Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
12 стр. Писатель исследует проблему «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 - 25 ноября 1993 года Сегодня мы начинаем публикацию очерка наше го постоянного автора , писат еля Александра МИЛАНОВА , который , думаетея у не оставит равнодушными чит am е- лей "РМ". Автор не уча - cm ник событ ий, а бесстрастн ый исследова тель. Факты , им приводи мые, взяты из самых различны х разрозненыых источников. Собранные вместе , прокомментиро ванные им, они обретают onределен ную cmрой - ноет ь, последоват ел ь- ыость и логическую завершенность , хот я по следняя точка не постав лена. Ее может поставить только жизнь , будущее. Мы же не питаем тай ную надежду ; что на пуб ликацию от кликнутся очевидцы. “РМ" готов предоставить свои стра ницы для публикации их рассказов. в о з м о ж н о , о н Е С Т Ь . . . В конце пятидесятых - начале ше стидесятых годов на страницы пе чати выхлестнулась волна сенсационных материалов о встре чах с гоминоидами, о достоверном обнаружении их следов. Все. каза лось. шло к тому, что со дня на день произойдет встреча ученых с од ним из них и наконец-то недостаю щее звено в эволюции человека будет заполнено. Однако среди ученых антрополо гов и криптозоологов интерес к этой проблеме рос. Публикации стали менее частыми, зато более аргументированными. О “ снежном человеке" писали журналы “ Вопро сы философии". “ Советская этно графия". “Доклады АН СССР'*... “ Известия" Всесоюзного геогра фического общества в 1958 году опубликовали первый серьезный анализ- собранных сведений, про деланный крупным советским уче- ным-географом членом-кор- респондентом Академии наук СССР С. Обручевым. Вот его выска зывание: “ Наблюдения... дают достаточно объективные данные для выясне ния вопроса о существовании снежного человека в Гималаях. Можно считать установленным, что в альпийской зоне этой горной страны... обитает какой-то крупный примат, по-видимому, более орга низованный. чем живущие ныне че ловекообразные обезьяны". И все-таки 50-е и 60-е годы вряд ли можно считать благоприятными для изучения аномальных явлений. И только благодаря истинным энту зиастам и приверженцам “ крамоль ной" идеи о существовании человекоподобного существа, исс ледования продолжались. Одним из таких приверженцев был видный советский ученый, доктор истори ческих и философских наук, лауре ат Государственной премии Борис Федорович Поршнев. СОЗДАНИЕ КОМИССИИ В январе 1958 года президиум Академии наук СССР, заслушав на своем заседании его доклад, обра зовал специальную комиссию по изучению снежного человека. Председателем был избран С. Об ручев, а первым его заместителем - Б. Поршнев. Борис Федорович за нялся сбором информации, и хотя это была черновая работа и велась она параллельно с другой деятель ностью профессора, это не поме шало ему в одном интервью заявить следующее: "Неандерталь цы. вероятно, существовали десят ки тысяч лет одновременно с людь ми нынешнего типа... Такие пол улюди-полуобезьяны встречаются и сейчас в некоторых труднодо ступных районах земного шара". Комиссия просуществовала не долго. Президиум АН СССР, орга низовав одну неудачную экспедицию на Памир, счел свои функции законченными. Тем не ме нее комиссия как общественная ор ганизация продолжала функционировать, выпустив за два года четыре интереснейших и уни кальных бюллетеня "Информаци онных материалов". А вокруг Поршнева группировались моло дые ученые. ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК "Отвратительный снежный чело век. Легенда оказалась былью" - так озаглавил свою монографию из вестный американский ученый-зоо лог профессор Айвен Сэндерсон. Она вышла из печати в 1961 году. Автор монографии отмечал, что его работа едва ли была бы осуществле на. если бы он подробно не ознако мился с исследованиями советских ученых: "Эта советская деятель ность пролила совершенно новый свет на весь вопрос и подняла его в целом на такой высокий уровень, что западные научные круги были вынуждены почти кардинальным образом изменить свою позицию по отношению к нему..." К моменту, когда книга Сэндер сона была переведена на русский язык (апрель 1962 г.). Борис Ф едо рович закончил работу над своей рукописью “ Современное состоя ние вопроса о реликтовом гомино- иде". которая увидела свет в 1963 году тиражом всего 180 экземпля ров. Заключая этот беспрецедент ный труд, не переизданный у нас до сих пор. автор писал: “ Название "снежный человек” совершенно не соответствует изучаемому сущест ву. Как мы видели, оно не является "снежным", да и не является “ чело веком" в общеупотребительном смысле слова. Если придираться к словам, "снежного человека" не су ществует". Одному из корреспон дентов Поршнев пояснял: - Я назвал это существо "реликто вым гоминоидом". “ Реликтовый" - значит, оставшийся, сохранивший ся с более древних эпох. "Гомино- ид" говорит о его принадлежности к семейству людей, куда входят все древнейшие перволюди - австрало питек. питекантроп, неандерталец и сам Хомо сапиенс - человек ра зумный... ДО НАШЕЙ ЭРЫ Прослеживая хронологию упо минаний в древних летописях о всякого рода таинственных живо тных. находим такие сведения в Библии, сказании о Гильгамеше. на писанном в III тысячелетии до на шей эры. В частности, в этом вавилонском эпосе упоминается случай, когда к Гильгамешу приве ли странное человекоподобное су щество с волосатым телом, которое не знало ничего человеческого. Зверь никогда не стриг волос, не носил никаких одежд, не ел хлеб и не прикасался к пиву, плохо сооб ражал и не умел говорить. Что же касается физических данных, то че ловек не мог сравниться с ним ни в быстроте бега, ни в силе рук. С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН О диких людях писали в античные времена историки Ктесий, Геродот. Ганнон. Плиний старший. Кратес Пергамский. Плутарх. Всех не пе речислить. Местами обитания чело векоподобных существ назывались Восточное Средиземноморье. Еги пет. Северные Индия и Иран. Эфи опия... Средние века. Арабский автор X в. Мутаххар-ал-Макдиси. живший в Западном Афганистане, побывал в лесах Цейлона. Там он узнал о су ществовании звероподобных лю дей - нах-наса, которые были прямоходящими, и на пальцах у них были не когти, а ногти. Кстати, мес тные жители успешно охотились на них и ели их мясо. Такие же суще ства. по сведениям других авторов, встречались и в пустынях Туркеста на. и в тибетско-монгольских краях. Народы Азии. Евразии, сканди навские племена, русское населе ние Севера и Сибири в средние века имели сходные предания и ве рования. в которых определенное место занимает лесной зверопо добный человек. Сохранялось так же письменное свидетельство о том. как в первой половине XI века князь Ярослав совершил два напа дения на язычников-славян, жив ших в селище при впадении в Волгу реки Коростль. Когда после первой попытки заставить язычников при нять православную веру, крестить ся Ярослав собрал новую рать и направился в уже знакомое место с той же целью - крестить непокор ных: “ Но. когда входили в это сели ще. тамошние люди выпустили из клетки некоего лютого зверя... Но господь сохранил благоверного князя; он секирой своей победил зверя... И видя все это. те безбож ные люди ужаснулись и пали ниц перед князем, и были как мерт вые". Что же это был за лютый зверь? Он никак не назван, что заставляет задуматься: не медведь же? В книге американского исследо вателя Р. Бернхаймера “Дикие лю ди в средние века" подмечена одна закономерность. Начиная с эпохи Возрождения о реликтовом гоми- ноиде. в Западной Европе стали го ворить как о существе, прежде встречавшемся часто, а теперь вы мершем. В то же время в горных областях и. в частности в Альпах, о нем упоминается во времени на стоящем. Скорее всего, отдельные экзем пляры гоминоидов дольше сохра нились на островах, в густых недоступных лесах. Не зря же в церковных книгах XV века говорит ся о том. что на Соловках основате ли монастыря постоянно сталкивались с обитающими там "бесами". Волосатые человекопо добные существа изображены на иконе “ Богоматерь Боголюбская с житиями Зосима и Савватия". Вы писаны они с реалистическим тща нием. но не как бесы - у них нет ни рогов, ни копыт - безусловной при надлежности сатанинского от родья. 1661 год. Военный отряд в литов ско-гродненских лесах выгнал на охотников несколько медведей и среди них дикого человека. Его поймали и привезли в Варшаву в подарок королю Яну II Казимиру. Жена короля тщетно билась над его воспитанием. Ян Редвич спустя тринадцать лет опубликовал книгу об этом существе, которому на вид было не больше 15 лет. тело его было густо обволошено. Дикарь не мог произнести ни одного челове ческого слова, не стремился к об щению с людьми. Королеве с помощью добровольных помощни ков удалось лишь научить это суще ство выполнять некоторые несложные команды. ПРИМАТ, ОПИСАННЫЙ ВАГНЕРОМ Еще один случай. Описан он д о к тором Вагнером в книге "Очерки философской антропологии” , уви девшей свет в 1794 году. Этот юно ша был среднего роста и имел чрезвычайно дикий взгляд. Глаза его лежали глубоко в глазницах. Лоб был очень покатым. Густые на висшие брови бурого цвета сильно выдавались вперед, а нос он имел маленький и приплюснутый. Шея его казалась раздутой, а горло зо боподобным. Кожа на лице - гряз- новато-желтого цвета. На голове жесткие пепельно-серые волосы были коротко острижены, осталь ные части тела дикого юноши были покрыты волосами, особенно гус тыми на спине и груди. Мускулы рук и ног были развиты сильнее и более заметны, чем обычно у людей. На локтях и коленях имелись мозоли стые утолщения. На ладонях он имел мозоли и кожу толстую гряз новато-желтого цвета, как и на ли це. Ногти на руках очень длинные. Пальцы на ногах длиннее, чем у лю дей. Ходил он прямо, но несколько тяжеловато и вразвалку, при этом голова и грудь его были поданы вперед. С первого же взгляда на это лицо бросалась в глаза какая-то дикость и звероподобность. Он был совер шенно лишен дара речи, даже ма лейшей способности произносить членораздельные звуки. Он изда вал лишь невнятное бормотанье, когда сторож заставлял его идти впереди себя. Это бормотанье уси ливалось и переходило в завыва ние. когда он видел лес или даже одно-единственное дерево. Од нажды. когда он находился в ком нате. откуда открывался вид на лес и горы, он жалобно завыл. Ни чело веческое слово, ни какой-либо звук или жест не были ему понятны. Ког да смеялись или изображали гнев, он не проявлял понимания того, что происходит. Он на все. что ему по казывали. смотрел с безразличием, не выражал ни малейшего чувства при виде женщин. Когда три года спустя доктор уви дел его снова, апатия его прошла. Завидя женщину, он издавал дикие крики и пытался показать движени ями пробудившиеся желания. Ког да автор видел его впервые, его мало что привлекало или отталкива ло. теперь он выражал неприязнь по отношению к тем предметам, которые однажды причинили ему неприятность. Например, его мож но было привести в бегство, пока зав иголку, которой его однажды укололи, но обнаженная шпага, приставленная к груди, ничуть его не пугала. Он становился злым и нетерпеливым, когда хотел есть или пить, и тогда готов был напасть на человека, хотя в других случаях не причинил бы вреда ни человеку, ни животному. Если не считать че ловеческой фигуры и факта прямо хождения. то можно сказать, что в нем не было никаких признаков, по которым можно отличить человека от животного. И было очень тяжело смотреть, как это беспомощное су щество брело, подгоняемое сторо жем. рыча и бросая дикие взгляды вокруг. Чтобы обуздать в нем дикие порывы, во время прогулок, перед тем как приблизиться к воротам го рода. а затем к садам и к лесу, его заранее связывали. Но и связанно го его сопровождало несколько че ловек. чтобы он не освободился и не убежал на волю. Вначале его пи ща состояла только из различного рода древесных листьев, травы, корней и сырого мяса. Лишь посте пенно он привыкал к вареной пище, по словам человека, ухаживающего за ним. прошел целый год. прежде чем он стал питаться вареной пи щей. К этому времени и дикость его заметно уменьшилась. Трудно сказать, сколько ему бы ло лет. На вид ему можно было дать лет 23-25. Вероятно, он так и не научился говорить. Когда Вагнер видел его во второй раз. он так и не говорил, хотя изменился во многих других отношениях. В лице его все еще проглядывало что-то живо тное. но выражение его смягчи лось. Походка стала более уверенной и твердой. Желание по есть. а теперь он любил различную пищу, особенно овощи, выражал определенными звуками. Он нау чился носить туфли и платье, но не обращал внимания, если они были разорванные. Постепенно он нау чился выходить из дома и возвра щаться без сторожа. Единственная работа, к которой он был пригоден, состояла в том. что он ходил с кувшином к колодцу, наполнял его водой и приносил в дом. Это была единственная услуга, которую он оказывал своему со держателю. Он также знал, как до быть пропитание, усердно посещал те дома, где его однажды накорми ли. Во многих случаях он обнару живал инстинкт подражания, но ничто не запечатлялось в нем глу боко; даже подражая чему-нибудь много раз. он вскоре забывал зау ченное. за исключением тех вещей, которые имели отношение к естест венным его потребностям, таким, как еда. питье, сон и т. п. Он с удив лением смотрел на все. что ему по казывали. и с таким же отсутствием сосредоточенности переводил взгляд с этих предметов на новые. Когда ему показали зеркало, он за глянул за него, но остался совер шенно равнодушным, не найдя там своего образа. Звуки музыкальных инструментов, казалось, немного его занимали, но. когда однажды в комнате Вагнер подвел его к фор тепьяно. он не решился дотронуть ся до клавиш и очень испугался попытки заставить его это сде лать... С 1784 года автор книги больше ничего не слыхал о нем... ( Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz