Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
14 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 9 по 15 июля 1993 года НЛ БОГА НЛДЕИСЯ... Этот день был необычным для экипажа супертраулера "Тос но" из серии “ Моонзундов", при надлежащих рыбопромысловому флоту "Ленрыбпром". Поднимали настроение сол нечная погода, цветение сирени в припортовом сквере. И свеже выкрашенный. с надраенной ме дяшкой рыболовный гигант, стоявший у причала, вписывался в многоцветье морского пейзажа, выглядел элегантным морским исполином. С десяти часов утра потяну лись вереницей к супертраулеру нарядные жены рыбаков, родст венники и друзья. Многие были с детьми. Заблаговременно, в деталях была продумана органи зация пропускного режима, а по тому гости без промедления направлялись к парадному трапу, поданному с борта корабля. Вскоре на тральной палубе царила веселая праздничная су ета. На промысловом судне воз рождалась старая добрая, но новая для нашего времени тра диция - перед отходом в рейс оно освящалось с соблюдением всех канонов православной цер кви. “ Первооткрывателем" обря да среди ленрыбпромовских судов супертраулер “Тосно" стал не случайно. Идея освятить его возникла у руководства флота по причине того, что за "Тосно" прочно закрепилась репутация невезучего судна. Еще в период постройки на судоверфи в бывшей ГДР трау лер испытал на себе горечь за топления. Потом серьезная авария произошла в родном пор ту. когда новороссийский “ кол лега" протаранил стоявший у причальной стенки “Тосно". Были и другие недоразумения. И моряки, будучи в силу своей профессии суеверными, всеми правдами и непрэвдами старались избежать в отделе кадров назначения на несчастли вый корабль. Словом, освящение его церковью должно было снять с траулера дурной знак и вселить в души членов экипажа спо кой ствие и обрести им уверенность в счастливую звезду рыбака. К полудню все было готово к церемонии. С отбитием судовых склянок у установленной на па лубе иконы Николая-Чудотворца, покровителя всех моряков, насто ятель Николо-Богоявленского монастыря отец Богдан присту пил к освящению супертраулера "Тосно". Перво-наперво святой водой был окроплен судовой флаг, ко торый держал на вытянутых руках перед собой капитан-директор траулера Ф . Е. Березовский, о к руженный моряками и гостями экипажа . Каждый держал в руках горящие свечи и образа святых. Ф едор Евдокимович, опытный судоводитель, накануне прошел через тернии серьезного душев ного испытания - бывший комму нист был окрещен отцом Богданом в соборе. А без этого, то есть если капитан не будет о к рещенным. освящение не будет иметь чудодейственной силы. Отец Богдан прочел пропо ведь, хор певчих ублажил слух присутствующих богослужебным песнопением , и начался освяти- тельный ход по основным поме щениям судна. К этому времени в каждой каюте были установле ны небольшие иконы, которые и ныне находятся на судне. Во время освящения лица всех членов экипажа и гостей бы ли одухотворены, привлекали своей открытостью, глаза излуча ли доброту. Подумалось: может быть, в нынешнее кошмарное время религия наделит людей доброжелательностью , отзывчи востью, уважительным отношени ем друг к другу. И стояли на палубе, принимая обряд освящения, плечом к плечу украинец капитан-директор Ф е дор Евдокимович Березовский, уроженец Ленинграда русский матрос Игорь Борисов, его тезка бакинец матрос Папаяни и при ехавший из баш кирской деревни Березовка матрос Павел Никитин, горьковчанин моторист Иван Ф е досеев, другие члены экипажа разных национальностей - разве всех перечислишь! Роднит и объ единяет их всех одно - морское братство. Вот так надобно не только на палубе судна, а на всей нашей многострадальной земле. И не бы ло бы тогда "горячих" точек, не ли лась бы кровь людская... Нынче супертраулер "Тосно" ведет промысел путассу в Нор вежской зоне. Подняты на борт судна первые 94 тонны выловлен ной рыбы. И поздравляя экипаж , вышедший в рейс на освященном судне , с Днем рыбака, хочется сказать традиционное русское пожелание: на Бога надейся, а сам не плошай. Геннадий ЮДЕНКО, наш собкор. г. Санкт-Петербург. "МЕЧЕТЬ НА СЕМЕНОВСКОМ ОЗЕРЕ?!" Именно так, с возмущенными вопросительным и вос клицательным знаками, озаглавили свое письмо в “ РМ" жители Ленинского района А. Бабичева. Е. Гончарова, А. Колобова и другие . Это не единственное обращение в ре дакцию еженедельника по поводу планируемого строи тельства мусульманской мечети в Мурманске. "Мы не против мусульман и их религии, - пишут названные мур манчане. - Наоборот, мы с уважением относимся к каждой религии, понимая, что любая из них несет идеи мира, д о бра и высокой духовности. Вот почему нам кажется, что и те, кто задумал строительство мечети на Семеновском озере, должны проявить понимание и милосердие по от ношению к природе и населению , для которого это един ственная в районе зеленая зона отдыха. Ведь большой грех - уничтожать то, что дает человеку здоровье, радость и спасение от губительной городской духоты и смога". Совершенно правильная позиция. Но, во-первых, предполагаемое место для мечети не на берегу озера, где летом разворачивается городской пляж, купаются и заго рают. а в стороне от него, на сопке за рестораном "Па норама"; во-вторых, и это место еще не закреплено официально и документально, вопрос еще обсуждается. Позволим себе высказать и свою точку зрения. Построить мечеть на сопке - это. конечно, очень красиво и весьма своеобразно для скупого северного ландшафта и безли кого жилого массива. Но удачно ли соседство для му сульманского храма - ресторан с его шумом, музыкой, нетрезвой публикой, пляж, покрытый обнаженными тела ми, зимой - “ моржи" и спортивные зрелища, рядом - бур ная торговая площадь, с другой стороны - гаражный городок... Может быть, именно поэтому вопрос о месте строительства обсуждается не так споро? В прессе прозвучало, что в Мурманской области на считывается до 20 тысяч мусульман. Это неверно. Име лось в виду, наверное, количество населения тех национальностей, которые традиционно исповедуют ис лам. Но ведь далеко не все входят в недавно зарегист рированную мурманскую общину мусульман, которая насчитывает пока вряд ли более тысячи человек. Возглав ляет ее Гульжихан Садыкова. У общины нет даже молит венного дома. Нет и средств на строительство мечети. Но Зато есть верные спонсоры - учащиеся морской академии из арабских стран. Они с воодушевлением взялись помо гать общине в делах насущных, участвовали в организации благотворительных обедов для неимущих мурманчан. “ РМ" поддерживает своих читателей, считающих, что мечеть, конечно, нужна, но не за счет зеленых уголков города. БЕЛЕЕ НЕКУДА С самого появления на православной земле русской некоего “белого братства" или, как они еще себя называ ют. “ Богородичного центра" (уже сочетание слов нелепо и святотатственно), их сопровождают не прекращающиеся скандалы. Слухи об их делах один чернее другого. Дали им волю говорить с экрана, спорить с оппонентами - и ничего убедительного услышать не удалось кроме запаль чивости и тумана. Кто они? Что им надо от православных и иных конфессий приверженцев, коих они .*тлучают от церквей, заманивая в свой странный кружок? Говорят, не признают они брака, считая его грехом, а женщину вообще исчадьем Сатаны (уж простят нас за повторение такой страшной глупости), отвлекают от мирских дел. ломают психику, порабощают личность псевдорелигиозной идео логией. О том же рассказывали с экрана люди, подпавшие было под их влияние, а потом одумавшиеся, с кем связа лись. Да уже одно то, что “ белые братья" принародно хулят православную церковь, которая, может, и не без греха (а кто безгрешен на земле?), но все же тысячелетней исто рией своей и многими историческими подвигами заслу жившую уважение. Какими праведными делами занято “ святейшее" брат ство теперь? Судится. Со всеми, кто не угодил его руко водителям. С Останкинским телевидением в частности. Православная церковь недавно предала анафеме чле нов так называемого "Богородичного центра", сеющих сре ди легковерных людей псевдорелигиозные и антигуманные идеи. И мурманские стены сплошь заклеены листовками, предрекающими близкое светопреставление. Ложность подобных заявлений опровергает Библия: никто не может знать даты конца света *роме Бога. "Рыбный Мурман" не раз комментировал витийства гастролирующих представи телей всевозможных “братств", растущих в это смутное время как грибы после дождя . Прочитать или выслушать их уверения - не грех, поверить им или отринуть - вот тогда совесть не может молчать. “МОШЕННИКИ В ПОПОВСКИХ РЯСАХ” Так гневно назвали читатели “ Рыбного Мурмана" быв ших священников Свято-Никольского храма о. Георгия Ко зака, его сына и зятя. "РМ " весной предоставил им слово - это была возможность объяснить тысячам людей собст венными устами свое отношение к пастве, к церкви, на чистоту рассказать все. что происходило в те дни в храме. Молодые люди в рясах использовали этот шанс для лжи, оговора, самообеления - и тем самым принародно обна жили свое истинное лицо. Ведь одно дело - гадать по слухам об их темных делах, и другое - услышать ложь от них самих. Комментарий "РМ " к той публикации был иро ничен. но для каких-либо утверждений у газеты не было оснований - главные события интриги были еще впереди. А стрельбы по священникам, разумеется, не было - это установила милиция. Теперь уже всем известно, что случилось дальше. Не только мурманчане, но и вся Россия узнала о позоре “ свя щенников" Козаков из сообщений Центрального радио и телевидения. Это семейство, клявшееся в газете в собст венном бескорыстии и чистоте, попыталось угнать к себе на родину на Западную Украину два контейнера, в которых лишь малую часть составляли личные вещи, а остальное - продукты и вещи, присланные мурманской бедноте из Норвегии в качестве гуманитарной помощи и предназна чавшиеся православному храму для безвозмездной раз дачи стареньким, одиноким и неимущим людям. Кроме того, в контейнерах обнаружены ценные церковные при надлежности: иконы, кресты, несколько митр (богато у к рашенных головных уборов для богослужений). Все это странным и загадочным образом пропущено Мурманской таможней, но зато задержано Брянской. Такие ценности и в таком количестве нельзя вывозить за пределы России. Молодые Козаки после этого дважды наезжали в М ур манск. Первый раз - чтобы выпросить справку для тамож ни о том, что все имущество, вывезенное ими в контейнерах, личное, а не казенное. Но не получили. Кто же будет заочно, не видя груза, удостоверять! Второй раз их влекли в Мурманск уже внецерковные интересы. (Мо жет быть, бизнес? Когда -нибудь и эта тайна станет явью.) Гуманитарная помощь из контейнеров грабителей в Брянске роздана бедным (привезти ее в Мурманск уже не было возможности). Георгий Козак названивает на Брянскую таможню , пытаясь заполучить груз, однако пока идет разбирательство, ему ничего не возвращают. В разворованном хозяйстве Свято-Никольского храма тоже идет проверка силами священников, по наказу Пат риархии и под надзором владыки Пантелеймона, а также при участии областной администрации. Благочинным пра вославных церквей Мурманской области назначен отец Никодим , который остается настоятелем Благовещенского храма в Коле и не торопится переходить в М урманскую церковь, откуда его с такими унижениями изгнали Козаки и где не нашлось защитников. Старшим в Свято-Николь- ском храме назначен пока отец Михаил. Знают ли в Норвегии, как мурманские мошенники в рясах распорядились присланной оттуда гуманитарной по мощью? Ведь норвеги с доверием относились к Георгию Козаку, а тот никому другому не доверял договоры с ними и получение “ гуманитарки". От Козаков исходило утверж дение. что норвеги не будут больше ничего присылать, раз Георгия освободили от должности . Возможно, нор вежские друзья наслушались стенаний и оговоров от хит рых Козаков. Но после этого с генеральным консулом Норвегии встречался владыка Пантелеймон, и. надо по лагать. правда восторжествовала, тем более после разоб лачений в прессе. Кроме того, норвежская сторона пригласила благочинного отца Никодима с церковным хо ром погостить, где он и пребывает сейчас, во время под готовки этого материала. Благодарим читателей за многочисленные письма в поддерж ку правоты. Цитировать их более, чем мы сделали в прошлом выпуске, теперь нет нужды . Иным же казно крадам урок: от людей ничего не утаишь, за молвой и суд придет. Кажется, все решается по справедливости и на этот раз, на что Божья воля. В ВАР ЗУ ТЕ. Фото Виктора КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz