Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года * Краснознаменному f?.Я 1 июня этого года Краснознаменному Северному флоту исполнилось 60 лет. Юбилей его будет отмечаться в День Во енно-Морского Флота - 25 июля. Как создавался Северный флот, ка кие этапы становления он проходил, в каких исторических событиях участвова ли его моряки за прошедший период? Вот об этом и хотелось бы немного рас сказать читателям. 15 апреля 1933 года Нарком обороны СССР издал приказ о выделении двух от рядов кораблей из состава Краснознамен ного Балтийского флота и о подготовке их для перехода на Север. Командиром э к с педиции особого назначения (ЭОН-1) был 3. А. Закупнев (репрессирован в марте 1937 года и расстрелян 4 сентября того же года), начальником штаба - И. С. Исаков, впоследствии адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза, началь ником политотдела - П. П. Байрачный (ре прессирован в мае 1938 года). Впервые в нашей стране переход во енных кораблей осуществлялся по внут реннему водному пути. Наступило 18 мая - день выхода э к с педиции из Кронштадта. А 21 июля в Со роке (ныне Беломорск) состоялась встреча моряков, участников перехода, с прави тельственной комиссией - Сталиным, Во рошиловым и Кировым. Они посетили эсминец ‘‘Урицкий" и подводную лодку "Декабрист", познакомились с вооружени ем кораблей, службой моряков, их д о су гом, а затем по железной дороге поехали в Мурманск. 5 августа 1933 года корабли ЭОН-1 бросили якоря на рейде Мурманского пор та. Через месяц пришла вторая группа: эсминец “ Карл Либкнехт", сторожевой ко рабль “ Гроза" и подводная лодка “ Крас ногвардеец". Переход занял 28 суток. Его возглавлял И. С. Исаков. В этом походе участвовал мурманча нин Сергей Васильевич Копков. Он вспо минает: "Я должен был идти на Север на эсминце "Рыков” , но приболел, и меня по сле выздоровления определили на эсм и нец "Карл Либкнехт" строевым старшиной. Сожалел, что не попал в первую группу. Но оказалось, что и мы включены в отряд, который в сентябре 1933 года тем же пу тем пойдет на Север. Нам было уже легче, хотя тоже доста лось. Так, во время перехода через пороги реки, чтобы притопить баржу, приходилось загружать ее камнями, а затем - вытаски вать их. Тяжкий труд. Ребята уставали. Чтобы как-то поднять им настроение, во енком корабля попросил поиграть на гар мони. Ну, мы с другом и играли. С приходом в Мурманск нас включили в отдельный дивизион надводных кораб лей, которым командовал Ю. Шельтинга. Началась боевая учеба. Ходили в дозор, изучали морской театр. В 1934 году вместе с командующим военной флотилией ходи ли в Белое море. Вот тогда поближе рас смотрел Захара Александровича. Был он среднего роста, крепкого телосложения, очень подвижный. В тонкостях флотского дела разбирался хорошо” . Временной базой Северной военной флотилии (так она называлась согласно Циркуляру начальника штаба РККА от 1 июня 1933 года) стал Мурманск. Было сформировано командование. Командую щим назначили флагмана 2-го ранга 3 А. Закупнева. Северная флотилия нуждалась в воен но -морской базе. И тогда началось стро ительство главной базы в Полярном. Стройка развернулась в труднодоступных, неосвоенных местах. Многие сложности возникали из -за невозможности использо вать транспорт и технику, так как отсутст вовали дороги . Личный состав ютился в палатках и на скорую руку сколоченных ба раках. К концу 1934 года в Полярном было построено десять домов, две двухэтажные казармы для североморцев. А. ГО Л О В КО . 5 ноября 1935 года корабли флотилии перешли из Мурманска в Полярный. 11 мая 1937 года приказом Наркома обороны СССР Северная военная флоти лия была переименована в Северный флот. Первым ее командующим стал флагман 1- го ранга К. И. Душенов. Как и для многих военморов того времени, жизнь его обор валась трагически. В мае 1938 года К. И. Душенов был репрессирован и в феврале 1940 года расстрелян. Комфлот К. И. Душенов уделял особое внимание боевой подготовке личного со става кораблей, сам неоднократно участ вовал в боевых походах. В 1935 году дивизион подводных лодок под командо ванием К. Н. Грибоедова в очень сложных условиях совершил плавание к Новой Зем ле. За успешное освоение морского театра 23 декабря 1935 года группа северомор цев была удостоена орденов Ленина и Красной Звезды. Северный флот пополнялся и новыми боевыми единицами . В конце 1937 года с Балтики пришли подводные лодки “ Щ - 401", "Щ -402", “Щ -403" и "Щ -404 ” , соста вившие второй дивизион . В 1938 году создается бригада под водных лодок. В 1939 году из Кронштадта на Северный флот совершили переход э с кадренные миноносцы “ Громкий", “ Гроз ный", “ Гремящий" и “ Сокрушительный", а вместе с ними еще десять подводных ло док типа “ Щ" и “ М". Летом сорокового го да пришли самые современные тогда подводные корабли “ К -1 " и "К-2". В истории Северного флота есть нема ло ярких страниц. Одна из них - беспри мерный переход в 1936 году эсминцев “ Войков” и “Сталин" на Дальний Восток по Северному морскому пути. А 5 августа 1940 года Северным морским путем про шла подводная лодка “ Щ -423", совершив путь из Полярного в бухту Золотой Рог. Еще в одном памятном событии участ вовали моряки Северного флота. В мае 1937 года на дрейфующую станцию “ СП- 1 " высадились четыре ученых во главе с И. Д . Папаниным. Спустя 275 суток л ьди на, на которой жили ученые, оторвалась, и ее вынесло в Гренландское море, где советских специалистов сняли гидро гра фические суда "Таймыр" и "М урман". На борту этих кораблей в качестве обеспечи вающих находились штурманы эсминца "Урицкий" старший лейтенант Н. В. Коро лев и лейтенант Е. Е. Ивашенко На “ М ур - манце", находившемся в районе острова Ян-Майен и служившем промежуточной радиостанцией между папанинцами и Большой землей, выполнял задание и д е ржал радиосвязь старшина группы ради стов эсминца “ Карл Либкнехт" Ф А. Пышинский. В спасении советских ученых участво вали и подводные лодки Северного флота. В особо трудном положении оказался э ки паж "Д -3 " Красногвардеец", который бли же всех смог подойти к станции “ Северный полюс". Разбушевавшееся мо ре бросало корабль словно щепку. Крен достигал 55 градусов , огромные волны об рушились на подводную лодку , пытаясь смести все. Но моряки с честью выдержа ли все испытания и выполнили поставлен ную перед ними задачу. Вместе с различными службами флота успешно развивалась и морская авиация 17 сентября 1936 года с Балтики прибыло три самолета типа “ МБР -2", составившие 7-е отдельное авиазвено. Его возглавил старший лейтенант Г. В. Степанов. Первые летчики-североморцы изучали театр предстоящих полетов, подробно описывали заливы, фиорды, губы. Одно временно они строили аэродромы, многие технические объекты. Северный флот имел также береговую и зенитную артиллерию. Две первые бе реговые батареи были установлены еще в начале 1933 года. Здесь служили артил леристы П. Космачев и Ф Поночевный. прославившие Северный флот в годы Ве ликой Отечественной войны. К началу войны молодой СФ насчиты вал 50 боевых кораблей, 116 самолетов. Перед Северным флотом стояли сложные и ответственные задачи: оказать помощь 14-й армии, поддержать ее войска артил лерией и авиацией, надежно защищать внутренние и внешние пути сообщения, нарушать коммуникации противника. 29 июня гитлеровцы начали наступле ние на М урманском направлении. Основ ной удар его приняли на себя воины 14-й армии. Северный флот содействовал при морскому флангу огнем артиллерии, уда рами морской авиации и высадкой Н . Л У Н И Н десантов в губе Западная Лица и других районах Мотовского залива. В июле-сентябре 1941 года фашисты пытались прорвать нашу оборону. Перед флотом возник еще один вопрос об ока зании помощи сухопутным войскам - по мощь людьми. И было сформировано несколько отрядов морской пехоты. Тыся чи североморцев изъявили желание д о бровольно идти на фронт. Многие морские пехотинцы из добровольческих отрядов флота под командованием старшего лей тенанта В. Симоненко, капитанов В. Ермо ленко, Ф . Старовойтова, майоров Ф. Савченко и Н. Сысоева 12-й, 63-й, 254-й бригад морской пехоты отважно и смело сражались с фашистами. Имена таких про славленных пехотинцев, как дважды Герой Советского Союза В Н Леонов. Герои Со ветского Союза В. П. Кисляков, И. М. Сив ко. А Г. Торцев, В В. Бродюк, И. П Каторжный, А. П. Пшеничных, И. П. Бар- ченко-Емельянов, С. М. Агафонов, хорошо известны не только жителям Мурманска. Благодаря умелым и слаженным д е й ствиям личного состава 14-й армии и мо ряков Северного флота гитлеровцы к Мурманску так и не прошли. Весной 1942 года ги-глеровское коман дование готовило наступление на М ур манск. Чтобы сорвать его. Северный флот решил высадить десант морской пехоты. В ночь на 28 апреля надводные корабли ох раны водного района под командованием капитана 1-го ранга В. И Платонова у с пешно высадили десантников 12 -й брига ды морской пехоты, разведотряд штаба флота в районе мыса Пикшуев. Северо морцы нанесли по вражескому гарнизону неожиданный удар. За две недели боев были уничтожены тысячи вражеских сол дат и офицеров, десятки огневых точек, складов с боеприпасами. С самого начала войны удары по врагу наносили североморские летчики Боевой счет они открыли на третий день войны 24 июня 1941 года командир эскадрильи старший лейтенант Б. Ф Сафонов в бою сбил фашистский самолет “Хе-111". 16 сентября 1941 года Б. Сафонову, первому из летчиков Северного флота, присвоено звание Героя Советского Сою за. а 72-й авиаполк, в котором он служил, награжден орденом Красного Знамени Это первая Краснознаменная часть СФ в дни войны. 18 января 1942 года этот полк стал гвардейским , на счету его летчиков к тому времени числилось более ста унич тоженных самолетов врага. 30 мая 1942 года погиб гвардии под полковник Б. В. Сафонов - один из опыт ных летчиков морской авиации. 14 июля того же года Б. Сафонову, первому из уча стников войны, было присвоено второй раз звание Героя Советского Союза. У Сафонова было немало учеников, бесстрашных и мужественных летчиков, которые били врага наверняка, наводили на него страх и ужас. Это Герои Совет ского Союза П. Сгибнев, В. Покровский . П. Орлов, В. Адонкин , 3. Сорокин, В. Бур- матов, Н. Д и д е н ко и другие . 19 апреля 1943 года в воздушном бою на подступах к М урманску младший лей тенант Н. Бокий сбил самолет немецкого аса Р. Мюллера. За образцовое выполнение заданий командования, проявленные при этом му жество и героизм 53-м авиаторам присво ено звание Героя Советского Союза, а Б Сафонов этого звания удостоен дважды Основную тяжесть борьбы на враже ских морских коммуникациях вынесли на своих плечах наши подводники Они про никали в узкие фиорды и гавани против ника и топили там фашистские корабли и суда. Боевые успехи наших подводников неразрывно связаны с именами Героев Советского Союза И. А. Колышкина. М. И Гаджиева, В. Г. Старикова. Н. А. Лунина. И Ф. Кучеренко. В начале 1943 года с Тихоокеанского флота на Север прибыла подводная лодка "С -56" под командованием капитан-лейте нанта Г. Щедрина. В первом же боевом походе этот корабль потопил два фашист ских транспорта, а всего за два года бое вых действий в Заполярье экипажем "С-56" одержано десять побед За заслуги перед Родиной лодка награждена о рде ном Красного Знамени и получила звание гвардейской. Весь личный состав ее на гражден орденами и медалями, а коман дир Г. И. Щедрин стал Героем Советского Союза. За выдающиеся заслуги в борьбе с не мецко-фашистскими захватчиками 12 п о д водных лодок Северного флота награждены орденами Красного Знамени, 8 стали гвардейскими . 4 - Краснознамен ными гвардейскими . Бригада подводных лодок удостоена орденов Красного Зна мени и Ушакова 1-й степени За годы войны подводниками потопле * А. КРИВЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz