Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

4 стр. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПАС «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 9 по 15 июля 1993 года КОРАБЛЮ Шампанское деликатно фыркнуло пробкой, дымнуло и было отменным по вкусу. Сердечно, без помпы обрызнулось заклю­ чение первого договора на долевую частную собственность в новостроящемся промысловом судне проекта 91000... Однако давайте по порядку. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА СВОБОДНОЙ ФОРМЫ Жила-была Мурманская судоверфь, родилась у нее фирма "Морской сервис". Они и сейчас живут. Только уже по отдель­ ности. Отчего не ужились - ворошить не будем, взаим­ ные упреки отошли в прошлое. Короче. 15 января 1991 года счет фирмы был закрыт. Но это означало не конец, а начало качественно нового витка Минимум единомышленников стали аккуратными блоками и основательно выстраивать схему Дела. Катализатором служил не столько призрак непре­ менного успеха, сколько сам инициатор фирмы. Станис­ лав Николаевич Татарников в среде специалистов бассейна известен. Не всеми однозначно оцениваемый, но коллеги признают его компетентность в экономике и судовой технологии. Деятелен - задает обороты всему, с чем соприкасается. И вот. кажется, в самом деле весь механизм запу­ шен в общий режим. Третий год фирма развивается структурно и качественно, вполне платежеспособна, оку­ паема. не берет банковских кредитов, с разной нагруз­ кой отрабатываются два десятка программ (направлений деятельности), с партнерами на основе хозяйственной кооперации проработан производственный процесс по выпуску главной продукции - универсальных промысло­ вых судов. СТАНЬ ТАКИМ. КАК Я ХОЧУ - Итак, примем за отправные определения универсальност и и оригинальност и (в смысле - принципиально но во го р еш ен и я ) судна. Но чтобы чи­ т ат е ли рыбацкой газеты зримо сориентировавшись в сит уации , с каким т ипом судов бассейна можно прове ­ сти анало гию ваш его первенца? - Например с MPTP типа “ Балтика". Но наш двухпалубный траулер классом выше. Утыкаюсь в документы, выбирая доступные общеобразова­ тельному пониманию сравнительные характеристики. Поде­ люсь самыми общими сопоставлениями (в скобках - соответствующие параметры “ Балтики”). По размерам новичок покрупнее: длина 34. ширина 8,5 м (25 и до 7 м). Осадка при наибольшей эксплуатационной на­ грузке 3.5 м - на метр больше против “ Балтики". Суммарный объем трюма и твиндека 80+26 куб. м (64). - Не впечатляет? - торопит мои сравнительские изыскания С. Н. Татарников. - Вот тут и уместно подчеркнуть универсаль­ ность судна. В программу заложена автомобильная технология - как фордовские тысячи серий от одной исходной модели... На чертеже условно расчлененный натрое “ Белек". (Ба! Мы еще ведь не назвали его имя. Пожалуйста! Трогательно-неж­ ное создание, детеныш тюленя...) Название придумалось не­ произвольно. почти шутя. Ведь один из давних партнеров “ Морского сервиса" - судоремонтный завод “ Нерпа", он же участвует в строительстве, рождении нового судна... Так вот. средняя часть судна за счет увеличения емкости трюмов может варьироваться очень существенно. Согласно пожеланию заказ­ чика врезается не 80-кубовый. а 160- или 240-кубовый трюм - единой емкостью или в несколько отделений разного назна­ чения. Соответственно длина судна увеличивается почти до 44 м. Усиливается и мощность силовых установок (ГД от 440 до 820 кВт). - Причем, определив назначение судна (а оно может быть приемотранспортным или приемоперерабатывающим, добыва­ ющим или добывающе-перерабатывающим), заказчик имеет возможность в ходе строительства внести коррективы. Количе­ ство. объем и назначение трюмов - при 30-процентной готов­ ности судна, выбор промысловой схемы - при 45. технологического оборудования - при 60-процентной готовно­ сти. Судовладелец может выбирать из девяти, видов лова на этом судне: донным тралом и ярусом, кошельком и дрифтер­ ными сетями, ловушками и удочками - пожалуйста! И любой избранный вид сочетается с донным ярусом... И сервис про­ работан. Всего предусмотрено 1296 модификаций. Судовладе­ лец может набирать экипаж от 8 до 17 человек. И будет не только приспосабливаться к судну (этого на море не избежать), сколько будет сам создавать его сообразно своим целям и вкусам. - Как в песне: стань т аким , как я хочу... И это судно можно использоват ь д л я прибрежного л о в а , который возрождается на М урмане? - Конечно можно. Можно его и на огород поставить, если такая блажь появится. - сник на секунду Станислав Николаевич и тут же вновь взвился. - Представьте до конца критерий уни­ версальности! Нельзя искусственно локализовать назначение судна. Иначе опять получится усредненный совковый вариант, когда штампуются средненькая продукция, средненький чело­ век. чтобы ничто и никто “ не высовывался". Наше судно может покрыть все Баренцево море. И Охотское. Можно избрать ог­ раниченный район плавания с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль. И неограниченный. Автоном­ ность плавания 14 суток, скорость до 12 узлов. Для сравнения, “ Балтика" допускает 200 миль. 6 суток при той же скорости. На таком коротком плече “ Балтика" больше подходит для при­ брежного лова. И еще для сравнения: БМРТ на тонну готовой продукции затрачивает тонну топлива, а “ Белек" - 100 - 150 кг. Вот где преимущества! - П ощ адит е ! С пециалист ам , веро ят но , уже дост а ­ точно эт их данных, чтобы заинт ересоват ься новым траулером . А мне ост ает ся безо говорочно поверить, что он неот разимо прекрасен... Но вот мы знаем, не­ которые ры бопромы словы е фирмы закупают суда у Ук­ раины , новост рой с российских заводов , знаем о судах, прост аи вающ их у причальной стенки... Стоит л и р а с ­ пы лят ь средства, кот оры х и т ак нехват ка? Так л и уж необходимо было рождение “Б е л ь к а ”? Неужели идея р а ­ ди идеи? - А эт<* уже ближе ко второму отправному определению - оригинальность проекта И не обойти этапы его создания. ОТ ИДЕИ ДО СТАПЕЛЯ Вихрь очередных срочностей неудержимо повлек С. Н. Та- тарникова за собой. А мы продолжили разговор с А. Л. Свер­ дловым. Инженер-кораблестроитель, с технической стороной рыбопромыслового флота “прожил" до пенсионного “ звонка" (технический заказ, экспертиза, приемка), теперь пестует "Белька". По внешним проявлениям темперамента - антипод Татарникова. но тандем уже испытан временем на прочность. Поэтому Аркадий Львович легко принял эстафету интервью. - Во всех отраслях страны заметна тенденция гигантома­ нии, все “ самое большое в мире". И в судостроении тоже. А классы малотоннажных судов почти не развивались. Пока средства черпались из бездонного, казалось, государственно­ го кармана, перекос остро не ощущался. А сейчас вылез. Без­ условно. супертраулеры и плавбазы тоже нужны, я говорю о соразмерности. Сейчас у судовладельцев гораздо популярнее ПСТ и СТМ, чем плавучие гиганты, которые к тому же напо­ ловину съедают ремонты. А наш “ Белек" рассчитан на 10 лет без капитального ремонта: 5 лет - окупаемость. 5 - амортиза­ ционных на покупку нового судна. - Но проект , ст роит ельст во ... На все потребны время и деньги. Не прощ е л и купить за рубежом, где малотоннаж ный ф л от р а з в и в а л с я активно , и не и зо ­ бретать велосипед? - Такие покупки были и будут, но они эпизодичны, мы в состоянии вести переоснащение флота своими силами. В каж­ дой стране свои регистровые требования, иностранные суда не всегда соответствуют нашим требованиям. Но это уже из разряда узкоспециальных тем. - И ф ирма “М орской сер вис” у л о в и л а спрос... - Да. По нашему заказу специалисты “ Севрыбпромразвед- ки ' сделали обзор интересующих нас типов судов по бассей­ нам страны (состояние, потребность, специфика эксплуатации). Затем мы разработали концепцию и техзадание на проектиро­ вание судна. Проект выполнен конструкторами ЦБК “Лазурит" в Нижнем Новгороде. Они десятилетиями специализировались на подводных лодках. Поэтому и наш проект сделан на хоро­ шем уровне, с учетом возможностей использования судна в разных промысловых районах, с элементами нестандартных ин­ женерных решений, уже опробованных на подлодках. Технико­ рабочий проект одобрен Регистром, совещанием судовладельцев, всех иных требуемых инстанций, защищен договором о "ноу-хау" и является собственностью фирмы. Для иллюстрации можно и такой штрих добавить. "Лазурит" выста­ вил модель “ Белька" на какой-то международной встрече в Греции, кажется. Моделью нешуточно заинтересовались. По­ том "аукнулось" на другой встрече специалистов уже в Нор­ вегии. Было высказано и критическое мнение, но после наших технических объяснений все и там признали своеобразие и до­ стоинства траулера. - Как все же со временем и деньгами? - В мае 1991 года составился фонд риска по созданию нового судна. В ноябре после обсуждения сделанных прора­ боток создано акционерное общество закрытого типа уже с долевым участием 12-ти партнеров (проектировщики, судо­ строители. машиностроители, эксплуатационники). Затем пре­ образовали его в полное товарищество (в товариществе с ограниченной ответственностью залогом является сумма вкла­ да. при полном товариществе представительствуют всей на­ личной движимостью и недвижимостью вплоть до домашнего скарба). Далее. В среднем в стране от замысла до спуска судна любого класса проходит 8 лет. При всех сложностях настоящего времени наше товарищество этот срок сокра­ тило более чем вдвое. - Сократили... Простите , хот ь одш 1 “Б е л е к ” уже в натуре есть? - Нет. - не теряет самообладания Аркадий Львович. - Отсчет времени ведем с середины 1991-го. В настоящее время полностью проведена вся документационная и тех­ ническая подготовка на заводах-изготовителях. В июле за­ кладка первого судна, через 4-5 месяцев - второго. Эти два судна должны сойти со стапелей в третьем квартале будущего года Судостроителям кредит на одно судно да­ ется на 10 месяцев. Итого 3.5 года от замысла до спуска. - Х орош о ! Кооперация уси лий и средств, фонд риска, вспомогат ельны е программы М орского сер­ в и с а ” как -т о “к о р м и л и ” и спо лнит елей проект а , всех иных сопут ст вующ их заказов. Но собст венно ст роит ельст во требует новы х и нем алы х средств. Не по л учит ся л и долгост рой? Как скоро вы сможе­ т е продать судно, чтобы строит ь следующ ие? - Нет проблем! Хоть завтра! Для этого разработан фьючерсный (лизинговый) инвестиционный контракт на долевую собственность в судне! - Это уже опять из вихря дел подключился к интервью глава фирмы. Все пошло ра­ зом: подписание счетов, кофе, спич на тему экономики. сигарета, телефон, улыбка, разъяснения по контракту - только успевай соображать вслед и отбирать нужное... ПРИМЕРЯЕМ КОСТЮМ СУДОВЛАДЕЛЬЦА За основу взята группа судов. Четыре "Балтики" с ново- строя (но с дизелем от “Белька"), которые имеются в наличии и могут быть проданы “хоть завтра", выйти на промысел. И шесть “ Бельков", которые следует построить. Вычислена ус­ редненная цена одного судна. Будущий судовладелец (я. ты. он. она - любое физическое лицо или предприятие) по заключении контракта выплачивает взносы по стоимости судна. Причем срок и сумму взноса оп­ ределяет сам заказчик, до определенной степени рамки до­ говора подвижны. Мой взнос на первом этапе защищен уже имеющимися в наличии судами. Если к моменту постройки первого судна мой взнос достиг одного процента стоимости усредненного, то на­ чинают идти дивиденды на вложенный капитал. Если доля до­ стигнет 70 процентов, значит, судовладелец созрел! Могу оформить договор о купле-продаже, получить судно на руки и дорасплачиватъся продукцией промысла. С этого момента это моя частная собственность: могу эксплуатировать корабль до посинения или очень выгодно продать, передать по наследст­ ву, подарить. Понятно, стоимость судна - это не стоимость пары башма­ ков и даже автомобиля. Поэтому и предлагается долевое уча­ стие в судовладении. Все равно вклады наши не равны. Тралфлот будет вносить экономию от амортизационных отчислений, а я... Что ж. буду владеть долей судна. Все равно это не ваучер, цена которого свелась к килограмму колбасы и с помощью которого в стране была проведена репетиция биржевой спекуляции. Уместнее аналогия с акцией предприятия, которая подкреплена основ­ ными средствами. И моя доля подкреплена конкретным суд­ ном. банковским векселем. Я могу и долю продать вполне выгодно. И еще я могу., не дотянуть до 1 процента, до диви­ дендов. если взносы мои маловаты. Но дивиденды смогут получать мои дети, контракт-то фьючерсный - на будущее. Че­ ловек состоятельнее меня успеет попользоваться прибылью эксплуатируемых судов, данное помещение капитала послужит и будущему его детей. Читатель, надеюсь, догадался, что “я" использовано для наглядности ситуации. И не все условия контракта приведены, а только суть принципиальных положений. Детали желающий может уточнить в консультационной фирме “ Менеджмент" (ЛТД) - Мурманск, ул. Челюскинцев. 24. Но надеюсь, мы смог­ ли вас убедить, что дело затеяно действительно интересное, перспективное и привлекательное как для отдельных граждан, так и для предприятий всех рангов? Ведь чем быстрее соста­ вится группа заказчиков, совладельцев судна, тем быстрее ма­ ленький “ Белек" из Мурманска пойдет осваивать просторы большого мира... Ольга ДМ И Т РИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz