Рыбный Мурман. 1993 г. Май.

4 стр. ЧЕЛОВЕКИ ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 21 по 27 мая 1993 года * Стратегия предприимчивых “ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО” ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ Д о чего ж хорош любой строительный объект на эскизе и в чертеже! Даже самая занудная промплощадка игриво ра зн ообра зит ся квадратами , кружками и прочими геом ет ­ рическими изысками. В натуре же картина весьма непрезен­ табельна: по центру - подлатанные и со свежими шрамами старые производственные постройки, в объезд - вдры зг би- т о -раскисш ая д о р о га , обочь - мамонтовые остовы м ет ал ­ локонструкций, впереди... огромные проблемы добычи требуемых на строит ельство миллиардов рублей. К о гда познакомилась с разработками технико-экономи­ ческого обоснования , которые сот ворил “Ленгипрорыбхоз”, и лишь в общих чертах представила объем грядущих работ , меня взяла оторопь - зачем же надо было добровольно в зва ­ ливать на себя и без т о го тяжкие заботы строительства и реконструкции именно в период инфляции и всеобщ его ра здрая ? Или эт о нечаянный замах, который уже нельзя от ­ работ ат ь назад? Блокнот наполняемся цифрами, а вопрос свербил... АРГУМЕНТЫ ПЕРВОЙ ГРУППЫ - А почему бы и нет? - вопросом на вопрос ответил Николай Михай­ лович. - Жизнь усложнилась, но ведь мы продолжаем есть, любить, растить детей и... строить. Для себя и для них. Н. М. Мешалкин - начальник ОКСа ТОО “Арктик-Сервис", веду­ щего строительство ряда собствен­ ных объектов (консервный цех. «Бтозаправка и т. п.). Организацион­ ных заморочек у генподрядчиков всегда сверх головы, но собеседник невольно оптимистичен: - Строить у нас умеют. АО “Мурманскморстрой" - вполне на­ дежный партнер с солидным опы­ том гидросооружений, соответствующим техническим ос­ нащением и кадровым составом С прокладкой и реконструкцией тех­ нологических трубопроводов доста­ точно компетентны специалисты треста “ Продмонтаж"... - В потенциальных возможно­ стях строителей области, думаю, никто не сомневается. Но и трудно­ сти времени отрицать не приходит­ ся Кроме того, если и прежде (мы есе о том неплохо знаем) строители, выбрав самые стоимостные объемы, покидали надолго объект, то сейчас и подавно ситуация чревата - тре­ бование предоплат возросло, а планка ответственности предельно снижена. Рычага воздействия вроде неустоек и ощутимых штрафов не видится. Где гарантия, что не сли­ няют субподрядчики, что сам ген­ подрядчик не бросит на полпути заказчика? - Я не говорю, что все легко и просто. Но заказчика своего мы не оставим. Ведь помимо договора о строительстве мы связаны более тесными узами: “Арктик-Сервис" яв­ ляется соучредителем “Мурман- Ойла". Ну вот и назван рисковый заказчик, ринувшийся в р е ­ конструкцию в столь непод­ ходящ ее время. Мельком об этом говорилось прежде, как о предстоящем , а т е ­ перь... Теперь заместитель технического директора “Мурман-Ойла ” В. С. Ф едо­ р о в знакомит меня с мечта­ ми и реальностью . И все укладывалось от вет ом на тот же вопрос - какой резон именно сейчас зат евать “стройку века”? АРГУМЕНТЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ Ветер рвал куртенку. небо бере­ менело зарядом, а танкер у нефте­ наливного пирса бездвижно замер, никак не поддаваясь суетливой вол­ не. благодушествовал, сыто чавкая заглатываемым топливом. - Нефтебаза третьего, как его называли, грузового района рыбного порта, построенная в 70-х по проек­ там 50-х годов, устарела не просто морально, но и физически - стре­ мясь к доказательности. Владимир Семенович сдержан в эмоциях, де­ лая упор на цифру и факт. - 5-6 мет­ ров глубины у причалов и количество самих причалов не рас­ считано на обслуживание совре­ менных танкеров, это усложняет производство и вызывает обосно­ ванное раздражение заказчиков. Только к этому притерпелись, вор­ чат на неорганизованность, когда дело в фактических несовершенст­ вах материальной базы. • • • Впрочем, о перипетиях бунке­ ровки я подробнее (и несколько по­ зже) расспросила заместителя генерального директора по произ­ водству Р. И. Кубанскую. - Мы можем поставить к прича­ лам шесть танкеров, но... малых. - уточняет Раиса Ивановна. - Сполна нальем только 5-тысячник. 10-ты- сячник уже будем доливать по большой воде, то есть выжидать полсуток для долива. При этом два 10-тысячника одновременно обра­ батывать уже нежелательно, рядом можем пристроить только малые танкеры. Ну а 20- 30-тысячники за сутки возьмут у пирса десяток тонн, потом на рейде их будем доливать 3-4 суток несколькими портовыми танкерами. Отсюда очередь и не­ довольства. Не говоря уж о неудоб­ ствах бункеровки на рейде: учет течения, волны, ветра... - Возможность протечек... - Протечек не должно быть, толь­ ко при неожиданном шквале или по халатности - из разряда ЧП. Но без­ опасность операций действительно становится проблематичнее. Все это снижает производительность, грузо­ оборот в конечном счете. • • • Между тем Владимир Семено­ вич ведет (а если точнее - везет по разухабистой дороге) далее по по­ бережью. которому суждено стать дополнительной территорией, вы­ стрелить в залив новый нефтепирс с углубленным до 14.5 метра дном у причалов. Сейчас здесь работает спецтехника “Морстроя", забивает полутораметровые в диаметре тру­ бы для свайного поля (грунты здесь слабые), предстоит отсыпка дамбы. Где сейчас плещет волна, на деся­ ток гектаров появится суша, новый участок для топливных резервуа­ ров... Самосвалы исправно везут и везут каменистый грунт, фронт ра­ бот кажется необозримым и архи­ дорогим. - Про цены лучше не говорить. Шпунт для укрепления свайных труб изготавливает только один завод на Украине, в прошлом году стоил 25 тысяч рублей за тонну, теперь - 85 тысяч. Потребность труб тянет на 350 млн. А изыскателям и специа­ листам за рекомендации, промеры, углубление, чистку фарватера... Рыбный порт намеревался в свое время приступить к этим работам, но не потянул. А очистные? Они всегда строились в последнюю очередь'. Сейчас нам новые локаль­ ные очистные сооружения нужны не только для будущих объектов, но и для нормального функционирования уже существующих производствен­ ных мощностей. Требования сан­ эпидстанции подскакивают, как цены, еще в прошлом году допу­ скался 1 миллиграмм примеси на литр воды, спускаемой в залив, нынче уже - 0.05 млг. Очень трудно эти сотки ловить, до 700 тысяч руб­ лей выплачиваем штраф санэпид­ станции. Первой очередью предусмотре­ но строительство причала, пяти ре­ зервуаров под дизтопливо по 5000 кубометров и два десятитысячника под флотский мазут с подогревате­ лями для поддержания температу­ ры в емкости. 2.5 км новых железнодорожных путей с укрытием для отстоя (в среднем в сутки по­ ступает до '6 составов по 60 цис­ терн). насосные станции, локальные очистное... - Это основные объекты. - пре­ рывает мои перечисления собесед­ ник. - Но само собой нужна и реконструкция старых, прокладка новых технологических и инженер­ ных сетей, трубопроводов, железо­ бетонных эстакад от верхней площадки. И при этом никак нельзя забывать пожаро- взрывоопасность всех процессов нашего производст­ ва. Ну. резервуарный парк взят в тройную защиту: 200 метров от уре­ за воды, гидрофобный слой, бето­ нированное днище площадки под резервуар, бетонированный забор вокруг каждой емкости. Мало этого. Нужны две станции пенного пожа­ ротушения, два резервуара для во­ ды. техника и условия для автоматизации и механизации не только производственных процес­ сов. но и пожаротушения. Ведь как мы ни следим, ни подстраховыва­ емся. ни латаем емкости - гарантий­ ный срок им 25 лет... Комментарии излишни? А построив новый резер­ вуарный парк, сможем постепенно заменить старые емкости и соответ­ ственно аккумулировать топливо для бесперебойного обслуживания заказчиков. В общем необходимость реконструкции обусловлена насущной потребностью современных м ет одов пере­ валки и условий хранения нефтепродуктов, пожаро­ безопасной эксплуатации объектов, охраны труда и окружающей среды. Надо ли добавлят ь , что эт о со от ­ ветственно увеличит гр у зо ­ оборот , упрочит безопасность города и за л и ­ ва , стабильность обеспече­ ния заказчиков, и ф л от о в в первую очередь... Я побла годарила В. С. Ф едорова за достаточно полновесную информацию , за экскурсию. Сомнений в технической обоснованно ­ сти реконструкции не о ст а ­ лось. Но планов громадье приходится реализовы ват ь уж в больно неустойчивое время. На что делает ся ставка, каков нравственный аспект проблемы? П ослед ­ нюю группу вопросов адре­ сую “ ри сковом у” генеральному директору “М урман -Ойла” А. И. Копы­ то ву. АРП/МЕНТЫ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ - Контракт подписан на пять лет. Вот мне бы и хотелось за эти пять лет сделать большое, нужное дело. Если уж не до самой последней от- делки. то до той стадии, когда не повернуть назад, и бывшая портовая нефтебаза вьявь станет солидным, надежным, прибыльним предприя­ тием. Поверьте, в этом нет амбициоз­ ности, - уверяет Андрей Иванович. - Нравственный, как говорите, ас­ пект впрямую увязан с техническим состоянием объекта. Если мы се­ годня не начнем реконструкцию - завтра будем платить штрафов больше, чем зарабатываем. Во-вто­ рых. не хочу проводить аналогии с Чернобылем, конечно, последствия нашей, не приведи Господи, аварии будут не такими страшными, но очень и очень серьезными. Хватит нам “звонка'', когда развалились два резервуара...' Последний момент (для нас он первый) - средства на реконструк­ цию. Советом учредителей мы об­ суждали пропорциональное участие... Однако натолкнулись на завуалированный или прямой отказ. Флоты? Да. это преимущественно для них функционирует нефтебаза. Но у них самих положение неста­ бильное. Просить их “скинуться" хоть сколько-нибудь не могу, а вот просить не копить задолженности по оплате топлива, чтобы не сбивал­ ся ритм производства, не отвлека­ лись силы на латание прорех, - вот об этом просить флоты не переста­ ну. Пока на строительство идут деньги (порядка 300 млн.) от экс­ портных перевалок топлива. Но тре- буется-то порядка 30 миллиардов... Вероятно, придется прибегнуть к инвестиции. И хочется надеяться на понимание “отцов" города, на по­ сильную их помощь. Но реконструк­ цию мы должны. понимаете, должны вести, как бы круто не взви­ валась инфляция. Не имеем права замыкаться на сегодняшнем дне. Ольга ДМИТРИИ В Полярный научно-исследователь­ ский институт морского рыбного хозяй­ ства и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО) Тамара Симоновна БЕРГЕР пришла в 1944 году, после окончания Московского университета. И вскоре приглянулась всем своей ки ­ пучей энергией, влюбленностью в дело ;хизни, которым стало увлекательней­ шее изучение Баренцева моря. Тамара Симоновна ежегодно подол­ гу выходила в море, возглавляя научные экспедиции. Богатый опыт исследовате­ ля и умелый анализ информации с про­ мысловых судов щедро вкладывала в составление промысловых пособий и ре­ комендаций по рациональному исполь­ зованию сырьевой базы. Участвовала в консультировании руководителей рыбной промышленности при регулярных встре­ чах. Составляла прогнозы различной за ­ благовременности, являясь опытным руководителем данной научной темы. И к ее рекомендациям капитаны рыбопромысловых флотов бассейна и промразведки внимательно прислушива­ лись. Непререкаемый авторитет у промыс­ ловиков и у товарищей по работе был обеспечен глубокими знаниями Тамары Симоновны о происходящих в море про­ цессах, знаниями методов поиска и об­ лова рыбы. Свидетельство высокого профессионализма - и 60 научных работ, опубликованных в отечественных и зару­ бежных изданиях. Заслуги Т. С. Бергер перед рыбной промышленностью и нау­ кой отмечены орденом Трудового Крас­ ного Знамени, медалью “ За трудовую доблесть", другими знаками отличия. И даже представлены документы для при­ своения ее имени одному из строящихся судов. Дань уважения - этим сказано еще не все. Тамару Симоновну любили и за прекрасные душевные качества, ее иск­ реннюю доброжелательность в подготов­ ке молодых кадров для экспедиционных работ, веселый нрав. Сотни людей по­ мнят ее как увлекательного рассказчика о жизни моря и его обитателях, привет­ ливого гида музея ПИНРО. Так же “ взах­ леб" любила Тамара Симоновна нашу северную природу. Когда весной- осенью бывала на берегу, по выходным ходила в сопки, разделяя радость обще­ ния с теми, кто составлял ей компанию в этих походах. В дни рождения многие сотрудники института, а не только ее лаборатории, получали от Тамары Симоновны шутли­ вые добрые пожелания. А к 25-летию ра­ боты самой Т. С. Бергер в ПИНРО со­ трудники и друзья собрали воедино все ее стихотворные опусы и выпустили бес­ ценную маленькую книжку тиражом в 100 экземпляров. Эти книжки с дарственными надписями юбиляра были подарены при­ сутствующим на торжестве. ...Тамара Симоновна ушла из жизни еще сравнительно молодой, полной творческих сил - ее не стало осенью 1974 года на 58-м году жизни. В мае нынешнего года ей. ис­ полнилось бы 75 лет... Новое поколение сотрудников ПИНРО продолжает работу Тамары Симоновны, ис­ пользует ее богатый опыт, изложенный в статьях и рукописях. Свидетельством до­ брой памяти об этом прекрасном человеке и ученом - цветы весной и осенью на ее могиле в течение всех прошедших лет. М. КОВЦОВА, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. Щ'щщ щШЩ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz