Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
4СТР- Международное сотрудничество « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 2 6 н о я б р я - 2 декабря 19ЭЗ года * Взгляд из-за 4бугра> Работы хватит всем Наш собеседник - журналист-эко номист и социолог из Института Фритых^ш Нансена в Осло Руне КАСТБЕРГ. - Господин Кастберг , проект Г*а- ренцпорпю в Киркенесе при всей за- вуалировапности местных норвежских интересов вполне ре ально может оставить многих мурманских портовиков без рабо ты. - Мы нуждаемся и том, чтобы .по ди, организации, предприятия с обеих сторон начали нормально, без шумихи согруднича гь между собой. II первоочередная задача властей - помогать такому сотрудничеству, поощрять его. Хотя по крупномасштабным про ектам, по таким проблемам, как развитие инфраструктуры, необхо димо привлечь немалый капитал, и здесь, конечно, возникает некото рая конкуренция. Скажем,-между портами Киркепеса и Мурманска. Естественно, что здесь у всех свой Газета “Мурманский вест ник” (газета за 2 ноября 1993 года) перепечатала из нор вежского журнала статью со трудника института Ф. Нансена Руне Кастберга, где автор, по сути, излагает нор вежскую концепцию интегра ции врегионе Баренцева моря. Понимая несомненную акту альность темы, редакция “Рыбного Мурмана” считает возможньм ознакомить свое го читателя с публикацией, ко торая в полемичной форме развивает поднятые Кастоер- гом проблемы, но уже с уче том интересов России. ТРЕТЬЯ ЦЕЛЬ Прежде всего определимся с целя ми. Рассуждая о развитии сотруд- ничества в регионе Баренцева моря между Россией и Норвегией, Руне Кастберг определяет два приорите та: 1. Способность развитию эконо мического сотрудничества; 2. Позитивно влиять'на политическое сотрудничество. Однако ставку Норвегии на развитие региона мож но пока характеризовать не только как попытку решения каких-то ги потетических и глобальных про блем, но и как весьма прозаический способ развития пограничной про винции Финмарк, которая по уров ню использования своего промышленного и иного потенциа ла заметно отстает сегодня от юж ных и центральных районов I !орвегии. Заявить об этой третьей цели сле дует честно и открыто, чтобы не воз никали потом взаимные подозрения. Подобная позиция Норвегии выглядит тем более обос нованной, если принять во внима ние экологическую проблему в регионе. Вряд ли стоит оспаривать такой подход, считая его эгоистичным или грабительским. Хотя отдельные идеи наших соседей, например план строительства крупного кон тейнерного порта в окрестностях Киркепеса, “ для нужд России" многими нашими специалистами воспринимаются как сомнительные и невыгодные. Далее Кастберг утверждает, что сотрудничество в регионе должно развиваться на основе “ органиче ской интеграции” , т. е. приоритета собственных нужд местного населе ния. Подобный путь развития, при всех его преимуществах, чреват для нас одним несомненным последст вием - он неизбежно спровоцирует дальнейшее обособление региона от центра. В условиях сегодняшней де стабилизации местной экономики может возникнуть такая “ интегра ция” , которая* сложилась сейчас между норвежскими рыбоперера батывающими предприятиями и нашими рыболовными флотами. В ситуации, когда горнодобывающая и рыбная отрасли Мурмана орга нично задействованы в системе фе деральной экономики, речь может идти, вероятнее веет, о перестрой ке в интересах “ Баренц-интегра- д и и ” лишь части региональной экономики, так как регулирующие функции Москвы, да и Осло здесь все же являются определяющими. И возможно, что в переходный пе риод именно эта часть региональ- интерес. Но когда мы видим пробле мы развития транспортных потоков России, загруженность портов, то, как мне кажется, открывается воз можность увеличивать пропускае- мость грузов через Мурманскую область или, точнее, через весь ре гион. - То есть работы хватит всем? - Да. И поэтому появление новых рабочих мест в Киркенесе необяза тельно значш уменьшение рабочих мест в Мурманске. Мне кажется, нам надо найти самые- оптималь ные, самые рациональные вариан ты развития экономики региона. Это главное. Необходимо привлечь значительные капиталы. И, может быть, все-таки легче будет найти капитал для развития порта и стро- ительства путей в Норвегии, чем в России. Кстати, такое строительст во увеличило бы объемы работ для вашей железной дороги, да и для всех сопутствующих служб области. Впрочем, насколько я знаю (я не совсем хорошо знаком с обсуждав шимися в Киркенесе планами), по крайней мере, пока эти проекты не получили широкой поддержки со стороны нашего правительства. Так что пока это лишь основание для всестороннего обсуждения. - Иногда некоторые норвежские фирмы, пользуясь в своекорыстных интересах слабым знанием мур манскими, российскими предпри нимателями топкостей мировой конъюнктуры, пытаются при за ключении соглашений "обыграть'' партнеров, повернуть ситуацию в *свою пользу... - 11у дело в том, что просто трудно сотрудничать с теми, кто не знает ситуацию на мировом рынке. Это еще тяжелее, чем работать с теми, кто знает положение дел лучше вас. И сотрудничество с некомпетентны ми партнерами обходится очень до рого. Так что если и выходит какая прибыль от преимущества в знани ях, то расходов еще больше. И поэ тому, я уверен, когда здесь появляются серьезные норвежские фирмы, то у них есть только самые серьезные намерения сотрудничать строго на равной основе. Но иногда подход бывает, конечно, иной. - Ожидаете ли вы от наших пра вительств каких-то документов, действительно и недвусмысленно открывающих путь к нормальному деловому международному сотруд ничеству, безо всяких оговорок и “вериг" в виде пошлин, налогов, ли шаютих порой сделки всякого смысла? - Мне трудно судить о планах пра вительств, но лично я конечно же за то, чтобы было как можно больше свободы в наших отношениях во всех областях. И в то же время именно теперь на до внимательно посмотреть, куда идет Президент Ельцин. Ведь те перь, в отсутствие представитель ных органов, ваша политическая система недостаточно полна и сба лансирована. И это в какой-то мере опасная ситуация. Все-таки в целом представительные органы нужны в любой стране. Всегда должны быть и выборы, и какой-то баланс вла стей, какой-то противовес. Гостя расспрашивал Андрей ПОПОВ. ной экономики, даже оез вмеша тельства местной администрации, несколько сбалансирует всю струк туру. Однако масштабы экономики Северной Норвегии, ее отдален ность от европейских промышлен ных центров позволяют и нам сомневаться в том, что даже интег рация “ классических” , т. е. уже сформировавшихся отраслей мо жет быть успешной. Тем более что Кастберг ' констатирует наличие разного рода расхождений, мешаю щих развитию связей. Действи тельно, федеративные штаты у нас не получатся. Представляется, что речь сегодня уже идет не о глубине расхождения Западной и Восточной частей реги она, они все же не так различны, как утверждает норвежский иссле дователь, а об отсутствии серьезных перспектив для интеграции уже ис торически и географически сло жившихся экономических структур. Нынешняя временная не устойчивость как российской, так и областной экономики, вероятнее всего, будет в обозримом будущем преодолена или структурно скор ректирована. Значит, следует рас считывать лишь на принципиально новые формы взаимодействия: раз витие перспективных отраслей, ра нее отсутствовавших в регионе; совместный выход на рынки треть их стран и т . п. При том интересе, который сегод ня проявляется к Северу России и другими странами, в том числе и такими, как Саудовская Аравия, Япония, Канада...-это направление интеграции представляется наибо лее перспективным. роатлашическому олоку, может ре ально влиять на размещение, осна щение, да и само существование российских баз в ретоне Баренцева моря. Поэтому сегодня вряд ли стоит го ворить о каком-то учете флотом чи сто “ норвежского фактора” , так как Норвегия сама интегрирована в во енный блок и является лишь состав ной частью глобальной системы обороны от Ян-Майена до Кипра. Коснемся и еще одной проблемы, весьма болезненно воспринятой Ру шений как на Севере России, шк и в прилегающих районах 11орвегии и Финляндии - это мегаполис Мур манск, самый крупный город за По липным Кругом.’ Что бы ни говорили сегодня о бес перспективности развития города, с си горжением от России портов Чер ного и Балгийского морей, значение Мурманска неизмеримо возросло. Если учесть значение мегаполиса в обеспечении арктического нефтега зового комплекса, как регионально го промышленного и культурного Взгляд из России лютные поступления. И преиму ществ будет больше, чем потерь. При этом Мурманск для Норвегии - это широко раскрытые ворота в Россию, крупный федеральный центр, интегрировавшись с кото рым, можно оказывать влияние и на политическую и экономическую си туацию в России, по крайней мере, в сферах, представляющих для 11ор- веши наибольший интерес. Гак что фактор Москвы и Осло все же следу ет учитывать. ПОЕЗД МОЖЕТ УЙТИ Не так давно владелецфирмы “ Ог ни Мурманска” В. Боглаев заметил, что если бы все коммерческие струк туры области работали так, как его^ь. фирма, то никакой интеграции с Норвегией нам не понадобилось. Причем сказано это было в более жесткой и откровенной форме. Мес- inw безМосквыкПш СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ - В НАТО Одна из проблем,существенно влияющая на процесс интеграции в регионе, - высокая концентрация сил российского флота в районе Кольского полуострова. В настоя щее время это следует рассматри вать как объективную реальность, с которой приходится так или иначе считаться. Дело в том, что в силу сложившихся геополитических ус ловий только этот регион является наиболее удобным для развертыва ния стратегических сил ВМФ Рос сии в Западном полушарии. Ведь у нас нет таких баз, как американ ские Холли-Лох в Великобритании (стратегические субмарины) или Кефлавик в Исландии (стратегиче ская авиация). Да и Норвегия, как известно, имеет вполне конкретные обязательства перед своими союз никами. Поэтому этот вопрос не проблема Мурмана и Финмарка и даже не проблема Москвы и Осло. Но при определенных условиях, как мне кажется, ситуация может кардинально измениться. Если Норвегия решится поставить перед собой, казалось бы, парадоксаль ную цель - содействовать интегра ции России в НАТО. Стать, если хотите, пророссийским лобби в раз решении этой проблемы. Только в таком случае Норвегия, как полно правный партнер России по Севе- ие Кастбергом, - это инцидент с ком пьютерными дискетами. Не вторга ясь в сферу деятельности компетентных органов, можно сде лать следующее умозаключение. Известно, например, что вСША все сторонними исследованиями Арк тики занимается восновном военное ведомство. В связи с этим случаются и курьезы. Один из российских гля циологов, стажировавшийся по на учному обмену в США, был задержан дорожной полицией за нарушение. Справившись по компь ютеру о его личности, полицейский дружески заметил, что русского со трудника Пентагона он штрафовать не будет, ограничившись лишь пре дупреждением. Если институт Нансена серьезно занимается Арктикой, то, без сомне ния, выполняет отдельные исследо вания в интересах как собственного военного ведомства, так и своих со юзников. И в этом нет ничего стран ного, ведь не Италии же заниматься (Уценкой ледового режима на трассе Северного морского пути. Каждое государство вправе использовать в интересах укрепления своей оборо носпособности любые компетент ные государственные институты так же, как и определять степень сек ретности для той или иной инфор мации. Даже в США не так давно произошел казус с израильским дипломатом, интересовавшимся секретами государства. А ведь эти страны связаны тесным оборонным сотрудничеством. МЕГАПОЛИС В регионе Баренцева моря имеется одно исключительно уникальное об разование, которое требует к себе особого отношения и во многом оп ределяет характер экономических, экологических и иных взаимоотно- центра на Севере России, как спе цифического производителя това ров и достаточно емкого рынка их сбыта, то речь может идти опять лишь о каких-то структурных трансформациях, которые только придадут составным частям мегапо лиса гибкость и динамизм. Дисбаланс нынешнего развития связи в регионе Баренцева моря сей час во многом определяется сущест вованием Мурманска и отсутствием пап ротг 1 вшГолож ной стороне анало- гичного образования. Уже многие наши бизнесмены, побывав в Вадсе, Тромсе, Киркенесе, с сожалением констатируют, что развернуться там, увы,’ негде. Поэтому вряд ли нынешняя относительно' высокая покупательская способность нор вежцев и финнов, проживающих по ту сторону границы, является реаль ной угрозой для русского рынка. Скорее, уже наблюдаются обратные явления, и определяет их гигант ский город в Кольском заливе. А в перспективе Мурманск может стать огромным по региональным масштабам рынком сбыта как для норвежских товаров, так и для аме риканских и западноевропейских, соответствующие фирмы Норвегии - посредниками, консультантами и обеспечивать транспорные услуги - это при условии, что параллельно будут возникать и иные формы со трудничества. Именно с учетом мно готысячного городского' населения Мурманска уже сегодня обладаю щего значительными валютными средствами, представляется перс пективным широкое развитие в Финмарке развитой туристической инфраструктуры, рассчитанной ис ключительно на русских. При жест ком регулировании туристского бизнеса сохранится экология регио на, ликвидируется безработица и появятся довольно значительные ва тные наблюдатели классифициру ют соответствующие проекты Нор вегии на несколько категорий: 1. Проекты, представляющие не сомненный интерес и реально вы полнимые. 2. Заявления о намерениях и не более. 3. Проекты скорее рекламного характера, чем реальная помощь. Сегодня, например, регион вряд ли серьезно нуждается в так называ емой гуманитарной помощи. Как заметил недавно на региональной российско-норвежской конферен ции журналистов собкор ТГРК ‘ Ос танкино” в Скандинавии Д. Киселев, гуманитарной помощью и кредитами’ Запад сегодня откупает ся от российских проблем. С этой точкой зрения нельзя не согласить ся. Несомненно, можно лишь привет ствовать интерес Осло к событиям в Сербии и Хорватии, однако к севе ро-востоку от Норвегии сегодня с трудом, но уже начинает формиро ваться крупный экономический центр, который с развитием инфра структуры порта и становлением местного нефтегазового комплекса вполне может трансформироваться в некую форму свободной экономи ческой зоны. Ъ этом случае Север Норвегии неизбежно попадет в его орбиту и последствия прогнозиро вать вряд ли кто решится. Впрочем, институт Ф . Нансена с этой зада чей, вероятно, может справиться. П оэтом у , говоря об интеграции в регионе Баренцева моря, вряд ли стоит ограничиваться заявлениями о намерениях, как говорится, “ поезд может уйти” . И местная инициати ва здесь должна быть подкреплена авторитетом Москвы и Осло. Олег АЮПОВ, капитан 2 ранга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz