Рыбный Мурман. 1993 г. Март.

КОНЦЕПЦИЯБУДУЩЕГО «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 марта 1993 года В. Ф. КОРЕЛЬСКИЙ: “ РОССИЯ УСТУПИЛА РОЛЬ ЛИДЕРА В МИРОВОМ РЫБОЛОВСТВЕ” Как мы уже сообщали, в Мурманске побывали председа ­ тель Комитета по рыболовству России В. Ф . Корельский и на­ чальник управления сырьевых ресурсов Комитета В. И. Цука- лов. Совет директоров АО “ Сев- рыба**, администрация области , Академия промыслового флота - таковы адр еса встреч руководи­ телей отрасли в Мурманске. Кроме того , они провели, так сказать, прием по личным вопро­ сам представителей малых структур. Предлагаем вашему внима­ нию выступление Владимира Федоровича Корельского в Мур­ манской государственной акаде­ мии рыбопромыслового флота (в сокращении). Россия, хотя и с большим тру­ дом и социальными издержками, но входит в рынок. Это осознало и по­ чувствовало большинство народа. Руководство страны считает, что стратегический курс хозяйственной реформы определен верно, но уп­ равление им в реальной хозяйствен­ ной жизни не скоординировано. В прошлом году была допущена масса ошибок, особенно в финансово-кре- дитной политике, в определении прав и полномочий регионов, в не­ достаточной социальной защите на­ селения. Центральным остается вопрос не просто о становлении и развитии частной собственности, но о разум­ ных темпах и масштабах ее введе­ ния. Мы за приватизацию, но не галопом, а в рациональных дозах. Огосударствление хозяйственной системы надо изменять по-умному как на макро-, так и на микроуровне. И все же многие еще ждут возврата к старому, не понимая, что этого уже не будет, это просто невозможно. Старая командная система разру­ шена. все шире предоставляется свобода самостоятельного хозяйст­ вования и личной экономической от­ ветственности за неумелое хозяйствование. Неэффективные производства России больше не нужны, она не сможет далее поддерживать отста­ лое хозяйствование, у нее не хватит на это сил. Пора до конца осознать: идем в рынок с его законами конку­ ренции. спроса и предложений, на­ до научиться выгодному предпринимательству. Руководители и коллективы тех рыбохозяйственных предприятий, которые акционировались и прива­ тизировались. должны четко пред­ ставлять себе. что больше жаловаться на “ проедание" фондов некому, коедиты стали дорогими, самим надо все достать и самим же выгодно реализовать свою продук­ цию. Без банкротства отсталых про­ изводств нам. по-видимому, не обойтись. Безработица в стране невелика, по-прежнему много излишне заня­ тых людей. бесполезного труда, зря выплаченной зарплаты - но при этом у государства нет достаточного опыта преодоления безработицы. Отсюда вывод: руководители тру­ довых коллективов должны крепко подумать о возможных угрозах без­ работицы для своих людей. По состоянию на 01.02.93 г. в отрасли зарегистрировано 80 акци­ онерных обществ. 43 товарищества с ограниченной ответственностью. 11 арендных и 1 частное предприя­ тие. По Северному бассейну все предприятия преобразованы в акци­ онерные общества, кроме рыбного порта и “Севрыбпромразведки". за­ прещенных в 1992 году к привати­ зации. В рыночной экономике центра­ лизованное бюджетное финансиро­ вание развития отраслей промышленности утрачивает доми­ нирующее значение. Основная опо­ ра должна делаться на финансовые ресурсы предприятий, широкое ис­ пользование кредитных и заемных средств. Перед отраслью стоит пробле­ ма: наряду с проведением акционирования (приватизации) го­ сударственных предприятий осуще­ ствить глубокую реформу структуры управления, разработать новый по­ рядок взаимодействия предприятий и организаций различных форм соб­ ственности. Основные принципы структур­ ной перестройки рыбного хозяйства нашли отражение в разработанных Комитетом “ Концепции перестройки управления рыбным хозяйством Российской Федерации" и “Феде­ ральной программе развития рыбно­ го хозяйства Российской Федерации до 1995 года "Рыба” . Перестройка управления рыб­ ной отраслью основывается на сле­ дующих принципах: учреждение акционерных обществ, трастовских и холдинговых компаний открытого типа, товариществ и их объедине­ ний в различных формах. Предпола­ гается продолжить работу по созданию системы коммерческих банков, торговых домов, бирж, стра­ ховых компаний. • * * Россия уступила свою лидирую­ щую роль в мировом рыболовстве (см. таб. 1). Снизился улов, уменьшились объемы производства пищевой про­ дукции. резко упало потребление рыбы на душу населения. Цены на топливо, оборудование и матери­ альные оборотные фонды выросли больше, чем цены на продукцию от­ расли. Рыбная отрасль разделила об­ щую судьбу спада производства в России. Такова фактически эконо­ мическая цена вхождения в рынок (см. таб. 2). Товарной пищевой рыбной про­ дукции. включая консервы, выпуще­ но 2020.7 тыс. тонн, что ниже уровня 1991 года на 553.4 тыс. тонн. На 33% сократилось производство консер­ вов и на 36% кормовой рыбной му­ ки. Слабо работали в 1992 году и в январе 1993 года предприятия Се­ верного бассейна. Улов рыбы в 1992 году по Северному бассейну на 286 тыс. тонн меньше улова 1991 года. Соответственно не выполнены зада­ ния и по производству пищевой продукции. В чем же причины такого поло­ жения? Что. рыба в морях переве­ лась или мы ловить ее разучились? Я думаю, и не то, и не другое. Раскол Союза и. следовательно, разрушение хозяйственных связей, весьма болезненно сказались на работе всех отраслей народного хо­ зяйства. в том числе и нашей рыб­ ной отрасли. Принятые правительством неожиданные и. я бы сказал, некомпетентные реше­ ния. в частности по ликвидации Ми­ нистерства рыбного хозяйства как самостоятельного органа управле­ ния отраслью, образование Комите­ та рыбного хозяйства России и подчинение его Министерству сельского хозяйства, конечно же. отрицательно повлияло на общую работу отрасли, да и в целом на мо­ ральный климат среди рыбаков. Нам в 1992 году удалось отсто­ ять наши позиции, и в сентябре 1992 года указом президента был создан самостоятельный орган уцравления отраслью - Комитет Российской Фе­ дерации по рыболовству. Комитет сегодня является ценг- ральным органом федеральной ис­ полнительной власти и обеспечивает разработку и прове­ дение единой рыбохозяйственной политики, в пределах своей компе­ тенции несет ответственность за развитие рыбного хозяйства. Нас очень беспокоит прогрес­ сирующее старение основных фон­ дов. Их износ составляет 47%. а флота - 49%. При этом возрастают диспропорции между добывающи­ ми. обрабатывающими, транспорт­ ными и вспомогательными судами. Государственной инвестиционной программы практически нет. Имеет­ ся в виду: зарабатывайте на инве­ стиции сами после того, как акционируете бывшую госсобствен­ ность. Но капиталов в рыбной отрас­ ли для реинвестирования пока не заработано. Отстают в развитии техника и технология рыбообработки, судоре­ монта. машиностроения, тарных и сетеснастных производств, холо­ дильного и портового хозяйств. Государство практически очень мало помогло отрасли в 1991-1992 гг. В текущем году Центральный банк выделил кредит на погашение просроченной задолженности в размере 12,1 млрд. рублей, в т. ч. 2.1 млрд. рублей по ставке за кре­ дит 50% и 10 млрд. рублей по став­ ке за кредит 80%. Из него АО "Севрыба" выделено около 3.5 млрд. рублей. Минфин России выделил для отрасли государственный льготный кредит на пополнение оборотных средств на общую сумму 4.8 млрд. рублей и льготный кредит в размере 1.4 млрд. рублей под завоз товаров в районы Крайнего Севера. Комитет постоянно на всех уровнях ставит вопросы о введении льготного налогообложения. Кое-что удалось решить. С 1 января 1993 го­ да налог на добавленную стоимость снижен с 28% до 10% по пищевой рыбопродукции и до 20% по дели­ катесной и технической продукции. Было принято положительное реше­ ние по экспортной таможенной по­ шлине на рыбу и морепродукты, размер которой уменьшен с 1 янва­ ря 1993 года с 20% до 10%. Мировой престиж отечествен­ ного рыболовства был завоеван прежде всего благодаря нашим крупномасштабным исследованиям и поиску сырьевых ресурсов. Пока еще наши позиции остаются на вы­ соком уровне, но мы уже топчемся на месте. Объем исследований со­ кращается. ведущие ученые и спе­ циалисты уходят. Базы флотов, объединения и предприятия, будущее которых за­ висит от сырьевых ресурсов, прак­ тически сорвали в 1992 году выполнение постановления прави­ тельства об отчислении средств во Внебюджетный фонд финансирова­ ния общеотраслевых НИОКР. Осо­ бенно наглядно это выглядело на Северном бассейне. В конце 1992 года Комитет буквально забросали телеграммами с "объяснениями в любви к науке", а также горячим же­ ланием перечислить деньги для фи­ нансирования науки. Но эта "любовь" объяснялась тем. что на­ логовая инспекция решила взыскать не только положенные 1,5 процента от себестоимости продукции, но и дополнительно столько же в виде штрафов. Как говорится - скупой платит дважды.' Предприятия, которые собира­ ются поступать таким же образом, в 1993 году будут лишены права на ведение промысла. Такие права да­ ны Комитету, и мы их используем в полной мере. Науку мы обязаны сохранить и обеспечить стабильным финансиро­ ванием. включая все источники, в том числе и целевое выделение сырьевых ресурсов на бассейнах. Такое решение принято на заседа­ нии Коллегии и научно-промысло­ выми советами. С другой стороны, будет уже­ сточен контроль за рациональным использованием этих средств. Всем нам в сегодняшнее сложное время не нужны абстрактные разработки, которые преследуют цель удовлет­ ворения собственного любопытства за государственный счет или того хлеще - явно корыстные цели, как это часто происходило на Дальнем Востоке. Видите ли. на наших судах работать нельзя из-за плохого обо­ рудования. а можно только на япон­ ских. корейских или американских, расплачиваясь за это ресурсами втридорога. Объяснение простое - на иностранных судах ученым и на­ блюдателям платят по 50-100 долла­ ров в сутки. С этим пора кончать. Надо до­ оборудовать исследовательские су­ да или даже построить новые, в первую очередь для работы на шельфе. Мы сделаем это. найдем средства, в том числе и валюту, но избавимся от этой долларовой бо­ лезни. В 1992 году удалось также, хоть и не в полном объеме, решить про­ блемы финансирования учебных за­ ведений. Всего на содержание 6 высших и 13 средних специальных учебных заведений было выделено свыше 1,48 млрд. рублей, в том числе на содержание Мурманской академии 162 млн. рублей (без учета 27,7 млн. рублей, выделенных прежде на ка­ питальное строительство). Однако изменение форм собст­ венности требует серьезной пере­ стройки в деле подготовки кадров. Комитет по рыболовству считает не­ обходимым осуществлять дальней­ шее развитие учебных заведений для решения следующих основных задач: - приведение уровня подготовки командных кадров плавсостава до уровня требований международных конвенций По безопасности море­ плавания и конвенций о подготовке и дипломировании моряков; - повышение качества подготов­ ки специалистов и обеспечения конкурентоспособности выпускни­ ков отраслевых вузов на общемиро­ вом рынке труда и обеспечение в связи с этим конвертируемости рос­ сийских морских дипломов и серти­ фикатов: - создание четкой системы не­ прерывного образования по всем специальностям отрасли на единой методической основе с учетом меж­ дународного опыта многоступенча­ той подготовки и региональных особенностей рыбопромысловых бассейнов: - создание условий для ком­ мерческой подготовки специали­ стов для зарубежных стран на контрактной основе. КРАТКИЕ ИТОГИ: - экономика России и ее рыбное хозяйство идут в рынок, радикально меняются отношения собственно­ сти. Это генеральный курс реформ, отхода от него не будет: - рыбная отрасль России пере­ живает те же трудности, которые существуют во всем ее народном хозяйстве: - вхождение в рынок - это дли­ тельный процесс, нужно освоить все рыночные механизмы, глубоко осознать ответственность самостоя­ тельного хозяйствования; - Комитет рыболовства в рамках своего нынешнего предназначения будет всемерно поддерживать рыб­ ную отрасль как самостоятельную структуру народного хозяйства Рос­ сии; - от научных подразделений, в том числе от Мурманской акаде­ мии. Комитет ожидает практических рекомендаций, упреждающих ход событий настолько, чтобы можно было принимать эффективные ре­ шения. № 1 ДИНАМИКА УЛОВОВ РЫ БЫ и других водных объектов ведущих стран мира (в млн. т , подчеркнуты уловы стран , занимавших первое м есто , без водорослей, китов и морзверя) Годы Страны 1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 Китай 4,2 6,8 8,0 9.3 10,4 11,2 12,1 12,9 13,1 Япония 10,4 11,4 12,0 11,8 12,0 11,2 10,4 10,3 10,0 Чили 2,8 4,8 5,6 4,8 5,2 6,4 5,2 6,0 6,3 Перу 2,7 4,1 5,6 4,6 6,6 6,9 6,9 6,2 6,0 СССР, в т. ч. бывший СССР 9,5 10,5 11,3 11,2 п ,з 11,3 10,4 9,2 Россия 6,7 7,4 8,1 8,1 8,2 8,0 7,6 6,7 5,8 США 3,6 4,9 5,2 6,0 5,9 5,8 5,9 5,8 5,5 Республика Корея 2,1 2,6 3,1 2,9 2,7 2,8 2,8 2,7 2,5 № 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz