Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.

4 стр. Экономика «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17-23 декабря 1993 года Безопасность мореплавания т а ш ж г /ш ш ш “ Иди и тони?" - так назывался материал в еженедельнике о том. что сегодня о безопасности мореплавания тревожиться при­ ходится самим морякам, те. кто их отправляет в море, заняты со­ всем другими проблемаи ("РМ". 1993, N 47). В результате беды пошли, что называется, косяком. Сегодня мы продолжаем разго­ вор на эту же тему. А повод к тому - новые несчастья, на этот раз с большими траулерами. Погибли два БМРТ: "Луно­ ход" и “ Бородинское поле" (оба - прибалтийские). Моряков спас­ ли. Как это произошло? На рейде Леруика сейчас очень много скапливается судов - до 75 единиц. Район этот стра­ шен своей непредсказуемостью, случается, шторм налетает вне­ запно. намного опережая про­ гноз. Так и произошло. Оба БМРТ стояли на якорях, когда разыг­ рался шторм. Впрочем, получив прогноз и зная коварство здеш­ ней погоды, капитаны должны бы сразу же убегать оттуда. Что-то их задержало. Вскоре "Луно­ ход" выбросило на берег. Трау­ лер "Бородинское поле" выскочил на рифы при маневри­ ровании. Что любопытно, на БМРТ "Луноход" старший комсо­ став в этот период... отдыхал. В такое сверхопасное время надо усиливать вахты (так предписыва­ ется и Уставом, и морской прак­ тикой). а вместо этого мостик без капитана, машина - без стармеха. Итог плачевный. А вспомните прошлый год: в аналогичную ситуацию попал тог­ да архангельский БМРТ "Трал­ мейстер Могутов". Чуть припозднился, бросил якорь, а он не держит судно. И вскоре якорь совсем оборвался. Трау­ лер сразу понесло на камни. От полного крушения его спасло то. что на судне было двойное дно. Но пробоины первого дна и топ­ ливных танков - все равно гро­ мадные убытки для флота: надо было флоту расплатиться за за­ грязнение акватории да плюс ва­ люта за ремонт судна на Фарерах. Вообще Леруик сейчас стали звать мрачным словом "могиль­ ник". Кроме этих аварий в этом же "могильнике" недавно произош­ ла беда с новейшим “ Моонзун- дом" (опять архангельским) "Капитан Бубнов". Он стоял на двух якорях. Начался шторм. Ка­ питан. увидев, что на его судно ветром сносит другие, решил уйти от греха подальше. А места для маневра мало, кругом суда стоят. Ветер усилился. И снова посадка на камни. На этот раз. несмотря на шесть пробоин первого дна. убытков от загрязнения не было, но и затраты на ремонт сумасшед­ шие. Здесь же. в Леруике. 22 нояб­ ря случилось вот что. БМРТ "За­ кавказье" (АО “ Мурманский траловый флот") стоял на якоре. ТР "Константин Ольшанский" (АО "Севрыбхолодфлот") шел на швартовку. Тесно, очень тесно на рейде. А тут крепкий ветер нале­ тел. И хотя на мостике транспорта стоял опытный капитан Галкин, не хватило нескольких метров для безопасного маневра. ТР пробил дыру в твиндеке "Закавказья" длиной шесть и глубиной два мет­ ра. Хорошо еще. что на "Закав­ казье" успели отработать назад, насколько это позволила длина якорной цепи. Но несчастья случаются не только в “ могильнике". В августе В шотландском ппрту Питерхед сел на мель БМРТ “ Кандалакша” (АО "Мурманрыбпром"). Причи­ на? Видимо, капитан пожалел по­ тратить лишнюю валюту, чтобы купить крупномасштабную карту. На той карте, по которой он выхо­ дил из порта, не обозначен был небольшой островок, ставший не­ преодолимым препятствием для траулера. Тем паче дело было глу­ бокой ночью (очень спешил, вид­ но. капитан). Шотландский буксир сдернул траулер с камней. В ито­ ге 16 пробоин, убытки и конфлик­ ты с местными властями насчет загрязнения моря. Мурманрыбпромовский БМРТ "Невьянск" возвращался домой после захода в норвежский порт. Идет по фиорду, и вдруг на нем ломается главный двигатель. Суд­ но понесло к берегу. Но экипаж был настороже и в полутора ми­ лях смог остановить траулер. Что такое 1.5 мили? 20 минут дрейфа. Вот как близка была беда. Почему сразу не смогли остановить суд­ но? Якорь не доставал дна. Тогда закрепили 400-метровый трос и на нем опустили якорь. Тем вре­ менем механики - золотые руки! - отремонтировали двигатель, за­ тратив на это 10 часов, а не неде­ лю, как принято на заводах. Ну и. наконец, событие в на­ шем Баренцевом море. Танкер "Ке кур ” стоял на бакштове у “ Скаллопера". чтобы снабдить его топлипом Порыв р . ртпл и "Скаллопер" сдернут с якоря, волна подхватывает оба судна. Сейчас пока нет ясности, что слу­ чилось на "Кекуре". почему он стал дрейфовать к острову и вско­ ре сел на мель. Но. к счастью, ря­ дом был МТР "Малахитовый", кроме того, посадка произошла на малой воде, и еще: грунт там мягкий - эти обстоятельства спас­ ли и судно, и экипаж. Отделались легким испугом. Вот теперь и посчитайте, сколько аварий и аварийных ситу­ аций было за эти месяцы. Напом­ ню. не зимние месяцы, а осенние. Не будем говорить о том. что пе­ режили моряки этих судов. Не станем касаться темы "что было бы. если бы не..." Слава Богу, все моряки живы-здоровы. это глав­ ное. Давайте поговорим о том. по­ чему же столь "урожайной" на бе­ ды стала нынешняя осень. Во-первых, о Леруике. Почему мирный, хороший порт превраща­ ется в "могильник"? Потому что раньше сюда заходили (разом) не более пяти судов, теперь же не­ где повернуться. А все оттого, что весь наш флот работает здесь, в северных широтах. Уйти бы БАТам. "Моонзундам" в Тихий океан, да нет нам туда дороги из- за перевернутой нашей экономи­ ки. Во-вторых, резко упала дис­ циплина на судах. Неохота смот­ реть в оба. хоть и опасный район, ну и легли отдыхать. Жалко тра­ тить валюту на карту хорошую, и обойдемся. И так далее. В-третьих, следить особо за дисциплиной-то и некому. Служ­ бы мореплавания сокращены до предела, оставшиеся специали­ сты загружены выше головы. Еще несколько лет назад капитаны рыдали от бесконечной вереницы проверяющих судно перед отхо­ дом. Теперь они, капитаны, "сами с усами". В-четвертых, каждую траге­ дию каждый флот переживает, так сказать, в узком кругу. Неко­ му рассказать о происшедшем другим флотам, чтобы учились на чужих ошибках. В-пятых, и тут разговор осо­ бый. по сути дела единственным “ пограничником" между судном и угрозой стихии осталась служба наблюдения за флотом “ Севры- бы“ . Но то. как она оснащена, вы­ зывает грусть. Вот в Мурманском пароходстве спасательно-коор- динационный центр оснащен - это да. Но его оборудовали после ги­ бели "Нахимова". Страшно гово­ рить. но. как видно, у нас. в рыбной отрасли, ждут второго "Нахимова” . Чтобы потом “ при­ нять надлежащие меры"... • Попросили как-то капитаны службы наблюдения у “ Севры- пы" "Нам бы квоты тонн 5-10. мы бы хоть компьютер купили". "О чем речь? - сказали в "Севрыбе” . - Не надо квоты, купим мы вам компьютер". Говорят, обещанно­ го три года ждут, а еще и года не прошло. Короче говоря, все наши беды от нищеты. Будь бассейн побога­ че. небось, морякам было и по­ легче. а главное - безопасней работать. А что касается дисцип­ лины. то те. которые заявили: "Са­ ми с усами". должны соответствовать такому заявле­ нию. И уж тем полее в штормо­ вую погоду и в сложных навигационных условиях. Помните старый завет? "Счи­ тай себя ближе к опасности!". Инна ПЕРЕЗЮК. Новости российского рыболовства ПОЛЯКИ ДЕЛАЮТФИНТ В Комитете РФ по рыболовству со­ стоялась встреча Председателя Рос- комрыболовства В. Корельского с вице-президентом Международного центра торговли г. Гдыня Е Ханбов- ским. Е Ханбовский передал польские предложения, предлагая организацию и финансирование совместной ремон­ тной базы вместе со складами запча­ стей для рыболовного флота на Дальнем Востоке, финансирование строительства рыбопромысловых су­ дов, если будут заказы российских су­ довладельцев, организацию польско-российских совместных предприятий в области рыболовства. При создании СП предлагается поль­ ской стороной организация судов с экипажем из польских и российских рыбаков поровну, совместная перера­ ботка рыбы - тоже 50 на 50. Польская сторона гарантирует рынки сбыта в Европе и по мировым ценам. В. Корельский подтвердил заинте­ ресованность российской стороны в инвестициях. Однако подчеркнул, что Россия против решения всех экономи­ ческих вопросов в увязке с промыслом польских судов в центральной части Охотского моря, против использования польских судов в промысле. Россий­ ская сторона предлагает вкладывать инвестиции в экономику Дальнего Во­ стока, есть программы развития Ку­ рильских островов, где необходимо строительство аэропорта, дорог, школ. В инвестициях заинтересованы Мага­ данская область и Камчатка. Мы от­ крыты к сотрудничеству, но не на развитии польского промысла в цент­ ральной части Охотского моря. Ресур­ сы там напряжены, и прежде всего мы должны подписать соглашение о вы­ ходе судов из центральной части Охотского моря. г. Москва. о П А Т Р И О Т И З М П Е Р Е Д В А Л Ю Т О Й Н Е У С Т О Я Л Год назад (или раньше) на совете директоров "Дальрыбы" было решительно заявлено: в нашу родимую экономическую зону иностранцев не пускать. Ни под каким соусом. Соус был заме­ шан на патриотичности, нехватке собственных ресурсов и еще на чем-то таком, что не подда­ ется никакой формулировке. Недавно опять решили обсудить эту тему. Бы­ ло горячо. Одни сказали: да вы что. хотите запу­ стить козла в огород? Другие: да вы что. хотите нас по миру пустить? Короче, флот очень ба­ нально разделился на две части. Добывающий - согласен отдать свой улов хоть марсианам. Об­ работчики желают все подгрести под себя. И те. и другие клянутся благополучием своих работ­ ников и их семей. На совете директоров воз­ никло противное слово "процессор". Это означает: наши славные добытчики отдают свои полные тралы иностранцам, а те делают с ними что хотят. Опять возникает вопрос "о соусе". Одни говорят: они нашу рыбу обработают и про­ дадут так. что мы внакладе не останемся. Дру ­ гие: они нас обьегорят так. что мы с каждой тонны потеряем... ту же тонну. Кому верить? Кто кого обьегорит - это дело фирм и частных компаний. Дело в другом. Очень многие наши колхозы и коммерческие структуры не могут начать свои будущие экспедиции без того, что­ бы не потрясти финансовой мошной. Кредита - нет. на что покупать топливо, соль, тару и т. д.? Вот ребята и желают продать кое-что иностран­ цам. чтобы было на что потом снабжать экспе­ диции. На сегодня другого выхода нет. Совет директоров согласился и с тем. что пол­ ностью запрещать иностранный промысел нельзя. Что в том же Охотоморье надо разре­ шить иностранцам обрабатывать рыбу за валю­ ту. скажем. 8-10 процентов от всего вылова, но не более 100 тыс. тонн. На том и порешили j. Нладшюсток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz