательно посмотреть, куда идет Президент Ельцин. Ведь те­ перь, в отсутствие представитель­ ных органов, ваша политическая система недостаточно полна и сба­ лансирована. И это в какой-то мере опасная ситуация. Все-таки в целом представительные органы нужны в любой стране. Всегда должны быть и выборы, и какой-то баланс вла­ стей, какой-то противовес. Гостя расспрашивал Андрей ПОПОВ. ной экономики, даже оез вмеша­ тельства местной администрации, несколько сбалансирует всю струк­ туру. Однако масштабы экономики Северной Норвегии, ее отдален­ ность от европейских промышлен­ ных центров позволяют и нам сомневаться в том, что даже интег­ рация “ классических” , т. е. уже сформировавшихся отраслей мо­ жет быть успешной. Тем более что Кастберг ' констатирует наличие разного рода расхождений, мешаю­ щих развитию связей. Действи­ тельно, федеративные штаты у нас не получатся. Представляется, что речь сегодня уже идет не о глубине расхождения Западной и Восточной частей реги­ она, они все же не так различны, как утверждает норвежский иссле­ дователь, а об отсутствии серьезных перспектив для интеграции уже ис­ торически и географически сло­ жившихся экономических структур. Нынешняя временная не­ устойчивость как российской, так и областной экономики, вероятнее всего, будет в обозримом будущем преодолена или структурно скор­ ректирована. Значит, следует рас­ считывать лишь на принципиально новые формы взаимодействия: раз­ витие перспективных отраслей, ра­ нее отсутствовавших в регионе; совместный выход на рынки треть­ их стран и т . п. При том интересе, который сегод­ ня проявляется к Северу России и другими странами, в том числе и такими, как Саудовская Аравия, Япония, Канада...-это направление интеграции представляется наибо­ лее перспективным. роатлашическому олоку, может ре­ ально влиять на размещение, осна­ щение, да и само существование российских баз в ретоне Баренцева моря. Поэтому сегодня вряд ли стоит го­ ворить о каком-то учете флотом чи­ сто “ норвежского фактора” , так как Норвегия сама интегрирована в во­ енный блок и является лишь состав­ ной частью глобальной системы обороны от Ян-Майена до Кипра. Коснемся и еще одной проблемы, весьма болезненно воспринятой Ру­ шений как на Севере России, шк и в прилегающих районах 11орвегии и Финляндии - это мегаполис Мур­ манск, самый крупный город за По­ липным Кругом.’ Что бы ни говорили сегодня о бес­ перспективности развития города, с си горжением от России портов Чер­ ного и Балгийского морей, значение Мурманска неизмеримо возросло. Если учесть значение мегаполиса в обеспечении арктического нефтега­ зового комплекса, как регионально­ го промышленного и культурного Взгляд из России лютные поступления. И преиму­ ществ будет больше, чем потерь. При этом Мурманск для Норвегии - это широко раскрытые ворота в Россию, крупный федеральный центр, интегрировавшись с кото­ рым, можно оказывать влияние и на политическую и экономическую си­ туацию в России, по крайней мере, в сферах, представляющих для 11ор- веши наибольший интерес. Гак что фактор Москвы и Осло все же следу­ ет учитывать. ПОЕЗД МОЖЕТ УЙТИ Не так давно владелецфирмы “ Ог­ ни Мурманска” В. Боглаев заметил, что если бы все коммерческие струк­ туры области работали так, как его^ь. фирма, то никакой интеграции с Норвегией нам не понадобилось. Причем сказано это было в более жесткой и откровенной форме. Мес- inw безМосквыкПш СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - В НАТО Одна из проблем,существенно влияющая на процесс интеграции в регионе, - высокая концентрация сил российского флота в районе Кольского полуострова. В настоя­ щее время это следует рассматри­ вать как объективную реальность, с которой приходится так или иначе считаться. Дело в том, что в силу сложившихся геополитических ус­ ловий только этот регион является наиболее удобным для развертыва­ ния стратегических сил ВМФ Рос­ сии в Западном полушарии. Ведь у нас нет таких баз, как американ­ ские Холли-Лох в Великобритании (стратегические субмарины) или Кефлавик в Исландии (стратегиче­ ская авиация). Да и Норвегия, как известно, имеет вполне конкретные обязательства перед своими союз­ никами. Поэтому этот вопрос не проблема Мурмана и Финмарка и даже не проблема Москвы и Осло. Но при определенных условиях, как мне кажется, ситуация может кардинально измениться. Если Норвегия решится поставить перед собой, казалось бы, парадоксаль­ ную цель - содействовать интегра­ ции России в НАТО. Стать, если хотите, пророссийским лобби в раз­ решении этой проблемы. Только в таком случае Норвегия, как полно­ правный партнер России по Севе- ие Кастбергом, - это инцидент с ком­ пьютерными дискетами. Не вторга­ ясь в сферу деятельности компетентных органов, можно сде­ лать следующее умозаключение. Известно, например, что вСША все­ сторонними исследованиями Арк­ тики занимается восновном военное ведомство. В связи с этим случаются и курьезы. Один из российских гля­ циологов, стажировавшийся по на­ учному обмену в США, был задержан дорожной полицией за нарушение. Справившись по компь­ ютеру о его личности, полицейский дружески заметил, что русского со­ трудника Пентагона он штрафовать не будет, ограничившись лишь пре­ дупреждением. Если институт Нансена серьезно занимается Арктикой, то, без сомне­ ния, выполняет отдельные исследо­ вания в интересах как собственного военного ведомства, так и своих со­ юзников. И в этом нет ничего стран­ ного, ведь не Италии же заниматься (Уценкой ледового режима на трассе Северного морского пути. Каждое государство вправе использовать в интересах укрепления своей оборо­ носпособности любые компетент­ ные государственные институты так же, как и определять степень сек­ ретности для той или иной инфор­ мации. Даже в США не так давно произошел казус с израильским дипломатом, интересовавшимся секретами государства. А ведь эти страны связаны тесным оборонным сотрудничеством. МЕГАПОЛИС В регионе Баренцева моря имеется одно исключительно уникальное об­ разование, которое требует к себе особого отношения и во многом оп­ ределяет характер экономических, экологических и иных взаимоотно- центра на Севере России, как спе­ цифического производителя това­ ров и достаточно емкого рынка их сбыта, то речь может идти опять лишь о каких-то структурных трансформациях, которые только придадут составным частям мегапо­ лиса гибкость и динамизм. Дисбаланс нынешнего развития связи в регионе Баренцева моря сей­ час во многом определяется сущест­ вованием Мурманска и отсутствием пап ротг 1 вшГолож ной стороне анало- гичного образования. Уже многие наши бизнесмены, побывав в Вадсе, Тромсе, Киркенесе, с сожалением констатируют, что развернуться там, увы,’ негде. Поэтому вряд ли нынешняя относительно' высокая покупательская способность нор­ вежцев и финнов, проживающих по ту сторону границы, является реаль­ ной угрозой для русского рынка. Скорее, уже наблюдаются обратные явления, и определяет их гигант­ ский город в Кольском заливе. А в перспективе Мурманск может стать огромным по региональным масштабам рынком сбыта как для норвежских товаров, так и для аме­ риканских и западноевропейских, соответствующие фирмы Норвегии - посредниками, консультантами и обеспечивать транспорные услуги - это при условии, что параллельно будут возникать и иные формы со­ трудничества. Именно с учетом мно­ готысячного городского' населения Мурманска уже сегодня обладаю­ щего значительными валютными средствами, представляется перс­ пективным широкое развитие в Финмарке развитой туристической инфраструктуры, рассчитанной ис­ ключительно на русских. При жест­ ком регулировании туристского бизнеса сохранится экология регио­ на, ликвидируется безработица и появятся довольно значительные ва­ тные наблюдатели классифициру­ ют соответствующие проекты Нор­ вегии на несколько категорий: 1. Проекты, представляющие не­ сомненный интерес и реально вы­ полнимые. 2. Заявления о намерениях и не более. 3. Проекты скорее рекламного характера, чем реальная помощь. Сегодня, например, регион вряд ли серьезно нуждается в так называ­ емой гуманитарной помощи. Как заметил недавно на региональной российско-норвежской конферен­ ции журналистов собкор ТГРК ‘ Ос­ танкино” в Скандинавии Д. Киселев, гуманитарной помощью и кредитами’ Запад сегодня откупает­ ся от российских проблем. С этой точкой зрения нельзя не согласить­ ся. Несомненно, можно лишь привет­ ствовать интерес Осло к событиям в Сербии и Хорватии, однако к севе­ ро-востоку от Норвегии сегодня с трудом, но уже начинает формиро­ ваться крупный экономический центр, который с развитием инфра­ структуры порта и становлением местного нефтегазового комплекса вполне может трансформироваться в некую форму свободной экономи­ ческой зоны. Ъ этом случае Север Норвегии неизбежно попадет в его орбиту и последствия прогнозиро­ вать вряд ли кто решится. Впрочем, институт Ф . Нансена с этой зада­ чей, вероятно, может справиться. П оэтом у , говоря об интеграции в регионе Баренцева моря, вряд ли стоит ограничиваться заявлениями о намерениях, как говорится, “ поезд может уйти” . И местная инициати­ ва здесь должна быть подкреплена авторитетом Москвы и Осло. Олег АЮПОВ, капитан 2 ранга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz