Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
6 стр. ОТ НАШЕГО СОБКОРА «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 4 по 10 июня 1993 года * Морские истории ПЛАТА ЗА... МУЖЕСТВО На флоте много разных историй слу чается: и романтических, и трагических. Писать в газете о том, что хорошо конча ется, можно было, а если за упокой, то не приведи Господи. Об утонувших судах, к примеру, в прессе не сообщалось. Помню, как несколько лет назад к юбилею Мурманска в газету написал статью о том, что этот заполярный порт для архангельских моряков - вторая роди на, делившая с ними радости и горести. Вспомнил, как еще в юные годы пережив страшнейший ураган, когда вместе с эки пажем утонуло шедшее неподалеку суд но, в мурманском, тогда еще старом, ресторане “Арктика" мы поминали погиб ших своихтоварищей, и оркестр без конца играл “ Раскинулось море широко..." Но цензура даже через четверть века после случившегося не посочувствовала, абзац об этой трагедии вырубили: совет ский моряк из воды должен был выходить сухим. Теперь, слава Богу, правду писать можно. О том трагическом случае, о дру гом, я, как очевидец, еще расскажу под робно. Сегодня же речь пойдет об утонувшем траулере, когда, к счастью, обошлось без жертв. * * • Старейший капитан из Зимней Золо- тицы Ф. И. Ладкин на Севере моряк изве стный. Сейчас на пенсии. А познакомились мы с ним на мойвенной путине на плавбазе “ Рига". Тогда Филипп Иванович был капитаном-наставником. Он пересаживался на отстающие трауле ры, делился опытом, после чего судно наверстывало упущенное. Материал в га зете потом так и назывался - “Дело ладит Ладкин". Известно было, что когда-то он потер пел кораблекрушение: как и подобает ка питану, покинул судно последним, прыгнув в ледяную воду. Но как я ни пы тался узнать подробности, Филипп Ива нович отмалчивался. И вот недавно, через столько време ни. встретились мы с Ладкиным на зверо- бойке в его родном селе. Выпили с ним по стопочке, теперь и об этом сказать не грех, смешно, если моряки встречу ком потом отмечать будут. Конечно, воспоми нания потекли о флотской жизни. Рассказал старый капитан и о гибели сво его судна. ... В то апрельское утро путина в Ба ренцевом море собрала не один десяток промысловых судов. Они как коршуны кружили над косяками рыбы. Кто быстрее делал замет, тот и с уловом был. Колхозный СРТ АИ-2001 “ Кехта" ле жал в дрейфе. Добытчики чинили невод, а свободные от вахт спокойно отдыхали, когда мощный удар потряс корпус. Прямо в машинное отделение врезался мурман ский траулер, чересчур спешивший к своей удаче. Кто бы мог подумать, что и на просторах моря бывает тесно. Пробои на оказалась смертельной, и экипажу “ Кехты" ничего не оставалось, как тут же кто в чем был перепрыгнуть на палубу “ обидчика". Сняв экипаж, мурманчанин отошел от греха подальше. На мостике тонущего ко рабля остался лишь его капитан. По ради отелефону он связывался с плавбазой в надежде, что она подойти успеет, возь мет под борт, тогда спасение судна обес печено. В морской практике бывали такие случаи. - Эвакуировав команду, я на что-то еще надеялся, - вспоминает Филипп Ива нович, - о водонепроницаемых перебор ках думал, о запасе плавучести и жизнестойкости корабля. Только вижу, корма уже пошла вниз, тонет “ Кехта"... Капитан перебежал на нос, который уже “ на попа" встал, прощально глядя в небо, и прыгнул за борт. Отмахав несколь ко десятков метров (могло затянуть в во ронку), успел разглядеть на черном треугольнике белые буквы “АИ". Через минуту все было кончено. Ладкина подобрал дежуривший не вдалеке мурУианчанин, отправивший на дно своего собрата. Его капитан получил срок. Филипп Иванович не был признан виновным, но на всякий случай диплома его лишили. За мужество в те годы тоже наказывали. Наш корр. г. Архангельск. “ПРИНЦЕССА АРКТИКИ" ТЕПЕРЬ НАША Еще несколько лет назад ж и знь п о д сказывала архангельским рыбакам -кол- хозникам необходимость иметь собственный рефрижераторный транс порт. Действительно, сколько можно бы ло от чьих-то плавбаз зависеть, за работу с ними большие отдавать деньги . Только в наше время, когда рыноч ные отношения еще больше навязывают проблем, приобретать суда, даже ста рые, не по карману. Но чтобы выжить, надо делать решительные шаги. Пусть уж зарплата поменьше будет, но на раз витие производства средства стоит изы скивать. зато вера будет, что завтра не пойдешь по миру. Такую цель поставили перед со бой руководители межколхозной базы промфлота в Мурманске , подыскивая подходящее судно. Ездили в Санкт-Пе - тербург, в Прибалтику, но ничего подхо дящего в своей стране не нашли. Тогда в зарубежных портах разведку сделали и облюбовали не новый, но вполне при личный транспорт в Дании , подходящий по всем параметрам, способный брать на борт 1000 тонн рыбы. Кроме того, он сможет снабжать траулеры топливом, пресной водой, продуктами. Контракт подписан . Фирма, продаю щая судно, обязалась его отремонтиро вать и к концу июля ввести в класс Регистра, после чего транспорт придет в Архангельск. Такого класса судна у рыбаков в пор ту на Северной Двине еще не было. На звание его решили оставить прежним - “ Принцесса Арктики". ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ - УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ К высоким руководителям отношение нынче неординарное : кто хвалит, а кто ругает. Во всех наших бедах, по крайней мере, есть на кого грехи сваливать. Но если объективно смотреть, то что за лю ди бал правят? Главу администрации Архангельской области П. Н. Балакшина недавно севе ряне еще с одной стороны узнали. Уче ный совет Инженерной академии Российской Федерации , рассмотрев представленные материалы научной, и с - * Коротко и ясно следовательской и рационализаторской деятельности Павла Николаевича за го ды работы в целлюлозно-бумажной про мышленности, избрал его членом -корреспондентом Российской инженерной академии. П. Н. Балакшин - автор многих изо бретений, которые определили коренные изменения не только в отечественной промышленности, но и получили извест ность в мировой технологической науке. В 1982 году ему было присвоено звание лауреата Государственной премии по науке и технике, а в 1990 году - заслу женно го работника лесной отрасли РСФСР. Д ру гую любопытную новость привез генеральный директор акционерного об щества “Архангельский траловый флот" И. Е. Дегтярев. Недавно он вернулся из Мехико с М еждународной бриллианто вой звездой качества. Эта престижная награда М еждународного института маркетинга присвоена коллективу рыба ков промыслового флота, который воз главил Иван Егорович в самые тяжелые годы вхождения в рынок, когда предпри ятие стояло на грани краха. “ОРБИТА” НА ОРБИТЕ Сколько нынче программ смотрят те лезрители Архангельска? Прежде всего это, конечно, первая программа “Останкино", Российский ка нал, передачи из Санкт-Петербурга. Ра ботает местная телерадиокомпания “ Поморье". А недавно жители города получили великолепную возможность: заработал суперканал спутникового те левидения с передачами на иностранных языках. Его, кстати, использует и мест ная телестудия, повторяя “ Панораму Се вера", развлекательные программы. Демонстрируются и кинофильмы. Бо гатый человек - глава частного предпри ятия “ Сатурн", видимо, от широты чувств за полтора миллиона долларов закупил импортный телесериал “Сеньорита", ко торый демонстрируется каждый день. Если учесть, что в Архангельске д е й ствуют еще два канала кабельного теле видения, одно из них - альтернативное, то у экрана телевизора можно пр о сиж и вать дни и ночи. УЛИЦА, УЛИЦА, ТЫ, БРАТ, ПЬЯНА... На конечной остановке за руль авто буса сел сменщик. Ничего не подозре вавшие пассажиры как обычно рассаживались в салоне. Но едва авто бус тронулся, стало ясно, что с в о д и те л е м не все в поряд ке : машина заколесила по сторонам и сбила элек! роопору. Пассажиров как волной смыло, и н и бежали, перепрыгивая на асфальте че рез оголенные провода , водителем же , опустившим на руль голову, никто не п о интересовался. А он поднялся и п р од о л жал путь: выскочил на тротуар, повредив несколько стоящих рядом частных авто мобилей, сбил де тс кую коляску , и з к о торой вылетел трехмесячный ребенок ... Д аже страшно рассказывать об этом во пиющем случае. Остановился хмельной транспорт, врезавшись в веранду де тс ко го садика . Водителя вытащили из кабины ... мерт вецки пьяным. Им оказался Г. Ш. Кстати, бывший рыбак промыслового флота. Материальный ущерб , нанесенный им, составил 20 миллионов рублей. Что касается цены покалеченных лю дей , то эту меру определит суд . Остается д о б а в и ть : к а к по ка зал а специальная пр овер ка , не трезвы е в о ди тел и вы ходили на л и н ию и на д р у гих автобусах . Будем бдительными. ХОТЕЛ В ТУРЦИЮ - ПОПАЛ В ТЮРЬМУ О том , что пьяном у м о р е по ко л е н о , давно и звестно . Н а б р а вш и сь “х р а б р о с ти ", бывший со в х о зны й б р и га д и р , а теперь тож е уж е бы вш ий р а б о тн и к а к ц и о не р н о го общ ества (ф амилию не называем , по ка и д е т с л е д с т в и е ), р е шил отправиться по гуля ть в Т у р ц и ю . В д е р е в н е М а р ь и н о П и н е ж с к о г о района А р ха н гел ь с ко й области в о б щ еж и ти и он взял в з а л ож н и цы 1 9 -л е т ню ю д е в ч о н к у и, приставив н о ж к ее горлу , потребовал от властей д е н ь ги , в зры вчатку и вертолет, на ко то р ом и собирал ся вылететь за гр а н и ц у в с к а зо ч н ую страну . Более четырех часов с “ поддатым " террористом велись переговоры , но он настаивал на своем . Тогда работник м и лиции двумя снайперскими выстрелами злоумышленнику повредил но ги . З ал ож ница отделалась ле гкими телесными п о вреждениями . которые успел нанести преступник. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. Архангельск. Кто в море не бывал - тот не рисковал. Ф ото Александра ОДИНЦОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz