Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
4 стр. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПАС «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 9 по 15 июля 1993 года КОРАБЛЮ Шампанское деликатно фыркнуло пробкой, дымнуло и было отменным по вкусу. Сердечно, без помпы обрызнулось заклю чение первого договора на долевую частную собственность в новостроящемся промысловом судне проекта 91000... Однако давайте по порядку. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА СВОБОДНОЙ ФОРМЫ Жила-была Мурманская судоверфь, родилась у нее фирма "Морской сервис". Они и сейчас живут. Только уже по отдель ности. Отчего не ужились - ворошить не будем, взаим ные упреки отошли в прошлое. Короче. 15 января 1991 года счет фирмы был закрыт. Но это означало не конец, а начало качественно нового витка Минимум единомышленников стали аккуратными блоками и основательно выстраивать схему Дела. Катализатором служил не столько призрак непре менного успеха, сколько сам инициатор фирмы. Станис лав Николаевич Татарников в среде специалистов бассейна известен. Не всеми однозначно оцениваемый, но коллеги признают его компетентность в экономике и судовой технологии. Деятелен - задает обороты всему, с чем соприкасается. И вот. кажется, в самом деле весь механизм запу шен в общий режим. Третий год фирма развивается структурно и качественно, вполне платежеспособна, оку паема. не берет банковских кредитов, с разной нагруз кой отрабатываются два десятка программ (направлений деятельности), с партнерами на основе хозяйственной кооперации проработан производственный процесс по выпуску главной продукции - универсальных промысло вых судов. СТАНЬ ТАКИМ. КАК Я ХОЧУ - Итак, примем за отправные определения универсальност и и оригинальност и (в смысле - принципиально но во го р еш ен и я ) судна. Но чтобы чи т ат е ли рыбацкой газеты зримо сориентировавшись в сит уации , с каким т ипом судов бассейна можно прове сти анало гию ваш его первенца? - Например с MPTP типа “ Балтика". Но наш двухпалубный траулер классом выше. Утыкаюсь в документы, выбирая доступные общеобразова тельному пониманию сравнительные характеристики. Поде люсь самыми общими сопоставлениями (в скобках - соответствующие параметры “ Балтики”). По размерам новичок покрупнее: длина 34. ширина 8,5 м (25 и до 7 м). Осадка при наибольшей эксплуатационной на грузке 3.5 м - на метр больше против “ Балтики". Суммарный объем трюма и твиндека 80+26 куб. м (64). - Не впечатляет? - торопит мои сравнительские изыскания С. Н. Татарников. - Вот тут и уместно подчеркнуть универсаль ность судна. В программу заложена автомобильная технология - как фордовские тысячи серий от одной исходной модели... На чертеже условно расчлененный натрое “ Белек". (Ба! Мы еще ведь не назвали его имя. Пожалуйста! Трогательно-неж ное создание, детеныш тюленя...) Название придумалось не произвольно. почти шутя. Ведь один из давних партнеров “ Морского сервиса" - судоремонтный завод “ Нерпа", он же участвует в строительстве, рождении нового судна... Так вот. средняя часть судна за счет увеличения емкости трюмов может варьироваться очень существенно. Согласно пожеланию заказ чика врезается не 80-кубовый. а 160- или 240-кубовый трюм - единой емкостью или в несколько отделений разного назна чения. Соответственно длина судна увеличивается почти до 44 м. Усиливается и мощность силовых установок (ГД от 440 до 820 кВт). - Причем, определив назначение судна (а оно может быть приемотранспортным или приемоперерабатывающим, добыва ющим или добывающе-перерабатывающим), заказчик имеет возможность в ходе строительства внести коррективы. Количе ство. объем и назначение трюмов - при 30-процентной готов ности судна, выбор промысловой схемы - при 45. технологического оборудования - при 60-процентной готовно сти. Судовладелец может выбирать из девяти, видов лова на этом судне: донным тралом и ярусом, кошельком и дрифтер ными сетями, ловушками и удочками - пожалуйста! И любой избранный вид сочетается с донным ярусом... И сервис про работан. Всего предусмотрено 1296 модификаций. Судовладе лец может набирать экипаж от 8 до 17 человек. И будет не только приспосабливаться к судну (этого на море не избежать), сколько будет сам создавать его сообразно своим целям и вкусам. - Как в песне: стань т аким , как я хочу... И это судно можно использоват ь д л я прибрежного л о в а , который возрождается на М урмане? - Конечно можно. Можно его и на огород поставить, если такая блажь появится. - сник на секунду Станислав Николаевич и тут же вновь взвился. - Представьте до конца критерий уни версальности! Нельзя искусственно локализовать назначение судна. Иначе опять получится усредненный совковый вариант, когда штампуются средненькая продукция, средненький чело век. чтобы ничто и никто “ не высовывался". Наше судно может покрыть все Баренцево море. И Охотское. Можно избрать ог раниченный район плавания с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль. И неограниченный. Автоном ность плавания 14 суток, скорость до 12 узлов. Для сравнения, “ Балтика" допускает 200 миль. 6 суток при той же скорости. На таком коротком плече “ Балтика" больше подходит для при брежного лова. И еще для сравнения: БМРТ на тонну готовой продукции затрачивает тонну топлива, а “ Белек" - 100 - 150 кг. Вот где преимущества! - П ощ адит е ! С пециалист ам , веро ят но , уже дост а точно эт их данных, чтобы заинт ересоват ься новым траулером . А мне ост ает ся безо говорочно поверить, что он неот разимо прекрасен... Но вот мы знаем, не которые ры бопромы словы е фирмы закупают суда у Ук раины , новост рой с российских заводов , знаем о судах, прост аи вающ их у причальной стенки... Стоит л и р а с пы лят ь средства, кот оры х и т ак нехват ка? Так л и уж необходимо было рождение “Б е л ь к а ”? Неужели идея р а ди идеи? - А эт<* уже ближе ко второму отправному определению - оригинальность проекта И не обойти этапы его создания. ОТ ИДЕИ ДО СТАПЕЛЯ Вихрь очередных срочностей неудержимо повлек С. Н. Та- тарникова за собой. А мы продолжили разговор с А. Л. Свер дловым. Инженер-кораблестроитель, с технической стороной рыбопромыслового флота “прожил" до пенсионного “ звонка" (технический заказ, экспертиза, приемка), теперь пестует "Белька". По внешним проявлениям темперамента - антипод Татарникова. но тандем уже испытан временем на прочность. Поэтому Аркадий Львович легко принял эстафету интервью. - Во всех отраслях страны заметна тенденция гигантома нии, все “ самое большое в мире". И в судостроении тоже. А классы малотоннажных судов почти не развивались. Пока средства черпались из бездонного, казалось, государственно го кармана, перекос остро не ощущался. А сейчас вылез. Без условно. супертраулеры и плавбазы тоже нужны, я говорю о соразмерности. Сейчас у судовладельцев гораздо популярнее ПСТ и СТМ, чем плавучие гиганты, которые к тому же напо ловину съедают ремонты. А наш “ Белек" рассчитан на 10 лет без капитального ремонта: 5 лет - окупаемость. 5 - амортиза ционных на покупку нового судна. - Но проект , ст роит ельст во ... На все потребны время и деньги. Не прощ е л и купить за рубежом, где малотоннаж ный ф л от р а з в и в а л с я активно , и не и зо бретать велосипед? - Такие покупки были и будут, но они эпизодичны, мы в состоянии вести переоснащение флота своими силами. В каж дой стране свои регистровые требования, иностранные суда не всегда соответствуют нашим требованиям. Но это уже из разряда узкоспециальных тем. - И ф ирма “М орской сер вис” у л о в и л а спрос... - Да. По нашему заказу специалисты “ Севрыбпромразвед- ки ' сделали обзор интересующих нас типов судов по бассей нам страны (состояние, потребность, специфика эксплуатации). Затем мы разработали концепцию и техзадание на проектиро вание судна. Проект выполнен конструкторами ЦБК “Лазурит" в Нижнем Новгороде. Они десятилетиями специализировались на подводных лодках. Поэтому и наш проект сделан на хоро шем уровне, с учетом возможностей использования судна в разных промысловых районах, с элементами нестандартных ин женерных решений, уже опробованных на подлодках. Технико рабочий проект одобрен Регистром, совещанием судовладельцев, всех иных требуемых инстанций, защищен договором о "ноу-хау" и является собственностью фирмы. Для иллюстрации можно и такой штрих добавить. "Лазурит" выста вил модель “ Белька" на какой-то международной встрече в Греции, кажется. Моделью нешуточно заинтересовались. По том "аукнулось" на другой встрече специалистов уже в Нор вегии. Было высказано и критическое мнение, но после наших технических объяснений все и там признали своеобразие и до стоинства траулера. - Как все же со временем и деньгами? - В мае 1991 года составился фонд риска по созданию нового судна. В ноябре после обсуждения сделанных прора боток создано акционерное общество закрытого типа уже с долевым участием 12-ти партнеров (проектировщики, судо строители. машиностроители, эксплуатационники). Затем пре образовали его в полное товарищество (в товариществе с ограниченной ответственностью залогом является сумма вкла да. при полном товариществе представительствуют всей на личной движимостью и недвижимостью вплоть до домашнего скарба). Далее. В среднем в стране от замысла до спуска судна любого класса проходит 8 лет. При всех сложностях настоящего времени наше товарищество этот срок сокра тило более чем вдвое. - Сократили... Простите , хот ь одш 1 “Б е л е к ” уже в натуре есть? - Нет. - не теряет самообладания Аркадий Львович. - Отсчет времени ведем с середины 1991-го. В настоящее время полностью проведена вся документационная и тех ническая подготовка на заводах-изготовителях. В июле за кладка первого судна, через 4-5 месяцев - второго. Эти два судна должны сойти со стапелей в третьем квартале будущего года Судостроителям кредит на одно судно да ется на 10 месяцев. Итого 3.5 года от замысла до спуска. - Х орош о ! Кооперация уси лий и средств, фонд риска, вспомогат ельны е программы М орского сер в и с а ” как -т о “к о р м и л и ” и спо лнит елей проект а , всех иных сопут ст вующ их заказов. Но собст венно ст роит ельст во требует новы х и нем алы х средств. Не по л учит ся л и долгост рой? Как скоро вы сможе т е продать судно, чтобы строит ь следующ ие? - Нет проблем! Хоть завтра! Для этого разработан фьючерсный (лизинговый) инвестиционный контракт на долевую собственность в судне! - Это уже опять из вихря дел подключился к интервью глава фирмы. Все пошло ра зом: подписание счетов, кофе, спич на тему экономики. сигарета, телефон, улыбка, разъяснения по контракту - только успевай соображать вслед и отбирать нужное... ПРИМЕРЯЕМ КОСТЮМ СУДОВЛАДЕЛЬЦА За основу взята группа судов. Четыре "Балтики" с ново- строя (но с дизелем от “Белька"), которые имеются в наличии и могут быть проданы “хоть завтра", выйти на промысел. И шесть “ Бельков", которые следует построить. Вычислена ус редненная цена одного судна. Будущий судовладелец (я. ты. он. она - любое физическое лицо или предприятие) по заключении контракта выплачивает взносы по стоимости судна. Причем срок и сумму взноса оп ределяет сам заказчик, до определенной степени рамки до говора подвижны. Мой взнос на первом этапе защищен уже имеющимися в наличии судами. Если к моменту постройки первого судна мой взнос достиг одного процента стоимости усредненного, то на чинают идти дивиденды на вложенный капитал. Если доля до стигнет 70 процентов, значит, судовладелец созрел! Могу оформить договор о купле-продаже, получить судно на руки и дорасплачиватъся продукцией промысла. С этого момента это моя частная собственность: могу эксплуатировать корабль до посинения или очень выгодно продать, передать по наследст ву, подарить. Понятно, стоимость судна - это не стоимость пары башма ков и даже автомобиля. Поэтому и предлагается долевое уча стие в судовладении. Все равно вклады наши не равны. Тралфлот будет вносить экономию от амортизационных отчислений, а я... Что ж. буду владеть долей судна. Все равно это не ваучер, цена которого свелась к килограмму колбасы и с помощью которого в стране была проведена репетиция биржевой спекуляции. Уместнее аналогия с акцией предприятия, которая подкреплена основ ными средствами. И моя доля подкреплена конкретным суд ном. банковским векселем. Я могу и долю продать вполне выгодно. И еще я могу., не дотянуть до 1 процента, до диви дендов. если взносы мои маловаты. Но дивиденды смогут получать мои дети, контракт-то фьючерсный - на будущее. Че ловек состоятельнее меня успеет попользоваться прибылью эксплуатируемых судов, данное помещение капитала послужит и будущему его детей. Читатель, надеюсь, догадался, что “я" использовано для наглядности ситуации. И не все условия контракта приведены, а только суть принципиальных положений. Детали желающий может уточнить в консультационной фирме “ Менеджмент" (ЛТД) - Мурманск, ул. Челюскинцев. 24. Но надеюсь, мы смог ли вас убедить, что дело затеяно действительно интересное, перспективное и привлекательное как для отдельных граждан, так и для предприятий всех рангов? Ведь чем быстрее соста вится группа заказчиков, совладельцев судна, тем быстрее ма ленький “ Белек" из Мурманска пойдет осваивать просторы большого мира... Ольга ДМ И Т РИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz