Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 0 - 1 6 декабря 1993 года Ч ё Т З Т П О в С Ь д Ю Ж Ъ С Н Л 13 стр' СКРОВЬЮНАНОСУ Мореходы нередко (даже в наши дни) встречаются с яв лениями, поражающими воображение, порой необъяснимы ми с позиций достигнутого, уровня знаний. Поэтому неудивительно, что у моряков множество легенд суеверий, обрядов и традиций, призванных гарантировать безопас ность в плавании. От финикийцев было унаследовано два обычая. Один из них - освящение (крещение) нового судна при спуске его на воду, второй - это обычай устанавливать на носу судна особые украшения. Океан представлялся мореходам древности одушевлен ным существом, злым и коварным, поэтому при спуске кораб ля его строители приносили жертву морским богам. Кровью жертвенных животных кропили корпус судна, а отрезанную голову насаживали на шест, который крепили вносовой части. По тогдашним верованиям, это должно было предохранять судно и его экипаж от опасностей в плаваниях. На носу боевого корабля часто устанавливали еще и специальный военный символ Например, древние римляне устанавливали на боевых галерах изваяние шлема. Можно сказать, что но совые фигуры выполняли функции талисмана. При захвате неприятельского корабля эти фигуры срывались: они счита лись очень почетным трофеем. Такого рода талисманы были известны и в Древнем Египте. Египетские ладьи чаще всего несли на носу голову жертвен ной антилопы. Скандинавские викинги (YIII - сер. XI в.) отда вали предпочтение изображению головы дракона. В средние века на носу и на корме корабля: а впоследствии только на носу, ставили уже аллегорические изображения покровите лей моряков: птиц с женской головой, фигур христианских святых. Роль “оберега” играло у моряков-христиан и изобра жение на парусах креста. Со временем символический смысл подобных талисманов менялся, и суда стали украшать бюстами адмиралов, коро лей, фигурами животных, являющихся символами государ ственности той или иной страны. ВXYIII в. французы украшали свои суда скульптурными изображениями древнегреческих богов - Аполлона, Марса, Венеры, Юпитера, Нептуна, Посей дона. ТОЛЬКОБЕЗЖЕНЩИН! В древности и средние века моряки часто давали новым судам женские имена или ставили на корме фигуры той или иной богини, веря, что морские и прочие божества и подвла стные им стихии будут благосклонны к таким судам. Навер ное. именно этот обычай родил известное суеверие: ни в коем случае не брать на борт женщин. По-видимому, моряки счи тали. что каждая другая женщина на корабле выглядит со перницей богини и может поэтому принести несчастье морякам, вызвав гнев покровительницы. Языческая традиция освящения спускаемых на воду су дов сохранилась до наших дней. Свидетельством тому - непременная бутылка шампанского, разбиваемая о форште вень. Впрочем, в Турции вместо шампанского разбивают бу тылку красного вина, а в Японии - рисовой водки. Внекоторых арабских странах для этой цели бутылку наполняют сырой нефтью, а в других - оливковым маслом. В Индии в таком случае разбивают о борт две бутылки: с розовой водой на палубе и с кокосовым молоком. Находясь в открытом море или тем более в океане, моряки часто встречались (да и сейчас встречаются) с явлениями, которые не могли объяснить и которые представлялись им поэтому таинственными и ужасными. В поисках объяснения неизвестных явлений фантазия моряков рождала страшные легенды и мифы, а стремление избежать подстерегающих в море несчастий приводило к возникновению множества суе верий. СВИСТУНОВ ЗАБОРТ Парусникам всегда был нужен попутный ветер, и, чтобы обеспечить его, все средства были хороши. Согласно мифологии древних греков, у повелителя ветров Эола были четыре помощника - бурный северный ветер Борей, восточный Эвр. влажный южный Нот и западный ла сковый Зефир. Чтобы не разгневать Эола с компанией, море плаватели обращались к повелителю с молитвами и делали ему подношения. Было и множество других “способов" заполучить попутный ветер. Считали, например, что надо где-нибудь у основания поцарапать мачту, и затихший ветер, будто проснувшись, снова наполнит паруса. Если это не помогало, стало быть, на борту находился неисправимый грешник. Его надо было вы явить и принудить к покаянию. Моряки верили, что легкое посвистывание, чередующееся с заклинаниями, тоже давало неплохие результаты в вызывании ветра. Однако посвисты вание при попутном ветре (особенно вблизи мыса Горн) счи талось серьезнейшим проступком, так как это могло, дескать, усилить ветер до урагана. Здесь мы уже имеем дело с типич ными магическими приемами. К “персональным" мерам противоборства с ураганами и морскими бурями следует отнести различные амулеты - ра ковины или, скажем, зубы акулы. В некоторых христианских странах вместо амулетов использовали иконы Богородицы и Николая Мирликийского, покровителя моряков. Сохранялся и следующий обычай: чтобы отогнать вихрь или смерч, капитан извлекал из ножен меч и колотил им по борту, со стороны которого наступала стихия. Многие мореплаватели средневековья считали за дурной знак блуждающие по рангоуту судна “огни святого Эльма" (электрические разряды в виде светящихся пучков, возника ющих на острых концах высоких предметов при насыщенно сти атмосферы электричеством). Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но надо сказать, что эти разряды отнюдь не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались иногда за знак благосклонности высших сия Например, известно, что Колумб в первом плавании через Атлантику сумел предотв ратить бунт экипажа каравеллы “Санта-Мария", указывая на “огни Эльма" как на знак благоволения небесных сил к их продолжительному и тяжелому плаванию. В старину в океане нередко встречались корабли-призра ки. Средневековая легенда дала одному из них название “Летучий голландец". Этот призрачный корабль был обречен за грехи капитана, бросившего вызов стихии, никогда не при ставать к берегу. Встреча с таким судном предвещает гибель. НЕПТУН,ПОМЕНЯВШИЙ ЛОШАДЕЙ НАТРЕЗУБЕЦ Нептун - бог морей древних римлян - не всегда властвовал над морской стихией. Вначале он был богом рек и источников, а также "заведовал" дождями и покровительствовал лоша дям. Позже, под влиянием эллинских верований, Нептун при обрел характерные черты древнегреческого бога морской стихии Посейдона, позаимствовал и его атрибут - трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и имен но у него уже в более поздние времена моряки просили благосклонного разрешения на пересечение экватора. Поня тие “экватор" возникло в эпоху Великих географических от крытий. Приблизительно с того же времени дошли до нас первые сведения о празднике, которым отмечается переход судна из одного полушария в другое. В 1529 г. французский картограф Пармантье, который пла вал на борту военного судна на Суматру, писал в дневнике, что на корабле отслужили службу при пересечении экватора. При этом 47 моряков клипера получили титул “рыцаря моря". Но о самом ритуале, как таковом, Пармантье ничего не сообщил 28 лет спустя другой французский исследователь, Леру, в своей книге о путешествиях писад что при пересечении экватора новичков купали в бочке, а на палубе отплясывали ряженые "черти".Бывало, что купание устраивали в море, а не на палубе. В 1832 г. на борту брига “Бигл" процедуру “крещения" в бочке с водой прошел и Чарлз Дарвин. ЯЩЕРЫМОРЯ Отдельное место в легендах и преданиях моряков занима ют таинственные и ужасные обитатели морских глубин. В древности те или иные опасные для мореплавания места так же связывали с какими-либо сверхъестественными сущест вами. Классическим примером здесь являются Сцилла и Харибда, мифические существа, якобы обитавшие по обеим сторонам узкого пролива (полагают. Мессинского) и губившие проплывавших мореходов. Начало этого мифа идет от повествования Гомера о плава ниях Одиссея: Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в ее глубоком чреве, словно в котле, кипела морская тина и земля_ В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников-’ Архиепископ Олаус Магнус опубликовал в 1555 г. в Риме историю скандинавских стран, в которой есть рассказ и о морских змеях, встречавшихся тамошним морякам. Описыва ется змей длиной в 60 и толщиной в б м, который питался быками, овцами и рыбаками. И в средневековье, и в последу ющие времена было много очевидцев, повстречавших в пла ваниях гигантского змея, в XIX в. натуралисты тоже считали “мегафиса" (большую змею) действительно существующей. Лейтенант Джордж Сенфорд с судна “Леди Комбермиер" сообщал, что видел воочию змею длиной в 20 м. Чуть позже (в 1879 г.) писали, что моряки корабля “Сити ив Балтимор” видели огромную змею с головой бульдога в Аденском заливе. Подобные сообщения о встречах с гигантскими змеями время от времени появлялись е печати и в нашем столетии. Например, в июле 1966 г. многие газеты писали, что в Атлан тике моряки видели неизвестное змееподобное существо длиной 20 м и с ’ "лом. которое “фосфоресцировало, как нео новая реклама’ Несколько лет назад вышел труд бельгийского зоолога Бернарда Хевелманса, посвященный загадочным морским змеям. Автор рассмотрел 600 рассказов очевидцев за период с 1639 г j 1964 г. По его мнению, 60 из них явно придуманные, еще 60 могут быть объяснены аналогией с известными науке морскими обитателями, 120 случаев он отверг из-за многих неясностей в описании. Но остается еще 300 случаев, которые трудно квалифицировать. Бельгийский ученый допускает, что в малоисследованных глубинах океана действительно обита ют крупные существа змеевидного типа. Но даже если это и так, то можно предполагать, что эти существа стараются де ржаться подальше от зон с интенсивным судоходством. Викинги рассказывали о гигантском спруте, который мог увлечь на дно целое судно, охватив его своими щупальцами. Лондонская газета “Таймс" напечатала в 1874 г. рассказ шки пера парусника “Перл", который совершал рейс с острова Маврикий в Рангун: "Это было вскоре после полудня. В полумиле с левого борта вынырнула колоссальная живая масса. Она быстро достигла судна, и через минуту щупальца страшилища метнулись к паруснику. Судно тут же наклонилось на бок, стало черпать воду и вскоре пошло ко дну. Несколько моряков были подо браны пароходом "Стретхоуеен". Спасся на нем и я_" Итак, осьминог весом в несколько десятков тонн. Возможно ли это? И все же легенды о гигантских спрутах и осьминогах продолжают жить. Но так ли уж напрочь они лишены основа ния и являются лишь плодом неуемной фантазии моряков? ЧУДОВИЩЕXXВЕКА Было бы неумно утверждать, что Мировой океан уже открыл нам все свои тайны. Тайн этих еще немало. Вот, например, одно из сообщений, появившееся летом 1988 г. Научно-исследовательское подводное судно “Хайфиш", построенное в ФРГ, способно опускаться на глубины до 8000 м и находиться в погруженном состоянии до семи суток. При очередном погружении в районе Марианской впадины в Ти хом океане судно столкнулось с неизвестным гигантским су ществом. Случилось это так. После серии проведенных экипажем исследований было решено начать подъем, но. не смотря на все усилия двигателей “Хайфиш", судно не могло сдвинуться с места. Снимки в инфракрасных лучах показали, что лодка оказалась в плену огромного животного, походяще го на ископаемого ящера. Только после нескольких мощных ударов током таинственное чудовище освободило лодку. По добного рода сообщение, относящееся не к далекому про шлому. а к нашему времени, отнюдь не единично. Так что в рассказах о таинственных обитателях Мирового океана всегда надо стараться найти “линию разграничения" между явным вымыслом и фактами, которые не находят объ яснения с точки зрения современной науки. Впрочем, касается это не только "морских чудовищ"_ (Поматериаламзарубежныхжурналов.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz