Рыбный Мурман. 1993 г. Август.
12 стр. U o ^ o ^ ^ j io ^ o jm a M ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 27августа по 2 сентября 1993 года Петрозаводский парусный фрегат совершил плавание в Санкт-Пе тербург, где стал одним из главных украшений праздника, посвящен ного 290-летию северной столицы России. НЕМНОГО ИСТОРИИ Конец XVII века. Российское государство готовит ся стать морской державой. В 1696 году сенат при нял указ о создании военного флота. Молодой царь Петр Алексеевич в составе “Великого посольства" отправляется инкогнито на Запад учиться уму-разу му. Под именем волонтера Петра Алексеева он на капливал знания для строительства будущего флота России: по артиллерии - в Кенингсберге, корабель ному делу - в Саардаме и Амстердаме, науке мор ского боя - в Англии. “Великое посольство" наняло на работу в Россию “добрых капитанов" и мастеров- корабелов. А на учебу в Европу были отправлены де вятнадцать дворянских отпрысков. В XVIII век Россия вступила с твердым намере нием войти в Европу как государство, обладающее сильной армией и флотом. И первыми предвестни ками ее морской мощи стали малые фрегаты “ Курь ер" и “Святой Дух", спущенные на воду в 1703 году в Архангельске. Они проделали сложнейший путь че рез волоки, получившие название "Осударева доро га", в Онежское озеро, а затем по Свири и Ладоге прошли в Неву. С этих судов Петр Первый начал но вую политику России в Балтийском регионе. КОРАБЛЬ, ПРИШЕДШИЙ К НАМ ЧЕРЕЗ 290 ЛЕТ Нынешний фрегат, построенный в 1992 году на заводе “Авангард" в Петрозаводске по идее и чер тежам фирмы “ Карелия-ТАМП", являющейся коммер- ческо-производственной структурой “ Полярного Одиссея", нельзя назвать 100-процентной копией то го самого “Святого Духа": дело в том, что точные чертежи исторического судна не сохранились. Но благодаря накопленному опыту создания новоделов старинных кораблей петрозаводчанам удалось воп лотить во фрегате главные особенности и систему парусной оснастки той эпохи. Итак, попробуем мыс ленно перенестись на борт новодела. Судно имеет три мачты с прямым парусным вооружением. Длина корабля - 21 метр, ширина - 5,2 метра, осадка - около 2,5 метра. Специфические для этого класса кораблей обводы - крутые борта, сужающиеся кверху. Кормо вые надстройки массивные, высоко поднимающиеся над палубой. В бортах средней части фрегата про резаны порты для шести бронзовых орудий. Их пер воначально хотели отлить на ОТЗ - бывшем Петровском пушечном заводе, но, к великому сожа лению, онежцы утратили секреты предков, и заказ был выполнен на “ Петрозаводскбуммаше". Нос и корму судна украшают резные деревянные двугла вые орлы. Внутренние помещения фрегата имеют двух- и четырехместные каюты, камбуз с электроплитой, гальюны и даже душевую. Кроме того, есть два до вольно просторных салона, где может собраться вся команда. Словом, фрегат, несмотря на историческую внешнюю архитектуру, внутри довольно комфорта бельный. КУРС - К БЕРЕГАМ НЕВЫ Рассказывая о возможности плавать на “Святом Духе" со всеми удобствами, я и предполагал, что по ход будет легким отдыхом с приятной для меня, быв шего яхтсмена, корабельной работой. Но на деле все выглядело совершенно иначе. Петрозаводская РЭБ флота катастрофически поздно спустила судно на воду. И все-таки руководство клуба приняло реше ние идти - приглашение в Питер поступило от самого А. Собчака. Невозможно рассказать обо всех рабо тах, которые экипажу и нам, трем пассажирам, при шлось проводить на корабле. Мы грузили и устанавливали многометровые стеньги и мачты, об тягивали ванты, разбирали груды всевозможных ве щей, необходимых для обеспечения плавания, - все это можно было назвать сплошным авралом. Выход состоялся на рассвете 26 мая. Теперь все зависело от божьего промысла да персонала шлюзов и мостов - там иногда приходится ждать полсуток. Но прохождение их контролировали представители Санкт-Петербургской мэрии и высланные посуху со трудники “ Карелии-ТАМП” . Первый шлюз прошли ночью без помех, также без проблем остался позади Ладожский мост. Для тех, кто на-большом паруснике впервые проходил под разведенными конструкция ми, - это незабываемое зрелище: ощущаешь, что мачты вот-вот заденут за них, и тогда... Днем подо шли к Кузьминскому мосту на Свири. Запросили “до бро" на проход. И тут обескураживающее сообщение диспетчеров: сломана автоматика. Сколько ждать - неизвестно. Тогда было принято решение вернуться чуть назад на изгиб реки и встать у плавучего крана, чтобы попробовать с его помощью поднять на мачты оставшиеся реи. В итоге допустили крупную промаш ку: пока суть да дело, невидимый для нас мост раз вели и вновь закрыли, а диспетчер ушел - у него в тот день были именины. Поход с треском провали вался... И тут произошло то, после чего трудно не пове рить в божий промысел, на который всегда наде ялись российские моряки. С берега словно с небес на борт свалился президент клуба Виктор Дмитриев, причем - из Испании, где он был по делам фирмы. Высказав все что можно по поводу нашей оплошно сти, он наконец сменил гнев на милость и сообщил, что сумел буквально вытащить хозяина моста из-за праздничного стола. Однако через пару минут радо стная весть была омрачена крайне неприятным ин цидентом. При неудачной швартовке опрокинулась шлюпка с двумя членами экипажа. Оверкиль произо шел вблизи моста, и течение понесло их под него, а фрегат не мог двинуться вниз по течению. К сча стью, недалеко находилась еще одна лодка, которая тут же пошла на помощь. Оказавшиеся в воде путе шественники были хорошими пловцами, и все обош лось, даже вещи они умудрились спасти. ВИВАТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ! В Неву мы вошли без дальнейших приключений. Организаторы праздника отвели “Святому Духу" са мое почетное место - напротив Петропавловской крепости. Наутро 29 мая - в день кульминации тор жеств - вокруг нас стали собираться современные крейсерские яхты. Ближе же к Дворцовому мосту встало нечто похожее на старинный парусный ко рабль под названием “Св. Петр", но никакого срав нения с карельским фрегатом он не выдерживал - об этом говорили нам сами петербуржцы. Мы стали готовиться к водному параду, который был назначен на 16 часов. Первым делом стали го товить к “ бою" орудия. Пушки заряжаются с дула по роховыми зарядами, которые затем забиваются пыжами из войлока или разноцветной ветоши. На мой взгляд (а я имел небольшой опыт стрельбы в прошлом походе и поэтому был назначен канони ром), ветошь более пригодна для стрельбы, так она эффектно разлетается в стороны метров на тридцать и ее хорошо могут видеть зрители. Первый же залп привлек внимание не только жи телей города, но и членов карельской делегации, приглашенной на праздник. Сначала на борт прибыла визитная карточка председателя правительства ре спублики С. Блинникова, затем на борт поднялись он сам и заместитель мэра Петрозаводска Е. Акать ев. Гости осмотрели судно и, как принято говорить при официальных отчетах, дали высокую оценку фре гату. Впрочем, на самом деле никакого официоза не было и в помине, а завязалась дружеская беседа: Сергей Петрович еще в бытность зампреда Ленин ского райисполкома помогал “Одиссею", да и сейчас не забывает клуб. Пальба, к сожалению, не удалась изо всех ору дий сразу: сказалась та же неподготовленность, по этому была пристрелена только одна пушка. Но, проходя мимо моторной яхты, на которой А. Собчак принимал парад, нам удалось выстрелить “в упор". Эффект среди руководства города был потрясаю щим. А потом, не стану скрывать, случился еще один конфуз: при маневрировании напротив Военно-мор ского музея фрегат сел на мель. Подошедший катер так неудачно сдернул судно на фарватер, что повре дил нам рулевое управление и редуктор. Судно по теряло управление и ход. Мы встали на якорь и так провели остаток праздника, наблюдая напротив Пет ропавловки грандиозное зрелище вечернего салюта. Говорят, что такого фейерверка давно не видел Санкт-Петербург. СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ, НОВЫЕ СТРАНСТВИЯ Несколько дней “Святой Дух" находился на ре монте в Питере. Затем он вернулся в Петрозаводск, где 26 июня принял участие в Дне столицы Карелии. А затем отправился в очередное плавание по разра ботанной клубом экспедиции "Под Андреевским флагом” , посвященной 300-летию Российского фло та. Это уже второй поход фрегата за границу (в про шлом году - в Финляндию). Бросок Виктора Дмитриева через всю Европу (а он наверняка стал первым жителем Карелии, который на машине добрался до Испании и вернулся обрат но) также стал плодотворным. Он проинспектировал флот клуба, корабли которого находятся на Канарских островах, в испанской Картахене и в немецком Лю беке (стоявший там корабль “Святитель Николай" участвовал в местной “Ром-регате" и даже получил приз). Встретился с давними друзьями-коллегами - о “ Полярном Одиссее" знают теперь практически во всех морских державах Европы, а также в США и Канаде, где зимовал прервенец клуба, коч “ Помор". И главное - везде принимают не как экзотических гостей, а как равных партнеров. Свидетельством тому - ряд контрактов с западными фирмами и частными лицами на постройку в Петрозаводске деревянных судов, которые “адмирал", как его называют с ува жением соплаватели, привез из этой поездки. И, ко нечно, впереди новые походы, о которых мы еще не раз расскажем нашим читателям. Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz