Рыбный Мурман. 1993 г. Апрель.
« р ы б н ы й м у р м а н и н т е р н е ш н л » зо апреля 1993 года Международные орбиты 13 стр Полярного Одиссея ” I ¥ I ,1 • . •• » I I ля человека из любого уголка Земли, знаю- Х -А щ е г о и любящего море, имя парусника “Кат ти Сарк говорит о многом. Этот чайный клиппер (тип быстроходного судна XIX века, предназначенного для перевозки грузов, в основном - чая из Индии в Англию) стал символом экологически чистой эпохи парусного флота и гимном гениальности человече ской мысли, создавшей плеяду красивейших и ско ростных кораблей - “выжимателей ветра". Когда “Катти-Сарк", казалось, отжила свой срок, ее не пустили на дрова, как это происходит у нас с кораблями-трудягами. Благодарные англичане - мор ская нация - поставили клиппер в центре Лондона на вечную стоянку. В его честь и проводятся эти со ревнования. которые у мореходов-парусников счита ются очень престижными. Впрочем, регату “Катти Сарк" назвать чисто го ночным мероприятием, как, например, гонки на Ку бок Америки, нельзя, недаром британская Парусная ассоциация называется учебной. Ее участники- - не просто спортсмены, они. как записано в положении о проведении регаты, являются “семьей”. В эту ин тернациональную “семью" каждый год вливаются но вые члены - экипажи судов, первый раз выходящих на старт. Причем имеется обязательное условие: 50 процентов моряков должна составлять молодежь в возрасте от 15 до 26 лет. Это не только дань молодости. Организаторы ре гаты делают все, чтобы ее участники смогли за время гонок подружиться, лучше узнать друг друга. Для этого предусмотрены частичная смена экипажей, со вместные занятия и, конечно, различные познава тельные. спортивные и увеселительные мероприятия в период стоянок в портах Европы. Нынешняя регата “Катти Сарк" будет проводиться * с 14 июля по 17 августа.Старт парусная армада, в которую войдут суда от 10 метров длиной и более, возьмет в английском порту Ньюкастл. Затем курс будет проложен в гавани норвежских городов Берген и Ларвик. датского Эсбьерг и голландского Антвер пен. Петрозаводский клуб “Полярный Одиссей" наме рен выставить на регату как минимум два судна. Од но из них - “Святитель Николай". Сейчас он находится в германском порту Любек. Его экипаж для гонок будет составлен из иностранных граждан - клубу нужна валюта, и, набирая желающих принять участие в этих престижных соревнованиях, петроза водчане элементарно компенсируют расходы на пе реход второго корабля до Ньюкастла. Этим судном станет гордость “Полярного Одис сея" - красавец-фрегат “Святой Дух". Свое первое плавание фрегат совершил вдоль побережья Фин ляндии, посетив ряд исторических мест, связанных со славой российского флота, достиг Аландских ос тровов и благополучно вернулся в Петрозаводск. Жители и гости столицы Карелии смогли познако миться с ним после этого путешествия - на празд нике “Город - детям". Вооруженный настоящими пушками, он с акватории губы палил в честь града Петра Великого. В нынешнюю навигацию “Святому Духу”, помимо участия в “Катти Сарк", предстоит дальний морской поход к берегам Швеции, Дании, Голландии, Англии и Франции. Этот маршрут выбран в ознаменование 300-летия Российского флота и предполагает посе щение исторических мест, связанных с пребыванием Петра в европейских странах во время “Великого по сольства” в 1697-98 годах. Именно тогда царь-ре форматор разрабатывал стратегию строительства \ флота России. А конечным пунктом плавания пред полагается сделать город-побратим Петрозаводска - французский Ла-Рошель. Об особенностях подготов ки к навигации-93 рассказывает президент “Поляр ного Одиссея” Виктор Дмитриев: - За последние годы наш клуб стал, что ли, слиш ком элитарным, хотя создавали мы его именно для "КАТТИ САРК" ПРИГЛАШАЕТ ПЕТРОЗАВОДЧАН Клуб путешественников и исследо вателей “Полярный Одиссей” получил приглашение участвовать в междуна родной регате парусных судов “Катти Сарк”-93, проводимой британской Па русной учебной ассоциацией. популяризации водных путешествий, истории отече ственного деревянного судостроения. Но. как гово рится, человек предполагает, а судьба располагает. На пути нашего становления встало немало трудно стей, поэтому, чтобы удержаться на плаву, пришлось создать свою судостроительную фирму “Карелия- ТАМП ”. Благодаря этому было совершено немало интересных и сложных плаваний. В Святые земли сходили лодьи “Вера”, “Надежда”, “Любовь"; вокруг Скандинавии, во Францию и в Англию плавал “Св. Николай”: наш первенец - коч “Помор” - после по хода на Шпицберген дошел до Аляски и сейчас на ходится в канадском Ванкувере. География, как видите, обширная, но главное - у нас завязалось много деловых и полезных знакомств в Европе и в Америке. Мы уже принимали участие в крупнейшей регате 1992 года - “Колумб-500", в фе стивале парусников "Брест-92" во Франции, в мор ском празднике и шоу деревянных судов у наших соседей в финском городе Котка. “Полярный Одис сей” принят коллективным членом в Ганзейский мор ской клуб - это признание накопленного нами опыта исторического деревянного судостроения, высокого уровня подготовки наших мореходов. О клубе знают теперь во многих странах, и приглашение на регату нам было прислано как равным партнерам, а не из благотворительности, как это делается сплошь и ря дом сейчас в отношении России. Подготавливая нынешнюю экспедицию в Англию на “Святом Духе”, мы хотели бы вернуться к изна чальным принципам “Одиссея": чтобы команды на бирались только из тех людей, которые действительно любят море... В общем-то. эти слова из уст Виктора Дмитриева мне уже приходилось слышать не раз: клуб и раньше объявлял набор в ряды своих членов. Однако, то ли сказывалась инертность нас, северян, то ли неверие в возможность осуществления проектов - как же. можно ли на хрупких лодьях дойти до Хайфы? В ре зультате в экспедициях участвуют более “бесшабаш ные" петербуржцы и киевляне, москвичи и мариупольцы. И только “карелов" - считанные еди ницы. - Люди никак не хотят понять, что наша жизнь изменилась, - со свойственным ему напором дока - зывал Виктор. - Это раньше мы сидели за “желез ным занавесом" и даже мысли о самостоятельном плавании за границу не допускалось. Эта “совковая" психология по-прежнему сейчас сидит в наших го ловах: что я там буду делать без денег - пропаду... А во всем мире тысячи и тысячи людей путешест вуют по свету на маленьких суденышках, ставших им и домом, и средством к существованию. Вот и экипажи наших лодий - на Канарских островах и в испанской Картахене - не сидят на долларовом обеспечении клуба, а сами зарабатывают себе на жизнь. Это, поверьте, не так сложно, как кажется. Известный мореход прошлого, покоритель Тихо го океана Фестесис Де Тольна сказал: “Из всех людских безумств и заблуждений самым непости жимым мне кажется то, что человек, живя на земле один только раз, не стремится познать ее всю це ликом". Лучше не скажешь. Поэтому мы хотим при вить нашим соотечественникам мысль о том, что весь мир могут увидеть не только толстосумы в бе зумно дорогих туристских турах, а практически каж дый, сев в небольшую лодку, как в автомобиль (который, кстати, стоит дороже), может отправиться куда душа прикажет, пройдя, конечно, визовые формальности. Именно для таких целей конструкторское бюро фирмы “Карелия-ТАМП" разработало ряд проектов деревянных парусных судов - от 11 метров длиной и больше, отвечающих всем нормам международ ных требований безопасности на море. А скоро на стапелях Петрозаводской судоверфи состоится тор жественная закладка самого крупного корабля в ис тории клуба - 22-метровой шхуны. Ведутся также переговоры о строительстве судов для граждан и организаций из Турции, Финляндии, ФРГ. Норвегии и Великобритании. Их убеждать в преимуществе такого вида отдыха и бизнеса не приходится. А вот найдутся ли новые сподвижники карельских мореходов у нас в респуб лике - покажет нынешний рейс фрегата “Святой Дух". Александр ТРУБИН, собкор “РМ”. г. Петрозаводск. ОТ РЕДАКЦИИ. Напомним читателям о мате риале этого автора “Шпионские страсти по-скан- динавски”, опубликованном 5 марта с. г. В нем подробно рассказывается о судне “Святитель Ни колай”, вернее - о злоключениях экипажа до того, как он пришел в германский порт Любек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz