Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 31 декабря 1993 года - 6 января 1994 года Постфактум 11 стр Андрей КОЗЫРЕВ ВЫБОРЫИ САМОДОВОЛЬСТВО ВЛАСТИ МИ IIИ СТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ , ИЗБРАННЫЙ ДЕПУ ТАТОМ ДУМЫ В МУРМАН СКЕ, ПОДЕЛИЛСЯ СВОИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ О ВЫБОРАХ: “ Я абсолютно убежден, что люди голосовали не за фашистов. Они го лосовали против чет-то . Может быть, против ” Выбора России", мо жет быть, против правительства, но мне кажется, что люди голосовали против самодовольства власти. Вот эти самодовольные рожи моих же собственных друзей и коллег, и мо жет быть - до мурманской кампа нии - моя собственная, которые постоянно мелькали на экране теле визора, сквозь зубы что-то цедили. Гайдар, наверное, знает, чего он хочет в экономической реформе, но даже мой друг Гайдар так и не объ яснил, не сел часа на полтора-два, как Жириновский, в свободной ма нере, в доступной форме. Не пара дигмы, не инфляционные ожидания, а что-то более понятное, ведь все это можно сказать другим языком, гораздо более понятным конкретному человеку, который си дит у телевизора и хочет не лекцию по высшей математике слушать, а получить конкретное представление о гом, как идут дела в стране и как будут дела с его работой". О ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ «ВЫБОРА РОССИИ» : “ Когда я приехал из Мурманска и случайно дома увидел клип “ Выбо ра России” с собакой и мальчиш кой, то ничего, кроме классовой ненависти, у меня эго не вызвало. На фоне тоi*o, как люди живут в Мурманске, эта собака здоровенная, которая мяса жрет, наверное, столь ко, сколько люди за три месяца не едят. Это же надо было додумать ся". О ПЕРСПЕКТИВАХ ОЧИЩЕНИЯ РЯДОВ «ВЫБОРА РОССИИ»: “ Вопрос правильный по своей по становке, но на последней встрече ВР мы договорились дать период для внутренних размышлений, раз уж мы раньше этого не сделали. Самые неприятности начнутся, если мы будем показывать друг на друга пальцем и говорить - вот, мол, ты виноват в Жириновском. Не стоит сейчас устраивать публичной раз борки. Но, конечно, и по политике, и по организационным вопросам, в том числе и по кадрам, нужно сде лать очень серьезные выводы” . О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: “ Внешняя политика России опре деляется Президентом. Источник политики тот же самый. Иными словами, я не вижу никаких крупных причин для изменения внешней политики. Другое дело, что когда начнет работать Феде ральное Собрание и выяснится его состав, вот тогда оно сможет оказы вать какое-то влияние на формиро вание внутренней и внешней политики, и это придется учесть, при том что по своей базе внешняя политика остается президентской” . (Из газеты “ Сегодня” .) И: J CXOA выборов всколыхнул общество сильней, чем са ми выборы. Стало ясно: страна уже не на распутье, Россия про двинулась. но куда?! В коммента риях - мрачные прогнозы: “фашизм на пороге”; в стане ре форматоров - признаки расте рянности. Обеспокоены даже люди, на выборы не ходившие. Подобные деакции - понятны, для волнении основания есть. Ра зумнее. однако, здраво проанали зировать: что в самом деле произошло, чего ждать от буду щего и как к этому готовиться Итак, что же произошло7 Со стоялись долгожданные, по-на стоящему ^демократические, на многопартииной основе выборы Но они лишь отразили реальную картину сегодняшнего состояния общества. Возможно, партии, блоки и их лидеры иначе представляли себе и само общество, и свою роль в нем. Ну да нечего на зеркало пе нять. полезнее сделать выводы. Вывод первый: за абстрактны ми понятиями - общество, народ и т. п. - надо видеть конкретных лю дей. Нельзя полагаться на всеоб щую мудрость и прозорливость Люди у нас, как и везде, разные - отнюдь не ангелы, у каждого - свои недостатки, свои интересы, не всегда совпадающие с интереса ми ближних; далеко не все разби раются в экономике и политике По-прежнему живет вера в муд рого вождя, способного свершить чудо, дав сразу всем и все. Вывод второй: демократиче ская система сама по себе не га рантирует наилучший выбор. Даже в странах развитой демок ратии немногие проявляют посто янный интерес к политике, в партиях состоит не более 1 %, треть населения, как правило, в выборах не участвует, а голосую щие отдают предпочтение чаще всего не нюансам предвыборных программ, а личным качествам кандидатов - их внешности, уме нию одеваться, двигаться, де ржаться перед телекамерой, беседовать с людьми Но сетовать по этому поводу - бесполезно, всеобщее избира тельное право - реальный факт, бесспорное достижение демокра тии. и нужно считаться со всеми вытекающими отсюда опасностя ми. Ведь и фашизм, как напомина ет история, приходил именно “снизу", посредством демократи ческих процедур, на волне попу лизма; сами же диктатуры вводились позже, причем с “одоб рения народа". Многих сейчас шокирует "фе номен Жириновского”. Напугано и зарубежье. Если это фашизм, то неужели столь велика в России его социальная база7 В классическом обличье фашизм строил свою пропаганду на трех китах: 1. Восстановление экономиче ской стабильности и социальной справедливости под опекой госу дарства. В этом его "рецепты” мало чем отличались от коммунистиче ских - советский опыт руководства экономикой с интересом изучали и в Италии, и в Германии. и в Японии Фашисты яростно критиковали “рыночную стихию капитализма” выступали в роли защитников “простых людей 2. Замена слабой демократии эффективной диктатурой, способ ной навести порядок, подавить преступность, покончить с корруп цией и бессилием государствен ных структур. С особым энтузиазмом изобличались про дажность и некомпетентность властей, мелочность политиков, “беспринципная грызня партий" и т. п. Новая власть связывалась с сильной личностью, "народным вождем". ЗГКультивирование чувств на ционального. расового превос ходства и ксенофобии - ненависти к “чужакам", к иностранцам как ви новникам всех бед. Учитывалась склонность охотнее искать винов ников собственных проблем вовне, готовность поверить в “чудо”, по лагаться на вождя и другие сла бости человеческой натуры. Во многих высказываниях Жи риновского все эти мотивы хорошо видны. Не берусь комментировать суть его "аналитических выкла док". рецептов оздоровления эко номики и общества. Тут нужен специалист-психиатр, иначе не разобрать, что за всем этим стоит: психические отклонения или их си муляция. намеренный эпатаж пуб лики - обычный популистский прием, или в самом деле фашизм - сознательное разжигание темных инстинктов Разумеется, большин ство избирателей Жириновского - отнюдь не фашисты. Впрочем, то же можно сказать и в отношении голосовавших за Гитлера в 1932 г. Невозможно поверить, что все го лосовавшие за лидера ЛДПР под держивали и одобряли все его .:ь,оказывания. Несомненно одно: разных людей привлекли разные аспекты его программы, тактики, личного поведения. Можно, конеч но, кивать на экономическую и со циальную ситуацию, невежество, легковерие, раздражение и озлоб ление людей, политическую апа тию. Но. объективности ради, следует признать не менее важ ные факторы. Во-первых, Жириновский об ращался к проблемам реальным, остро волнующим общество. Да. он давал простые ответы на сложные вопросы, часто - противополож ные и заведомо невыполнимые обещания Но ведь в каждом слу чае Жириновскии обращался к конкретной аудитории (военным, женщинам, молодежи, ветеранам, колхозникам, патриотам, спорт сменам и т. д.) и обещал лишь то, что от него ждали именно эти люди. Поразительно, что многие пробле мы прочими партиями почти не за трагивались. даже "русский равдала себя и тактика - внимание к одной фигуре. Жириновский по следовательно создавал образ сильного, уверенного, жесткого ли дера, знающего, что и как делать, готового без колебаний, немедля перейти к делу. Это импонировало многим, стосковавшимся по "силь ной руке хозяина" В-третьих, надо признать и “лепту' прочих партий - сказалось их слишком снисходительное от ношение к ЛДПР. Не видя в "пасса жах” Жириновского ничего, кроме шутовства, считая "несолидным" вступать в полемику, они обратили весь пыл друг против друга В те чение всей кампании Жириновский солировал, не нашлось никого, ри скнувшего бы поставить его на ме сто. А ведь многие избиратели сочли это за признание силы и не отразимости, аргументов любимца публики. Все же драматизировать ситуа цию оснований нет, но и оболь щаться нельзя. Пока ЛДПР не имеет широкой общенациональной структуры и своим успехом обяза на главным образом лично Жири новскому. Но можно не tt<\vX*X*Xtt*XvXwX-X<w.v.v.\\v.\«<v.\%v.w.v.v.v.<v.v.•.••• вопрос" был “отдан на откуп" Жири новскому. Уверен, что именно этот аспект в выступлениях Жиринов ского встретил наибольший отклик. Он говорили о дискриминации рус ских в "ближнем зарубежье’ и в бывших автономиях, и о засилье "выходцев из республик" на рын ках. их бесцеремонном поведении в российских города* их "вкладе' в рост преступности. Почему у дру гих не нашлось времени (или сме лости) затронуть эту "деликатную тему”? Или политики живут в ином мире, не ведая, о чем говорят на каждом углу? Во-вторых, успех принесла хорошо организованная и блестяще проведенная предвы борная кампания. Налицо - проду манная стратегия: выделены главные проблемы, конкретные вопросы сориентированы на опре деленные группы населения. Оп сомневаться, что процесс органи зационного строительства этой партии пойдет сейчас очень быст ро. Не утешает и предположение, что пополнение к Жириновскому пришло главным образом от ком мунистов. Так или иначе в обще стве уже есть достаточные социальные силы, готовые под держать безответственный попу лизм в той или иной форме. Но есть еще время и силы этому противо стоять. Оценивая итоги выьоров для демократических сил. хочется вспомнить сакраментальную фра зу "могло быть много хуже!" Об щее количество голосов, поданных за все четыре блока ("Выбор Рос сии". “Яблоко". ПРЕС и РДДР). если и сократилось, то не намного, мож но ли сомневаться, что разобщен ность, взаимные обиды, критика, неумение и нежелание договари ваться даже в тех случаях, когда, казалось бы. и выхода другого нет (в мажоритарных округах), - все это произвело на избирателей от талкивающее впечатление. “Что же это за политики, коль не могут прийти к согласию в собственных рядах, кто из них прав, а кто кап ризничает" да зачем людям эта головная боль - разбираться в склоках лидеров и нюансах их программ. Создалось, например, впечатление, что у сторонников Шахрая и Собчака (ПРЕС и РДДР) принципиальных расхождении с блоком Гайдара нет. Возобладало стремление застолбить" себе ме сто в большой политике, отмеже вавшись от правительства и заигрывая с регионами (мы, мол. тоже недовольны столичнои бю рократией). С блоком Явлинского - сложнее. Его общий лозунг “За ре формы. но без неприятных по следствий!" завораживает, если поверить, что это возможно. В лю бом случае критика экономиче ской политики правительства - обречена сорвать аплодисменты. Профессионально оценить ре цепты Явлинского могут немногие, но звучат они привлекательно. Кто же против призыва “Остановить спад производства"?! Но эконо мист должен ставить вопросы кон кретно: какого именно производства, за счет каких средств и на какой срок дотиро вать и т. д. Если же речь идет о накачке финансовых ресурсов во все без разбора убыточные отрас ли, то результат можно увидеть хотя бы на родине Явлинского - Западной Украине. Другой его “конек' - “восстановить экономи ческие связи между республика ми". О каких связях речь? Если экономически оправданные - так и беспокоиться не надо - сами предприятия восстановят. Если же имеются в виду прежние связи в полном объеме, то возникают сра зу два вопроса: во-первых, с какой стати надо принуждать россий ские предприятия работать на не выгодных условиях; во-вторых, как это практически можно сде лать в нынешней ситуации - разве что воссоздать прежнюю структу ру партхозноменклатуры. которая в свое время и командовала, кто. кому, куда и что должен везти. Из опыта выборов можно из влечь по крайней мере, два урока: во-первых, демократам не пришло еще время “делить пирог"; угроза рецидива тоталитаризма нарастает и требует сплочения сил. Во-вторых, к выборам надо го товиться серьезно, это - сложная организаторская работа; нельзя полагаться, что "народ разберется сам" В целом ситуация далеко не безнадежна. В худшем случае, если оппозиция “закусит удила", добиваясь отставки правительст ва или Президента, пытаясь заблокировать бюджет, ратифи кацию международных договоров и всю законодательную работу, есть конституционный выход: оос- пуск парламента и новые выборы. Более вероятным все же пред ставляется другой вариант: предстоит сложный процесс на хождения компромиссов между разными политическими силами в интересах конструктивной работы. Есть проблемы, в решении которых заинтересованы все: ук репление российской государст венности. структур власти, борьба с преступностью, возрождение национальной культуры и духов ности, защита национальных ин тересов России и русскоязычного населения за рубежом, адресная поддержка социально слабых слоев населения и т. д. "Раскачи вать лодку" и ставить под вопрос только что обретенный статус не заинтересованы ни отдельные де путаты. ни сам В. Жириновский, ко торому необходимо время для адаптации в новой роли. Ш 1 Япри дания большей респектабельно сти своему имени. В этом случае правительство получит возмож ность продолжать реформы, а де мократические силы - время для консолидации и лучшей подготов ки к следующим выборам как на местном, так и на общенациональ ном уровне. Рисунок Валерия ТАРАСЕНКО. ie пристало сейчас впадать в меланхолию или "посыпать голову пеплом". Россия еще не упустила свой шанс занять достойное место в сообществе развитых демокра тий современного мира Юрий ТРОШИН , доцент кафедры истории Мурманского педагогиче ского института, кандидат исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz