Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года 11 стр. С е в е р н о м у ф л о т у — 6 0 л е т но более 200 кораблей и транспортов про­ тивника. Мощь ударов авиации Северного фло­ та на морских сообщениях врага возраста­ ла день ото дня. Это объяснялось прежде всего возросшим мастерством летчиков, ростом сил флота, увеличением количест­ ва самолетов торпедоносной и бомбарди­ ровочной авиации Первые самолеты-торпедоносцы прибыли на Се­ верный флот в конце сорок первого года Мастером низкого торпедометания назы­ вали товарищи капитана И Гарбуза. кото­ рый в начале сорок второго года положил начало боевому счету торпедоносцев Се ­ верного флота. В 1943 году на Северный флот прибыл 46-й штурмовой авиаполк, летчики которо­ го в очень короткий срок освоили наибо­ лее эффективный способ бомбометания и при взаимодействии с торпедоносной и бомбардировочной авиацией наносили мощные удары по вражеским конвоям. 23 апреля 1944 года бессмертный по ­ двиг совершили капитан И. Б. Катунин и стрелок-радист А М. Маркин Их самолет был подбит вражеской артиллерией. Лет­ чик Катунин направил объятый пламенем самолет на вражеский транспорт Раздал­ ся мощный взрыв, и судно затонуло. И. Катунину и А. Маркину посмертно присво­ ено звание Героя Советского Союза. Их имена носят рыболовные траулеры. Активно действовали на коммуникаци ­ ях врага торпедные катера. Первых побед они достигли в сентябре 1941 года. 11 сентября два торпедных катера типа "Д -3 " под командованием капитан-лейтенанта Г. Светлова и лейтенанта А. Шабалина вышли на охоту в районе Варангер-фиорда. Вне­ запным ударом с короткой дистанции бы­ ли потоплены транспорт и миноносец. 1 марта 1944 года была сформирована бригада торпедных катеров, которой ко ­ мандовал капитан 1-го ранга А. В Кузь ­ мин. За время войны катерники потопили и повредили более 60 кораблей и транспор­ тов противника. Большой урон судоходству врага нано­ сила береговая артиллерия флота. 22 июня 1941 года 221-я батарея под командовани­ ем старшего лейтенанта П. Космачева по ­ топила немецкий тральщик, пытавшийся пройти в Петсамо. Не раз фашисты пыта­ лись уничтожить эту батарею. Но ни бом­ бы. ни артналет - ничто не сломило воли, мужества, стойкости артиллеристов право­ го фланга. В октябре сорок первого года 221 -я батарея была удостоена правитель­ ственной награды - ордена Красного Зна­ мени. От метких выстрелов воинов береговой артиллерии Северного флота ушли на дно 30 кораблей и транспортов противника. Навечно останутся в памяти народной коллективные подвиги моряков стороже ­ вых кораблей "Пассат", "Туман", “ Штиль", "Бриллиант", "Ж емчуг", “ М уссон ", на ко ­ торых служили многие мурманские и ар­ хангельские рыбаки. Краснознаменные военно-морские флаги развевались на эсминцах "Куйбы ­ шев". "Гром кий", “ Грозный", “ Баку", гвар­ дей с кий стяг развевался над эскадренным миноносцем “ Гремящий". Эти корабли сотни раз выходили в море и сопровож ­ дали отечественные и союзные конвои. 1944 год явился годом разгрома не- мецко-фашистских захватчиков на Севере. В течение всего военного периода действиями Северного флота руководили адмирал А. Г. Головко, вице-адмирал А. А. Николаев, генерал-майор Н. А. Торик. Боевая деятельность флота была высо­ ко оценена: 85 североморцев стали Геро­ ями Советского Союза. Более 48 тысяч моряков награждены орденами и медаля­ ми. С особой гордостью носят на груди ветераны флота медаль “За оборону Со­ ветского Заполярья" - знак оценки их рат­ ного подвига во славу Отчизны в трудные годы Великой Отечественной войны. Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник му­ зея Краснознаменного Северного флота. В связи с 60-летием Северного флота в Военно-морском музее КСФ (г. Мурманск, ул. Торцева, 15 (Роста) и в филиале Военно-морского музея КСФ - подводной лодке “К-21" (г. Североморск, пл. Мужества) будет производиться юбилейная маркировка конвертов и, по желанию филатели­ стов, знаков почтовой оплаты, прода­ жа юбилейных конвертов, посвященных 60-летию Северного флота. 4 г Ж Г. Ю Д Е Н К О . Краснознаменному Северному флоту исполнилось 60 лет. Внача­ ле. с 1 июня 1933 года, была сфор­ мирована Северная военная флотилия. В нее вошли прибывшие в Мурманск с Балтики по Беломор­ ско-Балтийскому каналу эскадрен­ ные миноносцы "Урицкий" и “Куйбышев", подводные лодки “Декабрист" и “Народоволец", сто­ рожевые корабли “Смерч" и “Ура­ ган". А 11 мая 1937 года, согласно приказу Народного комиссара обороны СССР , флотилия получила статус флота. К тому времени надводные и подводные силы флота пополни­ лись боевыми кораблями, субма­ ринами и вспомогательными судами. Росла морская авиация. Усиливалась береговая и противо­ воздушная оборона. Совершенст­ вовалась система базирования. Создавались подразделения и службы, обеспечивавшие жизне­ деятельность и боевую подготовку молодого Северного флота. Об одной из служб - службе во­ енных сообщений флота - настоя­ щая публикация. Выбор пал на нее не случайно, так как эта служба хо­ рошо известна старшему поколе­ нию рыбаков по тесному взаимодействию с ней в годы Ве­ ликой Отечественной войны. В дни празднования юбилея Се ­ верного флота служба военных со­ общений отмечает пятидесятипятилетие своей дея­ тельности в составе флотских ор­ ганов управления и обеспечения. Первоначально ее функции выпол­ няло специальное отделение, со­ зданное в штабе Северного флота, но накануне Великой Отечествен­ ной войны оно было реорганизова­ но в отдел военных сообщений флота Первым его начальником стал майор Адам Онуфриевич За- чеславский. Отделу подчинялись линейные органы военных сообще­ ний (ВОСО), которые в ту далекую пору были представлены двумя уп­ равлениями военно-транспортной службы - на Баренцевом и Белом морях. В первый день Великой Отечест­ венной войны Президиум Верхов­ ного Совета СС СР издал документы о мобилизации, на ос­ новании которых был начат призыв гражданских судов и других средств водного транспорта в со­ став Военно-Морского Флота. И для службы военных сообщений началась ответственная работа. От­ дел ВОСО во взаимодействии с другими службами флота присту­ пил к организации поставок артил­ лерийского вооружения, противолодочного и трального оружия владельцам средств вод­ ного транспорта для установки на судах. Переоборудовать и вооружать передаваемые Северному флоту рыболовные суда было поручено Мурманской судоверфи. Директор предприятия П. В. Сапанадзе. получив указания, организовал круглосуточную работу судоремон­ тников. Вскоре на переоборудо­ ванных и вооруженных рыболовных траулерах РТ-10 “Лебедка", РТ-36 “Большевик". РТ-46 “Лосось". РТ- 64 “Северный полюс". РТ-72 “Ле­ нинград", Р Т -102 “В. Чкалов" и других были подняты военно-мор- ские флаги. Корабли получили во­ енное предназначение и новые имена. Так. РТ-10 стал сторожевым кораблем “Туман", РТ-46 - траль­ щиком “ТЩ-32", РТ-64 - стороже­ вым кораблем "Бриз”, РТ-102 - сторожевым кораблем “Пассат". Все они золотыми буквами вписа­ ны навечно в боевую летопись Краснознаменного Северного фло­ та. Наряду с судовладельцами, су­ доремонтниками. офицерами тех­ нического отдела флота, вооруженцами определенная за­ слуга в том. что суда были пере­ оборудованы и переданы Северному флоту в установленные сжатые сроки, принадлежит и офи­ церам военных сообщений - инже­ нер-майору Евгению Ефимовичу Сапожникову. старшим лейтенан- .... ... I ш и т д п ш у и и til И Y / М У I X I I там Михаилу Петровичу Саблину. Александру Яковлевичу Багаеву. Леониду Васильевичу Мурыгину. Следует сказать, что зачастую переоборудованные рыболовные суда передавались флоту со свои­ ми довоенными экипажами. К при­ меру. легендарным “Пассатом" командовал капитан-рыбопромыс­ ловик В. Окуневич. команду мине­ ров на нем возглавлял работавший до войны рыбным мастером П. Фи - щук. а комендором носового ору­ дия был бывший засольщик С Башарин. Экипажем сторожевого корабля “Бриз", таранившего фа­ шистскую подводную лодку, руко­ водил капитан-рыбопромысловик В. Киреев. Тральщиком "ТЩ-32". ставшим в годы войны Краснозна­ менным. командовал капитан-ры- бопромысловик И. Дугладзе. Отдавая должное призванным в состав флота рыболовным судам и их экипажам, командующий Се­ верным флотом в годы войны ад­ мирал А. Головко писал: “На Северном театре морской войны неоценимую помощь военному флоту оказали рыболовные трауле­ ры. имевшие опытные и закален­ ные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного края, выполнили огромную боевую рабо­ ту"- Другой важной задачей службы военных сообщений флота была организация воинских морских пе­ ревозок. участие в планировании и осуществлении морских десантных операций. Перевозки выполнялись как в интересах Карельского фрон­ та. так и для обеспечения разно­ родных сил флота. В первые месяцы Великой Отече­ ственной войны успешно были вы­ полнены оперативные перевозки на транспортных судах в Белом мо­ ре. В августе 1941 года из Архан­ гельска в Кемь была передислоцирована 88-я стрелко­ вая дивизия, в сентябре из Архан­ гельска в Кандалакшу - 12-я бригада морской пехоты, затем пе­ реброшенная железнодорожным транспортом на Мурманское на­ правление военных действий. Ее морские пехотинцы героически сражались на полуостровах Рыба­ чий и Средний. В 1943 году бри­ гада была награждена орденом Красного Знамени. В сентябре 1941 года решением Военного совета Северного флота был сформирован транспортный отряд судов для перевозки войск и воинских грузов 14-й армии и Северного флота на Баренцевом море. В отряд кроме торговых были включены рыболовные суда. Бла­ годаря своим небольшим разме­ рам они эффективно использовались в заливах Коль­ ского полуострова, были не столь привлекательными целями для фа­ шистской авиации. Командиром отряда транспортных судов был на­ значен офицер военных сообще­ ний - начальник военно­ транспортной службы на Баренце­ вом море лейтенант В. Я. Бирюков. Этот отряд сделал немало воин­ ских перевозок. Но одну из них следует отметить, так как она впер­ вые в практике организации воин­ ских морских перевозок осуществлялась только с исполь­ зованием промысловых судов, вхо­ дивших в состав транспортного формирования. Это перевозка в августе 1942 года лыжного баталь­ она из губы Ура в губу Эйна. * В годы войны силами Северного флота был проведен ряд морских десантных операций. В планирова­ нии их. подготовке высадочных средств, организации посадки и высадки десанта принимали уча­ стие офицеры военных сообщений На командном пункте флота посто­ янно был развернут штабной пост ВОСО. на котором начальник воен­ ных сообщений А. О. Зачеславский регулярно докладывал командую­ щему флотом А. Головко и началь­ нику штаба флота С. Кучерову о транспортном обеспечении десан­ тных операций. Когда в сентябре 1944 года со­ ветские войска приступили к под­ готовке наступательной операции в Заполярье, значительно возрос­ ла нагрузка на переправу через Кольский залив. В те дни комен­ дантом переправы в пункте Ми- шуково служил офицер военных сообщений флота старший лейте­ нант Анатолий Павлович Боро­ дин. Несмотря на налеты вражеской авиации переправа действовала бесперебойно. К ли­ нии фронта были переправлены танки и артиллерия, сыгравшие решающую роль в успешном про­ ведении Петсамо-Киркенесской операции. Завершилась Великая Отечест­ венная война. Моряки переобору­ дованных траулеров сменили флотские шинели на роконы. а перед офицерами военных сооб­ щений жизнь поставила новые задачи - организованно возвра­ тить судовладельцам призванные в состав флота суда, обеспечить выполнение морских воинских перевозок, потребность в которых возникла в связи с передислока­ цией войск 14-й армии, подраз­ делений и сил флота в постоянные пункты базирования. В послевоенный период в орга­ нах военных сообщений Северно­ го флота службу проходили инженер-полковники Василий Степанович Кабацков и Алек­ сандр Дмитриевич Мараманов. полковник Анатолий Михайлович Кожин, капитан 2 ранга Виссари­ он Георгиевич Иванов, подпол­ ковник Василий Яковлевич Лесин, майор Николай Павлович Ледовой, мичман Николай Алек­ сеевич Двинин, уроженец Кузо- мени. другие офицеры-восовцы. Интересной личностью в служ­ бе военных сообщений флота был капитан 2 ранга В. Г. Иванов. В те годы мало кто знал, что Вис­ сарион Георгиевич был сыном известного в Архангельской гу­ бернии революционера, правого эсера Георгия Александровича Иванова, злодейски замученного интервентами в 1918 году на бе­ ломорском острове Мудьюг (ар­ хангелогородцам известно, что в их областном центре в микрорай­ оне Соломбала есть улица, нося­ щая имя Георгия Иванова) Виссарион Георгиевич, человек отзывчивый и доброй души, на службе был требовательным и принципиальным командиром, щедро передававшим свой бога­ тый воинский опыт молодым вои­ нам. А они за глаза по-доброму звали его дедушкой русской мо­ билизации. Вместе с флотом росла и со­ вершенствовалась нужная ему служба военных сообщений. В этапных для Северного флота ма­ неврах “Океан" воины-восовцы продемонстрировали свое высо­ кое профессиональное мастерст­ во. И сегодня они в тесном взаимодействии с другими служ­ бами укрепляют боевую готов­ ность флота-юбиляра. Геннадий ЮДЕНКО, капитан 1 ранга запа­ са, бывший замести­ тель начальника воешгых сообщений Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКАХ: погрузка на транс­ порт боевой техники (фото военных лет из личного архива автора); переоборудованный траулер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz