Рыбный Мурман. 1993 г. Июль.

ю стр. Возвращаясь « р ы б н ы й м у р м а н и н т е р н е ш н л » с 25 июня по 1 июля 1993 года к напечатанному В прошлом номере “ РМ" мы рассказали о конфликте, возник­ шем между датской компанией и Архангельским траловым флотом из-за датского судна, взятого АТФ на условиях берооут- чартера. Ре­ дакции удалось получить пакет до­ кументов. проливающих свет на эту историю Я встретилась с капита­ ном судна Л. Р. Шатерником. И те­ перь появилась возможность рассказать вам. уважаемые читате­ ли. о некоторых подробностях этой истории. X X X Судно назы­ вается “Тор- Трол". Согласно контракту. за­ ключенному на основании при­ каза Комитета по рыболовству между датской компанией “ Рут А/С" и АТФ. оно взято в аренду на условиях бер- боут-чартера на 5 лет. “Данный чар­ тер подчиняется закону Россий­ ской Федерации Все споры, возни­ кающие из поло­ жения настоящего чартера, рассмат­ риваются в Мор­ ской арбитражной комиссии в Моск­ ве" (Из договора аренды.) X X X “ Это произ­ вол российских властей" - такова была точка зре­ ния датчан, ос­ тавшихся на “Тор-Троле" и пришедших с русским экипа­ жем в Мурманск: старшего по­ мощника капита­ на Магнуса Йонсена и стар­ шего механика Арне Мадсена Они требовали отправки на ро­ дину. но их по указанию гене­ рального дирек­ тора АТФ И. Е. Дегтярева не от­ пускали. требуя предъявить судно в рабочем состо­ янии и сдать ключи от основных су­ довых помещений. - Да, траловая лебедка не ра­ ботает. Фарерцы объяснили, что блок был снят еще при сдаче ры­ бы на Фарерах для его замены. Они там многое агимали и уноси­ ли домой, боялись, что мы угоним судно. А здесь, в Мурманске, oim ушли с судна, не поставив ни ме­ ня, никого другого в известность. Я два дня их разыскивал. Мало ли что может случиться - ответст- венность-то на мне. Уехали они, ключи не вернули. Заперты и опе­ чатаны каюты комсостава, компь­ ютерная при радиостанции. Надо было передать все как положено. Тем более техническая докумен­ тация на судне вся на датском языке. (Леонид Шатерник, капи­ тал.) “В начальном периоде на бор­ ту судна будут находиться дат­ ские специалисты... Датский экипаж будет обучать русский экипаж, и число датского экипажа будет уменьшаться". (Из прило ­ жения к договору об аренде.) - Вы знаете, что такое бербо- ут-чартер. Судно принято АТФ по этим условиям и несет полную ответственность. Но, по-вашему, выходит, что судном распоряжае­ тесь вы. У меня вопрос: на каком основании? Именно по этим при­ чинам судно находится под аре­ стом. Видимо, вам надо расторгнуть договор, ибо АТФ не может нести ответственность за действия датского экипажа, кото­ рый АТФ на работу не принимал. (Телекс И. Дегтярева Гуллаку Мадсену , компания “ Тор-Трол".) Как следует из документа, кон­ кретный срок пребывания фарер­ ских моряков на судне не назван. И Дегтярев (см. “ РМ" № 25) отпра­ вил своему заместителю в Мур­ манск указание не выдавать фарерцам документы на выезд. Те расценили это как произвол и ущемление прав человека. Но главный конфликт, конечно же. касается денег. Тех четырех миллионов долларов (цифра назва­ на И. Дегтяревым в переписке с Г. Мадсеном), которые были получе­ ны фирмой за .проданную рыбу. Деньги остались на Фарерах. Когда закончился рейс, компания “ Рут А/С" отправила в Архангельск те­ лекс: ..."Тор-Трол" немедленно идет на Фарерские острова и вы­ гружается в Торсхавне под осмот­ ром русской инспекции. Груз будет остановлен... пока мы не получим русские лицензии на экс­ порт. Гуллак даст гарантию на все расходы и обеспечит получе­ ние АТФ своей доли от результа­ та продажи груза согласно контракту. Я не заинтересован вас обманывать, но наша компания очень маленькая, и сейчас у нас очень большая проблема, потому что мы уплатили за все траловое оборудование, доски, картонную тару, провиант, все запчасти и большую часть топлива. И поэто­ му очень трудно для нас отпра­ вить весь доход в Россию, потому что согласно контракту он дол­ жен быть продан через нас... Из­ вините, г-н Дегтярев, но я опаса­ юсь, что регистрация судна по­ требует времени, и если груз будет на борту, цена упадет и за­ держка принесет мне очень серь­ езные экономические проблемы... (Из телекса компании “Рут А /С".) Мы не располагаем всеми до­ кументами. телексами, которые от­ правлял И. Дегтярев своим партнерам. Но. судя по письму компании. Иван Егорович, видимо, настаивал, чтобы “Тор-Трол" выгру­ жался в Мурманске и одновремен­ но была произведена его регистра­ ция. - По контракту предусматри­ валась эксплуатация судна рус­ ским экипажем с фарерскими специалистами на борту на 1-2 месяца. Р т о г о срока в контракте нет. - И. Б.) Первый же рейс по­ казал, что русский комсостав ис­ пользовался только на обработке рыбы, а не командовал судном. Выпускалось только филе трески, остальной прилов и отходы вы­ брасывались за борт, что не пре­ дусмотрено правилами России. АТФ только на прилове потерял около 100 тысяч долларов. Кроме того, г-н Гуллак Мадсен продал груз около 411 тонн без согласо­ вания с АТФ, что приводит к на­ рушению законов России... АТФ в телексе Гуллаку Мадсену сооб­ щил, что судно будет отдано ему с прекращением пролонгирования контракта, когда г-н Мадсен пе­ реведет средства за рыбопродук­ цию в банк России. (Из ответа И. Дегтярева норвежской газе­ те.) - ...Относительно вашей пре­ тензии, что мы украли рыбу... я действовал согласно нашему контракту. (Г. Мадсен - И. Дегтя- реву.) - ...Надо перевести все сред­ ства за проданную рыбу на счет, указашшй нами. После этого про­ извести расчеты и решить вопрос дальнейшей эксплуатации судна. Расходы с нами не согласовыва­ лись... (И. Дегтярев - Г. Мадсе- ну.) ...Мы получили информацию через консульство Королевства Норвегии, что вы поступили воп­ реки нашим жестким указаниям и изменили название судна. Мы рассматриваем это действие как нарушение нашего контракта... уверены, что наш контракт дейст­ вительно аннулирован. Мы дали указание капитану Магнусу Йон- сену просить русский экипаж по­ кинуть судно и следовать в Данию. Через некоторое время два русских патрульных судна по­ сетили “Тор-Трол", и русский экипаж отказался выполнить ука­ зания капитана Йонсена. И те­ перь мы считаем, что наше судно выкрадено, и обратились к дат­ ским властям с просьбой предпри­ нять надлежащие меры от нашего имени... (Г. Мадсен - И. Дегтяре­ ву.) ...В отношении ‘Т ор -Трола” возникает все больше неприятно­ стей. Виновна во всем команда Гуллака. Согласно договору, ко­ манда должна быть российская, получается - датская. Поэтому, пока будет на судне хоть один че­ ловек (датчанин. - И. Б.) как член экипажа, судну выход будет за­ прещен. (И. Дегтярев - Э. Андер­ сену.) - Вниманию г-на Ивана Дег­ тярева. В нашем понимании, суд­ но ‘Тор-Трол" в настоящее время выкрадено вами и “Архангельскт- ралфлотом". Сегодня мы проин­ формировали страховую компанию, что вы украли судно. И это, как мы понимаем, повлечет следующее: “Архангельсктралф- лоту", представляемому Иваном Дегтяревым, предъявляется пре­ тензия по ущербу на 4 миллиона долларов США за ‘Тор -Трол" , т. к. вы его украли. До тех пор, пока вы не выплатите 4 миллиона дол­ ларов, страховая фирма будет де­ ржать под законным арестом все суда “Архангельсктралфлота” по всему миру. В то же время “Ар­ хангел ьсктралф лот” будет зане­ сен в черные списки во всех страховых компаниях в Европе, что будет означать, что ни одна европейская компания не получит стра­ хового покры­ тия в сделках с вашей фирмой. Если в тече­ ние 4 (четырех) часов мы не пол­ учим от вас теле­ ксное сообщение, что ‘Тор-Трол” свободно (без русского экипа­ жа), может сегод­ ня выйти ю Мурманска в Да­ нию, то мы сде­ лаем следующее: посольство Рос­ сии (Копенгаген), д е п а р т а м е н т иностранных дел (Копенгаген), мэр Архангельска, ка­ питан порта (Мурманск), Ре­ спублика Вануа­ ту (США) (там был зарегистри­ рован ‘Тор- Трол”. - И. Б.) будут проинфор­ мированы, что 4‘Apxaiгельсхграл- флот”, представ­ ляемый Ива!юм Дегтяревым, вы­ крал промысло­ вое судно ‘Тор-Трал” у нас, компании “Рут А/С”, Да­ ния. Ответ И. Е. Дегтярева таков: - Дор Гуллак, пол­ учил от вас т е ­ лекс относительно “Тор-Трола”. Мне не понятно, в чем и каком во­ ровстве обвиняется Архангель­ ский траловый флот, который поступил в соответствии с контр­ актом бербоут-чартера. Да, АТФ больше не нуждается в датских специалистах . Кроме того, мы бы очень хо­ тели, чтобы вы, согласно нашей договоренности, немедленно пе­ ревели деньги за украденную и проданную вами российскую ры­ бу. Подчеркиваю: немедленно. ...Я искренне верю в ваше благо­ разумие. Пока вы не переведете сред­ ства за проданную рыбу, дальней­ шие контакты с вами будут затруднены. Кроме того, мы просили ваше­ го адвоката в срок две недели представить нам копии фактур по затратам для определения расхо­ дов, если таковые вами сделаны. ...С уважением - Иван Дегтя­ рев, “Архтралфлот”. х х х Свидетельство на право плава­ ния под российским флагом быв­ шего “Тор-Трола", ныне “ Кильдина". подписано российски­ ми представителями без участия датских специалистов. Судно пока стоит на рейде Мурманска. Инна БЕРЕЗЮК . Па снимке: старший механик Арне Мадсен траулера “Тор-Трол” и старший помощник капитана Магнус Йонсен. Фото Гунпара СЭТРА. Иван Дегтярев: “ФАРЕРЦЫ ОБМАНУЛИ НАС “ Нас обманул датский судовладелец". - говорит генеральный директор И Е Дягтерев (Архангельский траловый флот) Он подтвер­ ждает. что датско-русский траулер “Тор- Трол" задержан в Мурманске Но причины этого совсем не те. что расска­ зал телеграфному агентству Норвегии (NTB) фа­ рерский капитан несколько дней назад Это было после прихода в Мурманск, ког­ да задержали траулер “Тор-Трол". принадле­ жащий датской стороне, и 4 члена экипажа судна столкнулись с проблемами покинуть Россию Капитан Магнус Йонсен на траулере "Тор-Трол" заявил NTB. что русские украли судно и задержали фарерцев, чтобы те обу­ чили русский экипаж. Он сказал также, что русские нарушили контракт между ними по всем пунктам Генеральный директор Архан­ гельского тралфлота утверждает теперь, что именно фарерцы нарушили все контракты, "отфутболивает мяч' датскому судовладель­ цу Гуллаку Мадсену и просит произвести расчеты в соответствии с договорами. Архангельский тралфлот подписал контр­ акт с датской судовладельческой компанией “ Рут II А/С" об использовании “Тор-Трол" на чартерной основе. В соответствии с этим контрактом траулер должен был быть зареги­ стрирован в России и сменить флаг на рос­ сийский. Продажа рыбопродукции с траулера должна была осуществляться через датскую компанию по согласованию и с лицензией Архангельского тралфлота. Лов должен был осуществляться русским экипажем совместно с фарерскими специалистами, находящимися на борту в первые месяцы. Но на практике русские были только во время переработки рыбы. Они производили только филе трески и все из прилова выбрасывали за борт - тем самым русские нарушали правила лова. Ар­ хангельский тралфлот потерял около ста тысяч долларов США только на прилове, говорит И. Дегтярев. Кроме того. Мадсен продал 411 тонн филе без согласования с “Архтралфлотом" и тем са­ мым виновен в нарушении русских правил экс­ портной торговли. Мадсен не провел переговоры с российской делегацией, с которой он должен был встретиться в Дании для решения всех про­ блем. касающихся регистрации судна, обучения экипажа и продажи рыбопродукции. Мы проин­ формировали Мадсена, что он получит обратно судно, как только заплатит нам за незаконно проданную рыбу." Норвежская газета “Fmnmark Dagblad ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz