Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
4стр- Полный вперед! __«рыбны^ур^ ТРИЖДЫ МОРЯКИ Пять дней назад на траулере “Лира” ТОО “Ударник” можно было отмечать полугодовой юбилей, хотя, навер ное, никто об этом не вспомнил -траулер на промысле. А дата такова: шесть месяцев назад 30 октября на дат ском судне норвежской постройки поднят флаг России, судно стало собственностью “Ударника”. х х х Много видела разных судов, на многих выходила в море. Такого не видела. Да и нет другого такого у нас на Северном бассейне. ...Маленький беленький траулер, на рубке которого почему- то прочерчена красная полоска, стоял у родного колхозного минькинского причала. Матросы, радуясь солнышку, перекури вали на палубе... Впрочем, палуба-то она палуба, но конструк ции необычной: от слипа почти до носа судна тянутся два тоннельчика, по которым, как мне объяснили, спускают-подни- мают трал-дубль. Вот на бортиках этих тоннелей и сидели ре бята. Узнав мою фамилию, оживились: оказывается, многие - прилежные читатели "РМ". И начали мы разговор “ за жизнь". Естественно, сначала про деньги, про заработки. Я сказала, что в Мурманске моряков "Ударника" считают чуть ли не мил лионерами. Дружный хохот разъяснил мне нелепость данных слухов. Тогда, спрашиваю, что изменилось, когда колхоз “Удар ник" стал товариществом? Вроде все по-прежнему, отвечают. Про кораблик свой говорят, что, мол, в море ведет себя необычно, летает, как щепка. А так, ничего, удобный. Правда, гидравлика заедает иногда. А вот капитан - это да, отменный мужик. Но пока его нет. в контору пошел. Ладно, говорю, коли деньги невелики, а пароход, как щепка, летает, что же вас в море-то тянет? "Романтика", - без улыбки говорит "крутой" па рень, Сережей зовут. И, продолжая тему, начинает убеждать, что именно на этом судне самая романтичная романтика. Вглядываюсь в лица ребят, вслушиваюсь в их рассказы. И невольно сравниваю их с моря ками "белых" пароходов, особенно транспортов. Нет у этих парней того выражения самодоволь ства, какого-то даже высокомерия, которое час то видела я на тех лицах. Здесь - работяги в лучшем смысле этого слова, люди, проходившие долгие годы на крохотных колхозных суденыш ках. никогда не жившие в комфортных, простор ных каютах "белых" пароходов. Зато их сердечность, какая-то очень русская душевная теплота видны сразу... "Пойдемте, мы вам фабрику покажем", - приглашают. Спускаемся. И опять удивляюсь: не видела нигде такого. Стоят компактно (все такое маленькое!) баадеровские линии, а рыба моро зится... открытым способом. Легко вынимаются- вставляются пластмассовые полоски, и можно в длинных, узких емкостях морозить блоки по меньше или побольше. Но. оказывается, хвале ные линии не нравятся морякам, поскольку рассчитаны на мелкую треску. Крупную прихо дится шкеритъ вручную, а рыбодельчик рассчи тан на троих обработчиков, и негде поставить дополнительные “ рабочие места". Поахав восхищенно, поднимаюсь на палубу и встречаю капитана “Лиры" Виталия Алексее вича Сипцова. Стройный, легкий, улыбчивый, уверенный... Входим на мостик. И вот тут меня ждало самое удиви тельное. В центре - кресло, а прямоугольником вокруг - все навигационное и поисковое оборудование. И даже УКВ-стан- ция над креслом - только руку протяни. Впрочем, пусть комментирует увиденное мной хозяин. Включаю диктофон. - Здесь совмещены штурманская и рулевая рубки. Проду мано все для удобства. Обзор, видите, круговой. 28 иллюми наторов. Да-да. пересчитайте! Хотя радиолокатор работает от причала и до причала. У нас четыре радиолокатора, вот этот - цветной с истинной прокладкой курса, вот датский видеоп- лотер. Спутниковые навигационные системы, вот эта старого образца, а эта новейшая. Японского производства эхолот, дат ские поисковые приборы. Пульт управления машинным отде лением - вот он. Я все вижу здесь: работу ВРШ. параметры работы главного двигателя, где какое давление, обороты, даже температуру выхлопных газов. А позади - комплекс, дублирующий управление судном, и система управления траловым комплексом. Вот компьютер ное управление траловой лебедкой, а это экран телевизора, на котором я слежу за работой траловой лебедки. Там уста новлены видеокамеры. Так что на мостике уверенно справля ется один человек. - А что за заморочки с кабельной системой , моряки рассказывали? - Гидравлика для нас дело новое, хотя во всем мире она себя оправдала. Бывают неувязки, но освоим - все наладится. - Виталий Алексеевич, создание ТОО, на ваш взгляд , это дань моде , попытка уйти о т банкротства или что? Большому автономному траулеру такая волна - штиль. А для "Лиры" - пол ная карусель. Но что для моряка волна? Некогда ее замечать, работа не ждет. - Я не воспринимаю с л о в о ^ ^ а ц и я ^ П р о с я о увере^ что надо отучить людей от Убеждения. ^ заинтереС0_ хозное, все вокруг мое . то есть » • в что Нажито ватъ в результатах труда. И мы Реши™ ’ П1Ппам чьим тру- колхозом -Ударник", должно принадлежать людям^ч тру_ дом это нажито. Долго думали, как л у ч ш е это с д е л а т ь ^ могали ленинградские специалисты. “ P "1? ■ р Ива. Особенно много работал над этой проблемой Владимирова нович Шэньгин - наш нынешний генеральный ^ ции пришли к наиболее справедливому варианту РеоРга|1 ^ ^ и1и7 К ы й работник имеет свой пай. Например, я сработал 17 лет соберусь уходить - имею право получить свой собственности. Но главная цель - эаинтересова^ людей. по- казатъ им - этот пароход ваш, от вас зависит, чтобы он работал с прибылью. - Каким же образом? . - Например, наш экипаж - 21 человек. Я им говорю, ре- бята, это - мой пароход, мои деньги вложены в него и я не позволю..." И каждый, чьи денежки вложены в судно или дру гую собственность ТОО, мыслит так же. - Так зачем собирать и объяснять? - Учредители не все. И пай свой может получить только тот. кто отработал в “Ударнике" 15 лет. Конечно, самое труд ное - менять психологию. Но постепенно привыкают. Вот. на пример. заплатили штраф за нарушение таможенных правил - недосчитались кое-чего в карманах. Поняли сразу. - Виталий Алексеевич, а почему вы рыбу возите в Данию? - При покупке “Лиры” это было “ забито в условия контр акта: в течение года мы должны поставлять продукцию имен но в Данию. Кстати, только здесь и в Гренландии принимают продукцию без тары, это очень удобно для нас - не возимся с тарой, только перекладываем бло ки полиэтиленовой пленкой. Плохо, что крупную рыбу негде разделывать. - Надо бы филейные линии ставить ... - Мы уже думали над этим. Но такие линии очень дороги, а судно приобрели недавно. Все впереди. - Вы сказали, что 17 лет в ‘ Ударнике ”. А всего в море? - Всего? В 61-м закончил Ленинградскую мо реходку. Направили в ББГЛ. Потом по переводу - в Архангельский рыбакколхозсоюз. там 10 лет. и опять по переводу - в “Ударник". Капитаном работаю 23 года. X X X Где-то сегодня летает на крутой волне, как щепка, маленький беленький кораблик. Ловит рыбу. Медленно вползает-сбегает по тоннельчику трал. Трудятся на порхающей под ногами палубе хорошие ребята. В экипажах рыбацких судов часто с гор достью говорят: “Рыбаки -дважды моряки”. Тогда на “Лире” -трижды моряки. Дай вам Бог удачи! Инна БЕРЕЗЮК. * Новости рыбной отрасли России “РыбакПриморья” ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ Одновременно с мойвенной пу тиной для флотов нашего Северного бассейна рыбаки-дальневосточники жили в ритме минтаевой путины в Охотоморье. В самый ее разгар пути на была нокаутирована радиограм мой из Москвы, запрещающей добычу без всяких объяснений и ука зания сроков. Никакой связи с тра диционными рекомендациями ТИНРО по подрайонам нерестова- ния не обнаружилось. Уникальная ситуация закрытия крупнейших За паднокамчатской и Курильской зон привела к резкому сокращению сда чи сырца на плавбазы, вынудила ка питанов переходить в новые районы. Убыток от потерянных суток исчисля ется десятками тонн непойманной рыбы и впустую сожженного безум но дорогого дизельного и котельного топлива. Впрочем, вскоре пришла теле грамма от другого заместителя председателя Комитета РФ по рыбо ловству - разрешающая лов. В циви лизованном деловом мире следовало бы привлечь к суду дез организаторов промысла. Но рыба кам в путину не до тяжб, да и понимают они, что пока еще, в силу традиций, с больших чиновников взятки гладки. Межлу тем началась путина сардины иваси, дальневосточники надеются, что она пройдет без экс цессов со стороны администрации. НА МОРСКИХ ОГОРОДАХ Моллюски, ежи и водоросли ма ло кого волновали, пока оценивались в копейки. Теперь обрели весомый долларовый эквивалент и сразу ста ли причиной ведомственных раздо ров, вернее сказать - объектом хищнического промысла всех и вся. Возникла угроза уничтожения при брежных биоресурсов. Тревогу заби ли экологи и территориальные хозяева “морскихогородов". Спешно установлены квоты текущего года, за пользование участками акваторий взимается плата, а право пользова ния, лицензии предполагается впредь завоевывать в конкурсах или на аукционе рачительного хозяйсг- вования (то есть не кто больше запла тит. а кто квалифицированнее и бережнее сумеет собрать урожай, чем-то помогая восстановлению би оресурсов). НА ЗАМЕТКУ АВТО ЛЮБИТЕЛЯМ Южнокорейские власти запрети ли российским морякам вывоз новых и б/у автомобилей. Предельно уже сточены правила приобретения и вы воза подержанных машин и Японией. Массированной инициативой наших моряков, промышлявших на авто свалках, здесь сперва были потрясе ны, потом решили вовсе перекрыть сей канал самоснабжения. Связаны эти решения с россий ским постановлением о машинах с правым рулем или с чрезмерной ак тивностью наших автолюбителей - о причинахне возбраняется порассуж дать на досуге. “Маяк” ЖИРАФУ ВИДНЕЙ? Сегодня у России на Балтике два морских порта - в Калининграде и Санкт-Петербурге, - оба с недоста точной пропускной способностью, так как в последние десятилетия преимущественно велась модерни зация портов, отошедших теперь в “ближнее зарубежье". Мэрия Санкт-Петербурга пред лагает строить в Усть-Луге намывной порт международного значения, на что требуется 18млрд. долларов. Со брать их руководство Петербурга на мерено из средств, предназначенных для развития и ре конструкции портов Калининграда. Мурманска. Архангельска и Севе родвинска. Разумно ли? Ведь у каж дого порта своя специфика, свои перспективы в связи с развитием ре гионов. Да и преимущественная ори ентация грузов на Петербург чревата увеличением расхода времени, топ лива как для судов, так и для желез ной дороги. Не логичнее ли заняться модернизацией незамерзающего и более близкого Калининградского порта? А пока вопрос утрясается в пра вительственных инстанциях, ино странные инвестиции, предназначенные на реконструкцию Калининградского порта. Москвой самовластно переданы в Одессу... ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ... Круг проблем рыбаков Балтики аналогичен нашим. Злободневна те ма топлива из-за его дороговизны и несовершенства технологической цепочки доставок. Извечны заботы о рыбодобыче, которая, как известно, “дело водяное". Тем не менее с хо рошей нагрузкой работается экипа жам БАТов в ЮВА и тунцеловных судов в Индийском океане. Накоп лен крупнотоннажный флот на про мысле кальмара в ЮЗА - успех переменный, о чем свидетельствуют радиограммы и наших моряков. Бал тийцы, побывавшие в северных ши ротах на мойве, креветке и путассу, на безрыбье в перерывах между штормами не жаловались, а послед них как раз нынче выпало многовато. Рыбакколхозсоюз области успешно завершил салаковую путину в Кали нинградском заливе. впрочем, зада ча. по нашим меркам, ставилась скромная - 5.3 тысячи тонн. ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР СНОВА В МОДЕ Моряки обеспокоены оживлени ем пиратства на различных широтах. За два первых месяца текущего года было четыре попытки взятия на абор даж российских судов: на послед нем после встречи насчитали 26 пулевых пробоин. До развала СССР такой наглости не наблюдалось - на подмогу всегда мог подойти под водный или надводный корабль ВМФ. Вернулся в родной портТР “ Гра фитовый", который четыре года вел рыбопоставки в африканские порты. Рыбаки с горечью рассказывают о мучительных поборах мавританских чиновников, о грабительских напа дениях на берегу, и даже на борт нахально лезут за поживой. Установ ка на интернациональную дружбу соблюдалась прежде с перебором, развращающе - теперь приходится выставлять дополнительную вахту от местною рэкета, перенимать от ино странных коллег более жесткую практику “ общения". (По страницамрыбацкихгазет,i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz