Рыбный Мурман. 1993 г. Февраль.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 февраля 1993 года ПОЛИТИКА 11 стр. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ “Расскажите об Учредительном собрании: что это такое, и почему сегодня некоторые политики предлагают заменить им съезд народных депута тов?” - с такой просьбой обратились к нам, позво нив в редакцию, двое читателей. Звонки раздались как раз в дни, когда в Санкт-Петербурге прохо дила общественная научно-практическая конфе ренция, посвященная 75-летию открытия Всероссийского Учредительного собрания. Тема конференции: “Развитие конституционного про цесса в России. Целесообразность и возможность созыва Всероссийского Учредительного собра ния”. Сегодня мы знакомим читателей с двумя про тивоположными точками зрения участников кон ференции: известной общественной деятельницы Е. БОННЭР и мурманчанина - координатора Мур манской организацими Республиканской партии > России С. ПОПОВА. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В России впервые требование созыва Учредительного собрания (Великого собора) выдвинули еще декаб ристы. Идея Учредительного собрания (Земского собора) пропагандировалась еще членами “Земли и воли" и вошла в программные документы “Народной воли". Лозунг созыва Учредительного собрания был включен в 1903 году и в программу РСДРП. Широкое распространение получил он в период первой русской революции 1905-1907 гг. После февральской революции идея Учредительного собрания была популярна среди широких масс, декларировалась в документах большинства политических партий. Они утверждали, что Учредительное собрание законодательно решит все экономические и политические проблемы. Временное правительство по началу препятствовало созыву Учредительного собрания, большевики тоже считали, что “жизнь и революция отводят его на задний план". Ленин, например, подчеркивал, что республика Советов является более высокой формой демократии, чем буржуазно-демократическая республика с Учредительным собранием. Все-таки Временное правительство назначило на 12 (25) ноября 1917 года выборы в Учредительное собра ние. После победы Октябрьского переворота большевики были вынуждены подтвердить дату выборов. Поло жение о выборах предусматривало всеобщее избирательное право. В декабре-январе 1917 года состоялись выборы. 5 (18) января 1918 года открылось заседание Учредительного собрания. Большинство депутатов, особенно в провинции, было избрано по спискам буржуазно-демократических партий. Они не признали д е креты Советской власти, большевистские декларации. Большевики и левые эсеры в в знак протеста покинули заседание. Заседание учредительного собрания было закрыто в 5-м часу утра б (19) января якобы по требо ванию караула. В ночь с б (19) на 7 (20) января ВЦИК по докладу Ленина принял декрет о роспуске Учреди тельного собрания, одобренный проболыиевистскими депутатами Третьего Всероссийского съезда Советов. Елена БОННЭР: РАЗРЕШИТЬ КРИЗИС ВЛАСТИ ... Еще на первом съезде народных депутатов была со здана Конституционная комиссия. Вскоре появился первый проект. Тогда в воздухе витал главный вопрос: какой должна быть республика - парламентской или президентской? Пуга ные “совки", боясь диктатора, тянули на парламентскую, не взначай упустив из виду, что диктатура коллектива тоже возможна (в нашем случае - съезда, Верховного Совета, Президиума. Или его председателя.). Властный круг замы кается. Начинаются поправки к проекту новой Конституции - одна, другая. Десять. Сто! “И - спасибо вам за то". Новая Конституция количеством заплат и противоречяий уже мало чем отличается от старой, латанной-перелатанной. Никакие “сдержки" и “противовесы" не стали ей спасательным кру гом ...И за кадром остался народ - те, чьей волей должен руководствоваться законодатель, и для кого в конечном сче те существует государство. Его кормят выше приведенными байками о неотвратимом расколе общества и войне, если будет Учредительное собрание. А что народ “за кадром" - тому доказательство та легкость, с какой съезд, разобидев шись на президента, что он посмел заикнуться об обращении к народу, лишил было народ вообще права голоса - права на референдум. И “замыпенный" Верховным Советом референ дум по земле, несмотря на собранные 1 млн.800 тыс. подпи сей граждан и 350 депутатов, тоже прямое тому подтверждение. Почему Конституционный суд до сих пор не объяснил законодателям, что они грубейшим образом нару шили Конституцию? А придуманная формула апрельского референдума - Ос новные положения Конституции - еще один способ всех обдурить. Ведь на любые самые светлые “основные положе ния" съезд народных депутатов наштампует столько статей в тексте Конституции, что от “положений" не останется ни рожек, ни ножек. И единственным разумным ответом народа на такой референдум должно стать полное его игнорирова ние - “в упор не вижу", как власти в упор не видят народ. Но референдум состоится и бесспорно даст четкий от вет, если будут поставлены два (а в сущности один) вопроса: кто должен создать и принять Конституцию Российской Фе дерации. России: 1. Съезд народных депутатов - ДА, НЕТ. 2. Учредительное собрание - ДА, НЕТ. Учредительное собрание должно действовать только на период создания и принятия Конституции и закона о выбо рах, а также их проведения под его эгидой. Этот срок не может быть очень коротким, но и не должен быть растянут неопределенно долго. Учредительное собрание примет к рассмотрению проект Конституционной комиссии, прези дентский. другие альтернативные проекты. И создаст доку мент непротиворечивый. концептуально цельный, базирующийся на Всеобщей декларации прав человека и ставящийточку на катастрофически затянувшейся войне вла стей. По результатам апрельского референдума (не сомнева юсь, что он будет положительным, если на него будет выне сен вопрос об Учредительном собрании) должны быть назначены выборы Учредительного собрания - оптимально июнь или начало июля 1993 года. В последующие полтора года пройдет работа собрания и новые выборы. Все это время функционируют Верховный Совет, съезд, президент и правительство. Единственное ограничение накладывается на законодательную власть - она не может в течение этого времени принимать поправки к действующей Конституции. Учредительное собрание не должно быть громоздким - где- то от 160 до 200 человек. Соответственно, в него избираются по равным округам один депутат от 1 млн. избирателей на всей территории Россини плюс по одному депутату от каж дого субъекта Федерации, насчитывающего до 1 млн. чел., и по два - от субъектов Федерации с населением более 1 млн. В Учредительное собрание не могут избираться лица, избранные в законодательные органы, и лица/занимающие посты в исполнительной государственной власти. Или они должны сложить с себя эти обязанности. Ни до начала работы Учредительного собрания, ни после ее окончания члены собрания не получают никакого вознаграждения, а на период работы получают оклад, равный окладу народного депутата, работающего в Верховном Совете на постоянной основе, и бесплатное жилье в городе, где будет работать Учредительное собрание (необязательно Москва), а также бесплатный проезд к себе домой в период отпуска и госу дарственных праздников. Члены Учредительного собрания не могут баллотиро ваться на первых выборах после принятия новой Конститу ции. Для кандидатов на выборах в члены Учредительного собрания должен быть определен ценз оседлости - не ме нее двух лет проживания в том округе, от которого они избираются. Таким образом, мы избежим ошибки прошлых лет. когда москвичи избирались от Якутии или Чечни, и. главное, наконец-то предоставим России - настоящей, про винциальной в лучшем смысле этого слова - право иметь действительно своих представителей в органе, учреждаю щем ее будущее. Референдум, решение о котором принял YII съезд, - три страницы основных положений. - очередной обман в масш табе страны, тупик, возможно, не осознанный в тот момент Трем нашим властям, спаявшим себя одной цепью “соломо нова" решения, надо это признать и провести референдум об Учредительном собрании. Тем паче, что такой конститу ционный процесс - действительно конституционный - почти не сократит срок пребывания у власти наших сегодняшних законодателей. “И звест ия” (в сокращении). Большинство выступавших на конференции высказывались за совыз Учредительного собрания. Но мне больше понравилось вы ступление народного депутата России В. Шейниса. На мой взгляд, это было одно из самых прагматичных, реалистичных вы ступлений. Заметив, что эпоха ре волюционных разрывов закончилась, он сказал, что сегод ня необходима кропотливая, нуд ная повседневная работа - пусть с потерями, но и с продвижениями вперед. Реформы, по его словам, не идут не потому, что с ними кто- то активно борется и кто-то им про тиводействует, а просто потому, что они очень сложны. И самое главное - непопулярны. За рефор мы надо платить, и уже наступает пора, когда народ практически ис черпал платежные способности. Разумно ли как раз на этом этапе ввергать страну в какие-то выбор ные кампании, с целями, для боль шинства людей неясными. И ведь то же самое Учреди тельное собрание еще надо узако нить. а для этого необходим новый закон о выборах, закон о статусе Учредительного собрания. Кто мо жет принять такие законы? Прези дент? У него неттаких полномочий. Нынешний состав съезда, Верхов ный Совет? Для этого они должны либо признать, что не выражают волю народа, либо получить эту оценку на референдуме. Если да же на апрельском референдуме народ выскажется за необходи мость созыва Учредительного со брания, то дальше все равно никакой ясности нет. Кто придет в этот орган, и какую Конституцию мы получим в результате? По предположениям Г. Попо ва, одного из организаторов кон ференции, собрание должно стать чем-то вроде коллегии выборщи ков. которые должны прийти и про голосовать за один из вариантов Конституции. Вряд ли это реально: мы уже были свидетелями поста тейного обсуждения Конституции на съезде... Я так и не смог уяснить для себя, каким образом планируется избрать депутатов собрания. Во всяком случае, ничего конкретного на сей счет не прозвучало с трибу ны конференции. Возникает вопрос и о позиции субъектов Федерации: как отне сутся к созыву собрания республи ки? Не внушаеттакже оптимизма и обстановка в обществе. Я, напри мер, пройдясь по Невскому, не мог не заметить, что людей сегодня больше всего волнуют насущные проблемы быта - как прожить день. Очень боюсь, что возобладает та кое отношение: все равно, кто там у власти - была бы хоть какая-то стабильность, защита на улице и в социальном плане, чтобы иметь хоть минимальную уверенность в завтрашнем дне... Где же выход из кризиса? Я считаю, что мы должны сейчас все силы вложить в референдум или попросту прекратить любые разго воры о демократии и вводить пре зидентское правление. В противном случае во главе встанет Руслан Имранович. Ведь нынеш нее двоевластие должно рано или поздно чем-то закончиться - все время так продолжаться не может. А референдум - это все-таки реальная возможность узнать то самое мнение народа, на которое любят ссылаться депутаты. Если же они сумеют провести внеоче редной съезд и, опередив рефе рендум, принять свой вариант новой Конституции, то у нас есть, в конце концов. Конституционный суд, который вправе напомнить депутатам и Хасбулатову об их обязательстве провести в апреле референдум. В этой связи обра щает на себя внимание кампания по дискредитации идеи референ дума, которую проводитисам спи кер. и "Российская газета". Там регулярно появляются статьи, ис подволь проводящие мысль о том. что народ у нас не в состоянии разобраться даже в понятиях “пре зидентская и парламентская ре спублика". не говоря уже о других формулировках. Что ж, если съезд не сдержит своего обещания относительно ре ферендума, то депутаты тем са мым дадут Ельцину если не право вую. то по крайней мере моральную основу для прекраще ния полномочий съезда. Референдум же в свою оче редь даст правовую основу Кон ституции. И многое будет зависеть оттого, какие вопросы будут выне сены на всенародное обсуждение и в какой формулировке в Уже предлагается от 7 до 10 пунктов Нечего и говорить - тут нужен очень квлифицированный, грамот ный подход. И если вопросы рефе рендума получат всенародную поддержку, то это позволит выйти из тупика. Идея референдума, по сравнению с идеей Учредительно го собрания, более прогнозируе мая и юридически обоснованная И я бы не надеялся ни на кого, учитывая опыт выборов в народи е депутаты. Лучше высказать с * : г мнение без посредников Публикации пол гот-4.яли Татьяна КОЖУХОНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz