Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
4 стр. Экономика «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17-23 декабря 1993 года Безопасность мореплавания т а ш ж г /ш ш ш “ Иди и тони?" - так назывался материал в еженедельнике о том. что сегодня о безопасности мореплавания тревожиться при ходится самим морякам, те. кто их отправляет в море, заняты со всем другими проблемаи ("РМ". 1993, N 47). В результате беды пошли, что называется, косяком. Сегодня мы продолжаем разго вор на эту же тему. А повод к тому - новые несчастья, на этот раз с большими траулерами. Погибли два БМРТ: "Луно ход" и “ Бородинское поле" (оба - прибалтийские). Моряков спас ли. Как это произошло? На рейде Леруика сейчас очень много скапливается судов - до 75 единиц. Район этот стра шен своей непредсказуемостью, случается, шторм налетает вне запно. намного опережая про гноз. Так и произошло. Оба БМРТ стояли на якорях, когда разыг рался шторм. Впрочем, получив прогноз и зная коварство здеш ней погоды, капитаны должны бы сразу же убегать оттуда. Что-то их задержало. Вскоре "Луно ход" выбросило на берег. Трау лер "Бородинское поле" выскочил на рифы при маневри ровании. Что любопытно, на БМРТ "Луноход" старший комсо став в этот период... отдыхал. В такое сверхопасное время надо усиливать вахты (так предписыва ется и Уставом, и морской прак тикой). а вместо этого мостик без капитана, машина - без стармеха. Итог плачевный. А вспомните прошлый год: в аналогичную ситуацию попал тог да архангельский БМРТ "Трал мейстер Могутов". Чуть припозднился, бросил якорь, а он не держит судно. И вскоре якорь совсем оборвался. Трау лер сразу понесло на камни. От полного крушения его спасло то. что на судне было двойное дно. Но пробоины первого дна и топ ливных танков - все равно гро мадные убытки для флота: надо было флоту расплатиться за за грязнение акватории да плюс ва люта за ремонт судна на Фарерах. Вообще Леруик сейчас стали звать мрачным словом "могиль ник". Кроме этих аварий в этом же "могильнике" недавно произош ла беда с новейшим “ Моонзун- дом" (опять архангельским) "Капитан Бубнов". Он стоял на двух якорях. Начался шторм. Ка питан. увидев, что на его судно ветром сносит другие, решил уйти от греха подальше. А места для маневра мало, кругом суда стоят. Ветер усилился. И снова посадка на камни. На этот раз. несмотря на шесть пробоин первого дна. убытков от загрязнения не было, но и затраты на ремонт сумасшед шие. Здесь же. в Леруике. 22 нояб ря случилось вот что. БМРТ "За кавказье" (АО “ Мурманский траловый флот") стоял на якоре. ТР "Константин Ольшанский" (АО "Севрыбхолодфлот") шел на швартовку. Тесно, очень тесно на рейде. А тут крепкий ветер нале тел. И хотя на мостике транспорта стоял опытный капитан Галкин, не хватило нескольких метров для безопасного маневра. ТР пробил дыру в твиндеке "Закавказья" длиной шесть и глубиной два мет ра. Хорошо еще. что на "Закав казье" успели отработать назад, насколько это позволила длина якорной цепи. Но несчастья случаются не только в “ могильнике". В августе В шотландском ппрту Питерхед сел на мель БМРТ “ Кандалакша” (АО "Мурманрыбпром"). Причи на? Видимо, капитан пожалел по тратить лишнюю валюту, чтобы купить крупномасштабную карту. На той карте, по которой он выхо дил из порта, не обозначен был небольшой островок, ставший не преодолимым препятствием для траулера. Тем паче дело было глу бокой ночью (очень спешил, вид но. капитан). Шотландский буксир сдернул траулер с камней. В ито ге 16 пробоин, убытки и конфлик ты с местными властями насчет загрязнения моря. Мурманрыбпромовский БМРТ "Невьянск" возвращался домой после захода в норвежский порт. Идет по фиорду, и вдруг на нем ломается главный двигатель. Суд но понесло к берегу. Но экипаж был настороже и в полутора ми лях смог остановить траулер. Что такое 1.5 мили? 20 минут дрейфа. Вот как близка была беда. Почему сразу не смогли остановить суд но? Якорь не доставал дна. Тогда закрепили 400-метровый трос и на нем опустили якорь. Тем вре менем механики - золотые руки! - отремонтировали двигатель, за тратив на это 10 часов, а не неде лю, как принято на заводах. Ну и. наконец, событие в на шем Баренцевом море. Танкер "Ке кур ” стоял на бакштове у “ Скаллопера". чтобы снабдить его топлипом Порыв р . ртпл и "Скаллопер" сдернут с якоря, волна подхватывает оба судна. Сейчас пока нет ясности, что слу чилось на "Кекуре". почему он стал дрейфовать к острову и вско ре сел на мель. Но. к счастью, ря дом был МТР "Малахитовый", кроме того, посадка произошла на малой воде, и еще: грунт там мягкий - эти обстоятельства спас ли и судно, и экипаж. Отделались легким испугом. Вот теперь и посчитайте, сколько аварий и аварийных ситу аций было за эти месяцы. Напом ню. не зимние месяцы, а осенние. Не будем говорить о том. что пе режили моряки этих судов. Не станем касаться темы "что было бы. если бы не..." Слава Богу, все моряки живы-здоровы. это глав ное. Давайте поговорим о том. по чему же столь "урожайной" на бе ды стала нынешняя осень. Во-первых, о Леруике. Почему мирный, хороший порт превраща ется в "могильник"? Потому что раньше сюда заходили (разом) не более пяти судов, теперь же не где повернуться. А все оттого, что весь наш флот работает здесь, в северных широтах. Уйти бы БАТам. "Моонзундам" в Тихий океан, да нет нам туда дороги из- за перевернутой нашей экономи ки. Во-вторых, резко упала дис циплина на судах. Неохота смот реть в оба. хоть и опасный район, ну и легли отдыхать. Жалко тра тить валюту на карту хорошую, и обойдемся. И так далее. В-третьих, следить особо за дисциплиной-то и некому. Служ бы мореплавания сокращены до предела, оставшиеся специали сты загружены выше головы. Еще несколько лет назад капитаны рыдали от бесконечной вереницы проверяющих судно перед отхо дом. Теперь они, капитаны, "сами с усами". В-четвертых, каждую траге дию каждый флот переживает, так сказать, в узком кругу. Неко му рассказать о происшедшем другим флотам, чтобы учились на чужих ошибках. В-пятых, и тут разговор осо бый. по сути дела единственным “ пограничником" между судном и угрозой стихии осталась служба наблюдения за флотом “ Севры- бы“ . Но то. как она оснащена, вы зывает грусть. Вот в Мурманском пароходстве спасательно-коор- динационный центр оснащен - это да. Но его оборудовали после ги бели "Нахимова". Страшно гово рить. но. как видно, у нас. в рыбной отрасли, ждут второго "Нахимова” . Чтобы потом “ при нять надлежащие меры"... • Попросили как-то капитаны службы наблюдения у “ Севры- пы" "Нам бы квоты тонн 5-10. мы бы хоть компьютер купили". "О чем речь? - сказали в "Севрыбе” . - Не надо квоты, купим мы вам компьютер". Говорят, обещанно го три года ждут, а еще и года не прошло. Короче говоря, все наши беды от нищеты. Будь бассейн побога че. небось, морякам было и по легче. а главное - безопасней работать. А что касается дисцип лины. то те. которые заявили: "Са ми с усами". должны соответствовать такому заявле нию. И уж тем полее в штормо вую погоду и в сложных навигационных условиях. Помните старый завет? "Счи тай себя ближе к опасности!". Инна ПЕРЕЗЮК. Новости российского рыболовства ПОЛЯКИ ДЕЛАЮТФИНТ В Комитете РФ по рыболовству со стоялась встреча Председателя Рос- комрыболовства В. Корельского с вице-президентом Международного центра торговли г. Гдыня Е Ханбов- ским. Е Ханбовский передал польские предложения, предлагая организацию и финансирование совместной ремон тной базы вместе со складами запча стей для рыболовного флота на Дальнем Востоке, финансирование строительства рыбопромысловых су дов, если будут заказы российских су довладельцев, организацию польско-российских совместных предприятий в области рыболовства. При создании СП предлагается поль ской стороной организация судов с экипажем из польских и российских рыбаков поровну, совместная перера ботка рыбы - тоже 50 на 50. Польская сторона гарантирует рынки сбыта в Европе и по мировым ценам. В. Корельский подтвердил заинте ресованность российской стороны в инвестициях. Однако подчеркнул, что Россия против решения всех экономи ческих вопросов в увязке с промыслом польских судов в центральной части Охотского моря, против использования польских судов в промысле. Россий ская сторона предлагает вкладывать инвестиции в экономику Дальнего Во стока, есть программы развития Ку рильских островов, где необходимо строительство аэропорта, дорог, школ. В инвестициях заинтересованы Мага данская область и Камчатка. Мы от крыты к сотрудничеству, но не на развитии польского промысла в цент ральной части Охотского моря. Ресур сы там напряжены, и прежде всего мы должны подписать соглашение о вы ходе судов из центральной части Охотского моря. г. Москва. о П А Т Р И О Т И З М П Е Р Е Д В А Л Ю Т О Й Н Е У С Т О Я Л Год назад (или раньше) на совете директоров "Дальрыбы" было решительно заявлено: в нашу родимую экономическую зону иностранцев не пускать. Ни под каким соусом. Соус был заме шан на патриотичности, нехватке собственных ресурсов и еще на чем-то таком, что не подда ется никакой формулировке. Недавно опять решили обсудить эту тему. Бы ло горячо. Одни сказали: да вы что. хотите запу стить козла в огород? Другие: да вы что. хотите нас по миру пустить? Короче, флот очень ба нально разделился на две части. Добывающий - согласен отдать свой улов хоть марсианам. Об работчики желают все подгрести под себя. И те. и другие клянутся благополучием своих работ ников и их семей. На совете директоров воз никло противное слово "процессор". Это означает: наши славные добытчики отдают свои полные тралы иностранцам, а те делают с ними что хотят. Опять возникает вопрос "о соусе". Одни говорят: они нашу рыбу обработают и про дадут так. что мы внакладе не останемся. Дру гие: они нас обьегорят так. что мы с каждой тонны потеряем... ту же тонну. Кому верить? Кто кого обьегорит - это дело фирм и частных компаний. Дело в другом. Очень многие наши колхозы и коммерческие структуры не могут начать свои будущие экспедиции без того, что бы не потрясти финансовой мошной. Кредита - нет. на что покупать топливо, соль, тару и т. д.? Вот ребята и желают продать кое-что иностран цам. чтобы было на что потом снабжать экспе диции. На сегодня другого выхода нет. Совет директоров согласился и с тем. что пол ностью запрещать иностранный промысел нельзя. Что в том же Охотоморье надо разре шить иностранцам обрабатывать рыбу за валю ту. скажем. 8-10 процентов от всего вылова, но не более 100 тыс. тонн. На том и порешили j. Нладшюсток.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz