Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 23 по 29 июля 1993 года Э к О Н О М Ы Ч е С К Ы й KOMHC LC 5 стр. ЧТО ЗНАЧИТ “ПЕРЕЖИДАТЬ”? ДЕЛО ДЕЛАТЬ НАДО! Постоянные читатели рубрики “Вести с про­ мысла", верно, обратили внимание, сколь скромно упоминаются в информациях дальние районы промысла. АЧА вообще почти вышла из лексикона, да и южнее экватора негусто наших судов. Наконец, к слову пришлось, заговорила в “ Мурманрыбпроме" на эту тему. - А вы познакомьтесь с нашим главным экономистом ОТиЗ. Опыт­ ный специалист и по этим вопросам имеет квалифицировашюе сложившееся мнение. Герцели Рубенович ШАТАШВИЛИ связан с рыбной отраслью половину жизни, а вообще с морем породнился еще в молодости. “С действительной?” - спрашиваю. - Нет, - отвечает. - После военно-морского училища служил офицером Северного флота. В начале 60-х годов прошла волна увольнений в запас - и я перековал мечи на орала, сменил мундир офицера на профессию судоводителя и инженера-экономиста, за- очно окончил институт. Лет девять проработал в “Холодфлоте”, почти два десятка лет - здесь, в “Мурманрыбпроме”. Так что, конеч­ но, есть свое понимание ситуации, свои досады, что именно так складывается в настоящее время судьба мощного рыбопромысло­ вого флота России. РЕВИЗИОНИЗМ В ПРОИЗВОДСТВЕ - Но это ж не одной рыбной отрасли беда. - К сожалению. Ревизионистский подход к производственной сфере обернулся, как и в политике, отрицанием всего прежнего. При всех пороках минувшего периода истории в стране создан прекрасный промысловый флот с квалифицированнейшими кадра­ ми и серьезнейшей научной базой. Вот значение рыбы безусловно изменится. - В каком смысле? - В прямом. Значение отрасли свели к двум словам - накормить народ. Рыба была довеском к мясу. Достопамятны рыбные дни в столовых. Наблюдая за границей привычки, цены, я отметил, что для богатых людей, никак не стесненных выбором, рыба не довесок, а деликатес. - Да и в России в прежние времена рыба и птица (дичь) были в первых торжественных блюдах... - Мы и сейчас умеем вырабатывать продукцию - дай Бог каждому! И требования наших стандартов ничуть не шоке, чем у шведов, норвежцев. Если вспомним недавний еще ассортимент нашего ры­ бокомбината или кулинарии - это и сейчас было бы предметом гордости любой страны. Да, да! Вот заходишь в магазины Гамбурга, видишь аналогичную продукцию, и дорого стоит, но ведь по вкусо­ вым качествам с нашей и близко не стоит. Может, это субъективно, потому что сам люблю рыбу и умею оценить ее приготовление. Обладая таким рыбным богатством, Россия исторически умела добывать, готовить, подавать рыбу достойно ее качествам. А потом как-то незаметно произошел перекос. На внутреннем рынке значи­ мо было, что “много и дешево”, валютным товаром рыба (и другие морепродукты) почти не являлась. Впредь, как в других странах, рыба будет дорога в силу своих ценных качеств и затрат добычи. И уже стала валютным товаром. Это совершенно естественно, и сер­ диться на каких-то “злоумышленников” торговли рыбой не надо. Повторяю, это нормально, даже необходимо, иначе флот функци­ онировать не будет. - Мы отвлеклись. Перейдем от оды рыбе непосредственно к флоту. - Тут прямая зависимость. Раз было внимание правительства, то хоть и под девизом “накормить народ”, но был достигнут и несом­ ненный успех в развитии отрасли. По состоянию флота, по рыбодо- быче мы обошли японцев, которые искони считались искусными рыбаками, немцев и других. Несколько техника отставала (навига­ ционная, поисковая), особенно послед 1 ше годы, когда прекрати­ лось проектирование и строительство новых типов современных судов. А в целом наши суда, даже 50-х и 60-х годов, экономичнее судов западной постройки. А чего стоило освоение трассы Дальний Восток - Одесса! Построили специальные транспорты, и доставка огромной массы рыбопродукции к Центральной России через Ин­ дийский океан оказалась дешевле в 2-3 раза, чем по железной дороге. Это один из ярких примеров мировой практики мореплава­ ния, судостроения, скрупулезного расчета. Далее. Мы, по существу, не знали, что такое купить корабль, топливо и т. п. Суда покупало государство и передавало на баланс предприятия. Амортизационные отчисления - это грошовый отчет за фактически миллионную стоимость судна. И положешше по фондам 200-300 тысяч тонн топлива - отдай и не греши, как со всеми другими поставками. И средства выделялись государством нема­ лые. Валюты расходовалось немного, и тоже выделялась по цене 1 доллар за... 58 копеек. А главное, вырастили огромнейшую армию очень ценных, очень профессионально подготовленных специалистов, моряков. Если, допустим, нашему врачу, инженеру надо за границей еще долго доказывать свою квалификацию, то наш моряк, судоводитель, ме­ ханик, радиооператор, тралмейстер не только вполне на уровне, но даже выше ценится среди моряков других стран мира. А грузовые операции в открытом море, швартовка больших судов другим еще и не снились, а мы уже делали. И сейчас все это оптом списывать в минусовую графу глубоко не верно, просто негражданствегаю, непорядочно. СНИЖАТЬ СЕГОДНЯ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА УЖЕ НЕДОПУСТИМО - Однако сейчас мы имеем то, что имеем: наши хваленые крупнотоннажные суда, пусть временно, обременительны флотам, убыточны, некоторые продаются, наметилась пе­ реориентация на средние, малые траулеры... - Всему есть свое объяснение. Десятилетиями наш флот был довольно изолирован в мировом сообществе, жил в замкнутой соц- системе, заход в инпорт становился событием. Поэтому и создава­ лись автономные суда на замкнутый цикл производства, которые через полгода везли полные трюмы на внутренний рынок. Когда заговорили о развитии промысла малыми и средними траулерами, то было благое желание помочь колхозным флотам. Но тут опять переигрываем - все жалуются на трудности и... покупают СРТМ-к на Украине, стоимость которых дошла до 3 млн. долларов. Мини­ мум 10лет можно и нужно хорошо поработать теми судами, что есть в наличии. Я удивляюсь, когда опытные рыбопромысловики вдруг заклини­ ваются на малых судах. Одно дело - промысел в пределах шельфа на сутки-трое, как делают иностранцы. Но идти месяцем на этих судах... Чем меньше судно, тем меньше условий, чтобы человек чувствовал себя человеком. Можно гордиться способностью пере­ носить трудности, но стоит ли гордиться рабским трудом? Большой корабль - это большие возможности: для нормальной работы, нор­ мального жилья, отдыха, хорошего питания и хорошей воды. Вот пытаюсь убедить и свое руководство, что БМРТ вполне можно и нужно отправлять на промысел в Бареш;ево море. - То есть флоты не должны гнушаться супертраулерами, а перетерпеть, “ пересидеть” трудное время и вновь отпра­ виться в дальние районы большими силами за большой добы­ чей? - Я вообще не считаю, что надо что-то “пересиживать”. Надо и сегодня везде ходить и везде ловить, где есть рыба. Только хоро­ шенько просчитывать экономику промысла. Допустим, сейчас ко­ рабль идет в море Ирмингера ловить 8-10 тонн окуня в сутки. Спрашивается, зачем сажать на этот БМРТ 70 человек, когда с таким объемом работы справятся и 35? Считаться с сезонным характером лова - не просто переводить время и топливо, а идти тогда, туда и теми силами, где завтра будет максимальная загрузка мощностей. “Мурмансельдь” (нынешний “Мурманрыбпром”) ведь и создавал­ ся для сезонного лова сельди. В июне буквально выталкивались 100-200 траулеров, в январе-феврале, когда сельдь отнерестится и станет тощей, все возвращались домой, ремонтировались, отдыха­ ли, готовились к новому сезону. Четкий режим всегда окупается. Раньше в обком партии вызывали начальника флота и трясли его не за то, что сколько-то недоловил, а почему в море вышло 48 кораблей, вместо 50-ти по плану? Теперь о-пштываться, сколько судов на промысле, не надо - надо считать, сколько в кармане денег после расчета с налогами и кредиторами. - Обревизовать флот тоже ведь нужно, списать балласт. - Его, если на то пошло, не так много. Мы приглашали специали­ стов внешконсульства для оценки сторонних экспертов. Наши БМРТ и СТР признаны вполне современными. Подустарели БМРТ тала “Лесков”, дизельные. Но экономичные. Просторные рыбофаб- рики. Может, не увлекаться пока выковыриванием каждого пят­ нышка на тушке и деланием на судне суперделикатесов, а лучше что-то переоборудовать, поставить шкафчики морозильные для брикетирования, и уже на берегу, в стационарных условиях дефрак- тировать рыбу, делать из нее конфетку. Но говорить о падении объемов производства нельзя, стыдно! Мы же пока живем за счет гонки за ценами - это не экономика. ЕСЛИ... ТО ГРОШ НАМ ЦЕ11А! - Вы недавно стали акционерным обществом. Судя по ва­ шим выкладкам, можно ли делать вывод, что “Мурманрыб­ пром" не просто выстоит, а сполна возьмет свое? - Надо восстановить производственный конвейер: берег - промы­ сел - берег. Но!.. Ни на одну копейку не уменьшать самостоятель­ ность предприятий, не ограничивать творческой активности, не обстригать права предпринимателей. Каким образом все это соеди­ нить? В этом главная трудность и главный поиск. Знаю только, что должно быть по принципу врачебному: не навреди, когда лечишь палец, смотри, чтобы не отсохла голова. У меня была возможность наблюдать, как разваливался флот Польши. Тем не менее поляки и посейчас едят рыбу. Правда, по той цене, которая сл ож тась на западном рынке, покупают у нас и норвежцев. Прийти к этому же (покупать у кого-то) мы просто не имеем права. Строго говоря, государство должно инвестировать специфический рыбопромысловый флот. Но в настоящее время, когда наш, например, “Мурманрыбпром" закончил первый квартал с прибылью 2 млрд. рублей, просить государство что-то еще нам дать - грешно. Должна сработать гражданская совесть, какое-то время надо и можно обходиться своими силами. Многие прошли через акционирование вслепую, без внутреннего убеждения. Но с акционированием мы стали самостоятельнее в формировании цен, найме и расстановке кадров, в контактах с иностранными партнерами. Это серьезно поправню экономику', наша сфера никогда такой плюсовой не была. К сожалению, отно­ шение к труду зачастую остается скверное. - Нас десятилетиями приучали, что инициатива наказуема, собственность была “общей” (суть - ничейной), оплата - ми­ зерной, поэтому призыв быть хозяином не срабатывавч. Когда рядовой матрос почувствует реальную пользу от “своего ку­ сочка судна”? - Сейчас чувства совладельца судов - в зачаточном состояшт. У многих еще сознание госрабочего, которому'кто-то приказал, кто- то заплатал. Нет внутренней культуры труда - в коллективе, но на себя. Нужна и другая культура организационно-уттравленческого труда. Это очень непростой вопрос. Специальной службы работы с людьми нет. А она должна быть, работать больше и лучше бывших парткомов, помполитов. Нужна широкая оперативная информация: кто куда ходит, что сработал, как это на всем сказалось... Очень сложно в условиях пространственного рассредоточения людей в Мировом океане. Пресса может помочь? Вот в сентябре-октябре будет первый отчет правления перед акционерами - ответственный момент, наглядно увидятся успех и промах. И способность акцио­ неров зрело оценить ситуацию, принять решение. А вообще должен сказать: коллективный труд заразителен, кто- кто, а моряки утлеют работать от души. При этом все видят, помнят каждый вытянутый трал и считают каждый выгруженный строп. Надо только внутренне роль поменять с маленькой на большую, чтобы видеть, как футболист, все поле, всю взаимосвязанность хозяйства. И поверить, что мы можем всего добиться, позволить себе самые смелые планы и мечты, ловить рыбу не для утоления голода, а чтобы красиво и богато жить. Выдаже не представляете, как мы богаты - выкупили коллективом флот стоимостью в несколько миллиардов долларов всего за... 291 млн. рублей! Сделали решительный шаг, надо теперь доказать, что можем эту мощную дешево доставшуюся базу эксплуатировать лучше, чем делало бывшее государство. Если не су'меем - грош цена такому коллективу. Ноя верю вуспех, для этого, повторяю, есть все предпосылки. - Герцели Рубенович, M}ie не передать на письме живую боль и взволнованную убежденность речи, но я благодарю за беседу и в вашем лице желаю всем рыбакам выстоять и победить! О ль га ДМИТРИИ НА ТОРГИ КОЛЬСКОЙ ТОВАРНО-ФОНДОВОЙ БИРЖИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТОВАРЫ ГРУППА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБ- | ЛЕНИЯ Текстильные изделия Пряжа полушерстяная 32/2 - 8000 кг - 3500= ГРУППА ПРОДУКЦИЯ АПК Варенье из черешни, стекл. бан., 650 г - 5000 баи. - 720= Водка “Русская”, 0,5 л (Петрозаводск) - 67824 бут. - 900= Сок сливовый, ст. бан. 1 л - 2000 бан. - 110= Сок сливовый, ст. бан. 3 л - 1000 бан. - 220= Продукция растениеводства Черешня, вишня, виноград, персики быстрой | заморозки, изг. Украина - 15000 кг - 250= Консервы Колбасный фарш “Pork-meat” (340 г), Голлан­ дия - 268000 бан. - 455= ГРУППА ПРОДУКЦИЯ БЫТОВОГО НА- § ЗНАЧЕНИЯ Газовая плита 4-горелочная - 200 шт. - 60000= Комплект кожаной мебели, Китай (диван, 2 кресла, цв. черный) - 2 компл. - 830000= Бытовая электротехника Морозильник бытовой “Саратов-117" - 140шт. - 160000= Холодильник “Минск-15М” - 75 шт. - 250000= ГРУППА СТАНКИ, МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУ­ ДОВАНИЕ Автономная дизель-компрессорная станция ДКС-ВМ 28/230 - 1шт. - 40000000= ГРУППА ТРАНСПОРТ Автоприцеп ОДАЗ-885, шасси N 271693 - 1шт. - 105600= Автомобильный транспорт Автомобили и автомобильная техника б/у Автомобть ГАЗ-53 фургон, шасси N 1213423, двигатель N 191445 - 1шт. - 309000= Автомобиль ЗИЛ -131А, шасси N 005649, двига­ тель N 559184 - 1шт. - 396000= Автомобиль ЗИЛ-431410 бортовой - 1 шт. - 2000000 = Автомобиль КРАЗ-257 - 1шт. - 1500000= ГРУППА ЭЛЕКТРОНИКА Вычислительная техника Модем внутренний SmArt опе-1200 с программ­ ным обеспечением - 4 шт. - 30000= ГРУППА ПРОЧИЕ ТОВАРЫ Металлы, прокат Круг стальной d= 140-:-160 мм, марка стали 20ХНЗА, 45ХН, 40ХН - 40 т -160000= Сталь листовая РСА 12x1500x6000 мм - 50 т - 70000= Сталь листовая РСА 8x1600x6000 мм - 3 т - 70000= Сталь листовая РСВ 6x1500x6000 мм - 37 т - 70000= Тру15а стальная сварная 60x3,5 мм - 12.5 т - 100000 = Труба стальная холоднодеформированная i- бесшовная 100x4 мм - 40 т - 250000= Труба стальная холоднодеформировашгая бесшовная 102x4 мм - 20 т - 250000= Труба стальная холоднодеформированная бесшовная 108x3 мм - Ют - 250000= Уголок стальной 50x50 мм - 40 т - 200000= Стройконструкции Гараж металлический сборный 5,6x3,25 м - 20 шт. - 290000= Кабельная продукция Кабель телефонный ТПВЛ - 3x2x0,4 исп. д/ло­ кальных и цифровых сетей - 50000 м - 25= Кабель телефонный ТПВЛ - 5x2x0,4 исп. д/ло­ кальных и цифровых сетей - 50000 м - 30= Примечание: цены приведены за единицу продукции . За дополнительными разъяснениями, а также по вопросам приобретения или реализации оптовых партий товаров обращаться по телефону 5-29-98 в АО “ Рыбный Мурман Интернешнл". *\WW*4W^>№VJ^W*v.v.v.V.N\y.,.yi;.,N№W

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz