Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
12 стр- Писатель исследует проблему «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 7 - 2 3 декабря 1993 года (Продолжение. Начало в № 46 - 49 .) НАВЫСОТЕ 3 ТЫСЯЧИ 100 МЕТРОВ Психологический дискомфорт, от сутствие аппетита, бессонница - это все испытывали шестеро участни ков экспедиции в горах Кекиримтау. Впрочем, место там не из веселых, настоящий “медвежий угол”. Вот как описывает его один из участников похода: “Путь к Кекиримтау лежал через перевал Капка (3.100 метров), который называют воротами в инте ресовавшую нас долину. Собствен но говоря, "долина" мало подходит к этим местам. Узкое, извилистое ущелье, с обеих сторон огорожен ное отвесными склонами. По ущелью через два дня добрались мы до небольшого оазиса, густо по крытого березняком. Здесь и распо ложили базовый лагерь. Лес очень похож на тот, что описывал К. Д ж у - раев. Макушки деревьев действи тельно уходили в землю. Но в этом, как выяснилось, ничего необычного нет. Просто обильные снегопады обломали кроны, а селевые потоки похоронили их под своей толщью. Зато флора Кекиримтау и впрямь необычна. Характерный в зоне аль пийских лугов гигантизм растений здесь обретает гипертрофирован ные формы: джунгли трав. Удивило, что в этих местах совер шенно нет птиц. Возможно, поэтому здесь в огромном количестве раз множились мухи и оводы, которые буквально облепляли наши тела. Крупных животных мы так здесь и не встретили, хотя местные жители уверяли, что ущелье кишит козлами, шакалами, зайцами, медведями. Полно здесь лишь змей. Оазис на многие километры уда лен от цивилизации. Кажется, сама природа позаботилась, чтобы ос таться заповедной. Пять дней мы работали в ущелье, совершая ра диальные выходы, но никаких сле дов “снежного человека” не нашли ". А Джураев же слышал, как “из этого леса доносились зловещие звуки. А вскоре оттуда, из чащи, по явилось звероподобное высокое существо, густо поросшее шер стью”. Его вид был так ужасен и гро зен, что чабану не оставалось ничего другого, как ретироваться» гоминоид ВЫБИРАЕТ ГЛУХИЕ МЕСТА Итак, перед нами два бесспорных, совершенно очевидных фактора: если гоминоид и существует, то вы бирает для обитания самые глухие места, где встречи с человеком если могут быть, то крайне редко. Это во - первых. Во-вторых, психологиче ский дискомфорт и все остальное, что испытывает человек в местах, куда отправляется для встречи с йетти, или при случайном столкно вении с ним. “Это было у подножья хребта Ха- мар-Дабан, - пишет любитель- криптозоолог Д Петров, протянувшегося от южной части Байкала до монгольской границы. С другом, заядлым путешественни ком, мы решили подняться на двух- тысячник, который иркутские туристы называют пиком Порожи стым. Возвышается он километрах в двадцати от железнодорожной станции Утулик. В дорогу вышли уже перед обедом, поднялись по реке Бабхе - вдоль нее идет хоро шая тропа - до впадения ручья Медвежьего, а затем по ручью к его истоку. К вечеру были уже на гра нице леса и остановились на ночлег. Взяв топорик, я отошел в сторону от костра, чтобы нарубить стланика. Начинало темнеть, в ущелье наби рал силу ветер, и было как-то не по себе от медвежьего рева ручья, не сущего с вершин талые воды, от черных обрывком туч, скользящих над головой, от ощущения полной оторванности от мира. Срубив не сколько тяжелых лап, я вдруг по чувствовал всей спиной чей-то вни мательный взгляд. Медленно повернулся - невдалеке от меня стояло огромное длиннорукое су щество с вдавленной в широченные плечи маленькой головой - то ли че ловек, то ли зверь. Непонятная и жуткая сила, исхо дящая от этого существа, парали зовала мою волю, сковала сотнями обручей так, что нельзя было вздох нуть, отвести взгляд даже опустить веки. Мне кажется, что в тот момент я потерял способность восприни мать окружающий мир. Последнее, что почувствовал, это как поднялись волосенки на моей голове. Сколько пребывал я в таком оце пенении, не знаю. А потом неожи данно пришел в себя. Бешено заколотилось сердце, пот выступил на лбу_ А на том месте, где только что стояло неведомое мне существо, уже никого не было. И только ветки стланика отбивали поклоны земле. Я вернулся к костру, где был занят приготовлением нехитрого ужина мой друг, и долго не мог прийти в себя. Все казалось, что из темноты смотрят на нас чьи-то изучающие, внимательные глаза. Животный, па рализующий душу и тело, страх уже прошед но осталось ощущение ог ромного превосходства со стороны того неведомого существа, которое то ли померещилось в сумерках, то ли было на самом деле. Пэичем это превосходство я ощущал не как способность сделать с помощью физической силы с нами все что угодно. Оно было совершенно иного рода, сродни тому снисходитель ному превосходству, с которым мы смотрим на мартышек, прыгающих в клетках зоопарка. Мы умные и прекрасно понимаем суть явлений и вещей, а что понимают они, наши меньшие братья за металлическими прутьями? Примерно так же, должно быть, смотрело то существо, вооруженное опытом многолетнего единства с природой, на человека, размахива ющего топориком и тревожно ози рающегося по сторонам. Каким жалким, беспомощным и глупым, должно быть, казался этому суще ству двуногий продукт цивилизации, не чувствующий ни приближение грозы со стороны Байкала, ни даже стоящего рядом, в пяти метрах, его - хозяина этих мест.. Впрочем, он заставил меня почувствовать свое присутствие, достаточно было при дать взгляду ту повелительную твердость, которую я ощутил всей спиной. Это чудо-юдо наверняка наблюдало за мной какое-то время, а потом захотело рассмотреть меня повнимательнее, а чтобы я не махал руками и не дергался, заставило меня повернуться лицом к нему и оцепенеть. С помощью чего он по давил мою волю: гипноза, биополя, телепатической связи?.. Не знаю". «АНОМАЛИЯ» ИНТЕРВЬЮИРУЕТ В этом рассказе как раз и есть те самые два фактора, о коих я упомя нул чуть раньше. В интервью газете ‘А» номалия кандидат биологиче ских наук Валентин Сапунов, воз главляющий в Санкт-Петербурге научное общество криптобиологов, вот как объясняет оба фактора: “Че ловеческий род развивался по следние 50 тысяч лет как система двух видов, и именно этот процесс привел нас к тому состоянию, в ко тором мы пребываем теперь. существуют две формы эволю ции: эволюция вида в условиях только внешней конкуренции с дру гими - далекими - видами, и эволю ция на фоне ожесточенной внутренней борьбы двух подвидов. Последнее случается, когда вид ращепляется на две близкие, но не признающие друг друга ветви. В этом случае возникает своеобраз ный биологический плюрализм, многократно ускоряющий развитие. Сталкиваются два различных, но схожих биологических решения. Группы с близким морфологическим строением вынуждены выбирать разные способы адаптации - и в ре зультате каждая из групп выявляет свои скрытые резервы. А вид в це лом стремительно прогрессирует. Человеческий род распадался на виды неоднократно. Последний раз это уже случилось на стадии хомо сапиенс. подвида неандерталец, примерно 50—100 тысяч лет назад Но именно тогда - лишь одна из крайних форм пошла по пути био логического развития. Другая же в биологическом отношении с тех пор не продвинулась ни на шаг. И как вы думаете, кто есть кто? Те, которые не продвинулись - это мы! Наши братья-близнецы - “снежные люди" - продолжают и теперь совершен ствовать свою физическую силу, быстроту, ловкость и систему чувств, мы же в биологическом плане де градировали. Но зато начали ус ложнять наше поведение. Мы изобрели негенетические сигналь ные формы передачи информации (язык, искусство), начали быстро развивать материальную культуру". Вполне законен вопрос к специа листу. чем вызвано географическое пристрастие "снежного человека1’ к местам суровым и необитаемым. Вот как он отвечает на этот вопрос: “Есть такой закон Гаузе, по которому два близких вида не могут мирно сосу ществовать. Они неизбежно начи нают делить экологические ниши, пока не устанавливается жесткая линия разграничения. Вообще-то есть и еще одна перспектива: один вид просто может уничтожить дру гой, к чему мы так близки теперь. Но в случае биологического расхож дения самые мельчайшие отличия многократно усиливаются. Эволю ция идет именно по пути нарастания отличий. Если одни активны днем, значит, другие должны полностью уйти в ночь, чтобы избежать контак тов. Если одни предпочитают один ландшафт, вторые автоматически облюбовывают другой. Я составил частотную карту появ ления “снежного человека" и срав нил ее с картой плотности населения. Это же негатив и позитив. Их любимые места - самые глухие районы мира. И они действительно сразу появляются там, откуда люди уходят". Что же касается состояния чело века при встрече с гоминоидом, то вот что по этому поводу говорит Ва лентин Сапунов: “В экстрасенсорике человеку с ним не тягаться. Экстра сенсорное восприятие - это одно из его оиологических" достижений. Я имею в виду способность получать информацию помимо обычных ор ганов чувств. Скорее всего это - восприятие электромагнитного из лучения коры головного мозга дру гого существа. В той или иной мере есть оно у каждого вида. Но “снеж ные люди" в нем особенно преуспе ли. Нас они распознают гораздо раньше, чем мы о них подумаем. Тут нам лучше полагаться на реакцию домашних животных. Собаки, на пример, чувствуют “снежного чело века", начинают скулить и искать уголок поскромнее. Но, кстати, мы и сами настроены на “снежного человека" и притом го раздо лучше, чем на кого бы то ни было". Комментарии тут не нужны. В 1977 году болгарский журнал "Параллели" опубликовал сенсаци онную корреспонденцию из Соеди ненных Штатов Америки: “Во второй половине дня двери нью-йоркского клуба любителей природы отвори лись и в зале появился странный "человек" Вошедший вместе с ним мужчина вел его на цепочке. Слегка вздрогнув при свете вспышек фото аппаратов, это существо потеряло равновесие, но затем быстро вы прямилось и стоя начало медленно поворачивать голову в разные сто роны, осматривая помещение. Присутствующие в зале, среди ко торых было немало ученых, с инте ресом рассматривали пришельца. Ростом 125 сантиметров, оно похо дило на маленького шимпанзе из семейства бонобо. У него были длинные руки, длинные и узкие ступни с сильным пальцем и толстой шерстью. Но форма губ и ушей мало чем отличалась от человеческой. И, что особенно всех заинтриговало, “существо" ходило прямо, как чело век, не опираясь на передние ко нечности! Среди приматов это, по мнению многих, наблюдалось впер вые". Выяснилось, что хозяин этого су щества адвокат Миллер, будучи в одном из маленьких американских городков, выкупил его из зверинца. Причем владелец зверинца сооб щил лишь, что Оливер - такое было дано имя непонятному существу - попал к ним откуда-то с западного берега Конго и что принадлежит животное к малоизученному племе ни, ведущему таинственный и скрытный образ жизни. Детеныш “снежного человека"? Ученые опре делили, что существу около семи лет и что хромосомная его картина по казывает “ненормальные характе ристики". Правда, в чем заключена “ненормальность" - не объясняется. Тем не менее принадлежность к ка кому-либо известному ученым виду “существо" так и не было отнесено. Возможно, говорили одни, что это плод скрещивания между членом какого-то примитивного племени из джунглей и шимпанзе, хотя ничего похожего до сих пор обнаружено не было. (Но мы-то помним кавказскую Зану, рожавшую “человеков"!). При мат, о существовании которого ни чего не было известно? Деформированная шимпанзе из семейства бонобо, то есть обезьяна с наибольшим числом человеческих характерных черт, - “не люди, но и не животные", по определению гол ландского ученого Адриана Корт- ланта? Оливера поместили в лаборато рию, но сведения оттуда поступали нерегулярные и, как это часто бы вает с публикациями материалов такого рода, интерес к существу, не подогреваемый новыми сенсацион ными сообщениями, остыд а затем и вовсе исчез. Правда, “Неделя", сде лав перепечатку статьи из журнала “Параллели", поместила рядом с ним комментарий ученого-антрополога профессора Ю. Рычкова, который, ссылаясь на достаточно скудные сведения об Оливере, больше всего сожалеет, что не хватает информа ции о его генетике, которую можно было бы выявить с помощью хро мосом. Специалисты в этой области знают каждую хромосому, что на зывается, “в лицо". Определить при надлежность хромосом, к человеческому ли виду относится существо или к разряду обезьян при современных методах анализа, по словам профессора, достаточно не сложно. Мы предполагаем, а Гос подь располагает, потому еще одна загадка не утолила наш голод на истину, тем паче не внесла даже на мека на объяснение происхождения примата. Тем не менее у ученого есть свои убеждения, концепция: “Человек в природе существует в качестве одного вида, а не многих, и я думаю, что весь свой эволюцион ный путь он прошел именно в этом качестве, каким бы долгим этот путь не оказался. Истинная длина все еще неизвестна. Мы только знаем, что с каждой новой находкой чело век удревняется на миллионы лет. Еще какие-нибудь десять-пятнад- цать лет назад считалось, что древ ность людей не больше миллиона лет, сейчас уже известны первые каменные орудия, созданные рука ми человека, возраст которых ис числяется несколькими миллионами. По-видимому, человек на всем своем пути развивался в ви де одной эволюционной линии и не имел побочных ответвлений. Если же такие ответвления были, то в силу каких же причин они не дошли до сегодняшнего дня?" Мнения, как видим, сталкиваются, порой прямо противоположные друг другу, но мы запомним фразу про фессора о том, что человек удрев няется с каждой новой находкой на миллионы лет. И такое открытие случилось за десять-лятнадцать последних лет. ("Неделя" перепеча тала статью об Оливере, по поводу которой дает комментарий профес сор, как уже говорилось, в 1977 го ду. То есть чуть больше пятнадцати лет назад. Неужели за это время ни чего нового не открылось? - А. М.). Чтобы вопрос не повисал как заве домо риторический, сошлюсь на публикацию в газете “Труд", дати рованную декабрем 1987 года: Недавно в зарубежной печати по явилось сообщение о том, что авст рийским альпинистом К. Нейером сделана серия цветных снимков "снежного человека" и его следов. В сообщении, правда, “засекречен" район планеты, где произошла эта встреча. Нет пока и самих фотогра фий. Но информация вновь оживила ведущиеся много лет дискуссии. Интересно, что “за" существование йетти - реликтового гоминоида - на сей раз высказались и кое-кто из тех, кто долгое время был “против" Например знаменитый альпинист Р. Месснер, английский ученый Т. Вул дридж, историк и археолог М. (Нак лей." Как видим, и скептики меняют свое отношение к проблеме. Александр МИЛАНОВ. ( Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz