Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 - 30 декабря 1993 года К 50-летию Победы в Заполярье 11 стр Мне уже доводилось писать о структуре управления рыболовными флотами и предприятиями рыбной про­ мышленности Севера в годы войны. Придется к этому еще раз вернуться, и не исключено, что будут повторы, без которых, к сожалению, не обойтись. Главное управление рыбной промышленности Се­ верного бассейна из Москвы переехало в Архангельск, и на доме № 84 по Петроградскому проспекту появи­ лась вывеска “Главсеврыбпром" В сферу деятельности этого военизированного уп­ равления были включены Мурманский и Архангельский траловые флоты, все судоремонтные предприятия, бе­ реговые рыбокомбинаты, рыбозаводы, тарные, снаб­ женческие предприятия, моторно-рыболовные станции и рыболовецкие колхозы с их мелким флотом прибреж­ ного морского и озерно-речного рыболовства двух со­ седних областей. На второй Бакарице появился аэродром с подразде­ лением авиации Тлавсеврыбпрома", а на здании управ­ ления главка поднялись ввысь мачты радиоцентра. Судоремонтный завод рыбаков приступил к выпуску аэросаней и волокуш для перевозки раненых, Лайский жирообрабатывающий завод начал выпускать тысячи тонн медицинского витаминизированного жира из сала тюленей и рыбьего жира, отгружая свою продукцию флоту. Для него же береговые рыбозаводы развернули массовое производство сушеной рыбы. Рыбацкий флот доставлял воинским частям, расположенным по бере­ гам Белого. Баренцева морей, продовольствие, веще­ вое снабжение. Одновременно с ловом рыбы вел наблюдения за действиями противника на море и в воздухе, информируя командование. Дом № 84 по Петроградскому проспекту внешне напоминал какой-то необычный военный штаб. Входи­ ли и выходили люди, обмундированные строго по -ус - тавному. с табельным оружием военно-морского флота, люди в форме моряков рыбопромыслового флота, но с оружием, военные и гражданские вооруженные летчи­ ки. Тут же работали сугубо гражданские люди, в основ­ ном женщины из числа счетных, плановых работников и младшего персонала. В главке был образован отдел боевой подготовки, возглавляемый капитаном второго ранга Докукиным, в составе офицеров капитан-лейте­ нанта Евгения Леонидовича Постникова. Дмитрия Ефи­ мовича Скорнякова и других. Для всех работников главка действовали требования военного времени, исключительно высокая дисциплина и исполнительность. В конце приказов очень часто зву­ чала фраза "Ответственность по законам военного вре­ мени!”. Главк возглавлял наш земляк-соломбалец капитан первого ранга Николай Ефимович Скорняков. Он одно­ временно был заместителем наркома рыбной промыш­ ленности по военно-морским, флотским делам. Постоянно работая в Москве. Николай Ефимович пери­ одически приезжал в Архангельск и Мурманск, где ра­ ботали его заместители. В Мурманске зам. начальника главка - начальником объединения "Мурманрыба" был капитан третьего ран­ га Георгий Герасимович Тисленко. а в Архангельске - Андрей Васильевич Тупиков (в звании майора). До войны Н. Е. Скорняков и Г. Г. Тисленко прославили себя на Севере как самые высококвалифицированные капитаны промыслового флота, добивавшиеся рекорд­ ных уловов. Они были отмечены высокими государст­ венными наградами, а затем выдвинуты на высокие руководящие посты. В послевоенное время Николаю Ефимовичу Скорня- кову было поручено осваивать первые большие моро­ зильные траулеры, и он блестяще справился с порученным делом, воспитав отряд новых капитанов- промысловиков крупнотоннажных кораблей, оставив на земле о себе добрую память. Мне посчастливилось в годы войны общаться со многими замечательными людьми вдолжности началь­ ника ведущего отдела, называемого тогда отделом ло­ ва. Все рыболовство на морях, реках, озерах, зверобойные промыслы были опекаемы нашим отде­ лом, что накладывало на меня, еще молодого специа­ листа с воинским званием всего лишь старшины, особую ответственность. Несколько позднее мне было присво­ ено звание лейтенанта военно-морского флота. За время службы приходилось выполнять самые не­ ожиданные и весьма сложные задания командования. Нередко к нам наведывался с просьбами и поручения­ ми уполномоченный Государственного Комитета Обо­ роны Иван Дмитриевич Папанин, возглавлявший в Архангельске и Мурманске операции по разгрузке ко­ раблей союзников с военной техникой, продовольстви­ ем. обмундированием. это кончилось. А теперь хочу рассказать, как мы получи­ ли задание перед самым окончанием войны доставить в Москву свежую семгу. «ЮНКЕРС»ЛЕТИТ НА ОНЕГУ Позвонил нарком А А Ишков исполняющему обязан­ ности начальника Тлавсеврыбпрома" А В. Туликову и дал задание: немедленно доставить самолетом не­ сколько рыбин свежей семги, сославшись на А И. Ми­ кояна. который сказал, что семга предназначается для самого высокого стола страны (для Сталина). Пытаюсь доказать Андрею Васильевичу, что семга на Печоре. Двине. Мезени, где ведем обычно ее лов. поя­ вится в июле. В ответ получаю письменный приказ с традиционным окончанием, "Ответственность за неис­ полнение по законам военного времени". - Т- < -я* * -к * Яуже писал, как нам довелось добывать и отгружать на кремлевскую базу стерлядь для ухи Сталину и чем Jl' Надо не только выловить семгу, но еще самолетом доставить в Москву, а на местах лова площадок для посадки самолетов нет. Срочно связываюсь с директо­ ром Онежского рыбозавода Антоном Савельевым и вы­ ясняю. появилась ли в Онеге самая ранняя семга, хотя бы штучно... Он подтвердил, что если десяток штук, то “по великому блату" он найдет у друзей-рыбаков. Правда, они пока еще не афишируют свои успехи. - Прилетай, выручу как старого друга - так подыто­ жил разговор Антон. На чем лететь? Я знал, что в нашем авиаотряде появились трофейные немецкие самолеты "Ю-52" ("Юнкере—52”). Это тяжелые трехмоторные машины с фашистской символикой на фюзеляжах, хотя и закра­ шенный, но хорошо видный сквозь краску, внешним видом самолеты вызывали неприязнь. Но это, как гово­ рится. полбеды. Главная загвоздка в том. что для посад­ ки этих бандур требуются аэродромы с твердым покрытием, а в Онеге даже такой площадки нет. Вызванный к начальнику главка командир авиаотря­ да Макс Федорович Редьков объяснил, что лететь на “Ю-52" на Онежский аэродром нельзя, но коль задание верховных властей, надо посоветоваться с опытным во­ енным летчиком - командиром "Ю-52" Павлом Фоми­ чом Недзи. Командир нам объяснил, что риск огромный, но “мы люди военные, нам не привыкать, попробуем»" И вот мы над Онегой, делаем один, другой круг, летим над аэродромом на бреющем... Касание грунта, не­ сколько резких ударов и прыжков, как по стиральной доске, и самолет встал. Осмотрев ямы. оставленные колесами на грунте, сняв шлем с покрытой обильно потом головы, командир сказал своим товарищам и мне: "Кто-то среди нас счастливый" Все члены экипажа дружно подтвердили, что это счастье принадлежит единственному пассажиру, то есть мне. И тут же доба­ вили: “Надо запастись этим счастьем еще на обратный путь с драгоценным грузом". Между тем по Онеге уже прошли тревожные слухи, что на аэродром вынужден сесть немецкий бамбарди- ровщик Экипаж (5 человек) и меня устроили на квартире прекрасной, доброжелательной старушки. К нашему приходу на плите уже жарилась свежая селедка, вари­ лась уха. а на столе стояла тарелка с ломтиками соленой семги нового улова. Не забыл хлебосольный директор и о водочке, приговаривая, что такую закуску грешно есть "насухую". Три дня с утра до вечера директор ездил по бригадам рыбаков на единственной в Онеге старенькой грузовой машине местного винзавода. И собрал-таки десяток рыбин семги. Каждую рыбу аккуратно укрепили на гладкоостру- ганных дощечках, завернули в пергамент и уложили в ящики с мелкобитым льдом. В таком виде они и достав­ лялись в Москву на кремлевскую базу тем же экипажем, на том же "Ю -52”. Взлет в Онеге был очень трудным, оторвались от полосы после двух попыток, но. видимо, еще раз срабо­ тало мое счастье, что радостно отмечали члены экипа­ жа уже на аэродроме в Архангельске Для экипажа и меня директор вручил две свежие семги и солидную "каталку" свежей селедки. Приказом по главку все. включая директора Савельева, были от­ мечены премиями и благодарностями. Вечером этого же дня "Ю-52" доставил семгу в Мо­ скву Задание было выполнено. Пережитые волнения память хранит пятое десятилетие. Живо вспоминаются и замечательные люди, с которыми довелось выполнять это и другие сложные задания. Расскажу об одном, которое заставило немало по­ волноваться. ЗЛОПОЛУЧНАЯ ВИНТОВКА Известно, что и во время войны на Белом море добы­ вали тюленей с ледоколов и ледокольных пароходов. В экспедиции участвовало до 700 зверобоев на пяти ко­ раблях. Тюленей отстреливали из боевых винтовок с оптическим прицелом. Винтовки и патроны мы получали с вологодских военных складов. К зверобойной кампа­ нии 1945 года имели наряд на получение 150 стволов и нескольких сот тысяч патронов к ним. По моему предложению за оружием в Вологду ко­ мандировали лейтенанта отдела боевой подготовки Скорнякова Дмитрия (брата начальника главка), а в по­ мощь ему дали рабочего склада. Через неделю вагон с оружием в сопровождении лейтенанта Скорнякова прибыл в Архангельск. Сопро­ вождающий бодро доложил начальству: "Задание вы­ полнено!". При передаче винтовок зверобойной экспедиции не­ досчитались одной винтовки. В описи номер значится, а фактически винтовки нет. хотя упаковка на ящиках, при­ нятых Скорняковым. нарушена не была. Начальство распорядилось вопрос о потере боевого оружия пере­ дать в трибунал и предупредило меня об ответственно­ сти за командирование "несерьезного человека". Дмитрий Ефимович просил не докладывать брату - начальнику главка, а я попросил командировать его снова в Вологду - для поиска винтовки. Наш представитель вместе со складскими работни­ ками нашли недостающую винтовку, и вопрос о привле­ чении к суду за утрату боевого оружия отпал. Лейтенант радостный прибыл с винтовкой. С приставленным к ноге боевым оружием доложил: "Лейтенант Скорняков зада­ ние выполнил!" А ведь до поездки в Вологду он твердил: "Дело до­ хлое - штрафбат!" Федор ПОНОМАРЕВ. г. Архан г ельск .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz