Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
стр. М е с я ц е с л о в «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5-11 ноября 1993 года Н О Я Б Р Ь ПРАЗДНИКИСВЯТЫЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ 1. XI. Пророка Ноля (800 до Р. X.); мученика Уара и с ним 7 учителей христианских (ок. 307); Перенесение мощей преподобномученика Иоанна Рыльского (1238). 2. XI. Великомученика Артемия (362); Праведника Артемия Верколь- ского. 3. XI. Преподобного Илариона Великого (371-372); Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Менглинского (1206). 4. XI. Казанской иконы Божией Матери. Равноапостола Аверкия, епи скопа Иерапольского, чудотворца (ок. 167); святых 7 отроков Ефесских. 5. XI. Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63); преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). 6. XI. Иконы Божией Матери “ Всех скорбящих Радость” . Мученика 523). Мучеников Маркиана и Мартирия(ок.355). Арефы и с ним 4229 мучеников ( 7. XI. ана и Марти| .1 >сца, . . . 10. XI. Мучеников Терентия и Неонилы и чад их; священномученика 8. XI. Великомученика Димитрия Солунского (ок. 306). 9. XI. Мученика Нестора Солунского (ок. 306); преподобного Нестора ' с.1 Летопис Печерского, в Ближних пещерах (ок. 114). Кириака. патриарха Иерусалимского (363); Мученицы Параскевы, наре ченной Пятницы (III b J; святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709): преподобного Иова, игумна Почаевского (1651). 11. XI. Преподобномученицы Анастасии Римляныни (Шв.). 12. XI. Священномученика Зиновия, епископа Егейского и сестры его Зиновии (285). 13. XI. Апостолов от 70-ти: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I в.); мученика Емпимаха (ок. 250). 14. XI. Бессребренников чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии. 15. XI. Мучеников Акиндина, Аффония Пигасия и иже с ними (ок. 341- 345]. 16. XI. Мучеников Акепсима, епископа .Иасифа пресвитера Иафала ди акона (IY в.). 17. XI. Преп .. 18. XI. Мучеников Галактиона и Епистимии(1М в.);святителя Ионы, архи- подобного Иаанникия Великого (846). I ! епископа Новгородского (1470). тителя П 1У.XI. свя авла,патриарха константинопольского,исповедника (350); Преставление преподобного Варлаама Хутынского (1192). 20. XI. Мучеников в Мелетине: Иерона. Исихия и иных многих (III в.); преподобного Лазаря Галисийского (1053). 21. XI. СоборАрхистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 22JCI. Мучеников Онисифора и Порфирия (III-IY в.); преподобной Мат- оны [ок. 492); иконы Божьей Матери “ Скоропослушница” . 23. XI. Апостолов от 70-ти: Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия(1 в.). 24. XI. Великомученика Мины (304); мучеников Виктора (II в.) и Викен тия (304); преподобного Феодора Студита,исповедника (82о); блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434}. 25. XI. Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского 26. XI. Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополь ского (407). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. 27. XI. Апостола Филиппа (I в.). 28. XI. Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322); преподобноУо Паисия Величковского (1794). Начало Рождествен ского поста. 29. XI. Апостола и евангелиста Матфея (60). 30. XI. Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. одобного Hi добного Сергия (1426). 266-270); преп Никона, игумна Радонежского, ученика препо- ВДУ< (Филиппов) пост, длящийся до 7 января, так называемое филиппово за говенье. Кроме того, верующий человек стремится соблюдать и одно дневные посты в течение всего года по средам и пятницам. Каждому святому от Бога дана благодать в исцеление и помощи страж- дущим.Так, святые бессребренники Косма и Дамиан, чейдень 14 ноября, “ пекутся” о просвещении разума к учению грамоте, великомученик Ми на Египтянин (24 ноября) - об исцелении от глазных болезней. Ну а если “ возненавидит муж жену неповинно” , то женщине стоит помолиться и поискать поддержки у мучеников Гурия, Самона и Авива, чей день 28 ноября. РАЗДИРАЙТЕСЕРДЦА ВШИ.. Пророк ИоЛЯ - автор книги, вошедшей в Ветхий Завет. Одаренный живым во ображением, он написал свою книгу особенно чистым и изящным языком. Вот как, например, повествует пророк о наступлении дня Господня. “ ... ибо он близок - День тьмы и мрака, день облачный и туман ный: как утренняя заря, распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всад ники. Скачут по вершинам гор как бы со стуком ко лесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, вы строенный к битве. При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею доро гою и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею сте зею, и падают на копья, но остаются невреди мы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды поте ряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; иоо ве лик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его? Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомило стив и сожалеет о бедствии". ИБОВСЕМЫ МНОГО СОГРЕШАЕМ АпостолИаков имел право называться братом Господним, пшк как действитель но был первым двоюродным братом Господа - его мать, Мария , была сестрою Матери 'Господа. За святость и благочестие его называли праведным. Будучи первым епископом Иерусалимским, апостол Иаков мученически скончался в 62-м году по P. X. Во время проповеди его сбросили с кровли храма и закидали камнями. В Новый Завет входит со борное послание святого апо стола Иакова. ‘‘ Братия мои! не многие де лайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согреша ем. Кто не согрешает в сло ве. тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот. мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повино вались нам. и управляем всем телом их; Вот. и корабли, как ни ве лики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хо чет кормчий; Так и язык - небольшой член, но много делает. По смотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: И язык - огонь, прикраса неправды... ...язык укротить никто из людей не может: это - неу держимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благославляем Бога и Отца, и им проклинаем чело веков. сотворенных по под обию Божию: Из тех же уст исходит бла гословение и проклятие. Не должно, братия мои. сему так быть. Течет ли из одного отвер- ствия источника сладкая и горькая вода? Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: Это не есть мудрость, ни сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; Ибо. где зависть и сварли вость. там неустройство и все худое". ГОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА ПРИТЧА ОДЕСЯТИ ДЕВАХ Имя архангела Михаила встречаетсяв книгах как Ветхого, таки Нового Завета В 'Откровении' ('Апока липсисе') Михаил и ангелы его воевали против дракона Почитание святого архангела Михаила восходитк самым древним временам. Чтутего не толькоправославные, но и католики.укоторых основнымместомпоклонения архангелуМихаилу служит гора наитальянскомпобережье Адриатическогоморя.Предлаг/ем вашему вниманиюзаметкидоцентаСанкт-ПетербуржскоА духовной академии архимандрита Августина (Никитина), побывавшего два года назад на тойгоре городку Отсюда одного ИЗ Наш поезд приближался к конечной станции - курортному Сипонт, расположенному на берегу залива Мансрредония. начинается автобусный путь на гору Монте-Кальво. у ___ склонов которой прилепил^ небольшой городок Монте-сант-Анд- жело(Гора святого ангела). Сойця с поезда на вокзале Манфрединии, садимся в местный пульман (так здесь называют автобусы) и начи наем подниматься по горному серпантину. При подъеме на гору открылся великолепный вид на море. Высота этой горы 843 метра; еще в прошлом веке на самой горе жило до 30 тысяч человек. Около 20 км пришлось преодолеть верткому пульману, прежде чем он взобрался на небольшое плато, где выстроен МоНте-сант-Анджело. Еще полчаса приходится подниматься вверх по главной улице го родка. и вот мы у цели - перед нами врата древней обители иант- Мишель. названной в честь Архистратига Божия Михаила. Точнотак же перед монастырской оградой стоял здесь виюле 1724 г. российский паломник В. Г. Барскии. В этом старинном городке, похоже, мало что изменилось с тех пор. «В среду рано доспехом в граду, именуемому Sanct Michael, то есть Святаго Михаила, стояще му на горе високои. яже именуется Monte Gorgoneo. еже есть гора )и. то есть монастири. суть зданние лепо; вода обретается здрава. иною жеточию оградою каменно ограден, всход ку нему и сход зело тяжестей есть, именует же ся Санкт Михаелтого ради, якб святии Михаил Архангел изгна оггуду змия». Что же влекло российских пешеходцев к этой обители? Почему и сегодня здесь молено видеть десятки автобусов с паломниками из многих стран мира? Цель поездки - повидать, помолиться и покло ниться святому месту, где находится нерукотворный храм св. Архи стратига Божия Михаила, мощи св. мученика Фортуната и много частиц мощей разных святых. Хо* ведовать желающих. Когда сюда приезжают православные паломни ки. то духовенство допу скается к престолу, где служится молебен, а за тем все следуют в храни- пище св. мощей. Здесь почти все мощи хорошо сохранились. Есть даже целые скелеты; все это хранится в специальных ларцах. В этой обители наша небольшая паломниче ская группа была удо стоена особой чести. Нас любезно встретил по мощник супериора (на местника) обители, и перед нами были откры ты те подземные храмы и сокровищницы, * куда обычно нет доступа для большинства западных богомольцев. Мы осмотрелидревний лангобардский храм имонастырский музей лан- гобардскои скульптуры, нам показали средневековые надписи (граффити), оставленные на стенах древней обители паломниками- норманами. основавшими город во время оккупации Южной Ита лии. Еще раз мы спустились вниз по лестнице и «видехом лепотное посТЯРен пе^Р0Й. которую он драгоценними каменми украшен.» - как писал В. Г. Барский. охранять ющим к нему с молитвой Когда же последователи арйанского лже учения - лангобарды, в 630 г. стали нападать на город Сипонт. чтобы его покорить и разграбить, то св. Архистратиг в видении епискому этого града обещал свою помощь. Пройдя через монастырский дворик, мы вошли под своды верхне го. наземного храма и начали спускаться по лестнице, насчитываю щей более 90 ступеней. Подземный храм обители - римско-католический, как и весь мо настырь; алтарь на возвышении, огорожен заборчиком, в церкви много молящихся. Здесь же дежурит пожилой патер, готовый испо ). Августина можно добавить, что архангел Ми- .ко своей борьбой с драконом (м * * * К этим заметкам о хайл славен не толь ежду прочим, этот сюжет послужил основой для эмблемы Интерпола). Он считается и ангелом-писцом. заносящим имена праведников в особую книгу, и ангелом - хранителем таинственных письмен и магических слов, посредством которых были сотворены небо и земля. В Западной Европе архангел Михаил является покровителем журналистов. На снимке: у входа в подземный храм Архи стратига Михаила. Апостол и евангелист Матфей до призвания его Господом был мытарем, то есть сборщиком римских податей и поитин. Такие понятия, как грешник, язычник и мы- пшрь, в те времена значили почти одно и то же. Ио любвеобильный глас Господа коснулся сердца Матфея, который и написал еванге лие, известное под его именем и занимаюире первое место в ряду священных новозавет ных книг. В этом евангелие говорится ио та ких событиях, которые у других евангелиспюв не упоминаются. Например, притча о десяти девах. “ Тогда подобно будет Царство Небес ное десяти девам, которые, взявши све тильники свои, вышли на встречу жениху; Из них пять было мудрых и пять нера зумных; Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; Мудрые же. вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; И как жених замедлил, то задремали все и уснули; Но в полночь раздался крик: “ вот. же них идет, выходите на встречу ему” . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: “ дай те нам вашего маслаа. потому что све тильники наши гаснут". А мудрые отвечали: “ Чтобы не случи лось недостатка и у нас и у вас. пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брач ный пир. и двери затворились. После приходят и прочие девы и гово рят: “ господи! господи!" отвори нам". Он же сказал им в ответ: “ истинно го ворю вам: не знаю вас". Итак бодрствуйте, потому что не знае те ни дня. ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Страницу подготовил Виктор ГЕОРГИ. si Ж В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz