Рыбный Мурман. 1993 г. Май.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 21 по 27 мая 1993 года НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС 11 стр. * ...Маленький народ мой, вечное спасибо , что в тебе родиться было мне дано! Р. Ругин КТО ВЫ, ВЕПСЫ? Я являюсь подписчиком “ Рыбного Мурмана", постоянно читаю его и на деюсь, что газета поможет мне решить такой вопрос. Дело в том, что мой отец по-национальности - вепс, следовательно, я - тоже. Однако, поскольку родителей нет в живых, мне бы хотелось по больше узнать об этой малоизвестной национальности, найти место, где в основном проживают вепсы. От знакомых слышал, что были статьи на эту тему, что где-то есть такие компактные поселения, однако точной инфор мации не имею. Если это возможно, пожалуйста, посоветуйте, где найти такие материалы. Заранее благодарен вам - Александр. О Т РЕДАКЦИИ. Мы реш или , что эт от вопрос интересует не т олько Александра (он почему-то не н а звал своей фамилии , хот я прислал конверт с полным адр есом ) . Наш давний авт ор Альбина Владимировна Птушкина под гот овила мат ериал о вепсах. Сегодня мы публикуем ее статью. с преподаванием на вепсском языке. Был со здан комплект учебников . В Л енин град с кой области было открыто 57 школ с числом учащихся более 3300 человек. Было выпущено издательством “ Кирья" и от делением Учпед ги за более 30 учебников и кни г на вепсском языке, в том числе первый ве п с с ко -р у с с ки й словарь. Но вепсская литература так и не возникла, а в 1938 году пре подавание на вепсском языке было прекращено. В 30-е годы повсеместно были образованы национальные вепсские районы. Во время вой ны многие эвакуированные ле нинградцы нашли свой кров у вепсов. В 50-е годы националь ные районы были упразднены. Хозяйственный опыт многих по колений был предан забвению, о национальном своеобразии потомков древней веси никто и не вспоминал. Затем начался знаменитый процесс укрупне ния и переселения. Это напом нило вепсам еще не забытые картины эвакуации во время войны. Опустели вепсские села, среди озер и сосновых боров остались пустые, покинутые людьми дома. Умирают народные про мыслы и традиционные ре месла. Исчезаю т язык и фольклор - главное культур ное богатство вепсов. Но веп сы народ жизнерадостный , креп кий , здоровый , они го с теприимны . общительны и д о бродушны . Они постепенно возвращаются к родным бере гам в опустевшие и поредев шие деревни . На се годняш ний день , по сле неоднократных переселе ний, вепсы оказались на самых отдаленных о к р а с а х Бабаевского и Вытегорского районов Воло год ской обла сти, Бокси то горско го , Тихвин ского и П одпорож с ко го районов Л енин град с кой обла сти, а северные вепйы - на ю ге Карелии. И, как пишет вепсский писатель А. Петухов: “М не верится, что в вепсском регионе возродятся опустев шие деревни , возникнут креп кие фермерские хозяйства, вторую ж и знь получат трад и ционные кустарные ремесла и на новый уровень поднимется вепсская культура". Альбина ПТУШКИНА, ведущий библиограф объе диненной библиотеки плав состава. г. Мурманск. Д ревние летописи неод нократно упоминают среди народов, населявших Се веро-Запад России, - весь. Так. в “ Повести временных лет" на писано: “ ... у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где по- лочане... От них происходят се веряне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере ме ря, а на Клещине-озере также меря... А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемиса, морд ва, пермь, печора, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливон цы - эти говорят на своих язы ках, они - потомство Иафета, живущее в северных странах". (Повести Древней Руси. XI-XII вв. - Л., 1983. - с. 127-128.) Весь занимала обширную территорию в районе О неж ского озера, особенно к ю гу от него. С образованием е д и ного централизованного Рус ско го государства весские земли вошли в состав Руси. Вепсский народ представляет за гад ку для ученых. В о -пер вых, не всем ученым ясно его происхождение . Хотя сохра нились курганные могильники X-X III веков, распространен ные от юж но го Приладожья до -Белого моря. М но гие исто рики , начиная с Н. М. Карам зина, полагали, что древняя весь не дожила до . нового времени. Но древняя весь продолжала существовать под д р у гим именем - чудь. Есть немало сходства м еж ду материальной культурой древней веси и вепсов: кера мика, орнаменты, черты сель ско го хозяйства и бытового инвентаря. Сегодня неоспори мо до казано , что прямыми по томками летописной веси являются вепсы, именуемые в ряде исторических источни ков чудью и известные в XIX веке под названием чухарей и кайванов. (Токарев Ф . А. Эт нография народов СССР. - М ., 1958: Очерки по этно гра фии народов СССР. Европей ская часть. - М., 1962; Золотарев Д . А. Этнический разработках красно го песча ника (порфира) и диабаза . Ш ош инский порфир исполь зовался при постройке Исаа - киевско го и Казанско го соборов в Петербурге, а из рыборецкого диабаза сделана брусчатка Красной площади в М оскве . Большое место в ж и зни вепсов занимали и занимают кустарные промыслы. Оятские гончары поставляли глиняную посуду в Карелию , М урманск , Петербург, Финляндию . На ярмарки в Ошту, Але ксандро - Свирский монастырь и в Па- даны (на Ояти) шимозерские вепсы доставляли валяную обувь, ярославические - с е д ла, тукш озерские - бондарные изделия. На ярмарки прие з жали из Петрозаводска . Олонца, Вытегры, Череповца. Весьегонска , Новгорода и других городов. (Кочкуркина С. И., Карела и Русь. - Л., 1986; Кочкуркина С. И., Древняя Карела - Л., 1982; Косленко А. П., Н а р од н о -и зо - бразительное искусство веп сов. - Л ., 1984.) Постоянное общение с русс ким и отразилось на обра зе ж и зн и вепсов. Вепсы д в у язычны: говорят на вепсском и р усс ком языках. Обращенные в православие, они приняли новую рели гию , но в быту с о хранили множество языческих верований. В России вепсов по пере писи населения было 16,4 тыс. человек в 1959 году ; 8,3 тыс. - в 1970 году ; 8,1 тыс. человек - в 1979, 1987 годах. По д а н ным переписи 1989 года , веп сов проживало в России 12,5 тыс. человек. В Карелии их проживает более 72% от всего населения российских вепсов. (Население мира: Демограф , справочник. - М ., 1989 - с. 427; Большая Советская Эн циклопедия , т. 4 - М ., 1971. - с. 522-523; Советский Э н ци к лопедический Словарь. М ., 1988. - с. 209.) И з них 6300 - жители сел и 6200 - жители городские . Ж ивут они в о с новном на юге Карелии, в с е веро-восточной части Л енин градской области и се веро -западной части Воло годской области. Вепсы принадлежат к восточно -при балтийскому типу беломор ско -балтийской расы, вместе с тем они несут ле гкий налет монголоидности . Он объясня ется небольшой примесью уральской расы. Вепсский язык - вместе с карельским , финским , эстон ским и другими - входит , в группу прибалтийско -финских языков уральской языковой семьи. Но вепсский язык име ет черты, уже исчезнувшие в др у ги х прибалтийско -финских языках. Это позволило одному из финских лингвистов на звать его “ санскритом прибал тийс ко -ф инс ких языков". В языке вепсов три диалекта. Он бесписьмен ный. Хотя в 20-е годы делались попытки создать начальную школу состав населения С еверо -За пада и Карельской АССР. - Л., 1927; Пименов В. В. Вепсы. - М -Л ., 1965). Вепсы прежде русских о с воили пути на северо -восток, на реку Д вин у и далее в За- волочье, проторив нов город цам и дру гим русским пути в те земли. м... Со всех сторон надвигается на него (вепса) промышленная, ловкая, удалая Новгородчина ! Пройдет два десятка лет, и от стародавней веси останутся лишь одни намеки ... Топор и невод, ле сопромышленник и рыбопро мышленник - вот орудия и деятели обрусения на кра си вой, исконно чудской реке Ояти" - так писал В. Майнов о судьбе приоятских вепсов сто с лишним лет назад. На про тяжении веков весь-вепсы за нимались подсечным земледелием , рыболовством, собирательством , охотой. Так. Ш им о зерский купец Мартья нов еже годно заготовлял д е сятки тысяч рябчиков, тетеревов и глухарей, возами отправлял в Петербург пуш ни ну, тоннами возил клюкву, с о леные грузди и волнушки. Вепсы, жившие в райо нах рек Оять, Суда, Капша, заготовляли строевой лес. Северные веп сы - каменоте сы в районе Ш окши и Рыб- реки. Они славились с XYIII веке кам нерезным про мыслом на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz