Рыбный Мурман. 1993 г. Март.
* «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 марта 1993 года ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПАС 5 стр. н ичего не скажешь - эффек тную фразу изобрел заме ститель начальника тралового флота Ю. С. Белов, выражая свое возмуще ние в “Советском Мурмане" от 17 февраля, дескать, мы ловим рыбу, а они - доллары... Упреки нефтебазе (ныне СП "Мурман-Ойл") время от времени раздаются довольно при страстные. Может . и в данном слу чае эмоции возобладали. а положение не столь уж трагично? - Ничего себе эмоции! - не при нял мою попытку сглаживания углов начальник службы эксплуатации тралфлота В. В. Зинченко. - В замет ке приведен один конкретный при мер. Но подобное происходит систематически. На нефтебазе есть топливо всех сортов, а суда стоят. Вообще это нетелефонный разговор. Суховатость Виктора Васильеви ча объяснила опубликованная под флером истеричности заметка в "Ве черке" на ту же тему, как беспомощ ные флота только благодаря всесильному журналисту начали ре шать топливные проблемы... Любопытно стало, что за монстра вскормили на рыбацкие деньги, по вине которого теперь суда маются бездвижно! И я отправляюсь к юж ным причалам. ловцы ДОЛЛАРОВ Нефтебаза сегодня может впе чатлить разве что дилетанта. А гене ральный директор “Мурман-Ойла" А. И. Копытов иронично осаживает: - Проект 59-го. строительство - 1965-70 г. Нефтебаза морально уста рела еще на стадии проекта. Атеперь и физически устарела, мала пропу скная способность, обострены про блемы техники безопасности. Несмотря на какие-то переоснаще ния. она в целом остается на довоен ном уровне. Поэтому, конечноже. мы возлагаем надежды на иностранного партнера, его инвестиции на рекон струкцию. ведется закупка материа лов. Это все очень непросто в современныхусловиях. И на топливо цены скачут будь здоров: за полгода с 1300 до 40000 рублей за тонну. Так что представлять, будто мы прямо купаемся в долларах, по меньшей мере нелепо. Кстати, сам Белов про стой судна исчисляет не в тоннах рыбы, а в тех же долларах. Ин тересно. почему? - Но факт остается фактом: рыбацкие суда несвоевременно пол учают топливо. - Что ж. давайте обратимся к фактам. Надеюсь, о принципе пре доплаты знаете? Между тем “ Мур- ман-Ойл" систематически отпускает топливо флотам в долг. На 1 ноября 1992 года долг рыбаков составил 40.6 тысячи тонн, на 1января 1993-го он вырос до 63 тысяч - это более двух миллиардов рублей. В долг отпуска ли и отпускаем топливо городу, предприятиям, хотя там цифры много скромнее. Д. П. Слепухин, главный эконо мист фирмы, веером раскинул свод ки расхода топлива, помесячные и суточные за февраль. Красным пест реют долговые цифры, особенно мощно смотрится колонка флотов. - М-да... Но вот кончится путина, будут флота с рыбой ирассчитаются. - Промысел, между прочим, ве дется круглый год. И потом, постав щикам на нефтеперерабатывающих заводах тоже прикажете объяснять про путину? Так ведь не слушают. Для закупки топлива мы вынуждены брать кредиты пока под 85 процентов годовых. Но в конце концов кредито вание не безгранично. Под что? Под основные средства? Они нами арен дованы и не являются собственно стью. И поставщики вправе засомневаться в нашей платежеспо собности. А мы все "входим в поло жение”. наращивая долги... Нельзя действовать против логики экономи ки. - Мы как раз и работаем алогично - в ущерб себе. - продолжил мысль Андрей Иванович. - Мы перед ди леммой: закрыть задвижку и отпу скать топливо только после оплаты или бодро шагать к банкротству. На ше беспроцентное кредитование флотов топливом не может быть бес конечным. К тому же. если оплата и поступит “ после путины" или к концу года, то ведь мы еще и на инфляции порядочно теряем.Тут поневоле ста новишься сдержаннее в раздаче авансов. Сегодня порядка 30 про центов предприятий можно подвести под закон о банкротстве. Только ведь настоящие деловые люди, если ве рят в перспективу конкретного пред приятия. не стремятся его разорить - лучше помочь в тяжелую минуту и продолжать получать прибыль. Это еще одна из причин, почему мы не закрываем задвижку. И вот. скажем. “Севрыбхолодфлот". самый большой должник, на днях начал потихоньку расплачиваться, сократили долг "Мурманрыбпром". Беломорская ба за гослова. постоянно уточняются оперативные данные по флотам. Зна чит. выкарабкиваются, и мы будем сотрудничать дальше. Но при самом искреннем желании помочь мы все же должны защищать экономиче ские интересы своей фирмы, своего коллектива, а нас. похоже, целенап равленно подталкивают к тому само му банкротству, от которого мы оберегаем флота. Зачем? - То есть все упирается в пробле му взаиморасчетов? - Определенные производствен ные сбои по объективным и субъек тивным причинам были прежде при стабильных ценах и централизован ных поставках и еще не скоро исчез нут при сегодняшнем состоянии системы хозяйствования. Вот в янва ре железная дорога дважды не принималатопливо-сбой. Вналичии топливо у нас есть (дизельное, мо торное. мазут флотский и топочный), но порой не успеваем бункеровать, в порту скапливаются 5-10 судов. Только не надо все валить с больной головы на здоровую, блефовать - вы давать причины простоя, может, и вполне серьезные, непременно за топливные. Андрей Иванович пытается смягчить речь, но горечь прорывает ся. и я не могу не отмечать резон ность многих замечаний. Вот в прессе изобрели формулу: “Суда не вышли на промысел из-за отсутствия топлива". И никто не раскрывает этот штамп, что значит - нет топлива. Ко пытов по личному капризу не дает? Или в области, в стране вдруг топли ва не стало? Оказывается, у флота нет денегна покупкутоплива! Такэто же совсем разные вещи. Хотя, меж ду прочим, на покупку кафе-ресто- ранчиков у флотов деньги находятся... Буквально на несколько минут вошла заместитель директора по производству Р. И. Кубанская, чтобы внести в оперативные документы до полнительные справки. Быстро со риентировавшись в теме разговора и заметив мой скошенный на ее листки взгляд, сдержанно пояснила: - Это раскладка загрузки танке ра “ Рига", упомянутого в газетах. Корреспондентом приведены мои слова об обменно-закупочных опе рациях. но смысл сказанного или проигнорирован, или не понят. Более двух третей топлива на “ Риге" пред назначается для дозаправки наших же судов в инпортах. Вот. пожалуй ста. 6800 тонн для “Севрыбхо- лодфлота", по 2000 - тралфлоту и "Мурманрыбпрому", 1000 - для су дов “Севрыбпромразведки"... К одной из сводок подколота ко пия обращения к главе областной администрации о предоставлении льготного кредита для покупки топ лива на рыбацкие суда... Нет. не по хоже. что "МурмангОйл" безразличен к нуждам рыбаков, не стыкуется обвинение с контрдовода ми. МНЕНИЕ ПАРТНЕРОВ Уровень компетентности не по зволяет быть арбитром в столкнове нии интересов тралфлота и “Мурман-Ойла". выплеснувшемся на страницы газет. Не прозвучало конкретной претензии первых руко водителей флотов и на совещании в первой декаде февраля. Но для вя щей объективности обращаюсь к специалистам, непосредственно связанным с обеспечением топли вом. Первый вопрос заместителю начальника рыбного порта П. П. Бу тусову. - Что касается потребления топ лива - рыбный порт не показатель ный партнер, - заметил Петр Павлович. - Много ли потребляет буксирный портофлот? Но и мы не совсем сторонние: ведем перебун- керовку топлива своими танкерами. И насколько владеем информацией об экономическом положении фло тов и видя воочию фактический от пуск топлива, можем судить о ситу ации. Заметка с подачи тралфлотовцев ставит проблему с ног на голову. А как сформулирует претензии “Севрыбхолодфлот"? - Какие претензии? - удивился заместитель начальника по произ водству Е. Б. Лишневский. - Наобо рот. благодарны “Мурман-Ойлу" за понимание. По ряду причин мы ока зались в тяжелом положении, но флот на прикол не поставлен. И трал флоту точно так же отпускалось топ ливо в долг - чужое, из резерва. Только он тогда помалкивал, а как закупил - повысил голос. Несолид но... Закупил-то закупил, но тоже вре мя от времени пользуется кредитом “ Мурман-Ойла". Выискиваю в блок ноте выписку из сводки на 23 февра ля: задолженность тралфлота по моторному топливу 5852 тыс. тонн плюс услуги, итого 136 млн. рублей. Почти в унисон прозвучали и слова начальника техснабжения “Мурманрыбпрома" А. А. Шевалди- на: - Грех жаловаться, винить во всем “Мурман-Ойл". Попривыкли мы к централизованным поставкам (не только с топливом), не подгото вились заранее к прямым догово рам. к поиску более дешевого топлива на нефтеперерабатывающих заводах. А сложности взаиморасче тов. разбалансированность - общая беда. Воту меня телефонограмма из Перми - станция Кола не принимает топливо, а станция отвечает, что сво бодна. Надо срочно разбираться, “толкать" топливо. Такие неувязки на каждом шагу. Но ведь они и раньше были! В свое время я ходил старме- хом и прекрасно помню, как по 10 суток сто**ги в ожидании топлива... Между прочим, продукты для коман ды ни один флот не пытается получить в долг, магазин просто-на- просто без денег не даст. А вот пи тание для корабля - умудряемся. И еще поругаться норовим. В АО “Севрыба" вопросы обес печения топливом флотов курирует В. К. Малашенко. При тенденции к прямым связям назначение этой службы не совсем понятно. - Функции качественно измени лись. - подтвердил Валерий Корне евич. - Проблемы снабжения сейчас решаются не организацион но, а экономически: нет оплаты - нет товара. Свежий телекс из Ярос лавля требует погасить задолжен ность. иначе прекратится отгрузка. Такие предупреждения и прежде были нередки, теперь условия же стче. В этом вина не одного како- го-то предприятия, вся беда в распаде прежней системы снабже ния. На такой переходной стадии “Севрыба" помогает флотам инфор мацией, согласованием прямых связей с заводами. В настоящее время в тралфлоте с топливом по ложение лучше, чем у других. За купив топливо. здесь вправе рассчитывать на первоочередное обслуживание. Но практически это не всегда получается, отсюда до вольно субъективные оценки в пе чати. Я к ним отнесся критически. ПОПЫТКА стыковки . Читающий да сделает выводы сам. Позволю и себе высказаться. Создание совместного россий ско-германского предприятия “ Мур- ман-Ойл" на базе рыбацкой нефтебазы ничуть не предосуди тельнее акционирования флотов, предприятий и иных приватизацион ных процессов. Десятилетиями нас трясли за грудки и вдалбливали: "Будь хозяином!" Вот теперь пытаемся, неумело и больно. Само стоятельность способствует специа лизации. маневренности. Но первое ощущение хаоса, обнаруживаемое при всякой ломке и переустройстве, заставляет нервничать. Все это прекрасно понимают, когда говорится отвлеченно. А как коснется конкретного отторжения подразделения, аренды цеха ли. судна, так для иных руководителей психологически просто непереноси мо поступиться привычным правом казнить и миловать. Выслушала, покопалась в циф рах. сопоставила . и мне представля ется, что корень претензий к “ Мурман-Ойлу" в том же - в психо логии власти. В самом деле! Была нефтебаза вспомогательной службой, можно было по телефону приказать, мол. плесника-ка в танкерок вне графика и без рассуждений. Начальник фло та мог ногой открывать любые двери, требовать повышенного внимания по традиции. А теперь извольте обра щаться не как к подчиненному - как к равноправному, дескать, будьте любезны... И телефонное право ос лабло. Из чьих-то властолюбивых рук утек такой мощный рычаг. Вроде все по закону, но непереносимо. Оп ределенные круги поэтому не откры вают забрала. а исподтишка стараются дискредитировать толь- ко-только (с 1октября 1992 года) об ретшую самостоятельность нефтебазу, подзуживают рыбаков, горожан - ату ее! Когда живешь заботами одного цеха, судна, немудрено разобидеть ся на весь белый свет за противосто яние. Очень полезно резко менять угол и широту зрения, тогда ухваты ваются общие тенденции. Поиск и инициатива одних, лихорадочное рвачество других и мощные конвуль сии третьих, с чьих рук по одной об рываются марионеточные нити, ускользает сквозь сжатые пальцы власть. Конечно же. хочется, чтобы поиск и инициатива скорее привели к экономической стабильности. Ре альный успех могутускоритъ достой ные. истинно партнерские взаимоотношения фирм и коллекти вов во благо делу, а не в пылу амби- циий. Ольга ДМ И Т РИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz