Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

“ РЫБНЫЙ МУРМАН” 19 - 25 ноября1993 года Бизнес^сжи^ 5 стр. : ■: -У ш ш у й : ; :: .•.V.'.WAWX Фиш - значит рыба. “Фиш” - так назьвается одна из мурманских фирм. А эмб­ лема фирмы - дельфин. “ Почему?” - спрашиваю директора “Фиша” А. В. БОРИСОВА. - Рыба, которую нельзя есть. - Так ведь дельфин-то животное. - А все равно не едят. И смеется. Впрочем, ду­ маю я, не в эмблеме дело: красивьм дельфинчик, ко­ торого не едягг... И лишь вьмдя от Александра Вик­ торовича и прокручивая в голове услмианную полу­ детективную историю, по­ думала: “Фиш” - фирма, которую очень хотелось “съесть” некоторый, да не удалось. А история такова. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО Однажды на юге во время отпусков встретились и разго­ ворились трое северян. Алек­ сандр Викторович Борисов в то время работал в отделе экс­ плуатации “Севрыбы". Павел Михайлович Обиня - инжене­ ром в “Севрыбхолодфлоте". Ва­ силий Григорьевич Иванов - из рабочих, но в отличие от мягких интеллигентов обладал напо­ ристым характером: взялся за дело - доведет до конца, хоть весь мир перевернется. И решили создать свою про­ изводственную фирму. Пока думали-гадали, с чего начать да где взять помещение, пока документы готовили, 2 года пролетело. Но создали. Учре­ дителем новой фирмы стал “Севрыбсбыт”, одолжив (не по­ дарив!) 300 тысяч рублей. На­ чали строительство рыбоперерабатывающего ком­ плекса “Рыбница". С выделением земли под строительство всегда пробле­ мы. Но “Фишу” повезло: на­ чальник Мурманского рыбного порта В. В. Кусков заключил договор с юной фирмой, по ко­ торому выделил ей участок на условиях аренды и пообещал содействие техникой и рабочи­ ми. “Фиш" за это обязался 10 процентов от прибыли отдавать порту. И строительство началось. Тем временем "Фиш" занялся посолом семги. До этого про­ цесс происходил так: “Севрыб- сбыт" покупал свежую семгу, затем, чуть приподняв цену, от­ давал ее на обработку на ры­ бокомбинат, откуда засоленная семга с еще более подкручен­ ной ценой возвращалась в “Севрыбсбыт" для реализации. В итоге, рыбка стоила на 30 процентов дороже свежей. В фирме поступили иначе: сами покупали свежую семгу, нанимали рабочих, и те в ноч­ ные часы, когда помещения рыбокомбината бездействуют, обрабатывали ее. И вместе с севрыбсбытовской наценкой семга имела всего лишь 5 - процентное увеличение цены. “Фишу" этих пяти процентов хватало и на небольшую зарп­ лату руководству фирмы, и не­ плохие деньги для рабочих, и для нужд строительства. И да­ же для приобретения нового оборудования: купили крипсо- вую линию, и опять же - крип- сы стоили вдвое дешевле пачки импортных сигарет. Та­ кая вот добрая фирма... ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ То, что П. М. Обиню вынуди­ ли уйти из “Фиша", - факт. Но мы сегодня разбираться с этим не будем. Не станем касаться и причин, по которым крепко до­ сталось тогдашнему начальни­ ку “Севрыбсбыта" О. Л. Соколовой. По сути дела, там ничего загадочного нет: просто пересеклись интересы “Фиша" и._ Куда загадочней история со строительством “Рыбницы". Произошла она в прошлом го- ДУ- Суть дела вот в чем. Через год после подписания договора между фирмой “Фиш" и рыб­ ным портом комитет по земель­ ной реформе горсовета признал этот договор недейст­ вительным, поскольку догова­ ривающиеся стороны не испросили разрешения у адми­ нистрации города, как того требует закон. Комитет реко­ мендовал городской админист­ рации вообще изъять спорный участок даже у рыбного порта, ибо тот его многие годы не ис­ пользовал И соответствующее постановление было принято. Не предполагая такого исхо­ да, “Фиш" развернул бурную деятельность на стройке. Уже был готов теплый склад фун­ дамент под перерабатывающий цех стоимостью почти 2 млн. рублей (в ценах 1991 г.), за­ куплены шесть вагонов сили­ катного кирпича, холодильная камера за восемь тысяч дол­ ларов. И вот тебе, пожалуйста! Оказывается, порт намерен на месте построек “Фиша” разме­ стить резервуары для пере­ валки нефтепродуктов на экспорт. Склад снес/к Фундамент за­ сыпал*. Кто именно сносил - не­ известно, а тот, по чьему указанию это делалось, при странных обстоятельствах вме­ сте с автомашиной слетел с мо­ ста. Судебное дело, затеянное “Фишем”, было закрыто “в связи с гибелью ответчика". Еще од­ ного человека, имевшего отно­ шение к сносу, взял на поруки “Мурман Ойл", фирма, которая родилась из нефтебазы, быв­ шей недавно третьим районом порта. Все это рассказал мне Алек­ сандр Викторович и закончия - В конце концов мы выиг­ рали процесс в арбитражном суде России. Рыбный порт обя­ зан возместить фирме “Фиш" убытки. Склад видимо, уже не восстановить, а фундамент можно очистить от засыпки и продолжить стройку. Но вряд ли “Фиш” получит вообще этот участок, больно уж он лакомый: все инженер­ ные сети готовые. Начинать же где-то на новом месте, когда здесь столько вбухано денег очень и очень накладно. Странно как-то все происхо­ дит: земля пустовала - законо­ датели ни гугу, но ecw кто-то захотел использовать ее не для собственной наживы, а для пользы людям, “дави его!" кри­ чат. Кстати, одновременно с крушением стройки началась проверка документов фирмы налоговой инспекцией. Длилась она аж полгода. И все эти шесть месяцев счет фирмы был арестован, то есть, хоть помрите, а денег не возьмете. Ну, естественно, нашли грехи, хотя очень бы интересно было посмотреть на абсолютно без­ грешное производство. У нас без греха только те, кто поку­ пает в Москве кофе по 800 руб.,а здесь продает по 2,5 тыс. руб. за банку. И доходно, и безгрешно. А поставлять про­ дукты питания, изготавливая их на месте, а потому дешевые, - так это ведь как работать надо! Да еще счет арестуют. Да еще душу вымотают, на за­ коны сошлются. И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ! Еще два года назад решили в фирме взять в аренду судно. Взяли. Получили квоту на 500 тонн. А нужна была эта треска, чтобы расплатиться с норвеж­ ской фирмой “Кимек", когда та поставит “Фишу" очистные соо­ ружения для будущего завода. Раз не стало завода, не нужным стал и контракт. А рыбу при­ шлось продать в Мурманске. Причем - чудаки эти коммер­ санты! - продавали свою треску в пять раз (!) дешевле, чем дру­ гие. Все 500 тонн. А в прошлом году взяли да и продали 160 тонн мойеы “Ко- лимпу" за 180 тысяч рублей. Ну уж тут-то им досталось: почему не в магазины, наживаетесь на бедных мурманчанах! Хотя суда флотов с мойвой неделями про­ стаивали тогда в ожидании вы­ грузки. Возможно, будь “Фиш" побо­ гаче, покруче, как сейчас модно говорить, то и не клевали бы его со всех сторон. Наверное, поэто­ му и вступила фирма нынче в союз рыбопромышленников Се­ вера: хоть не столь одинокой бу­ дет. Но не за квотой, ибо судов у нее нет и в ближайшее время не будет. - Участок бы вернуть! - взды­ хает директор. - У нас там кро­ ме производственного и бытового корпусов запланирова­ ны еще и кафе с магазином. Мы бы Мурманск кормили разной продукцией, в том числе и такой, какую выпускает “Норд-Вест". Только у него оборудование из Германии. А у нас - наше. “Сев- рыбтехцентр” такую линию со­ здал. соединив в ней три участка. Она нам стоила 450 тысяч руб­ лей. а инофирма оценила ее в 700 тысяч долларов. Коптильные, печи есть свои. Крипсовая линия ждет установки. Чего еще? Не помешали бы, так еще в конце прошлого года уже продавали бы свою продукцию. И все-таки фирма вертится! И живет. Вот красивейший магазин открыла. Вот на небольшом уча­ стке, арендованном у одного из заводов бывшего рыбокомбина­ та. установила коптильные печи. Проблем со сбытом нет, т. к. це­ на-то очень смешная: вдвое ни­ же, чем в “Нептуне" И даже помогает “Фиш" всем, кто просит об этом. Инна БЕРЕЗЮК. * Работала бугром$> КАПИТАНА ПРИГЛАШАЮТ С ЖЕНОЙ Московское морское международ­ ное агентство (ММА) получило от круп­ ной американской морской компании (ее названиеММА держит в тайне: пла­ вать предстоит под подставным фла­ гом Бермудских островов, порт приписки - Гамильтон) заявку на фор­ мирование части команды (10 человек) супертоннажного танкера. Таких танкеров в мире - единицы. В российском торговом флоте их нет, в военном имеются. Моряки их зовут “ма­ монтами". Наших призывает к себе "мамонт" водоизмещением 322000 тонн и длиной более 400 метров, с па­ ровыми турбинами мощностью 35000 лошадиных сия Возить предстоит нефтепродукты. Директор агентства Лев Витушкин сообщид что американ­ цы первыми ММА нашли: знают, видно, цену нашим морякам. Сказали: капита­ ну будем платить $ 3000, старшему механику - $ 2800, старшему механи­ ку - $ 3000, второму помощнику - $ 1750, третьему механику - $ 1750, ра - диофицеру-$ 1750. третьему помощ­ нику - $ 1550. четвертому механику - $ 1550 и электромеханику - около $ 2000. Зарплаты, надо сказать, по аме­ риканским меркам, не супер, но для на­ ших мореходов вполне пристойные. Хотите на них претендовать - подавай­ те документы. Капитану и старшему помощнику следует предъявить меж­ дународный сертификат об умении управлять крупнотоннажными судами (этому, например, учат во Франции в Гренобле, и там. как ни странно, кое-кто из наших занимался). Помимо теории, потребуются навыки обращения с приборами спутниковой связи. Разговаривать надо по-англий- ски, используя профессиональную лексику. При максимальном возрасте 50 лет кандидаты должны иметь опыт плавания на крупнотоннажных не меньше двух лет. И еще американцы не потерпят пьянства на борту: для начала они тре­ буют справку из отечественного нар­ кологического диспансера, а потом и сами будут время от времени неожи­ данно тестировать экипаж на этот предмет. Плавание будет долгим - шесть ме­ сяцев. Подставной флаг американцы собираются использовать потому, что международный морской профсоюз, членом которого являются США (но в который не входят Бермуды), запре­ щает вербовать иностранцев. Если первые три месяца пройдут без нару­ шений режима (в первую очередь ал­ когольного), то на вторую половину срока есть шанс выписать на борт же­ ну. Аможет, этим шансом пользоваться и не стоит. Потому что если хозяину команда приглянется, контракт он про­ длит, предоставив экипажу двух­ трехнедельный отпуск на специально снятой вилле - с бассейном, теннисны­ ми кортами, саунами и очеровательным обслуживающим персоналом (кстати, в аналогичных случаях японцы дейст­ вуют иначе. Они ссаживают изможден­ ную в рейсе команду на роскошный лайнер, набитый кабаками, казино, са­ лонами с массажистками - и через не­ сколько дней моряки как новенькие). Вдруг жене там не понравится? С. М АЛЫШ КО В . Телефон М М А : (095) 927-33-19 »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz