Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 - 30 декабря 1993 года К 50-летию Победы в Заполярье 11 стр Мне уже доводилось писать о структуре управления рыболовными флотами и предприятиями рыбной про мышленности Севера в годы войны. Придется к этому еще раз вернуться, и не исключено, что будут повторы, без которых, к сожалению, не обойтись. Главное управление рыбной промышленности Се верного бассейна из Москвы переехало в Архангельск, и на доме № 84 по Петроградскому проспекту появи лась вывеска “Главсеврыбпром" В сферу деятельности этого военизированного уп равления были включены Мурманский и Архангельский траловые флоты, все судоремонтные предприятия, бе реговые рыбокомбинаты, рыбозаводы, тарные, снаб женческие предприятия, моторно-рыболовные станции и рыболовецкие колхозы с их мелким флотом прибреж ного морского и озерно-речного рыболовства двух со седних областей. На второй Бакарице появился аэродром с подразде лением авиации Тлавсеврыбпрома", а на здании управ ления главка поднялись ввысь мачты радиоцентра. Судоремонтный завод рыбаков приступил к выпуску аэросаней и волокуш для перевозки раненых, Лайский жирообрабатывающий завод начал выпускать тысячи тонн медицинского витаминизированного жира из сала тюленей и рыбьего жира, отгружая свою продукцию флоту. Для него же береговые рыбозаводы развернули массовое производство сушеной рыбы. Рыбацкий флот доставлял воинским частям, расположенным по бере гам Белого. Баренцева морей, продовольствие, веще вое снабжение. Одновременно с ловом рыбы вел наблюдения за действиями противника на море и в воздухе, информируя командование. Дом № 84 по Петроградскому проспекту внешне напоминал какой-то необычный военный штаб. Входи ли и выходили люди, обмундированные строго по -ус - тавному. с табельным оружием военно-морского флота, люди в форме моряков рыбопромыслового флота, но с оружием, военные и гражданские вооруженные летчи ки. Тут же работали сугубо гражданские люди, в основ ном женщины из числа счетных, плановых работников и младшего персонала. В главке был образован отдел боевой подготовки, возглавляемый капитаном второго ранга Докукиным, в составе офицеров капитан-лейте нанта Евгения Леонидовича Постникова. Дмитрия Ефи мовича Скорнякова и других. Для всех работников главка действовали требования военного времени, исключительно высокая дисциплина и исполнительность. В конце приказов очень часто зву чала фраза "Ответственность по законам военного вре мени!”. Главк возглавлял наш земляк-соломбалец капитан первого ранга Николай Ефимович Скорняков. Он одно временно был заместителем наркома рыбной промыш ленности по военно-морским, флотским делам. Постоянно работая в Москве. Николай Ефимович пери одически приезжал в Архангельск и Мурманск, где ра ботали его заместители. В Мурманске зам. начальника главка - начальником объединения "Мурманрыба" был капитан третьего ран га Георгий Герасимович Тисленко. а в Архангельске - Андрей Васильевич Тупиков (в звании майора). До войны Н. Е. Скорняков и Г. Г. Тисленко прославили себя на Севере как самые высококвалифицированные капитаны промыслового флота, добивавшиеся рекорд ных уловов. Они были отмечены высокими государст венными наградами, а затем выдвинуты на высокие руководящие посты. В послевоенное время Николаю Ефимовичу Скорня- кову было поручено осваивать первые большие моро зильные траулеры, и он блестяще справился с порученным делом, воспитав отряд новых капитанов- промысловиков крупнотоннажных кораблей, оставив на земле о себе добрую память. Мне посчастливилось в годы войны общаться со многими замечательными людьми вдолжности началь ника ведущего отдела, называемого тогда отделом ло ва. Все рыболовство на морях, реках, озерах, зверобойные промыслы были опекаемы нашим отде лом, что накладывало на меня, еще молодого специа листа с воинским званием всего лишь старшины, особую ответственность. Несколько позднее мне было присво ено звание лейтенанта военно-морского флота. За время службы приходилось выполнять самые не ожиданные и весьма сложные задания командования. Нередко к нам наведывался с просьбами и поручения ми уполномоченный Государственного Комитета Обо роны Иван Дмитриевич Папанин, возглавлявший в Архангельске и Мурманске операции по разгрузке ко раблей союзников с военной техникой, продовольстви ем. обмундированием. это кончилось. А теперь хочу рассказать, как мы получи ли задание перед самым окончанием войны доставить в Москву свежую семгу. «ЮНКЕРС»ЛЕТИТ НА ОНЕГУ Позвонил нарком А А Ишков исполняющему обязан ности начальника Тлавсеврыбпрома" А В. Туликову и дал задание: немедленно доставить самолетом не сколько рыбин свежей семги, сославшись на А И. Ми кояна. который сказал, что семга предназначается для самого высокого стола страны (для Сталина). Пытаюсь доказать Андрею Васильевичу, что семга на Печоре. Двине. Мезени, где ведем обычно ее лов. поя вится в июле. В ответ получаю письменный приказ с традиционным окончанием, "Ответственность за неис полнение по законам военного времени". - Т- < -я* * -к * Яуже писал, как нам довелось добывать и отгружать на кремлевскую базу стерлядь для ухи Сталину и чем Jl' Надо не только выловить семгу, но еще самолетом доставить в Москву, а на местах лова площадок для посадки самолетов нет. Срочно связываюсь с директо ром Онежского рыбозавода Антоном Савельевым и вы ясняю. появилась ли в Онеге самая ранняя семга, хотя бы штучно... Он подтвердил, что если десяток штук, то “по великому блату" он найдет у друзей-рыбаков. Правда, они пока еще не афишируют свои успехи. - Прилетай, выручу как старого друга - так подыто жил разговор Антон. На чем лететь? Я знал, что в нашем авиаотряде появились трофейные немецкие самолеты "Ю-52" ("Юнкере—52”). Это тяжелые трехмоторные машины с фашистской символикой на фюзеляжах, хотя и закра шенный, но хорошо видный сквозь краску, внешним видом самолеты вызывали неприязнь. Но это, как гово рится. полбеды. Главная загвоздка в том. что для посад ки этих бандур требуются аэродромы с твердым покрытием, а в Онеге даже такой площадки нет. Вызванный к начальнику главка командир авиаотря да Макс Федорович Редьков объяснил, что лететь на “Ю-52" на Онежский аэродром нельзя, но коль задание верховных властей, надо посоветоваться с опытным во енным летчиком - командиром "Ю-52" Павлом Фоми чом Недзи. Командир нам объяснил, что риск огромный, но “мы люди военные, нам не привыкать, попробуем»" И вот мы над Онегой, делаем один, другой круг, летим над аэродромом на бреющем... Касание грунта, не сколько резких ударов и прыжков, как по стиральной доске, и самолет встал. Осмотрев ямы. оставленные колесами на грунте, сняв шлем с покрытой обильно потом головы, командир сказал своим товарищам и мне: "Кто-то среди нас счастливый" Все члены экипажа дружно подтвердили, что это счастье принадлежит единственному пассажиру, то есть мне. И тут же доба вили: “Надо запастись этим счастьем еще на обратный путь с драгоценным грузом". Между тем по Онеге уже прошли тревожные слухи, что на аэродром вынужден сесть немецкий бамбарди- ровщик Экипаж (5 человек) и меня устроили на квартире прекрасной, доброжелательной старушки. К нашему приходу на плите уже жарилась свежая селедка, вари лась уха. а на столе стояла тарелка с ломтиками соленой семги нового улова. Не забыл хлебосольный директор и о водочке, приговаривая, что такую закуску грешно есть "насухую". Три дня с утра до вечера директор ездил по бригадам рыбаков на единственной в Онеге старенькой грузовой машине местного винзавода. И собрал-таки десяток рыбин семги. Каждую рыбу аккуратно укрепили на гладкоостру- ганных дощечках, завернули в пергамент и уложили в ящики с мелкобитым льдом. В таком виде они и достав лялись в Москву на кремлевскую базу тем же экипажем, на том же "Ю -52”. Взлет в Онеге был очень трудным, оторвались от полосы после двух попыток, но. видимо, еще раз срабо тало мое счастье, что радостно отмечали члены экипа жа уже на аэродроме в Архангельске Для экипажа и меня директор вручил две свежие семги и солидную "каталку" свежей селедки. Приказом по главку все. включая директора Савельева, были от мечены премиями и благодарностями. Вечером этого же дня "Ю-52" доставил семгу в Мо скву Задание было выполнено. Пережитые волнения память хранит пятое десятилетие. Живо вспоминаются и замечательные люди, с которыми довелось выполнять это и другие сложные задания. Расскажу об одном, которое заставило немало по волноваться. ЗЛОПОЛУЧНАЯ ВИНТОВКА Известно, что и во время войны на Белом море добы вали тюленей с ледоколов и ледокольных пароходов. В экспедиции участвовало до 700 зверобоев на пяти ко раблях. Тюленей отстреливали из боевых винтовок с оптическим прицелом. Винтовки и патроны мы получали с вологодских военных складов. К зверобойной кампа нии 1945 года имели наряд на получение 150 стволов и нескольких сот тысяч патронов к ним. По моему предложению за оружием в Вологду ко мандировали лейтенанта отдела боевой подготовки Скорнякова Дмитрия (брата начальника главка), а в по мощь ему дали рабочего склада. Через неделю вагон с оружием в сопровождении лейтенанта Скорнякова прибыл в Архангельск. Сопро вождающий бодро доложил начальству: "Задание вы полнено!". При передаче винтовок зверобойной экспедиции не досчитались одной винтовки. В описи номер значится, а фактически винтовки нет. хотя упаковка на ящиках, при нятых Скорняковым. нарушена не была. Начальство распорядилось вопрос о потере боевого оружия пере дать в трибунал и предупредило меня об ответственно сти за командирование "несерьезного человека". Дмитрий Ефимович просил не докладывать брату - начальнику главка, а я попросил командировать его снова в Вологду - для поиска винтовки. Наш представитель вместе со складскими работни ками нашли недостающую винтовку, и вопрос о привле чении к суду за утрату боевого оружия отпал. Лейтенант радостный прибыл с винтовкой. С приставленным к ноге боевым оружием доложил: "Лейтенант Скорняков зада ние выполнил!" А ведь до поездки в Вологду он твердил: "Дело до хлое - штрафбат!" Федор ПОНОМАРЕВ. г. Архан г ельск .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz