Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.

10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 18 по 24 июня 1993 года * Международное несотрудничество ФАРЕРЫ + АРХАНГЕЛЬСК = СКАНДАЛ Норвежский журналист Гуннар Сэтра пришел в редакцию “РМ ” взволнован­ ный: только что беседовал с фарерскими рыбаками, и они поведали такое... Т О ЧК А ЗРЕНИЯ ФАРЕРЦЕВ : “ЭТ О - ПРОИЗВОЛ РОССИЙ ­ СКИХ ВЛАСТЕЙ” Датская компания “Руто" купила тра­ улер и зарегистрировала его в государ­ стве Вануату под именем “Тур-Трол". Затем заключила контракт с Архангель­ ским траловым флотом на вылов рыбы в Фарерской экономической зоне (квота Архангельского тралового флота). При­ быль и расходы - пополам, экипаж - 8 фарерцев, остальные - русские. Закончив рейс, сдали рыбу на Фаре- рах. Согласно контракту судно должно быть зарегистрировано в России, в Мур­ манске. Пришли в Мурманск. Но вместо обещанных трех суток (оформление реги­ страции) простояли почти два месяца. Четверо фарерцев сошли с борта еще на родине. Из четверых оставшихся на суд- V (* не двое смогли уехать неделю назад (мы беседовали 3 июня), а двое никак не мо­ гут вырваться из России. Представители Архангельского тралфота в Мурманске требуют, чтобы фарерцы покинули не­ медленно борт судна, и одновременно не отдают их документы, настаивают на передаче судна российскому капитану. Заставляют фарерцев провести на трау­ лере небольшой ремонт. В ответ - полное недоумение и отпор: “Не будем ремон­ тировать, не отдадим ключи от помеще­ ний и кают, пока не вернете наши документы. По какому праву нас здесь держат столько времени?". И еще. Документ, оговаривающий ус­ ловия поставки рыбы на Фареры, подпи­ сан датским адвокатом Хансеном. Однако, как выяснилось, этот человек в глаза не видел данного соглашения. И его подпись... подделана. Те двое фарерцев, о которых сейчас идет речь, - старший механик траулера Арне Мадсен и старший помощник капи­ тана Магнус Юэнсен - все-таки уехали с помощью консула Норвегии. И в беседе с Гуннаром Сэтра заявили, что оскорбле­ ны отношением представителей Архан­ гельского тралового флота, которые попирают права человека. А в результате случившегося будут арестованы счета Архангельского тралового флота на Фа- рерах и арестованы три архангельских траулера этого флота, которые' работают в Фарерской зоне. Т О ЧК А ЗРЕНИЯ “АРХТРАЛ- Ф Л О Т А ” Гуннар Сэтра и автор этих строк от­ правились к начальнику Мурманского морского агентства Архангельского тра­ лового флота, заместителю генерального директора флота Валентину Васильевичу Погорельскому. Он заявил и несколько раз подчерк­ нул, что не видел контракта между фло­ том и фарерской фирмой. Его задача - обслуживание и снабжение судов. Члены фарерского экипажа к нему претензий не предъявляли. 20 апреля судно зарегистрировано в Мурманском рыбном порту, на нем под­ нят российский флаг, и “Тур-Трол" те­ перь называется “Кильдин". В течение мая шла комплектация его экипажа. Мы хотели, чтобы фарерцы как можно быстрей покинули судно. Однако выясни­ лось, что они совершили ряд акций, ко­ торые можно назвать диверсиями: не хватает фреона в рефустановке, вытаще­ ны блоки управления траловой лебедкой. Кроме того, забрали ключи от жизненно важных помещений. А русского капитана Л. Ф. Шатерника в рейсе не подпускали ни к управлению судном, ни к радиосвя­ зи. И, наконец, выловленная рыба сдана фарерцам на их родине воровским пу­ тем, без ведома российских партнеров. Телеграмма генерального директора “Архтралфлота" И. Е. Дегтярева, адресо­ ванная своему заместителю в Мурманск, гласит: “Напоминаю еще раз: до тех пор, по­ ка датские специалисты не вернут снятое ими на судне "Тур-Трол" оборудование, ключи от кают и помещений, паспортов и виз на выезд не выдавать. В том слу­ чае, если представительство МИД Рос­ сии возьмет на себя ответственность за отправку датских специалистов без воз-* вращения приборов и ключей, они будут нести материальную ответственность пе­ ред Архангельским траловым фЛотом, а также финансовую ответственности. Дат­ ский экипаж под руководством кулака Матсона воровским путем прода/f рос­ сийскую рыбу на Фарерах, деньги не вернул". Копии телеграмм ушли в адрес кон­ сульства Норвегии и представительства МИД России. На что руководитель пред­ ставительства Н. Ш. Бабашов ответил (наложил резолюцию): “Это - личные проблемы Дегтярева, пусть все peiuaet. сам без нашей помощи". В. В. Погорельский в интервью нам прокомментировал эти слова так: - Как это - “проблема Дегтярева"? Это - проблема России. Россию граба­ нули. Гуннар возразил: - Но фарерцы пришли сюда на своем судне, их отправили, а судно забрали. Вы заявляете, что Россию ограбили, хотя не знаете условий контракта. Каков юри­ дичес кий статус вашего флота, как вы собираетесь расплачиваться за судно? В. В. Погорельский: - Условий контракта не знаю. Но ры­ ба, выловленная практически российским экипажем (русских моряков было на треть больше. - И. Б.), сдана там, деньги в “их" банке, и сумма эта превышает сто­ имость траулера. Я, конечно, могу оши­ биться, но мне сказали, что этот счет арестован, что даже членам фарерского экипажа не разрешают воспользоваться этим счетом. По сути дела деньги укра­ дены. Наши моряки до сих пор це пол­ учили зарплату, наш флот не имеет возможности им заплатить. Мы просили: предъявите судно в ра­ бочем состоянии, чтобы наш капитан мог им управлять. Далее цитирую свои вопросы и отве­ ты на них В. В. Погорельского. • КОРР.: - Вы сказали, что в Мурманск пришли только четверо датчан. Весь эки­ паж - российский, и капитан - русский. Как можно было выводить из строя ме­ ханизмы на глазах у всех? В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Я ответственно заявляю об этом. Все ключи находились у старпома., КОРР.: - Валентин Васильевич, вы ведь бывший капитан. Поставьте себя на место Шатерника: вы бы позволили чет­ верым терроризировать всех и совершать диверсии? В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Об этом и речь. Датчане так себя поставили. Они это судно знают, как “Отче наш", и нико­ го не подпускали к важным объектам. В том числе и нашего капитана. КОРР.: - Вы - капитан, без вашего ве­ дома продают рыбу с судна. Ваши дей­ ствия? . В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Капитан ниче- го не мог сделать, даже сообщить не мог. Гуннар СЭТРА: - Датчане объясняют так: они еще у Лофотен связались с Фа- рерами и двое суток ждали подтвержде­ ния лицензии на экспорт рыбы. Но когда подошли к Фарерским островам, срок действия лицензии уже закончился. И они вынуждены были срочно продать ры­ бу хоть кому. Причем фарерцы заверили меня, что российские партнеры были ин­ формированы об этом. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Но вы же ви­ дели телеграмму Дегтярева. КОРР.: - Валентин Васильевич, я ду­ маю, надо было чем-то здорово разо­ злить фарерцев, чтобы они стали злыми %как серые волки. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Вы правильно их назвали. На Фарерах этого капитана и #го экипаж именно так и называют. * КОРР.: - Иван Егорович Дегтярев - человек умный, дальновидный. Как же он мог пойти на столь сомнительное парт­ нерство? ‘ В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Мое личное мнение: нас, русских, за рубежом счита­ ю т дураками. Но я не знаю условий контракта. Гуннар СЭТРА: - Как бы там ни было, так^я крупная организация, Архангель­ ски^ траловый флот, запрещает выезд из России двоим датчанам, хотя есть разре­ шение на выезд МИД страны. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Мы не запре- щаем. Мы требуем выполнения наших ус­ ловий. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОР­ МАЦИЯ Из достоверных источников удалось узнать слЬдующее. “Т^р-Трол" взят у датчан Архангель­ ским траловым флотом на условиях бер- боут-чартера. Контракт подписывал Г. Н. Сухов, бывший представитель Минрыб- хоза в Дании. Капитан Л. Р. Шатерник судно не принимал, акт приемки не под­ писывал. Архангельский траловый флот обещал фарерцам, что поселит их членов экипажа в гостинице, оплатит расходы и т. Д. .. ; Когда возник конфликт из-за задер­ жки датских моряков в Мурманске, Г. Н. Сухов просил Пограничников оказать со­ действие, помочь тем уехать. И четверо фарерцев звонили: “ Разве судно аресто­ вано?" - “Нет. Вы свободны. Российские власти не намерены чинить вам какие-ли- бо препятствия. Конфликт не политиче­ ский, а чисто производственный". И. Е. Дегтярев уже после отъезда фа­ рерцев заявил, что если датская сторона не вернет деньги за проданную рыбу, то судно станет собственностью Архангель­ ского тралового флота. X X X Таков^ситуация на сегодня. Даль­ нейшее развитие событий предугадать пока сложно. А потому не будем ничего комментировать. Поживем - увидим. Инна БЕРЕЗЮК На снимке: тот самый скандальный траулер. Фото Гуннара СЭТРА. * Радиограмма в номер “Да” - Закону о рыболовстве! Москва, Верховный Совет РФ , Хасбулатову. Копия: Москва, КорельаА)му. Копия: Москва, ЦК профсоюза рыбногохозяйства, Зырянову. Копия: Мурманск, “СРПР”, Сто- рожеву. Копия: Мурманск, “Рыбный Мурман”. Несмотря на то, что Россия как государство существует уже не один год, до сих пор нет закона России о рыболовстве. Отсутствие правовой основы затрудняет рабо­ ту рыбаков, вызывает стремление различных властей распоряжаться по своему усмотрению рыбными запасами, что ведет к разграбле­ нию и истощению наших рыбных богатств. От имени экипажей судов уп­ равления “Севрыбпромразведка" просим скорейшего рассмотрения и принятия закона России о рыбо­ ловстве, который должен законо­ дательно закрепить как права и гарантии сохранения, использова­ ния сырьевых ресурсов страны, так и профессиональной защиты инте­ ресов рыбаков. Право управления рыбными ресурсами должно быть предоставлено не Министерству природы России, а только бассей­ новым научно-промысловым сове­ там под руководством Комитета по рыболовству - профессиональному органу, готовому решать вопросы по использованию, воспроизводст­ ву сырьевых ресурсов как в масш­ табах России, так и совместно с правительствами иностранных го­ сударств и как это делается во многих цивилизованных странах, законодательно запретить выделе­ ние квот на лов, лицензий на про­ дажу рыбопродукции за границу любым структурам, не имеющим своего флота, так как эти структу­ ры, желая сиюминутной выгоды, ведут варварский лов рыбы, сбива­ ют цены на Мировом рынке, что приводит к дальнейшему обнища­ нию рыбохозяйственных предприя­ тий и людей, работающих на них. Это не монополизм, это - единст­ венно правильное решение в со­ здавшейся ситуации. Данные по квотам, лицензиям должны быть общедоступны, чтобы можно было в любое время проконтролировать. Просим рассмотреть поставлен­ ные вопросы в кратчайшее время. По поручению экипажей - капитаны: МГ-1346 МИЛЬ ЧА­ КОВ, МГ-1Э63 ОКУНЕВ, МГ-1365 ПРОШУТИНСКИЙ , МИ-0305 ПЕ- ЛИПЕНКО, МБ-0422 БЕРЕЗЕН- КО, МИ-0846 АЛЕКСАНДРОВ, МГ-1356 КРАВЧЕНКО, МГ-1364 МАСЛЕНКОВ, МГ-1366 М ОРО ­ ЗОВ, МБ-0420 ВЛАСОВ, МИ- 0771 ЯКУШ ИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz