Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

4 стр. Экономический компас «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 16 по 22 июля 1993 года АО"Севрыбхолодфлот": "Булемжить, еслинезадушат" П ро этотфлот говорят сегодня больше, чем про другие. Говорят о его банкротстве, крахе, о флоте без будущего. Поэтому беседу с генеральным директором АО “Севрыбхолодфлот' А. Ф. ЛЕВАНОВЫМ я и начала так. - Мы даже не будем, Альберт Филиппович, анализировать сегодняшнее положение дел, ясно, что оно сверхсложное. Лучше поставим вопрос max: есть ли сегодня у генерального директора идеи, как вывести коллектив из кризиса? - Кризис создан искусственно. Мы 20 лет занимались обменными операциями. Сейчас их признали нарушением, и налоговая инспек­ ция заявила, что мы скрывали валюту, которая шла на закупку обменного продукта. Мы. ока­ зывается, все эти 20 лет занимались контрабандой! Но все-таки надеемся дока­ зать свою правоту. Заключили договор с серьезной московской юридической фирмой и дали ей на экспертизу акт налоговой инс­ пекции. Предварительные данные позволяют нам надеяться на успех. Получив заключение юристов, будем обращаться к правительству, к Президенту. - А вам не кажется, что на это уйдет страшно много времени? - Другого пути нет. Завтра под этот же топор попадут другие флоты. Если не сопротивлять­ ся. можно ставить крест на рыбной промыш­ ленности. Ведь, посмотрите, мы все эти годы занима­ лись обменно-закупочными операциями для приобретения топлива. Так что. мы скрываем валюту? - И в какую сумму это вылилось? - 47 миллионов долларов. А это - годовой оборот всего флота. И когда я читал акт на­ логовой инспекции, удивлялся: такое впечат­ ление. что там тщательно отыскивали, подбирали все. что только можно. -Хот ели задавить флот? - Нет. не то чтобы задавить, а собрать в каз­ ну как можно больше денег. - Цель-то благам а вот средства... - Да. А на ком все это отразится - вот ведь в чем дело. И на всех флотах такая же ситу­ ация. Как в налоговой инспекции рассуждают? За­ ключили мы. скажем, с Англией контракт: наш транспорт будет перевозить рыбу оттуда, на­ пример. в Африку. Допустим, контракт оцени­ вается в 300 тысяч долларов. Но ведь из этой суммы мы должны оплатить заход судна в порт за рыбой, за продукты денежки отдать, за топливо, экипажу валюта. И остается, ска­ жем. 100 тысяч, а налоговая инспекция фик­ сирует все 300 тысяч. Так же не должно быть! А годовой баланс? Если не учитывать затраты на ремонт, на модернизацию, закупку обору­ дования и т. д.. получается, мы работаем с “ плюсом". Только ведь нельзя не учитывать: это наша жизнь. И тогда - в минусе. - Вы так спокойно говорите обо всем этом... - Так я спокоен. Вся валюта ушла на благо флота, благо моряков. Да и в любом нашем флоте нет другого механизма работы с валю­ той. все в одинаковых условиях. Мы просто первые пострадавшие, и когда получим за­ ключение юристов и будем обращаться к пра­ вительству, уверен, что все начальники флотов подпишутся под этим обращением, не останутся в стороне и власти области, ведь сохранить рыбную промышленность - в их ин­ тересах. - Как сегодня живется экипажам плавбаз? - Трудно. Плохо с сырьем, потому что не се­ зон. Три плавбазы стояли в зоне Фарер. но если в прошлом году мы там получили 10 ты­ сяч тонн, нынче только тысячу. Но успешно работают моряки переоборудованной “Дау- рии" в зоне США и "Сергея Василисина" в зоне Канады. Ждем, скоро начнется промы­ сел в зоне Англии. - “Даурия”переоборудована... - Под мукомольный вариант и на морозку, причем если на обычных базах на морозке за­ действованы 25 человек, то здесь всего шес­ теро. Легкое современное оборудование. - А транспортный флот? - Большинство транспортов работают по контрактам с инофирмами. -Альберт Филиппович, несколько слов о спа­ сательных судах, буксирах. - Я ругаю себя и своих коллег, что в период акционирования взяли на себя эти суда, кото­ рые не подлежат приватизации. В прошлом году мы были уверены, что потянем эту на­ грузку. Но в этом году из-за немыслимых цен получается, что спасательные суда и буксиры съедают всю прибыль, которую зарабатывают транспортные и производственные суда. Мы акционировались в четвертом квартале про­ шлого года, тогда убыток от работы буксиров и судов-спасателей исчислялся 200 -ми мил­ лионами рублей, а за первый квартал нынеш­ него года - минус полмиллиарда рублей. Не меньше будет и за второй квартал (пока еще расчеты не готовы). А валюту, которую они за­ рабатывают, тратят практически всю на себя. Поэтому я поставил вопрос перед фондом имущества. Комитетом по рыболовству Рос­ сии и перед “Севрыбой": если использовать эти суда по их назначению, надо финансиро­ вать. - Кажется, они хотят стать самостоя­ тельной единицей. Вы бы их “отпустили ”? - Конечно. Но. хорошо зная экономические проблемы их работы, я уверен: без государ­ ственных дотаций им самим не выжить. -Альберт Филиппович, моряки уверяют, что в “Севрыбхолодфлоте”очень мало платят , в частности валюты. - Так ведь нэм никто ничего не дает. все. что заработаем, то и наше. Мы уже уплатили полтора миллиарда рублей - штраф. Вот при­ плюсуйте эти деньги "обратно", на сколько увеличился бы заработок людей! Да еще надо учесть, что второй квартал мы были практиче­ ски без сырья, жили только за счет работы транспортного флота. И тем не менее подписан приказ об увели­ чении зарплаты морякам в четыре раза по сравнению с той. что была на 1 января 1993 года. Будем увеличивать и валютные выплаты. - И что дальше? - Если налоговая инспекция скажет, что об­ менные операции облагаются налогом так. как это сделано сейчас, то придется все базы ста­ вить на прикол, а людей... - Расскажите о работе по рефлагированию судов. - Тут получилось - кто успел, тот молодец. А успел "Востокрыбхолодфлот": он рефлаги- ровал пять судов, три из них заложил в банке. Взял ссуду и покупает два прекрасных бана­ новоза японской постройки. Каждый, если не ошибаюсь, стоит 9 миллионов А мы бьемся головой об стену, собрали ворох документов и два года ходим по кругу. - Непонятно: вы - акционеры, суда у государ­ ства вы выкупили, стали их хозяевами. Кому какое дело, как вы ими распорядитесь? - Некоторые считают, что, заложив суда в Панамский банк, назад мы их не получим. Мы привезли выписки из законодательства Пана­ мы: “ судовладелец не меняется". Говорят: “ Привезите контракты". Привезли. Две недели наш человек сидит в Комитете, его гоняют по кругу. - Но у вас уже не один год работан)т рефла- гированные суда. - Конечно. Три судна. Работают прекрасно. Я уверен: сопротивляются не просто так. Со­ противляются приватизации в целом. Это политика. - А кто именно не дает вам такой самосто­ ятельности? - А почти все. Но мы все равно эту “ бумаж­ ку" выцарапаем, поскольку хозяин - коллектив. Он принял решение, так и будет. - Сколько судов вы хотите рефлагировать? - Сколько удастся. Чем больше мы заложим судов в банке, тем больше получим валюты, а она пойдет на обновление флота. - Неужели банановозы покупать хотите? Может, что-то менее экзотическое? - Дело в том. что этот тип судов приспособ­ лен для перевозки самых нежных грузов. Раз можем возить бананы - сможем возить все. К тому же на палубе этих судов установлены ре­ фрижераторные контейнеры, к тому же у них на палубе стрелы, то есть можно вести грузо­ вые работы в море. - Но у вас и так немало рефрижераторных транспортов. - Так у них возраст - 20. 25 и более лет. Должно же быть обновление флота. Мы уже списали те. которые требовали огромных за­ трат на ремонт. -Альберт Филиппович, вы теперь еще и вла­ делец, пусть небольшого, промыслового фло­ та. - Он у нас растет: три МРС ловят автомати­ ческими удочками и типа "Сосновка" три тра­ ловых судна. Плюс ловит креветку “ Профес­ сор Кленова", варено-мороженая креветка там производится раздельным способом, так же на "Скаллопере" изготавливают гребешок. “ Белолуцк" работает ярусом. Будем переобо­ рудовать “Флотинспекцию". И предполагаем приобрести четыре судна типа “Сосновка". - Я смотрю, вы вплотную подошли к нату­ ральному хозяйству. Осталось создать судо­ ремонтную базу. - (Смеется.) Это нам не грозит. Судоремонт в России нынче - очень дорогое удовольст­ вие. Мы этот вопрос решаем несколько иначе. Вы, наверное, знаете, что верфи Восточной Европы строились “ под нас", особенно в быв­ шей ГДР. И чтобы найти рабочие места, не­ мцы заинтересованы в том, чтобы ремонтировать наши суда. Готовы отчасти фи­ нансировать это. Первым проложил туда до­ рожку Мурманский траловый флот. но поскольку предложено освоить около 50 мил­ лионов долларов, а у тралфлота столько судов не набирается, то предложили нам вступить в долю. Причем кредит этот долгосрочный. Пе­ реговоры уже заканчиваются, остались фор­ мальности. - Немцы берут в ремонт только суда, по­ строенные ими? - Нет, берут все. - А вот недавно в Мурманске был директор- распорядитель норвежской фирмы “ Кимек”, говорит, что там огромные возможности для судоремонта. - Там очень дорого, примерно в полтора ра­ за дороже германских верфей. - Альберт Филиппович, вспоминаю нашу бе­ седу, состоявшуюся где-то более года тому назад. Вы тогда говорили, что надо вклады­ вать деньги в спортивные сооружения, ресто­ раны, социальную сферу. - Я и сегодня не отказываюсь от этой идеи. Но. к сожалению, все это почти неподъемно. Мы не отказываемся от наших детсадов, тур­ баз. лагеря “Северное сияние". Хотя это - ко­ лоссальные затраты. Недавно заселили в Мурманске три дома. На этот год планируем еще один сдать. Выделили нам землю под Иваново, кстати, в Иванове успели еще по низким ценам купить 12 квартир. А на этой земле будем строить коттеджи. А чего это стоит сегодня! Что касается ресторана, то мне бы очень хотелось, чтобы в Мурманске был рыбный ресторан и чтобы там было представ­ лено все богатство рыбных блюд. Это моя мечта, не знаю, успею ли ее осуществить. - Итак, Альберт Филиппович, вы смотрите в будущее с оптимизмом? - Если бы не мешали! Оптимизма-то хватает. И сил хватает, и желания. Только бы не по­ вернули вспять приватизацию. А. чувствую, та­ кие попытки есть и в целом по России, и у нас. И нн а БЕРЕ ЗЮ К . НА СНИМКАХ' генеральный директор АО “Севрыбхолодфлот”А. Ф. ЛЕВАНОВ; в районе промысла. Ф о то В. КО РЕЦКО ГО и JI. УСИКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz