Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 - 25 ноября 1993 года Чертова дюжина 13 стр. * Об этом потом Ч У Д О - Ю Д О М О Р С К О Е Перед вами на картинке - "морской монах", рисунок XYI века. Совершенно особую группу сказочных морских су­ ществ составляют “ морские люди". Представления о них имеют различное происхождение. В одних случаях - это создания фантазии древних: тритоны, нереиды и т. п. В других - в основе этих представлений лежат действитель­ но существующие животные - дюгони, тюлени, напомина­ ющие по своему виду людей. И главное, конечно, в создание таких образов внесла свою лепту вольная фан­ тазия матросов и рыбаков. Об этом - следующий выпуск “Чертовой дюжины". * Разгадка? ЕСЛИ СОВА ЗАДЕНЕТ КРЫЛОМ... Предлагаем нашим читателям небольшую зарисовку, сделанную вице-директором Санкт-Петербургского Булга­ ковского литературно-театрального общества, своеобраз­ ный комментарий-разгадку одной из тайн, которыми так богаты произведения Михаила Булгакова. В романе “ Мастер и Маргарита" сова появляется трижды. Вот в главе 18 “Неудачливые визитеры" в “нехорошую квартиру" № 50. где со своей дьявольской свитой распо­ ложился Воланд, приходит буфетчик Соков. После сеанса черной магии в Варьете деньги, составившие дневную вы­ ручку, превратились в простую резаную бумагу. Буфетчик пришел к Воланду. надеясь на обратное превращение. Бу­ фетчика радушно встречают, угощают “ очень свежим и, главное, необыкновенно вкусным" жареным мясом (сам бу­ фетчик, как вы помните, торговал в Варьете “осетриной второй свежести". В то время как он отведывал угощение, “ из соседней комнаты влетела большая темная птица и ти­ хонько задела лысину буфетчика. Сев на каменную полку рядом с часами, птица оказалась совой". Напомню, что Андрею Фокичу Сокову здесь же подруч­ ным Воланда Коровьевым было предсказано, что он умрет через девять месяцев от рака печени. В главе 22 “ При свечах" в этой квартире появляется Мар­ гарита. Коровьев знакомит ее с обширными аппартамента- ми. неизвестно каким образом уместившимися в обычной московской квартире. “Они пошли между колоннами и на­ конец выбрались в какой-то другой зал, в котором поче­ му-то сильно пахло лимоном, где слышались какие-то шорохи и где что-то сильно задело Маргариту по голове. Она вздрогнула". Здесь не говорится, что именно задело ее по голове. Но зная . что произошло незадолго до этого с буфетчиком, нетрудно догадаться, что это была опять сова. В главе 24 “Извлечение Мастера" Азазелло и кот Бегемот соревнуются в стрельбе из пистолета. “ Кот долго приго­ товлялся (...) Маргарита сидела, заткнув пальцами уши. и глядела на сову, дремавшую на каминной полке. Кот вы­ стрелил из обоих револьверов, после чего сейчас же взвизгнула Гелла, убитая сова упала с камина и разбитые часы остановились". Какую же роль играет в романе сова? Михаил Булгаков хорошо знал множество народных по­ верий и суеверий, русских и украинских (все-таки родом он был из Киева), и блестяще их обыгрывал в своих про­ изведениях. В народном сознании совы * ночные птицы, хорошо видящие в темноте и практически слепые на свету - связывались с силами тьмы, а значит и с дьяволом. Су­ ществовала примета, что если сова ударится в окно дома, то этот дом вскоре сгорит. Если же сова пролетит прямо над головой человека или, того хуже, заденет его крылом, то в ближайшее время этот человек умрет. Эти же сведе­ ния. записанные этнографом Николаем Сумцовым, содер­ жатся и в статье “Совы" энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, которым часто и охотно пользовался Булгаков. Вернемся к судьбе буфетчика Сокова, к судьбе Марга­ риты. да и самого дома N* 312-бис на Большой Садовой, где все описанное происходило. Маргарита умирает в ту же ночь, через девять месяцев, как и было предсказано, от рака печени скончался буфетчик, а дом. проклятый "би­ сов" дом, как мы помним, сгорел. Феликс БАЛОНОВ. В Мурманском центре творчества на улице Перовской готовится де­ кабрьская выставка самодеятель­ ных художников. Среди графических листов на этот раз есть работы совершенно необы­ чайные. Они наверняка удивят и неискушенного эстетическими странностями зрителя, и особенно специалистов. Я, например, ни с чем подобным еще ни разу не сталкивался. Эти рисунки сделала саамская женщина, никогда до нынешнего лета не рисовавшая. Больше того, рисует с закрытыми глазами, потому что с открытыми она теряется, не может и каран­ даш-то нужный выбрать, не то что изображать. Представьте: сине-зеленая волна с малиновыми прожилками льется ни­ откуда, сворачиваясь причудливыми спиралями и уходит сама в себя, об­ разуя то ли раковину, то ли завиток северного сияния, то ли фантастиче­ ский узор. Белый фон. не заполняе­ мый цветом, выдает автора, совершенно не знакомого с правила­ ми художественного творчества. Это - портрет знакомого человека. Порт­ ретов в папке таинственной саамки несколько, все разные - по цветовой гамме, характеру и экспрессивности скольжения карандаша по листу. Один - плавный и мягкий, уступчи­ вый. другой - крутой и напористый, третий - непредсказуемый в поворо­ тах настроения. А вот рисунок, кото­ рый называется “ Мой сегодняшний день", испещренный суетливыми на­ бегами одного цвета на другой. Вот - “Чем была сильна вера моих пред­ ков?". Одно общее - медитативные круговые движения карандаша, слов­ но бы рук над кипящим чаном. Что это - изречения подсозна­ ния? Ирреальные фантазии, как у многих известнейших художников? Сублимация подавленного в народе религиозного самовыражения, своего рода шаманство? А может быть, как многие предполагают, автор - “ кон­ тактер", помимо своей воли выбран­ ный космическими неведомыми силами, дающими знать о себе вот таким замысловатым образом? Гадать можно сколь угодно долго и не прий­ ти к ответу. А что представляет собой сам автор? Можно бы представить человека необычного, замкнутого в себе. Или циника-интеллектуала... Молодая женщина небольшого росточка, зачесанные гладко густые вороные волосы, раскосые глаза - чи­ стый. несфальшивленный славянски­ ми примесями образ исчезающего народа. Теплая кофта, просторная юбка, удобная обувь - вот и вся тай­ на. Такое впечатление, что хотя худож­ ница и охотливый собеседник, все же чего-то главного недоговаривала. Но любознательность томила и заставля­ ла выспрашивать, вытягивать сокры­ тое. Как на продразверстке. И бабушка двух внучек улыбалась и рассказывала. Катерина Коркина живет в Лово- зере, коренная саамка кильдинских корней. Училась в школе-интернате, как большинство детей оленеводов. Закончила библиотечное отделение Калининградского культпросветучи- лища, а потом и Мурманский педин­ ститут. Преподавала саамский язык в школе-интернате. Вместе с землячка­ ми Октябриной Вороновой - ныне по­ койной первой саамской поэтессой, членом Союза писателей СССР, и Александрой Антоновой - научным сотрудником НИИ национальных школ Севера России. Катерина Кор­ кина была составителем учебника са­ амского языка для 2-го класса. Сейчас - ведущий специалист Коми­ тета коренных народов Севера обла­ стной администрации. * Тайны и истины - Началось все очень обыкновен­ но. с детской игры. Взяла лист бумаги и предложила внучке игру: будем вместе рисовать, в две руки на одном листе и с закрытыми глазами, а потом посмотрим, что получится. Вышло что-то красивое, но непонятное, а главное - довольно ладный узор, ес­ ли так его можно назвать. И потом пробовала, выходило вполне стройно. Рука сама ведет карандаш там. где как бы дорожка ему открыта, как ру­ чеек между холмов. А в это время ду­ маешь о чем-то... И смотря какие думы, какое на­ строение. таким получается рисунок - то плавные линии, то суматошные ме­ тания цвета. Психология! Рассказывают о Катерине Корки­ ной одну интересную историю. После встречи с приезжим религиозным миссионером в клубе она задумалась над тем, что он поведал людям, чем утешал и в чем уверял их. Придя до­ мой, она ощутила необьяснимое вол­ нение и сильное желание сесть к столу, взяться за ручку. Она слышала голос и, закрыв глаза, невольно запи­ сывала то, что слышала. Текст исхо­ дил извне, но слышала она его внутри себя. Потом, когда транс прошел, разбирала написанное - буква лезла на букву: "Перестань метаться. Ос­ тавь ненужные хлопоты. Вернись к то­ му. с чего начинала - и будет тебе в том помощь...". Что имелось в виду: работа ли. занятия ли с фольклорным саамским ансамблем или религиоз­ ные поиски? Так же вот и рисунки - словно диктуемые свыше. - Вожу-вожу карандашом, а по­ том открываю глаза и рассматриваю, удивляюсь, сама не понимаю, что это такое получилось. - Но ведь портрет, если задумы­ ваете конкретного человека, то не о посторонних же вещах размышляете? - Нет, думаю об этом человеке, о его характере, поступках, речи, по­ ходке. ..."Чем была сильна вера моих предков"... Верующая ли Катерина Николаев­ на? - С детства, пожалуй, верю в Бо­ га. Была пионеркой, потом комсомол­ кой - нельзя было говорить об этом. Но мама и папа учили: ты не говори, но в голове Бога держи. Родители были крещены в православной церк­ ви, меня тоже крестили (родилась я в селе Вороньем). Но сейчас не могу отнести себя к какой-то определен­ ной вере. Бог есть Бог, для всех один, каким бы его люди разных на­ ций ни представляли себе. Внучки Катерины, глядя на ба­ бушку. тоже начали рисовать с закры­ тыми глазами - но совсем не похоже. Та для них стихи сочиняет. Некоторые вошли в книгу саамских поэтов "Дары тундры". В переводе на русский они звучат так: Нитка вот, Бумажка вот, Поиграем с тобой, кот! КОМАРЫ Из-за горочки-горы Налетели комары, Налетели, как орда, На погосты, города, Чтоб зудеть и верещать, Чтобы всех подряд кусать. ЧЕЛОВЕКУ Hi па свет появился, Человечек упрямый, Кого ты увидел? - Этот мир и маму. H i заплакал, Тишину и порядок ломая. Кто баюкал тебя? - Ласковый ветер и мама. H i подрастал, Всему сущему в жизни внимая. Кто тебя пестовал? - Лес, лужайка пред куваксой, мама. Hi ст ал взрослым , Осилил премудростей всяких немало. Кто учил тебя дело постичь? - М оя тундра, саамы и мама. Как обескуражен бывает неопытный пытливый ум, когда, ища ключ к ве­ ликой мудрости людской, разгадывая тайны Вселенной и постигая самое себя, каждый раз открывает простые истины вместо желаемых новых бездн. Удивительно в унисон к рассказу о Катерине Коркиной звучит и другая, не менее загадочная весть, тоже из Ловозера. В редакцию местной газеты какого пришла женщина, саамка, и несмело предложила посмотреть рассказ. Он был написан на тетрадном листе, многократно сложенном и потертом от времени. История написания расска­ за необычна. Вот как объясняет ее са­ ма автор, О. Галкина, никогда до этого не занимавшаяся литературным творчеством: -Давно это было. Баюкая сынишку на руках, я вдруг почувствовала, как бесконечно он мне дорог. Необъясни­ мое волнение заставило написать об этом. Мальчик вырос и стал оленево­ дом. Подолггу теперь он находится в тундре, вдали от родительского дома. Однажды он увез с собою этот лис­ ток. я думала, выбросит или потеряет где-то. А недавно увидела снова и удивилась: цел и невредим мой не­ хитрый рассказ. Сын сказал, что берег его. как талисман. Так может, и дру­ гим пригодится? Чудотворный рассказ матери приво­ дим полностью. Название - "Коалленч тонн мун" - “ Золотце ты мое" - автор попросила не менять. Золотце ты мое С каким чувством ты ложишь­ ся рядом с сыном, укачивая его, шепча при этом свое неизменное “золот це ты м ое ,\ С наслаждени­ ем всматриваешься в родные чер­ ты, перебирая его взъерошенные волосики , наблюдаешь за мимикой детского лица от разбушевавших­ ся т о видений. Его разгоряченность сна поти­ хоньку передается в твое устав­ шее от хлопот тело. И ты уже не во власти его, чувсвуя, какра злива ­ ется по тебе это детское тепло. Может быть, придет то вре­ мя, когда также к твоей постели подойдет “твое золот це ”, прове­ дет ласково огрубевшей ладонью по твоим волосам , разгладит твои морщинки, умудренные от не­ легкой жизни, и тихо, по-мужски прошепчет: “Спи спокойно, мам а ”. Может быть, может быть... Не хочется, да и неачем ком­ ментировать эту трогательную историю. Кто-то, очевидно, вспомнит в связи с этими стран­ ностями и другую загадкуЛовозера - “снежного человека”. Но и без т о ­ го ясно: многими тайнами полно старинное саамское село... Ведущий 13-й страницы Сергей АРХИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz