Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 18 по 24 июня 1993 года * Международное несотрудничество ФАРЕРЫ + АРХАНГЕЛЬСК = СКАНДАЛ Норвежский журналист Гуннар Сэтра пришел в редакцию “РМ ” взволнован ный: только что беседовал с фарерскими рыбаками, и они поведали такое... Т О ЧК А ЗРЕНИЯ ФАРЕРЦЕВ : “ЭТ О - ПРОИЗВОЛ РОССИЙ СКИХ ВЛАСТЕЙ” Датская компания “Руто" купила тра улер и зарегистрировала его в государ стве Вануату под именем “Тур-Трол". Затем заключила контракт с Архангель ским траловым флотом на вылов рыбы в Фарерской экономической зоне (квота Архангельского тралового флота). При быль и расходы - пополам, экипаж - 8 фарерцев, остальные - русские. Закончив рейс, сдали рыбу на Фаре- рах. Согласно контракту судно должно быть зарегистрировано в России, в Мур манске. Пришли в Мурманск. Но вместо обещанных трех суток (оформление реги страции) простояли почти два месяца. Четверо фарерцев сошли с борта еще на родине. Из четверых оставшихся на суд- V (* не двое смогли уехать неделю назад (мы беседовали 3 июня), а двое никак не мо гут вырваться из России. Представители Архангельского тралфота в Мурманске требуют, чтобы фарерцы покинули не медленно борт судна, и одновременно не отдают их документы, настаивают на передаче судна российскому капитану. Заставляют фарерцев провести на трау лере небольшой ремонт. В ответ - полное недоумение и отпор: “Не будем ремон тировать, не отдадим ключи от помеще ний и кают, пока не вернете наши документы. По какому праву нас здесь держат столько времени?". И еще. Документ, оговаривающий ус ловия поставки рыбы на Фареры, подпи сан датским адвокатом Хансеном. Однако, как выяснилось, этот человек в глаза не видел данного соглашения. И его подпись... подделана. Те двое фарерцев, о которых сейчас идет речь, - старший механик траулера Арне Мадсен и старший помощник капи тана Магнус Юэнсен - все-таки уехали с помощью консула Норвегии. И в беседе с Гуннаром Сэтра заявили, что оскорбле ны отношением представителей Архан гельского тралового флота, которые попирают права человека. А в результате случившегося будут арестованы счета Архангельского тралового флота на Фа- рерах и арестованы три архангельских траулера этого флота, которые' работают в Фарерской зоне. Т О ЧК А ЗРЕНИЯ “АРХТРАЛ- Ф Л О Т А ” Гуннар Сэтра и автор этих строк от правились к начальнику Мурманского морского агентства Архангельского тра лового флота, заместителю генерального директора флота Валентину Васильевичу Погорельскому. Он заявил и несколько раз подчерк нул, что не видел контракта между фло том и фарерской фирмой. Его задача - обслуживание и снабжение судов. Члены фарерского экипажа к нему претензий не предъявляли. 20 апреля судно зарегистрировано в Мурманском рыбном порту, на нем под нят российский флаг, и “Тур-Трол" те перь называется “Кильдин". В течение мая шла комплектация его экипажа. Мы хотели, чтобы фарерцы как можно быстрей покинули судно. Однако выясни лось, что они совершили ряд акций, ко торые можно назвать диверсиями: не хватает фреона в рефустановке, вытаще ны блоки управления траловой лебедкой. Кроме того, забрали ключи от жизненно важных помещений. А русского капитана Л. Ф. Шатерника в рейсе не подпускали ни к управлению судном, ни к радиосвя зи. И, наконец, выловленная рыба сдана фарерцам на их родине воровским пу тем, без ведома российских партнеров. Телеграмма генерального директора “Архтралфлота" И. Е. Дегтярева, адресо ванная своему заместителю в Мурманск, гласит: “Напоминаю еще раз: до тех пор, по ка датские специалисты не вернут снятое ими на судне "Тур-Трол" оборудование, ключи от кают и помещений, паспортов и виз на выезд не выдавать. В том слу чае, если представительство МИД Рос сии возьмет на себя ответственность за отправку датских специалистов без воз-* вращения приборов и ключей, они будут нести материальную ответственность пе ред Архангельским траловым фЛотом, а также финансовую ответственности. Дат ский экипаж под руководством кулака Матсона воровским путем прода/f рос сийскую рыбу на Фарерах, деньги не вернул". Копии телеграмм ушли в адрес кон сульства Норвегии и представительства МИД России. На что руководитель пред ставительства Н. Ш. Бабашов ответил (наложил резолюцию): “Это - личные проблемы Дегтярева, пусть все peiuaet. сам без нашей помощи". В. В. Погорельский в интервью нам прокомментировал эти слова так: - Как это - “проблема Дегтярева"? Это - проблема России. Россию граба нули. Гуннар возразил: - Но фарерцы пришли сюда на своем судне, их отправили, а судно забрали. Вы заявляете, что Россию ограбили, хотя не знаете условий контракта. Каков юри дичес кий статус вашего флота, как вы собираетесь расплачиваться за судно? В. В. Погорельский: - Условий контракта не знаю. Но ры ба, выловленная практически российским экипажем (русских моряков было на треть больше. - И. Б.), сдана там, деньги в “их" банке, и сумма эта превышает сто имость траулера. Я, конечно, могу оши биться, но мне сказали, что этот счет арестован, что даже членам фарерского экипажа не разрешают воспользоваться этим счетом. По сути дела деньги укра дены. Наши моряки до сих пор це пол учили зарплату, наш флот не имеет возможности им заплатить. Мы просили: предъявите судно в ра бочем состоянии, чтобы наш капитан мог им управлять. Далее цитирую свои вопросы и отве ты на них В. В. Погорельского. • КОРР.: - Вы сказали, что в Мурманск пришли только четверо датчан. Весь эки паж - российский, и капитан - русский. Как можно было выводить из строя ме ханизмы на глазах у всех? В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Я ответственно заявляю об этом. Все ключи находились у старпома., КОРР.: - Валентин Васильевич, вы ведь бывший капитан. Поставьте себя на место Шатерника: вы бы позволили чет верым терроризировать всех и совершать диверсии? В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Об этом и речь. Датчане так себя поставили. Они это судно знают, как “Отче наш", и нико го не подпускали к важным объектам. В том числе и нашего капитана. КОРР.: - Вы - капитан, без вашего ве дома продают рыбу с судна. Ваши дей ствия? . В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Капитан ниче- го не мог сделать, даже сообщить не мог. Гуннар СЭТРА: - Датчане объясняют так: они еще у Лофотен связались с Фа- рерами и двое суток ждали подтвержде ния лицензии на экспорт рыбы. Но когда подошли к Фарерским островам, срок действия лицензии уже закончился. И они вынуждены были срочно продать ры бу хоть кому. Причем фарерцы заверили меня, что российские партнеры были ин формированы об этом. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Но вы же ви дели телеграмму Дегтярева. КОРР.: - Валентин Васильевич, я ду маю, надо было чем-то здорово разо злить фарерцев, чтобы они стали злыми %как серые волки. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Вы правильно их назвали. На Фарерах этого капитана и #го экипаж именно так и называют. * КОРР.: - Иван Егорович Дегтярев - человек умный, дальновидный. Как же он мог пойти на столь сомнительное парт нерство? ‘ В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Мое личное мнение: нас, русских, за рубежом счита ю т дураками. Но я не знаю условий контракта. Гуннар СЭТРА: - Как бы там ни было, так^я крупная организация, Архангель ски^ траловый флот, запрещает выезд из России двоим датчанам, хотя есть разре шение на выезд МИД страны. В. ПОГОРЕЛЬСКИЙ: - Мы не запре- щаем. Мы требуем выполнения наших ус ловий. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОР МАЦИЯ Из достоверных источников удалось узнать слЬдующее. “Т^р-Трол" взят у датчан Архангель ским траловым флотом на условиях бер- боут-чартера. Контракт подписывал Г. Н. Сухов, бывший представитель Минрыб- хоза в Дании. Капитан Л. Р. Шатерник судно не принимал, акт приемки не под писывал. Архангельский траловый флот обещал фарерцам, что поселит их членов экипажа в гостинице, оплатит расходы и т. Д. .. ; Когда возник конфликт из-за задер жки датских моряков в Мурманске, Г. Н. Сухов просил Пограничников оказать со действие, помочь тем уехать. И четверо фарерцев звонили: “ Разве судно аресто вано?" - “Нет. Вы свободны. Российские власти не намерены чинить вам какие-ли- бо препятствия. Конфликт не политиче ский, а чисто производственный". И. Е. Дегтярев уже после отъезда фа рерцев заявил, что если датская сторона не вернет деньги за проданную рыбу, то судно станет собственностью Архангель ского тралового флота. X X X Таков^ситуация на сегодня. Даль нейшее развитие событий предугадать пока сложно. А потому не будем ничего комментировать. Поживем - увидим. Инна БЕРЕЗЮК На снимке: тот самый скандальный траулер. Фото Гуннара СЭТРА. * Радиограмма в номер “Да” - Закону о рыболовстве! Москва, Верховный Совет РФ , Хасбулатову. Копия: Москва, КорельаА)му. Копия: Москва, ЦК профсоюза рыбногохозяйства, Зырянову. Копия: Мурманск, “СРПР”, Сто- рожеву. Копия: Мурманск, “Рыбный Мурман”. Несмотря на то, что Россия как государство существует уже не один год, до сих пор нет закона России о рыболовстве. Отсутствие правовой основы затрудняет рабо ту рыбаков, вызывает стремление различных властей распоряжаться по своему усмотрению рыбными запасами, что ведет к разграбле нию и истощению наших рыбных богатств. От имени экипажей судов уп равления “Севрыбпромразведка" просим скорейшего рассмотрения и принятия закона России о рыбо ловстве, который должен законо дательно закрепить как права и гарантии сохранения, использова ния сырьевых ресурсов страны, так и профессиональной защиты инте ресов рыбаков. Право управления рыбными ресурсами должно быть предоставлено не Министерству природы России, а только бассей новым научно-промысловым сове там под руководством Комитета по рыболовству - профессиональному органу, готовому решать вопросы по использованию, воспроизводст ву сырьевых ресурсов как в масш табах России, так и совместно с правительствами иностранных го сударств и как это делается во многих цивилизованных странах, законодательно запретить выделе ние квот на лов, лицензий на про дажу рыбопродукции за границу любым структурам, не имеющим своего флота, так как эти структу ры, желая сиюминутной выгоды, ведут варварский лов рыбы, сбива ют цены на Мировом рынке, что приводит к дальнейшему обнища нию рыбохозяйственных предприя тий и людей, работающих на них. Это не монополизм, это - единст венно правильное решение в со здавшейся ситуации. Данные по квотам, лицензиям должны быть общедоступны, чтобы можно было в любое время проконтролировать. Просим рассмотреть поставлен ные вопросы в кратчайшее время. По поручению экипажей - капитаны: МГ-1346 МИЛЬ ЧА КОВ, МГ-1Э63 ОКУНЕВ, МГ-1365 ПРОШУТИНСКИЙ , МИ-0305 ПЕ- ЛИПЕНКО, МБ-0422 БЕРЕЗЕН- КО, МИ-0846 АЛЕКСАНДРОВ, МГ-1356 КРАВЧЕНКО, МГ-1364 МАСЛЕНКОВ, МГ-1366 М ОРО ЗОВ, МБ-0420 ВЛАСОВ, МИ- 0771 ЯКУШ ИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz