Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
“ РЫБНЫЙ МУРМАН” 19 - 25 ноября1993 года Бизнес^сжи^ 5 стр. : ■: -У ш ш у й : ; :: .•.V.'.WAWX Фиш - значит рыба. “Фиш” - так назьвается одна из мурманских фирм. А эмб лема фирмы - дельфин. “ Почему?” - спрашиваю директора “Фиша” А. В. БОРИСОВА. - Рыба, которую нельзя есть. - Так ведь дельфин-то животное. - А все равно не едят. И смеется. Впрочем, ду маю я, не в эмблеме дело: красивьм дельфинчик, ко торого не едягг... И лишь вьмдя от Александра Вик торовича и прокручивая в голове услмианную полу детективную историю, по думала: “Фиш” - фирма, которую очень хотелось “съесть” некоторый, да не удалось. А история такова. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО Однажды на юге во время отпусков встретились и разго ворились трое северян. Алек сандр Викторович Борисов в то время работал в отделе экс плуатации “Севрыбы". Павел Михайлович Обиня - инжене ром в “Севрыбхолодфлоте". Ва силий Григорьевич Иванов - из рабочих, но в отличие от мягких интеллигентов обладал напо ристым характером: взялся за дело - доведет до конца, хоть весь мир перевернется. И решили создать свою про изводственную фирму. Пока думали-гадали, с чего начать да где взять помещение, пока документы готовили, 2 года пролетело. Но создали. Учре дителем новой фирмы стал “Севрыбсбыт”, одолжив (не по дарив!) 300 тысяч рублей. На чали строительство рыбоперерабатывающего ком плекса “Рыбница". С выделением земли под строительство всегда пробле мы. Но “Фишу” повезло: на чальник Мурманского рыбного порта В. В. Кусков заключил договор с юной фирмой, по ко торому выделил ей участок на условиях аренды и пообещал содействие техникой и рабочи ми. “Фиш" за это обязался 10 процентов от прибыли отдавать порту. И строительство началось. Тем временем "Фиш" занялся посолом семги. До этого про цесс происходил так: “Севрыб- сбыт" покупал свежую семгу, затем, чуть приподняв цену, от давал ее на обработку на ры бокомбинат, откуда засоленная семга с еще более подкручен ной ценой возвращалась в “Севрыбсбыт" для реализации. В итоге, рыбка стоила на 30 процентов дороже свежей. В фирме поступили иначе: сами покупали свежую семгу, нанимали рабочих, и те в ноч ные часы, когда помещения рыбокомбината бездействуют, обрабатывали ее. И вместе с севрыбсбытовской наценкой семга имела всего лишь 5 - процентное увеличение цены. “Фишу" этих пяти процентов хватало и на небольшую зарп лату руководству фирмы, и не плохие деньги для рабочих, и для нужд строительства. И да же для приобретения нового оборудования: купили крипсо- вую линию, и опять же - крип- сы стоили вдвое дешевле пачки импортных сигарет. Та кая вот добрая фирма... ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ То, что П. М. Обиню вынуди ли уйти из “Фиша", - факт. Но мы сегодня разбираться с этим не будем. Не станем касаться и причин, по которым крепко до сталось тогдашнему начальни ку “Севрыбсбыта" О. Л. Соколовой. По сути дела, там ничего загадочного нет: просто пересеклись интересы “Фиша" и._ Куда загадочней история со строительством “Рыбницы". Произошла она в прошлом го- ДУ- Суть дела вот в чем. Через год после подписания договора между фирмой “Фиш" и рыб ным портом комитет по земель ной реформе горсовета признал этот договор недейст вительным, поскольку догова ривающиеся стороны не испросили разрешения у адми нистрации города, как того требует закон. Комитет реко мендовал городской админист рации вообще изъять спорный участок даже у рыбного порта, ибо тот его многие годы не ис пользовал И соответствующее постановление было принято. Не предполагая такого исхо да, “Фиш" развернул бурную деятельность на стройке. Уже был готов теплый склад фун дамент под перерабатывающий цех стоимостью почти 2 млн. рублей (в ценах 1991 г.), за куплены шесть вагонов сили катного кирпича, холодильная камера за восемь тысяч дол ларов. И вот тебе, пожалуйста! Оказывается, порт намерен на месте построек “Фиша” разме стить резервуары для пере валки нефтепродуктов на экспорт. Склад снес/к Фундамент за сыпал*. Кто именно сносил - не известно, а тот, по чьему указанию это делалось, при странных обстоятельствах вме сте с автомашиной слетел с мо ста. Судебное дело, затеянное “Фишем”, было закрыто “в связи с гибелью ответчика". Еще од ного человека, имевшего отно шение к сносу, взял на поруки “Мурман Ойл", фирма, которая родилась из нефтебазы, быв шей недавно третьим районом порта. Все это рассказал мне Алек сандр Викторович и закончия - В конце концов мы выиг рали процесс в арбитражном суде России. Рыбный порт обя зан возместить фирме “Фиш" убытки. Склад видимо, уже не восстановить, а фундамент можно очистить от засыпки и продолжить стройку. Но вряд ли “Фиш” получит вообще этот участок, больно уж он лакомый: все инженер ные сети готовые. Начинать же где-то на новом месте, когда здесь столько вбухано денег очень и очень накладно. Странно как-то все происхо дит: земля пустовала - законо датели ни гугу, но ecw кто-то захотел использовать ее не для собственной наживы, а для пользы людям, “дави его!" кри чат. Кстати, одновременно с крушением стройки началась проверка документов фирмы налоговой инспекцией. Длилась она аж полгода. И все эти шесть месяцев счет фирмы был арестован, то есть, хоть помрите, а денег не возьмете. Ну, естественно, нашли грехи, хотя очень бы интересно было посмотреть на абсолютно без грешное производство. У нас без греха только те, кто поку пает в Москве кофе по 800 руб.,а здесь продает по 2,5 тыс. руб. за банку. И доходно, и безгрешно. А поставлять про дукты питания, изготавливая их на месте, а потому дешевые, - так это ведь как работать надо! Да еще счет арестуют. Да еще душу вымотают, на за коны сошлются. И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ! Еще два года назад решили в фирме взять в аренду судно. Взяли. Получили квоту на 500 тонн. А нужна была эта треска, чтобы расплатиться с норвеж ской фирмой “Кимек", когда та поставит “Фишу" очистные соо ружения для будущего завода. Раз не стало завода, не нужным стал и контракт. А рыбу при шлось продать в Мурманске. Причем - чудаки эти коммер санты! - продавали свою треску в пять раз (!) дешевле, чем дру гие. Все 500 тонн. А в прошлом году взяли да и продали 160 тонн мойеы “Ко- лимпу" за 180 тысяч рублей. Ну уж тут-то им досталось: почему не в магазины, наживаетесь на бедных мурманчанах! Хотя суда флотов с мойвой неделями про стаивали тогда в ожидании вы грузки. Возможно, будь “Фиш" побо гаче, покруче, как сейчас модно говорить, то и не клевали бы его со всех сторон. Наверное, поэто му и вступила фирма нынче в союз рыбопромышленников Се вера: хоть не столь одинокой бу дет. Но не за квотой, ибо судов у нее нет и в ближайшее время не будет. - Участок бы вернуть! - взды хает директор. - У нас там кро ме производственного и бытового корпусов запланирова ны еще и кафе с магазином. Мы бы Мурманск кормили разной продукцией, в том числе и такой, какую выпускает “Норд-Вест". Только у него оборудование из Германии. А у нас - наше. “Сев- рыбтехцентр” такую линию со здал. соединив в ней три участка. Она нам стоила 450 тысяч руб лей. а инофирма оценила ее в 700 тысяч долларов. Коптильные, печи есть свои. Крипсовая линия ждет установки. Чего еще? Не помешали бы, так еще в конце прошлого года уже продавали бы свою продукцию. И все-таки фирма вертится! И живет. Вот красивейший магазин открыла. Вот на небольшом уча стке, арендованном у одного из заводов бывшего рыбокомбина та. установила коптильные печи. Проблем со сбытом нет, т. к. це на-то очень смешная: вдвое ни же, чем в “Нептуне" И даже помогает “Фиш" всем, кто просит об этом. Инна БЕРЕЗЮК. * Работала бугром$> КАПИТАНА ПРИГЛАШАЮТ С ЖЕНОЙ Московское морское международ ное агентство (ММА) получило от круп ной американской морской компании (ее названиеММА держит в тайне: пла вать предстоит под подставным фла гом Бермудских островов, порт приписки - Гамильтон) заявку на фор мирование части команды (10 человек) супертоннажного танкера. Таких танкеров в мире - единицы. В российском торговом флоте их нет, в военном имеются. Моряки их зовут “ма монтами". Наших призывает к себе "мамонт" водоизмещением 322000 тонн и длиной более 400 метров, с па ровыми турбинами мощностью 35000 лошадиных сия Возить предстоит нефтепродукты. Директор агентства Лев Витушкин сообщид что американ цы первыми ММА нашли: знают, видно, цену нашим морякам. Сказали: капита ну будем платить $ 3000, старшему механику - $ 2800, старшему механи ку - $ 3000, второму помощнику - $ 1750, третьему механику - $ 1750, ра - диофицеру-$ 1750. третьему помощ нику - $ 1550. четвертому механику - $ 1550 и электромеханику - около $ 2000. Зарплаты, надо сказать, по аме риканским меркам, не супер, но для на ших мореходов вполне пристойные. Хотите на них претендовать - подавай те документы. Капитану и старшему помощнику следует предъявить меж дународный сертификат об умении управлять крупнотоннажными судами (этому, например, учат во Франции в Гренобле, и там. как ни странно, кое-кто из наших занимался). Помимо теории, потребуются навыки обращения с приборами спутниковой связи. Разговаривать надо по-англий- ски, используя профессиональную лексику. При максимальном возрасте 50 лет кандидаты должны иметь опыт плавания на крупнотоннажных не меньше двух лет. И еще американцы не потерпят пьянства на борту: для начала они тре буют справку из отечественного нар кологического диспансера, а потом и сами будут время от времени неожи данно тестировать экипаж на этот предмет. Плавание будет долгим - шесть ме сяцев. Подставной флаг американцы собираются использовать потому, что международный морской профсоюз, членом которого являются США (но в который не входят Бермуды), запре щает вербовать иностранцев. Если первые три месяца пройдут без нару шений режима (в первую очередь ал когольного), то на вторую половину срока есть шанс выписать на борт же ну. Аможет, этим шансом пользоваться и не стоит. Потому что если хозяину команда приглянется, контракт он про длит, предоставив экипажу двух трехнедельный отпуск на специально снятой вилле - с бассейном, теннисны ми кортами, саунами и очеровательным обслуживающим персоналом (кстати, в аналогичных случаях японцы дейст вуют иначе. Они ссаживают изможден ную в рейсе команду на роскошный лайнер, набитый кабаками, казино, са лонами с массажистками - и через не сколько дней моряки как новенькие). Вдруг жене там не понравится? С. М АЛЫШ КО В . Телефон М М А : (095) 927-33-19 »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz