Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 - 18 ноября 1993 года 13-причал 13 стр. К орабль бросает, как малень кую щенку. Все скрипит, грохочет, стонет. Громадные взбе сившиеся волны с неимоверной си лой бьются о ветхие бока старого истерзанного судна. Я, как зверек, забилась в угол каюты. Страшно. Кажется, что этот шторм никогда не закончится. Сильный удар - все ва лится на палубу. Из последних сил держусь, чтобы не упасть и... от крываю глаза. Утро! В открытое окно свежей струей вливается настоявшийся на травах и запахе коровьего молока, чистый, прозрачный возДух. Через невесомое, ажурное полотно гарди ны виднеется маленькое “ государ ство” цветов, встрепенувшихся от первых лучей солнца и чуть замет но качающих головками. Так спо койно и уютно, и кажется, что оке ан, шторма, вой ветра и в самом де ле только снились когда-то. Мягкие шаги еле слышно при ближаются к кровати. Теплая рука нежно гладит мою голову. Я беру тонкие натруженные пальцы, це лую их и прижимаю к щеке. Мама садится рядом со мной и тихим го лосом спрашивает: - Проснулась, доченька? Я кладу на мамины колени голо ву, и этот краткий миг детства для меня несказанно дорог и безгранич но прекрасен. - Мамочка, родная, как хорошо с тобой, - шепчу я, обнимая маму. Выпархиваю на крыльцо, тя нусь, встав на цыпочки, навстречу солнцу и радуюсь, радуюсь, что живу и все это вижу. Шлепаю босы ми ногами по мокрой, прохладной траве сада. Подол халатика намок и прилип к щиколоткам. Срываю со зревшие, будто специально для ме ня, крупные рубиновые ягоды малины и наслаждаюсь свежестью сока. Где-то в кудрявой зелени смо родины пискнула проснувшаяся синица. На листьях яблони блестят, переливаясь всеми красками раду ги, еще не успевшие испариться капли росы. Поет петух свой веч ный гимн восходящему солнцу. Я ежусь от утреннего холодка и вприпрыжку, в шутку повизгивая, бегу в дом. - Ты, наверное, всю жизнь бу дешь ребенком, - с тихой грустин кой в голосе смеется мама и зовет всю семью завтракать. На столе ароматно дымится кар тошка, аккуратной горкой лежат зеленые в пупырышках огурцы, сочные краснобокие помидоры, ду шистые стебли укропа, петрушки, лука. Вкусно пахнет нарезанный большими ломтями горячий хлеб, а в тонких высоких стаканах стелет туманом парное молоко. Мне легко и чуточку печально. Закончился отпуск, и сегодня я по кину родительский дом. Через час автобус увезет меня от самых дорогих на этом свете людей. Увезет от домашнего тепла и света, от тропинки, по которой сделала свой первый шаг, от березки, у ко торой впервые услышала “ люблю” . И от дороги, по которой ушла в трудную взрослую жизнь. Л чуть позже самолет поднимет над всею землей и в который уж раз унесет на далекий Север. Серые сопки, извилистый залив, большие сталь ные корабли - все это моя непро стая, но по-своему прекрасная судьба. Приземлившись вечером в аэропорту, увижу через стекло ил люминатора гнущиеся от ветра тонкие деревца, покрытые мелкой зыбью лужи. Выйду, стуча каблуч ками по железным ступенькам до ждем помытого трапа. Вспомню о сданном с остальными вещами в ба гаж зонтике. И не спасут меня от мурманского холода и мелкой во дяной пыли ни теплый домашний свитер, ни модный импортный плащ. Дрожа, буду переступать с ноги на ногу в ожидании такси, а потом с грустью смотреть на мель кающие за окном одинокие силуэ ты прохожих, ища, нет ли знакомых. А когда машина домчит меня до выстроенной гармошкой девятиэтажки, неспеша поднимусь на свой этаж, войду в свою кварти ру и вспомнютеплые мамины руки, светлое утро еще сегодняшнего дня, яркое солнце. Перед рейсом эти впечатления так сжимают сердце... ... А пока - я у мамы, все и все еще рядом со мной. Ольга САМУСЬ, работник плавсостава АО “ Мурманрыбпром” . НАСУДНЕ Из рассказа Алтухова (диктофон- ная запись): “ Я запомнил время, когда остано вилась машина. Это записали в бор тжурнале - 2 часа 10 минут: “ Остановка машины из-за останов ки вспомогательных механизмов - их залила вода.” Через коридоры надстройки выби раться было уже невозможно, пыта лись идти по трапам через машинное отделение. Передо мной карабкался помощник капитана Черный. На па лубе были капитан, старпом, четвер тый помощник, два матроса. “ Как с документами?” - спрашивал капи тан. “ Все в порядке, - отвечал стар пом, - как положено” . Я понял так, что судовые документы запакованы, в случае чего они будут на плаву и сохранятся. Еще говорили, что лучше быть на главной палубе. Если судно перевер нет, здесь меньше конструкций, мо гущих помешать движению или повредить гидротермокостюм. Ка питан и старпом стояли в спасатель ных жилетах. Судно кренилось все больше, мы ходили по борту, как по палубе. Бы ло около четырех утра, ветер не уни мался, ночные волны продолжали биться о теплоход, вокруг были те мень, дождь и снег, когда я ощутил, что судно уходит у меня из-под ног, ускользает легко и стремительно, носом вниз. Я успел еще ногами пе ребрать несколько шагов перед тем, как теплоход отъехал от меня. Ока завшись по грудь в воде, я видел кар тину фантасмагорическую: освещенный теплоход, с бортовыми и топочными огнями, с освещенны ми палубами, освещенными иллю минаторами, исчезает, сгущая вокруг темноту". Потом комиссия признает, что причиной гибели судна была, скорее всего, потеря остойчивости при по падании на попутную волну, подли не близкую длине борта, высотой более семи метров. Ситуацию ос ложнило попадание при крене за бортной воды в трюмы. ВВОДЕ “ В ночи мерцали огоньки - свети лись лампочки на макушках капю шонов. Волны разбросали людей на большом пространстве. Мимо меня проплыл полузатопленный контей нер с оборванными цепями, его рез ко крутило, цепи по бокам громыхали. Я поймал один конец, хотел удержаться за него, но сообра зил, что контейнер кидает вверх и вниз, об него стукнуться можно, он все равно затонет, и отпустил. Минут через десять я увидел Юру Александрова, крикнул: “ Юра!” . Он: “ Я ...’ “Давай подплывай!” . Мы стали подгребать друг к другу. Он держался за спасательный круг. Когда в воде два, три, пять человек вместе, ле те держаться, их обнару жат скорее. Сблизившись, мы сце пились пластмассовыми застежками - “ карабинами” , теперь нас не могло раскидать далее двух метров друг от друга. Говорили меж ду собой, что спасать будут, сомне ния никакого не было. Помню ощущение - все бы ничего, только б вода не проникала к телу, только бы не холод. Вода все-таки просачивалась сквозь неплотное прилегание капю шона к подбородку. Я искал позы, чтобы зажать щель подбородком, вытягивал руку из перчатки, кула ком прикрывая изгиб. Часа через полтора, еще темно бы ло, мы увидели Падубоцкого и мат роса Бондаренко. Они тоже были сцеплены, навалились грудью на два спаренных бруса, смытых с палубы вместе с аварийным имуществом. Вокруг нас тоже крутились доски, пенопласт, деревянный такелаж, много всякой мелочи, мы все оттал кивали от себя, боясь распороть гид ротермокостюм. Начальник радиостанции - человек пожилой, он больше молчал, мы старались его расшевелить. “ SOS” передали?". Передал, говорит. “ А судно идет нам на помощь?” . Идет, говорит. “ Отку да?” - “ От берегов Бразилии и Ар гентины” . Ну, думаю, обрадовал, это неделя хода. “ А ближе суда есть?” . Он кивнул: есть. Еще мы встретили буфетчика Ива нова и помощника механика Наза рова, они тоже подгребли к нам, стали держаться за брусья, на кото- ых лежали грудью Йадубоцкий и ондаренко. СМЕРТЬ В ОКЕАНЕ Падубоцкий умер первым. Я не видел, как это случилось, ле жал на спине, смотрел в пасмурное небо, ноги были подняты и поджаты, я даже скрестил их, чтоб было теп лее. Слышу голосЮры: “ Начальник все уже ...” Анатолий Викторович лежал грудью на брусьях, опустив руки в воду, но признаков жизни больше не подавал". В середине дня моряки заметили самолет. Он был в отдалении, кру жился, ходил галсами. Приближа ясь к плавающим, включил прожектора, стал посылать пробле сковые огни, как маяк. В костюмы моряков вшиты светоотражатель ные элементы, отвечающие на яр кие вспышки собственным светом, помогая летчикам заметить фосфо ресцирующее пятно. Алтухов рас стегнул оранжевый спасательный пояс, стал им размахивать, его това рищи тоже старались, как могли, обнаружить себя. Но самолет исчез в облаках. Во второй половине дня умер Бон даренко. “ Ребята, - говорил, - мне плохо, мне плохо...” Донесся странный смех или вроде как смех. Анатолий задергался, стал что-то говорить не внятно и скоро смолк. Больше мы его не слышали. К вечеру снова возник самолет, стал кружить над районом. Он был то точкой в небе, то приближался, пролетая так низко, что видны были иллюминаторы и открытая дверь. Самолет сбросил горящий бенгаль ским огнем фальшфеер, но нахо дившимся в воде, как в тугой яме, ничего не видно было, кроме струй ки дыма. Моряки кричали самолету: “ Э -э !” . На большее не было сил. “ Ну, думаю, все, больше не вытя нем. К ночи напала дрема, по телу разливалось тепло, пришла сонли вость. Я знал по литературе, что при обморожении это опасный симп том, так уходят из жизни. Мысль об этом заставляла менять позы и не давать себе расслабиться. Примерещилось машинное отде ление и покрашенный в серебрянку утиль-котел. Он вырабатывает пар, от него всегда пышет теплом. Как оы хорошо прижаться к нему. “ Юра, - повернулся я, - пойдем к стармеху, пусть поставит на котел...” - “ Ты чего?” - ответил Юра, и мои галлю цинации исчезли". Их качало на волнах, как резино- К D f , ОИ вые мячики, вверх и вниз, оило во дой, заливало пеной, приходилось как бы выталкивать себя из воды, снова устраиваться поудобнее. Ночью шел крупный град, лицо за крывали перчатками. Но этого мож но было не делать: по словам Алтухова, боль притупилась, не приятнее было таянье града на воде, когда к телу проникал с водой холод. Где-то в полночь подал голос буфет чик Серега: “ Ребята, вы - мужики, хоть немного пожили, а я молодой, еще ничего не успел...” Сергею Иванову было 24 года. Под утро над головами закружили альбатросы. Птицы садились на во ду, подплывали совсем близко, под плывали “ нагло” , сказал Алтухов. “ У меня было желание схватить птицу за ногу, оторвать ей голову, выпить кровь и согреться. Я пытался одной рукой дотянуться, но рука дрожала, альбатрос выскальзывал” . СПАСЕНИЕ Часов в 8 утра появился самолет Б-62, посланный с Фолклендских островов. Шесть часов понадоби лось ему, чтобы добраться до района бедствия. Обнаружив на волнах сле ды кораблекрушения, самолет тоже сбросил горящий фальшфеер и ушел, видимо, облетать соседние воды. “ Когда над тобой самолет, есть надежда, что ищут, не бросили. В воде ты абсолютно беспомощный и думаешь, что тебя только извне могут спасти” . Через пару часов самолет вернул ся, стал пускать ракеты. Когда вол на приподняла Алтухова на гребень, он посмотрел в сторону пуска раке ты и увидел на горизонте точку, по хожую на кончик заточенного карандаша. Понял: это корабль. Прошло немало времени, когда тан кер приблизился. Над водой навис ла гигантская тень “ Бунга Салаши” . Малайзийские моряки, сгрудив шись на палубе, что-то кричали Ал тухову и сцепленному с ним Александрову, бросали спасатель ные концы, но люди на воде поймать их не могли. Трижды танкер разво рачивался, повторял попытку, толь ко на четвертый раз Алтухов ухватился за конец и всеми силами, которые еще оставались в нем, на мотал конец на правую руку. С па лубы теплохода быстро подтягивали моряков. “ Юра, помогай подгре бать” , - просил Алтухов. “ Все, не могу больше” , - сказал Александ ров. “ Очнулся я в спортзале, лежу на матрацах, над головой баскетболь ная сетка, надо мной лица вроде ки тайского происхождения. Голова чумная, не могу понять, где нахо жусь. Мне дали пить, я пил не пере ставая и снова потерял сознание.Очнулся, мне говорили, часа через два, меня рвало водой и чем-то черным. Юры рядом не бы ло. Потом мне рассказали, что Юра всознание не приходил. Ему делали массаж сердца и искусственное ды хание, но помочь ничем не могли. Юру положили в морозильную ка меру” . СТИХИЯИВЕРА Как сообщили “ Известия” , 17 сен тября в 4 часа в Южной Атлантике в районе острова ПхЬ, примерно на полпути от Буэнос-Айреса до Кейп тауна, в кромешной тьме, прони занной дождем и мокрым снегом, под грохот волн, одинокий в ночи потонул теплоход “ Полесск” Бал тийского морского пароходства. По строенный в Германии в 1974 году, он ничем не отличался от подобных теплоходов: вытянутый на 150 мет ров, с пятью трюмами, меры без опасности вполне отвечали требованиям регистра. Моторные спасательные шлюпки, два надув ных плота - все это было исправно, но... Волны высотой до девяти метров опасно раскачивали судно. Крен до стигал 20, 30, 50 градусов. После полуночи теплоход лег на правый борт и в исходное положение боль ше не возвращался. Моряки пытались убрать или хотя бы уменьшить крен, перекачивали балласт с правого борта на левый, но судно как-будто уснуло на боку. По-видимому, при крене костная мука сместилась в полуторатонных полиэтиленовых мешках. Утрамбо валась в новом положении и не да вала судну выпрямиться. Время было спускать спасательные шлюп ки, но при крене в 50-52 градуса шлюпка левого борта оказалась на такой высоте, что вывалить ее за борт было невозможно, а шлюпка притопленного борта, освободи ее от стойки, была бы разбита о борт. Но даже надевая гидротермокостюмы, матросы надеялись, что покидать теплоход не придется. Ночь унесла тридцать жизней. Те ло Юрия Александрова было приве зено в Санкт-Петербург, где его отпевали вМорском Никольском со боре. Священнослужители готовы были отпевать каждого из погибших моряков, но только 12 семей согла сились отпевать своих, другие про должают верить, что мужья или сыновья живы. (По материалам “Известий”). ПИСЬМО С ПРОМЫСЛА. Фото Станислава БАРКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz