Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.

10 стр. По морям, по волнам «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 - 1 1 ноября 1993 года В начале августа парус- но-моторная яхта- фрегат - ног.одел из первых военных кораблей России YIII века, построенных по проекту клуба “Полярный Одиссей", из Петрозаводска вышла в свое многотрудное плавание. На борту судна собрались профессиональные моряки и сухопутные журналисты, опытные члены клуба, участ­ вовавшие в прошлых экспе­ дициях, и те, чей поход был первым в жизни. Наше плавание, длившее­ ся почти полтора месяца, за­ вершилось в Любеке. Обратный путь для части ко­ манды корабля (в том числе и для вашего покорного слуги - бомбардира фрегата) был сухопутным: трое суток не­ прерывной гонки на машинах через Польшу, Беларусь и Россию - и мы дома. Можно подвести итоги и системати­ зировать дорожные записи. Вот что из этого получилось. ЭКИПАЖ И ЕГО КОРАБЛЬ В бравурной советской песенке о флоте говорится об экипаже, как о дружной семье. В действительности это далеко не так. Волею су­ деб на небольшом простран­ стве оказываются самые раз­ личные люди, со своими характерами, привычками, мировоззрением. Нас на борту фрегата со­ бралось 18 человек. Для та­ кого маленького судна это очень много: двум членам экипажа даже пришлось спать в командирском сало­ не. Остальные, включая само­ го адмирала - Виктора Дмитриева, обитали в 2 - 4- местных каютах. Сравнить их можно с купе поезда, только без столиков и окон, что, ес­ тественно, не добавляло ком­ форта. Многие познакомились только перед самым отходом - в Санкт-Петербурге, где на борт судна чуть ли не в день отплытия вступили командир корабля и старпом, а также трое столичных журналистов и “купец" Игорь - московский бизнесмен, участник прошлых экспедиций клуба, привез­ ший с собой ящики с различ­ ными сувенирами для продажи. Поэтому “притира­ лись" друг к другу уже в мо­ ре, хотя это далеко не лучший вариант, но, увы, ставший традицией в “Полярном Одиссее". Скрашивала и в какой-то степени уравновешивала этот “разносол" немецкая журна­ листка Альмут Книрим, про­ делавшая на фрегате весь путь от Петрозаводска до Любека. И надо сказать, что немка могла дать по работо- Наш собкор Алек­ сандр Трубин о первом плавании фрегата “Святой Дух” в Санкт- Петербург поведал чи­ тателям “Рыбного Мурмана” в № 34 от 27 августа* Сегодня начинаем публикацию его нового путевого очерка. способности и безотказности фору многим членам коман­ д : она по собственной воле выполняла любую работу от мытья посуды и чистки галь­ юнов до парусных авралов, во время которых тягала снасти не хуже мужчины. В целом же каждый чело­ век, находящийся на фрегате, независимо член ли он ко­ манды или пассажир, был расписан на все виды работ. Правда, к последним коман­ дование испытывало снис­ хождение, и некоторые из наших гостей этим пользова­ лись, попросту - сачковали. На меня, кроме заботы о шести пушках (чин главного бомбардира обязывал), была возложена работа с гротом - центральной и самой высокой 22-метровой мачтой корабля. Хотя за плечами был немалый яхтсменский опыт, призна­ юсь, что обилие всевозмож­ ных “веревок" поначалу наводило на мысль о том, что с ними мне до конца своих дней не разобраться. Но вме­ сте с Володей Югелайненом - известным в Карелии тури- стом-спелеологом и таким же как я новичком на фрегате, под бдительным руководст­ вом юного старшого грота Виталика Карпука мы за не­ делю разобрались в хистрос- плетении снастей. И когда раздавалась команда подо­ брать, к примеру, левый нок- гордень грота-марсаа, я уже не носился с ошалелыми гла­ зами по палубе, а летел ко второму нагелю на юте и бы­ стро управлялся со снастью, а Володя в это время уверен­ но работал на рее. Нельзя не коснуться и еще одной важной стороны жизни экипажа, а именно - питания. Без преувеличения можно сказать, что поговорка “щи да каша - пища наша" точно соответствовала рацио­ ну мореходов. Стараниями Югелайнена - нашего рачи­ тельного завхоза, на его же собственных плечах на судно были доставлены трехмесяч­ ные, а то и более запасы мяс­ ных и рыбных консервов, круп, каш, супов. Закупки производились до последне­ го порта, где имел хождение российский рубль. Брали продукты сотнями банок и ки­ лограммами, за что не раз в магазинах удостаивались не­ приятного эпитета “спекулян­ ты поганые!". Но что не стерпишь ради блага кораб­ ля. Дневной рацион выглядел так: утром каша и чай, на обед суп из консервов или концентрата и чай, на ужин то же самое, но из других про­ дуктов. Не богато, но жить было можно, хотя вернулся я * домой более стройным. Вита­ минным подспорьем стабиль­ но был лук, не пренебрегали и “подножным кормом" - яб­ локами, запасы которых заго­ тавливались на стоянках в окрестных парках. Так что от цинги мы были гарантирова­ ны. Сейчас, когда поход уже завершен, можно сказать, что жили мы, несмотря на тесно­ ту, дружно, хотя, конечно, бы­ ли и небольшие стычки - как обойтись без них в тесном пространстве фрегата. Да и скученность мы чувствовали лишь на стоянках, а море рас­ ставляло все на места: отсто­ ишь вахту, и иной раз сил хватает лишь на то, чтобы рух­ нуть в койку. ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО Для советского человека процесс пересечения грани­ цы всегда был таинством по­ чище церковных обрядов: дрожь брала от мысли: “А вдруг у меня что-то не так?". Недаром пламенный револю­ ционер С. Лазо родил прин­ ципиальный для нашего “железного занавеса" посту­ лат: “Не каждому доверена высокая честь ходить по по­ следним метрам советской земли". А уж пересечь их - и подавно. Нам же предстояло прой­ ти несколько пограничных ли­ ний, и первая ждала фрегат в Санкт-Петербурге. Таможня и пограничники встречают и провожают пассажирсхие ко­ рабля загранплавания на мор­ ском вокзале. Сюда приходят огромные паромы, из чрева которых по аппарелям съез­ жают десятки грузовых и лег­ ковых автомобилей. Они собираются в небольшом ого­ роженном дворике, где и проходят необходимый до­ смотр. Любопытно, что про­ ход сюда практически свободен в любое время су­ ток, поэтому здесь постоянно крутятся подозрительные лйчности, оставляющие у во­ рот двора свои шикарные “Мерседесы" и “Вольво". Впрочем, нас они не беспо­ коили. 17 августа к процессу пе­ ресечения последних метров родимой земли приступил и экипаж фрегата. Учитывая, что многие из нас впервые проходили досмотр, настрое­ ние было напряженно-весе- лое: подкалывали друг друга, дескать, хорошо ли спрятал ведро с марихуаной. И только Адмирал сохранял олимпий­ ское спокойствие. Первыми на борт судна поднялись пограничники. Они собрали паспорта, прошлись по кораблю и поднялись в ко­ мандирский салон. Прошло десять минут томительного ожидания. Затем раздался адмиральский клич в адрес вестового: “Леша, рыбу!". Мы поняли, что в ход пошло “сек­ ретное оружие" наших отцов- командиров: на борту имелся большой мешок прекрасней­ ших вяленых онежских сигов. Кроме них - в салон проше­ ствовала парочка бутылок “Карельского бальзама". Пронаблюдав движение этих деликатесов, я уже безо всякой команды начал гото­ вить орудия к стрельбе. Дело в том, что за время стоянки в Питере на фрегате побывало немалое число различных официальных и полуофици­ альных делегаций, и сцена­ рий их приема был примерно одинаковый: сиг, бальзам, салют. Поэтому ехидные язы­ ки экипажа родили “народ­ ную примету": “Если Адмирал требует рыбу, то по сему быть стрельбе". Так и получилось. Разморенные погранцы поди­ вились громом наших орудий и, пожелав счастливого пла­ вания, удалились на берег. Явившиеся вслед тамо­ женники были более деловы­ ми: нашему “купцу" пришлось пережить немалое нервное напряжение, когда выясни­ лось, что на его ящики с то­ варом были не совсем верно оформлены документы. Но все утряслось, и мы получили добро на заграничное плава­ ние. Итак, государственная граница за нами захлопну­ лась, хотя мы еще находи­ лись в Санкт-Петербурге. Формально это означало, что наш корабль уже находится вне государства российского и команда не имеет права сходить на берег любого пор­ та без нового таможенного и пограничного контроля. Сия ситуация чрезвычайно поза­ бавила нашу немку: Альмут объездила весь мир, однако подобного, как она говорила, недоверия государства к соб­ ственным гражданам нигде не замечала. ... Что такое быть “ино­ странцами” в собственной стране мы поняли буквально через сутки: едва фрегат про­ шел бастионы Кронштадта, сильнейший шквалистый ве­ тер заставил нас повернуть обратно, и мы были вынужде­ ны пришвартоваться у исто­ рической пристани острова напротив памятника Петру Первому. Бдительный коман­ дир - капитан первого ранга - а значит, привыкший подчи­ няться букве закона человек издал приказ: установить го­ сударственную границу для нашего “заграничного" судна. Наводил ее лично я: натянул канат между старинными чу­ гунными вазонами в пяти мет­ рах от фрегата. * Подразумевалось, что ни члены экипажа, ни местные жители не имеют права пере­ ступать эти “последние мет­ ры советской земли" под страхом ареста. Но, прослышав об уни­ кальном судне, на борт на­ просились военные и гражданские начальники. В том числе и кронштадтский мэр. Карельский бальзам и вяленый сиг и здесь сделали свое дело. А на следующий день, глядя на отцов-коман- диров, в самоволку “за грани­ цу" пошли и рядовые члены экипажа. И надо сказать, не зря: красивейший, хотя и за­ пущенный за годы неудерж­ ной борьбы за социализм город. А крупнейший в Рос­ сии морской собор, чудом сохранивший свой внешний облик, просто невозможно описать соловами. Следующая встреча со стражами - уже чужого госу­ дарства - произошла в лат­ вийском Вентспилсе. В этот порт нас загнал 8-балльный шторм, изрядно потрепавший судно. О его силе можно бы­ ло судить даже по бортам ко­ рабля, с которых ударами волн смыло краску. Едва мы ошвартовались в гавани, где стоят рыболовные траулеры, на борт поднялись местные представители вла­ сти. Несмотря на наши страхи - по дороге наслушались о том, что российских моряков в суверенной Прибалтике не любят (капитан даже отдал сгоряча приказ снять с одеж­ ды все имеющиеся эмблемы русского военного флота) - латвийские пограничники и таможенники были весьма корректны. И совсем как в России, вместо досмотра, произвели дегустацию завет­ ной рыбы и нашего нацио­ нального напитка, но в крайне умеренных дозах. Заплатив за стоянку в пор­ ту 12 долларов за сутки (раз­ мер установленной в Европе платы), мы сочли, что все та­ моженные рогатки позади, но тут появился еще один на­ чальник... Он сразу заявил, что желает нам добра и толь­ ко поэтому пришел на судно: оказывается, его подчинен­ ные неправильно оформили таможенную декларацию. Мы долго разбирались в бумагах, пытаясь найти эту смертель­ ную ошибку, которая грозила нам страшными карами, но в конце концов выяснилось, что все оформлено верно. Тогда начальник вздохнул и произ­ нес томившую его чинов­ ничью душу фразу: “Говорят, у вас есть какой-то удиви­ тельный бальзам..." Короче, он ушел, не только попробо­ вав магического напитка, но и выморщив еще бутылку с со­ бой - для любимой супруги. Расписывать прохождение формальностей в Германии не буду: тамошние ребята не видели в нас ни потенциаль­ ной угрозы для безопасности ФРГ, ни объекта для мелкого вымогательства. (Продолжение следует.) Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск - Любек. am am Весьма правдивый рассказ о подчас невероят­ ных приключениях экипажа фрегата ‘‘Святой Дух” на пути из Петрозаводску в Германию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz