Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 18 по 24 июня 1993 года ^ ЛЮДИ X 5? ВЛАСТЬ 11 стр. В предложенном Президентом проекте новой Конституции . предусмотрено назначение “полномочных представителей Президента Россий­ ской Федерации в регионах". Это должно положить конец длящемуся уже год сражению вокруг инсти­ тута представителей Президента. Этот институт во­ лею судеб оказался в эпицентре столкновения интересов Федерации и регионов, законодательной и исполнительной властей. Съезд народных депута­ тов России в своих постановлениях (апрель и де­ кабрь 1992 г., март 1993 г.) трижды пытался уп р а зд н ^ь должности представителей Президента. Поскольку противостояние стало фактором политической жизни в регионах, наступило время спокойно разобраться в существе конфликта, оце­ нить роль этого нового института с точки зрения дол­ госрочных национальных интересов, а не сиюминутных тактических соображений. Ведь это не вопрос правильного конструирования “ окружения Президента". Речь идет о механизме осуществления одного из фундаментальных принципов организации нашего государства - федерализма. Если сопоставить необъятные размеры страны с низким уровнем развития средств связи и обработки информации, то становится ясно: без децентрализа­ ции управления реформы невозможны. Однако дви­ жение от крайне централизованной системы управления к федерализму и самоуправлению при­ нимает экстремальные формы. Возникает угроза распада государства вне всякой связи с проблемой национально-государственного устройства. Проявля­ ется “ сырьевой репаратизм" регионов, имеющих особое или крайне удаленное от центра расположе­ ние. Пока такое развитие событий блокируется на­ значением глав администрации из центра. При неизбежном и целесообразном переходе к их вы­ борности вновь проявится тенденция к усилению власти регионов за счет ослабления федерального центра. Стабильное и благополучное развитие Рос­ сийской Федерации нуждается в разумном балансе центральной государственной власти и региональ­ ных властей. Наша беда состоит в том, что мы рис­ куем из одной крайности метнуться в другую и проскочить оптимальное сочетание полномочий ре­ гионов и центра. Необходимо скорейшее формирование регио­ нальных центров федеральной власти, способных обеспечивать п р о в е д е н ^ политики федеральных властей и представлять интересы Федерации^ Речь не идет о “ высших" интересах центральной бюрок­ ратии, лучше понимающей, что “ нужно народу". Ин­ тересы Федерации" - это долгосрЛные, общие интересы граждан России, независимо от нацио­ нальности и места проживания. Сегодня федераль­ ные интересы в регионах представляют около десятка территориальных управлений федеральных органов. Эго управления комитетов по земельным ресурсам, по экологии, налоговой инспекции, феде­ рального казначейства, федеральной миграционной службы, министерства безопасности, внутренних дел и многие другие. Из-за разрозненности, отсутствия координатора - конкретной политической фигуры, взаимодействия через центральные ведомства даже при решении региональных проблем эти органы не играют должной роли в жизни региона. У граждан закрепляется представление, что “до правительства далеко", а “законы писаны не про нас". Появляется убеждение в слабости центра, уверенность, что все определяется волевым решением местных начальни­ ков. Бесспорно, в регионы должны быть возвращены права принятая решений во всех тех областях, где региональные и местные власти способны управлять быстрее и эффективнее. Но руководство всеми фе­ деральными органами на местах (в особенности кон­ трольными и силовыми) не может быть отдано главам администрации регионов. Попытка совмеще­ ния в одном лице двух конкурирующих интересов, федерального и регионального, обречена на неуда­ чу. Явно не оправдывает себя механизм двойного подчинения федеративных органов (главе админист­ рации региона и соответствующему федеральному министерству). В зависимости от конкретного рас­ клада и политической ситуации это ведет к “выбору начальника" или практической бесконтрольности. Необходимо присутствие не зависящего от местных властей федерального представителя, действующе­ го в рамках полномочий Президента и правительст­ ва. Формирование федеральных центров в регионах было начато созданием института представителей Президента Российской Федерации. Представитель подчинен Президенту, ориентирован в первую оче­ редь на осуществление федеральной политической программы, контроль и координацию. Институт представителей дает Президенту и правительству канал независимой информации, инструмент воз- СОХРАНИТЬ РОССИЮ «ЙЙ» действия на ситуацию в регионе, “приближает" их к избирателям. Об особых, ^чрезвычайных" полномочиях пред­ ставителей ПрЯидента на местах уже сложились легенды. Чем сегодня реально занят представитель Президента и что входит в его полномочия? Прежде всего он представляет Президента в от­ ношениях с гражданами, организациями и органами государственной власти и управления в регионе. Представитель излагает и разъясняет официальную позицию Президента, правительства по основным политическим вопросам, осуществляет взаимодей­ ствие между властями региона и центром. Прием граждан, выяснение проблем и поиск решений, раз­ бор заявлений и предложений - это главный способ понять, что же на самом деле происходит, как от­ ражается на каждом из нас конкретный закон или указ, это реальная помощь гражданам в осуществ­ лении их прав. Во-вторых, представитель Президента проверяет исполнение указов Президента, постановлений пра­ вительства, контролирует соответствие решений ис­ полнительных властей региона федеральным нормативным актам. Очевидно, что проверять испол­ нение указов нужно не в московском кабинете, а на местах. Третья обязанность представителя - регулярное информирование Президента о политических, эко­ номических и социальных процессах в регионе. Ежемесячно представитель направляет в админист­ рацию Президента аналитический доклад, помимо этого готовятся записки по наиболее важным вопро­ сам с конкретными предложениями, иногда с про­ ектами указов и постановлений. Четвертая задача, а она одна из важнейших, - это координация деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти в регионе. Здесь главные ориентиры - обеспечение интересов Российской Федерации, согласованное и эффективное выполнение федеральными органами своих задач. Надо особо подчеркнуть, что при этом не созда­ ется новый орган власти. Представитель Президента - это сотрудник администрации Президента, обес­ печивающий действенное и оперативное исполнение конституционных полномочий Президента. Появле­ ние сотрудников администрации в регионах - реаль­ ные шаги по пути децентрализации управления. Это преодоление традиции, в соответствии с которой весь центральный аппарат сидит в Москве.и отлично знает, как живут и как обязаны жить, например, граж­ дане в Мурманске. Представители Президента - не кабинетное изо­ бретение. Почти 200 лет во Франции существует ин­ ститут префектов, учрежденный в 1800 году Наполеоном. Префект назначается декретом прези­ дента по представлению министра внутренних дел через премьер-министра. Префект - представитель власти государства в департаменте, он делегирован правительством и является прямым представителем каждого из министерств. Префект наделен принци­ пиально теми же функциями, что и представитель президента, только с гораздо большими полномочи­ ями. В частности, на него возлагается поддержание общественного порядка в департаменте. Корпус пре­ фектов пережил все реформы государственного ус ­ тройства. которыми богата история Франции. Есть аналоги института представителей и в отечественной истории. Назначение таких институтов понятно - это эффективный инструмент сохранения государствен­ ной целостности. Конечно, контроль никогда и никому не нравился. Вмешательство представителей Президента, даже самое корректное, отмена противоправных постанов­ лений, ставящих преграды на пути к достижению полновластия местной политической элиты, не могли выбывать аплодисментов. Там. где на объективные конфликты наложились личные особенности их уча­ стников. ситуация стала накаляться. В итоге именно региональные власти стали ведущими “ликвидатора­ ми" представителей Президента. Фактически на новом историческом витке вос­ производится традиционный российский конфликт “бояр" и “дворян", вечное соперничество двух тен­ денций - регионализации и централизации. Конф­ ликты, конкуренция интересов здесь неизбежны, но весь вопрос в том, как они разрешаются. Или идет поиск разумных, цивилизованных путей разрешения, взаимоприемлемых компромиссов, или борьба на уничтожение сторон. Похоже, что в нашем случае конфликт развивается по последнему сценарию. Са­ мым удивительным и обескураживающим стало то, что уничтожением структуры, ориентированной на сохранение Федерации, “вплотную занялась" именно федеральная власть в лице ее законодательной вет­ ви. Ведь если подойти непредвзято, то видны боль­ шие возможности для сотрудничества представителей Президента и народных депутатов федерального уровня. Депутатский корпус мог бы использовать в своей работе ту аналитическую ин­ формацию, которую готовят представители в регио­ нах, в том числе данные, сигнализирующие о необходимости принятия конкретных законодатель­ ных мер. По существу представители Президента добиваются уважения и соблюдения федеральных нормативных актов, а ведь без обеспечения право­ вого порядка у основания властной пирамиды стано­ вится беспредметной любая нормотворческая деятельность федеральных властей. Правовой поря­ док - это фундамент существования Федерации, об­ щая цель законодательной и исполнительной властей. Безусловно, нельзя изображать институт предста­ вителей Президента как устоявшийся и идеально от­ лаженный механизм. То, что за время его существования дважды вносились изменения и до ­ полнения в Положение о представителе Президента, свидетельствует о стремлении Президента совер­ шенствовать эту структуру. Если критике подверга­ ется деятельность конкретных представителей Президента, то это - повод для анализа и соответ­ ствующих решений. Никакая ветвь власти не застра­ хована от ошибок и неудач. Но ведь это не основание для “ государственного луддизма" по принципу “ неудовлетворительна работа конкретных министров - давайте ликвидируем правительство как институт, недовольны работой депутатов - ликвиди­ руем Верховный Совет, не согласны с действиями Президента - сметем институт президентства в Рос­ сии", не задумываясь о последствиях. Судьба Рос­ сийской Федерации неизмеримо важнее ставок в политической борьбе. B. ВОЛКОВ, заместитель руководителя админист­ рации Президента Российской Федерации. C. ЦЫП 1ЯЕВ, представитель Президента Россий­ ской Федерации в Санкт-Петерб>рге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz