Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

12 СТР- Из далышх странствий... «РЫБНЫЙ МУРМАН ИНТЕРНЕШНЛ» с 25 июня по 1 июля 1993 года УМАЙ ТАК, ЧТОБЫ ИЗ-ПО ШАПКИ ДЫМ ПОШЕЛ" С уровые д н и переж ивае т се годня кр упн ейш ий в мире барк “ С е ­ д о в ” - учеб н о -п а р у сн о е судно , п р и н а д ­ лежащ ее М у рм а н с кой го суд ар ственной а кад ем ии рыбопромы слово го флота. А кадемия сейча с пра ктиче с ки в о д и н о ч ­ ку несет о громны е расходы по его с о ­ д е рж а н ию . Т е кущ ие расходы “С едова " в 1993 году, кстати, составляю т 125-130 миллионов рублей . А ремонт его на вер ­ фях Германии в нояб р е -д е каб ре этого го д з . бойдется в 5-8 миллионов н ем е ц ­ ких марок... • б о р т у ,“ С ед ова " совершил в этом ГОД; м с д о н ем е ц ко го порта Ф л е н с - бур ектор М ГАРФ проф ессор А. П. Га л i ■■• ов . * * * ( том , что рей с ле гким не будет, с к э :; . а встрече с курсантами капитан барг 3. М . М иш енев : Как види те , мы вышли из С . -Пе­ тер - а с трехдневным о по зда нием . С тру > зырвались из порта. Сначала не бь- дене г, чтобы заплатить за то пл и ­ во ом не было и сам о го топлива. Его и сейча с в об ре з на “ С ед о ве ", так же , ка?: и о граничен запас пр е сной воды. При любой в о зм ож н о с ти приде тся ид ти под парусами . С лож н о с ти и с п р о д о ­ вольствием. В Питере не удалось получить ни грамма свинины и сливо ч ­ ного масла. Все это п р ед с тои т закупить в инпортах за валюту. Так что ананасов, как раньше, в меню “ с е д о в ц е в " не б у ­ дет. И з - з а отсутствия валюты рейс п р и ­ дется сократить . А ле ксанд р Павлович ид е т на "С е д о ­ ве" до нем е ц ко го порта Ф ле н сб ур г , где расположена вое нно -м о р с ка я а кадемия Германии М ю р ви к , р у ковод ство ко то ­ рой при гла сило ректора М ГАРФ п о с е ­ тить ее. Кстати, на борту “ С ед ова " в качестве кадетов находятся четверо пред стави телей это го учеб н о го за в е д е ­ ния во главе с ф регаттен -капитаном проф е ссором истории Ю р геном Траут ­ маном . Но интересы ректора А. П. Гальяно- ва в ком а нд и ро в ке на “ С ед ове " в Гер ­ манию не о граничиваю тся п о сещ ением а кад ем ии во Ф л е н сб ур ге . Они зн а ч и ­ тельно шире , и от того , как уда с тся воп ­ лотить их в ж и зн ь , во м но гом зави си т об о зр им о е б уд ущ ее “ С едова ". - 72 -ле тнем у “ С ед о в у " необ ходим ремонт, - говори т А ле ксанд р Павлович. - Н уж н о проконопати ть его палубу , а это - тр удо ем ка я и сложная работа. Н а ­ д о улучшить санитарные условия на судн е , отремонтировать эн е р ге ти ч е ­ с к ую си с тем у и так далее . Где лучше провести ремонт барка, ка кой фирме отдать пред поч тение , чтобы о с ущ е с т ­ вить его н а д еж но и, естественно , п о д ­ ешевле? Ценой неим оверны х усили й а кад ем и и удал о сь получить на ремонт “С ед о ва " 1 млн 200 тыс. маро к для того , чтобы с толком израсходовать каж ды й пф енни г. Н адо знать конъю н ктур у з а р у ­ бежны х с уд о р ем о н тни ко в . Ее мне и п р ед с то и т изучить . - Каковы отношения с ны­ нешними коммерческими пар­ тнерами “ Седова”? - Они непростые . С го с п о д и н ом Вульфом М ар квартом я и д р у ги е работ­ н и ки а кад ем ии за по сле д н и е годы н е ­ о дно кра тно встречались и в М урм а н с ке , и в Германии . Проректор Ю рий Валентинович Х удин . кстати, н е ­ давно вел с ним пере говоры в д а тс ком го р оде С еннербор г, куда в прош лом рейсе заходил "С е д о в ". Мы не д о с т и г ­ ли полно го взаим опоним ания . Г о сп о ­ д и н М ар кварт на данном этапе пере говоров предла гае т нам полм илли ­ она марок за пребывание кадетов на барке . Но нас это не устраивает : мало! Учитывая о гром н ую популярность сам о ­ го кр упн о го в мире парусни ка у д е л о ­ вых лю д ей . пере говоры с коммерческим партнером "Седова" мною будут продолжены. Мы по-преж­ нему предлагаем иностранным кадетам на нашем судне 42 места. Но за пол­ миллиона марок коммерческому парт­ неру заполучить их ни в коем случае не удастся. - Александр Павлович , ска­ жите , пожалуйста , каким по­ казался вам ''Седов ” после , так сказать , десятилетней разлуки с вахтенными бдения­ ми барка? - На “Седове" впервые я ходил в рейс 11 лет назад: был тогда проректо­ ром МВИМУ, а на барке - руководите­ лем практики курсантов. Вывод, который делаю сейчас, по прошествии стольких лет: 72-летний крупнейший в мире парусник содержится нормально. “Седов" до сих пор хорош как ходок, в чем безусловная заслуга его экипажа и прежде всего коллектива боцманов, матросов, работающих на судне больше десяти лет. Золотой фонд "Седова" - люди, владеющие секретами парусного мастерства, нежно любящие паруса, вкладывающие в барк частицу своей души. Такие, как парусный мастер Г. А. Тетюцкий, старший матрос А. К. Михай­ лов, отдавший морю 36 лет своей жиз­ ни, и другие. На барке сформировалась плеяда парусных капитанов: А. Б. Пере­ возчиков, В. М. Мишенев. М. К. Мак­ симов. Хочется верить, что наш барк, ведомый такой славной когортой парус­ ных профессионалов, будет одерживать только победы в регатах, которые ждут его впереди. Они же, возможно, помо­ гут воплотить в жизнь мою мечту: со­ здать на “Седове" международную школу по подготовке парусных капита­ нов. В мире таких школ пока не суще­ ствует. Почему бы первой из них не стать на “Седове" - уникальном учеб- но-парусном судне, занесенном в Кни­ гу рекордов Гиннесса? ♦ « # Древний немецкий город Фленс­ бург, куда пришел “Седов", в 20-м сто­ летии известен прежде всего тем, что здесь существует военно-морская ака­ демия. Единственная в этой стране, она создана в 1910 году кайзером Виль­ гельмом. которому на территории этого учебного заведения - и сейчас весьма привилегированного - установлен па­ мятник. Раньше же стать курсантом ака­ демии выходцам из простого, а не дворянского сословия, было чрезвычай­ но трудно. Ведь ее кончали главноко­ мандующие морским флотом Германии гросс-адмирал Редер, адмиралы Кран- ке, Шнивинд, Шпее, Шеер и другие представители немецких морских дина­ стий, перед фамилиями которых приня­ то было упоминать слово “фон". У А. П. Гальянова и руководства во­ енно-морской академии Мюрвик суще­ ствовал “протокол намерений", который они должны обсудить и принять конк­ ретные решения, способствующие раз­ витию контактов между этими вузами. - Александр Павлович! Ког­ да “Седов” был на подходе к Фленсбургу, слева по борту ос­ талось запомнившееся всем величественное здание из красного кирпича , в котором размещается академия немец­ кого военно-морского флота , ее прекрасные пирсы , военные корабли. Как известно , по ряду причин , не зависящих от “ се­ довцев ”, мы пришли во Фленс­ бург с опозданием , график пребывания в нем был нарушен и в академию кроме вас прак­ тически из экипажа никому по­ пасть не удалось. - Да, и это печально, так как она производит сильное впечатление. Не были, конечно, исключением и мы с Владимиром Геннадиевичем Балтаче- вым - начальником отдела по внешне­ экономическим связям и коммерческой работе нашего вуза. Сразу почувство­ вали размах, если хотите, государст­ венный подход к этому учебному заведению - гордости военных моряков Германии. Расположена академия на площади в 30 га, имеет превосходные причалы, несколько кораблей и мощных военных буксиров. Академия владеет парусным судном “Горх Фок" - тради­ ционно грозным соперником для "Се­ дова" в международных парусных регатах. В академии созданы прекрас­ ные условия для занятий спортом: два стадиона, футбольное поле со специ­ альным покрытием, идеальные теннис­ ные корты. Во всех зданиях вуза очень комфортабельные холлы, удобные по­ мещения для принятия пищи. Вызывает восхищение музей академии, под кото­ рый переоборудовано одно из зданий. На трех его этажах размещены типовые модели всех военных кораблей, показа­ ны схемы морских сражений. Представ­ лены фотографии и картины всех видных военных моряков, их награды, знамена военно-морского флота. В му­ зее немецкие курсанты изучают исто­ рию своего военно-морского флота, воспитываются на традициях, достой­ ных его представителей. Характерно, что многие материалы музея рассказы­ вают не только о победах немецких мо­ ряков, но и об их поражениях в морских сражениях. На одном из стендов под­ робно анализируется бой немецкого ко­ рабля "Бисмарк" с англичанами. Получив девять торпед, он был добит английской авиацией. - Начальник академии ад­ мирал Ниман также выпускник академии? - Да. По его словам, он начинал свою службу лейтенантом на тральщи­ ке. Потом командовал последовательно одним из таких кораблей, был команди- оом дивизиона минно-торпедных тральщиков, а затем всеми кораблями этого типа военно-морского флота Гер­ мании. Адмиралу 57 лет. Он прекрасно об­ разован, доступен, пользуется большим авторитетом не только в военных кругах Германии, но и среди лидеров ее ве­ дущей партии. Адмирал Ниман, не­ смотря на большую занятость, принял меня тепло, радушно. Он подробно рас­ спрашивал о нашей академии, ее структуре, об УПС “Седов", его даль­ нейшей судьбе. Он в курсе сложной ситуации, в которой оказалась наша академия, и его интересовало, кто ее сейчас финансирует. "Да, нам легче, - пошутил, прощаясь, адмирал. - Акаде­ мии Мюрвик, если потребуется, готов оказать любую помощь весь военно- морской флот Германии". В немецкой академии благоговей­ ное отношение к ее флагу: ему. как на военных кораблях, отдают честь. В за­ висимости от того, поднят флаг или приспущен, ясно: в академии ли нахо­ дится ее начальник или нет. - Вы ознакомились с орга­ низацией учебного процесса в немецкой академии? - Нам была предоставлена такая возможность. Чтобы стать офицером военно-морского флота Германии, нуж­ но учиться шесть лет. Проучившись 1,5 года в академии, пройдя, так сказать, азы морской подготовки, курсанты в те­ чение 1,5 лет продолжают обучение в Кильском университете (оплачивается оно военным ведомством). Затем они возвращаются в академию, где три го­ да проходят углубленную штурманскую или судомеханическую специализа­ цию. Очень большое внимание при обу­ чении судоводителей уделяется их тренажерной подготовке. Тренажер Есть еще порох в пороховницах. На мачте барка “С едов” - ректор Мурманской академии проф ессор А. П. Гальянов. "Атлас электрик", которым пользуются немцы, очень мощный (они заплатили за него 70 миллионов марок). Я взял данные этого тренажера. На нем шесть мостиков и один имитатор хода судна. Работая на нем, можно определять не только расхождение судов, но и ими­ тировать шум ветра, длину волны, качку на корабле. Обычно на каждом мостике под руководством двух преподавателей работают четыре человека. В тренажерном центре немецкой академии имеется видеотека, в памяти которой хранятся входы в основные порты всех стран и континентов, а также проход основными морскими и океан­ скими проливами. Нам, в частности, по­ казали вход судна в реку Эльба, и у нас было полное ощущение, что мы нахо­ димся на его мостике. Каждый немецкий курсант работает на тренажерах, обучаясь в своем вузе минимум 300 часов. У нас же, для срав­ нения, - 30-50, да и то этого мы доби­ лись (с огромным трудом!) лишь в последние годы. Что касается навига­ ционной видеотеки, то о ней мы не смеем даже мечтать. Занятия в акаде­ мии Мюрвик проводятся по строго ин­ дивидуальному методу. На 300 курсантов приходится 60 преподавате­ лей, из которых 50 - офицеры военно- морского флота Германии, 10 гражданские специалисты. Огромная роль при подготовке будущих офицеров флота отводится изучению иностранных языков. Английским они обязаны вла­ деть в совершенстве. Непосредственный контакт с экипа­ жем “Седова", на котором ректор МГАРФ пришел во Фленсбург, по пору­ чению адмирала Нимана осуществлял фрегаттен-капитан Траутман. Он не первый раз посещает наш барк и в кур­ се того, в чем парусник нуждается в первую очередь. И многое из этого “седовцы" во время стоянки во Фленс­ бурге получили. Дар щедрый, как отме­ тил парусный мастер “Седова" Г. А. Тетюцкий: пресс для развальцовки лю­ версов, швейная машина для парусов и т. д. Доволен и старший боцман А. И. Нравов. Его хозяйство пополнилось краской, разнообразными шлангами, веревками. Не осталась без внимания немцев и механическая служба, что подчеркнул в беседе со мной старший механик С. Ф. Линин. Знаменитый командующий Север­ ным флотом А. Г. Головко был замеча­ тельно остроумным адмиралом. Наказывал частенько своим подчинен­ ным: “Думай. Думай так, чтобы из-под шапки дым пошел". ♦ * * Сегодня наш “Седов" снова в море. На нем проходят плавательную практи­ ку курсанты четвертого курса судово­ дительского факультета Мурманской государственной академии рыбопро­ мыслового флота. Валерий ЗАСУХИН, борт УПС “ С едов”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz