Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.

« р ы б н ы й м у р м а н и н т е р н е ш н л » зо апреля 1993 года Международные орбиты 13 стр Полярного Одиссея ” I ¥ I ,1 • . •• » I I ля человека из любого уголка Земли, знаю- Х -А щ е г о и любящего море, имя парусника “Кат­ ти Сарк говорит о многом. Этот чайный клиппер (тип быстроходного судна XIX века, предназначенного для перевозки грузов, в основном - чая из Индии в Англию) стал символом экологически чистой эпохи парусного флота и гимном гениальности человече­ ской мысли, создавшей плеяду красивейших и ско­ ростных кораблей - “выжимателей ветра". Когда “Катти-Сарк", казалось, отжила свой срок, ее не пустили на дрова, как это происходит у нас с кораблями-трудягами. Благодарные англичане - мор­ ская нация - поставили клиппер в центре Лондона на вечную стоянку. В его честь и проводятся эти со­ ревнования. которые у мореходов-парусников счита­ ются очень престижными. Впрочем, регату “Катти Сарк" назвать чисто го­ ночным мероприятием, как, например, гонки на Ку­ бок Америки, нельзя, недаром британская Парусная ассоциация называется учебной. Ее участники- - не просто спортсмены, они. как записано в положении о проведении регаты, являются “семьей”. В эту ин­ тернациональную “семью" каждый год вливаются но­ вые члены - экипажи судов, первый раз выходящих на старт. Причем имеется обязательное условие: 50 процентов моряков должна составлять молодежь в возрасте от 15 до 26 лет. Это не только дань молодости. Организаторы ре­ гаты делают все, чтобы ее участники смогли за время гонок подружиться, лучше узнать друг друга. Для этого предусмотрены частичная смена экипажей, со­ вместные занятия и, конечно, различные познава­ тельные. спортивные и увеселительные мероприятия в период стоянок в портах Европы. Нынешняя регата “Катти Сарк" будет проводиться * с 14 июля по 17 августа.Старт парусная армада, в которую войдут суда от 10 метров длиной и более, возьмет в английском порту Ньюкастл. Затем курс будет проложен в гавани норвежских городов Берген и Ларвик. датского Эсбьерг и голландского Антвер­ пен. Петрозаводский клуб “Полярный Одиссей" наме­ рен выставить на регату как минимум два судна. Од­ но из них - “Святитель Николай". Сейчас он находится в германском порту Любек. Его экипаж для гонок будет составлен из иностранных граждан - клубу нужна валюта, и, набирая желающих принять участие в этих престижных соревнованиях, петроза­ водчане элементарно компенсируют расходы на пе­ реход второго корабля до Ньюкастла. Этим судном станет гордость “Полярного Одис­ сея" - красавец-фрегат “Святой Дух". Свое первое плавание фрегат совершил вдоль побережья Фин­ ляндии, посетив ряд исторических мест, связанных со славой российского флота, достиг Аландских ос­ тровов и благополучно вернулся в Петрозаводск. Жители и гости столицы Карелии смогли познако­ миться с ним после этого путешествия - на празд­ нике “Город - детям". Вооруженный настоящими пушками, он с акватории губы палил в честь града Петра Великого. В нынешнюю навигацию “Святому Духу”, помимо участия в “Катти Сарк", предстоит дальний морской поход к берегам Швеции, Дании, Голландии, Англии и Франции. Этот маршрут выбран в ознаменование 300-летия Российского флота и предполагает посе­ щение исторических мест, связанных с пребыванием Петра в европейских странах во время “Великого по­ сольства” в 1697-98 годах. Именно тогда царь-ре­ форматор разрабатывал стратегию строительства \ флота России. А конечным пунктом плавания пред­ полагается сделать город-побратим Петрозаводска - французский Ла-Рошель. Об особенностях подготов­ ки к навигации-93 рассказывает президент “Поляр­ ного Одиссея” Виктор Дмитриев: - За последние годы наш клуб стал, что ли, слиш­ ком элитарным, хотя создавали мы его именно для "КАТТИ САРК" ПРИГЛАШАЕТ ПЕТРОЗАВОДЧАН Клуб путешественников и исследо­ вателей “Полярный Одиссей” получил приглашение участвовать в междуна­ родной регате парусных судов “Катти Сарк”-93, проводимой британской Па­ русной учебной ассоциацией. популяризации водных путешествий, истории отече­ ственного деревянного судостроения. Но. как гово­ рится, человек предполагает, а судьба располагает. На пути нашего становления встало немало трудно­ стей, поэтому, чтобы удержаться на плаву, пришлось создать свою судостроительную фирму “Карелия- ТАМП ”. Благодаря этому было совершено немало интересных и сложных плаваний. В Святые земли сходили лодьи “Вера”, “Надежда”, “Любовь"; вокруг Скандинавии, во Францию и в Англию плавал “Св. Николай”: наш первенец - коч “Помор” - после по­ хода на Шпицберген дошел до Аляски и сейчас на­ ходится в канадском Ванкувере. География, как видите, обширная, но главное - у нас завязалось много деловых и полезных знакомств в Европе и в Америке. Мы уже принимали участие в крупнейшей регате 1992 года - “Колумб-500", в фе­ стивале парусников "Брест-92" во Франции, в мор­ ском празднике и шоу деревянных судов у наших соседей в финском городе Котка. “Полярный Одис­ сей” принят коллективным членом в Ганзейский мор­ ской клуб - это признание накопленного нами опыта исторического деревянного судостроения, высокого уровня подготовки наших мореходов. О клубе знают теперь во многих странах, и приглашение на регату нам было прислано как равным партнерам, а не из благотворительности, как это делается сплошь и ря­ дом сейчас в отношении России. Подготавливая нынешнюю экспедицию в Англию на “Святом Духе”, мы хотели бы вернуться к изна­ чальным принципам “Одиссея": чтобы команды на­ бирались только из тех людей, которые действительно любят море... В общем-то. эти слова из уст Виктора Дмитриева мне уже приходилось слышать не раз: клуб и раньше объявлял набор в ряды своих членов. Однако, то ли сказывалась инертность нас, северян, то ли неверие в возможность осуществления проектов - как же. можно ли на хрупких лодьях дойти до Хайфы? В ре­ зультате в экспедициях участвуют более “бесшабаш­ ные" петербуржцы и киевляне, москвичи и мариупольцы. И только “карелов" - считанные еди­ ницы. - Люди никак не хотят понять, что наша жизнь изменилась, - со свойственным ему напором дока - зывал Виктор. - Это раньше мы сидели за “желез­ ным занавесом" и даже мысли о самостоятельном плавании за границу не допускалось. Эта “совковая" психология по-прежнему сейчас сидит в наших го­ ловах: что я там буду делать без денег - пропаду... А во всем мире тысячи и тысячи людей путешест­ вуют по свету на маленьких суденышках, ставших им и домом, и средством к существованию. Вот и экипажи наших лодий - на Канарских островах и в испанской Картахене - не сидят на долларовом обеспечении клуба, а сами зарабатывают себе на жизнь. Это, поверьте, не так сложно, как кажется. Известный мореход прошлого, покоритель Тихо­ го океана Фестесис Де Тольна сказал: “Из всех людских безумств и заблуждений самым непости­ жимым мне кажется то, что человек, живя на земле один только раз, не стремится познать ее всю це­ ликом". Лучше не скажешь. Поэтому мы хотим при­ вить нашим соотечественникам мысль о том, что весь мир могут увидеть не только толстосумы в бе­ зумно дорогих туристских турах, а практически каж ­ дый, сев в небольшую лодку, как в автомобиль (который, кстати, стоит дороже), может отправиться куда душа прикажет, пройдя, конечно, визовые формальности. Именно для таких целей конструкторское бюро фирмы “Карелия-ТАМП" разработало ряд проектов деревянных парусных судов - от 11 метров длиной и больше, отвечающих всем нормам международ­ ных требований безопасности на море. А скоро на стапелях Петрозаводской судоверфи состоится тор­ жественная закладка самого крупного корабля в ис­ тории клуба - 22-метровой шхуны. Ведутся также переговоры о строительстве судов для граждан и организаций из Турции, Финляндии, ФРГ. Норвегии и Великобритании. Их убеждать в преимуществе такого вида отдыха и бизнеса не приходится. А вот найдутся ли новые сподвижники карельских мореходов у нас в респуб­ лике - покажет нынешний рейс фрегата “Святой Дух". Александр ТРУБИН, собкор “РМ”. г. Петрозаводск. ОТ РЕДАКЦИИ. Напомним читателям о мате­ риале этого автора “Шпионские страсти по-скан- динавски”, опубликованном 5 марта с. г. В нем подробно рассказывается о судне “Святитель Ни­ колай”, вернее - о злоключениях экипажа до того, как он пришел в германский порт Любек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz