Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
6 стр. Репортаж из зарубежного рейса «р ы б н ы й ..м у рм а н » с 16 по 22 июля 1993 года С нашим собственным корреспондентом в Архан гельске читатели хорошо знакомы: статьи на злободнев ные темы, интересная и разнообразная информация , репортажи Э рнста Петровича Зел енин а украшают стра ницы “Рыбного Мурмана”. 20 июля Эрнсту Петровичу исполняется 55 лет . И мы - весь коллектив редакции , авторский актив - по зд равляем коллегу с днем рождения , от души ж елаем крепкого здоровья и новых творческих успехов! И по морскому, по-дружески “командуем”: "Так держать , собкор!". С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КОЛЛЕГА! Гг В. Вешняков. - В Баренцево море вый дем - будет еще сложнее. Теперь уж главный человек на судне - повар И. Соловьев. Кажется, немысли мо у плиты орудовать, когда палуба из- под ног уходит, но он старается для экипажа, чтоб не теряли мужики аппетит: тут вам и борщ, и ушка, и рассольник. И соус острый, горчица. А если учесть, что с продуктами нынче и на флоте туго, а на суточный рацион для моряка всего 200 рублей отпущено, то каким надо быть кудесником, чтобы “сварганить" та- Киркенес на переоборудование. Теперь “Перле" - креветочник. Система вкратце такова: выловили креветку, засыпали в бункер, нажали кнопку и получили гото вое деликатесное мясо. На нашем рынке эта продукция не пользуется спросом, зато за рубежом один ее килограмм стоит 5,5 доллара. А валюта для судоремонта, для переобо рудования старых судов нужна как воз дух. Капитан “Перле” А. Петров показыва ет рыбофабрику. Картина впечатляет. Чи- К огда “Улброка" уходила в загран- рейс, наряд пограничников, че ловек десять, и столько же таможенников едва разыскали судно. Собирались, как обычно, на большой транспорт, а тут суденышко - из-за при чала труба да мачты едва торчат. И ко манда десять человек всего. Теплоходик для перевозки грузов ар хангельские рыбаки-колхозники приоб рели в Прибалтике. Судно новое, но за два года было так расколочено тамош ними хозяевами, что даже на поручнях от ржавчины дыры образовались, а из двигателя труха сыпалась. Капитану С. Чалову и стармеху В. Корякину (парни эти - потомственные поморы) пришлось повозиться, и не один год, пока корабль стал как игрушечка. Ходили в Мурманск за рыбой или прямо в районе промысла с траулеров снимали груз. Да вот беда: в ту сторону из Архангельска порожняком бегали. Это в наше-то, рыночное время. Но попутно го пэуза в столь малых размерах (берет “Улорока" 50 тонн) на Мурманск не на ходилось. Тогда подумали о загранице и нашли пиломатериал для Норвегии. Как тут бы ло не воспользоваться моментом, не сходить в рейс: еще маленькие суда, еще парусники ходили с моря Белого в Скандинавию испокон веку. X X X “У природы нет плохой погоды". “Благодать началась, едва из Северной Двины вышли. - Ветер норд-ост 15-18 метров в се кунду, - принял сводку радист. - С чем и поздравляю, - смеется, гля дя на меня, капитан, - пройдем Инцы, нас как мокрых котят кидать будет. И действительно, судно запрыгало словно мячик. На руле матрос Сергей Кишкин смотрит в оба. Волны - ерунда, а вот бревна, что навстречу по ним не сет, - это опасно. Такая коряга пробьет у винта насадку, и может заглохнуть двигатель. Тем не менее “Улброка” хоть и кувыркается, но идет уверенно. Рыба- кам-колхозникам не привыкать на ма леньких судах ходить: боты, сейнеры, СРТ. Но мореходные качества у таких скорлупок были нормальные, в любые штормы выстаивали. Только “Улброка" - плоскодонная, и качка у нее особенная - во все стороны бросает. - Даже бывалые моряки по три дня у нас привыкали, - замечает боцман кой обед. Спасибо Игорю, не дал в качку протянуть ноги. Насколько помнится, Баренцево мо ре всегда было свирепым. Вот и сейчас взъерошилось. Какое-то странное фио летовое в полоску небо, белое, как луна, солнце. По левому борту на полуострове Рыбачий скалистые горы, на которых еще лежит снег. Словом, картина довольно мрачная. Приближаемся к месту назначения, к порту Боте Фьорд. Берега бухты еще бо лее сморщенные и заснеженные. В би нокль разглядываем на скалах небольшие строения. Как оказалось, здесь дачи у местных жителей. Они ры бачат, гоняют на мотоциклах, купаются... в гидрокостюмах, ныряют с аквалангами, сами говорят в шутку: “Как на Канарах отдыхаем, со всеми развлечениями". В этом суровом краю люди делают все, чтобы как-то скрасить свою жизнь. Мур манск на 69-й параллели, а здесь семи десятая. Еще суровее. Городок этот спрятался в глубине бухты, довольно симпатичный, ухожен ный. У причала мы увидели свой пароход - траулер “Перле" рыбколхоза “Северный рыбак". Раньше мне не раз приходилось о нем писать - экипаж лидировал среди других. Однако шли годы, и корабль от служил свой век. Но предприимчивые рыбаки-колхозники отправили судно в стота здесь идеальная, агрегаты из не ржавейки отливают серебром. Есть и ав томатика. Но есть и конвейер. По многу часов моряки выстаивают у транспорте ра. Работа вроде бы не пыльная, но мо нотонная, изматывающая. Конечно, далеко не просто зарабаты ваются доллары. Многое ведь от подго товки экипажа зависит. Старший мастер добычи В. Лысцов - специалист класс ный. Не так давно ему в Мавритании осьминогов пришлось ловить (конечно, на другом судне). Справился. Старпом Анатолий Черепанов, на котором все су довое хозяйство держится, так сказать, правая рука капитана, родом из Солом- балы, а это, как известно, родина море ходов. Приятно было встретиться с земля ком. Он-то и рассказал, что на “Перле" после переоборудования сразу же по шла продукция, и на ее качество не было еще ни одной рекламации. Соседи же, мурманчане, тоже переоборудовали СгТМ “Нижневолжский". Только и ло вить не могут, и на фабрике не идет де ло. Работают по нулям, без прибыли. - Для тревоги и у нас основания есть, - замечает Анатолий. - Механизмы на судне старые, изнашиваются и дальше. На рыбофабрику нагрузка круглосуточ ная, и давно бы развалилось все, не будь таких уверенных специалистов, как механик-наладчик А. Савинский, рефме- ханик С. Кирпиченко, электромеханик Н. Цибулинас, второй механик Л. Брагин. Они сутками из машины не вылазят, "колдуют" над механизмами. На том и держимся. ...И снова “Улброка" в море. Снова колотят волны. Еще на пути в Норвегию капитан Чалов по радиотелефону связал ся с руководителем промысла архан гельских рыбаков-колхозников капитаном СРТМ “ Койда" А. Малыгиным, и тот пообещал подготовить продукцию для земляков на своем судне. Теперь “Улброка" и "Койда" бегут в Кильдинскую салму. Здесь они укрыва ются от шторма и перегружают рыбу. Здесь же с танкера траулеры берут топ ливо. Подошли суда “ Коткино". “Окси- но", еще не остывшие от лихой работы. Такая встреча для моряков хоть и не большой, но праздник. Ведь работа ры бака трудна не только физически, хуже психологические нагрузки - рейсы-то по 105 суток. Экипажи высыпали на палубу. Прият но поговорить со “свежими" людьми, уз нать новости. Кстати, почта на суда нынче приходит настолько редко, что выть хочется. Я тоже встречаю старых своих дру зей - старшего мастера добычи В. Куз нецова, рефмеханика В. Семакова - активных газетных авторов. Боцмана А. Гребнева - на “ Кеге" когда-то ходили в море на мойвенную путину. Приглашает в гости капитан “ Койды", и я карабкаюсь на борт судна. У Малы гина лицо приветливое, улыбчивое, но вижу - появились черные мешки под гла зами. Немудрено. На своем судне рыбы наловить надо да еще руководить про мыслом (за что, кстати, доплаты не получает). На советах в эфире слышал его голос: спокойный, рассудительный, интеллигентный. Каждому капитану он разрешал высказаться сполна. Сразу вспомнились, для сравнения, командно- административные времена, когда капи танов “несли по кочкам", угрожая отправить в порт, если не найдут рыбу. В каюте Малыгина над письменным столом сразу бросается в глаза малень кий иконостас. - В мае мы день ангела судна отме тили, - поясняет Анатолий Владимиро вич. - Когда принимали траулер из новостроя, в Николаеве на борт пригла сили священнослужителя и освятили судно. Имя “ Койды" наречено - Николай Святитель. Ты только не пиши в газете, что мы уж верующие такие. Просто хо телось, чтобы в экипаже было что-то светлое, благородное. Ритуал освяще ния, надеюсь, поможет в этом. Мы долго проговорили с Малыгиным, ведь он еще и член правления “Архрыб- колхозобъединения". На флоте, как и везде, проблем много, и об этом стоит писать отдельно. Но главное, что архан гельские поморы на Северном бассейне были и остаются уважаемыми промысло виками. И задача номер один сегодня - беречь кадры. Рейс “ Койды" закончится в середине октября. А “Улброка" спешит домой с ры бой. Интересно, что в Белом море не встречается ни одно судно. Зато у причалов Северной Двины, на рейде красуются иностранные суда. У “Улброки" тоже нос кверху. Закончился зарубежный рейс. Э рн ст ЗЕ Л ЕН И Н , н аш собкор . г. Архангельск. НА СНИМКАХ : вверху - СРТМ- 1636 "Койда"; слева - старшие мас тера добычи: Виктор Кузнецов с "Коткино" и Василий Пушкар с "Кой ды"; внизу - старший мастер добычи Валерий Лысцов с "Перле". Ф о то ав то р а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz