Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 18 по 24 июня 1993 года ^ ЛЮДИ X 5? ВЛАСТЬ 11 стр. В предложенном Президентом проекте новой Конституции . предусмотрено назначение “полномочных представителей Президента Россий ской Федерации в регионах". Это должно положить конец длящемуся уже год сражению вокруг инсти тута представителей Президента. Этот институт во лею судеб оказался в эпицентре столкновения интересов Федерации и регионов, законодательной и исполнительной властей. Съезд народных депута тов России в своих постановлениях (апрель и де кабрь 1992 г., март 1993 г.) трижды пытался уп р а зд н ^ь должности представителей Президента. Поскольку противостояние стало фактором политической жизни в регионах, наступило время спокойно разобраться в существе конфликта, оце нить роль этого нового института с точки зрения дол госрочных национальных интересов, а не сиюминутных тактических соображений. Ведь это не вопрос правильного конструирования “ окружения Президента". Речь идет о механизме осуществления одного из фундаментальных принципов организации нашего государства - федерализма. Если сопоставить необъятные размеры страны с низким уровнем развития средств связи и обработки информации, то становится ясно: без децентрализа ции управления реформы невозможны. Однако дви жение от крайне централизованной системы управления к федерализму и самоуправлению при нимает экстремальные формы. Возникает угроза распада государства вне всякой связи с проблемой национально-государственного устройства. Проявля ется “ сырьевой репаратизм" регионов, имеющих особое или крайне удаленное от центра расположе ние. Пока такое развитие событий блокируется на значением глав администрации из центра. При неизбежном и целесообразном переходе к их вы борности вновь проявится тенденция к усилению власти регионов за счет ослабления федерального центра. Стабильное и благополучное развитие Рос сийской Федерации нуждается в разумном балансе центральной государственной власти и региональ ных властей. Наша беда состоит в том, что мы рис куем из одной крайности метнуться в другую и проскочить оптимальное сочетание полномочий ре гионов и центра. Необходимо скорейшее формирование регио нальных центров федеральной власти, способных обеспечивать п р о в е д е н ^ политики федеральных властей и представлять интересы Федерации^ Речь не идет о “ высших" интересах центральной бюрок ратии, лучше понимающей, что “ нужно народу". Ин тересы Федерации" - это долгосрЛные, общие интересы граждан России, независимо от нацио нальности и места проживания. Сегодня федераль ные интересы в регионах представляют около десятка территориальных управлений федеральных органов. Эго управления комитетов по земельным ресурсам, по экологии, налоговой инспекции, феде рального казначейства, федеральной миграционной службы, министерства безопасности, внутренних дел и многие другие. Из-за разрозненности, отсутствия координатора - конкретной политической фигуры, взаимодействия через центральные ведомства даже при решении региональных проблем эти органы не играют должной роли в жизни региона. У граждан закрепляется представление, что “до правительства далеко", а “законы писаны не про нас". Появляется убеждение в слабости центра, уверенность, что все определяется волевым решением местных начальни ков. Бесспорно, в регионы должны быть возвращены права принятая решений во всех тех областях, где региональные и местные власти способны управлять быстрее и эффективнее. Но руководство всеми фе деральными органами на местах (в особенности кон трольными и силовыми) не может быть отдано главам администрации регионов. Попытка совмеще ния в одном лице двух конкурирующих интересов, федерального и регионального, обречена на неуда чу. Явно не оправдывает себя механизм двойного подчинения федеративных органов (главе админист рации региона и соответствующему федеральному министерству). В зависимости от конкретного рас клада и политической ситуации это ведет к “выбору начальника" или практической бесконтрольности. Необходимо присутствие не зависящего от местных властей федерального представителя, действующе го в рамках полномочий Президента и правительст ва. Формирование федеральных центров в регионах было начато созданием института представителей Президента Российской Федерации. Представитель подчинен Президенту, ориентирован в первую оче редь на осуществление федеральной политической программы, контроль и координацию. Институт представителей дает Президенту и правительству канал независимой информации, инструмент воз- СОХРАНИТЬ РОССИЮ «ЙЙ» действия на ситуацию в регионе, “приближает" их к избирателям. Об особых, ^чрезвычайных" полномочиях пред ставителей ПрЯидента на местах уже сложились легенды. Чем сегодня реально занят представитель Президента и что входит в его полномочия? Прежде всего он представляет Президента в от ношениях с гражданами, организациями и органами государственной власти и управления в регионе. Представитель излагает и разъясняет официальную позицию Президента, правительства по основным политическим вопросам, осуществляет взаимодей ствие между властями региона и центром. Прием граждан, выяснение проблем и поиск решений, раз бор заявлений и предложений - это главный способ понять, что же на самом деле происходит, как от ражается на каждом из нас конкретный закон или указ, это реальная помощь гражданам в осуществ лении их прав. Во-вторых, представитель Президента проверяет исполнение указов Президента, постановлений пра вительства, контролирует соответствие решений ис полнительных властей региона федеральным нормативным актам. Очевидно, что проверять испол нение указов нужно не в московском кабинете, а на местах. Третья обязанность представителя - регулярное информирование Президента о политических, эко номических и социальных процессах в регионе. Ежемесячно представитель направляет в админист рацию Президента аналитический доклад, помимо этого готовятся записки по наиболее важным вопро сам с конкретными предложениями, иногда с про ектами указов и постановлений. Четвертая задача, а она одна из важнейших, - это координация деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти в регионе. Здесь главные ориентиры - обеспечение интересов Российской Федерации, согласованное и эффективное выполнение федеральными органами своих задач. Надо особо подчеркнуть, что при этом не созда ется новый орган власти. Представитель Президента - это сотрудник администрации Президента, обес печивающий действенное и оперативное исполнение конституционных полномочий Президента. Появле ние сотрудников администрации в регионах - реаль ные шаги по пути децентрализации управления. Это преодоление традиции, в соответствии с которой весь центральный аппарат сидит в Москве.и отлично знает, как живут и как обязаны жить, например, граж дане в Мурманске. Представители Президента - не кабинетное изо бретение. Почти 200 лет во Франции существует ин ститут префектов, учрежденный в 1800 году Наполеоном. Префект назначается декретом прези дента по представлению министра внутренних дел через премьер-министра. Префект - представитель власти государства в департаменте, он делегирован правительством и является прямым представителем каждого из министерств. Префект наделен принци пиально теми же функциями, что и представитель президента, только с гораздо большими полномочи ями. В частности, на него возлагается поддержание общественного порядка в департаменте. Корпус пре фектов пережил все реформы государственного ус тройства. которыми богата история Франции. Есть аналоги института представителей и в отечественной истории. Назначение таких институтов понятно - это эффективный инструмент сохранения государствен ной целостности. Конечно, контроль никогда и никому не нравился. Вмешательство представителей Президента, даже самое корректное, отмена противоправных постанов лений, ставящих преграды на пути к достижению полновластия местной политической элиты, не могли выбывать аплодисментов. Там. где на объективные конфликты наложились личные особенности их уча стников. ситуация стала накаляться. В итоге именно региональные власти стали ведущими “ликвидатора ми" представителей Президента. Фактически на новом историческом витке вос производится традиционный российский конфликт “бояр" и “дворян", вечное соперничество двух тен денций - регионализации и централизации. Конф ликты, конкуренция интересов здесь неизбежны, но весь вопрос в том, как они разрешаются. Или идет поиск разумных, цивилизованных путей разрешения, взаимоприемлемых компромиссов, или борьба на уничтожение сторон. Похоже, что в нашем случае конфликт развивается по последнему сценарию. Са мым удивительным и обескураживающим стало то, что уничтожением структуры, ориентированной на сохранение Федерации, “вплотную занялась" именно федеральная власть в лице ее законодательной вет ви. Ведь если подойти непредвзято, то видны боль шие возможности для сотрудничества представителей Президента и народных депутатов федерального уровня. Депутатский корпус мог бы использовать в своей работе ту аналитическую ин формацию, которую готовят представители в регио нах, в том числе данные, сигнализирующие о необходимости принятия конкретных законодатель ных мер. По существу представители Президента добиваются уважения и соблюдения федеральных нормативных актов, а ведь без обеспечения право вого порядка у основания властной пирамиды стано вится беспредметной любая нормотворческая деятельность федеральных властей. Правовой поря док - это фундамент существования Федерации, об щая цель законодательной и исполнительной властей. Безусловно, нельзя изображать институт предста вителей Президента как устоявшийся и идеально от лаженный механизм. То, что за время его существования дважды вносились изменения и до полнения в Положение о представителе Президента, свидетельствует о стремлении Президента совер шенствовать эту структуру. Если критике подверга ется деятельность конкретных представителей Президента, то это - повод для анализа и соответ ствующих решений. Никакая ветвь власти не застра хована от ошибок и неудач. Но ведь это не основание для “ государственного луддизма" по принципу “ неудовлетворительна работа конкретных министров - давайте ликвидируем правительство как институт, недовольны работой депутатов - ликвиди руем Верховный Совет, не согласны с действиями Президента - сметем институт президентства в Рос сии", не задумываясь о последствиях. Судьба Рос сийской Федерации неизмеримо важнее ставок в политической борьбе. B. ВОЛКОВ, заместитель руководителя админист рации Президента Российской Федерации. C. ЦЫП 1ЯЕВ, представитель Президента Россий ской Федерации в Санкт-Петерб>рге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz