Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 - 25 ноября 1993 года Чертова дюжина 13 стр. * Об этом потом Ч У Д О - Ю Д О М О Р С К О Е Перед вами на картинке - "морской монах", рисунок XYI века. Совершенно особую группу сказочных морских су ществ составляют “ морские люди". Представления о них имеют различное происхождение. В одних случаях - это создания фантазии древних: тритоны, нереиды и т. п. В других - в основе этих представлений лежат действитель но существующие животные - дюгони, тюлени, напомина ющие по своему виду людей. И главное, конечно, в создание таких образов внесла свою лепту вольная фан тазия матросов и рыбаков. Об этом - следующий выпуск “Чертовой дюжины". * Разгадка? ЕСЛИ СОВА ЗАДЕНЕТ КРЫЛОМ... Предлагаем нашим читателям небольшую зарисовку, сделанную вице-директором Санкт-Петербургского Булга ковского литературно-театрального общества, своеобраз ный комментарий-разгадку одной из тайн, которыми так богаты произведения Михаила Булгакова. В романе “ Мастер и Маргарита" сова появляется трижды. Вот в главе 18 “Неудачливые визитеры" в “нехорошую квартиру" № 50. где со своей дьявольской свитой распо ложился Воланд, приходит буфетчик Соков. После сеанса черной магии в Варьете деньги, составившие дневную вы ручку, превратились в простую резаную бумагу. Буфетчик пришел к Воланду. надеясь на обратное превращение. Бу фетчика радушно встречают, угощают “ очень свежим и, главное, необыкновенно вкусным" жареным мясом (сам бу фетчик, как вы помните, торговал в Варьете “осетриной второй свежести". В то время как он отведывал угощение, “ из соседней комнаты влетела большая темная птица и ти хонько задела лысину буфетчика. Сев на каменную полку рядом с часами, птица оказалась совой". Напомню, что Андрею Фокичу Сокову здесь же подруч ным Воланда Коровьевым было предсказано, что он умрет через девять месяцев от рака печени. В главе 22 “ При свечах" в этой квартире появляется Мар гарита. Коровьев знакомит ее с обширными аппартамента- ми. неизвестно каким образом уместившимися в обычной московской квартире. “Они пошли между колоннами и на конец выбрались в какой-то другой зал, в котором поче му-то сильно пахло лимоном, где слышались какие-то шорохи и где что-то сильно задело Маргариту по голове. Она вздрогнула". Здесь не говорится, что именно задело ее по голове. Но зная . что произошло незадолго до этого с буфетчиком, нетрудно догадаться, что это была опять сова. В главе 24 “Извлечение Мастера" Азазелло и кот Бегемот соревнуются в стрельбе из пистолета. “ Кот долго приго товлялся (...) Маргарита сидела, заткнув пальцами уши. и глядела на сову, дремавшую на каминной полке. Кот вы стрелил из обоих револьверов, после чего сейчас же взвизгнула Гелла, убитая сова упала с камина и разбитые часы остановились". Какую же роль играет в романе сова? Михаил Булгаков хорошо знал множество народных по верий и суеверий, русских и украинских (все-таки родом он был из Киева), и блестяще их обыгрывал в своих про изведениях. В народном сознании совы * ночные птицы, хорошо видящие в темноте и практически слепые на свету - связывались с силами тьмы, а значит и с дьяволом. Су ществовала примета, что если сова ударится в окно дома, то этот дом вскоре сгорит. Если же сова пролетит прямо над головой человека или, того хуже, заденет его крылом, то в ближайшее время этот человек умрет. Эти же сведе ния. записанные этнографом Николаем Сумцовым, содер жатся и в статье “Совы" энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, которым часто и охотно пользовался Булгаков. Вернемся к судьбе буфетчика Сокова, к судьбе Марга риты. да и самого дома N* 312-бис на Большой Садовой, где все описанное происходило. Маргарита умирает в ту же ночь, через девять месяцев, как и было предсказано, от рака печени скончался буфетчик, а дом. проклятый "би сов" дом, как мы помним, сгорел. Феликс БАЛОНОВ. В Мурманском центре творчества на улице Перовской готовится де кабрьская выставка самодеятель ных художников. Среди графических листов на этот раз есть работы совершенно необы чайные. Они наверняка удивят и неискушенного эстетическими странностями зрителя, и особенно специалистов. Я, например, ни с чем подобным еще ни разу не сталкивался. Эти рисунки сделала саамская женщина, никогда до нынешнего лета не рисовавшая. Больше того, рисует с закрытыми глазами, потому что с открытыми она теряется, не может и каран даш-то нужный выбрать, не то что изображать. Представьте: сине-зеленая волна с малиновыми прожилками льется ни откуда, сворачиваясь причудливыми спиралями и уходит сама в себя, об разуя то ли раковину, то ли завиток северного сияния, то ли фантастиче ский узор. Белый фон. не заполняе мый цветом, выдает автора, совершенно не знакомого с правила ми художественного творчества. Это - портрет знакомого человека. Порт ретов в папке таинственной саамки несколько, все разные - по цветовой гамме, характеру и экспрессивности скольжения карандаша по листу. Один - плавный и мягкий, уступчи вый. другой - крутой и напористый, третий - непредсказуемый в поворо тах настроения. А вот рисунок, кото рый называется “ Мой сегодняшний день", испещренный суетливыми на бегами одного цвета на другой. Вот - “Чем была сильна вера моих пред ков?". Одно общее - медитативные круговые движения карандаша, слов но бы рук над кипящим чаном. Что это - изречения подсозна ния? Ирреальные фантазии, как у многих известнейших художников? Сублимация подавленного в народе религиозного самовыражения, своего рода шаманство? А может быть, как многие предполагают, автор - “ кон тактер", помимо своей воли выбран ный космическими неведомыми силами, дающими знать о себе вот таким замысловатым образом? Гадать можно сколь угодно долго и не прий ти к ответу. А что представляет собой сам автор? Можно бы представить человека необычного, замкнутого в себе. Или циника-интеллектуала... Молодая женщина небольшого росточка, зачесанные гладко густые вороные волосы, раскосые глаза - чи стый. несфальшивленный славянски ми примесями образ исчезающего народа. Теплая кофта, просторная юбка, удобная обувь - вот и вся тай на. Такое впечатление, что хотя худож ница и охотливый собеседник, все же чего-то главного недоговаривала. Но любознательность томила и заставля ла выспрашивать, вытягивать сокры тое. Как на продразверстке. И бабушка двух внучек улыбалась и рассказывала. Катерина Коркина живет в Лово- зере, коренная саамка кильдинских корней. Училась в школе-интернате, как большинство детей оленеводов. Закончила библиотечное отделение Калининградского культпросветучи- лища, а потом и Мурманский педин ститут. Преподавала саамский язык в школе-интернате. Вместе с землячка ми Октябриной Вороновой - ныне по койной первой саамской поэтессой, членом Союза писателей СССР, и Александрой Антоновой - научным сотрудником НИИ национальных школ Севера России. Катерина Кор кина была составителем учебника са амского языка для 2-го класса. Сейчас - ведущий специалист Коми тета коренных народов Севера обла стной администрации. * Тайны и истины - Началось все очень обыкновен но. с детской игры. Взяла лист бумаги и предложила внучке игру: будем вместе рисовать, в две руки на одном листе и с закрытыми глазами, а потом посмотрим, что получится. Вышло что-то красивое, но непонятное, а главное - довольно ладный узор, ес ли так его можно назвать. И потом пробовала, выходило вполне стройно. Рука сама ведет карандаш там. где как бы дорожка ему открыта, как ру чеек между холмов. А в это время ду маешь о чем-то... И смотря какие думы, какое на строение. таким получается рисунок - то плавные линии, то суматошные ме тания цвета. Психология! Рассказывают о Катерине Корки ной одну интересную историю. После встречи с приезжим религиозным миссионером в клубе она задумалась над тем, что он поведал людям, чем утешал и в чем уверял их. Придя до мой, она ощутила необьяснимое вол нение и сильное желание сесть к столу, взяться за ручку. Она слышала голос и, закрыв глаза, невольно запи сывала то, что слышала. Текст исхо дил извне, но слышала она его внутри себя. Потом, когда транс прошел, разбирала написанное - буква лезла на букву: "Перестань метаться. Ос тавь ненужные хлопоты. Вернись к то му. с чего начинала - и будет тебе в том помощь...". Что имелось в виду: работа ли. занятия ли с фольклорным саамским ансамблем или религиоз ные поиски? Так же вот и рисунки - словно диктуемые свыше. - Вожу-вожу карандашом, а по том открываю глаза и рассматриваю, удивляюсь, сама не понимаю, что это такое получилось. - Но ведь портрет, если задумы ваете конкретного человека, то не о посторонних же вещах размышляете? - Нет, думаю об этом человеке, о его характере, поступках, речи, по ходке. ..."Чем была сильна вера моих предков"... Верующая ли Катерина Николаев на? - С детства, пожалуй, верю в Бо га. Была пионеркой, потом комсомол кой - нельзя было говорить об этом. Но мама и папа учили: ты не говори, но в голове Бога держи. Родители были крещены в православной церк ви, меня тоже крестили (родилась я в селе Вороньем). Но сейчас не могу отнести себя к какой-то определен ной вере. Бог есть Бог, для всех один, каким бы его люди разных на ций ни представляли себе. Внучки Катерины, глядя на ба бушку. тоже начали рисовать с закры тыми глазами - но совсем не похоже. Та для них стихи сочиняет. Некоторые вошли в книгу саамских поэтов "Дары тундры". В переводе на русский они звучат так: Нитка вот, Бумажка вот, Поиграем с тобой, кот! КОМАРЫ Из-за горочки-горы Налетели комары, Налетели, как орда, На погосты, города, Чтоб зудеть и верещать, Чтобы всех подряд кусать. ЧЕЛОВЕКУ Hi па свет появился, Человечек упрямый, Кого ты увидел? - Этот мир и маму. H i заплакал, Тишину и порядок ломая. Кто баюкал тебя? - Ласковый ветер и мама. H i подрастал, Всему сущему в жизни внимая. Кто тебя пестовал? - Лес, лужайка пред куваксой, мама. Hi ст ал взрослым , Осилил премудростей всяких немало. Кто учил тебя дело постичь? - М оя тундра, саамы и мама. Как обескуражен бывает неопытный пытливый ум, когда, ища ключ к ве ликой мудрости людской, разгадывая тайны Вселенной и постигая самое себя, каждый раз открывает простые истины вместо желаемых новых бездн. Удивительно в унисон к рассказу о Катерине Коркиной звучит и другая, не менее загадочная весть, тоже из Ловозера. В редакцию местной газеты какого пришла женщина, саамка, и несмело предложила посмотреть рассказ. Он был написан на тетрадном листе, многократно сложенном и потертом от времени. История написания расска за необычна. Вот как объясняет ее са ма автор, О. Галкина, никогда до этого не занимавшаяся литературным творчеством: -Давно это было. Баюкая сынишку на руках, я вдруг почувствовала, как бесконечно он мне дорог. Необъясни мое волнение заставило написать об этом. Мальчик вырос и стал оленево дом. Подолггу теперь он находится в тундре, вдали от родительского дома. Однажды он увез с собою этот лис ток. я думала, выбросит или потеряет где-то. А недавно увидела снова и удивилась: цел и невредим мой не хитрый рассказ. Сын сказал, что берег его. как талисман. Так может, и дру гим пригодится? Чудотворный рассказ матери приво дим полностью. Название - "Коалленч тонн мун" - “ Золотце ты мое" - автор попросила не менять. Золотце ты мое С каким чувством ты ложишь ся рядом с сыном, укачивая его, шепча при этом свое неизменное “золот це ты м ое ,\ С наслаждени ем всматриваешься в родные чер ты, перебирая его взъерошенные волосики , наблюдаешь за мимикой детского лица от разбушевавших ся т о видений. Его разгоряченность сна поти хоньку передается в твое устав шее от хлопот тело. И ты уже не во власти его, чувсвуя, какра злива ется по тебе это детское тепло. Может быть, придет то вре мя, когда также к твоей постели подойдет “твое золот це ”, прове дет ласково огрубевшей ладонью по твоим волосам , разгладит твои морщинки, умудренные от не легкой жизни, и тихо, по-мужски прошепчет: “Спи спокойно, мам а ”. Может быть, может быть... Не хочется, да и неачем ком ментировать эту трогательную историю. Кто-то, очевидно, вспомнит в связи с этими стран ностями и другую загадкуЛовозера - “снежного человека”. Но и без т о го ясно: многими тайнами полно старинное саамское село... Ведущий 13-й страницы Сергей АРХИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz