Рыбный Мурман. 1993 г. Ноябрь.
10 стр. По морям, по волнам «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 - 1 1 ноября 1993 года В начале августа парус- но-моторная яхта- фрегат - ног.одел из первых военных кораблей России YIII века, построенных по проекту клуба “Полярный Одиссей", из Петрозаводска вышла в свое многотрудное плавание. На борту судна собрались профессиональные моряки и сухопутные журналисты, опытные члены клуба, участ вовавшие в прошлых экспе дициях, и те, чей поход был первым в жизни. Наше плавание, длившее ся почти полтора месяца, за вершилось в Любеке. Обратный путь для части ко манды корабля (в том числе и для вашего покорного слуги - бомбардира фрегата) был сухопутным: трое суток не прерывной гонки на машинах через Польшу, Беларусь и Россию - и мы дома. Можно подвести итоги и системати зировать дорожные записи. Вот что из этого получилось. ЭКИПАЖ И ЕГО КОРАБЛЬ В бравурной советской песенке о флоте говорится об экипаже, как о дружной семье. В действительности это далеко не так. Волею су деб на небольшом простран стве оказываются самые раз личные люди, со своими характерами, привычками, мировоззрением. Нас на борту фрегата со бралось 18 человек. Для та кого маленького судна это очень много: двум членам экипажа даже пришлось спать в командирском сало не. Остальные, включая само го адмирала - Виктора Дмитриева, обитали в 2 - 4- местных каютах. Сравнить их можно с купе поезда, только без столиков и окон, что, ес тественно, не добавляло ком форта. Многие познакомились только перед самым отходом - в Санкт-Петербурге, где на борт судна чуть ли не в день отплытия вступили командир корабля и старпом, а также трое столичных журналистов и “купец" Игорь - московский бизнесмен, участник прошлых экспедиций клуба, привез ший с собой ящики с различ ными сувенирами для продажи. Поэтому “притира лись" друг к другу уже в мо ре, хотя это далеко не лучший вариант, но, увы, ставший традицией в “Полярном Одиссее". Скрашивала и в какой-то степени уравновешивала этот “разносол" немецкая журна листка Альмут Книрим, про делавшая на фрегате весь путь от Петрозаводска до Любека. И надо сказать, что немка могла дать по работо- Наш собкор Алек сандр Трубин о первом плавании фрегата “Святой Дух” в Санкт- Петербург поведал чи тателям “Рыбного Мурмана” в № 34 от 27 августа* Сегодня начинаем публикацию его нового путевого очерка. способности и безотказности фору многим членам коман д : она по собственной воле выполняла любую работу от мытья посуды и чистки галь юнов до парусных авралов, во время которых тягала снасти не хуже мужчины. В целом же каждый чело век, находящийся на фрегате, независимо член ли он ко манды или пассажир, был расписан на все виды работ. Правда, к последним коман дование испытывало снис хождение, и некоторые из наших гостей этим пользова лись, попросту - сачковали. На меня, кроме заботы о шести пушках (чин главного бомбардира обязывал), была возложена работа с гротом - центральной и самой высокой 22-метровой мачтой корабля. Хотя за плечами был немалый яхтсменский опыт, призна юсь, что обилие всевозмож ных “веревок" поначалу наводило на мысль о том, что с ними мне до конца своих дней не разобраться. Но вме сте с Володей Югелайненом - известным в Карелии тури- стом-спелеологом и таким же как я новичком на фрегате, под бдительным руководст вом юного старшого грота Виталика Карпука мы за не делю разобрались в хистрос- плетении снастей. И когда раздавалась команда подо брать, к примеру, левый нок- гордень грота-марсаа, я уже не носился с ошалелыми гла зами по палубе, а летел ко второму нагелю на юте и бы стро управлялся со снастью, а Володя в это время уверен но работал на рее. Нельзя не коснуться и еще одной важной стороны жизни экипажа, а именно - питания. Без преувеличения можно сказать, что поговорка “щи да каша - пища наша" точно соответствовала рацио ну мореходов. Стараниями Югелайнена - нашего рачи тельного завхоза, на его же собственных плечах на судно были доставлены трехмесяч ные, а то и более запасы мяс ных и рыбных консервов, круп, каш, супов. Закупки производились до последне го порта, где имел хождение российский рубль. Брали продукты сотнями банок и ки лограммами, за что не раз в магазинах удостаивались не приятного эпитета “спекулян ты поганые!". Но что не стерпишь ради блага кораб ля. Дневной рацион выглядел так: утром каша и чай, на обед суп из консервов или концентрата и чай, на ужин то же самое, но из других про дуктов. Не богато, но жить было можно, хотя вернулся я * домой более стройным. Вита минным подспорьем стабиль но был лук, не пренебрегали и “подножным кормом" - яб локами, запасы которых заго тавливались на стоянках в окрестных парках. Так что от цинги мы были гарантирова ны. Сейчас, когда поход уже завершен, можно сказать, что жили мы, несмотря на тесно ту, дружно, хотя, конечно, бы ли и небольшие стычки - как обойтись без них в тесном пространстве фрегата. Да и скученность мы чувствовали лишь на стоянках, а море рас ставляло все на места: отсто ишь вахту, и иной раз сил хватает лишь на то, чтобы рух нуть в койку. ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО Для советского человека процесс пересечения грани цы всегда был таинством по чище церковных обрядов: дрожь брала от мысли: “А вдруг у меня что-то не так?". Недаром пламенный револю ционер С. Лазо родил прин ципиальный для нашего “железного занавеса" посту лат: “Не каждому доверена высокая честь ходить по по следним метрам советской земли". А уж пересечь их - и подавно. Нам же предстояло прой ти несколько пограничных ли ний, и первая ждала фрегат в Санкт-Петербурге. Таможня и пограничники встречают и провожают пассажирсхие ко рабля загранплавания на мор ском вокзале. Сюда приходят огромные паромы, из чрева которых по аппарелям съез жают десятки грузовых и лег ковых автомобилей. Они собираются в небольшом ого роженном дворике, где и проходят необходимый до смотр. Любопытно, что про ход сюда практически свободен в любое время су ток, поэтому здесь постоянно крутятся подозрительные лйчности, оставляющие у во рот двора свои шикарные “Мерседесы" и “Вольво". Впрочем, нас они не беспо коили. 17 августа к процессу пе ресечения последних метров родимой земли приступил и экипаж фрегата. Учитывая, что многие из нас впервые проходили досмотр, настрое ние было напряженно-весе- лое: подкалывали друг друга, дескать, хорошо ли спрятал ведро с марихуаной. И только Адмирал сохранял олимпий ское спокойствие. Первыми на борт судна поднялись пограничники. Они собрали паспорта, прошлись по кораблю и поднялись в ко мандирский салон. Прошло десять минут томительного ожидания. Затем раздался адмиральский клич в адрес вестового: “Леша, рыбу!". Мы поняли, что в ход пошло “сек ретное оружие" наших отцов- командиров: на борту имелся большой мешок прекрасней ших вяленых онежских сигов. Кроме них - в салон проше ствовала парочка бутылок “Карельского бальзама". Пронаблюдав движение этих деликатесов, я уже безо всякой команды начал гото вить орудия к стрельбе. Дело в том, что за время стоянки в Питере на фрегате побывало немалое число различных официальных и полуофици альных делегаций, и сцена рий их приема был примерно одинаковый: сиг, бальзам, салют. Поэтому ехидные язы ки экипажа родили “народ ную примету": “Если Адмирал требует рыбу, то по сему быть стрельбе". Так и получилось. Разморенные погранцы поди вились громом наших орудий и, пожелав счастливого пла вания, удалились на берег. Явившиеся вслед тамо женники были более деловы ми: нашему “купцу" пришлось пережить немалое нервное напряжение, когда выясни лось, что на его ящики с то варом были не совсем верно оформлены документы. Но все утряслось, и мы получили добро на заграничное плава ние. Итак, государственная граница за нами захлопну лась, хотя мы еще находи лись в Санкт-Петербурге. Формально это означало, что наш корабль уже находится вне государства российского и команда не имеет права сходить на берег любого пор та без нового таможенного и пограничного контроля. Сия ситуация чрезвычайно поза бавила нашу немку: Альмут объездила весь мир, однако подобного, как она говорила, недоверия государства к соб ственным гражданам нигде не замечала. ... Что такое быть “ино странцами” в собственной стране мы поняли буквально через сутки: едва фрегат про шел бастионы Кронштадта, сильнейший шквалистый ве тер заставил нас повернуть обратно, и мы были вынужде ны пришвартоваться у исто рической пристани острова напротив памятника Петру Первому. Бдительный коман дир - капитан первого ранга - а значит, привыкший подчи няться букве закона человек издал приказ: установить го сударственную границу для нашего “заграничного" судна. Наводил ее лично я: натянул канат между старинными чу гунными вазонами в пяти мет рах от фрегата. * Подразумевалось, что ни члены экипажа, ни местные жители не имеют права пере ступать эти “последние мет ры советской земли" под страхом ареста. Но, прослышав об уни кальном судне, на борт на просились военные и гражданские начальники. В том числе и кронштадтский мэр. Карельский бальзам и вяленый сиг и здесь сделали свое дело. А на следующий день, глядя на отцов-коман- диров, в самоволку “за грани цу" пошли и рядовые члены экипажа. И надо сказать, не зря: красивейший, хотя и за пущенный за годы неудерж ной борьбы за социализм город. А крупнейший в Рос сии морской собор, чудом сохранивший свой внешний облик, просто невозможно описать соловами. Следующая встреча со стражами - уже чужого госу дарства - произошла в лат вийском Вентспилсе. В этот порт нас загнал 8-балльный шторм, изрядно потрепавший судно. О его силе можно бы ло судить даже по бортам ко рабля, с которых ударами волн смыло краску. Едва мы ошвартовались в гавани, где стоят рыболовные траулеры, на борт поднялись местные представители вла сти. Несмотря на наши страхи - по дороге наслушались о том, что российских моряков в суверенной Прибалтике не любят (капитан даже отдал сгоряча приказ снять с одеж ды все имеющиеся эмблемы русского военного флота) - латвийские пограничники и таможенники были весьма корректны. И совсем как в России, вместо досмотра, произвели дегустацию завет ной рыбы и нашего нацио нального напитка, но в крайне умеренных дозах. Заплатив за стоянку в пор ту 12 долларов за сутки (раз мер установленной в Европе платы), мы сочли, что все та моженные рогатки позади, но тут появился еще один на чальник... Он сразу заявил, что желает нам добра и толь ко поэтому пришел на судно: оказывается, его подчинен ные неправильно оформили таможенную декларацию. Мы долго разбирались в бумагах, пытаясь найти эту смертель ную ошибку, которая грозила нам страшными карами, но в конце концов выяснилось, что все оформлено верно. Тогда начальник вздохнул и произ нес томившую его чинов ничью душу фразу: “Говорят, у вас есть какой-то удиви тельный бальзам..." Короче, он ушел, не только попробо вав магического напитка, но и выморщив еще бутылку с со бой - для любимой супруги. Расписывать прохождение формальностей в Германии не буду: тамошние ребята не видели в нас ни потенциаль ной угрозы для безопасности ФРГ, ни объекта для мелкого вымогательства. (Продолжение следует.) Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск - Любек. am am Весьма правдивый рассказ о подчас невероят ных приключениях экипажа фрегата ‘‘Святой Дух” на пути из Петрозаводску в Германию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz