Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
4 стр. Экономический компас «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 16 по 22 июля 1993 года АО"Севрыбхолодфлот": "Булемжить, еслинезадушат" П ро этотфлот говорят сегодня больше, чем про другие. Говорят о его банкротстве, крахе, о флоте без будущего. Поэтому беседу с генеральным директором АО “Севрыбхолодфлот' А. Ф. ЛЕВАНОВЫМ я и начала так. - Мы даже не будем, Альберт Филиппович, анализировать сегодняшнее положение дел, ясно, что оно сверхсложное. Лучше поставим вопрос max: есть ли сегодня у генерального директора идеи, как вывести коллектив из кризиса? - Кризис создан искусственно. Мы 20 лет занимались обменными операциями. Сейчас их признали нарушением, и налоговая инспек ция заявила, что мы скрывали валюту, которая шла на закупку обменного продукта. Мы. ока зывается, все эти 20 лет занимались контрабандой! Но все-таки надеемся дока зать свою правоту. Заключили договор с серьезной московской юридической фирмой и дали ей на экспертизу акт налоговой инс пекции. Предварительные данные позволяют нам надеяться на успех. Получив заключение юристов, будем обращаться к правительству, к Президенту. - А вам не кажется, что на это уйдет страшно много времени? - Другого пути нет. Завтра под этот же топор попадут другие флоты. Если не сопротивлять ся. можно ставить крест на рыбной промыш ленности. Ведь, посмотрите, мы все эти годы занима лись обменно-закупочными операциями для приобретения топлива. Так что. мы скрываем валюту? - И в какую сумму это вылилось? - 47 миллионов долларов. А это - годовой оборот всего флота. И когда я читал акт на логовой инспекции, удивлялся: такое впечат ление. что там тщательно отыскивали, подбирали все. что только можно. -Хот ели задавить флот? - Нет. не то чтобы задавить, а собрать в каз ну как можно больше денег. - Цель-то благам а вот средства... - Да. А на ком все это отразится - вот ведь в чем дело. И на всех флотах такая же ситу ация. Как в налоговой инспекции рассуждают? За ключили мы. скажем, с Англией контракт: наш транспорт будет перевозить рыбу оттуда, на пример. в Африку. Допустим, контракт оцени вается в 300 тысяч долларов. Но ведь из этой суммы мы должны оплатить заход судна в порт за рыбой, за продукты денежки отдать, за топливо, экипажу валюта. И остается, ска жем. 100 тысяч, а налоговая инспекция фик сирует все 300 тысяч. Так же не должно быть! А годовой баланс? Если не учитывать затраты на ремонт, на модернизацию, закупку обору дования и т. д.. получается, мы работаем с “ плюсом". Только ведь нельзя не учитывать: это наша жизнь. И тогда - в минусе. - Вы так спокойно говорите обо всем этом... - Так я спокоен. Вся валюта ушла на благо флота, благо моряков. Да и в любом нашем флоте нет другого механизма работы с валю той. все в одинаковых условиях. Мы просто первые пострадавшие, и когда получим за ключение юристов и будем обращаться к пра вительству, уверен, что все начальники флотов подпишутся под этим обращением, не останутся в стороне и власти области, ведь сохранить рыбную промышленность - в их ин тересах. - Как сегодня живется экипажам плавбаз? - Трудно. Плохо с сырьем, потому что не се зон. Три плавбазы стояли в зоне Фарер. но если в прошлом году мы там получили 10 ты сяч тонн, нынче только тысячу. Но успешно работают моряки переоборудованной “Дау- рии" в зоне США и "Сергея Василисина" в зоне Канады. Ждем, скоро начнется промы сел в зоне Англии. - “Даурия”переоборудована... - Под мукомольный вариант и на морозку, причем если на обычных базах на морозке за действованы 25 человек, то здесь всего шес теро. Легкое современное оборудование. - А транспортный флот? - Большинство транспортов работают по контрактам с инофирмами. -Альберт Филиппович, несколько слов о спа сательных судах, буксирах. - Я ругаю себя и своих коллег, что в период акционирования взяли на себя эти суда, кото рые не подлежат приватизации. В прошлом году мы были уверены, что потянем эту на грузку. Но в этом году из-за немыслимых цен получается, что спасательные суда и буксиры съедают всю прибыль, которую зарабатывают транспортные и производственные суда. Мы акционировались в четвертом квартале про шлого года, тогда убыток от работы буксиров и судов-спасателей исчислялся 200 -ми мил лионами рублей, а за первый квартал нынеш него года - минус полмиллиарда рублей. Не меньше будет и за второй квартал (пока еще расчеты не готовы). А валюту, которую они за рабатывают, тратят практически всю на себя. Поэтому я поставил вопрос перед фондом имущества. Комитетом по рыболовству Рос сии и перед “Севрыбой": если использовать эти суда по их назначению, надо финансиро вать. - Кажется, они хотят стать самостоя тельной единицей. Вы бы их “отпустили ”? - Конечно. Но. хорошо зная экономические проблемы их работы, я уверен: без государ ственных дотаций им самим не выжить. -Альберт Филиппович, моряки уверяют, что в “Севрыбхолодфлоте”очень мало платят , в частности валюты. - Так ведь нэм никто ничего не дает. все. что заработаем, то и наше. Мы уже уплатили полтора миллиарда рублей - штраф. Вот при плюсуйте эти деньги "обратно", на сколько увеличился бы заработок людей! Да еще надо учесть, что второй квартал мы были практиче ски без сырья, жили только за счет работы транспортного флота. И тем не менее подписан приказ об увели чении зарплаты морякам в четыре раза по сравнению с той. что была на 1 января 1993 года. Будем увеличивать и валютные выплаты. - И что дальше? - Если налоговая инспекция скажет, что об менные операции облагаются налогом так. как это сделано сейчас, то придется все базы ста вить на прикол, а людей... - Расскажите о работе по рефлагированию судов. - Тут получилось - кто успел, тот молодец. А успел "Востокрыбхолодфлот": он рефлаги- ровал пять судов, три из них заложил в банке. Взял ссуду и покупает два прекрасных бана новоза японской постройки. Каждый, если не ошибаюсь, стоит 9 миллионов А мы бьемся головой об стену, собрали ворох документов и два года ходим по кругу. - Непонятно: вы - акционеры, суда у государ ства вы выкупили, стали их хозяевами. Кому какое дело, как вы ими распорядитесь? - Некоторые считают, что, заложив суда в Панамский банк, назад мы их не получим. Мы привезли выписки из законодательства Пана мы: “ судовладелец не меняется". Говорят: “ Привезите контракты". Привезли. Две недели наш человек сидит в Комитете, его гоняют по кругу. - Но у вас уже не один год работан)т рефла- гированные суда. - Конечно. Три судна. Работают прекрасно. Я уверен: сопротивляются не просто так. Со противляются приватизации в целом. Это политика. - А кто именно не дает вам такой самосто ятельности? - А почти все. Но мы все равно эту “ бумаж ку" выцарапаем, поскольку хозяин - коллектив. Он принял решение, так и будет. - Сколько судов вы хотите рефлагировать? - Сколько удастся. Чем больше мы заложим судов в банке, тем больше получим валюты, а она пойдет на обновление флота. - Неужели банановозы покупать хотите? Может, что-то менее экзотическое? - Дело в том. что этот тип судов приспособ лен для перевозки самых нежных грузов. Раз можем возить бананы - сможем возить все. К тому же на палубе этих судов установлены ре фрижераторные контейнеры, к тому же у них на палубе стрелы, то есть можно вести грузо вые работы в море. - Но у вас и так немало рефрижераторных транспортов. - Так у них возраст - 20. 25 и более лет. Должно же быть обновление флота. Мы уже списали те. которые требовали огромных за трат на ремонт. -Альберт Филиппович, вы теперь еще и вла делец, пусть небольшого, промыслового фло та. - Он у нас растет: три МРС ловят автомати ческими удочками и типа "Сосновка" три тра ловых судна. Плюс ловит креветку “ Профес сор Кленова", варено-мороженая креветка там производится раздельным способом, так же на "Скаллопере" изготавливают гребешок. “ Белолуцк" работает ярусом. Будем переобо рудовать “Флотинспекцию". И предполагаем приобрести четыре судна типа “Сосновка". - Я смотрю, вы вплотную подошли к нату ральному хозяйству. Осталось создать судо ремонтную базу. - (Смеется.) Это нам не грозит. Судоремонт в России нынче - очень дорогое удовольст вие. Мы этот вопрос решаем несколько иначе. Вы, наверное, знаете, что верфи Восточной Европы строились “ под нас", особенно в быв шей ГДР. И чтобы найти рабочие места, не мцы заинтересованы в том, чтобы ремонтировать наши суда. Готовы отчасти фи нансировать это. Первым проложил туда до рожку Мурманский траловый флот. но поскольку предложено освоить около 50 мил лионов долларов, а у тралфлота столько судов не набирается, то предложили нам вступить в долю. Причем кредит этот долгосрочный. Пе реговоры уже заканчиваются, остались фор мальности. - Немцы берут в ремонт только суда, по строенные ими? - Нет, берут все. - А вот недавно в Мурманске был директор- распорядитель норвежской фирмы “ Кимек”, говорит, что там огромные возможности для судоремонта. - Там очень дорого, примерно в полтора ра за дороже германских верфей. - Альберт Филиппович, вспоминаю нашу бе седу, состоявшуюся где-то более года тому назад. Вы тогда говорили, что надо вклады вать деньги в спортивные сооружения, ресто раны, социальную сферу. - Я и сегодня не отказываюсь от этой идеи. Но. к сожалению, все это почти неподъемно. Мы не отказываемся от наших детсадов, тур баз. лагеря “Северное сияние". Хотя это - ко лоссальные затраты. Недавно заселили в Мурманске три дома. На этот год планируем еще один сдать. Выделили нам землю под Иваново, кстати, в Иванове успели еще по низким ценам купить 12 квартир. А на этой земле будем строить коттеджи. А чего это стоит сегодня! Что касается ресторана, то мне бы очень хотелось, чтобы в Мурманске был рыбный ресторан и чтобы там было представ лено все богатство рыбных блюд. Это моя мечта, не знаю, успею ли ее осуществить. - Итак, Альберт Филиппович, вы смотрите в будущее с оптимизмом? - Если бы не мешали! Оптимизма-то хватает. И сил хватает, и желания. Только бы не по вернули вспять приватизацию. А. чувствую, та кие попытки есть и в целом по России, и у нас. И нн а БЕРЕ ЗЮ К . НА СНИМКАХ' генеральный директор АО “Севрыбхолодфлот”А. Ф. ЛЕВАНОВ; в районе промысла. Ф о то В. КО РЕЦКО ГО и JI. УСИКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz