Рыбный Мурман. 1993 г. Май.
4 стр. ЧЕЛОВЕКИ ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 21 по 27 мая 1993 года * Стратегия предприимчивых “ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО” ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ Д о чего ж хорош любой строительный объект на эскизе и в чертеже! Даже самая занудная промплощадка игриво ра зн ообра зит ся квадратами , кружками и прочими геом ет рическими изысками. В натуре же картина весьма непрезен табельна: по центру - подлатанные и со свежими шрамами старые производственные постройки, в объезд - вдры зг би- т о -раскисш ая д о р о га , обочь - мамонтовые остовы м ет ал локонструкций, впереди... огромные проблемы добычи требуемых на строит ельство миллиардов рублей. К о гда познакомилась с разработками технико-экономи ческого обоснования , которые сот ворил “Ленгипрорыбхоз”, и лишь в общих чертах представила объем грядущих работ , меня взяла оторопь - зачем же надо было добровольно в зва ливать на себя и без т о го тяжкие заботы строительства и реконструкции именно в период инфляции и всеобщ его ра здрая ? Или эт о нечаянный замах, который уже нельзя от работ ат ь назад? Блокнот наполняемся цифрами, а вопрос свербил... АРГУМЕНТЫ ПЕРВОЙ ГРУППЫ - А почему бы и нет? - вопросом на вопрос ответил Николай Михай лович. - Жизнь усложнилась, но ведь мы продолжаем есть, любить, растить детей и... строить. Для себя и для них. Н. М. Мешалкин - начальник ОКСа ТОО “Арктик-Сервис", веду щего строительство ряда собствен ных объектов (консервный цех. «Бтозаправка и т. п.). Организацион ных заморочек у генподрядчиков всегда сверх головы, но собеседник невольно оптимистичен: - Строить у нас умеют. АО “Мурманскморстрой" - вполне на дежный партнер с солидным опы том гидросооружений, соответствующим техническим ос нащением и кадровым составом С прокладкой и реконструкцией тех нологических трубопроводов доста точно компетентны специалисты треста “ Продмонтаж"... - В потенциальных возможно стях строителей области, думаю, никто не сомневается. Но и трудно сти времени отрицать не приходит ся Кроме того, если и прежде (мы есе о том неплохо знаем) строители, выбрав самые стоимостные объемы, покидали надолго объект, то сейчас и подавно ситуация чревата - тре бование предоплат возросло, а планка ответственности предельно снижена. Рычага воздействия вроде неустоек и ощутимых штрафов не видится. Где гарантия, что не сли няют субподрядчики, что сам ген подрядчик не бросит на полпути заказчика? - Я не говорю, что все легко и просто. Но заказчика своего мы не оставим. Ведь помимо договора о строительстве мы связаны более тесными узами: “Арктик-Сервис" яв ляется соучредителем “Мурман- Ойла". Ну вот и назван рисковый заказчик, ринувшийся в р е конструкцию в столь непод ходящ ее время. Мельком об этом говорилось прежде, как о предстоящем , а т е перь... Теперь заместитель технического директора “Мурман-Ойла ” В. С. Ф едо р о в знакомит меня с мечта ми и реальностью . И все укладывалось от вет ом на тот же вопрос - какой резон именно сейчас зат евать “стройку века”? АРГУМЕНТЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ Ветер рвал куртенку. небо бере менело зарядом, а танкер у нефте наливного пирса бездвижно замер, никак не поддаваясь суетливой вол не. благодушествовал, сыто чавкая заглатываемым топливом. - Нефтебаза третьего, как его называли, грузового района рыбного порта, построенная в 70-х по проек там 50-х годов, устарела не просто морально, но и физически - стре мясь к доказательности. Владимир Семенович сдержан в эмоциях, де лая упор на цифру и факт. - 5-6 мет ров глубины у причалов и количество самих причалов не рас считано на обслуживание совре менных танкеров, это усложняет производство и вызывает обосно ванное раздражение заказчиков. Только к этому притерпелись, вор чат на неорганизованность, когда дело в фактических несовершенст вах материальной базы. • • • Впрочем, о перипетиях бунке ровки я подробнее (и несколько по зже) расспросила заместителя генерального директора по произ водству Р. И. Кубанскую. - Мы можем поставить к прича лам шесть танкеров, но... малых. - уточняет Раиса Ивановна. - Сполна нальем только 5-тысячник. 10-ты- сячник уже будем доливать по большой воде, то есть выжидать полсуток для долива. При этом два 10-тысячника одновременно обра батывать уже нежелательно, рядом можем пристроить только малые танкеры. Ну а 20- 30-тысячники за сутки возьмут у пирса десяток тонн, потом на рейде их будем доливать 3-4 суток несколькими портовыми танкерами. Отсюда очередь и не довольства. Не говоря уж о неудоб ствах бункеровки на рейде: учет течения, волны, ветра... - Возможность протечек... - Протечек не должно быть, толь ко при неожиданном шквале или по халатности - из разряда ЧП. Но без опасность операций действительно становится проблематичнее. Все это снижает производительность, грузо оборот в конечном счете. • • • Между тем Владимир Семено вич ведет (а если точнее - везет по разухабистой дороге) далее по по бережью. которому суждено стать дополнительной территорией, вы стрелить в залив новый нефтепирс с углубленным до 14.5 метра дном у причалов. Сейчас здесь работает спецтехника “Морстроя", забивает полутораметровые в диаметре тру бы для свайного поля (грунты здесь слабые), предстоит отсыпка дамбы. Где сейчас плещет волна, на деся ток гектаров появится суша, новый участок для топливных резервуа ров... Самосвалы исправно везут и везут каменистый грунт, фронт ра бот кажется необозримым и архи дорогим. - Про цены лучше не говорить. Шпунт для укрепления свайных труб изготавливает только один завод на Украине, в прошлом году стоил 25 тысяч рублей за тонну, теперь - 85 тысяч. Потребность труб тянет на 350 млн. А изыскателям и специа листам за рекомендации, промеры, углубление, чистку фарватера... Рыбный порт намеревался в свое время приступить к этим работам, но не потянул. А очистные? Они всегда строились в последнюю очередь'. Сейчас нам новые локаль ные очистные сооружения нужны не только для будущих объектов, но и для нормального функционирования уже существующих производствен ных мощностей. Требования сан эпидстанции подскакивают, как цены, еще в прошлом году допу скался 1 миллиграмм примеси на литр воды, спускаемой в залив, нынче уже - 0.05 млг. Очень трудно эти сотки ловить, до 700 тысяч руб лей выплачиваем штраф санэпид станции. Первой очередью предусмотре но строительство причала, пяти ре зервуаров под дизтопливо по 5000 кубометров и два десятитысячника под флотский мазут с подогревате лями для поддержания температу ры в емкости. 2.5 км новых железнодорожных путей с укрытием для отстоя (в среднем в сутки по ступает до '6 составов по 60 цис терн). насосные станции, локальные очистное... - Это основные объекты. - пре рывает мои перечисления собесед ник. - Но само собой нужна и реконструкция старых, прокладка новых технологических и инженер ных сетей, трубопроводов, железо бетонных эстакад от верхней площадки. И при этом никак нельзя забывать пожаро- взрывоопасность всех процессов нашего производст ва. Ну. резервуарный парк взят в тройную защиту: 200 метров от уре за воды, гидрофобный слой, бето нированное днище площадки под резервуар, бетонированный забор вокруг каждой емкости. Мало этого. Нужны две станции пенного пожа ротушения, два резервуара для во ды. техника и условия для автоматизации и механизации не только производственных процес сов. но и пожаротушения. Ведь как мы ни следим, ни подстраховыва емся. ни латаем емкости - гарантий ный срок им 25 лет... Комментарии излишни? А построив новый резер вуарный парк, сможем постепенно заменить старые емкости и соответ ственно аккумулировать топливо для бесперебойного обслуживания заказчиков. В общем необходимость реконструкции обусловлена насущной потребностью современных м ет одов пере валки и условий хранения нефтепродуктов, пожаро безопасной эксплуатации объектов, охраны труда и окружающей среды. Надо ли добавлят ь , что эт о со от ветственно увеличит гр у зо оборот , упрочит безопасность города и за л и ва , стабильность обеспече ния заказчиков, и ф л от о в в первую очередь... Я побла годарила В. С. Ф едорова за достаточно полновесную информацию , за экскурсию. Сомнений в технической обоснованно сти реконструкции не о ст а лось. Но планов громадье приходится реализовы ват ь уж в больно неустойчивое время. На что делает ся ставка, каков нравственный аспект проблемы? П ослед нюю группу вопросов адре сую “ ри сковом у” генеральному директору “М урман -Ойла” А. И. Копы то ву. АРП/МЕНТЫ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ - Контракт подписан на пять лет. Вот мне бы и хотелось за эти пять лет сделать большое, нужное дело. Если уж не до самой последней от- делки. то до той стадии, когда не повернуть назад, и бывшая портовая нефтебаза вьявь станет солидным, надежным, прибыльним предприя тием. Поверьте, в этом нет амбициоз ности, - уверяет Андрей Иванович. - Нравственный, как говорите, ас пект впрямую увязан с техническим состоянием объекта. Если мы се годня не начнем реконструкцию - завтра будем платить штрафов больше, чем зарабатываем. Во-вто рых. не хочу проводить аналогии с Чернобылем, конечно, последствия нашей, не приведи Господи, аварии будут не такими страшными, но очень и очень серьезными. Хватит нам “звонка'', когда развалились два резервуара...' Последний момент (для нас он первый) - средства на реконструк цию. Советом учредителей мы об суждали пропорциональное участие... Однако натолкнулись на завуалированный или прямой отказ. Флоты? Да. это преимущественно для них функционирует нефтебаза. Но у них самих положение неста бильное. Просить их “скинуться" хоть сколько-нибудь не могу, а вот просить не копить задолженности по оплате топлива, чтобы не сбивал ся ритм производства, не отвлека лись силы на латание прорех, - вот об этом просить флоты не переста ну. Пока на строительство идут деньги (порядка 300 млн.) от экс портных перевалок топлива. Но тре- буется-то порядка 30 миллиардов... Вероятно, придется прибегнуть к инвестиции. И хочется надеяться на понимание “отцов" города, на по сильную их помощь. Но реконструк цию мы должны. понимаете, должны вести, как бы круто не взви валась инфляция. Не имеем права замыкаться на сегодняшнем дне. Ольга ДМИТРИИ В Полярный научно-исследователь ский институт морского рыбного хозяй ства и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО) Тамара Симоновна БЕРГЕР пришла в 1944 году, после окончания Московского университета. И вскоре приглянулась всем своей ки пучей энергией, влюбленностью в дело ;хизни, которым стало увлекательней шее изучение Баренцева моря. Тамара Симоновна ежегодно подол гу выходила в море, возглавляя научные экспедиции. Богатый опыт исследовате ля и умелый анализ информации с про мысловых судов щедро вкладывала в составление промысловых пособий и ре комендаций по рациональному исполь зованию сырьевой базы. Участвовала в консультировании руководителей рыбной промышленности при регулярных встре чах. Составляла прогнозы различной за благовременности, являясь опытным руководителем данной научной темы. И к ее рекомендациям капитаны рыбопромысловых флотов бассейна и промразведки внимательно прислушива лись. Непререкаемый авторитет у промыс ловиков и у товарищей по работе был обеспечен глубокими знаниями Тамары Симоновны о происходящих в море про цессах, знаниями методов поиска и об лова рыбы. Свидетельство высокого профессионализма - и 60 научных работ, опубликованных в отечественных и зару бежных изданиях. Заслуги Т. С. Бергер перед рыбной промышленностью и нау кой отмечены орденом Трудового Крас ного Знамени, медалью “ За трудовую доблесть", другими знаками отличия. И даже представлены документы для при своения ее имени одному из строящихся судов. Дань уважения - этим сказано еще не все. Тамару Симоновну любили и за прекрасные душевные качества, ее иск реннюю доброжелательность в подготов ке молодых кадров для экспедиционных работ, веселый нрав. Сотни людей по мнят ее как увлекательного рассказчика о жизни моря и его обитателях, привет ливого гида музея ПИНРО. Так же “ взах леб" любила Тамара Симоновна нашу северную природу. Когда весной- осенью бывала на берегу, по выходным ходила в сопки, разделяя радость обще ния с теми, кто составлял ей компанию в этих походах. В дни рождения многие сотрудники института, а не только ее лаборатории, получали от Тамары Симоновны шутли вые добрые пожелания. А к 25-летию ра боты самой Т. С. Бергер в ПИНРО со трудники и друзья собрали воедино все ее стихотворные опусы и выпустили бес ценную маленькую книжку тиражом в 100 экземпляров. Эти книжки с дарственными надписями юбиляра были подарены при сутствующим на торжестве. ...Тамара Симоновна ушла из жизни еще сравнительно молодой, полной творческих сил - ее не стало осенью 1974 года на 58-м году жизни. В мае нынешнего года ей. ис полнилось бы 75 лет... Новое поколение сотрудников ПИНРО продолжает работу Тамары Симоновны, ис пользует ее богатый опыт, изложенный в статьях и рукописях. Свидетельством до брой памяти об этом прекрасном человеке и ученом - цветы весной и осенью на ее могиле в течение всех прошедших лет. М. КОВЦОВА, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. Щ'щщ щШЩ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz