Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года * Краснознаменному f?.Я 1 июня этого года Краснознаменному Северному флоту исполнилось 60 лет. Юбилей его будет отмечаться в День Во­ енно-Морского Флота - 25 июля. Как создавался Северный флот, ка­ кие этапы становления он проходил, в каких исторических событиях участвова­ ли его моряки за прошедший период? Вот об этом и хотелось бы немного рас­ сказать читателям. 15 апреля 1933 года Нарком обороны СССР издал приказ о выделении двух от­ рядов кораблей из состава Краснознамен­ ного Балтийского флота и о подготовке их для перехода на Север. Командиром э к с ­ педиции особого назначения (ЭОН-1) был 3. А. Закупнев (репрессирован в марте 1937 года и расстрелян 4 сентября того же года), начальником штаба - И. С. Исаков, впоследствии адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза, началь­ ником политотдела - П. П. Байрачный (ре­ прессирован в мае 1938 года). Впервые в нашей стране переход во­ енных кораблей осуществлялся по внут­ реннему водному пути. Наступило 18 мая - день выхода э к с ­ педиции из Кронштадта. А 21 июля в Со­ роке (ныне Беломорск) состоялась встреча моряков, участников перехода, с прави­ тельственной комиссией - Сталиным, Во­ рошиловым и Кировым. Они посетили эсминец ‘‘Урицкий" и подводную лодку "Декабрист", познакомились с вооружени­ ем кораблей, службой моряков, их д о су ­ гом, а затем по железной дороге поехали в Мурманск. 5 августа 1933 года корабли ЭОН-1 бросили якоря на рейде Мурманского пор­ та. Через месяц пришла вторая группа: эсминец “ Карл Либкнехт", сторожевой ко ­ рабль “ Гроза" и подводная лодка “ Крас­ ногвардеец". Переход занял 28 суток. Его возглавлял И. С. Исаков. В этом походе участвовал мурманча­ нин Сергей Васильевич Копков. Он вспо­ минает: "Я должен был идти на Север на эсминце "Рыков” , но приболел, и меня по­ сле выздоровления определили на эсм и ­ нец "Карл Либкнехт" строевым старшиной. Сожалел, что не попал в первую группу. Но оказалось, что и мы включены в отряд, который в сентябре 1933 года тем же пу ­ тем пойдет на Север. Нам было уже легче, хотя тоже доста ­ лось. Так, во время перехода через пороги реки, чтобы притопить баржу, приходилось загружать ее камнями, а затем - вытаски­ вать их. Тяжкий труд. Ребята уставали. Чтобы как-то поднять им настроение, во­ енком корабля попросил поиграть на гар­ мони. Ну, мы с другом и играли. С приходом в Мурманск нас включили в отдельный дивизион надводных кораб­ лей, которым командовал Ю. Шельтинга. Началась боевая учеба. Ходили в дозор, изучали морской театр. В 1934 году вместе с командующим военной флотилией ходи ­ ли в Белое море. Вот тогда поближе рас­ смотрел Захара Александровича. Был он среднего роста, крепкого телосложения, очень подвижный. В тонкостях флотского дела разбирался хорошо” . Временной базой Северной военной флотилии (так она называлась согласно Циркуляру начальника штаба РККА от 1 июня 1933 года) стал Мурманск. Было сформировано командование. Командую ­ щим назначили флагмана 2-го ранга 3 А. Закупнева. Северная флотилия нуждалась в воен­ но -морской базе. И тогда началось стро­ ительство главной базы в Полярном. Стройка развернулась в труднодоступных, неосвоенных местах. Многие сложности возникали из -за невозможности использо­ вать транспорт и технику, так как отсутст­ вовали дороги . Личный состав ютился в палатках и на скорую руку сколоченных ба­ раках. К концу 1934 года в Полярном было построено десять домов, две двухэтажные казармы для североморцев. А. ГО Л О В КО . 5 ноября 1935 года корабли флотилии перешли из Мурманска в Полярный. 11 мая 1937 года приказом Наркома обороны СССР Северная военная флоти­ лия была переименована в Северный флот. Первым ее командующим стал флагман 1- го ранга К. И. Душенов. Как и для многих военморов того времени, жизнь его обор­ валась трагически. В мае 1938 года К. И. Душенов был репрессирован и в феврале 1940 года расстрелян. Комфлот К. И. Душенов уделял особое внимание боевой подготовке личного со ­ става кораблей, сам неоднократно участ­ вовал в боевых походах. В 1935 году дивизион подводных лодок под командо ­ ванием К. Н. Грибоедова в очень сложных условиях совершил плавание к Новой Зем­ ле. За успешное освоение морского театра 23 декабря 1935 года группа северомор­ цев была удостоена орденов Ленина и Красной Звезды. Северный флот пополнялся и новыми боевыми единицами . В конце 1937 года с Балтики пришли подводные лодки “ Щ - 401", "Щ -402", “Щ -403" и "Щ -404 ” , соста­ вившие второй дивизион . В 1938 году создается бригада под ­ водных лодок. В 1939 году из Кронштадта на Северный флот совершили переход э с ­ кадренные миноносцы “ Громкий", “ Гроз­ ный", “ Гремящий" и “ Сокрушительный", а вместе с ними еще десять подводных ло ­ док типа “ Щ" и “ М". Летом сорокового го ­ да пришли самые современные тогда подводные корабли “ К -1 " и "К-2". В истории Северного флота есть нема­ ло ярких страниц. Одна из них - беспри­ мерный переход в 1936 году эсминцев “ Войков” и “Сталин" на Дальний Восток по Северному морскому пути. А 5 августа 1940 года Северным морским путем про ­ шла подводная лодка “ Щ -423", совершив путь из Полярного в бухту Золотой Рог. Еще в одном памятном событии участ­ вовали моряки Северного флота. В мае 1937 года на дрейфующую станцию “ СП- 1 " высадились четыре ученых во главе с И. Д . Папаниным. Спустя 275 суток л ьди ­ на, на которой жили ученые, оторвалась, и ее вынесло в Гренландское море, где советских специалистов сняли гидро гра ­ фические суда "Таймыр" и "М урман". На борту этих кораблей в качестве обеспечи­ вающих находились штурманы эсминца "Урицкий" старший лейтенант Н. В. Коро­ лев и лейтенант Е. Е. Ивашенко На “ М ур - манце", находившемся в районе острова Ян-Майен и служившем промежуточной радиостанцией между папанинцами и Большой землей, выполнял задание и д е ­ ржал радиосвязь старшина группы ради ­ стов эсминца “ Карл Либкнехт" Ф А. Пышинский. В спасении советских ученых участво­ вали и подводные лодки Северного флота. В особо трудном положении оказался э ки ­ паж "Д -3 " Красногвардеец", который бли­ же всех смог подойти к станции “ Северный полюс". Разбушевавшееся мо­ ре бросало корабль словно щепку. Крен достигал 55 градусов , огромные волны об­ рушились на подводную лодку , пытаясь смести все. Но моряки с честью выдержа­ ли все испытания и выполнили поставлен­ ную перед ними задачу. Вместе с различными службами флота успешно развивалась и морская авиация 17 сентября 1936 года с Балтики прибыло три самолета типа “ МБР -2", составившие 7-е отдельное авиазвено. Его возглавил старший лейтенант Г. В. Степанов. Первые летчики-североморцы изучали театр предстоящих полетов, подробно описывали заливы, фиорды, губы. Одно ­ временно они строили аэродромы, многие технические объекты. Северный флот имел также береговую и зенитную артиллерию. Две первые бе­ реговые батареи были установлены еще в начале 1933 года. Здесь служили артил­ леристы П. Космачев и Ф Поночевный. прославившие Северный флот в годы Ве­ ликой Отечественной войны. К началу войны молодой СФ насчиты­ вал 50 боевых кораблей, 116 самолетов. Перед Северным флотом стояли сложные и ответственные задачи: оказать помощь 14-й армии, поддержать ее войска артил­ лерией и авиацией, надежно защищать внутренние и внешние пути сообщения, нарушать коммуникации противника. 29 июня гитлеровцы начали наступле­ ние на М урманском направлении. Основ­ ной удар его приняли на себя воины 14-й армии. Северный флот содействовал при ­ морскому флангу огнем артиллерии, уда ­ рами морской авиации и высадкой Н . Л У Н И Н десантов в губе Западная Лица и других районах Мотовского залива. В июле-сентябре 1941 года фашисты пытались прорвать нашу оборону. Перед флотом возник еще один вопрос об ока­ зании помощи сухопутным войскам - по ­ мощь людьми. И было сформировано несколько отрядов морской пехоты. Тыся­ чи североморцев изъявили желание д о ­ бровольно идти на фронт. Многие морские пехотинцы из добровольческих отрядов флота под командованием старшего лей­ тенанта В. Симоненко, капитанов В. Ермо­ ленко, Ф . Старовойтова, майоров Ф. Савченко и Н. Сысоева 12-й, 63-й, 254-й бригад морской пехоты отважно и смело сражались с фашистами. Имена таких про­ славленных пехотинцев, как дважды Герой Советского Союза В Н Леонов. Герои Со ­ ветского Союза В. П. Кисляков, И. М. Сив­ ко. А Г. Торцев, В В. Бродюк, И. П Каторжный, А. П. Пшеничных, И. П. Бар- ченко-Емельянов, С. М. Агафонов, хорошо известны не только жителям Мурманска. Благодаря умелым и слаженным д е й ­ ствиям личного состава 14-й армии и мо­ ряков Северного флота гитлеровцы к Мурманску так и не прошли. Весной 1942 года ги-глеровское коман­ дование готовило наступление на М ур ­ манск. Чтобы сорвать его. Северный флот решил высадить десант морской пехоты. В ночь на 28 апреля надводные корабли ох­ раны водного района под командованием капитана 1-го ранга В. И Платонова у с ­ пешно высадили десантников 12 -й брига­ ды морской пехоты, разведотряд штаба флота в районе мыса Пикшуев. Северо­ морцы нанесли по вражескому гарнизону неожиданный удар. За две недели боев были уничтожены тысячи вражеских сол­ дат и офицеров, десятки огневых точек, складов с боеприпасами. С самого начала войны удары по врагу наносили североморские летчики Боевой счет они открыли на третий день войны 24 июня 1941 года командир эскадрильи старший лейтенант Б. Ф Сафонов в бою сбил фашистский самолет “Хе-111". 16 сентября 1941 года Б. Сафонову, первому из летчиков Северного флота, присвоено звание Героя Советского Сою ­ за. а 72-й авиаполк, в котором он служил, награжден орденом Красного Знамени Это первая Краснознаменная часть СФ в дни войны. 18 января 1942 года этот полк стал гвардейским , на счету его летчиков к тому времени числилось более ста унич ­ тоженных самолетов врага. 30 мая 1942 года погиб гвардии под ­ полковник Б. В. Сафонов - один из опыт­ ных летчиков морской авиации. 14 июля того же года Б. Сафонову, первому из уча ­ стников войны, было присвоено второй раз звание Героя Советского Союза. У Сафонова было немало учеников, бесстрашных и мужественных летчиков, которые били врага наверняка, наводили на него страх и ужас. Это Герои Совет­ ского Союза П. Сгибнев, В. Покровский . П. Орлов, В. Адонкин , 3. Сорокин, В. Бур- матов, Н. Д и д е н ко и другие . 19 апреля 1943 года в воздушном бою на подступах к М урманску младший лей ­ тенант Н. Бокий сбил самолет немецкого аса Р. Мюллера. За образцовое выполнение заданий командования, проявленные при этом му­ жество и героизм 53-м авиаторам присво ­ ено звание Героя Советского Союза, а Б Сафонов этого звания удостоен дважды Основную тяжесть борьбы на враже­ ских морских коммуникациях вынесли на своих плечах наши подводники Они про­ никали в узкие фиорды и гавани против­ ника и топили там фашистские корабли и суда. Боевые успехи наших подводников неразрывно связаны с именами Героев Советского Союза И. А. Колышкина. М. И Гаджиева, В. Г. Старикова. Н. А. Лунина. И Ф. Кучеренко. В начале 1943 года с Тихоокеанского флота на Север прибыла подводная лодка "С -56" под командованием капитан-лейте­ нанта Г. Щедрина. В первом же боевом походе этот корабль потопил два фашист­ ских транспорта, а всего за два года бое­ вых действий в Заполярье экипажем "С-56" одержано десять побед За заслуги перед Родиной лодка награждена о рде ­ ном Красного Знамени и получила звание гвардейской. Весь личный состав ее на­ гражден орденами и медалями, а коман­ дир Г. И. Щедрин стал Героем Советского Союза. За выдающиеся заслуги в борьбе с не ­ мецко-фашистскими захватчиками 12 п о д ­ водных лодок Северного флота награждены орденами Красного Знамени, 8 стали гвардейскими . 4 - Краснознамен ­ ными гвардейскими . Бригада подводных лодок удостоена орденов Красного Зна­ мени и Ушакова 1-й степени За годы войны подводниками потопле * А. КРИВЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz