Рыбный Мурман. 1993 г. Август.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» с 6 по 12 августа 1993 года Э К О Н О М И Ч С С К И И К О М П & С -----------------------------\ КТО «МЯУ» ПРО Довольно часто газетной публикацией отнюдь не завершается общение автора с ее героями. Вот и после рассказа в “ РМ” (N9 28) об универсальном судне “ Белек” последовал небезынтересный диалог с руководителем фирмы “ Морской сервис” С. Н. ТАТАРНИКОВЫМ. - К разговору о собственно “Бельке", его непосредствен­ ных строителях и заказчиках мы непременно еще обратим­ ся, когда новое судно сойдет со стапеля. Наконец, когда оно пройдет испытание в Баренцевом, и можно будет уве­ личить число заказов, в том числе за счет дальневосточно­ го и других бассейнов. А сегодня мне хотелось бы четко обозначить два принципиальных момента, которые в про­ шлом материале прошли в полнамека. Не столько инфор­ мационного, сколько нравственно-этического плана. - Не возражаю, Станислав Николаевич! Именно этот аспект вусловиях освоенияръшочной экономики пока мало освещается, - На всеохватность претендовать не будем, ограничимся конкретной ситуацией. Не должно сложиться впечатления, что вот создали мы фирму и, почесав в затылке, решили: давайте, что ли, корабль построим, чтобы прокормиться... Наше новое суд­ но не коммерческая потреба, а элемент естественного раз­ вития промыслового флота. Продолжение работы, которая велась с начала организации бассейна, развитие опыта сотен людей, отдавших бассейну годы творческого труда. Человек, не обремененный знаниями или порядочностью, иногда заявляет, что “он начал дело". Он ничего не “начал". Дело началось тысячи лет назад, когда человек с четвере­ нек поднялся. А конкретный индивид ходом истории и в силу личных качеств оказался на поворотном, веховом от­ резке и ускорил или затормозил качественное преобразо­ вание - это другой разговор. Но уж воздать должное за вклад в общее дело - вопрос чести для сопутников. Хочу назвать людей и организации, которые стояли у истоков “Белька", кто сегодня с полным правом может сказать: “ И я к тому причастен". Не намерен тянуть одеяло на себя, на единственно нашу фирму. Умолчать чей-то вклад - тот же плагиат! - Мне тоже глубоко претитманера обезлички, ког­ да влучшем случаена 50процентов все советскиенауч­ ныеработы,рацпредложения, диссертации выходятне под именемистинного автора или соавторов. За этим вульгарная эксплуатация чужой мысли, чужого труда. Но коллегиальность подготовительного периода со­ здания “Белька” оговорена... - А имена? Так вот, в 1988 году группа специалистов “Севрыбы" занялась анализом и разработкой основных на­ правлений развития бассейна. Мне было поручено руко­ водство. 28 направлений. Где-то 4-5 фактически не работали, потому что возглавляли их “ свадебные генера­ лы". К разработке некоторых направлений привлекались специалисты Академии народного хозяйства, Министерст­ ва рыбной отрасли, коллеги с других бассейнов. Понятно, что всех 420 человек мне не перечислить, и все же.... Прежде всего это трое коллег из “Севрыбпромразведки", три заместителя начальника по науке. Федор Михайлович Трояновский - ныне директор ПИНРО - вел тему грамотно­ го использования шельфов России. Александр Васильевич Родин - ныне заместитель председателя Комитета по ры­ боловству - разрабатывал вопросы мориторинга. Борис Дмитриевич Кудрин - ныне руководитель НПП “ Вега ЛТД" - занимался возможностями ярусного лова в ЮЧА. Влади­ мир Федорович Корельский - начальник “Севрыбхолод- флота", затем руководитель АРП “Севрыба", ныне председатель Комитета по рыболовству - его аспектом была система непрерывной технической эксплуатации, контейнерные терминалы промыслового флота, что позво­ лило бы в три раза сократить капитальные вложения в обслуживающую сферу рыбопромысла. Георгий Василье­ вич Тишков - начальник тралфлота, ныне президент АО “Севрыба", Леонид Алексеевич Селиванов - руководитель объединения “Архангельскрыбпром"... Компетентное ви­ дение проблемы промысла на омывающихморях (не сужай­ те до темы прибрежного лова) суммировалось в концепцию потребности нового судна. - Но дело затормозилось начавшейся разбаланси- ровкой экономики? - Не совсем так. Еще сохранялась относительная центра­ лизация. Но у нас ведь от научного доказательства до выделения средств всегда очень трудная дорога. Чтобы власти (читай - деньги) предержащие и иные сомневающи­ еся руководители могли “ пощупать" то, что слышали, было организовано несколько выходов за рубеж. После встреч с деловыми людьми Норвегии, Исландии, после знакомства с комбинатами в 15 человек и устойчивыми фирмами в 5 человек, с принципами их работы стало возможным вести конструктивный диалог об отечественной, бассейновой перспективе. 23 мая 1991 года собрали расширенное совещание заин­ тересованных сторон и всех, кто мог понять, помочь делу, - представителей горисполкома, Октябрьского райисполко­ ма, банков, флотов, береговых предприятий. М. И. Влади­ миров, В. П. Харченко, Н. И. Бережной, Ю. Н. Мясников, Т. И. Солодова и многие другие тогда и впоследствии стали оказывать содействие в затеянном мероприятии. Была оп­ ределена позиция “идти или не идти", финансовая концеп­ ция старта. Затем... - Не забывайте, что на этот же период пришлась широко­ масштабная проблема конверсии предприятий военно- промышленного комплекса. С ихтехническим потенциалом не сковородками же было заниматься - и наш расчет на взаимовыгодное партнерство оказался верным. Итак, Мурманскому “Севгипрорыбфлоту" в лице главного инженера Станислава Григорьевича Карпунина был дан официальный заказ, а непосредственно разработал техни­ ческие требования к будущему судну главный конструктор Аркадий Львович Свердлов. Техзадание передано на де­ тальную проработку “Ленгипрорыбфлоту", директор Вла­ димир Александрович Романов. Наконец, технорабочий проект выполнен в Нижнем Новгороде. Начальник и гене­ ральный конструктор ЦБК “Лазурит" Николай Иосифович Кваша, главный конструктор проекта в настоящее время Владимир Петрович Иноземцев. В октябре-ноябре 1991 года новое совещание еще четче высветило круг единомышленников, настоящих и будущих партнеров, последовательность задач. А летом 92-го во всеоружии вышли на Комитет России, на знакомого с темой Корельского. В результате определен куратор - замести­ тель министра Евгений Дмитриевич Ширяев, выделены оп­ ределенные средства для подготовки производства, перехода на строительство судов рыбопромыслового флота северодвинской “Звездочки". - Времяуплотнилось, обороты возросли, и в парт­ нерахуже вся европейская Россия... - Почти так. Даже сложилась по алфавиту шутливая аббревиатура главных заводов-строителей: АВКМЧ - Ар­ хангельская область, Владимирская, Кировская, Мурманск, Чебоксары. А у них круг своих субпартнеров. Но при этом нет в ближайшем окружении “ Белька" хозяев и заказчиков. Мы все, как уже говорилось, связаны договорами о совме­ стной деятельности, т. е. нормальный концерн. Порядка 36 промышленных предприятий, проектных организаций, бан­ ков объединены одной задачей. - Не многовато ? - Это и подстраховка, необходимая при финансовой не­ стабильности, и резерв на случай, если где-то сменится руководитель и откажет в помощи, и вообще возможность для маневрирования, взаимовыручки. Наконец, учтите спе­ циализацию заводов. Я до сих пор еще не назвал директо­ ра СРЗ “Нерпа" Павла Григорьевича Стеблина и его заме­ стителя Алексея Игоревича Белякова. А мы ведь с первого этапа в одной связке, ихучастие в деле очень существенно. В Чебоксарах по лицензии германской фирмы “МТУ" изго­ товляются дизели для “Белька" и т. д. Как судовладелец заинтересован в новом судне и помогает по мере необхо­ димости генеральный директор АО “Мурманрыбпром" Лев Семенович Брейхман, а главный инженер флота Александр Яковлевич Дацишин фактически является одним из техни­ ческих экспертов новостроя. Со стороны Регистра помощь в дальнейшем обещают оказать Валерий Иванович Кали­ нин, Валерий Викторович Авсянников, Владимир Николае­ вич Зайцев. - Поистине коллективное дитя... Но за всем этим незанизили вы, СтаниславНиколаевич, роль ".Морского сервиса”? - Дело серьезное - иначе не получилось бы, без сотруд­ ничества на хорошем уровне, когда слово партнера равно­ ценно чеку. А с основными партнерами у нас именно такие отношения. Что касается роли “Морского сервиса"... Я по специаль­ ности судостроитель, неплохо знаю тему не только с пози­ ции технической задачи, но и с позиции директора завода - исполнителя заказа. Плюс - нашу практику согласований и пробиваний. Для решения всего комплекса задач можно было создать мощную контору, и...она мгновенно съела бы сама себя. При тенденции к рыночной экономике наш прин­ цип фирмы-ядра и хозяйственной кооперации поможет де­ лу. И здесь мы возвратимся к тому, с чего начали разговор. У фирмы 5 направлений деятельности, некоторым обра­ зом разделенные на 28 программ. Так вот программа, пер­ вая по нумерации и по значимости, посвящена Человеку и называется “Организационное и правовое обеспечение ин­ теллектуальной собственности". Фирма немало сделала в организационном, координационном плане, посейчас в разных городах работают наши филиалы в качестве пред­ ставительств, консультантов и надзора за строительством. Но психологическая и материальная база существования фирмы в названном выше принципе. - Очень звучит, но не понятно практическое испол­ нение этого принципа. - Различные перекосы в традиционном у нас отношении к инженерной, научной, менеджерской (хоть слово это и не употреблялось) мысли привели меня к серьезному убежде­ нию. Только когда мы будем защищать того человека, ко­ торый высказал нечто толковое, немедленно эту мысль обозначим авторством, чтоЬы даже не возникло соблазна плагиата, и определим ее материальный эквивалент, ее долю в деле, только тогда знания, интеллект станут произ­ водительными. Поэтому все, кто ценной мыслью участво­ вал в создании “ Белька", имеют право на вексель долевого владения. (Не путать с выполнением определенного зака­ за, который оплачивается сразу по исполнении.) Практически у нас подобран комплекс законодательных документов по защите интеллектуальной собственности. Разработана инструкция и методика расчета, так сказать, “стоимости мысли". Вот можете познакомиться, только рас­ сказывать уж воздержитесь - это является собственностью фирмы и нашей коммерческой тайной. Есть своеобразный банк идей, мы его назвали интеллектуальным магазином “Ноу-хау". - Но еслимоя очень толковая мысль сию минутуна данное дело не сработает, неупотребится? - А магазин? Он ее продаст, в убытке не останетесь ни вы, ни фирма. Именно таким образом фирма заботится о своих людях, ближайших партнерах, а они заботятся о деле: пря­ мое стимулирование. Подчеркиваю: дело у нас общее, взаимоотношения на доверии высокого уровня, но вопросы собственности должны быть четко обозначены, каждый должен знать, где, что и чье. Иначе... - Иначе получится тот же вульгарный социализм, когда все общее и ничье, когда инициатива наказуема, когда умный далеко не всегда сытый и одетый. - Вот именно. - Спасибо, Станислав Николаевич, за беседу. Не бу­ дем дольше испытывать терпение читателя. Но мне бы хотелось, чтобы идею защиты интеллектуальной собственности взяли на вооружение руководители фирм. Ведь в этом не только ускорение результатив­ ности дела, но и... - Но и профессионализм бизнеса. Ольга ДМИТРИК. ? РУБЛЕЙ - Техзадание, проект, поиск заводов-изготовите- лей?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz