Рыбный Мурман. 1993 г. Май.

4 стр. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 14 по 20 мая 1993 года * Международное сотрудничество К. МИККЕЛЬСЕН: “МЫ ВМЕСТЕ ЖИВЕМ НА КРАЕШКЕ ЗЕМЛИ” Обмениваясь визитками с Конрадом Миккельсеном, я по­ сетовала, что “ РМ" остается без фотографии моего собеседни­ ка. И услышала: - Зато здесь на фотографии я молодой и красивый. С визитки представителя норвежской компании “ Номос" беспечно улыбался белоголо­ вый мальчик лет семи... * # * А наша беседа началась с традиционного: “С чем пожало­ вали в Мурманск?”. Конрад улыбнулся: - Мои приезды почему-то часто совпадают с важными со­ бытиями в России. Может, не случайно? Первый раз приехал во время выборов Бориса Ель­ цина Президентом, сейчас - референдум... Первоначальная цель - по­ смотреть, есть ли возможность найти здесь, в Мурманске, ры­ нок сбыта нашей продукции: судов, специально предназна­ ченных для прибрежного рыбо­ ловства. Ведь “ Номос" занимается их строительством, производством электронного оборудования и продажей. Однако поближе познако­ мившись с Мурманском, рыбо­ ловными организациями, мы подумали, что, может быть, не надо спешить с рекламой самих судов. Может, лучше попробо­ вать вместе поработать на нор­ вежских судах традиционными норвежскими орудиями лова, на практике показать русским морякам, насколько они удач­ ны. И если понравятся суда и оборудование, то и предложить купить их. - А какие орудия лова тра- диционны для норвежцев? - Жаберные сети, ярус. - Но ведь ярусом работают многие мурманские экипажи. - Да, на больших судах. А я говорю о прибрежном лове. По­ скольку мы люди ответствен­ ные, прежде чем предлагать что-то для продажи, мы хотим, чтобы покупатели сами убеди­ лись в качестве приобретения. Поэтому с ноября прошлого го­ да на норвежском судне в на­ шей зоне учились и работали два моряка из ТОО “Ударник” . Сегодня произошло “ историче­ ское событие” : “Мартин Лар­ сен" впервые ошвартовался в Мурманске. И тех двоих теперь сменят другие, тоже из “Удар­ ника". А “Мартин Ларсен" будет работать в русской зоне. - А чье имя носит этот траулер? - В Норвегии обычно ма­ ленькие суда называют имена­ ми их капитанов. - А почему русские моряки из “Ударника”? - Просто поначалу нам предложили сотрудничать с этим товариществом. - Но вы берете рядовых мо­ ряков. Может , нужно учить ка­ питанов, старших механиков? - Мы отдали решение этого вопроса на откуп русской сто­ роне. Впрочем, на трех норвеж­ ских судах работают русские штурманы, механики. Чему-то мы учим их, чему-то учимся у них сами. 15 моряков “Севры- бы" прошли обучение технике безопасности на стендах в Нор­ вегии. Замечу, у нас требования очень высокие, людей, не про­ шедших этот курс, в море не выпускают. Мы думаем, такие центры появятся и в России, а значит, будет еще одна форма сотрудничества. И мы, и вы - жители одного краешка земли, у нас совместный кусочек Ба­ ренцева моря, о котором мы должны вместе заботиться, вместе думать над тем, чтобы рыбы хватило и для наших де ­ тей, и для внуков. Я думаю, ок­ но между нашими странами должно быть распахнуто в обе стороны. С каждым приездом мы здесь все чаще встречаем интересных людей, находим все больше точек соприкосно­ вения. - Например? - Каждый раз, когда я при­ езжаю в Мурманск, прихожу в один из детских садов. Очень люблю детей, у меня дома ма­ ленький сын. И привожу подар­ ки, игрушки. Ребятишки дарят мне свои рисунки, устраивают концерты. В общем, любовь взаимная. А рисунки мурман­ ских детей я увожу в Норвегию на выставку. Кстати, уже устра­ ивал в Мурманске выставку ра­ бот норвежских ребят. Надо, чтобы наши дети дружили. Это очень важно для будущего. Вот так получилось: сначала думали просто продать судно, а столько всего нового появи­ лось в наших отношениях. Уже думаем построить совместное с Россией судно: корпус - у вас. а все остальное - в Норвегии. Сейчас выясняем цены, пред­ полагаем поехать в Данию, Францию и уже кое-что зака­ зать. - Вы не боитесь развивать столь обширные экономиче­ ские связи с Россией в нынеш­ нее время? - Ни в коем случае. Бюрок­ раты есть везде, у вас их, мо­ жет, чуть больше. Я знаю мир, путешествовал в течение 25 лет, продавал суда. ОпыТ сотрудни­ чества у меня большой, думаю, и здесь он пригодится. Я не вижу большой разницы между нашими странами. Вот когда приезжаешь в какую-то страну Индийского океана, тог­ да, конечно: и природа, и цвет кожи, и религия - все так не по­ хоже на Норвегию. А здесь... Да, есть разница: в Мурманске очень много красивых женщин. И недавно я узнал секрет этого явления. Оказывается, мурман­ чанки едят клюкву... Беседовала Инна БЕРЕЗЮК- * Фоторепортаж НА КРУТОЙ ВОЛНЕ Еще в феврале, когда хлестал ураганный ветер, на мойвенную путину вышли траулеры-кошелько- висты “Архрыбколхозобъедине- ния" “Холмогорск", “Яренск", “Снежногорск". В марте присое­ динился к ним “Котоярви", задер­ жавшийся из-за ремонта. Приборы показывали скопления рыбы, но добывать ее мешал постоянный шторм. На “Холмогорске" лихой капитан В. А. Крапивин рискнул сделать замет у плавбазы “Сергей Василисин". Но крутая волна не только порвала сети, но и весь та­ келаж на палубе вывернула наиз­ нанку. Пришлось траулеру на “лечение" сниматься в порт. День за днем, неделя за не­ делей раскачивались суда носом на волну, ожидая своей удачи. Чуть-чуть поутихнет - моряки бро­ сают сети. Километровый невод опускают в глубину, опоясывая предполагаемый косяк рыбы. Но в “ кошельке" - “ колеса", нули, кото­ рые будут стоять в промысловых сводках. Такая уж у рыбака судь­ ба. Экипажем “Яренска" команду­ ет В. И. Никитин, он же капитан- флагман - рыбак опытнейший, всю жизнь посвятил морю, а капитаном был уже в 25 лет. И когда между штормами появился просвет (а на­ дежды было уже так мало), Вла­ димир Иванович отыскал-таки косяки мойвы, которые от норвеж­ ской зоны сместились к нашим бе­ регам в район полуострова Рыбачий. Первый же замет принес эки­ пажу “Яренска" около 200 тонн ры­ бы. Подошли остальные траулеры, все еще метавшиеся по волнам. И Нептун за упорство вознаградил их. За пять суток каждый экипаж 5зял по 800 - 1000 тонн мойвы. А тут и солнышко выглянуло весеннее, и море засветилось зеркальной синевой. На снимках: капитан- ф ла гм ан В. И. Никитин; “ ко - гиелек” у борт а ; сдача мойвы на плавбазу ; укладка невода. Фоторепортаж Эрнста ЗЕЛЕНИНА. < *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz