Рыбный Мурман. 1993 г. Март.
6 стр. Кошелёк и жизнь «РЫБНЫЙ МУРМАН ИНТЕРНЕШНЛ» 26 марта 1993 года 12 МИЛЛИОНОВ ДЛЯ ГОСПОЖИ ВАЛГОЛЕ НЕ Безграничные просторы России стали сущим бедствием для молодого государства? 20 июня 1992 года, аэропорт “ Бесовец" в 15 километрах от Петрозаводска. Внешне все спокойно : диспетчеры, как по ложено. ведут на посадку при бывающий ' из Нарьян-Мара самолет “Як-40" литовской ави акомпании "Летува". Стих рев двигателей, и командир кораб ля Сергей Селибовский зашел в помещение наземных служб. Пилота интересовали два воп роса: прибыли ли на аэродром представитель фирмы, чей груз находился на борту самолета, и есть ли на аэродроме помеще ние для его хранения. Узнав об отсутствии того и другого , лет чик демонстративно развел ру ками: полечу домой, в Каунас, чтобы на следующий день стар товать в М оскву - конечную точ ку маршрута. Едва он сделал соответству ющую запись в плане полета, как на борт “ЯКа" поднялись со трудники петрозаводской та можни и Министерства безопасности Карелии: находя щиеся в самолете 2,6 тонны ко бальта уходили незаконно за пределы России. Наивно думать, что задер жание партии редкого цветного металла, стоившего по тем вре менам 12 млн. рублей, дело счастливого случая. О нем со трудники госбезопасности зна ли заранее и были готовы пресечь этот полет. На то были веские причины. Эту историю начали отсле живать еще в марте прошлого года, когда в поле зрения пра воохранительных органов попа ла некая госпожа Д олис Валюлене, глава совместного литовско -малайзийского пред приятия “Лиетмал", имеющего штаб-квартиру в Каунасе. Нель зя сказать, что эта 32-летняя мадам была поначалу удачли вым предпринимателем . Пер вое ее дело - закупка в Сингапуре большой партии калькуляторов - чуть не оберну лось для Валюлене полным кра хом: ни один из них не работал. Тогда, решив больше никогда не связываться со сложной тех никой, она переключилась на более близкий для женщины бизнес: поставку из Малайзии одежды . В то время нехватка д е н еж ной наличности вынудила мно гие российские предприятия вести бартерные операции, об менивая свою продукцию на ширпотреб или продукты, чтобы потом хоть частично распла титься с рабочими. Так поступал и Норильский металлургиче ский комбинат. Д . Валюлене за ключила договор с НМК , в результате чего вполне законно обменяла сингапурские тряпки на кобальт. Судя по всему, став облада тельницей первой партии этого дорогого российско го металла, литовская гражданка толком не знала, как им можно выгодно распорядиться. В России осо бого спроса на кобальт не было, а предусмотрительная адм ини страция комбината заложила в договор пункт о крупных штраф ных санкциях за попытку вывоза кобальта за границу: на это тре бовались лицензии , которых у “Лиетмала" не было. Норильск далеко, а металл надо было срочно обращать 4в деньги , и госпожа Валюлене пошла ва-банк. Закупив не сколько купе в пассажирском поезде “ Москва - Каунас", она с помощью своих партнеров из столичной фирмы “Арсей" упа ковала две с лишним тонны вы сококачественного кобальта в мешки и загрузила их в вагоны. Столь бесцеремонная афера не прошла: работники транспорт ной милиции Белорусского вок зала задержали груз. Однако его не конфисковали и уголов ное дело не было возбуждено : президент фирмы “Арсей " по мог оформить поддельные д о кументы о том, что металл не будет вывезен из России, а от правляют его, дескать, в Екате ринбург. Но вместо Урала кобальт был доставлен в московский аэропорт “ Быково", где его уже дожидался “Як-40", пилотируе мый С. Селибовским . Следова тель Министерства безопасности Карелии устано вил, что такие операции удава лись Валюлене дважды . А вот кто конкретно попустительство вал незаконной отправке ко бальта за пределы России, узнать оказалось труднее. Страшная неразбериха, корруп ция в московских аэропортах затащила следствие в непрохо дим ую трясину. Третий рейс, ставший по следним , был намечен через Петрозаводск. Именно здесь пилот должен был “ прощупать" карельскую таможню (помните вопросы о несуществующем представителе фирмы и складе для хранения металла?). Если бы “финт” не удался, летчик мог бы отработать запасной вариант и лететь в Москву , а оттуда в другой близкий к Литве город, чтобы повторить попытку. С арестом кобальтовых от ливок - целого состояния - их владельцы и партнеры всполо шились. В Петрозаводск приле тели адвокат “Лиетмала", муж Валюлене, представитель “Ар - сея". Было все: и обвинение в не законности задержания груза, и клятва в верности России , и д а же недвусмысленные намеки на вознаграждение при благопри ятном исходе дела. Но со труд ники МБ Карелии методично раскручивали нити следствия. Впрочем, по их мнению , дело с технической точки зрения не яв лялось сложным. Проблема в другом : случай стал ярким при мером того, как обретшая го су дарственность Россия безвозвратно теряет свои богат ства из -за несовершенства, а то и просто отсутствия, законов, обязанных их охранять. Внимательный читатель на верняка заметил, что во всем этом рассказе ни разу не было употреблено наиболее подходя щее слово “контрабанда". И это неспроста. Действительно, с у ществуют две суверенные стра ны: Россия и Литва. Со всеми атрибутами государственности . Но мало объявить себя незави симым, учредить правительст во, флаг и гражданство. Необходимо иметь еще и офи циально установленную грани цу. А ее между Россией и Лит вой, как, впрочем, и между другими субъектами бывшего СССР, нет. Есть границы адми нистративные, но это не одно и то же. И не зря их называют “ прозрачными". Откроем статью 78 Уголовно го кодекса России, по которому и сейчас вершится правосудие. В ней понятие “ контрабанда" определяется как перемещение грузов или иных ценностей че рез Государственную границу СССР без оформления тамо женных документов. То есть ко бальт, даже попадая в Литву, пределы бывшего Союза не пе ресекает. Абсурд? Но так гласит закон, по которому нам пока приходится жить. Именно по этой причине следствие было вынуждено пре кратить уголовное дело "из -за отсутствия состава преступле ния". В действиях “Лиетмала" было усмотрено лишь админи стративное правонарушение - отсутствие документов на вывоз из России квотируемых и лицен зируемых продуктов и сырья. Дело рассмотрел в феврале этого года Петрозаводский го родской народный суд . кото рый, руководствуясь 98-й статьей Таможенного кодекса (опять же СССР), постановил наложить штраф на СП в раз мере 25 процентов от стоимости металла, т. е. на 3,3 млн. рублей. Сам кобальт был конфискован. Теперь подведем итоги. Гос пожа Валюлене потеряла 12 млн. рублей. Штраф она, конеч но, платить не будет, так как яв ляется гражданкой Литвы, которая не имеет с Россией со ответствующих договоров ; ме талл вернулся государству - вот, пожалуй, и все наши успехи . В руках правосудия были и сами преступники, но, по большому счету, они отделались легким испугом . И все благодаря несо вершенству наших законов. Сейчас ситуация стала, сла ва богу, меняться. Россия пере стает быть “ безграничной": с 4 ноября 1992 года вступило в си лу постановление ВС России, которое до заключения д о го во ров со странами Балтии придает * административной границе ста тус государственной. Поэтому можно утешить себя мыслью: если бы контрабандисты попа лись сегодня, то получили бы по заслугам. И все-таки существующий правовой беспредел в отноше ниях между новоиспеченными государствами наталкивает на вопрос: кому выгодно, чтобы экономические границы России были так долго открыты? Если в общем-то мелкая сошка Валю лене смогла два раза из трех обвести нас вокруг пальца, то как же работают крупные акулы контрабандного бизнеса - оста ется догадываться... Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск. Калининград ПРОЗРАЧНАЯ ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ Калининградцы обеспокоены действиями стран Бал тии, усиливающими изоляцию области от России. Как известно, в силу сложившихся новых исторических об стоятельств Калининградская область оказалась полуан- клавом. Это ослабило не только экономические , но и культурные связи региона с российским государством . Так, недавно жители Калининграда были лишены возможности ознакомиться с выставкой западноевро пейской акварели из коллекции Эрмитажа. Путь м узей ных экспонатов пролегал через территорию Латвии. Но на границе латышские таможенники арестовали х удож е ственные произведения вместе с сопровождавшими их работниками музея и охраной. Несмотря на дипломатические переговоры, вагон с уникальными картинами не был пропущен на террито рию Латвийской республики для следования в Калинин град. Вернисаж не состоялся. Произведения искусства вернулись в Санкт-Петербург. Латвия “РИЖСКИЙ ЗАЛИВ” СПАСЕТ БАЛТИКУ В настоящее время латвийские и скандинавские специалисты совместно работают над крупным проектом Прибалтийская мозаика “ Рижский залив". Он предусматривает защиту вод Бал тийского моря у побережья Латвии от зарастания водо рослями, размножению которых благоприятствует сброс реками, впадающими в Рижский залив, еж е годно до двух тысяч тонн фосфора и около девяноста тысяч тонн азотных соединений . Программу охраны среды Балтийского моря от загрязнения предусматривается реализовать в 1993- 1997 гг. Литва УЧАТСЯ У ВОЕННЫХ МОРЯКОВ США Притязания Литвы на место среди военно -морских держав являются, видимо , небезосновательными, а серьезность намерений не вызывает сомнений . Ее флот, насчитывающий в своем состав.е два фрегата, учебный корабль и несколько катеров береговой охраны, соглас но плану боевой подготовки , намерен принять участие в морских учениях, которые пройдут с 16 по 18 июня. Они проводятся в Балтийском море военно -морскими силами США под кодовым названием “ Балтик Опе - рейшнс-93". Как заявил средствам массовой информации коман дир литовской флотилии командор Р. Балтушка, совме стные с американскими военными моряками учения "будут очень полезны военно -морском у флоту молодого государства". Эстония ОСТАЛИСЬ В ДУРАКАХ Почти сорок процентов русскоязычного населения Эстонии проголосовало за ее независимость на рефе рендуме, проведенном в республике в 1991 году . А те перь всех их, внесших существенный вклад в результаты референдума, власти независимого эстон ского государства не считают его гражданами . Закон, принятый парламентом, установил, что только люди , родившиеся в Эстонии до июня 1940 года, и их прямые потомки автоматически имеют право на граж данство. Это относится к тысячам шведов и канадцев, но почти не касается русских . Чтобы иметь право на гражданство, они должны прожить в Эстонии два года после Дня независимости и сдать экзамен по эстон ском у языку. Причем отсутствует четкое положение , определяющее порядок сдачи этого экзамена. Как отметила в своем докладе Комиссия по бе з опасности и сотрудничеству в Европе, побывавшая в эстонском государстве и изучавшая русскоязычный вопрос, “ это трудный экзамен для пожилых людей и тех, у кого нет особых способностей к языкам". Пока для русских, проживающих в независимой Э с тонии, проблема о гражданстве остается нерешенной. Геннадий ЮДЕНКО, наш собкор. %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz