Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.
12 СТР- Из далышх странствий... «РЫБНЫЙ МУРМАН ИНТЕРНЕШНЛ» с 25 июня по 1 июля 1993 года УМАЙ ТАК, ЧТОБЫ ИЗ-ПО ШАПКИ ДЫМ ПОШЕЛ" С уровые д н и переж ивае т се годня кр упн ейш ий в мире барк “ С е д о в ” - учеб н о -п а р у сн о е судно , п р и н а д лежащ ее М у рм а н с кой го суд ар ственной а кад ем ии рыбопромы слово го флота. А кадемия сейча с пра ктиче с ки в о д и н о ч ку несет о громны е расходы по его с о д е рж а н ию . Т е кущ ие расходы “С едова " в 1993 году, кстати, составляю т 125-130 миллионов рублей . А ремонт его на вер фях Германии в нояб р е -д е каб ре этого го д з . бойдется в 5-8 миллионов н ем е ц ких марок... • б о р т у ,“ С ед ова " совершил в этом ГОД; м с д о н ем е ц ко го порта Ф л е н с - бур ектор М ГАРФ проф ессор А. П. Га л i ■■• ов . * * * ( том , что рей с ле гким не будет, с к э :; . а встрече с курсантами капитан барг 3. М . М иш енев : Как види те , мы вышли из С . -Пе тер - а с трехдневным о по зда нием . С тру > зырвались из порта. Сначала не бь- дене г, чтобы заплатить за то пл и во ом не было и сам о го топлива. Его и сейча с в об ре з на “ С ед о ве ", так же , ка?: и о граничен запас пр е сной воды. При любой в о зм ож н о с ти приде тся ид ти под парусами . С лож н о с ти и с п р о д о вольствием. В Питере не удалось получить ни грамма свинины и сливо ч ного масла. Все это п р ед с тои т закупить в инпортах за валюту. Так что ананасов, как раньше, в меню “ с е д о в ц е в " не б у дет. И з - з а отсутствия валюты рейс п р и дется сократить . А ле ксанд р Павлович ид е т на "С е д о ве" до нем е ц ко го порта Ф ле н сб ур г , где расположена вое нно -м о р с ка я а кадемия Германии М ю р ви к , р у ковод ство ко то рой при гла сило ректора М ГАРФ п о с е тить ее. Кстати, на борту “ С ед ова " в качестве кадетов находятся четверо пред стави телей это го учеб н о го за в е д е ния во главе с ф регаттен -капитаном проф е ссором истории Ю р геном Траут маном . Но интересы ректора А. П. Гальяно- ва в ком а нд и ро в ке на “ С ед ове " в Гер манию не о граничиваю тся п о сещ ением а кад ем ии во Ф л е н сб ур ге . Они зн а ч и тельно шире , и от того , как уда с тся воп лотить их в ж и зн ь , во м но гом зави си т об о зр им о е б уд ущ ее “ С едова ". - 72 -ле тнем у “ С ед о в у " необ ходим ремонт, - говори т А ле ксанд р Павлович. - Н уж н о проконопати ть его палубу , а это - тр удо ем ка я и сложная работа. Н а д о улучшить санитарные условия на судн е , отремонтировать эн е р ге ти ч е с к ую си с тем у и так далее . Где лучше провести ремонт барка, ка кой фирме отдать пред поч тение , чтобы о с ущ е с т вить его н а д еж но и, естественно , п о д ешевле? Ценой неим оверны х усили й а кад ем и и удал о сь получить на ремонт “С ед о ва " 1 млн 200 тыс. маро к для того , чтобы с толком израсходовать каж ды й пф енни г. Н адо знать конъю н ктур у з а р у бежны х с уд о р ем о н тни ко в . Ее мне и п р ед с то и т изучить . - Каковы отношения с ны нешними коммерческими пар тнерами “ Седова”? - Они непростые . С го с п о д и н ом Вульфом М ар квартом я и д р у ги е работ н и ки а кад ем ии за по сле д н и е годы н е о дно кра тно встречались и в М урм а н с ке , и в Германии . Проректор Ю рий Валентинович Х удин . кстати, н е давно вел с ним пере говоры в д а тс ком го р оде С еннербор г, куда в прош лом рейсе заходил "С е д о в ". Мы не д о с т и г ли полно го взаим опоним ания . Г о сп о д и н М ар кварт на данном этапе пере говоров предла гае т нам полм илли она марок за пребывание кадетов на барке . Но нас это не устраивает : мало! Учитывая о гром н ую популярность сам о го кр упн о го в мире парусни ка у д е л о вых лю д ей . пере говоры с коммерческим партнером "Седова" мною будут продолжены. Мы по-преж нему предлагаем иностранным кадетам на нашем судне 42 места. Но за пол миллиона марок коммерческому парт неру заполучить их ни в коем случае не удастся. - Александр Павлович , ска жите , пожалуйста , каким по казался вам ''Седов ” после , так сказать , десятилетней разлуки с вахтенными бдения ми барка? - На “Седове" впервые я ходил в рейс 11 лет назад: был тогда проректо ром МВИМУ, а на барке - руководите лем практики курсантов. Вывод, который делаю сейчас, по прошествии стольких лет: 72-летний крупнейший в мире парусник содержится нормально. “Седов" до сих пор хорош как ходок, в чем безусловная заслуга его экипажа и прежде всего коллектива боцманов, матросов, работающих на судне больше десяти лет. Золотой фонд "Седова" - люди, владеющие секретами парусного мастерства, нежно любящие паруса, вкладывающие в барк частицу своей души. Такие, как парусный мастер Г. А. Тетюцкий, старший матрос А. К. Михай лов, отдавший морю 36 лет своей жиз ни, и другие. На барке сформировалась плеяда парусных капитанов: А. Б. Пере возчиков, В. М. Мишенев. М. К. Мак симов. Хочется верить, что наш барк, ведомый такой славной когортой парус ных профессионалов, будет одерживать только победы в регатах, которые ждут его впереди. Они же, возможно, помо гут воплотить в жизнь мою мечту: со здать на “Седове" международную школу по подготовке парусных капита нов. В мире таких школ пока не суще ствует. Почему бы первой из них не стать на “Седове" - уникальном учеб- но-парусном судне, занесенном в Кни гу рекордов Гиннесса? ♦ « # Древний немецкий город Фленс бург, куда пришел “Седов", в 20-м сто летии известен прежде всего тем, что здесь существует военно-морская ака демия. Единственная в этой стране, она создана в 1910 году кайзером Виль гельмом. которому на территории этого учебного заведения - и сейчас весьма привилегированного - установлен па мятник. Раньше же стать курсантом ака демии выходцам из простого, а не дворянского сословия, было чрезвычай но трудно. Ведь ее кончали главноко мандующие морским флотом Германии гросс-адмирал Редер, адмиралы Кран- ке, Шнивинд, Шпее, Шеер и другие представители немецких морских дина стий, перед фамилиями которых приня то было упоминать слово “фон". У А. П. Гальянова и руководства во енно-морской академии Мюрвик суще ствовал “протокол намерений", который они должны обсудить и принять конк ретные решения, способствующие раз витию контактов между этими вузами. - Александр Павлович! Ког да “Седов” был на подходе к Фленсбургу, слева по борту ос талось запомнившееся всем величественное здание из красного кирпича , в котором размещается академия немец кого военно-морского флота , ее прекрасные пирсы , военные корабли. Как известно , по ряду причин , не зависящих от “ се довцев ”, мы пришли во Фленс бург с опозданием , график пребывания в нем был нарушен и в академию кроме вас прак тически из экипажа никому по пасть не удалось. - Да, и это печально, так как она производит сильное впечатление. Не были, конечно, исключением и мы с Владимиром Геннадиевичем Балтаче- вым - начальником отдела по внешне экономическим связям и коммерческой работе нашего вуза. Сразу почувство вали размах, если хотите, государст венный подход к этому учебному заведению - гордости военных моряков Германии. Расположена академия на площади в 30 га, имеет превосходные причалы, несколько кораблей и мощных военных буксиров. Академия владеет парусным судном “Горх Фок" - тради ционно грозным соперником для "Се дова" в международных парусных регатах. В академии созданы прекрас ные условия для занятий спортом: два стадиона, футбольное поле со специ альным покрытием, идеальные теннис ные корты. Во всех зданиях вуза очень комфортабельные холлы, удобные по мещения для принятия пищи. Вызывает восхищение музей академии, под кото рый переоборудовано одно из зданий. На трех его этажах размещены типовые модели всех военных кораблей, показа ны схемы морских сражений. Представ лены фотографии и картины всех видных военных моряков, их награды, знамена военно-морского флота. В му зее немецкие курсанты изучают исто рию своего военно-морского флота, воспитываются на традициях, достой ных его представителей. Характерно, что многие материалы музея рассказы вают не только о победах немецких мо ряков, но и об их поражениях в морских сражениях. На одном из стендов под робно анализируется бой немецкого ко рабля "Бисмарк" с англичанами. Получив девять торпед, он был добит английской авиацией. - Начальник академии ад мирал Ниман также выпускник академии? - Да. По его словам, он начинал свою службу лейтенантом на тральщи ке. Потом командовал последовательно одним из таких кораблей, был команди- оом дивизиона минно-торпедных тральщиков, а затем всеми кораблями этого типа военно-морского флота Гер мании. Адмиралу 57 лет. Он прекрасно об разован, доступен, пользуется большим авторитетом не только в военных кругах Германии, но и среди лидеров ее ве дущей партии. Адмирал Ниман, не смотря на большую занятость, принял меня тепло, радушно. Он подробно рас спрашивал о нашей академии, ее структуре, об УПС “Седов", его даль нейшей судьбе. Он в курсе сложной ситуации, в которой оказалась наша академия, и его интересовало, кто ее сейчас финансирует. "Да, нам легче, - пошутил, прощаясь, адмирал. - Акаде мии Мюрвик, если потребуется, готов оказать любую помощь весь военно- морской флот Германии". В немецкой академии благоговей ное отношение к ее флагу: ему. как на военных кораблях, отдают честь. В за висимости от того, поднят флаг или приспущен, ясно: в академии ли нахо дится ее начальник или нет. - Вы ознакомились с орга низацией учебного процесса в немецкой академии? - Нам была предоставлена такая возможность. Чтобы стать офицером военно-морского флота Германии, нуж но учиться шесть лет. Проучившись 1,5 года в академии, пройдя, так сказать, азы морской подготовки, курсанты в те чение 1,5 лет продолжают обучение в Кильском университете (оплачивается оно военным ведомством). Затем они возвращаются в академию, где три го да проходят углубленную штурманскую или судомеханическую специализа цию. Очень большое внимание при обу чении судоводителей уделяется их тренажерной подготовке. Тренажер Есть еще порох в пороховницах. На мачте барка “С едов” - ректор Мурманской академии проф ессор А. П. Гальянов. "Атлас электрик", которым пользуются немцы, очень мощный (они заплатили за него 70 миллионов марок). Я взял данные этого тренажера. На нем шесть мостиков и один имитатор хода судна. Работая на нем, можно определять не только расхождение судов, но и ими тировать шум ветра, длину волны, качку на корабле. Обычно на каждом мостике под руководством двух преподавателей работают четыре человека. В тренажерном центре немецкой академии имеется видеотека, в памяти которой хранятся входы в основные порты всех стран и континентов, а также проход основными морскими и океан скими проливами. Нам, в частности, по казали вход судна в реку Эльба, и у нас было полное ощущение, что мы нахо димся на его мостике. Каждый немецкий курсант работает на тренажерах, обучаясь в своем вузе минимум 300 часов. У нас же, для срав нения, - 30-50, да и то этого мы доби лись (с огромным трудом!) лишь в последние годы. Что касается навига ционной видеотеки, то о ней мы не смеем даже мечтать. Занятия в акаде мии Мюрвик проводятся по строго ин дивидуальному методу. На 300 курсантов приходится 60 преподавате лей, из которых 50 - офицеры военно- морского флота Германии, 10 гражданские специалисты. Огромная роль при подготовке будущих офицеров флота отводится изучению иностранных языков. Английским они обязаны вла деть в совершенстве. Непосредственный контакт с экипа жем “Седова", на котором ректор МГАРФ пришел во Фленсбург, по пору чению адмирала Нимана осуществлял фрегаттен-капитан Траутман. Он не первый раз посещает наш барк и в кур се того, в чем парусник нуждается в первую очередь. И многое из этого “седовцы" во время стоянки во Фленс бурге получили. Дар щедрый, как отме тил парусный мастер “Седова" Г. А. Тетюцкий: пресс для развальцовки лю версов, швейная машина для парусов и т. д. Доволен и старший боцман А. И. Нравов. Его хозяйство пополнилось краской, разнообразными шлангами, веревками. Не осталась без внимания немцев и механическая служба, что подчеркнул в беседе со мной старший механик С. Ф. Линин. Знаменитый командующий Север ным флотом А. Г. Головко был замеча тельно остроумным адмиралом. Наказывал частенько своим подчинен ным: “Думай. Думай так, чтобы из-под шапки дым пошел". ♦ * * Сегодня наш “Седов" снова в море. На нем проходят плавательную практи ку курсанты четвертого курса судово дительского факультета Мурманской государственной академии рыбопро мыслового флота. Валерий ЗАСУХИН, борт УПС “ С едов”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz