Рыбный Мурман. 1993 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 10- 16 декабря 1993 года Твоя Конституция 11 стр. Всенародноеголосование Т/ тттт /\ ЛЛТТТТЛТ7ЛТТ ^ЛТТЛ поп юектуКонституцийРоссийскойФеде 12 иекабоя 193 годя 32 ДИ Прин 1м U v I lU v p i l 1 V^U имаетелиВыКонституциюРосийскойФеде] >аци? "Л [А Н Е Т Если Вы голосуете за принятие Конституции Российской Федерации: зачеркните слово "НЕТ". Если Вы голосуете против принятияКонституции Российской Федерации: зачеркните слово "ДА". ОТ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ - К НОВОЙ, ВЕЛИКОЙ РОССИИ! 12 декабря впервые на всенародное голосование выносится проект новой Конституции России. Всем нам предстоит голосо ванием выразить свое отношение к этому проекту Основного Закона. Наше государство, наше сообщество делают только первые шаги, вступая на путь конституционной реформы. Принятие но вой Конституции - это первые шаги по тернистому пути станов ления цивилизованного государства, первые шаги к новой, возрожденной демократическои^России. Принятие новой Конституции России впервые всенародно должно послужить единственной возможностью достижения в нашем обществе стабильности, гражданского согласия и мира как в политической плоскости, так и в экономической, разре шить. наконец, кризис власти и исключить какие-либо попытки на узурпацию власти насильственным путем. Необходимо отметить, что в проекте новой Конституции толь ко вырисовываются контуры нового цивилизованного сообщест ва. нового сильного государства со всеми его элементами, такими, как: гарантии прав человека, федеративное демократи ческое устройство, принцип разделения властей, местное само управление, социальная защита граждан и свободная многообразная экономика. Впервые в проекте новой Конституции закреплено, что в Рос сии гарантируются и признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы являются непос редственно действующими. Новая Конституция устанавливает - все равны перед законом и судом. Положения первых двух глав - НЕЗЫБЛЕМЫ, так как никакие другие положения Основного Закона не могут им противоречить. Более того, все изменения могут быть внесены в Основной Закон только через Конституци онное собрание или через всенародное голосование. Вот в чем залог установления стабильности конституционного строя в Рос сии! Как тут не вспомнить наших бывших нардепов и их гордость, что за два с лишним года бурной их деятельности они приняли более 400 поправок к Конституции... Впервые в России по новой Конституции право частной собст венности распространяется и на землю - впервые любой граж данин вправе ею свободно владеть, пользоваться и распоряжаться. В условиях свободной экономики особо важное значение имеет государственная защита социальных прав человека и гражданина. В новой Конституции закрепляются два основопо лагающих принципа - свободный труд и запрещение принуди тельного труда. Государство берет под свою защиту семью, материнство и детство и гарантирует социальное обеспечение. На сегодня, уж так сложилось, согласно всем предыдущим нашим Конституциям, начиная от ленинской, сталинской, бреж невской и кончая хасбулатовской, - все республики Федерации обладают большими правами, чем края и области. В новой же Конституции подчеркивается полное РАВЕНСТВО всех субъек- тов Федерации и между центром, и между собой. Далее призна ется. что разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется положениями настоящей Конституции. Федера тивным и другими договорами. А сегодняшний Федеративный Договор будет являться лишь приложением к Конституции. Это все позволит, наконец, ВЫРАВНЯТЬ статус краев и областей по отношению к республикам, которые при этом не снижают свой статус. В Конституции заложен и принцип сохранения целостности государства, который может сочетаться с правом наций на само определение в составе Федерации. Также разрешается еще одна важнейшая задача - преодоление слабой государственной власти. Ибо наряду с правовым и экономическим регулировани ем отношений между центром и субъектами федеральные орга ны исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной государственной власти в Рос сии. Наконец, новая Конституция создает новый парламент - вы сший законодательный орган - Федеральное Собрание, которое в свою очередь будет состоять из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Основная задача Госдумы - разработ ка и принятие новых законов. Здесь депутаты будут работать на постоянной основе. Задача Совета Федерации - одобрение за конов и вопросы бюджета, а депутаты палаты первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Возможно, многих будет шокировать глава 4-я - “ Президент Р Ф ” . Возможно, многие посчитают (вернее - уже многие, так сказать, непримиримые считают и доказывают), что у Президен та будут неограниченные полномочия. Так ли это? Президент РФ является главой государства. Далее, Прези- ент является ГАРАНТОМ Конституции, ГАРАНТОМ прав и сво- од человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти. Далее, Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Да, согласно ст. 48 Президент РАСПУСКАЕТ Госдуму в случаях и порядке, предус мотренных Конституцией. Но в то же время ст. 93 Конституции предусматривает, что Президент может быть ОТРЕШЕН от дол жности Советом Федерации на основании выдвинутого Госду мой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В чем здесь криминал? В чем особые полномочия и полновла стие Президента: в том, что Президент - глава государства или в том, что Президент - гарант Основного Закона, прав и свобод гражданина, в том. что он принимает меры по охране независи мости и целостности России? На мой взгляд, глава 4, а также последующие - 5, б, 7, в которых расписаны государственное строительство, устройство федеральных органов власти и регу лирование их отношений, все эти положения проекта о взаимо отношениях Президент - Федеральное Собрание правительство и конституционная связка Президент - Прави тельство. необходимы для стабильности нашего государства, для его безопасности и целостности. Новый проект Конституции во многом напоминает проект Ос новного Закона Франции времен генерала де Голля. именно во Франции была парламентарная форма правления с всевластием Национального Собрания. Именно Францию потрясали частые правительственные кризисы, многочисленные споры партий, фракций и прочих обьединений в парламенте. Правительства менялись с частотой перчаток. С наибольшим накалом страсти закипели после окончания 2-й мировой, душила инфляция, раз руха. В Алжире зарождался французский фашизм под видом непримиримои оппозиции - ОАС. Там лилась кровь, оттуда во Францию потянулись тысячи беженцев, казалось, еще немного, и фашизм захлестнет и саму Францию. А парламент спорил, менял правителей... В труднейшее время появился де Голль. После небольших переговоров парламент добровольно-прину дительно был вынужден уйти. Просто парламентариям хватило и смелости, и главное - здравого ума и смысла. Он практически передал полноту власти де Голлю, который, созвав Конституци онное собрание, начал вместе с ним работать над проектом новой Конституции. В течение трех недель проект был готов и был предложен народу на всенародное голосование. Принят он был огромным большинством голосов - 98%. Затем таким же большинством был избран президентом де Голль. А потом из брали и новый парламент. Так, скажем, одним росчерком пера цивилизованная Франция напрочь отказалась от всеобщей пар ламентарной формы правления. Именно в самое тяжелое и смут ное время новая Конституция была принята самим народом - как акт стабильности, как акт национального примирения и согласия. Можно возразить, что де Голль не расстрелял парламент, а "наш де Голль"... Как сказать, как сказать... Где уверенность, что де Голль, ведя переговоры со своим парламентом, вдруг бы увидел, что туда стекаются боевики ОАС с оружием, что оттуда они пойдут на штурм Эйфелевой башни, круша все подряд, поступил бы совершенно по-другому?.. Итак. 12 декабря нам предстоит ответить на самый серьезней ший вопрос: "ПРИНИМАЕМ ЛИ МЫ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ"? Нам впервые предстоит право принять новую Конституцию всенародно - без избранников, выборщиков или прочих посред ников. Нам САМИМ предстоит решить и ответить по совести, по чести, по правде, по праву, по долгу. Каждый должен задуматься о нашем вчера, о нашем сегодня, о нашем завтра. Каждый дол жен задуматься о своих близких, родных, сгинувших на полях войн и ГУЛАГов, о себе, о своей семье, о своих детях и внуках, об их будущем, о будущем России. Каждый решает САм. Выбор за нами сегодня, выбор за каж дым. а значит, и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нами, за каждым, пе- каждым, перед Россией. читаемся в прекраснейшие слова преамбулы новой Консти туции: “ Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределе ния народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрож дая суверенную государственность России и утверждая незыб лемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою "Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, ПРИНИМАЕМ КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!". Выбор за нами. За нами - Россия!. Виталий СЕКРИЕРУ, наш внешт. корр. г. Апатиты. Проект Конституции РФ обсуждался на раз ных уровнях. Знакомство с ним вызывает про тиворечивые мнения, хотя глубинных разногласий у широких масс населения нет. Наш собкор по Кандалакше Александр БРЫ- СОВ взял интервью у председателя Кандалак шского городского народного суда юриста С. Р. АНУФРИЕВА. - Сергей Романович, каково ваше мнение о необходимости срочного принятия Конститу ции на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года? Может быть, стоило пока пожить по действующей Конституции, дать возможность будущему Федеральному Собранию порабо тать над текстом проекта, чтооы без спешки принять его хоть и позже, но лучшего качест ва? - Как Основной Закон, Конституция наделена высшей юридической силой и является право вой основой текущего законодательства. На верное, каждый человек согласится, что законы недолжны противоречить друг другу, адолжны создавать стройную систему права. Ныне действующая Конституция этого не обеспечивает, ибо сама является сгустком про тиворечий. И как следствие - столкновение за конодательной и исполнительной ветвей власти, неспособность Конституционного суда осуществить конституционное правосудие и превращение его из органа судебной власти в еще один орган политической борьбы. Отсюда - принятие противоречивых законов, загоняю щих порой в тупик решение, казалось бы, про стых вопросов. На мой взгляд, здесь кроется и причина разва ла экономики. Что касается проекта Конститу ции, в нем, конечно, есть недоработки. Будут выявляться и новые недостатки. Тем не менее этот проект уже можно назвать Основным За коном демократического правового государст ва. В нем не усматривается существенных разно чтений, закреплен принцип разделения вла стей и определена их компетенция. Впервые определено равноправие субъектов Федера ции, что очень важно. Кроме того, я бы не сказал, что проект подго товлен в спешке. Над ним шла работа не один год. В работе принимали участие ученые, политики, представители суоьектов Федера ции. Думаю, что далее тянуть с принятием Кон ституции не только нецелесообразно, но и опасно. - Таким образом, вы призываете избирате лей принять участие в голосовании 12 декабря и сказать Конституции “ ДА ” ? - Конечно. Ведь абсолютному большинству людей надоела нестабильность в обществе, па дение уровня жизни, развал экономики, рост цен, а теперь еще и кровопролитие. Но если кто-то думает, что можно накормить людей, не дав хороших законов, регулирующих правоот ношение крестьян, что можно поднять эконо мику, не создав хозяйственного законодательства, что можно избежать конф ликтов, не урегулировав законом компетенцию и правомочие каждой из ветвей власти, тот глу боко ошибается. Поэтому я призываю каждого, кто хочет мира и стабильности, принять уча стие в голосовании за Конституцию. - В проекте новой Конституции судебная власть поставлена в о^цин ряд с законодатель ной и исполнительной властями. Перед судами стоят очень серьезные задачи - они должны обеспечить права и свободы граждан. Даже органы местного самоуправле ния имеют право на судебную защиту. Сможет ли Кандалакшский суд, расположенный чуть ли не в подвале жилого дома, защитить инте ресы органов местного самоуправления, за щитить интересы граждан, поправляя незаконные решения органов местного само управления? Ведь само помещение суда отби вает v многих граждан желание обращаться за судебной защитой, подрывает авторитет суда и уж никак не вписывается, если можно так сказать, в равноправие даже с местным само управлением. - Вы правы. Помещение суда действительно не соответствует тем задачам, которые решает суд. Но я верю, что строительство Дома право судия мы начнем в 94-м году. - Сергей Романович, как я понял, за Консти туцию вы голосовать будете и призываете дру гих. Ка к вы относитесь к выборам "в Федеральное Собрание, если не секрет, за ко го будете голосовать? - Секрета никакого нет. Приму участие в вы борах и призываю всех избирателей также при нять участие. За кого голосовать, каждый решит по своему убеждению. Я лично буду го лосовать за блок ‘'Выбор России” и за его пред ставителей. Не хочу сказать, что представители этого блока все делают правильно. Конечно нет. Но они делают свое дело и берут на себя ответ ственность. Главное же, на мой взгляд, если в Федераль ное Собрание будет избрано большинство пред ставителей этого блока ^ и их единомышленников, удастся избежать конф ронтации, установить стабильность в верхних эшелонах власти и вместо борьбы друг с другом наконец заняться экономикой. Политическая стабильность в обществе сей час важнее всего. Тем более, что среди канди датов в депутаты Федерального Собрания почти нет юристов (всего 2 процента). И это - в высший законодательный орган России. Нели к тому еще и согласия в работе не будет - резуль тат можно предсказать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz