Рыбный Мурман. 1993 г. Июнь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 4 по 10 июня 1993 года ПОЛИТИКА 11 стр. ^ К И1ВССТН0* борьба вокруг российской Конституции вступает в решающую срап -лавтра открытие Конституционного совещания. “Рыбный Мурман” пред- laiacT вам специальную страницу, посвященную проблемам конституционной р ^ф о рмы . ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР НА ФОНЕ ИЛЬИЧА Заметки с регионального совещания по обсуждению президентского проекта Конституции России “К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!” К нам едет Шахрай' Известие это для кого-то действительно явилось фактом пренеприятным. Дескать, взбаламутит нашу спо койную (читай, сонную) провин циальную действительность, где малочисленные политические партии, лениво бранясь, решают свои громадные программные за дачи. а разные ветви власти все пытаются, по инерции, чем-то уп равлять и куда-то направлять. Ес тественно. в первую очередь возмутиться должны были депута ты областного Совета. Так оно и случилось. В зале, где большинство присутствовав ших гордо алели депутатскими значками, выступление вице-пре мьера было встречено насторо женным молчанием, местами прерывавшимся тоскливыми вздохами. От реплик и едких за мечаний Сергея Михайловича спасло лишь привычное, годами внедряемое в плоть и кровь совслужащего чинопочитание: все-таки премьер, хотя и вице. Впрочем, когда на трибуну поднялся глава администрации Калининградской области про фессор Ю. Маточкин и стал гово рить об абсурдности существования многих нынешних структур власти, их противоречи вости. классовый антагонизм сра зу же дал о себе знать - из зала раздалось возмущенное: "Вы нас не агитируйте!". Дескать, мы тут при своем мнении и принципами не поступимся. А с трибуны выступали в ос новном главы администрации Се веро-Запада России, пьггаясь доказать очевидную истину - дво евластие для нынешней России пагубно, ликвидировать его мо жет лишь принятие новой Консти туции и президентский ее вариант более реалистичен. Но зал. тем не менее, оста вался “ при своем" и оживленно аплодировал главе администра ции города Оленегорска Н. Мак симовой. которая по-женски непосредственно призвала при сутствовавших заняться не Кон ституцией. а экономикой. (Надо полагать, посевную в Оленегор ске уже провели.) И когда С. Шахрай прямо заявил, что враж дебность зала его ничуть не обе скураживает, в словах Сергея Михайловича не чувствовалось разочарования, скорее это была констатация действительности, которую как-то следует учитывать, но вряд ли стоит принимать всерьез. Точно так же, как гиган тский барельеф Ильича, высив шийся за спиной выступавшего вице-премьера. вся ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ Настроение присутствовавших на совещании чиновных нардепов никак не отразилось на заявле нии, которое приняли главы адми нистрации территории Северо-Запада России, - они поддержали президентский про ект Конституции. И это вполне ес тественно, более того, отражает интересы простого человека, ко торый на референдуме оказал до верие только Президенту. Поэтому “ бюрократическая" пози ция главы администрации Мур манской области, подписавшего этот документ, является сегодня более легитимной и морально оп равданной, чем “демократия в се- З А против «ТОРИЦ РЕФОРМ бе" наших областных депутатов, большинство из которых пред ставляют политические реалии давно минувших дней. В этой ситуации даже фор мальная поддержка главами ад министрации президентского проекта Конституции объективно является выражением воли сегод няшних избирателей, что бы ни утверждали их бывшие “ избран ники". И тысячу раз прав был гла ва администрации Кандалакши В. Ахромейко, когда утверждал, что “настроение зала не отражает си туацию в области". Сегодня президентская адми нистрация на местах вольно или невольно определяется в своих политических позициях. Вполне вероятно, что это мера вынужден ная, что экономикой и посевной заниматься им более естествен но. но раз Советы нынче взахлеб занялись политэкономией по Марксу, то весы следует как-то уравновешивать. И то, что вице- премьер С. Шахрай первое реги ональное совещание по проекту Конституции провел в Мурман ске, абсолютное большинство политически активного населения которого поддержало реформы Президента, доказывает тот факт, что “президентская рать" нако нец-то начала более решительно и умело использовать полученный мандат доверия. В КУЛУАРАХ... Каждый официальный визит помимо протокольных мероприя тий предполагает и какую-то не официальную часть. Вот и за время визита вице-премьера на копились кое-какие наблюдения, которые вряд ли уместны в стро гом жанре отчета, но могут пред ставлять интерес для читателя. Создалось, например, впечат ление. что С. Шахрай и сопро вождавшие его лица более комфортно чувствуют себя в об щении с прессой, чем с разного рода чиновниками. По крайней мере, с пишущей братией вице- премьер был раскован и открове нен. Почувствовала это и противоположная сторона. Хотя официальная пресс-конференция продолжалась не более 30 минут, все кто хотел смогли пообщаться с высоким гостем. В тесном кори дорчике бывшей обкомовской го стиницы, бесцеремонно расталкивая Собчака с Комаро вым, рвались к вице-премьеру те левизионщики, кто-то по-свойски хватал за рукав мэра Санкт-Пе- тербурга, другой притер к стене советника Президента А. Мигра- няна. Охрана подобным вольно стям не препятствовала, хотя заметно было, что телохранители вице-премьера уважают, и не только “ потому, что казак". В связи с этим вспомнилось, как на Северный флот приезжал когда-то Д. Устинов, всесильный член Политбюро и т. д. Тогда секретаря партбюро крейсера “ Киров", случайно оказавшегося на маршруте, охрана закинула в сугроб и приказала лежать тихо; там он и пролежал... полтора ча са. А что касается мэра Санкт- Петербурга, то приведу такой курьезный факт. Во время сове щания рядом со мной располо жились две дамы, явно придерживающиеся полярных политических ориентаций. Во всем они противоречили друг другу, но в одном сошлись - оое были в восторге от Собчака. И пиджак им понравился, и мане ры... Есть, значит, в демократии своя привлекательность. МУРМАНСК, ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ Создается впечатление, что наш город постепенно превраща ется в региональный политиче ский центр. Сюда, чтобы ощутить барометр общественного мнения, с завидной регулярностью наез жают руководители государства самого высокого ранга. И это, ве роятно, накладывает определен ные обязательства на членов и руководителей местных демокра тических партий и движений: по является реальная возможность стать выразителями обществен ного мнения, а не только зани маться узкопартийными проблемами организационно-хо зяйственного плана. И хочется все-таки верить, что в следую щий свой приезд вице-премьер встретится с совершенно иной аудиторией. Олег АЮПОВ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ Вот уже два года, как у нас в России происходит из менение государственного устройства. Введена и новая система проявления, декларативно предусматривающая основу основ становления демократии - принцип разделе ния власти. Прошло больше года, как Россия встала на путь радикальных реформ. Сегодня уже очевидно, что изменение государствен ного устройства - процесс сложный и длительный. Рефор ма буксует и протекает в острейшей политической борьбе. Система власти сегодня, в условиях конституционного и политического кризиса, превратилась в один из основных ограничителей радикальной экономической и политиче ской реформы, возрождения и становления правовой де мократической Российской Федерации. Ясно, что если в ближайшее время не будет преодолен этот кризис, если не будет преодолено двоевластие, а вер нее безвластие, когда страну душит гиперинфляция, когда ее захлестывает безудержная преступность, когда непри миримая оппозиция прокоммунистических и национал-шо- винистических сил открыто призывает к гражданскому неповиновению и бунту, то наше сообщество взорвется полной анархией и хаосом. Сегодня понятно всем: необходим Основной Закон жизни и развития государства, новая Конституция - един ственный документ, определяющий основы государствен ного устройства В настоящее время широко обсуждаются два проекта Конституции - президентский и Конституционной комис сии И уже разворачивается непримиримая борьба вокруг них Более того, понятно, что основное политическое со перничество еще впереди Бесспорно, оба проекта нужда ются в доработке, необходимо их широкое обсуждение, учитывающее все поправки, предложения и замечания ак тивного спектра нашего сообщества Президент, на мой взгляд, разумно созывает 5 июня Кон ституционное совещание Ведь в настоящее время весь кон ституционный процесс в стране ограничен рамками существующей законодательной власти, руководство кото рой считает, что это только ей дано право на разработку и принятие нового Основного Закона Вопрос довольно спор ный: навряд ли народ России, выбирая депутатов в высший орган власти, делегировал им все полномочия дня карди нального переустройства государственной системы Тут не обходимо вспомнить о результатах референдума 25 апреля... Сегодня одни доказывают, что Президент и его сторон ники - за президентскую форму правления; вторые - что Верховный Совет и Конституционная комиссия - за парла ментскую... Что же предлагается в этих проектах? Спор о формах правления - вопрос долгий и неодно значный, но главное - беспочвенный. Важна сама суть: бу дет ли республика демократической при любой форме правления - то ли президентской, то ли парламентарной... Классически президентская форма правления, когда Президент - правящий глава государства и как высшее должностное лицо - глава исполнительной власти. Парламентарная форма правления подразумевает, что государство будет с партийным правительством и номи нальным главой государства. При такой форме правления Президент избирается парламентом или коллегией парла мента, а его указы визируются главой правительства. Итак, какой форме правления отдать предпочтение? При парламентарной форме правления более действен но, что одна-две партии в нем имеют большинство голосов (возможен блок из 3-4 партий, но не более, ибо тогда не избежны правительственные кризисы). При нашем разобщении, при становлении парламента ризма и многопартийности, при наличии столь разобщен ных партийных и надпартийных фракций - это весьма существенный минус. Вот почему необходимо определить целостную концеп цию государственного устройства с четко закрепленной формой управления, прямо, точно и недвусмысленно - либо Россия будет парламентарной демократией, либо демокра тией президентской. Не менее серьезная проблема - как и кому принимать Основной Закон - Верховному Совету или съезду... Вопрос сложнейший. Дело даже не в том, что нынешний состав Верховного Совета или съезда может в очередной раз от вергнуть новый проект Конституции, а в том, что в мировой цивилизованной практике прерогатива принятия Конститу ции нового государства принадлежит народному предста вительному органу по типу Учредительного собрания или Конституционной ассамблеи. Лишь в этом механизме конституционного процесса за ложен глубочайший правовой смысл. На сегодня ни один проект предлагаемой Конституции не возможен для принятия. Вчитайтесь в преамбулу обоих проектов: “Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на нашей зем ле, чтя память предков, передавших нам любовь к Отече ству, светлую веру в добро и справедливость, утверждая свободу, права человека и достойную жизнь, гражданский мир и согласие..." Гражданский мир и согласие - этим сказано все! Вот почему Президент выносит на широкое обсужде ние - на Конституционное совещание - проект Основного Закона: он идет на компромисс, на диалог, понимая, что без согласия и гражданского мира невозможно принятие новой Конституции. Ответный шаг должны сделать представительный ор ган и Конституционная комиссия. Становление сегодня “ в позу" чревато усугублением кризиса. Принятие новой Конституции при компромиссе всех ветвей власти - вот гарант целостности России, мира и согласия в обществе, основа возрождения и становления правовой демократической России. Виталий СЕКРИЕРУ, помощник главы администрации г. Апатиты. (Специально для “РМ ”.) г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz