Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 11 по 17 июня 1993 года 25 мая в “Российской газете”, известной своими крайне реакционными публикациями, появилась статья “ Конвертируемая... треска”. По сути дела это журналистски обработанная справка, спущенная из УВД и УМ Б по Мурманской области в “центр” . Справка, в которой на примере предприятий Северного бассейна якобы раскрываются причины сегодняшней катастрофической ситуации-в российском рыбном промысле. Эту статью можно было бы оперативно перепечатать, как и поступили некоторые газеты нашего края, или не публиковать вовсе, так как о квотах, треске и ценах на рыбу “ Рыбный Мурман” пишет постоянно, и ничего нового коллеги из Москвы добавить к этому не могут. Однако руководители названных в публикации предприятий пожелали высказать свое мне ние. Поэтому-го мы и решили полностью перепечатать статью, предоставив право заинте ресованным лицам ответить на выпады, сделанные в их адрес. КОНВЕРТИРУЕМАЯ... ТРЕСКА * У флота ни горючего, ни денег * Рыба уходит за границу, деньги-спекулянтам Почему рыба по стоимости догоняет мясо? Потому что все меньше ее попадает на внутрен нийрынок, ик тому же ценумно гократно взвинчивают перекупщики. Российский рыбный промысел попал в катастрофи ческую ситуацию. Рассмотрим ее на примере АО закрытого ти па “ Севрыба ” (бывший главк), куда входят акционерами все промысловые флоты на Коль ском полуострове. Раньше эта флотилия добы вала за год во всех районах Ми рового океана 1,5 миллионаmotui рыбы и .морепродуктов - более 20 процентов общего вылова вбыв шем СССР. С середины 1992 года океанский флот “Севрыбы"скон центрировался в основном в Ба ренцевом и Норвежском морях, из-за чего добыча сократилась до уровня 197 года (max в “ Рос сийской газете”. - ПРИМ . РЕД.). Плавать за ""три моря” стало накладно -подорожали топливо, ремонт и прочее. Особо о топливе. У госпред приятий, которые должны снаб жать флот, зачастую нет ни горючего, ни денег. У посредников же оно жутко дорогое - до 60 тысяч рублей за motuiy. А на до бычу то/ты рыбы нужно потра тить 700 килограммов топлива. То есть сорок два рубля на кило грамм рыбы только за использо ванное горючее. Суда простаивают по 5 -10 суток и более, что в свою очередь увели чивает флотские долги на сот ни миллионов рублей, ведь с переходом на хозшственную са мостоятельность за все теперь приходится платить самим. Вот и приходится рыбакам большую часть улова продавать па Запад за валюту, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Вдобавок в акватории Барен цева и Норвежского морей появи лось огромное количество М П и СП, которые тоже занялись ры боловством. Образовался новый - частный флот, контролиро вать который почти невозмож но. Свой улов они целиком о т правляют на Запад. Чтобы получить квоту на вылов, мелкие предприятия идут на любые ма хинации. Вот какие историирас сказали в Управлении безопасности по Мурманской об ласти. Производственно-хозяй ственная фирма “Смена" заявила, что купила три судна у прибалтийских государств и приписала их к Мурманскому порту. На деле выяснилось, что суда не куплены, а арендованы. Коммерческая фирма “Мелаб” ухитрилась получить квоту, за вышенную вдвое, половина заяв ленных судов оказалась собственностью Украины. Ком мерческая структура “Северная корона ” обеспечила себе в про шлом году квоту под суда, кото рых и в помине не было. Чтобы привести хоть в ка кой-то порядок деятельность мелких структур, создали ассо циацию совместных предприя тий, но в нее вошла лишь треть различных СП и МП. Остальные орудуют бесконтрольно. Вос пользовались моментом и стра ны Балтии. Откуда вдруг такая страсть крыбной ловле?Дело втом, что Запад ест треску и пикшу (а не мойву) и с удовольствием поку пает ее у нас. За валюту. Вот и получается, что те 18 тысяч mo tu i трески, которые по кво там разрешено ловить СП и МП, уплывают на столы нор вежцев, фшиюв и шведов. Ни го сударство, ни мы с вами не имеем от частного флота ров ным счетом ничего. В результате совместных усилий государственного и част ного флотов любым способом зарабатывать валюту цены на рыбопродукцию, в частности на треску, снизились в странах ЕЭС в 2-2,5 раза, отчего страдают и зарубежные промысловики. В прошлом году, например, сверх квоты было выловлено бо лее 40 ты сяч тонн трески. Эта цифра была названа в письме Александру Руцкому, подписан ном начальниками УВД иУМБ по Мурманской области. Правда, “Мурмапрыбвод” и “Росрыбвод”, которые какраз призваны конт ролировать промысел, не соглас ны с такой цифрой. К письму, adpecoeajuioMy Руц кому, приложена схема, из кото рой видно, как “ накручиваются” цены в процессе продвижения продукции кприлавку. Цифры ме няются каждый день, но принцип остается прежний. Мурманский траловый флот продал фирме “Севрыбсбыт” 185 тонн свеже мороженой мойвы по 10 рублей за килограмм. Фирма должна была отгрузить товар вНижний Новгород, но перед этим офор мила его черезМ П “Фиш ”, кото рое перепродало мойву СП 1 Колимп ”, получив при этом прибыль более 200 тысяч рублей. Объединение “Нижегородрыба”, надо полагать , тоже без '‘нава ра” не осталось. Еще один при мер. Петрозаводский рыбоконсервный комбинат про дал 282 тысячи банок сельди в масле фирме “Севрыбсбыт ” ко торая могла отгрузить их сразу в Тверь, милуя коммерческие структуры. Но снова Прокрути ла” консервы через М П “Фиш ” и частное предприятие “Сокол ” . В результате товар вздорожал в десять раз. И так -бесконечно... В этом же письме предлага ются способы изменения сегод няшней политики, пршюсящей огромный экономический ущерб рыб 1 юй отрасли. В частности , разработать и принять на пра вительственном уровне норма тивные акты, регламен тирующие рыболовную дея- телыюсть всех стран СНГ\ а также заключить международ ные соглашения (в первую оче редь с Норвегией, Швецией, Финляндией) об упорядочении экспорта рыбы и морепродук тов. Необходимо также со здать единую государствешсую экологическую морскую службу, которая пеклась бы о сохране нии биологических ресурсов. Контролировать ситуацию могли бы корабли ВМ Ф России... Чтобы воспрепятствовать ис- кусствешюму “накручиванию” це [1 на рыботовары, целесооб разно ввести ограничения для коммерсантов в виде определен ного процента от установлен ной изготовителем продукции. Предложение как видим, здравые. Как реализовать их? Промысловикам нужна поддерж ка государства. Не в виде обеща ний и заверений, а практическими мерами, конк ретной помощью. Светлана ШЕВЧЕНКО. ("Российская газета", № 98, 25.05.93 г.) с м т т - м т т т м ш А М ЖИТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ Александр КУХТИН, президент корпорации “Северная корона". Юрий ЗАДВОРНЫЙ, вице-президент. КУХТИН: - 8 декабря 1992 года была зарегистрирована корпорация “Северная корона", так что мы при нимали участие в распределении квот только на текущий год. Поэтому утверждение, что. мол. “Северная корона" обеспечила себе в прошлом году квоту на суда, которых и в по мине не было, мягко говоря, не ог- ражает действительности. Имея три собственных корабля и приобретя недавно еще один - а в перспективе собираемся купить еще три-четыре судна, - мы имеем квоту на вылов 3080 тонн трески. На сегод няшний день выбрали где-то тонн 680, а сейчас весь флот работает на креветке за российской зоной, кото рая не квотируется. Плюс к тому за ключили несколько контрактов на поставку рыбы и в Беларусь, и в Рос сию от английских рыбаков. - Если так, т о почему в статье, сделсииюй по письмам- справкам, подготовле/шым мур манскими Чекистами” и “стражами правопорядка”, од ним росчерком пера замарана честь вышей фирмы? КУХТИН: - Мы знаем, что у оп ределенного круга лиц. в той же “Севрыбе", отношение к малому бизнесу негативное. И при распре делении квот на нынешний год это отношение было ярко выражено: три-четыре месяца наш Союз рыбо промышленников Севера был в подвешенном состоянии. В резуль тате квотами коммерческие струк туры явно обделены. Прежних государственных флотов сегодня нет - все они стали приватизиро ваться. И надо, чтобы, независимо от форм собственности, все получа ли квоту под свои промысловые су да. содержать которые при росте цен на топливо и снабжение очень сложно. ЗАДВОРНЫЙ: - Вот конкретный пример. “ Мурманрыбпрому’ выде лили в этом году большую квоту, но осваивать ему столь солидный “ ку сок" от трескового “пирога" не под силу. И хотя официально этот флот никаких объявлений не делал, но, по нашим сведениям, он желает взять любое количество промысло вых судов в аренду. А всем коммер ческим структурам запрещают работать на треске арендными су дами. Но вспомним, что сейчас уже госфлота нет, - есть АО “Мурман рыбпром". Вторая проблема. Очень много судов в "Мурманрыбпроме’ , в тра ловом флоте стоят на отстое. Одна ко ж они учитываются при распределении квоты, хотя уже ни когда не выйдут на промысел под вымпелом своего флота. Я что хочу сказать? И “Северная корона", и “ Мелаб" - это одни из мощнейших судовладельцев среди мелких коммерческих структур. И статья “ Конвертируемая... треска" есть не что иное, как целенаправ ленный удар по рыбному частному бизнесу. Вплоть до откровенной лжи. Еще один вопрос хотелось бы затронуть. Почему вдруг столько копей упирается и ломается об эту треску? До последнего времени на самом высоком уровне говорилось: вот наступит голод. И я. например, не вижу криминала в том, чтобы по ставить за рубеж рыбопродукцию, а завезти в Россию продукты питания, которые можно купить подешевле. КУХТИН: - Что характерно: из всех имеющихся сегодня сырьевых запасов треска - это единственная рыба, которая не подходит под кон вертацию. Вся остальная рыба как в России, так и на Западе имеет ми ровые цены. Поэтому сейчас ком мерческие структуры начинают переориентацию на ввоз скумбрии, сельди, путассу, мойвы в Россию. Это выгодно. И мы уже взяли в аренду крупные корабли Калинин града. которые будут принимать сырье от норвежских, английских и шотландских рыбаков и поставлять его к нам в страну. Это. я думаю, наиболее выгодный вклад капитала. ЗАДВОРНЫЙ: - Возьмем про блему прибрежного рыболовства. Затраты на него колоссальные. Плюс сезонность. А какова отдача? Если ориентироваться лишь на по ставки на внутренний рынок без дальнейшей переработки и экспор та, то никто прибрежным ловом за ниматься на будет. Единственный разумный путь - доставка той же трески в Мурманск с последующей ее глубокой переработкой и прода жа за рубеж. Многие государства для привлечения валюты поощряют поставки рыбопродукции на экс порт. А у нас - препоны. С маслом "Атланта" до смешного доходит: наш рыбий жир поставляем, его норги перерабатывают, затем мы завозим сюда для производства ко нечной продукции, то есть "Атлан ты", платя при этом таможенную пошлину за ввоз якобы экспортной продукции. А продукция-то произ ведена из нашего сырья. КУХТИН: - Я уверен: не надо упираться лишь в треску, рынок ко торой в России всегда был ограни чен. Вот сейчас привези скумбрию и треску в магазин средней России, так ведь купят прежде всего скум брию. Лишь в Мурманске и Архан гельске в силу сложившихся традиций жители предпочитают “трещечку". ЗАДВОРНЫЙ: - Но ведь у нас на прилавках треска есть, хотя и по высокой цене. И от того, что ее бу дет больше, цена на треску в любом случае не упадет. Но тогда флоты встанут, оказавшись в прогаре. Тре ска - это единственное, что позво ляет сейчас жить и выжить оыбакам “УХИТРИТЕСЬ” РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ Юлий ГИТЕРМАН, ди ректор Мурманского фили ала ТОО “Мелаб". - Для определения нашей де ятельности автору статьи “Кон вертируемая... треска" потребовалась одна фраза: “ Ком мерческая фирма "Мелаб" ухит рилась получить квоту, завышенную вдвое4. Я не хочу оправдываться и тратить лишние слова. Вот вам три документа. И пусть каждый, ознакомившись с ними, попробует точно так же "ухитриться" получить квоту и внести не меньший вклад в раз витие Мурманска. Документ первый. “ Главе Правительства Рос сийской Федерации Черномыр дину В. С. Глубокоуважаемый Виктор Степанович! В последние годы в России неуклонно снижаются объемы производства кормов, что вызы вает необходимость государст венной поддержки предприятий-кормопроизводите- лей. Колхозно-фермерское хозяй ство “ Мелаб" (Санкт-Петербург) в течение ряда лет осуществляет собственными судами лов рыбы и креветок в Баренцевом море с целью последующего прямого то варообмена морепродукции на сухие корма для звероводства и животноводства, а также продукты питания для населения. Только за последние полтора года КФХ “ Мелаб" поставило в Санкт-Петербург и Мурманск око ло 2500 тонн продовольствия, а фермам - более 1500 тонн сухих кормов и 10000 тонн кормовой мо роженой рыбы. В настоящее время на балансе хозяйства состоят 10 современных промысловых судов, оснащенных новейшей поисковой и навигаци онной аппаратурой, и транспорт ный рефрижератор. В начале 1993 года рыболовецкий флот хозяйст ва пополнится тремя новыми трау лерами. КФХ “ Мелаб" в установлен ном порядке обратилось в Коми тет по рыболовству РФ с просьбой о выделении на 1993 год целевым назначением, в со ответствии с собственными про мысловыми возможностями, квоты на вылов в Баренцевом мо ре и прилегающих районах 9000 тонн трески, 2000 тонн пикши и 3900 тонн креветок. Однако в квотах было отказано, что приве дет к необратимым негативным последствиям в снабжении кор мами многочисленных животно водческих и звероводческих ферм и срыву запланированных поставок продуктов, питания для населения. Мэрия Санкт-Петербурга про сит вашего указания Комитету по рыболовству РФ (Корельский В. Ф.) о выделении квот в указанных объемах КФХ “ Мелаб". Заместитель мэра Санкт-Петербурга Д. В. Сергеев". Документ второй. “ Председателю Совета Мини стров Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдину. Уважаемый Виктор Степано вич! По вашему поручению Коми тет Российской Федерации по ры боловству рассмотрел письмо заместителя мэра г. Санкт-Петер бурга Д. В. Сергеева от 10.01.93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz