Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года Э к О Н О М Ы Ч е С К Ы й KOMHC LC 5 стр. ЧТО ЗНАЧИТ “ПЕРЕЖИДАТЬ”? ДЕЛО ДЕЛАТЬ НАДО! Постоянные читатели рубрики “Вести с про мысла", верно, обратили внимание, сколь скромно упоминаются в информациях дальние районы промысла. АЧА вообще почти вышла из лексикона, да и южнее экватора негусто наших судов. Наконец, к слову пришлось, заговорила в “ Мурманрыбпроме" на эту тему. - А вы познакомьтесь с нашим главным экономистом ОТиЗ. Опыт ный специалист и по этим вопросам имеет квалифицировашюе сложившееся мнение. Герцели Рубенович ШАТАШВИЛИ связан с рыбной отраслью половину жизни, а вообще с морем породнился еще в молодости. “С действительной?” - спрашиваю. - Нет, - отвечает. - После военно-морского училища служил офицером Северного флота. В начале 60-х годов прошла волна увольнений в запас - и я перековал мечи на орала, сменил мундир офицера на профессию судоводителя и инженера-экономиста, за- очно окончил институт. Лет девять проработал в “Холодфлоте”, почти два десятка лет - здесь, в “Мурманрыбпроме”. Так что, конеч но, есть свое понимание ситуации, свои досады, что именно так складывается в настоящее время судьба мощного рыбопромысло вого флота России. РЕВИЗИОНИЗМ В ПРОИЗВОДСТВЕ - Но это ж не одной рыбной отрасли беда. - К сожалению. Ревизионистский подход к производственной сфере обернулся, как и в политике, отрицанием всего прежнего. При всех пороках минувшего периода истории в стране создан прекрасный промысловый флот с квалифицированнейшими кадра ми и серьезнейшей научной базой. Вот значение рыбы безусловно изменится. - В каком смысле? - В прямом. Значение отрасли свели к двум словам - накормить народ. Рыба была довеском к мясу. Достопамятны рыбные дни в столовых. Наблюдая за границей привычки, цены, я отметил, что для богатых людей, никак не стесненных выбором, рыба не довесок, а деликатес. - Да и в России в прежние времена рыба и птица (дичь) были в первых торжественных блюдах... - Мы и сейчас умеем вырабатывать продукцию - дай Бог каждому! И требования наших стандартов ничуть не шоке, чем у шведов, норвежцев. Если вспомним недавний еще ассортимент нашего ры бокомбината или кулинарии - это и сейчас было бы предметом гордости любой страны. Да, да! Вот заходишь в магазины Гамбурга, видишь аналогичную продукцию, и дорого стоит, но ведь по вкусо вым качествам с нашей и близко не стоит. Может, это субъективно, потому что сам люблю рыбу и умею оценить ее приготовление. Обладая таким рыбным богатством, Россия исторически умела добывать, готовить, подавать рыбу достойно ее качествам. А потом как-то незаметно произошел перекос. На внутреннем рынке значи мо было, что “много и дешево”, валютным товаром рыба (и другие морепродукты) почти не являлась. Впредь, как в других странах, рыба будет дорога в силу своих ценных качеств и затрат добычи. И уже стала валютным товаром. Это совершенно естественно, и сер диться на каких-то “злоумышленников” торговли рыбой не надо. Повторяю, это нормально, даже необходимо, иначе флот функци онировать не будет. - Мы отвлеклись. Перейдем от оды рыбе непосредственно к флоту. - Тут прямая зависимость. Раз было внимание правительства, то хоть и под девизом “накормить народ”, но был достигнут и несом ненный успех в развитии отрасли. По состоянию флота, по рыбодо- быче мы обошли японцев, которые искони считались искусными рыбаками, немцев и других. Несколько техника отставала (навига ционная, поисковая), особенно послед 1 ше годы, когда прекрати лось проектирование и строительство новых типов современных судов. А в целом наши суда, даже 50-х и 60-х годов, экономичнее судов западной постройки. А чего стоило освоение трассы Дальний Восток - Одесса! Построили специальные транспорты, и доставка огромной массы рыбопродукции к Центральной России через Ин дийский океан оказалась дешевле в 2-3 раза, чем по железной дороге. Это один из ярких примеров мировой практики мореплава ния, судостроения, скрупулезного расчета. Далее. Мы, по существу, не знали, что такое купить корабль, топливо и т. п. Суда покупало государство и передавало на баланс предприятия. Амортизационные отчисления - это грошовый отчет за фактически миллионную стоимость судна. И положешше по фондам 200-300 тысяч тонн топлива - отдай и не греши, как со всеми другими поставками. И средства выделялись государством нема лые. Валюты расходовалось немного, и тоже выделялась по цене 1 доллар за... 58 копеек. А главное, вырастили огромнейшую армию очень ценных, очень профессионально подготовленных специалистов, моряков. Если, допустим, нашему врачу, инженеру надо за границей еще долго доказывать свою квалификацию, то наш моряк, судоводитель, ме ханик, радиооператор, тралмейстер не только вполне на уровне, но даже выше ценится среди моряков других стран мира. А грузовые операции в открытом море, швартовка больших судов другим еще и не снились, а мы уже делали. И сейчас все это оптом списывать в минусовую графу глубоко не верно, просто негражданствегаю, непорядочно. СНИЖАТЬ СЕГОДНЯ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА УЖЕ НЕДОПУСТИМО - Однако сейчас мы имеем то, что имеем: наши хваленые крупнотоннажные суда, пусть временно, обременительны флотам, убыточны, некоторые продаются, наметилась пе реориентация на средние, малые траулеры... - Всему есть свое объяснение. Десятилетиями наш флот был довольно изолирован в мировом сообществе, жил в замкнутой соц- системе, заход в инпорт становился событием. Поэтому и создава лись автономные суда на замкнутый цикл производства, которые через полгода везли полные трюмы на внутренний рынок. Когда заговорили о развитии промысла малыми и средними траулерами, то было благое желание помочь колхозным флотам. Но тут опять переигрываем - все жалуются на трудности и... покупают СРТМ-к на Украине, стоимость которых дошла до 3 млн. долларов. Мини мум 10лет можно и нужно хорошо поработать теми судами, что есть в наличии. Я удивляюсь, когда опытные рыбопромысловики вдруг заклини ваются на малых судах. Одно дело - промысел в пределах шельфа на сутки-трое, как делают иностранцы. Но идти месяцем на этих судах... Чем меньше судно, тем меньше условий, чтобы человек чувствовал себя человеком. Можно гордиться способностью пере носить трудности, но стоит ли гордиться рабским трудом? Большой корабль - это большие возможности: для нормальной работы, нор мального жилья, отдыха, хорошего питания и хорошей воды. Вот пытаюсь убедить и свое руководство, что БМРТ вполне можно и нужно отправлять на промысел в Бареш;ево море. - То есть флоты не должны гнушаться супертраулерами, а перетерпеть, “ пересидеть” трудное время и вновь отпра виться в дальние районы большими силами за большой добы чей? - Я вообще не считаю, что надо что-то “пересиживать”. Надо и сегодня везде ходить и везде ловить, где есть рыба. Только хоро шенько просчитывать экономику промысла. Допустим, сейчас ко рабль идет в море Ирмингера ловить 8-10 тонн окуня в сутки. Спрашивается, зачем сажать на этот БМРТ 70 человек, когда с таким объемом работы справятся и 35? Считаться с сезонным характером лова - не просто переводить время и топливо, а идти тогда, туда и теми силами, где завтра будет максимальная загрузка мощностей. “Мурмансельдь” (нынешний “Мурманрыбпром”) ведь и создавал ся для сезонного лова сельди. В июне буквально выталкивались 100-200 траулеров, в январе-феврале, когда сельдь отнерестится и станет тощей, все возвращались домой, ремонтировались, отдыха ли, готовились к новому сезону. Четкий режим всегда окупается. Раньше в обком партии вызывали начальника флота и трясли его не за то, что сколько-то недоловил, а почему в море вышло 48 кораблей, вместо 50-ти по плану? Теперь о-пштываться, сколько судов на промысле, не надо - надо считать, сколько в кармане денег после расчета с налогами и кредиторами. - Обревизовать флот тоже ведь нужно, списать балласт. - Его, если на то пошло, не так много. Мы приглашали специали стов внешконсульства для оценки сторонних экспертов. Наши БМРТ и СТР признаны вполне современными. Подустарели БМРТ тала “Лесков”, дизельные. Но экономичные. Просторные рыбофаб- рики. Может, не увлекаться пока выковыриванием каждого пят нышка на тушке и деланием на судне суперделикатесов, а лучше что-то переоборудовать, поставить шкафчики морозильные для брикетирования, и уже на берегу, в стационарных условиях дефрак- тировать рыбу, делать из нее конфетку. Но говорить о падении объемов производства нельзя, стыдно! Мы же пока живем за счет гонки за ценами - это не экономика. ЕСЛИ... ТО ГРОШ НАМ ЦЕ11А! - Вы недавно стали акционерным обществом. Судя по ва шим выкладкам, можно ли делать вывод, что “Мурманрыб пром" не просто выстоит, а сполна возьмет свое? - Надо восстановить производственный конвейер: берег - промы сел - берег. Но!.. Ни на одну копейку не уменьшать самостоятель ность предприятий, не ограничивать творческой активности, не обстригать права предпринимателей. Каким образом все это соеди нить? В этом главная трудность и главный поиск. Знаю только, что должно быть по принципу врачебному: не навреди, когда лечишь палец, смотри, чтобы не отсохла голова. У меня была возможность наблюдать, как разваливался флот Польши. Тем не менее поляки и посейчас едят рыбу. Правда, по той цене, которая сл ож тась на западном рынке, покупают у нас и норвежцев. Прийти к этому же (покупать у кого-то) мы просто не имеем права. Строго говоря, государство должно инвестировать специфический рыбопромысловый флот. Но в настоящее время, когда наш, например, “Мурманрыбпром" закончил первый квартал с прибылью 2 млрд. рублей, просить государство что-то еще нам дать - грешно. Должна сработать гражданская совесть, какое-то время надо и можно обходиться своими силами. Многие прошли через акционирование вслепую, без внутреннего убеждения. Но с акционированием мы стали самостоятельнее в формировании цен, найме и расстановке кадров, в контактах с иностранными партнерами. Это серьезно поправню экономику', наша сфера никогда такой плюсовой не была. К сожалению, отно шение к труду зачастую остается скверное. - Нас десятилетиями приучали, что инициатива наказуема, собственность была “общей” (суть - ничейной), оплата - ми зерной, поэтому призыв быть хозяином не срабатывавч. Когда рядовой матрос почувствует реальную пользу от “своего ку сочка судна”? - Сейчас чувства совладельца судов - в зачаточном состояшт. У многих еще сознание госрабочего, которому'кто-то приказал, кто- то заплатал. Нет внутренней культуры труда - в коллективе, но на себя. Нужна и другая культура организационно-уттравленческого труда. Это очень непростой вопрос. Специальной службы работы с людьми нет. А она должна быть, работать больше и лучше бывших парткомов, помполитов. Нужна широкая оперативная информация: кто куда ходит, что сработал, как это на всем сказалось... Очень сложно в условиях пространственного рассредоточения людей в Мировом океане. Пресса может помочь? Вот в сентябре-октябре будет первый отчет правления перед акционерами - ответственный момент, наглядно увидятся успех и промах. И способность акцио неров зрело оценить ситуацию, принять решение. А вообще должен сказать: коллективный труд заразителен, кто- кто, а моряки утлеют работать от души. При этом все видят, помнят каждый вытянутый трал и считают каждый выгруженный строп. Надо только внутренне роль поменять с маленькой на большую, чтобы видеть, как футболист, все поле, всю взаимосвязанность хозяйства. И поверить, что мы можем всего добиться, позволить себе самые смелые планы и мечты, ловить рыбу не для утоления голода, а чтобы красиво и богато жить. Выдаже не представляете, как мы богаты - выкупили коллективом флот стоимостью в несколько миллиардов долларов всего за... 291 млн. рублей! Сделали решительный шаг, надо теперь доказать, что можем эту мощную дешево доставшуюся базу эксплуатировать лучше, чем делало бывшее государство. Если не су'меем - грош цена такому коллективу. Ноя верю вуспех, для этого, повторяю, есть все предпосылки. - Герцели Рубенович, M}ie не передать на письме живую боль и взволнованную убежденность речи, но я благодарю за беседу и в вашем лице желаю всем рыбакам выстоять и победить! О ль га ДМИТРИИ НА ТОРГИ КОЛЬСКОЙ ТОВАРНО-ФОНДОВОЙ БИРЖИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТОВАРЫ ГРУППА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБ- | ЛЕНИЯ Текстильные изделия Пряжа полушерстяная 32/2 - 8000 кг - 3500= ГРУППА ПРОДУКЦИЯ АПК Варенье из черешни, стекл. бан., 650 г - 5000 баи. - 720= Водка “Русская”, 0,5 л (Петрозаводск) - 67824 бут. - 900= Сок сливовый, ст. бан. 1 л - 2000 бан. - 110= Сок сливовый, ст. бан. 3 л - 1000 бан. - 220= Продукция растениеводства Черешня, вишня, виноград, персики быстрой | заморозки, изг. Украина - 15000 кг - 250= Консервы Колбасный фарш “Pork-meat” (340 г), Голлан дия - 268000 бан. - 455= ГРУППА ПРОДУКЦИЯ БЫТОВОГО НА- § ЗНАЧЕНИЯ Газовая плита 4-горелочная - 200 шт. - 60000= Комплект кожаной мебели, Китай (диван, 2 кресла, цв. черный) - 2 компл. - 830000= Бытовая электротехника Морозильник бытовой “Саратов-117" - 140шт. - 160000= Холодильник “Минск-15М” - 75 шт. - 250000= ГРУППА СТАНКИ, МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУ ДОВАНИЕ Автономная дизель-компрессорная станция ДКС-ВМ 28/230 - 1шт. - 40000000= ГРУППА ТРАНСПОРТ Автоприцеп ОДАЗ-885, шасси N 271693 - 1шт. - 105600= Автомобильный транспорт Автомобили и автомобильная техника б/у Автомобть ГАЗ-53 фургон, шасси N 1213423, двигатель N 191445 - 1шт. - 309000= Автомобиль ЗИЛ -131А, шасси N 005649, двига тель N 559184 - 1шт. - 396000= Автомобиль ЗИЛ-431410 бортовой - 1 шт. - 2000000 = Автомобиль КРАЗ-257 - 1шт. - 1500000= ГРУППА ЭЛЕКТРОНИКА Вычислительная техника Модем внутренний SmArt опе-1200 с программ ным обеспечением - 4 шт. - 30000= ГРУППА ПРОЧИЕ ТОВАРЫ Металлы, прокат Круг стальной d= 140-:-160 мм, марка стали 20ХНЗА, 45ХН, 40ХН - 40 т -160000= Сталь листовая РСА 12x1500x6000 мм - 50 т - 70000= Сталь листовая РСА 8x1600x6000 мм - 3 т - 70000= Сталь листовая РСВ 6x1500x6000 мм - 37 т - 70000= Тру15а стальная сварная 60x3,5 мм - 12.5 т - 100000 = Труба стальная холоднодеформированная i- бесшовная 100x4 мм - 40 т - 250000= Труба стальная холоднодеформировашгая бесшовная 102x4 мм - 20 т - 250000= Труба стальная холоднодеформированная бесшовная 108x3 мм - Ют - 250000= Уголок стальной 50x50 мм - 40 т - 200000= Стройконструкции Гараж металлический сборный 5,6x3,25 м - 20 шт. - 290000= Кабельная продукция Кабель телефонный ТПВЛ - 3x2x0,4 исп. д/ло кальных и цифровых сетей - 50000 м - 25= Кабель телефонный ТПВЛ - 5x2x0,4 исп. д/ло кальных и цифровых сетей - 50000 м - 30= Примечание: цены приведены за единицу продукции . За дополнительными разъяснениями, а также по вопросам приобретения или реализации оптовых партий товаров обращаться по телефону 5-29-98 в АО “ Рыбный Мурман Интернешнл". *\WW*4W^>№VJ^W*v.v.v.V.N\y.,.yi;.,N№W
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz