Рыбный Мурман. 1993 г. Март.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 марта 1993 года у “ОКНА”В ЕВРОПУ 13 стр. | удно “Святитель Николай", по- строенное фирмой “ Карелия- ТАМП " петрозаводского клуба “ Полярный О ди ссей ", совершило полное ■ опасностей первое плавание в зимних водах Балтийского моря и сейчас нахо дится в германском порту Любек. О том, какие неожиданности встретил этот д е ревянный парусник на своем пути, мы по просили рассказать одного из авторов проекта строительства “ Св. Николая", бессменного капитана этого судна Але к сандра СКВОРЦОВА. - Честно говоря, этот рейс не был за планирован - на зим у деревянные суда поднимаются на стапели и ремонтируют ся. Но тут возникла проблема: клуб дол жен был отправить своих людей, снаряжение и продукты на Канарские ос трова для смены экипажей и пополнения запасов на стоящих там сейчас лодьях “ Вера" и “ Надежда ". Первоначально эту операцию собрались провернуть на па руснике “ Мир ", который шел из Санкт- Петербурга до Гамбурга (а там был уже отработан другой вариант поездки ). Но идея сорвалась, вот и решили попробо вать дойти до Германии на “Св. Н и ко лае". Перед сложным зимним плаванием был нужен капитальный осмотр судна. Заместитель генерального директора фирмы “ Карелия-ТАМП " по морским д е лам капитан I ранга, доктор военных наук из Санкт-Петербурга В. Горбачев, поль зуясь дружбой нашего клуба с Кронш тадтским военно -морским гарнизоном, обеспечил докование "Св. Николая" у моряков в Приморске. Появление там нашего новодела ста ринного корабля произвело фурор и, как сейчас я понимаю , некоторое смятение: странный “ пароход", крепкие как на п о д бор парни из экипажа, загадочный кап и тан I ранга и не менее загадочный вояж “Св. Николая" в снежную Балтику. Помощь нам оказали как полагается, и 9 декабря судно , пробивая молодой л е до к , вышло под двигателем из Примор ска. Неприятности начались уж е с самого начала: повредили обшивку. Пришлось возвращаться и начинать снова. Но это были цветочки... 10 декабря поднялся ю го -западный ветер, который стал усиливаться до штормового. Пришлось искать стоянку эстонско го острова Парли. Ночью п о д о шли местные рыбаки и провели нас в ма лю сенькую гавань. Познакомились с ними, узнали полную трагизма историю их существования. Сейчас, после развала Союза, этот поселок оставлен р о с си й ским и по граничниками и брошен на про извол судьбы . Рыба, выловленная ими, никому не нужна, нарушены все связи, строения разваливаются. Здесь и раньше люди жили как затворники : чтобы п о пасть на “ большую землю ", надо было за две недели испрашивать разрешение. Как-то в один год море замерзло, и ры баки проторили автомобильную дорогу на материк. Так пограничники пригнали ледокол и перебили лед : нельзя! А теперь все можно , жаловались м у ж и ки . Российская погранслужба ушла. Эстонцы оставили границу открытой, что, естественно, вызвало недовольство фин нов и шведов. Эти слова островитян мы дол го еще вспоминали в дальнейшем. 12 декабря на зыби вышли в море в направлении острова Ханко. Хотелось * прижаться к северному берегу Балтики и под его прикрытием идти вдоль финских и ш ведских шхер. На следующ ий день, едва мы приблизились к суше, появились финские пограничные катера. Для меня, уж е не раз ходившего в этих водах, их расторопность вызвала немалое удивле ние. Обычно с кандинавские “ погранцы" в такую по году сидят дома и их совсем не интересуют маленькие суда, вроде на шего. Я связался с ними по рации, объ яснил, что за судно , его особенности . Но вояки стали демонстративно оттеснять нас в открытое штормовое море. Делать нечего: принимаю решение сделать бро сок на остров Готланд - 120 миль по кар те. 14 декабря подул попутный крепкий северо -западный ветер, но через сутки он затих на час, а затем развернулся на 180 градусов. Д о Готланда оставалось 15 миль, но преодолеть их было уж е невоз можно . Пришлось проложить курс на за пад - в ш ведские шхеры. Д ости гли островов к вечеру. В и д и мость - не более двух миль. Сделали п о пытку связаться по радио с лоцманской станцией О кселесунд для разрешения войти в шхеры, но нас встретило молча ние. Ветер не позволял выбрать друго го решения как войти в шхеры и попробо вать найти фарватер на южное побе режье Швеции, чтобы затем идти гене ральным курсом . Но блуждания впотьмах ни к чему не привели. Зато вскоре мы заметили, как за кормой крадется по гра ничный катер. Связавшись с ним по УКВ - радиостанции , я сообщил о сложившейся ситуации: нам ничего не надо, кроме как найти укрытие - переждать шторм. Швед предложил следовать за ним - в порт О к селесунд. Причал в гавани был ослепительно освещен, на нем уж е стояло пять автома шин: полиция, военная полиция, таможня, иммиграционная служба и еще какая-то непонятная “ команда". Такую компанию за час не соберешь. Толпа людей в фор ме, с оружием , фонарями, фото- видео аппаратурой поднялась на “Св. Николая". Меня увели на допрос в конторку. Корот ко остриженный человек в кожаной к у р тке пытался выяснить - кто мы такие. Особенно он интересовался пассажира ми (которых на борту не было) и поми нутным графиком движения к шведским водам. Наконец он милостиво сообщил, что не так давно какое-то рыболовное судно незаконно высадило на берег - да еще и в запретной зоне - 72 эми гранта -курда (это теперь выгодный бизнес - беженцы просачиваются в Прибалтику и платят за доставку в Европу валютой). Но в то вре мя. когда все это произошло, мы бе зу с пешно пытались достичь Готланда. Словом, на “Св. Николае" никого похо же го на курда не оказалось. Когда я при шел на судно , там уже вовсю шел обыск, причем самый бесцеремонный. В мое от сутствие - в нарушение всех норм - об шарили капитанскую каюту. Общий "улов" был беден : 12 бутылок водки , к о торые кто-то из членов экипажа не занес по безалаберности в декларацию . С пи р тное было конфисковано, но, будем с ч и тать, в запарке таможенники забыли составить надлежащий акт. Бог с ними - выпьют м ужики русской водки... Обыск пошел по второму кругу и при нес мне одну радость и одно огорчение : шведы нашли где -то под пайлолами п е рочинный ножичек, который я уж е считал навсегда утерянным, но после этого д о смотра пропал мой берет с кокардой . Обидно ! Зато бдительные охранники об наружили еще один странный для них предмет - бутылку с каким -то непонятным содержимым . Для меня-то все было ясно и, чтобы предотвратить конфуз, я взял ее и вылил за борт. В ту ж е се кунд у в нее вцепилось сразу несколько рук. Шведы бросились к борту и с явным сожалением стали смотреть вслед проплывающей пе не, как будто я выплеснул самую со кро венную ш пионскую тайну русских. Пришлось объяснить загрустившим аген там. что это была... Ну как вам объяснить: кто плавал на неприспособленных судах, поймет, что в этом ничего постыдного нет: попробуй -ка за нуждой выйти на об леденелую палубу. Бутылку бережно увезли на экспертизу . Интересно все -та ки, какие физиономии были у шведских криминалистов, когда они дознались до содерж им о го “ запретного груза"? А если без шуток, то “Св. Николай" шел через Швецию транзитом, и у тамо женников и иже с ними не было права изымать подобные вещи. Все эта вакханалия продолжалась около пяти часов, и все время на “Св. Н и колае" находилось множество людей : одни без конца бегали по судну и кри чали, другие , наоборот, безмолвно сто яли, третьи постоянно щелкали блицами фотоаппаратов, четвертые снимали про исходящее на видео. Наконец , объяснив о запрете сходить на берег, наши “ гости" стали разъезжать ся. Последний посетитель, установив по перек причала какую -то подозрительную трубу (как потом выяснилось - электрон ную охрану), уехал. К тому же , вся тер ритория была ограждена высоким забором - стало тихо и спокойно . На сле дующ ий день на борт взошел, судя по всему, очень важный военный чин. М о жет быть, даже генерал. Он категориче ски потребовал покинуть воды Швеции. Для сухопутных читателей отмечу драма тичность и ди кость сложившейся ситуа ции. В зимнем море - шторм. Судно несовременное , не способное идти про тив ветра, двигатель малосильный. По всем нормам морского права капитан, е с ли не чувствует, что судно находится в безопасности , обязан укрыть его у берега любого государства. И никаких претен зий к нему не должно быть. Но шведы были беспощадны . При шлось поднимать паруса и двинуться на восток. Шли лагом к крутой жесто кой балтийской волне. Ее удары в корпус воспринимались как по живом у (потом я обнаружил, что новая металлическая об шивка ледового пояса по левому борту была сорвана). Глубокой ночью влетели в бухту у Каппельхами на северо -западном берегу Готланда. Сопровождавший нас катер ох раны (моряки понимали ситуацию и со чувствовали нам) не посмел вновь выгнать “Св. Николая" в открытое море и предложил следовать за ним. Судно по ставили у военного причала, оставив ох рану из автоматчиков. 17 декабря, к радости шведов, мы сделали попытку уйти из не гостеприим ной страны. Но она длилась недолго. Ве тер • зашел на ю го -запад и резко усилился. Нам пришлось вновь идти на Готланд. Через 30 минут после швартов ки на пирс прибыли две машины с пол ицией и какими -то очень важными персонами. “ Немедленно уходите !" - требовали они. Прогноз в это время обе щал продолжение шторма. Пришлось в сопровождении двух ракетных катеров идти под парусами на север вдоль Гот ланда с расчетом: возвращаться на вос ток - в район Рижского залива. Ветер до 15-17 метров в секунду . В сумерках ш ко товый угол грота (основного паруса - А. Т.) лопнул . Это уже была серьезная у г роза безопасности плавания. Я сообщил шведам об аварии, неблагоприятном про гнозе и о том. что судно несет на камни шхер. Измотавшись на непривычном ти хом ходу, они согласились отвести нас на стоянку в запретном районе на севере Готланда. “Св. Николай" еле-еле. со с ко ростью 0,2-0.3 узла, преодолевая сопро тивление ветра, зашел в бухту. Бросили один якорь - сносит, второй - тот же ре зультат. был спущен третий якорь. Ночь, поверьте, была изрядно ветре ная. Никогда мне не приходилось слы шать такого зловещего гудения в вантах. Люди , превозмогая усталость, дежурили на палубе. Очередное несчастье посети ло нас под утро: лопнул трос одного из якорей. Только рассвет принес некоторое у с покоение погоды . Это было утро 19 д е кабря - день святого Николая. Ровно два года назад - день в день - мы задумали построить этот корабль. Праздник судна, праздник святого. Я дал команду прове сти генеральную уборку, поставил свечу у иконы святого Николая М ирликийско го . А ко всеми прочему объявил полный за прет на крепкие выражения. И Никола -У годник , покровитель м о ряков и странников, помог: свершилось чудо! Утром дул попутный ветер, мы раз вернули все паруса и полетели, эс кор ти руемые то катерами береговой охраны, то пограничными судами , то самолетами. За всю шведскую эпопею нас сопровож да ли восемь кораблей и четыре самолета. Приношу шведам извинения за с ож ж е н ное ими из -за нелепой подозрительности топливо, которое, как известно, финанси руется за счет налогоплательщиков. Они, думаю , и не знают об этой “ блестяще" проведенной операции королевских во- енно -морских сил. ...Святой Николай содействовал “Св. Николаю " всю оставшуюся дорогу : ко рабль петрозаводчан, которым управлял Александр Скворцов, долетел до герман ского порта Любек за полтора суток. И с ключительно на парусах - при попутном ветре. Накануне Рождества в Западной Европе он вошел в порт назначения - тор жественно , с украшенной елкой, установ ленной на бушприте. И немцы - жители ганзейско го порта, прирожденные моря ки - по достоинству оценили мужество российских мореплавателей в суровом зимнем переходе. А затем, уже в спо кой ной обстановке, капитан и его с п о д в иж ники проанализировали ситуацию , в которую они впервые попали за три года плавания вокруг С кандинавии . Первая причина столь явной негостеприимности - "оголение" границ бывшего СССР. Это вызывает естественное раздражение властей стран полуострова. Вторая, при чем вполне реальная, могла иметь начало еще в Приморске . Мысли о том, что с ка н динавские спецслужбы знали, что “Св. Николай" посетил военно -морскую часть и там с ним что-то делали, не покидает умы участников экспедиции . Отсюда столь "радушный" прием , выходящий за рамки м еждународно го права: судно, возможно, было принято за шпионское. Однако эту версию уж е должны отраба тывать компетентные органы. Бог им в п о мощь. А еще столь некорректное обращение с беззащитным деревянным корабликом объяснить можно довольно просто: Рос сия потеряла свое влияние в Балтийском море. И с нами там теперь мало кто с ч и тается. * * * Подумалось: от петровского “окна" в Европу осталась... одна форточка. Александр ТРУБИН , наш соблорр . г. Петрозаводск. СТРАСТИ “СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ” В ПОХОДЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz