Рыбный Мурман. 1993 г. Август.

12 стр. U o ^ o ^ ^ j io ^ o jm a M ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» с 27августа по 2 сентября 1993 года Петрозаводский парусный фрегат совершил плавание в Санкт-Пе тербург, где стал одним из главных украшений праздника, посвящен ного 290-летию северной столицы России. НЕМНОГО ИСТОРИИ Конец XVII века. Российское государство готовит­ ся стать морской державой. В 1696 году сенат при­ нял указ о создании военного флота. Молодой царь Петр Алексеевич в составе “Великого посольства" отправляется инкогнито на Запад учиться уму-разу­ му. Под именем волонтера Петра Алексеева он на­ капливал знания для строительства будущего флота России: по артиллерии - в Кенингсберге, корабель­ ному делу - в Саардаме и Амстердаме, науке мор­ ского боя - в Англии. “Великое посольство" наняло на работу в Россию “добрых капитанов" и мастеров- корабелов. А на учебу в Европу были отправлены де­ вятнадцать дворянских отпрысков. В XVIII век Россия вступила с твердым намере­ нием войти в Европу как государство, обладающее сильной армией и флотом. И первыми предвестни­ ками ее морской мощи стали малые фрегаты “ Курь­ ер" и “Святой Дух", спущенные на воду в 1703 году в Архангельске. Они проделали сложнейший путь че­ рез волоки, получившие название "Осударева доро­ га", в Онежское озеро, а затем по Свири и Ладоге прошли в Неву. С этих судов Петр Первый начал но­ вую политику России в Балтийском регионе. КОРАБЛЬ, ПРИШЕДШИЙ К НАМ ЧЕРЕЗ 290 ЛЕТ Нынешний фрегат, построенный в 1992 году на заводе “Авангард" в Петрозаводске по идее и чер­ тежам фирмы “ Карелия-ТАМП", являющейся коммер- ческо-производственной структурой “ Полярного Одиссея", нельзя назвать 100-процентной копией то­ го самого “Святого Духа": дело в том, что точные чертежи исторического судна не сохранились. Но благодаря накопленному опыту создания новоделов старинных кораблей петрозаводчанам удалось воп­ лотить во фрегате главные особенности и систему парусной оснастки той эпохи. Итак, попробуем мыс­ ленно перенестись на борт новодела. Судно имеет три мачты с прямым парусным вооружением. Длина корабля - 21 метр, ширина - 5,2 метра, осадка - около 2,5 метра. Специфические для этого класса кораблей обводы - крутые борта, сужающиеся кверху. Кормо­ вые надстройки массивные, высоко поднимающиеся над палубой. В бортах средней части фрегата про­ резаны порты для шести бронзовых орудий. Их пер­ воначально хотели отлить на ОТЗ - бывшем Петровском пушечном заводе, но, к великому сожа­ лению, онежцы утратили секреты предков, и заказ был выполнен на “ Петрозаводскбуммаше". Нос и корму судна украшают резные деревянные двугла­ вые орлы. Внутренние помещения фрегата имеют двух- и четырехместные каюты, камбуз с электроплитой, гальюны и даже душевую. Кроме того, есть два до­ вольно просторных салона, где может собраться вся команда. Словом, фрегат, несмотря на историческую внешнюю архитектуру, внутри довольно комфорта­ бельный. КУРС - К БЕРЕГАМ НЕВЫ Рассказывая о возможности плавать на “Святом Духе" со всеми удобствами, я и предполагал, что по­ ход будет легким отдыхом с приятной для меня, быв­ шего яхтсмена, корабельной работой. Но на деле все выглядело совершенно иначе. Петрозаводская РЭБ флота катастрофически поздно спустила судно на воду. И все-таки руководство клуба приняло реше­ ние идти - приглашение в Питер поступило от самого А. Собчака. Невозможно рассказать обо всех рабо­ тах, которые экипажу и нам, трем пассажирам, при­ шлось проводить на корабле. Мы грузили и устанавливали многометровые стеньги и мачты, об­ тягивали ванты, разбирали груды всевозможных ве­ щей, необходимых для обеспечения плавания, - все это можно было назвать сплошным авралом. Выход состоялся на рассвете 26 мая. Теперь все зависело от божьего промысла да персонала шлюзов и мостов - там иногда приходится ждать полсуток. Но прохождение их контролировали представители Санкт-Петербургской мэрии и высланные посуху со­ трудники “ Карелии-ТАМП” . Первый шлюз прошли ночью без помех, также без проблем остался позади Ладожский мост. Для тех, кто на-большом паруснике впервые проходил под разведенными конструкция­ ми, - это незабываемое зрелище: ощущаешь, что мачты вот-вот заденут за них, и тогда... Днем подо­ шли к Кузьминскому мосту на Свири. Запросили “до­ бро" на проход. И тут обескураживающее сообщение диспетчеров: сломана автоматика. Сколько ждать - неизвестно. Тогда было принято решение вернуться чуть назад на изгиб реки и встать у плавучего крана, чтобы попробовать с его помощью поднять на мачты оставшиеся реи. В итоге допустили крупную промаш­ ку: пока суть да дело, невидимый для нас мост раз­ вели и вновь закрыли, а диспетчер ушел - у него в тот день были именины. Поход с треском провали­ вался... И тут произошло то, после чего трудно не пове­ рить в божий промысел, на который всегда наде­ ялись российские моряки. С берега словно с небес на борт свалился президент клуба Виктор Дмитриев, причем - из Испании, где он был по делам фирмы. Высказав все что можно по поводу нашей оплошно­ сти, он наконец сменил гнев на милость и сообщил, что сумел буквально вытащить хозяина моста из-за праздничного стола. Однако через пару минут радо­ стная весть была омрачена крайне неприятным ин­ цидентом. При неудачной швартовке опрокинулась шлюпка с двумя членами экипажа. Оверкиль произо­ шел вблизи моста, и течение понесло их под него, а фрегат не мог двинуться вниз по течению. К сча­ стью, недалеко находилась еще одна лодка, которая тут же пошла на помощь. Оказавшиеся в воде путе­ шественники были хорошими пловцами, и все обош­ лось, даже вещи они умудрились спасти. ВИВАТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ! В Неву мы вошли без дальнейших приключений. Организаторы праздника отвели “Святому Духу" са­ мое почетное место - напротив Петропавловской крепости. Наутро 29 мая - в день кульминации тор­ жеств - вокруг нас стали собираться современные крейсерские яхты. Ближе же к Дворцовому мосту встало нечто похожее на старинный парусный ко­ рабль под названием “Св. Петр", но никакого срав­ нения с карельским фрегатом он не выдерживал - об этом говорили нам сами петербуржцы. Мы стали готовиться к водному параду, который был назначен на 16 часов. Первым делом стали го­ товить к “ бою" орудия. Пушки заряжаются с дула по­ роховыми зарядами, которые затем забиваются пыжами из войлока или разноцветной ветоши. На мой взгляд (а я имел небольшой опыт стрельбы в прошлом походе и поэтому был назначен канони­ ром), ветошь более пригодна для стрельбы, так она эффектно разлетается в стороны метров на тридцать и ее хорошо могут видеть зрители. Первый же залп привлек внимание не только жи ­ телей города, но и членов карельской делегации, приглашенной на праздник. Сначала на борт прибыла визитная карточка председателя правительства ре­ спублики С. Блинникова, затем на борт поднялись он сам и заместитель мэра Петрозаводска Е. Акать­ ев. Гости осмотрели судно и, как принято говорить при официальных отчетах, дали высокую оценку фре­ гату. Впрочем, на самом деле никакого официоза не было и в помине, а завязалась дружеская беседа: Сергей Петрович еще в бытность зампреда Ленин­ ского райисполкома помогал “Одиссею", да и сейчас не забывает клуб. Пальба, к сожалению, не удалась изо всех ору­ дий сразу: сказалась та же неподготовленность, по­ этому была пристрелена только одна пушка. Но, проходя мимо моторной яхты, на которой А. Собчак принимал парад, нам удалось выстрелить “в упор". Эффект среди руководства города был потрясаю­ щим. А потом, не стану скрывать, случился еще один конфуз: при маневрировании напротив Военно-мор­ ского музея фрегат сел на мель. Подошедший катер так неудачно сдернул судно на фарватер, что повре­ дил нам рулевое управление и редуктор. Судно по­ теряло управление и ход. Мы встали на якорь и так провели остаток праздника, наблюдая напротив Пет­ ропавловки грандиозное зрелище вечернего салюта. Говорят, что такого фейерверка давно не видел Санкт-Петербург. СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ, НОВЫЕ СТРАНСТВИЯ Несколько дней “Святой Дух" находился на ре­ монте в Питере. Затем он вернулся в Петрозаводск, где 26 июня принял участие в Дне столицы Карелии. А затем отправился в очередное плавание по разра­ ботанной клубом экспедиции "Под Андреевским флагом” , посвященной 300-летию Российского фло­ та. Это уже второй поход фрегата за границу (в про­ шлом году - в Финляндию). Бросок Виктора Дмитриева через всю Европу (а он наверняка стал первым жителем Карелии, который на машине добрался до Испании и вернулся обрат­ но) также стал плодотворным. Он проинспектировал флот клуба, корабли которого находятся на Канарских островах, в испанской Картахене и в немецком Лю ­ беке (стоявший там корабль “Святитель Николай" участвовал в местной “Ром-регате" и даже получил приз). Встретился с давними друзьями-коллегами - о “ Полярном Одиссее" знают теперь практически во всех морских державах Европы, а также в США и Канаде, где зимовал прервенец клуба, коч “ Помор". И главное - везде принимают не как экзотических гостей, а как равных партнеров. Свидетельством тому - ряд контрактов с западными фирмами и частными лицами на постройку в Петрозаводске деревянных судов, которые “адмирал", как его называют с ува­ жением соплаватели, привез из этой поездки. И, ко­ нечно, впереди новые походы, о которых мы еще не раз расскажем нашим читателям. Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz