Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
12 стр. По морям, по волнам «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 - 18 ноября 1993 года Г О к н а в Е в р о п у Весьма правдивый рассказ о подчас не вероятных приключениях экипажа фрегата “Святой Дух” на пути из Петрозаводска в Германию. Часть вторая БЛИЗКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ Вот ведь какой парадокс исто рии со словом “ бывший": сначала мы посетили нашу бывшую Лат вийскую Советскую Социалисти ческую Республику, ныне маленькую, но гордую Латвию, а затем бывшую Пруссию, чье имя стерто с географического лица Земли. Теперь это - Калининг радская область, самая западная территория России. Кстати, наши собратья-россияне попали в дву смысленное положение со всеми этими переименованиями. Из разговоров с жителями можно было понять, что называть свою область по фамилии "всероссий ского старосты" им дальше жут ко не хочется. Вернуть историческое название оплота немецкого милитаризма - тоже. Положение до смешного обид ное и, как говорят сами абориге ны. безвыходное. Стояли мы в Балтийске. До вой ны это был Пиллау - крупная база германского военно-морского флота. В конце войны здесь шли жесточайшие бои - Померанская группировка немцев прорыва лась из окружения. Многие ста рые готические здания города до сих пор хранят на своих стенах следы пуль. Теперь здесь основ ная база Балтийского флота Рос сии - после того как наше военное присутствие стало не желательным в Восточной Евро пе и в бывших братских балтийских республиках. Моряки встретили нас гостеп риимно. Фрегат поставили в во енной гавани, и в течение нескольких дней мы могли на блюдать за жизнью флота. А она. если говорить честно, нынче не веселая. Многие корабли, по рас сказам моряков, устарели и дожидаются своей очереди быть распиленными ‘‘ на иголки". Пе риодически они тонут - прямо у пирса. Причины разные, но в ре альность одной я бы ни в жизнь не поверил, если бы ее не сооб щил мне капитан второго ранга. Речь шла об эсминце, который поднимали с помощью крана на против нашей стоянки. Процесс этот был крайне мучительный - только при нас поднятый за день корабль по ночам дважды тонул. Причиной его бесславной гибели была... кража бронзовых кинг стонов - запорных устройств на днище судна. Воровство на флоте процвета ет, зато дисциплина падает. По нять этот развал можно: боевые корабли должны ходить в море, а они стоят у стенки. Сейчас иной матрос, говорили нам, так и про живет всю службу, не побывав ни разу в походе. Отсюда - разбол танность. Местные жители счита ют, в Балтийске стало опасно жить: орудия кораблей вдруг на чинают стрелять то по чьей-то ха латности, то сами по себе. Последний раз снаряд "вспахал" одной бабушке огород. На грустные размышления на водит все это: огромное количе ство боевых кораблей, построенных для устрашения не ведомого врага. Но вдруг выяс нилось. что никакого супостата нет. И вот они стоят, никому не нужные, ржавеют у стенки, от равляя сочащимся изо всех дыр соляром воду в бывшем Пиллау... Латвийская Республика была для нас терра инкогнито. До сих пор корабли флота "Полярного Одиссея" эту страну не посеща ли. и мы слегка волновались: как отнесутся к нам местные власти. Оказалось - весьма индифферен тно, и мы стали обживаться в га вани для рыболовных судов, куда отвел нас "пайлот" - лоцман ский катер. Естественно, весь экипаж инте ресовал вопрос, как тут живет русскоязычное население. Пер вый вариант ответа мы получили почти сразу же. Проезжавший мимо микроавтобус притормо зил, и трое русичей, высунувшись из окон, поприветствовали со племенников. Узнав, откуда мы конкретно, один из них спросил, как в Карелии живется русским. Получив ответ, процедил: “ А нас здесь - во-о..." - и красноречиво провел ребром ладони по горлу. Вечером к нам на борт забрел некто Игорь - рыбак, плавающий на одном из стоящих здесь же траулеров. Конечно, мы обрати лись к нему за разьяснениями столь страшного высказывания о судьбе русских. Игорь почесал затылок: - Я живу в Латвии уже 18 лет. Жена - латышка. Дома говорим на том и другом языке. Нацио нальных проблем у меня нет и никаких притеснений я не чувст вую. Ну а те. кто прожил в Латвии всю жизнь и не удосужился выу чить ни одного латышского сло ва. естественно, испытывает сейчас дискомфорт. А латышей тоже надо понять: натерпелись они от коммуняк, и ничего удиви тельного нет в том. что все свои беды они видят от России в це лом... А проблем у Латвии действи тельно хватает. Из стоящих ря дом с нами нескольких десятков траулеров только один-два еже дневно уходят на лов рыбы - нет топлива (опять Россия винова та?). Рыболовецкий колхоз рас пался. появилось акционерное общество, но работает оно. как считает Игорь, не эффективно. Начиная с весны, зарплату полу- чилитолько раз. Словом, все, как у нас. В Вентспилсе фрегат простоял несколько дней. Мы гуляли по городу и не почувствовали к себе никакого недоброго отношения. А латыши-рыбаки подарили нам ведро свежайшей камбалы - мо жете расценить этот дар как про явление интернациональной дружбы. Единственное неудобство, ко торое мы испытали в суверенной республике, было связано с ла тышской денежной реформой. В Латвии имеют хождение два со вершенно раличных вида де нзнаков. Местные рубли (не путать с российскими) и латы - новая национальная валюта. Со отношение между ними такое хитрое, что разобраться в этих пропорциях мы так и не смогли. На практике это выглядело так: увидев что-либо в латах или в центах, бежали к знакомой рус скоязычной продавщице с просьбой перевести это в рубли. И каждый раз стройной системы перевода не получалось. Как они там живут и считают - ума не при ложу... В БЫВШЕЙ ГДР Первым немецким городом на пути "Святого Духа" был Штраль- зунд. Добирались до него узким длинным фарватером. Кстати, ак ватория залива очень похожа на Петрозаводскую губу Онего - и по размерам, и по очертанию бе регов. Главное отличие - жив ность. Такого количества белых лебедей мне никогда не прихо дилось видеть. И уж конечно не возможно представить все это обилие грациозных птиц у нас - наверняка нашлось бы немало любителей свернуть им шеи. Долгожданная встреча с Гер манией прошла на редкость буд нично. При подходе к Штральзунду нас облетел верто лет бундесвера: вот, подумали мы. началось... Машина с камуф ляжными пятнами пошла на вто рой круг, и тут кто-то из нас робко помахал рукой. В ответ - такое интенсивное приветствен ное жестикулирование, что, ка залось. пилоты вот-вот вывалятся из кабины. И вскоре мы спокойно вошли в городской порт. Штральзунд - один из многих старинных городов (я, правда, не уверен, есть ли в Германии но вые города). Красивейший исто рический центр - собор, здание мэрии. Только в ФРГ я понял, насколько разнообразна и вели чественна готическая архитекту ра: привычные нам шпили Прибалтики не дают возможно сти постичь все разнообразие форм зданий, возведенных средневековыми немецкими ма стерами. В конце восьмидесятых мне довелось посетить несколько го родов "первого на немецкой земле социалистического госу дарства", и сейчас было любо пытно сравнить жизнь в составе объединенной страны. И надо сказать, что она разительно из менилась. Бывший гэдээровский город стал типично западным. В магазинах - обилие товаров, точ но такое же. как. например, в Любеке. Цены - практически одинаковые, хотя, как говорят сами немцы, уровень жизни в во сточных землях ниже. Однако приметы коммунисти ческого прошлого еще видны. Многие здания, даже историче ские, разрушаются - такого в ФРГ нет. там каждый дом ухо жен. Но, думаю, эти следы нена долго. В городе полным ходом идут и реставрация, и реконст рукция. Особенно - систем ком муникаций. Среди особенно ярких впечат лений о Штральзунде регио нальная конференция пацифистских движений за безъ ядерную Балтику. В отличие от нас. за мир. как и за все другое, немцы борются не на баррика дах с заточками, а с пивными кружками за выносными столи ками многочисленных кафе. Серьезное дело всегда сопро вождается добротно организо ванным досугом: привозятся различные аттракционы для де тей и взрослых, есть что выпить и чем закусить. Участвовали в конференции ле вые. Не скажу, как конкретно на зывалась их организация, но в "красном" павильончике были широко представлены на прода жу футболки с изображением Че Гевары и масса литературы об этом р-р-революционере, меч тавшем превратить мир в пылаю щий коммунистической ненавистью Вьетнам. Видимо, не доверяясь обольстительным чарам самого команданте Че, его последователи угощали прохо жих посредственным ромом “ Га вана клуб". Однако и это не помогало: пластиковая копилка в фонд коммунистической идеи не в почете. Хотя памятник Тель ману в Штральзунде по-прежне му стоит на своем месте. Александр ТРУБИН , наш собкор. Любек-Петрозаводск. . . . Б Ы В Ш И Й В а ш е й ж ены . .. М У Ж в а ш е й > к 5 е н ы . . . * Аожгии! ПЛОМБИРОВАННАЯ ВЕРНОСТЬ, н л и к а к М 0 Д Я К И е г ж е н у е з ж а л и В давние-давние времена мужчины, вынужденные покидать надолго семейный очаг, уезжали от него с отнюдь не спокойной душой. Сохранит ли его женушка в девственной чистоте супружеские принципы? И обеспокоенные этой мыслью мужья стали придумывать разные разно сти. Так появилось техническое сооружение, которое назвали поясом вер ности. ВЕвропе этим сооружением любили пользоваться крестоносцы. Они заковывали в металл любимое интимное местечко своих жен, навешивали замок и, забрав ключи от женской верности, отправлялись воевать гроб Господень. ...Тишину спящей Одессы вспо лошил тревожный сигнал “ скорой помощи’ . На месте вызова врачи обнаружили обнаженных любовни ков, скрепленных железом и исте кающих кровью. Двадцатый век взглянул на них средневековьем. Муж дамы - моряк, уходя в пла вание, навесил на жену пояс верно сти. “ Прощай, любимая, я вернусь через полгода” . Но забыл (или не захотел?) предупредить, что пояс этот - с механической ловушкой. И когда женская верность дала трещи ну, ловушка сработала... Этот пояс до сих пор хранится в музее кафедры медицины Одесско го мединститута. Как и многие дру гие, снятые* с женщин в этом портовом городе. Пояса из этой коллекции можно вполне рассматривать и без экскур совода. Они сами по себе говорят о многом. Например, фирменные, привезенные из-за рубежа, явно принадлежали женам командного плавсостава. Рядовой состав пользо вался кустарными изделиями мест ных умельцев. Кстати, некоторые из них удивительно похожи друг на друга. Не иначе подпольное произ водство здесь поставлено на поточ ную линию. А этот пояс, сделанный из позо лоченных щитков, как будто гово рит устами хозяина: дорогая, я так тебя люблю. Крепилась же эта доро гостоящая вещица на теле “ короле вы” с помощью кольца, которое нужно было продеть через кожу, как сережку. Есть в коллекции поя сов верности и обычные женские трусики, правда, сделанные из очень прочной ткани, которую не подгонишь, не согнешь и не подви нешь. И с жесткими креплениями на бедрах. Не снимешь! Можно бы ло только разрезать. Но тогда: “ Про сти, любимая, я тебя предупреждал!” . Еще одна разно видность предохранения верности от посягательства извне - металли ческие трубочки, которые вставля лись женщинам во влагалище. Причем, знали мужики, чтоделали: трубочки ставили неокисляемые - медные или из драгоценных метал лов. Предназначались они в боль шей степени для конкурентов, так как края их были заострены. Полезь попробуй - получишь травму. Де ржались трубочки-защитницы за счет резиновых баллончиков, кото рые надувались внутри влагалища. Вытащить трубочку можно было од ним способом - проткнув баллончик и спустив воздух. Но тогда... “ Про сти, любимая, но я тебя предупреж дал!’*. Но кто они - женщины, позволяющие надевать на себя поя са верности? Вот вопрос, который не дает покоя. Деградированные, заби тые дурехи? Или страшно влюблен ные в своих моряков? Почему соглашаются они на гименопласти- ку, при которой их не только заши вают, но и ставят на шов пломбу, как на складское помещение? О чем они думают, когда их мужья перед дол гим расставанием, проведя предва рительно анестезию (грамотные ведь!), самыми примитивными ком постерами скрепляют верхнюю и нижнюю трети влагалища, оставляя только небольшую щель, через кото рую невозможно жить половой жиз нью? А как объяснить происхождение колпачков, которыми моряки при крывали своим женам клиторы, что бы они в их отсутствие не смели даже мастурбировать? И женщины их надевали! Не просто так висят они в коллекции рядом с компостерами. И совсем рядом - пояса, любовно обшитые бархатом, скорее всего женскими же руками, чтобы заглу шить холодный блеск металла. Есть среди них и расшитые бисером. Нет! Не понять - не постичь. Каждый экспонат, попавший в коллекцию кафедры судебной меди цины, имеет судьбу. Все они принес^ ли несчастье ’женщинам. От такой “ гарантии” супружеской верности запросто можно получить раны, за ражение крови и прочие “ преле сти” . И судить бы за истязание надо. Только в суд никто не подает. Но всякое действие порождает противодействие. Эта аксиома со школьной скамьи шагает вместе с нами по жизни. И я никогда не пове рю, чтобы женщина, по какой-то причине позволившая заковать себя в металл, не мечтала так или иначе от него избавиться. Моряк К ., отчаливая в дальние края, зная, что на пирсе стоит его забронированная жена, на ее глазах делает красивый жест: бросает в мо ре ключик от пояса верности. Не бу дем копаться в женской душе, допытываясь, что она почувствовала и о чем подумала в этот момент. Но вскоре в течение трех дней на глазах ничего не понимающих одесситов в месте падения ключа заныряли во долазы. И нашли-таки то, что иска ли. Хорошо было всем. И друзьям ее мужа - морякам, отдыхающим на бе регу. Да и водолазам кое-что перепа ло. Но больше всех был счастлив муж, когда, из дальних странствий возвратясь, он взял в руки слесарные инструменты и гордо ‘ вскрыл” свою жену. ("РыбакЛитвы").
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz