Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года 11 стр. С е в е р н о м у ф л о т у — 6 0 л е т но более 200 кораблей и транспортов про тивника. Мощь ударов авиации Северного фло та на морских сообщениях врага возраста ла день ото дня. Это объяснялось прежде всего возросшим мастерством летчиков, ростом сил флота, увеличением количест ва самолетов торпедоносной и бомбарди ровочной авиации Первые самолеты-торпедоносцы прибыли на Се верный флот в конце сорок первого года Мастером низкого торпедометания назы вали товарищи капитана И Гарбуза. кото рый в начале сорок второго года положил начало боевому счету торпедоносцев Се верного флота. В 1943 году на Северный флот прибыл 46-й штурмовой авиаполк, летчики которо го в очень короткий срок освоили наибо лее эффективный способ бомбометания и при взаимодействии с торпедоносной и бомбардировочной авиацией наносили мощные удары по вражеским конвоям. 23 апреля 1944 года бессмертный по двиг совершили капитан И. Б. Катунин и стрелок-радист А М. Маркин Их самолет был подбит вражеской артиллерией. Лет чик Катунин направил объятый пламенем самолет на вражеский транспорт Раздал ся мощный взрыв, и судно затонуло. И. Катунину и А. Маркину посмертно присво ено звание Героя Советского Союза. Их имена носят рыболовные траулеры. Активно действовали на коммуникаци ях врага торпедные катера. Первых побед они достигли в сентябре 1941 года. 11 сентября два торпедных катера типа "Д -3 " под командованием капитан-лейтенанта Г. Светлова и лейтенанта А. Шабалина вышли на охоту в районе Варангер-фиорда. Вне запным ударом с короткой дистанции бы ли потоплены транспорт и миноносец. 1 марта 1944 года была сформирована бригада торпедных катеров, которой ко мандовал капитан 1-го ранга А. В Кузь мин. За время войны катерники потопили и повредили более 60 кораблей и транспор тов противника. Большой урон судоходству врага нано сила береговая артиллерия флота. 22 июня 1941 года 221-я батарея под командовани ем старшего лейтенанта П. Космачева по топила немецкий тральщик, пытавшийся пройти в Петсамо. Не раз фашисты пыта лись уничтожить эту батарею. Но ни бом бы. ни артналет - ничто не сломило воли, мужества, стойкости артиллеристов право го фланга. В октябре сорок первого года 221 -я батарея была удостоена правитель ственной награды - ордена Красного Зна мени. От метких выстрелов воинов береговой артиллерии Северного флота ушли на дно 30 кораблей и транспортов противника. Навечно останутся в памяти народной коллективные подвиги моряков стороже вых кораблей "Пассат", "Туман", “ Штиль", "Бриллиант", "Ж емчуг", “ М уссон ", на ко торых служили многие мурманские и ар хангельские рыбаки. Краснознаменные военно-морские флаги развевались на эсминцах "Куйбы шев". "Гром кий", “ Грозный", “ Баку", гвар дей с кий стяг развевался над эскадренным миноносцем “ Гремящий". Эти корабли сотни раз выходили в море и сопровож дали отечественные и союзные конвои. 1944 год явился годом разгрома не- мецко-фашистских захватчиков на Севере. В течение всего военного периода действиями Северного флота руководили адмирал А. Г. Головко, вице-адмирал А. А. Николаев, генерал-майор Н. А. Торик. Боевая деятельность флота была высо ко оценена: 85 североморцев стали Геро ями Советского Союза. Более 48 тысяч моряков награждены орденами и медаля ми. С особой гордостью носят на груди ветераны флота медаль “За оборону Со ветского Заполярья" - знак оценки их рат ного подвига во славу Отчизны в трудные годы Великой Отечественной войны. Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник му зея Краснознаменного Северного флота. В связи с 60-летием Северного флота в Военно-морском музее КСФ (г. Мурманск, ул. Торцева, 15 (Роста) и в филиале Военно-морского музея КСФ - подводной лодке “К-21" (г. Североморск, пл. Мужества) будет производиться юбилейная маркировка конвертов и, по желанию филатели стов, знаков почтовой оплаты, прода жа юбилейных конвертов, посвященных 60-летию Северного флота. 4 г Ж Г. Ю Д Е Н К О . Краснознаменному Северному флоту исполнилось 60 лет. Внача ле. с 1 июня 1933 года, была сфор мирована Северная военная флотилия. В нее вошли прибывшие в Мурманск с Балтики по Беломор ско-Балтийскому каналу эскадрен ные миноносцы "Урицкий" и “Куйбышев", подводные лодки “Декабрист" и “Народоволец", сто рожевые корабли “Смерч" и “Ура ган". А 11 мая 1937 года, согласно приказу Народного комиссара обороны СССР , флотилия получила статус флота. К тому времени надводные и подводные силы флота пополни лись боевыми кораблями, субма ринами и вспомогательными судами. Росла морская авиация. Усиливалась береговая и противо воздушная оборона. Совершенст вовалась система базирования. Создавались подразделения и службы, обеспечивавшие жизне деятельность и боевую подготовку молодого Северного флота. Об одной из служб - службе во енных сообщений флота - настоя щая публикация. Выбор пал на нее не случайно, так как эта служба хо рошо известна старшему поколе нию рыбаков по тесному взаимодействию с ней в годы Ве ликой Отечественной войны. В дни празднования юбилея Се верного флота служба военных со общений отмечает пятидесятипятилетие своей дея тельности в составе флотских ор ганов управления и обеспечения. Первоначально ее функции выпол няло специальное отделение, со зданное в штабе Северного флота, но накануне Великой Отечествен ной войны оно было реорганизова но в отдел военных сообщений флота Первым его начальником стал майор Адам Онуфриевич За- чеславский. Отделу подчинялись линейные органы военных сообще ний (ВОСО), которые в ту далекую пору были представлены двумя уп равлениями военно-транспортной службы - на Баренцевом и Белом морях. В первый день Великой Отечест венной войны Президиум Верхов ного Совета СС СР издал документы о мобилизации, на ос новании которых был начат призыв гражданских судов и других средств водного транспорта в со став Военно-Морского Флота. И для службы военных сообщений началась ответственная работа. От дел ВОСО во взаимодействии с другими службами флота присту пил к организации поставок артил лерийского вооружения, противолодочного и трального оружия владельцам средств вод ного транспорта для установки на судах. Переоборудовать и вооружать передаваемые Северному флоту рыболовные суда было поручено Мурманской судоверфи. Директор предприятия П. В. Сапанадзе. получив указания, организовал круглосуточную работу судоремон тников. Вскоре на переоборудо ванных и вооруженных рыболовных траулерах РТ-10 “Лебедка", РТ-36 “Большевик". РТ-46 “Лосось". РТ- 64 “Северный полюс". РТ-72 “Ле нинград", Р Т -102 “В. Чкалов" и других были подняты военно-мор- ские флаги. Корабли получили во енное предназначение и новые имена. Так. РТ-10 стал сторожевым кораблем “Туман", РТ-46 - траль щиком “ТЩ-32", РТ-64 - стороже вым кораблем "Бриз”, РТ-102 - сторожевым кораблем “Пассат". Все они золотыми буквами вписа ны навечно в боевую летопись Краснознаменного Северного фло та. Наряду с судовладельцами, су доремонтниками. офицерами тех нического отдела флота, вооруженцами определенная за слуга в том. что суда были пере оборудованы и переданы Северному флоту в установленные сжатые сроки, принадлежит и офи церам военных сообщений - инже нер-майору Евгению Ефимовичу Сапожникову. старшим лейтенан- .... ... I ш и т д п ш у и и til И Y / М У I X I I там Михаилу Петровичу Саблину. Александру Яковлевичу Багаеву. Леониду Васильевичу Мурыгину. Следует сказать, что зачастую переоборудованные рыболовные суда передавались флоту со свои ми довоенными экипажами. К при меру. легендарным “Пассатом" командовал капитан-рыбопромыс ловик В. Окуневич. команду мине ров на нем возглавлял работавший до войны рыбным мастером П. Фи - щук. а комендором носового ору дия был бывший засольщик С Башарин. Экипажем сторожевого корабля “Бриз", таранившего фа шистскую подводную лодку, руко водил капитан-рыбопромысловик В. Киреев. Тральщиком "ТЩ-32". ставшим в годы войны Краснозна менным. командовал капитан-ры- бопромысловик И. Дугладзе. Отдавая должное призванным в состав флота рыболовным судам и их экипажам, командующий Се верным флотом в годы войны ад мирал А. Головко писал: “На Северном театре морской войны неоценимую помощь военному флоту оказали рыболовные трауле ры. имевшие опытные и закален ные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного края, выполнили огромную боевую рабо ту"- Другой важной задачей службы военных сообщений флота была организация воинских морских пе ревозок. участие в планировании и осуществлении морских десантных операций. Перевозки выполнялись как в интересах Карельского фрон та. так и для обеспечения разно родных сил флота. В первые месяцы Великой Отече ственной войны успешно были вы полнены оперативные перевозки на транспортных судах в Белом мо ре. В августе 1941 года из Архан гельска в Кемь была передислоцирована 88-я стрелко вая дивизия, в сентябре из Архан гельска в Кандалакшу - 12-я бригада морской пехоты, затем пе реброшенная железнодорожным транспортом на Мурманское на правление военных действий. Ее морские пехотинцы героически сражались на полуостровах Рыба чий и Средний. В 1943 году бри гада была награждена орденом Красного Знамени. В сентябре 1941 года решением Военного совета Северного флота был сформирован транспортный отряд судов для перевозки войск и воинских грузов 14-й армии и Северного флота на Баренцевом море. В отряд кроме торговых были включены рыболовные суда. Бла годаря своим небольшим разме рам они эффективно использовались в заливах Коль ского полуострова, были не столь привлекательными целями для фа шистской авиации. Командиром отряда транспортных судов был на значен офицер военных сообще ний - начальник военно транспортной службы на Баренце вом море лейтенант В. Я. Бирюков. Этот отряд сделал немало воин ских перевозок. Но одну из них следует отметить, так как она впер вые в практике организации воин ских морских перевозок осуществлялась только с исполь зованием промысловых судов, вхо дивших в состав транспортного формирования. Это перевозка в августе 1942 года лыжного баталь она из губы Ура в губу Эйна. * В годы войны силами Северного флота был проведен ряд морских десантных операций. В планирова нии их. подготовке высадочных средств, организации посадки и высадки десанта принимали уча стие офицеры военных сообщений На командном пункте флота посто янно был развернут штабной пост ВОСО. на котором начальник воен ных сообщений А. О. Зачеславский регулярно докладывал командую щему флотом А. Головко и началь нику штаба флота С. Кучерову о транспортном обеспечении десан тных операций. Когда в сентябре 1944 года со ветские войска приступили к под готовке наступательной операции в Заполярье, значительно возрос ла нагрузка на переправу через Кольский залив. В те дни комен дантом переправы в пункте Ми- шуково служил офицер военных сообщений флота старший лейте нант Анатолий Павлович Боро дин. Несмотря на налеты вражеской авиации переправа действовала бесперебойно. К ли нии фронта были переправлены танки и артиллерия, сыгравшие решающую роль в успешном про ведении Петсамо-Киркенесской операции. Завершилась Великая Отечест венная война. Моряки переобору дованных траулеров сменили флотские шинели на роконы. а перед офицерами военных сооб щений жизнь поставила новые задачи - организованно возвра тить судовладельцам призванные в состав флота суда, обеспечить выполнение морских воинских перевозок, потребность в которых возникла в связи с передислока цией войск 14-й армии, подраз делений и сил флота в постоянные пункты базирования. В послевоенный период в орга нах военных сообщений Северно го флота службу проходили инженер-полковники Василий Степанович Кабацков и Алек сандр Дмитриевич Мараманов. полковник Анатолий Михайлович Кожин, капитан 2 ранга Виссари он Георгиевич Иванов, подпол ковник Василий Яковлевич Лесин, майор Николай Павлович Ледовой, мичман Николай Алек сеевич Двинин, уроженец Кузо- мени. другие офицеры-восовцы. Интересной личностью в служ бе военных сообщений флота был капитан 2 ранга В. Г. Иванов. В те годы мало кто знал, что Вис сарион Георгиевич был сыном известного в Архангельской гу бернии революционера, правого эсера Георгия Александровича Иванова, злодейски замученного интервентами в 1918 году на бе ломорском острове Мудьюг (ар хангелогородцам известно, что в их областном центре в микрорай оне Соломбала есть улица, нося щая имя Георгия Иванова) Виссарион Георгиевич, человек отзывчивый и доброй души, на службе был требовательным и принципиальным командиром, щедро передававшим свой бога тый воинский опыт молодым вои нам. А они за глаза по-доброму звали его дедушкой русской мо билизации. Вместе с флотом росла и со вершенствовалась нужная ему служба военных сообщений. В этапных для Северного флота ма неврах “Океан" воины-восовцы продемонстрировали свое высо кое профессиональное мастерст во. И сегодня они в тесном взаимодействии с другими служ бами укрепляют боевую готов ность флота-юбиляра. Геннадий ЮДЕНКО, капитан 1 ранга запа са, бывший замести тель начальника воешгых сообщений Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКАХ: погрузка на транс порт боевой техники (фото военных лет из личного архива автора); переоборудованный траулер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz