Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.

6 стр. ОТ НАШЕГО СОБКОРА «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 4 по 10 июня 1993 года * Морские истории ПЛАТА ЗА... МУЖЕСТВО На флоте много разных историй слу­ чается: и романтических, и трагических. Писать в газете о том, что хорошо конча­ ется, можно было, а если за упокой, то не приведи Господи. Об утонувших судах, к примеру, в прессе не сообщалось. Помню, как несколько лет назад к юбилею Мурманска в газету написал статью о том, что этот заполярный порт для архангельских моряков - вторая роди­ на, делившая с ними радости и горести. Вспомнил, как еще в юные годы пережив страшнейший ураган, когда вместе с эки­ пажем утонуло шедшее неподалеку суд­ но, в мурманском, тогда еще старом, ресторане “Арктика" мы поминали погиб­ ших своихтоварищей, и оркестр без конца играл “ Раскинулось море широко..." Но цензура даже через четверть века после случившегося не посочувствовала, абзац об этой трагедии вырубили: совет­ ский моряк из воды должен был выходить сухим. Теперь, слава Богу, правду писать можно. О том трагическом случае, о дру­ гом, я, как очевидец, еще расскажу под­ робно. Сегодня же речь пойдет об утонувшем траулере, когда, к счастью, обошлось без жертв. * * • Старейший капитан из Зимней Золо- тицы Ф. И. Ладкин на Севере моряк изве­ стный. Сейчас на пенсии. А познакомились мы с ним на мойвенной путине на плавбазе “ Рига". Тогда Филипп Иванович был капитаном-наставником. Он пересаживался на отстающие трауле­ ры, делился опытом, после чего судно наверстывало упущенное. Материал в га­ зете потом так и назывался - “Дело ладит Ладкин". Известно было, что когда-то он потер­ пел кораблекрушение: как и подобает ка­ питану, покинул судно последним, прыгнув в ледяную воду. Но как я ни пы­ тался узнать подробности, Филипп Ива­ нович отмалчивался. И вот недавно, через столько време­ ни. встретились мы с Ладкиным на зверо- бойке в его родном селе. Выпили с ним по стопочке, теперь и об этом сказать не грех, смешно, если моряки встречу ком­ потом отмечать будут. Конечно, воспоми­ нания потекли о флотской жизни. Рассказал старый капитан и о гибели сво­ его судна. ... В то апрельское утро путина в Ба­ ренцевом море собрала не один десяток промысловых судов. Они как коршуны кружили над косяками рыбы. Кто быстрее делал замет, тот и с уловом был. Колхозный СРТ АИ-2001 “ Кехта" ле­ жал в дрейфе. Добытчики чинили невод, а свободные от вахт спокойно отдыхали, когда мощный удар потряс корпус. Прямо в машинное отделение врезался мурман­ ский траулер, чересчур спешивший к своей удаче. Кто бы мог подумать, что и на просторах моря бывает тесно. Пробои­ на оказалась смертельной, и экипажу “ Кехты" ничего не оставалось, как тут же кто в чем был перепрыгнуть на палубу “ обидчика". Сняв экипаж, мурманчанин отошел от греха подальше. На мостике тонущего ко­ рабля остался лишь его капитан. По ради­ отелефону он связывался с плавбазой в надежде, что она подойти успеет, возь­ мет под борт, тогда спасение судна обес­ печено. В морской практике бывали такие случаи. - Эвакуировав команду, я на что-то еще надеялся, - вспоминает Филипп Ива­ нович, - о водонепроницаемых перебор­ ках думал, о запасе плавучести и жизнестойкости корабля. Только вижу, корма уже пошла вниз, тонет “ Кехта"... Капитан перебежал на нос, который уже “ на попа" встал, прощально глядя в небо, и прыгнул за борт. Отмахав несколь­ ко десятков метров (могло затянуть в во­ ронку), успел разглядеть на черном треугольнике белые буквы “АИ". Через минуту все было кончено. Ладкина подобрал дежуривший не­ вдалеке мурУианчанин, отправивший на дно своего собрата. Его капитан получил срок. Филипп Иванович не был признан виновным, но на всякий случай диплома его лишили. За мужество в те годы тоже наказывали. Наш корр. г. Архангельск. “ПРИНЦЕССА АРКТИКИ" ТЕПЕРЬ НАША Еще несколько лет назад ж и знь п о д ­ сказывала архангельским рыбакам -кол- хозникам необходимость иметь собственный рефрижераторный транс­ порт. Действительно, сколько можно бы­ ло от чьих-то плавбаз зависеть, за работу с ними большие отдавать деньги . Только в наше время, когда рыноч­ ные отношения еще больше навязывают проблем, приобретать суда, даже ста­ рые, не по карману. Но чтобы выжить, надо делать решительные шаги. Пусть уж зарплата поменьше будет, но на раз­ витие производства средства стоит изы ­ скивать. зато вера будет, что завтра не пойдешь по миру. Такую цель поставили перед со ­ бой руководители межколхозной базы промфлота в Мурманске , подыскивая подходящее судно. Ездили в Санкт-Пе - тербург, в Прибалтику, но ничего подхо ­ дящего в своей стране не нашли. Тогда в зарубежных портах разведку сделали и облюбовали не новый, но вполне при ­ личный транспорт в Дании , подходящий по всем параметрам, способный брать на борт 1000 тонн рыбы. Кроме того, он сможет снабжать траулеры топливом, пресной водой, продуктами. Контракт подписан . Фирма, продаю ­ щая судно, обязалась его отремонтиро­ вать и к концу июля ввести в класс Регистра, после чего транспорт придет в Архангельск. Такого класса судна у рыбаков в пор ­ ту на Северной Двине еще не было. На­ звание его решили оставить прежним - “ Принцесса Арктики". ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ - УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ К высоким руководителям отношение нынче неординарное : кто хвалит, а кто ругает. Во всех наших бедах, по крайней мере, есть на кого грехи сваливать. Но если объективно смотреть, то что за лю ­ ди бал правят? Главу администрации Архангельской области П. Н. Балакшина недавно севе ­ ряне еще с одной стороны узнали. Уче­ ный совет Инженерной академии Российской Федерации , рассмотрев представленные материалы научной, и с - * Коротко и ясно следовательской и рационализаторской деятельности Павла Николаевича за го ­ ды работы в целлюлозно-бумажной про­ мышленности, избрал его членом -корреспондентом Российской инженерной академии. П. Н. Балакшин - автор многих изо ­ бретений, которые определили коренные изменения не только в отечественной промышленности, но и получили извест­ ность в мировой технологической науке. В 1982 году ему было присвоено звание лауреата Государственной премии по науке и технике, а в 1990 году - заслу ­ женно го работника лесной отрасли РСФСР. Д ру гую любопытную новость привез генеральный директор акционерного об­ щества “Архангельский траловый флот" И. Е. Дегтярев. Недавно он вернулся из Мехико с М еждународной бриллианто­ вой звездой качества. Эта престижная награда М еждународного института маркетинга присвоена коллективу рыба­ ков промыслового флота, который воз­ главил Иван Егорович в самые тяжелые годы вхождения в рынок, когда предпри ­ ятие стояло на грани краха. “ОРБИТА” НА ОРБИТЕ Сколько нынче программ смотрят те­ лезрители Архангельска? Прежде всего это, конечно, первая программа “Останкино", Российский ка ­ нал, передачи из Санкт-Петербурга. Ра­ ботает местная телерадиокомпания “ Поморье". А недавно жители города получили великолепную возможность: заработал суперканал спутникового те­ левидения с передачами на иностранных языках. Его, кстати, использует и мест­ ная телестудия, повторяя “ Панораму Се ­ вера", развлекательные программы. Демонстрируются и кинофильмы. Бо­ гатый человек - глава частного предпри ­ ятия “ Сатурн", видимо, от широты чувств за полтора миллиона долларов закупил импортный телесериал “Сеньорита", ко ­ торый демонстрируется каждый день. Если учесть, что в Архангельске д е й ­ ствуют еще два канала кабельного теле­ видения, одно из них - альтернативное, то у экрана телевизора можно пр о сиж и ­ вать дни и ночи. УЛИЦА, УЛИЦА, ТЫ, БРАТ, ПЬЯНА... На конечной остановке за руль авто­ буса сел сменщик. Ничего не подозре ­ вавшие пассажиры как обычно рассаживались в салоне. Но едва авто­ бус тронулся, стало ясно, что с в о д и те ­ л е м не все в поряд ке : машина заколесила по сторонам и сбила элек! роопору. Пассажиров как волной смыло, и н и бежали, перепрыгивая на асфальте че ­ рез оголенные провода , водителем же , опустившим на руль голову, никто не п о ­ интересовался. А он поднялся и п р од о л ­ жал путь: выскочил на тротуар, повредив несколько стоящих рядом частных авто­ мобилей, сбил де тс кую коляску , и з к о ­ торой вылетел трехмесячный ребенок ... Д аже страшно рассказывать об этом во ­ пиющем случае. Остановился хмельной транспорт, врезавшись в веранду де тс ко го садика . Водителя вытащили из кабины ... мерт ­ вецки пьяным. Им оказался Г. Ш. Кстати, бывший рыбак промыслового флота. Материальный ущерб , нанесенный им, составил 20 миллионов рублей. Что касается цены покалеченных лю дей , то эту меру определит суд . Остается д о б а в и ть : к а к по ка зал а специальная пр овер ка , не трезвы е в о ­ ди тел и вы ходили на л и н ию и на д р у ­ гих автобусах . Будем бдительными. ХОТЕЛ В ТУРЦИЮ - ПОПАЛ В ТЮРЬМУ О том , что пьяном у м о р е по ко л е н о , давно и звестно . Н а б р а вш и сь “х р а б р о ­ с ти ", бывший со в х о зны й б р и га д и р , а теперь тож е уж е бы вш ий р а б о тн и к а к ­ ц и о не р н о го общ ества (ф амилию не называем , по ка и д е т с л е д с т в и е ), р е ­ шил отправиться по гуля ть в Т у р ц и ю . В д е р е в н е М а р ь и н о П и н е ж с к о г о района А р ха н гел ь с ко й области в о б ­ щ еж и ти и он взял в з а л ож н и цы 1 9 -л е т ­ ню ю д е в ч о н к у и, приставив н о ж к ее горлу , потребовал от властей д е н ь ги , в зры вчатку и вертолет, на ко то р ом и собирал ся вылететь за гр а н и ц у в с к а ­ зо ч н ую страну . Более четырех часов с “ поддатым " террористом велись переговоры , но он настаивал на своем . Тогда работник м и ­ лиции двумя снайперскими выстрелами злоумышленнику повредил но ги . З ал ож ­ ница отделалась ле гкими телесными п о ­ вреждениями . которые успел нанести преступник. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. Архангельск. Кто в море не бывал - тот не рисковал. Ф ото Александра ОДИНЦОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz