Рыбный Мурман. 1993 г. Февраль.

«РЫБНЫЙ МУРМАН ИНТЕРНЕШНЛ» 26 февраля 1993 года ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД! 11- ^ р X КТО ИЩЕТ - НАХОДИТ у Э кономическая реформа, словно водоворот, за­ кружила руководителей пред­ приятий, затягивая многих в воронку банкротства, безысход­ ности. Выбраться из этого водо­ ворота пытаются все: кто с большим, кто с меньшим успе­ хом. Надеются некоторые на ру­ ку помощи из-за рубежа, но то ли та рука толщиной в соломин­ ку, то ли собственная тяжесть непосильна, но круги водоворо­ та неумолимо сужаются... Судя по всему, управление “Севрыбпромразведка" (СРПР) не только благополучно пере­ жило затягивающую силу омута, но и, набирая скорость, поплыло в сторону берега благополучия и процветания. Как и у всех флотов, суда СРПР работали в южных широ­ тах. Но когда грянуло повыше­ ние цен на топливо, все суда побежали на Север: немыслимо было оставаться, например, в Тихом океане, когда из-за цен на топливо рыба становилась вровень с золотом. А у СРПР по ту сторону эк­ ватора остались четыре трауле­ ра: два ловят клыкача, два - кальмара. Топливную проблему решили с помощью “Боминфло- та", АО “Севрыба" и “Мурман- Ойла". И топливо получилось дешевле, чем если бы его до ­ ставляли танкеры “Севрыбхо- лодфлота". Вторая неразрешимая для всех флотов проблема касалась перелета экипажей. Скажем, сегодня за билеты для 140 че­ ловек надо заплатить 103 тыся­ чи долларов и 3,5 миллиона рублей. Но и этот вопрос был решен в СРПР: соединяют окончание рейсов сразу у двух­ трех экипажей и заказывают са­ молет в Аэрофлоте. Получается намного дешевле. А руководи­ тели СРПР уже прорабатывают более выгодный вариант: отка­ заться от услуг Аэрофлота и за­ ключить договор с авиакомпанией SAS (самолеты этой компании работают сейчас на авиалиниях Норвегии, Д а ­ нии, Голландии и др. стран). Во-первых, билеты получаются дешевле, да еще, если количе­ ство пассажиров более ста, це­ на идет со скидкой. Во-вторых, сервис на этих самолетах куда выше нашего. И еще. Купили два автобуса фирмы “Мицубиси". Как вы ду ­ маете, дл* чего? А для того, чтобы моряков после окончания промысла авиарейсом достав­ лять в Киркенесе, а оттуда на автобусе домой. Сколько нер­ вов сберегут люди! Однако главная проблема в ином: что делать с продукцией, выработанной на другом конце планеты? Везти сюда - рейс транспортного рефрижератора обходится в 60 миллионов руб­ лей. Гонять туда-обратно трау­ леры - еще накладней. Значит, сбывать на месте. Вот тут и по­ явился союз с уругвайским биз­ несменом Гастоном Руссо. А для того чтобы получать большую прибыль, вместе с Руссо рассматривают перспек­ тиву покупки завода в Монтеви­ део. Стали изготавливать улучшенный ассортимент - до­ ходы возросли. Скажем, колеч­ ки из кальмара в 2,5 раза дороже тушки. Правда, завод нуждается в реконструкции, но зато там есть холодильник на тысячу тонн и большие холо­ дильные камеры. Когда закон­ чится переоборудование (а там ставят самую современную ры­ бообрабатывающую технику), работающих в том районе судов будет недостаточно. Значит, можно будет то ли своих доба­ вить, то ли заключить выгодные договора с другими нашими флотами. А что касается еще одного больного вопроса - ремонта су­ дов, то и он решен там же, в Уругвае, весьма успешно: на фирме “Рин", руководит кото­ рой отец Гастона. И опять же - никаких дальних переходов, не­ хваток запчастей, денег и всего прочего, что обязательно сопут­ ствует “нашему" ремонту. А теперь - небольшое лири­ ческое отступление. Три года тому назад сеньор Гастон Руссо приехал в Мурманск. Обговорив все проблемы с начальником флота Геннадием Анисимови­ чем Сторожевым, признался ему, что никогда не видел сне­ га, потому и приехал зимой, и что очень хочет поближе позна­ комиться с жителями этого за­ снеженного города. Гостя удивило все: почему не зябнут - веселятся голуби, как в такую пургу мальчишка может с аппетитом есть моро­ женое? Видно, запал в душу Гасто­ на этот мурманский пацан. При­ ехав в третий раз в Мурманск, он предложил своему партнеру: а не начать ли выпускать в Мур­ манске уругвайское мороже­ ное? В Монтевидео выпускается 28 (!) видов отличного, без ма­ лейшей “химии" мороженого. Геннадий Анисимович поддер­ жал идею. И вот уже осталось совсем немного времени до то­ го дня, когда мы с вами будем есть уругвайское мороженое: оборудование закуплено, ре­ монт здания под него заканчи­ вается. Побывал сеньор Гастон Рус­ со в гостях у начальника флота. Подивился: ну и ну, вот так тес­ нотища! Как же тогда живут другие, пенсионеры например? Рассказали. Показали. И вот в канун Нового года пенсионеры (не только ветераны флота, но пожилые люди в “подшефном" микрорайоне) получили из далекого Уругвая по 4-5 килограммов яблок, апельсинов, лимонов и даже от­ ведали ананасов. Щедрый по­ дарок сеньора Гастона со слезами благодарности прини­ мали наши обиженные родным правительством люди. Справед­ ливости ради заметим: Гастон Руссо заплатил немалую сумму за 2,5 тонны фруктов, да еще пришлось выложить 20 тысяч долларов за доставку подарка в Мурманск. Ведь в отличие от всех без исключения стран, чьи самолеты перевозят гуманитар­ ную помощь бесплатно, наш Аэрофлот дерет с отправителя, что называется, на всю катушку. Поступок сеньора Гастона Руссо, конечно, говорит о щед ­ рости его души. Но не только: это свидетельствует и о том. на­ сколько он ценит сотрудничест­ во с флотом СРПР. с его руководителями. Ведь на Запа­ де хорошо знают, насколько не­ прочными бывают порой заверения российских предпри­ нимателей. И не всегда причи­ ной тому служит общая нестабильность экономики и правовой основы в России , не­ редко нечестными, необяза­ тельными оказываются сами русские бизнесмены. Уругвай­ ские партнеры СРПР успели убедиться: если Г. А. Сторожев или его зам. П. В. Виноградов сказали, обещали что-то, можно не сомневаться, что именно так будет. Убеждена в этом и одна из ведущих норвежских фирм, с которой СРПР сотрудничает третий год. Как бы ни колеба­ лись цены, как бы ни звали бо­ лее высокой ценой другие фирмы - договор дороже денег. Надежность отношений, а, следовательно, доверие к парт­ неру легло в основу совместно­ го с финнами предприятия “Арктик-Салмон", одним из уч­ редителей которого является СРПР. Выращивается лучший вид форели - красная форель. В мае прошлого года заложили икринки, в нынешнем январе уже “сняли пробу", в октябре ожидают улов в 200-300 тонн, а, через два года предполагают получить уже около трех тысяч. Растет форель прямо в тоннеле Верхне-Туломской ГЭС, вес на­ бирая в теплой воде в 3.5 раза быстрей обычного. Сейчас в это дело вложили 800 тысяч долла­ ров. И собираются строить ры­ бомучной завод комбикормового уклона, ведь рыбку кормить надо, а у нас та­ ких заводов нет. Мука, которую варят на судах, не годится: тех­ нология не та. В строительстве завода усиленно помогают нор­ вежцы, уже закупили часть обо­ рудования. Есть еще одно направление деятельности СРПР. совершен­ но необычное, неизвестное для наших моряков. Промыслом криля занимаются практически все флоты. Но - на муку. В луч­ шем случае выпускают мясо криля. А вот переработкой пан­ циря на ценнейшее сырье - хи- тозан никто не заинтересовался. Хотя разговоров велось немало, останавливала опасность: гово­ рили, что это очень вредное производство. Но хитозан жиз ­ ненно важен для лечения онко­ логических больных. Фирма “Атлант Сим Виктор" начала ис­ кать делового партнера для ре­ ализации этой задачи и обратилась в СРПР. Г. А. Сторожев всесторонне изучил проблему, и теперь дело обстоит так: согласно проекту, предложенному фирмой, на су­ дах панцирь заморозят, сложат в холодильнике в Монтевидео и либо привезут в С.-Петербург на фармакологическую фабри­ ку, либо с помощью ФРГ (там очень заинтересовались этим) будут перерабатывать панцирь в Уругвае. А вот и совсем близкий к нам с вами проект. Совхоз “Ар­ ктика" сегодня стонет под гне­ том монополиста молокозавода. И его директор чуть не со слезами попросил помощи у Г. А. Сторожева. За­ просто. сказал Геннадий Аниси­ мович. И теперь рассматривается проблема со­ здания совместного предприя­ тия. Решено закупить оборудо­ вание и компоненты для пасте­ ризации и упаковки молока. Оно сможет храниться аж три месяца, стоить будет намного дешевле, особенно для работ­ ников этого СП. Сейчас опре­ делят только страну поставщика линий и компонен­ тов: Норвегия или Германия. Валютное обеспечение флот взял на себя. Видимо, этим ле­ том мы уже будем пить “новое" молоко. А еще СРПР будет по­ ставлять “Арктике" рыбную муку (когда войдет в строй завод) для свиноводческого комплек­ са. Взамен - мясо. И, наконец, о рыбе. 20 про­ центов общефлотского вылова идет на мурманские прилавки. Охлажденная треска и рыба других пород из прилова, скум­ брия и сельдь, полученные по обменным операциям. - все на местный рынок. Плюс вся рыба в трюмах судов, идущих в род­ ной порт. Что касается научной про­ граммы, то в отличие от всех других флотов, не выделивших ПИНРО ни рубля. “Севрыб­ промразведка" “отстегнула" на проведение научных, изыска­ тельских работ, на перспектив­ ную и оперативную разведку почти два миллиарда рублей. Не думаю, что все выше сказанное легко далось руко­ водству СРПР. Но это - тема особого разговора. Здесь же хотелось только показать, что и в хаосе и беспределе нынешней нашей жизни находятся, слава Богу, компетентные, творчески мыслящие, ищущие люди. Ищите и обрящете! Инна БЕРЕЗЮК- ММ»* %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz