Рыбный Мурман. 1993 г. Май.
«РЫБНЫЙ МУРМАН ИНТЕРНЕШНЛ» с28 мая по3июня 1993 года IJOJIUJTIWCCI 11 СТР- олитика - дело грязное", - вздыхает время от вре мени Р. Хасбулатов, и вид его не оставляет сомнений, что лично он предпочел бы монастырь. Однако можно заметить, что успех, на пример, в науке или искусстве также далеко не всегда достига ется исключительно благодаря та ланту и трудолюбию. Поэтому не стоит забывать и другую истину: “Свинья грязи всегда найдет". Что же касается политики, то она должна стать просто гораздо бо лее открытой, и тогда для грязи не останется места. Многое в этом направлении уже сделано "четвертой властью", и сейчас хо телось бы продолжить хорошие традиции и рассказать о деятель ности Мурманского комитета под держки Президента России. Его создание было обусловле но тем, что с момента появления предложений о проведении все народного референдума для раз решения кризиса власти было очевидно, что ни съезд, ни Советы не заинтересованы в выяснении мнения населения по поводу про исходящего в стране. Для них было гораздо удобнее монополизиро вать право на выражение этого мнения и использовать его вместе со своими законодательными пол номочиями для закрепления соб ственного верховенства над исполнительной и судебной вла стями. Противодействовать этому Б. Ельцин мог только опираясь на яв но выраженную волю большинства населения России. Других закон ных способов защитить демокра тический принцип разделения властей и курс на реформирование экономики перелицованная съез дом Конституция ему просто не предоставляла. Отсюда и та напря женная борьба вокруг референду ма, которая велась с конца прошлого года. Причем комитеты поддержки Президента стали од ним из рычагов давления на парла ментариев, поскольку их создание началось еще до IX съезда и никто не скрывал, что при необходимо сти их задачей станет самостоя тельное проведение плебисцита по вопросам Президента. В такой обстановке 24 марта и был образо ван Мурманский комитет. Перво начально в его состав вошли Б. Максимов (облсовет), С. Зайцев (администрация области), Н. Неча ева (союз предпринимателей). Е Рукман'С'Комсомолец Заполярья” ). Б. Цветков (Демроссия), С. Попов (Республиканская партия) и автор этих строк от комитета реформ. По зже его пополнили В. Трошин и И. Французов от социал-демократов и А. Самойлович от ДПР. Поддержку мы стали ощущать сразу. На просьбу о финансовой помощи мгновенно откликнулись АО “Форос" и ТОО “ Голд фиш". Помогла и администрация обла сти, выделив временно помеще ние для приема населения. Это позволило буквально на следую щий день после создания комите та приступить к активной деятельности: заказать специаль ный выпуск газеты “ Комсомолец Заполярья" и провести социологи ческий опрос для выявления на строения избирателей. Была сформирована также небольшая рабочая группа (сначала два, по том три человека), на которую и легла в дальнейшем основная на грузка. И сразу же пошли люди. Пожалуй, наибольшую активность, вопреки нашим ожиданиям, про явили пенсионеры. Распростране ние агитматериалов в первый период - именно их заслуга. Боль шое им спасибо за это! Не обошлось и без недоразу мений. Первоначально для накоп ления средств было решено использовать текущий счет Мур манского комитета реформ, откры тый в Октябрьском отделении Сбербанка. К сожалению, там нам в этом отказали. Руководству ко митета пришлось срочно искать другой вариант. Остановились на предложении использовать рас четный счет фонда “Демроссия” , который и появился в газетных со общениях. Правда, при этом не бы ли учтены личностные взаимоотно шения демократов, что привело к нескольким перепалкам на засе даниях комитета. Более серьезный конфликт, попавший даже на страницы “ Ве чернего Мурманска", был связан с контролем над расходованием де нежных средств. Решения по этому вопросу мы. естественно, стара лись принимать на заседаниях ко митета, проводившихся обычно дважды в неделю. Правда, не всегда удавалось собрать кворум, да и отдельные платежи не терпе ли отлагательств, так что утверж дать их приходилось задним числом. Это и вызвало недоволь ство председателя исполкома движения "Демроссия" Б. Цветко ва. который опубликовал заявле ние о выходе из состава комитета. Критики по этому поводу ему при шлось выслушать много, да и представители предпринимателей заявили, что раз деньги дают они, то и право контроля за их целевым использованием должно принад лежать также им. Постепенно работа комитета наладилась. Мы создали сеть ак тивистов как в Мурманске, так и в других крупных населенных пунк тах области. Поставили на поток выпуск плакатов и листовок (всего по области было распространено более 100 тыс. экз.). регулярно вы ходили спецвыпуски газеты “ Ком сомолец Заполярья", дополнительные тиражи которых распространялись бесплатно. АО "Арктиксервис" помогло нам до ставить все это на места, выделив специальную автомашину. Был за казан. правда, поздновато, даже видеоролик, который “ТВ-ХХГ ус пело показать четыре раза. Не за были и о моряках: ассоциация капитанов Мурманского морского пароходства по собственной ини циативе разослала радиограмму в поддержку Президента, к экипа жам судов рыбной промышленно сти обращение подготовили наши активисты. Пришлось столкнуться и с за старелой боязнью политики. На пример, нам так и не удалось даже за плату разместить свои материа лы в городском авто- и электро транспорте. Не рискнуло показать наш видеоролик и руководство те лекомпании “Мурман". Однако главные проблемы ожидали нас впереди. К середине апреля стало оче видным, что план мероприятий по подготовке референдума, утверж денный малым советом Мурман ского областного Совета народных депутатов, не выдерживается по срокам. Затягивалось формирова ние участковых избирательных ко миссий и начало их работы. К нам ежедневно приходили и звонили люди, которые даже за несколько дней до голосования не могли получить открепительные удосто верения. Однако наибольшую тре вогу вызывало составление списков избирателей: мы получи ли сведения, что за основу будут приняты списки 1991 г. с корректи ровкой их по ваучерным спискам. При таком способе их составления и задержке начала работы участко вых комиссий времени на выявле ние избирателей, которые по объективным причинам (отпуск, командировка, смена места жи тельства и т. д.) не смогут принять участие в голосовании, могло про сто не хватить. Учитывая же утвер жденный съездом порядок подсчета голосов от списочного состава избирателей, даже не большое число "мертвых душ” могло кардинально изменить ре зультаты голосования. По этой причине дней за де сять до начала референдума к председателю облизбиркома Е. Потапову пришли народный депу тат РФ В. Волков, представитель Президента РФ по Мурманской области И Меньшиков и автор этих строк Цель нашего визита за ключалась в получении информа ции о ходе подготовительных мероприятий, а также в налажива нии взаимодействия между облизбиркомом и комитетом под держки Президента. Мы проинформировали Евге ния Петровича, что готовы времен но принять на работу несколько десятков человек, которые помогут участковым комиссиям обойти квартиры и выявить тех, кто, со гласно действующему законода тельству. должен быть исключен из списков для голосования, или тех, кому необходимо доставить урну на дом. При этом мы просили лишь об одном: облизбирком дол жен ориентировать участковые ко миссии на сотрудничество с нашими активистами. В противном случае их усилия были бы просто напрасными. К сожалению. Е. По тапов отнесся к этому предложе нию прохладно и от помощи с нашей стороны отказался Догова риваться о сотрудничестве пред стояло с председателем каждой участковой комиссии в отдельно сти. Несмотря на разочаровываю щие итоги этой встречи, мы при ступили к набору временных сотрудников: трудовые соглаше ния через фонд “Демроссия" были заключены с семью десятками че ловек, которые были сразу же на правлены на конкретные участки. Увы, и там наше желание помочь далеко не всегда находило отклик. Более того, не всегда удавалось обнаружить и сами участковые ко миссии. К звонкам избирателей, не знавших, где им предстоит го лосовать и не сумевших перед отъ ездом получить открепительные удостоверения, добавились тре вожные сообщения наших наблю дателей. Наконец мы не выдержали и вечером 22 апреля провели выборочную проверку ра боты участковых пунктов референ дума в Ленинском и Октябрьском районах. Картина открылась без радостная: из 14 участковых пунк тов, где мы успели побывать, на момент проверки не работали 5. или 35% от проверенных. Более то го. по словам свидетелей, некото рые участковые комиссии вообще не появлялись на своих участках. На следующий день результа ты нашей проверки были оглашены на заседании малого совета обла сти и вместе с копиями актов о нарушениях переданы Е. Потапо ву. Ответом были успокоительные заявления и заверения, что все бу дет в порядке. Постепенно стали поступать сообщения от наблюдателей, ра ботавших на участках. Далеко не всем из них удалось вовремя разыскать представителей комис сий и получить доступ к спискам избирателей (согласно решению малого совета области они должны были быть представлены для все общего ознакомления не позже 15 апреля). Иногда члены комиссий заявляли, что они сами уже прове ли сверку, и контрольный обход это подтверждал. Однако чаще всего наши сотрудники сообщали, что перечень обнаруженных ими “ мертвых душ" передан комиссии, однако ее представители подтвер дить этот факт своими подписями отказались, и внесены ли в списки необходимые изменения - нам не известно. Столь яркого проявле ния “ совкового комплекса", вклю чающего, как известно, паниче ский страх перед любой подписью, не одобренной началь ством. мы даже не ожидали. Поэ тому трудно удержаться и не поблагодарить тех немногих, кто проявил обычную порядочность в деловых отношениях В частности, работников торгового порта В П. Якунина и Н А. Трощилову (41-й изб. участок), подтвердивших, что наш наблюдатель 3. И. Кимарская обнаружила отсутствие 272 изби рателей. внесенных в списки. В це лом же результаты работы временных сотрудников комитета свидетельствовали о том, что во многих случаях численность изби рателей в нескорректированных списках может быть завышена на 10 и более процентов. Наконец наступило 25 апреля. Первое же сообщение, получен ное в комитете от наблюдателей в 7 утра, заставило насторожитьоя: на 117-ми 118-м участках урны для голосования опечатали еще вчера, что является грубым нарушением законодательства. Затем пошла череда успокаивающих сообще ний. И снова: на 63-м и 64-м уча стках не подписаны все бюллетени, на 67-м (председатель С. Нефедовский из ГПСИ “ Росс- вязьинформ") оказались настоль ко мелочными, что запретили наблюдателю пользоваться теле фоном, на 61-м (председатель А. Истомин из АО “Севреммаш") ре шили засекретить число получен ных бюллетеней... Больше всего сигналов о различного рода нару шениях поступало из Октябрьского района. Там же, на 64-м участке, вдруг обнаружился нетрезвый председатель комиссии. При шлось выезжать. Действительно, вид “героя" был весьма сомните лен, однако предпринимать что- либо самостоятельно мы не имели права. Сразу скажу, что протоколов мы в тот день написали множество. Правда, не удалось “поймать за руку" коммунистов, которые даже в день референдума не удержа лись от агитации и распростране ния листовок (сигналы поступили из школ N® 11 и 48, в каждой из которых по нескольку участков). Зато обнаружили и отсутствие вы носных урн для голосования, и не достаточное знакомство членов комиссий с законодательством, и большое число неподписанных бюллетеней... Главное же - почти все председатели комиссий охот но признавались, что списки изби рателей методом обхода квартир они не проверяли, а некоторые да же ссылались в свое оправдание на соответствующий инструктаж... на соответствующий инструктаж... Что в итоге может получиться, мы еще раз увидели на участке № 11 : вслед за нами туда пришла возму щенная комендант общежития РТП “Атомфлот", жильцам которо го прислали приглашения соглас но спискам 1991 г. Более сорока из них (примерно треть от числа проживающих) оказались лишни ми. Стоит ли после этого удив ляться, что все в том же Октябрь ском районе жильцы одного из домов попали в списки сразу двух участков? То же случилось и в Мурманске-60. В Мончегорске же. наоборот, жильцы дома ГФ 16 по проспекту Металлургов вообще не были включены в списки изби рателей. Зато там странное увели чение населения: накануне референдума численность граж дан. имеющих право голоса, была определена в 43295 человек, 25 апреля к 15 часам появилась циф ра 47512, а при подведении итогов голосования списочный состав был определен в 48792 человека. Если учесть, что по нашим старым записям в 1991 г. в Мончегорске было зарегистрировано 44270 из бирателей и с тех пор население города вряд ли возросло, такой демографический взрыв наводит на вполне определенные размыш ления. Поэтому комитет поддерж ки Президента присоединяется к вопросам, которые народный де путат М. Подымако задал в своем запросе председателю облизбир кома Е. Потапову и прокурору Мончегорска А. Большакову. Серьезные нарушения в ходе референдума были зафиксирова ны и в Североморске. Так. на уча стке 1/297 (председатель комиссии А. Маленко) отказались ознакомить наблюдателя с прото колом голосования, на участке 15/311 избиратели получали бюл летени по двум и более паспор там, на участке 8/304 решили, что им наблюдатель вообще ни к че му. и опечатали урны без контро ля. на многих участках, гре голосовал личный состав войско вых частей, не подготовились к большому наплыву избирателей. Этот перечень можно было бы и продолжить... Итак, какие же выводы можно сделать из прошедшего референ дума? Если не обсуждать вопрос о победителях и проигравших (об этом сказано уже достаточно), то главное, что можно отметить. - в России политика остается дейст вительно "грязным" делом. Но ви новата в этом не она сама, а вполне конкретные люди, которые .ею занимаются. В частности те на родные депутаты Российской Фе дерации, которые до последней возможности сопротивлялись проведению референдума, а ус тупив, сделали все от них завися щее, чтобы он был признан несостоявшимся, приняв, в нару шение действующего законода тельства, решение о подсчете голосов от списочного состава. Это и те, кто не организовал должным образом подготовку списков избирателей, а возмож но. и дезориентировал участковые комиссии относительно их обя занностей. Это и те, кто всячески убеждал нас в том, что народу ду мать вредно, что за него это сде лают другие.* Их действия объясняются просто: большинство из них неплохо устроились в госу дарстве. неофициально именуе мом “страной дураков", и хотели бы как можно дольше сохранить эту страну для себя. Однако вре мена меняются. И сейчас, когда официально объявлено, что за до срочные перевыборы депутатов в Мурманской области проголосо вало всего 45% избирателей, нам хотелось бы показать и избранни кам, и их избирателям, КАК эти проценты получены. И заодно на помнить. что 45% от списка - это 75% от принявших участие в голо совании. Так что имеют ли теперь право народные депутаты считать себя нашими представителями - вопрос по меньшей мере спорный. В. ДУЩЕНКО, председатель Мурманского комитета реформ. ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ РЕФЕРЕНДУМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz