Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

4 стр. На пути к рынку * Зарубежный промысел «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 -25 ноября 1993 года * Конверсия Норвежские китобои снова вывели в море свои корабли, стоявшие у при­ чалов с 1986 года, когда Междуна­ родная китобойная комиссия ввела мораторий на промысел. Их примеру готовы последовать исландские и японские промысловики. “ Мы не можем позволить, чтобы сентиментальность определяла на­ шу позицию по проблеме использо­ вания национальных природных ресурсов". - ответила однажды на протесты активистов различных при­ родоохранных движений премьер- министр Норвегии Гру Харлем Брундландт. Действительно, в отношении лю­ дей к китам - больше сентименталь­ ного. чем научно обоснованного. Киты - величественные, окруженные мистикой существа. Они огромны и в то же время совершенно беззащит­ ны. Они похожи на рыб. но кормят своих детенышей молоком. Они ра­ зумны и имеют собственный язык звуков. Миллионы людей ежегодно посещают океанариумы и готовы страдать от "морской болезни", что­ бы только увидеть китов на воле. И в то же время мы ничего не знаем, сколько можно убить китов, не дово­ дя их до исчезновения, и насколько ценны они как продукт потребления. Однако то. что для одних пред­ ставляется обьектом поклонения, для других - всего лишь добыча. На китов охотятся не одно столетие. В 20-х годах эти левиафаны были почти уничтожены, что и послужило причи­ ной создания в 1946 году Междуна­ родной китобойной комиссии. Эта организация в течение нескольких десятилетий пыталась предотвратить исчезновение некоторых видов ки­ тов. пока окончательно не пришла к выводу о необходимости введения моратория на весь промысел. Эта ме­ ра оказалась действенной. Числен­ ность некоторых видов китов возросла, а других стабилизирова­ лась. Трудно объяснить, почему нор­ вежцы вдруг решили бросить вызов мировому общественному мнению. Сторонники возобновления промыс­ ла обвиняют комиссию в предвзятом отношении к китобоям и снисходи­ тельном отношении к предприятиям, загрязняющим окружающую среду и наносящим тем самым китам куда бо­ лее значительный ущерб. С другой стороны, никто не исключает из сво­ его меню свинину только потому, что один из видов свиней оказался на грани исчезновения. И. наконец, продолжают китобои, этот промысел является частью культуры некоторых наций. Что же будет? Пока Норвегия оста­ ется в одиночестве. Все будет зави­ сеть от того, как поведут себя другие государства. ФРГ и Великобритания, например, аннулировали контракты на поставки продовольствия из Нор­ вегии стоимостью в несколько мил­ лионов долларов. Если их примеру последуют и другие, то киты, навер­ ное. снова смогут мигрировать по своим тысячелетним маршрутам, не встречая китобоев. Александр СЫЧЕВ. Журнал Тайм", США. * Контакты БОЛЬ МОЯ, ТЫПОКИНЬ МЕНЯ Долгий и длинный путь пред­ стояло преодолеть этому обору­ дованию. Закупленное в Китае, оно сначала поступило в Ригу. Шло так долго в адрес авторе­ монтного завода, что предприя­ тие уже получило иной статус. Пришлось переоформлять доку­ ментацию. И. наконец, стоматологиче­ ский кабинет прибыл в Кандалак­ шу. Он скоро откроется в медицинской фирме “ Вита". Те- аерь не только авторемонтники, но и другие горожане избавятся от зубных мук. Пока ничего не ясно СЛУХИ НЕ КОММЕНТИРУЮТСЯ Не так давно по радио было передано сообщение о том, что, якобы, с Vянваря будущего года вводится порядок, по ко ­ торому работающие пенсионеры в Рос­ сии смогут получать или только зарплату, или пенсию. Обратившись к заместителю начальника областного центра социаль­ ной защиты населения Михаилу Иосифо­ вичу КОЧЕРГИ НУ, мы выяснили, что никаких документов по этому вопросу из столицы пока не поступало* - А комментировать слухи, * отметил он, - мы считаем и преждевременным» и глав' ное - пустым делом. Придут соответству­ ющие постановления * тогда и поговорим по этому поводу; Владимир ДОРОГОВ. * Аккионирование ПО ВТОРОМУ КРУГУ Состоявшиеся в начале осени инве­ стиционные торги по продаже 20 про­ центов акций “ Ижорских заводов" признаны нынче несостоявшимися. так как товарищество с ограниченной от­ ветственностью “ Кварк" не представи­ ло гарантий о внесении в казну 50 миллиардов рублей на развитие пред­ приятия, что было предусмотрено усло­ виями торгов. Теперь, в силу важности “ Ижорских заводов" для экономики России, по­ вторные торги проведет Российский фонд федерального имущества. ГеннадийЮДЕНКО. наш собкор. г. С-Петербург. * Облегчают карман ПОЧЕМ КВАДРАТНЫЙ МЕТР? Принято постановление Со­ вмина РФ “ О переходе на новую систему оплаты жилья и комму­ нальных услуг". Раньше жители муниципаль­ ных домов возмещали расходы на содержание жилья (в отличие от коммунальных услуг, плата за которые уже увеличилась в не­ сколько раз) в размере от б до 8 процентов, остальные средства поступали из бюджета. А в дохо­ дах семьи квартплата до сих пор составляла десятую долю про­ цента. В Законе же “Об основах федеральной жилищной полити­ ки " прямо говорится, что “ оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содер­ жание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги". В нем же назван и срок поэтапного пе­ рехода на новую систему оплаты - 5 лет. Переход начинается в ян­ варе 1994 года и завершится к концу 1998 года. Предельный уровень плате­ жей граждан (в процентах к за­ тратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) будет расти в следующей дина­ мике: в 1994 году - 15-20 процен­ тов. в 1995-м - уже 20-40. в 1996-м - 40-60, в 1997 году - 60-80. в 1998- м - все 100 процентов. Так что. похоже, еще один со­ циалистический миф о низкой квартплате в нашей стране скоро прикажет долго жить, а мы за свои квадратные метры будем платить ту цену, которую укажет рынок. Владимир ГЕОРГИЕВ. * Для людей МИЛЛИОН НАМАСЛО Вступил в строй действующих цех по производству масла в кооперативе (быв­ шем совхозе) “ Княжегубский", что распо­ ложен в пос. Зеленоборский. Если раньше подобную продукцию пытались производить на оборудовании собствен­ ного производства, то теперь действует специализированная технологическая линия заводского изготовления. Приоб­ ретены также холодильные камеры, есть склад готовой продукции. Истраченный миллион на покупку технологической ли­ нии кооператорам воздастся сторицей. Александр БРЬГСОВ, наш собкор, г. Кандалакша Снятые с боевого дежурства подводные лодки будут транс­ портировать нефть по Северному морскому пути. Петербургское морское бюро машиностроения “ Малахит" к концу нынешнего года намерено завершить разработку концепции уникальной арктической подлед­ ной транспортной системы, пред­ назначенной для снабжения нефтепродуктами районов Край­ него Севера. Сейчас в Арктике используют­ ся только надводные суда. Не­ смотря на то. что в их составе есть танкеры усиленного ледового класса, из-за тяжелых ледовых и неблагоприятных метеорологи­ ческих условий на многих участ­ ках Севморпути навигация невозможна 6-7 мес. в году. Это исключает ритмичность поставок и вынуждает запасаться нефте­ продуктами летом на полгода вперед. Поэтому “ Малахит" ориентиру­ ется на подводные танкеры, дви­ жение которых не зависит от ледовой обстановки. И если даже такой танкер не сумеет подойти к причалу из-за льда или мелко­ водья, его можно разгрузить под водой в подводный же терминал- хранилище с последующей пере­ качкой нефтепродуктов на берег по трубопроводам. По мнению разработчиков концепции, срав­ нительно небольшое число под­ водных танкеров (6-10 судов грузоподъемностью от 5 до 30 тыс. т), обеспечив ритмичные по­ ставки жидкого топлива в районы Крайнего Севера, ускорят освое­ ние нефтянных и газовых место­ рождений российского шельфа Северного Ледовитого океана. Строительство специализиро­ ванных подводных танкеров тре­ бует высоких начальных затрат - от 3: до 9 млрд. руб. для головно­ го судна (в ценах 1992 г.). Однако, по мнению экспертов, они будут вполне конкурентоспособны с надводными судами. Ведь танке­ ры-субмарины в отличие от над­ водных кораблей не требуют дорогостоящего ледокольного сопровождения, могут двигаться с более высокой скоростью (15-18 узлов) и использовать короткие прямые трассы. В результате ко ­ личество их ежегодных рейсов увеличится в 2,5-3.5 раза, а про­ должительность навигационного периода - в 2 раза. Авторы концепции рассматри­ вают два направления: создание специализированных танкеров новой постройки и переоборудо­ вание в танкеры боевых подвод­ ных лодок из числа выводимых из состава ВМФ (с остаточным сро­ ком службы не меньше 5-7 лет). В соответствии с Договором о со­ кращении СНВ до 2000 г. предус­ матривается вывести из ВМФ примерно 100 подлодок. Средст­ ва. выделенные на их утилизацию, могут частично возместить расхо­ ды на переоборудование субма­ рины в танкеры. Кроме того, использование снятых с боевого дежурства атомных подлодок из­ бавляет от необходимости разра­ батывать новые, весьма дорогостоящие навигационные системы, поскольку военные суда спроектированы и построены с учетом особенностей их эксплуа­ тации в Северном Ледовитом океане. По предварительным расчетам, арктический подледный флот по­ зволит в 5-7 раз сократить удель­ ную себестоимость перевозки 1 т нефтепродуктов. Сейчас "Мала­ хит" разрабатывает технико-эко­ номическое обоснование концепции, после чего предста­ вит ее на.рассмотрение АО "Рос­ нефть". "BMN-ПетербурГ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz