Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

стр. М е с я ц е с л о в «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5-11 ноября 1993 года Н О Я Б Р Ь ПРАЗДНИКИСВЯТЫЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ 1. XI. Пророка Ноля (800 до Р. X.); мученика Уара и с ним 7 учителей христианских (ок. 307); Перенесение мощей преподобномученика Иоанна Рыльского (1238). 2. XI. Великомученика Артемия (362); Праведника Артемия Верколь- ского. 3. XI. Преподобного Илариона Великого (371-372); Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Менглинского (1206). 4. XI. Казанской иконы Божией Матери. Равноапостола Аверкия, епи­ скопа Иерапольского, чудотворца (ок. 167); святых 7 отроков Ефесских. 5. XI. Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63); преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). 6. XI. Иконы Божией Матери “ Всех скорбящих Радость” . Мученика 523). Мучеников Маркиана и Мартирия(ок.355). Арефы и с ним 4229 мучеников ( 7. XI. ана и Марти| .1 >сца, . . . 10. XI. Мучеников Терентия и Неонилы и чад их; священномученика 8. XI. Великомученика Димитрия Солунского (ок. 306). 9. XI. Мученика Нестора Солунского (ок. 306); преподобного Нестора ' с.1 Летопис Печерского, в Ближних пещерах (ок. 114). Кириака. патриарха Иерусалимского (363); Мученицы Параскевы, наре­ ченной Пятницы (III b J; святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709): преподобного Иова, игумна Почаевского (1651). 11. XI. Преподобномученицы Анастасии Римляныни (Шв.). 12. XI. Священномученика Зиновия, епископа Егейского и сестры его Зиновии (285). 13. XI. Апостолов от 70-ти: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I в.); мученика Емпимаха (ок. 250). 14. XI. Бессребренников чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии. 15. XI. Мучеников Акиндина, Аффония Пигасия и иже с ними (ок. 341- 345]. 16. XI. Мучеников Акепсима, епископа .Иасифа пресвитера Иафала ди­ акона (IY в.). 17. XI. Преп .. 18. XI. Мучеников Галактиона и Епистимии(1М в.);святителя Ионы, архи- подобного Иаанникия Великого (846). I ! епископа Новгородского (1470). тителя П 1У.XI. свя авла,патриарха константинопольского,исповедника (350); Преставление преподобного Варлаама Хутынского (1192). 20. XI. Мучеников в Мелетине: Иерона. Исихия и иных многих (III в.); преподобного Лазаря Галисийского (1053). 21. XI. СоборАрхистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 22JCI. Мучеников Онисифора и Порфирия (III-IY в.); преподобной Мат- оны [ок. 492); иконы Божьей Матери “ Скоропослушница” . 23. XI. Апостолов от 70-ти: Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия(1 в.). 24. XI. Великомученика Мины (304); мучеников Виктора (II в.) и Викен­ тия (304); преподобного Феодора Студита,исповедника (82о); блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434}. 25. XI. Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского 26. XI. Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополь­ ского (407). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. 27. XI. Апостола Филиппа (I в.). 28. XI. Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322); преподобноУо Паисия Величковского (1794). Начало Рождествен­ ского поста. 29. XI. Апостола и евангелиста Матфея (60). 30. XI. Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. одобного Hi добного Сергия (1426). 266-270); преп Никона, игумна Радонежского, ученика препо- ВДУ< (Филиппов) пост, длящийся до 7 января, так называемое филиппово за­ говенье. Кроме того, верующий человек стремится соблюдать и одно­ дневные посты в течение всего года по средам и пятницам. Каждому святому от Бога дана благодать в исцеление и помощи страж- дущим.Так, святые бессребренники Косма и Дамиан, чейдень 14 ноября, “ пекутся” о просвещении разума к учению грамоте, великомученик Ми­ на Египтянин (24 ноября) - об исцелении от глазных болезней. Ну а если “ возненавидит муж жену неповинно” , то женщине стоит помолиться и поискать поддержки у мучеников Гурия, Самона и Авива, чей день 28 ноября. РАЗДИРАЙТЕСЕРДЦА ВШИ.. Пророк ИоЛЯ - автор книги, вошедшей в Ветхий Завет. Одаренный живым во­ ображением, он написал свою книгу особенно чистым и изящным языком. Вот как, например, повествует пророк о наступлении дня Господня. “ ... ибо он близок - День тьмы и мрака, день облачный и туман­ ный: как утренняя заря, распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всад­ ники. Скачут по вершинам гор как бы со стуком ко­ лесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, вы­ строенный к битве. При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею доро­ гою и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею сте­ зею, и падают на копья, но остаются невреди­ мы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды поте­ ряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; иоо ве­ лик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его? Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомило­ стив и сожалеет о бедствии". ИБОВСЕМЫ МНОГО СОГРЕШАЕМ АпостолИаков имел право называться братом Господним, пшк как действитель­ но был первым двоюродным братом Господа - его мать, Мария , была сестрою Матери 'Господа. За святость и благочестие его называли праведным. Будучи первым епископом Иерусалимским, апостол Иаков мученически скончался в 62-м году по P. X. Во время проповеди его сбросили с кровли храма и закидали камнями. В Новый Завет входит со­ борное послание святого апо­ стола Иакова. ‘‘ Братия мои! не многие де­ лайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согреша­ ем. Кто не согрешает в сло­ ве. тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот. мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повино­ вались нам. и управляем всем телом их; Вот. и корабли, как ни ве­ лики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хо­ чет кормчий; Так и язык - небольшой член, но много делает. По­ смотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: И язык - огонь, прикраса неправды... ...язык укротить никто из людей не может: это - неу­ держимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благославляем Бога и Отца, и им проклинаем чело­ веков. сотворенных по под­ обию Божию: Из тех же уст исходит бла­ гословение и проклятие. Не должно, братия мои. сему так быть. Течет ли из одного отвер- ствия источника сладкая и горькая вода? Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: Это не есть мудрость, ни­ сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; Ибо. где зависть и сварли­ вость. там неустройство и все худое". ГОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА ПРИТЧА ОДЕСЯТИ ДЕВАХ Имя архангела Михаила встречаетсяв книгах как Ветхого, таки Нового Завета В 'Откровении' ('Апока­ липсисе') Михаил и ангелы его воевали против дракона Почитание святого архангела Михаила восходитк самым древним временам. Чтутего не толькоправославные, но и католики.укоторых основнымместомпоклонения архангелуМихаилу служит гора наитальянскомпобережье Адриатическогоморя.Предлаг/ем вашему вниманиюзаметкидоцентаСанкт-ПетербуржскоА духовной академии архимандрита Августина (Никитина), побывавшего два года назад на тойгоре городку Отсюда одного ИЗ Наш поезд приближался к конечной станции - курортному Сипонт, расположенному на берегу залива Мансрредония. начинается автобусный путь на гору Монте-Кальво. у ___ склонов которой прилепил^ небольшой городок Монте-сант-Анд- жело(Гора святого ангела). Сойця с поезда на вокзале Манфрединии, садимся в местный пульман (так здесь называют автобусы) и начи наем подниматься по горному серпантину. При подъеме на гору открылся великолепный вид на море. Высота этой горы 843 метра; еще в прошлом веке на самой горе жило до 30 тысяч человек. Около 20 км пришлось преодолеть верткому пульману, прежде чем он взобрался на небольшое плато, где выстроен МоНте-сант-Анджело. Еще полчаса приходится подниматься вверх по главной улице го­ родка. и вот мы у цели - перед нами врата древней обители иант- Мишель. названной в честь Архистратига Божия Михаила. Точнотак же перед монастырской оградой стоял здесь виюле 1724 г. российский паломник В. Г. Барскии. В этом старинном городке, похоже, мало что изменилось с тех пор. «В среду рано доспехом в граду, именуемому Sanct Michael, то есть Святаго Михаила, стояще­ му на горе високои. яже именуется Monte Gorgoneo. еже есть гора )и. то есть монастири. суть зданние лепо; вода обретается здрава. иною жеточию оградою каменно ограден, всход ку нему и сход зело тяжестей есть, именует же ся Санкт Михаелтого ради, якб святии Михаил Архангел изгна оггуду змия». Что же влекло российских пешеходцев к этой обители? Почему и сегодня здесь молено видеть десятки автобусов с паломниками из многих стран мира? Цель поездки - повидать, помолиться и покло­ ниться святому месту, где находится нерукотворный храм св. Архи­ стратига Божия Михаила, мощи св. мученика Фортуната и много частиц мощей разных святых. Хо* ведовать желающих. Когда сюда приезжают православные паломни­ ки. то духовенство допу­ скается к престолу, где служится молебен, а за­ тем все следуют в храни- пище св. мощей. Здесь почти все мощи хорошо сохранились. Есть даже целые скелеты; все это хранится в специальных ларцах. В этой обители наша небольшая паломниче­ ская группа была удо­ стоена особой чести. Нас любезно встретил по­ мощник супериора (на­ местника) обители, и перед нами были откры­ ты те подземные храмы и сокровищницы, * куда обычно нет доступа для большинства западных богомольцев. Мы осмотрелидревний лангобардский храм имонастырский музей лан- гобардскои скульптуры, нам показали средневековые надписи (граффити), оставленные на стенах древней обители паломниками- норманами. основавшими город во время оккупации Южной Ита­ лии. Еще раз мы спустились вниз по лестнице и «видехом лепотное посТЯРен пе^Р0Й. которую он драгоценними каменми украшен.» - как писал В. Г. Барский. охранять ющим к нему с молитвой Когда же последователи арйанского лже­ учения - лангобарды, в 630 г. стали нападать на город Сипонт. чтобы его покорить и разграбить, то св. Архистратиг в видении епискому этого града обещал свою помощь. Пройдя через монастырский дворик, мы вошли под своды верхне­ го. наземного храма и начали спускаться по лестнице, насчитываю­ щей более 90 ступеней. Подземный храм обители - римско-католический, как и весь мо­ настырь; алтарь на возвышении, огорожен заборчиком, в церкви много молящихся. Здесь же дежурит пожилой патер, готовый испо­ ). Августина можно добавить, что архангел Ми- .ко своей борьбой с драконом (м * * * К этим заметкам о хайл славен не толь ежду прочим, этот сюжет послужил основой для эмблемы Интерпола). Он считается и ангелом-писцом. заносящим имена праведников в особую книгу, и ангелом - хранителем таинственных письмен и магических слов, посредством которых были сотворены небо и земля. В Западной Европе архангел Михаил является покровителем журналистов. На снимке: у входа в подземный храм Архи­ стратига Михаила. Апостол и евангелист Матфей до призвания его Господом был мытарем, то есть сборщиком римских податей и поитин. Такие понятия, как грешник, язычник и мы- пшрь, в те времена значили почти одно и то же. Ио любвеобильный глас Господа коснулся сердца Матфея, который и написал еванге­ лие, известное под его именем и занимаюире первое место в ряду священных новозавет­ ных книг. В этом евангелие говорится ио та­ ких событиях, которые у других евангелиспюв не упоминаются. Например, притча о десяти девах. “ Тогда подобно будет Царство Небес­ ное десяти девам, которые, взявши све­ тильники свои, вышли на встречу жениху; Из них пять было мудрых и пять нера­ зумных; Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; Мудрые же. вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; И как жених замедлил, то задремали все и уснули; Но в полночь раздался крик: “ вот. же ­ них идет, выходите на встречу ему” . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: “ дай­ те нам вашего маслаа. потому что све­ тильники наши гаснут". А мудрые отвечали: “ Чтобы не случи­ лось недостатка и у нас и у вас. пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брач­ ный пир. и двери затворились. После приходят и прочие девы и гово­ рят: “ господи! господи!" отвори нам". Он же сказал им в ответ: “ истинно го­ ворю вам: не знаю вас". Итак бодрствуйте, потому что не знае­ те ни дня. ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Страницу подготовил Виктор ГЕОРГИ. si Ж В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz